(5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: заинтересовать детей чтением книг; расширить кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения.

Ведущий 1. В декабре 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А. Некрасова.

Ведущий 2. Детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грещнево было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки - Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:

Ведущий 1.

О, Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мирю спит...
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
("На Волге")

Ведущий 2. Так написал он в одном из своих стихотворений, передавая те чувства, которые зародились в его душе ещё в раннем детстве...

Ведущий 1. Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры Некрасова, как магнит привлекало к себе будущего поэта.

Ведущий 2. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках.

Ведущий 1. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Ведущий 2. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему "Зелёному Шуму" зародилась у него в ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
("Зелёный шум")

Ведущий 1. Зелёный Шум - так народ называл пробуждение природы весной.

Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В земли вонзались струи дождевые
С силой смертельной...
("Дедушка Мазай и зайцы")

Ведущий 2. Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
("Железная дорога")

Ведущий 1. Песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны
Построю дворец изо льда.
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
("Мороз, Красный нос")

Ведущий 2. Уже в раннем детстве Н.А. Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух.

Ведущий 1. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд, но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником.

Ведущий 2. Будущему поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями. Некрасов рассказывает об этом приключении так:

Ведущий 1.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей,
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
"Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!"
И в ту же ночь пошёл я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошёл,
Но черт не выплыл, не пришёл!
("На Волге")

Ведущий 2. Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его! Товарищами Николая были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.

Ведущий 1. Мальчик был рад целые дни, с утра до вечера, проводить под открытым небом, в лесах и полях. Но осенью 1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы Н.А. Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.

Ведущий 2. Под их влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.

Ведущий 1. Когда Н.А. Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург (этот город бы тогда столицей России).

Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)


(Из поэмы "Мать". 1877)

Ведущий 2. В 1838 году он был уже в Петербурге. Там ему жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Так" с первых же дней приезда Некрасова в столицу, ему пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. В это время ему удалось напечатать несколько своих стихотворений. Н.А. Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (весёлые пьесы).

Ведущий 1. В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Некрасова. Книга имела большой успех. Но Некрасов был не только писателем и поэтом, он был и редактором известных в России журналов "Современник" и "Отечественные записки".

Ведущий 2. Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о журнале, он уезжал в деревню, в родные ярославские края - в Грешнево, а позже в Карабиху или Чудовскую Луку (под Петербургом).

Ведущий 1.

Это были лучшие дни в его жизни:
Опять я в деревне,
Хожу на охоту,
Пишу мои вирши -
Живётся легко.
("Крестьянские дети")

Виршами Н. А. Некрасов называет стихи.

Ведущий 2. Охота была давним увлечением Николая Алексеевича, к ней он пристрастился ещё с детства. Сестра Некрасова вспоминала такой случай. Однажды поздней осенью случилось Некрасову подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись колодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. "Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило", - писала его сестра в воспоминаниях.

Ведущий 1. Охота - целый мир со своими традициями, языком, обрядами, верованиями. В 1846 году Н.А. Некрасовым написано стихотворение "Псовая охота", где он великолепно описывает этот вид охоты. Описание знатоком псовой охоты без специальных знаний до конца понять трудно, но настроение ощутить вполне возможно:

"В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Ближе и лай, и порсканье, и крик -
Вылетел бойкий русак-материк.
Гикнул помещик и ринулся в поле...
То-то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!"

Ведущий 2. К своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, Некрасов испытывал глубокую нежность и привязанность. Особенно он любил собаку по имени Кадо.

Ведущий 1. После гибели Кадо Николай Алексеевич бросил охоту. Но ненадолго - без привычной тяжести ружья на плече, без долгих неторопливых бесед с крестьянами-охотника- ми ему уже было не. обойтись.

Ведущий 2. Приезжая на родину, Некрасов сразу окунался в деревенскую жизнь, а охота помогала поэту быстро стряхнуть с себя все петербургские заботы и волнения.

Какой восторг! За перелётной птицей
Гонюсь с ружьём, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю... мечтаю...
("Уныние". 1874)

Ведущий 2. Охота была для Н.А. Некрасова не только забавою, но и средством знакомства с народной жизнью. У Некрасова было много друзей среди крестьян-охотников. Николай Алексеевич умел найти к каждому свой подход, умел вызвать на откровенность.

Ведущий 1. Именно на охоте черпал поэт материал для своего творчества. Почти всегда из своих охотничьих странствий он привозил запас впечатлений для будущих произведений. Одно из них (поэму "Коробейники") Некрасов посвятил Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину деревни Шоды, охотнику и "другу-приятелю". Она начиналась такими строчками:

Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоём,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?
Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится - смолчу.
("Коробейники". 1861)

Ведущий 2. В другой раз, вернувшись с охоты, он засел за работу и появилось стихотворение "Крестьянские дети". Некрасов в своём стихотворении ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведённом среди деревенских приятелей:

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они,
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко
А утром не мог ни за что отыскать.

Ученик 10.

Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.

Ведущий 1. В этом стихотворении перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка:

Ученик 11.

Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.

Ученик 12. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу, К 14- ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять - работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравнее со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков - отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в четырёх километрах от Грешнева). Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 году было построено отдельное здание. Сам поэт и его петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.

Ведущий 2. Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А.Некрасов стихотворение "Школьник":

Ученик 13.

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Ученик 14.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Ведущий 1. Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и в конце концов стал знаменитейшим русским учёным.

Ведущий 2. Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к "детской" теме, как Некрасов. С 1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", " Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник", "Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.

Ведущий 1. В этих стихах картины детства - детских игр, беззаботных радостей или горестей.

Ведущий 2. А теперь мы предлагаем вам, ребята, принять участие и показать свои знания в игре по творчеству Н.А.Некрасова..

Игра по творчеству Н.А.Некрасова

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Итак, мы начинаемигру по творчеству Н.А.Некрасова.

В викторине принимают участие 2 команды (по 6 человек).

ПРАВИЛА ИГРЫ.

Право ответа принадлежит команде, которая первой подняла табличку со своим названием. В случае верного ответа команда получает балл. Если дан неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде.

Ведущий. Давайте познакомимся с названием команд.

  • Команда №1 _____ класс - _______________________________
  • Команда №2 _____ класс - _______________________________

Мы начинаем игру.

Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА"

1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.

ОТВЕТ. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.

2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.

ОТВЕТ. От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.

3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?

ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.

4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?

ОТВЕТ. Ярославская гимназия

5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?

ОТВЕТ. Это мать Некрасова.

6 . Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?

ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"

7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?

ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек

8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?

ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)

9 . Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:

Когда ещё всё в мире спит:
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке".

О какой реке говорится в этом стихотворении?

ОТВЕТ. О реке Волге.

10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:

Я отроком покинул отчий дом.
(За словом я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.

О каком городе идет речь?

ОТВЕТ. О Петербурге.

11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?

ОТВЕТ. Охота.

12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?

ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".

13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?

ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.

Ведущий. Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА " завершён. И мы спросим жюри об итогах этого конкурса.

Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ ".

"Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано..."
("Крестьянские дети". 1861)

"Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц..."
("Мороз Красный Нос". 1863)

"Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидала в книжках картинки,
Так на глаза навернулись слезинки,
Сжалился, дал ей букварь старина:
"Коли бедна ты, так будь ты умна!"
("Дядюшка Яков". 1867)

"Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки..."
("На Волге". 1860)

"Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
("Мороз, Красный нос")

Ведущий. Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ " завершён. Я прошу жюри подвести итоги двух конкурсов.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА ".

Капитаны подойдите ко мне и выберете задание для следующего конкурса.

Задание этого конкурса -

Карточка 1.

Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам.

"С старым Мазаем я бил дупелей ".
"Начал частенько Мазай пуделять ".
("Дедушка Мазай и зайцы")

"Вижу я в котомке книжку".
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь.
("Школьник")

ОТВЕТЫ. Карточка 1. Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.

  • Пуделять - промахиваться при стрельбе.
  • Котомка - так в старину называли сумку, носимую за плечами.
  • Поприще - пространство, место, приспособленное для бега, скачек, борьбы, игр; область деятельности.
  • Карточка 2.

    Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам.

    • "Пишу мои вирши ..."
    • " Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."
    • "В снопы перевяжут, на ригу свезут,
    • Просушат, колотят-колотят цепами ..."
    • дровни , и хворост, и пегонький конь".

    ("Крестьянские дети")

    ОТВЕТЫ. Карточка 2. Вирши - стихи.

  • Пожня - жнивье (поле, где сжат, убран хлеб) или луг.
  • Рига - сарай для сушки снопов и молотьбы.
  • Цепы - цеп - ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било - тяжёлую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зёрна из колосьев.
  • Карточка 3.

    "Много видел на тракту
    Генералов строгих..."
    "Дело под вечер, зимой,
    И морозец знатный ".
    ("Генерал Топтыгин")

    ОТВЕТЫ. Карточка 3. Тракт - большая проезжая дорога.

  • Знатный - здесь, сильный.
  • Карточка 4.

    Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам.

    "Нас, что ни ночь, разоряют станицы
    Всякой пролётной прожорливой птицы..."
    ("Несжатая полоса")

    "А старший с важностью спросил,
    Кубарь пуская перед нею..."
    ("Соловьи")

    ОТВЕТЫ. Карточка 4.

    • Станицы - здесь, стая птиц.
    • Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.

    Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА " подошёл к концу. И я опять прошу жюри рассказать об итогах трёх конкурсов.

    Жюри подводит итоги первого конкурса.

    Итак, последний четвёртый конкурс "КОНКУРС КАПИТАНОВ ".

    Это задание было домашним. Сейчас мы проверим, как наши капитаны с ним справились.

    Капитаны, вам слово.

    Задание этого конкурса

    Знаете ли вы афоризмы Некрасова:

    То сердце не научится любить...

    Сейте разумное...

    Поэтом можешь ты не быть...

    Мне борьба мешала быть поэтом...

    Чтоб словам было тесно:

    У счастливого недруги мрут...

    Будь гражданином, служа искусству...

    Суждены нам благие порывы...

    Воля и труд человека...

    Люди холопского звания...

    Четвёртый конкурс "КОНКУРС КАПИТАНОВ " завершён. Я прошу жюри подвести итоги нашей игры.

    Жюри подводит итоги первого конкурса.

    Ведущий. Вот и подошла наша игра к концу.

    ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ!!!

    (из стихов Н.А. Некрасова)

    1. "В зеленой раме зеркало"? (пруд)
    2. "Стоят столбы точеные, головки золоченые,
      Задумчиво и ласково шумят"? (колосья)
    3. "Точь-в-точь сапожки красные
      Лежат на полосе" (свекла)
    4. Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)
    5. "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)
    6. [Он] неокрепший на речке студеной
    7. Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)
    8. "Прямы и светлы, как прутья стальные,
      В землю вонзались с силой смертельной" (струи дождевые)

    «Я лиру посвятил народу своему...»

    Я лиру посвятил народу своему.
    Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
    Н. Некрасов.


    (литературная игра для учащихся 10-х класс )
    Цель : формирование представления учащихся о поэзии Н. Некрасова;
    Задачи:
    проверить знания учащихся о стихах поэта;
    развивать творческое мышление учащихся;
    Пояснительная записка:
    Дети изучают творчество поэтов на уроках литературы по обычному учебнику литературы: биография, произведения, разбор этих произведений. Этот материал предлагает изучить творчество поэта в игре, в которой учащиеся отгадают произведения по отрывкам и повторят биографию поэта с помощью предложенных вопросов. Иллюстрации помогут отгадать произведения поэта.
    «Разминка »
    (Ведущий называет одну строку, а участники игры должны прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает.)
    Однажды, в студеную зимнюю пору…
    (Я из лесу вышел; был сильный мороз.
    Гляжу, поднимается в гору
    Лошадка, везущая воз.)


    Крестьянские дети .
    Славная осень! Здоровый, ядреный…
    (Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной,
    Словно как тающий сахар лежит…)


    Железная дорога.
    Не ветер бушует над бором…
    (Не с гор побежали ручьи-
    Мороз-воевода дозором
    Обходит владенья свои.)


    Мороз, Красный нос
    Старый Мазай разболтался в сарае…
    («В нашем болотистом, низменном крае
    Впятеро больше бы дичи велось,
    Кабы сетями ее не ловили,
    Кабы силками ее не давили…»)


    Дедушка Мазай и зайцы .
    (Лес обнажился, поля опустели,
    Грустную думу наводит она.)


    Несжатая полоса.
    В зимние сумерки нянины сказки …
    (Саша любила. Поутру в салазки
    Саша садилась, летела стрелой,
    Полная счастья, с горы ледяной.)


    Саша.
    О, Волга!… колыбель моя!
    (Любил ли кто тебя, как я?
    Один по утренним зорям,
    Когда еще все в мире спит
    И алый блеск едва скользит
    По темно - голубым волнам,
    Я убегал к родной реке…)


    На Волге .
    Добрые люди, спокойно вы жили…
    (Милую дочь свою нежно любили.
    Дико росла, как цветок полевой,
    Смуглая Саша в Деревне степной.)


    Саша.
    Дело под вечер зимой,
    И морозец знатный…
    (По дороге столбовой
    Едет парень молодой,
    Мужичок обратный:
    Не спешит, трусит слегка;
    Лошади не слабы,
    Да дорога не гладка-
    Рытвины, ухабы.)


    Генерал Топтыгин .
    Идет-гудет Зеленый Шум…
    (Зеленый Шум, весенний Шум!
    Играючи, расходится
    Вдруг ветер верховой:
    Качнет кусты ольховые,
    Подымет пыль цветочную,
    Как облако - все зелено:
    И воздух и вода!


    Зеленый Шум.
    1. Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845 гг.? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар, Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
    2. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!» (В.Г. Белинский – по поводу стихотворение «Родина».)
    3 .Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1946 г. в аренду? («Современник».)
    4 .Кто из известных русских писателей был «открыт» Некрасовым – редактором «Современника»?
    5 .Как – то раз Авдотья Павловна описала Некрасову сцену, которую ей пришлось наблюдать: « Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». Какое стихотворение Некрасова «выросло» из этого рассказа? («Размышление у парадного подъезда».)
    6. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Некрасова, в своей речи осторожно сравнил поэта с Пушкиным и Лермонтовым, и услышал, как в ответ раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» (Ф.М. Достоевский.) (На столе разложены карточки с именами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ведущий зачитывает командам по очереди фрагменты поэмы с описаниями различных героев, команды должны найти карточку с соответствующим именем.)
    Грудь впалая; как вдавленный
    Живот; у глаз, у рта
    Излучины, как трещины
    На высохшей земле;
    И сам на землю – матушку
    Похож он: шея бурая,
    Как пласт, сохой отрезанный,
    Рука – кора древесная,
    А волосы – песок.
    (Яким Нагой, мужик
    Из деревни Босово.)

    С большущей сивой гривою,
    Чай, двадцать лет нестриженой,
    С большущей бородой,
    Дед на медведя смахивал,
    Особенно, как из лесу,
    Согнувшись выходил.
    (Савелий, богатырь святорусский.)
    Худой! Как зайцы зимние,
    Весь белый, шапка белая
    Высокая с околышем
    Из красного сукна.
    Нос клювом, как у ястреба,
    Усы седые, длинные,
    И – разные глаза:
    Один здоровый – светится,
    А левый – мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!
    (Князь Утянин(«Последыш»).)
    К нему подходишь к первому,
    А он и посоветует,
    И справку наведет;
    Где хватит силы – выручит,
    Не спросит благодарности,
    И дашь, так не возьмет!
    (Ермил Гирин.)


    Другой мужик, присадистый,
    С широкой бородищею…
    (Лука, один из семерых
    Крестьян – правдоискателей.)

    Осанистая женщина.
    Высокая и плотная
    Лет тридцати осьми.
    Красива, волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,
    Сурова и смугла.
    (Матрена Тимофеевна, крестьянка.)
    Лицо худое, бледное
    И волос тонкий, вьющийся,
    С оттенком красноты…
    (Гриша Добросклонов.)
    Высок и тощ до крайности;
    На нем сюртук с медалями
    Висел, как на шесте.
    (Солдат из главы «Пир на весь мир». )
    (Ведущий читает командам по очереди некрасовские строки, команды вспоминают, из каких они произведений)
    Я Лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил – и сердцем
    я спокоен…
    Элегия («Пускай вам говорит изменчивая мода…»
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь…
    Иди, и гибни безупречно,
    Умрёшь не даром… Дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Поэт и гражданин
    И вот они опять, знакомые места,
    Где жизнь текла отцов моих –
    бесплодна и пуста,
    Текла среди пиров,
    Бессмысленного чванства,
    Разврата грязного и мелкого
    тиранства…

    («Родина».)
    От ликующих, праздно болтающих,
    Обагряющих руки в крови
    Уведи меня в стан погибающих
    За великое дело любви!
    («Рыцарь на час»)
    Знайте и верьте, друзья: благодатна
    Всякая буря душе молодой –
    Зреет и крепнет душа под грозой.

    («Саша».)
    Вынесет все – и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только – жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.
    (Железная дорога».)
    Каждой стране наступает
    Рано иль поздно черед,
    Где непокорность тупая –
    Дружная сила нужна.
    Грянет беда роковая –
    Скажется мигом страна.
    («Дедушка»)
    Волга! Волга! Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
    Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля…
    («Размышления у парадного подъезда)


    …Еще народу русскому
    Пределы не поставлены:
    Пред ним широкий путь.
    («Кому на Руси жить хорошо»)
    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное…
    Русский народ…
    («Сеятелям».)
    Как ни тепло чужое море,
    Как ни красна чужая даль,
    Не ей поправить наше горе,
    Размыкать русскую печаль!
    («Тишина»)
    Ведущий: Стихотворения Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин. Подберите, пожалуйста, к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитируйте самые подходящие фрагменты этих стихотворений.
    1.«Бурлаки» И.Е. Репина


    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой,
    Обутым в лапти, вдоль реки
    Ползли гурьбою бурлаки…
    На Волге
    2 «Н.А.Некрасов в период ”Последних песен”» И. Н. Крамского.
    Я вижу все…А рано смерть идет,
    И жизни жаль мучительно.
    Я молод,
    Теперь поменьше мелочных забот,
    И реже в дверь мою стучится голод:
    Теперь бы мог я сделать что-нибудь.
    Но поздно… Последние песни


    3. «Проводы покойника» В. Г. Перова


    Савраска увяз в половине сугроба –
    Две пары промерзлых лаптей
    Да угол рогожей покрытого гроба
    Торчат из убогих дровней.
    Мороз, Красный нос (часть 1 «Смерть крестьянина»)


    4. «Ремонтные работы на железной дороге»
    К. А. Савицкого


    Мы надрывались под зноем, под
    холодом,
    С вечно загнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися
    с голодом,
    Мерзли и мокли, болели цингой.

    Железная дорога
    5 «Рожь» И. И. Шишкина


    Все рожь кругом, как степь живая,
    Ни замков, ни морей, ни гор…
    Спасибо страна родная,
    За твой врачующий простор!
    Тишина
    6. «Зеленый шум» А. А. Рылова.


    Идет – гудет Зеленый Шум,
    Зеленый Шум, весенний Шум!
    Зеленый Шум (Командам выдаются карточки; на каждой карточке 4 названия стихотворений. Одно из них – не Некрасовское. Нужно его найти)
    1 . «В.Г.Белинский»;
    «На смерть Шевченко»;
    «Смерть поэта»;
    «Памяти Добролюбова»;
    «Смерть поэта» - написал М. Ю. Лермонтов.
    2. «Не говори: «Забыл он осторожность!...»
    « Где вы – певцы любви, свободы, мира…»;
    « Поэт и толпа »
    « Поэт и гражданин »
    «Поэт и толпа» - написал Пушкин А. С.
    3 . «Еду ли ночью по улице темной…»
    « Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
    « В дороге »;
    «Тройка »;
    « Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - написал Пушкин А.С(Даны карточки. В каждой карточке два стихотворных фрагмента, один из которых принадлежит перу Н.А. Некрасова. Нужно определить некрасовские строки и назвать автора второго фрагмента.)
    1 .Под голубыми небесами
    Великолепными коврами
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.


    А. Пушкин. Зимнее утро
    И снег, до окошек деревни
    Лежащий,
    И зимнего солнца холодный огонь –
    Все, все настоящие русское было,
    С клеймом нелюдимой,
    Мертвящей зимы…


    Н. Некрасов. Крестьянские дети
    2 .Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
    Поздняя осень. Грачи улетели,
    Лес обнажился, поля опустели,
    Только не сжата полоска одна…
    Грустную думу наводит она.
    Н.Некрасов. Несжатая полоса (Из четырех вариантов ответа нужно выбрать правильный)
    1 .В каком из произведений Н. А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки» ?
    В поэме «Мороз, Красный нос»;
    В цикле «Коробейники»;
    В поэме «Русские женщины»;
    В поэме « Кому на Руси жить хорошо».


    2 .Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Н. А. Некрасов считает счастливым?
    Царя;
    мужиков;
    попа;
    пьяного
    3. Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Представил тип своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это…
    Гриша Добросклонов
    Яким Нагой
    Ермил Гирин
    Матрена Тимофеевна
    3 .О ком говорится в следующем фрагменте?
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    О Ермиле Гирине;
    О Грише Добросклонове
    О Якиме Нагом
    О деде Савелии.
    4. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась…
    социальная сатира
    веселый и бодрый юмор
    народная трагедия
    политический сарказм
    5 .В каком из перечисленных отрывков дано определение некрасовской музы?
    «…Печалью согрета//Гармония и наших муз и дев…»;
    «Муза мести и печали»
    «Муза моя просыпается рано…»
    «Стала Муза моя // И бледна, и худа…»
    6 .Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан» ?
    Н. А. Некрасову.
    К. Ф. Рылееву
    А.С Пушкину
    А. А Блоку.
    7 .Кому из критиков революционно-демократического движения посвящены приведенные ниже строки?
    Суров ты был, ты в молодые годы
    Умел рассудку страсти подчинять
    Учил ты жить для славы, для свободы,
    Но более учил ты умирать.
    В.Г Белинскому;
    Н. А. Добролюбову.
    Н.Г. Чернышевскому;
    Д. И. Писареву.
    8. В чем заключается новизна художественного метода Н.А. Некрасова?
    В изображении реалистических картин жизни;
    в использовании стихотворных размеров, характерных для русской народной песни;
    в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен.
    в использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
    9. В каком городе поставлен памятник Некрасову?
    В Москве
    В Киеве
    В Немирове
    В Петербурге.

    Классный час, посвященный 195-летию

    со дня рождения Н.А. Некрасова

    «Опять я в деревне»

    Н.А. Некрасов («Крестьянские дети»)

    Цели:

    Развивать познавательную активность детей;

    Пробуждать интерес к истории своей Родины;

    Развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности;

    Прививать интерес к книге, к чтению;

    Воспитывать культуру общения, эстетические чувства.

    Оборудование:

    Выставка книг Н.А.Некрасова

    Презентация по биографии Н.А. Некрасова;

    Диафильм «Дед Мазай и зайцы»;

    План

    1. Вступление;

    2. Презентация «Н.А. Некрасов. Биография»;

    3. Поэма «Крестьянские дети» в исполнении учащихся класса;

    4. Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы»;

    5. Подведение итогов встречи.

    «Отмечаем 195-летие со дня рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова. Поэзия Некрасова – часть народной культуры.

    Н.А.Некрасов – человек с нелегкой судьбой. С раннего детства его мучил вопрос о несправедливом устройстве жизни».

    «С поэзией Некрасова знакомимся с раннего детства, продолжаем знакомиться все школьные годы и всю жизнь с удовольствием перечитываем его произведения».

    Поэма «Крестьянские дети» звучит в исполнении учащихся класса.

    «Для детей Некрасов писал специально. Для него обращение к детям было важным, без скидок на возраст. Он делился с ними возмущением, которое вызывало у него положение простых людей. Некрасову, как детскому поэту, были свойственны юмор и занимательность. Причудливая фантазия и стремительная легкость его стихов вместе с необычайной лексикой вызывали к жизни неожиданные образы, которые навсегда оседали в памяти.

    В поэме оживают страницы его детства.

    Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры поэта, как магнит привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирая вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима катался с гор на салазках. Так с самого детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

    Охота была давним увлечением Некрасова. Охота в России издавна была популярна. Богатые люди охотились ради забавы, бедные ради добычи.

    Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о создании журнала «Современник», «Отечественные записки», он уезжал в деревню, в родные ярославские края – в Грешнево, а позже в Карабаху или Чудовскую Луку

    (под Петербургом).

    Некрасов в поэме «Крестьянские дети» ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о деревенских приятелях. В поэме перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью, поэзия крестьянского труда. Крестьянский мальчик 5 – 6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В 7 - 8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: ухаживать за скотом, работать в поле, отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а к 15 –ти годам вполне мог заменить отца.

    Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет девочка осваивала прялку, в 10 лет работала серпом, шила. К 12 – 13 годам девочка в отсутствии родителей полностью вела домашнее хозяйство. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела делать сама, учила мать, а мальчиков – отец.

    Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Одна из таких школ была открыта благодаря хлопотам Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в 4- х км от Грешнева). Сначала эта школа располагалась в простой крестьянской избе, позже в

    1872 г. было построено отдельное здание. Сам поэт и петербургские друзья его внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей.

    Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к детской теме, как Некрасов.

    Произведение «Дед Мазай и зайцы» всем знакомо с ранних детских лет».

    Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы».

    Обсуждение итогов встречи.

    В ходе проведения данного мероприятия, поставленные цели и задачи достигнуты.

    Мероприятие получилось полезным и интересным

    Данные об авторе

    Малютина Надежда Николаевна

    Место работы, должность:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная)школа № 1 Павлово-Посадского муниципального района района Московской области.

    Московская область

    Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования:

    Среднее (полное) общее образование

    Целевая аудитория:

    Учитель (преподаватель)

    Предмет(ы):

    Литература

    Используемое оборудование:

    1. Запись песен

    3. Иллюстрации
    4. Запись на доске
    5. Книжная выставка
    6. Портрет Н.А.Некрасова

    Краткое описание:

    Открытое мероприятие (классный час), посвященное 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова

    Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…»
    (к 185 - летию со дня рождения Н.А.Некрасова)

    …русский народ
    Плакать не любит, а больше поет

    Оборудование:
    1. Запись песен
    2. Рисунки учеников к стихотворениям
    3. Иллюстрации
    4. Запись на доске
    5. Книжная выставка
    6. Портрет Н.А.Некрасова
    7. Газета к юбилею Н.А.Некрасова

    Звучит песня «Коробушка»
    - О чем мы узнаем из слов песни? Какая она? Веселая? Грустная?
    - Почему так часто эта песня исполняется на посиделках, за свадебным столом?
    Учитель.
    Поет народ, поэтому многие считают, что и слова когда-то давно сложил народ. Так ли это?
    Кто знает, кому принадлежат эти строки, ставшие народной песней чуть ли не в день своего появления?
    Учитель.
    А рассказал эту историю поистине народный поэт Николай Алексеевич Некрасов, 185 - летнюю годовщину со дня рождения которого мы и отмечаем. «Я лиру посвятил народу своему», - написал в одном из своих стихотворений Некрасов. И это в самом деле так. Как же начинался Некрасов как поэт? Много ему пришлось хлебнуть горя, невзгод, но не сломился 16 - летний юноша, один, без поддержки, оказавшись в Петербурге.
    Прошло несколько лет. Уже шел 1845 год. Как-то, сидя вместе с Панаевым у Белинского, Некрасов прочитал своим друзьям только что написанные печальные стихи о том, как «господа» загубили крестьянскую девушку: ее воспитали вместе с барышней в барском доме, сделали из нее «белоручку», и «белоличку», а потом отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского парня - ямщика.
    «В дороге» - так назвал Некрасов это стихотворение. Дорога длинная, скучно и поэт попросил ямщика спеть, но песни не получилось. Послушайте это стихотворение. Ученик читает стихотворение «В дороге»
    - Чем же это стихотворение привлекло Белинского?
    Критик, услышав последние строки, бросился к Некрасову, обнял его, и чуть ли не со слезами на глазах сказал слова, теперь известные всем: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!»
    - Кого обвинил ямщик своем горе?
    Уже в одном из первых своих стихотворений Некрасов говорил о горе народном, о тяжелой жизни темной, замученной деревни. Много горя вынесла Груша, воспитанная в господском доме как госпожа, когда она стала там ненужной. Она ведь не была приучена к крестьянской доле. Какой тоской проникнуто все повествование ямщика. Он знает, кто в этом виноват «Погубили ее господа», - говорит он о своей жене.
    Учитель.
    Многие герои стихотворений и поэм Некрасова поют. Сам поэт так писал о свойстве русской души. (ст. «Знахарка»):
    Радостей мало - пророчит все горе,
    Вздумал бы плакать - наплакал бы море.
    Да - господь милостив! Русский народ
    Плакать не любит, а больше поет.
    О силе народной песни поведал поэт и в стихотворении «Огородник». И это стихотворение написано в форме бесхитростного рассказа огородника.
    - Ученик читает стихотворение «Огородник»
    Ученик.
    Во многих стихах поэта есть сюжет. Их можно пересказать. Огородник поведал о том, как на его красоту и умение петь обратила внимание господская дочь, жившая в больших хоромах. Но недолго были счастливы любленные. Молодого красавца - садовника отправили на каторгу: «знать любить не рука мужику - вахлаку да дворянскую дочь»
    Учитель.
    Еще одну попытку создания народного характера в лирике сделала Некрасов в стихотворении «Тройка».
    Тройка - это песня - романс. (Обратить внимание учеников на запись на доске)
    Романс - небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с аккомпанементом.
    - Чтение стихотворения «Тройка»
    - О чем это стихотворение? Что общего со стихотворением «В дороге»?
    Ученик.
    В «Тройке» - снова дорога, снова ямщик. Но здесь уже сам поэт размышляет, какое будущее может ожидать сельскую красавицу, ту самую, что, выйдя на дорогу, провожает бешеную тройку, на которой мчится красавец - корнет.
    Учитель.
    Я уже говорила, что «Тройка» стала одной из самых любимых народных песен. Правдиво и естественно звучит напевная строка, которую теперь уже трудно читать по книге, настолько привычно слилась она с известным романсом.
    Прослушивание романса.
    Учитель.
    Рассмотрим рисунок
    - Почему тройка промчалась мимо?
    - О чем это говорит?
    А теперь еще раз вспомним знаменитую «Коробушку» (звучит очень тихо…). Некрасов посвятил свою поэму «Коробейники» Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину, который знал лесника Давида Петрова, убившего ради наживы двоих коробейников.
    - Почему Некрасов ухватился за этот сюжет?
    Ученик.
    Некрасов ухватился за эту историю, рассказанную Гаврилой Захаровым, так как этот сюжет позволял побывать вместе с коробейниками в деревнях и селах, всюду, где толпится народ, передать его юмор и песни.
    События поэмы показаны глазами героев, простых деревенских людей. Они сами говорят в стихах Некрасова. Мы слышим их голоса, когда они поют свои песни, разговаривают друг с другом, нахваливают свой товар.
    - Рассмотрим рисунки. Кого мы здесь видим?
    Сценка: гл. II, с.64-65 (коробейники расхваливают товары)
    Учитель.
    Песню коробейника Ваньки, которую вы слышали, знают многие (звучит громко)
    - каким чувством проникнуты эти строки?
    - Чувствуется ли в них тревога?
    Пока, кажется, ничего не предвещает беды. Но и эта поэма заканчивается смертью коробейников Ваньки и Тихона.
    - Много горя было на Руси.
    А какой грех считался самым страшным?
    - как поступали с покойниками, покончившими жизнь самоубийством?
    Вот о таком трагическом происшествии мы узнаем из стихотворения «Похороны». Поскольку случай, приведенный Некрасовым, вероятно, был не единственным, народ превратил и его в песню. Послушайте ее в исполнении Ю.Гуляева.
    - Что же привело молодого стрелка к самоубийству?
    В песне - только часть стихотворения. Послушайте весь текс (читает ученик)
    - Почему так сокрушались крестьяне, когда «беда приключилася страшная»?
    Ученик.
    Крестьянские ребятишки любили молодого стрелка, потому что он был «доброй души»: ласкал их, «гостинцу им нашивал». А взрослые тоже подняли вой, так как у каждого нашлось, о чем горевать.
    Некрасов пишет и о доброй крестьянской душе, которая не забывает чужую доброту. Поэтому, хотя стрелок и обрызгал поля «грешною кровью», они обещают ему разыскать его мать и «зазнобу сердечную», чтобы показать им могилу «под большими плакучими ивами».
    И это стихотворение стало народной песней, так как здесь, как и во всяком произведении устного народного творчества, есть «горе - горькое». Заканчивается оно обращением к герою.
    Учитель.
    Мы поговорили с вами о тех произведениях Некрасова, которые запел народ или в них разговор шел о песне. У поэта есть множество стихотворений, которые он сам назвал песнями. Да и во многих его поэмах герои поют.
    Нам бы очень хотелось, чтобы вам запомнился Некрасов не только как хрестоматийный поэт, которого вы обязаны изучать, а и как человек, близкий своему народу, которому он посвятил лиру. А значит и нам с вами.
    « Я лиру посвятил народу своему,-
    скажет он незадолго до смерти.-
    Быть может, я умру, неведомый ему.
    Но я ему служил. И сердцем я спокоен»

    И спустя 185 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно.
    Мы сейчас в этом убедились.

    ЮБИЛЕЙ Н.А.НЕКРАСОВА

    Труд всегда меня животворил.

    Запиши, пока я не забыл.

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво (Ярославской Губернии), где и прошло детство будущего поэта.

    О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли своё отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно, не только впечатление от отдельных сцен, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызвали.

    Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:

    Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

    Отрадного душе воспоминанья нет;

    Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

    Проклятьем на меня легло неотразимым, -

    Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

    Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов принадлежит довольно к старинному, но обедневшему роду. Человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты в доме устраивали кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки

    Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

    В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Обучение в гимназии было поставлено плохо. Многие учителя слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они сурово наказывали своих воспитанников и учился Некрасов неровно, но товарищи любили его за живой и общительный характер. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

    Некрасову не было ещё семнадцати лет, когда он, преисполненный самых разных надежд, приехал в Петербург. Тяжёлое наступило время. В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Осуществить свою мечту так и не удалось.

    По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 гола. Своё имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В.Г.Белинский, по словам поэта, обругал его.

    В середине 1840 года начинается активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Некрасов выпустил два тома альманаха: «Физиология Петербурга», а в 1846 году – «Петербургский сборник», которые были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.

    С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И.Панаевым в конце 1846 гола взял в аренду журнал «Современник».

    Творчество Некрасова в 1868-1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».

    Ещё в начале 1850 года Некрасов серьёзно заболел. Он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием. В сборник вошли произведения, в которых содержался призыв к социальным преобразованиям, к борьбе против всех форм эксплуатации и угнетения.

    Помогай же мне трудиться, Зина!

    Труд всегда меня животворил.

    Вот ещё одна красивая картина –

    Запиши, пока я не забыл.

    Да не плачь украдкой! – Верь надежде,

    Смейся, пой, как пела ты весной,

    Повторяй друзьям моим, как прежде,

    Каждый стих записанный тобой…

    Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо. Вечером 27 декабря 1877 года Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичья кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб всё время несли на руках. Над могилой поэта с речами выступали В.А.Панаев, Ф.М.Достоевский. «Он был выше Пушкина!» -закричали Многие. Это было мнение передовых русских людей, считавшие Некрасова одним их величайших поэтов.

    ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ » 5 класс

    Грибная пора отойти не успела,
    Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
    Набили оскому: черница поспела!
    А там и малина, брусника, орех!
    Ребяческий крик, повторяемый эхом,
    С утра и до ночи гремит по лесам.
    Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
    Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
    Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
    Вот старый глухарь с облинялым крылом
    В кусту завозился... ну, бедному плохо!
    Живого в деревню тащат с торжеством...


    - Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
    Пора за работу, родной!-
    Но даже и труд обернется сначала
    К Ванюше нарядной своей стороной:
    Он видит, как поле отец удобряет,
    Как в рыхлую землю бросает зерно,
    Как поле потом зеленеть начинает,
    Как колос растет, наливает зерно;
    Готовую жатву подрежут серпами,
    В снопы перевяжут, на ригу свезут,
    Просушат, колотят-колотят цепами,
    На мельнице смелют и хлеб испекут.
    Отведает свежего хлебца ребенок
    И в поле охотней бежит за отцом.
    Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
    Ванюша в деревню въезжает царем...

    ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» 6 класс

    Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной
    Словно как тающий сахар лежит;

    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно - покой и простор!
    Листья поблекнуть еще не успели,
    Желты и свежи лежат, как ковер.

    Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни...
    Нет безобразья в природе! И кочи,
    И моховые болота, и пни -

    Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю...
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою...

    Размышления у парадного подъезда ( СТИХОТВ.) » 6 класс

    Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
    Одержимый холопским недугом,
    Целый город с каким-то испугом
    Подъезжает к заветным дверям;
    Записав свое имя и званье,
    Разъезжаются гости домой,
    Так глубоко довольны собой,
    Что подумаешь - в том их призванье!
    А в обычные дни этот пышный подъезд
    Осаждают убогие лица:
    Прожектеры, искатели мест,
    И преклонный старик, и вдовица.
    От него и к нему то и знай по утрам
    Всё курьеры с бумагами скачут.
    Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
    А иные просители плачут.
    Раз я видел, сюда мужики подошли,
    Деревенские русские люди,
    Помолились на церковь и стали вдали,
    Свесив русые головы к груди;
    Показался швейцар. "Допусти",- говорят
    С выраженьем надежды и муки.
    Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
    Загорелые лица и руки,
    Армячишка худой на плечах,
    По котомке на спинах согнутых,
    Крест на шее и кровь на ногах,
    В самодельные лапти обутых
    (Знать, брели-то долгонько они
    Из каких-нибудь дальних губерний).
    Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
    Наш не любит оборванной черни!"
    И захлопнулась дверь. Постояв,
    Развязали кошли пилигримы,
    Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
    И пошли они, солнцем палимы,
    Повторяя: "Суди его бог!",
    Разводя безнадежно руками,
    И, покуда я видеть их мог,
    С непокрытыми шли головами...

    Колыбельная песня ( Стихотвор) 7 класс

    Спи, пострел, пока безвредный!
    Баюшки-баю.
    Тускло смотрит месяц медный
    В колыбель твою.
    Стану сказывать не сказки -
    Правду пропою;
    Ты ж дремли, закрывши глазки,
    Баюшки-баю.

    По губернии раздался
    Всем отрадный клик:
    Твой отец под суд попался -
    Явных тьма улик.
    Но отец твой - плут известный -
    Знает роль свою.
    Спи, пострел, покуда честный!
    Баюшки-баю.

    Подрастешь - и мир крещеный
    Скоро сам поймешь,
    Купишь фрак темно - зеленый
    И перо возьмешь.
    Скажешь: "Я благонамерен,
    За добро стою!"
    Спи - твой путь грядущий верен!
    Баюшки-баю.

    Будешь ты чиновник с виду
    И подлец душой,
    Провожать тебя я выйду -
    И махну рукой!
    В день привыкнешь ты картинно
    Спину гнуть свою...
    Спи, пострел, пока невинный!
    Баюшки-баю.
    Тих и кроток, как овечка,
    И крепонек лбом,
    До хорошего местечка
    Доползешь ужом -
    И охулки не положишь
    На руку свою.
    Спи, покуда красть не можешь!
    Баюшки-баю.
    Купишь дом многоэтажный,
    Схватишь крупный чин
    И вдруг станешь барин важный,
    Русский дворянин.
    Заживешь - и мирно, ясно
    Кончишь жизнь свою...
    Спи, чиновник мои прекрасный!
    Баюшки-баю.

    Русские женщины ( ОТР. ИЗ ПОЭМЫ) 8 класс


    Покоен, прочен и легок
    На диво слаженный возок;

    Сам граф-отец не раз, не два
    Его попробовал сперва.

    Шесть лошадей в него впрягли,
    Фонарь внутри его зажгли.

    Сам граф подушки поправлял,
    Медвежью полость в ноги стлал,

    Творя молитву, образок
    Повесил в правый уголок

    И - зарыдал... Княгиня-дочь...
    Куда-то едет в эту ночь...

    Да, рвем мы сердце пополам
    Друг другу, но, родной,
    Скажи, что ж больше делать нам?
    Поможешь ли тоской!

    Один, кто мог бы нам помочь
    Теперь... Прости, прости!
    Благослови родную дочь
    И с миром отпусти!

    Бог весть, увидимся ли вновь,
    Увы! надежды нет.
    Прости и знай: твою любовь,
    Последний твой завет
    Я буду помнить глубоко
    В далекой стороне...
    Не плачу я, но нелегко
    С тобой расстаться мне!

    О, видит бог!... Но долг другой,
    И выше и трудней,
    Меня зовет... Прости, родной!
    Напрасных слез не лей!
    Далек мой путь, тяжел мой путь,
    Страшна судьба моя,
    Но сталью я одела грудь...
    Гордись - я дочь твоя!

    МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС (ОТР. ИЗ ПОЭМЫ) 9 класс

    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц,-

    Их разве слепой не заметит,
    А зрячий о них говорит:
    "Пройдет - словно солнце осветит!
    Посмотрит - рублем подарит!"

    Идут они той же дорогой,
    Какой весь народ наш идет,
    Но грязь обстановки убогой
    К ним словно не липнет. Цветет

    Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка.

    И голод, и холод выносит,
    Всегда терпелива, ровна...
    Я видывал, как она косит:
    Что взмах - то готова копна!

    Платок у ней на ухо сбился,
    Того гляди косы падут.
    Какой-то парнек изловчился
    И кверху подбросил их, шут!

    Тяжелые русые косы
    Упали на смуглую грудь,
    Покрыли ей ноженьки босы,
    Мешают крестьянке взглянуть.

    Она отвела их руками,
    На парня сердито глядит.
    Лицо величаво, как в раме,
    Смущеньем и гневом горит...

    Кому на Руси жить хорошо (отрывки) 10 класс

    Носила я Демидушку

    По поженкам... лелеяла...

    Да взъелася свекровь,

    Как зыкнула, как рыкнула:

    "Оставь его у дедушки,

    Не много с ним нажнешь!"

    Запугана, заругана,

    Перечить не посмела я,

    Оставила дитя.

    Такая рожь богатая

    В тот год у нас родилася,

    Мы землю не ленясь

    Удобрили, ухолили,-

    Трудненько было пахарю,

    Да весело жнее!

    Вдруг стоны я услышала:

    Ползком ползет Савелий-дед,

    Бледнешенек как смерть:

    "Прости, прости, Матренушка!-

    И повалился в ноженьки.-

    Мой грех - недоглядел!.."

    Заснул старик на солнышке,

    Скормил свиньям Демидушку

    Придурковатый дед!..

    Я клубышком каталася,

    Я червышком свивалася,

    Звала, будила Демушку -

    Да поздно было звать!..

    РУСЬ 10 класс

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и могучая,

    Ты и бессильная,

    Матушка Русь!

    В рабстве спасенное

    Сердце свободное -

    Золото, золото

    Сердце народное!

    Сила народная,

    Сила могучая -

    Совесть спокойная,

    Правда живучая!

    Сила с неправдою

    Не уживается,

    Жертва неправдою

    Не вызывается,-

    Русь не шелохнется,

    Русь - как убитая!

    А загорелась в ней

    Искра сокрытая,-

    Встали - небужены,

    Вышли - непрошены,

    Жита по зернышку

    Горы наношены!

    Рать подымается -

    Неисчислимая!

    Сила в ней скажется

    Несокрушимая!

    Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и забитая,

    Ты и всесильная,

    Матушка Русь!