Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда здоровых условий и образа жизни человека, питания, физической культуры и предупреждения болезней.

Великий древнегреческий врач Гиппократ, в своих трактатах «О здоровом образе жизни» и «О воздухе, водах и местностях». Изложил наблюдения и рассуждения о влиянии ряда факторов внешней среды на здоровье человека.

Истоки названия дисциплины гигиена находим в словарях греческого и латинского языков: hygienos (греч.) - здоровье, приносящий здоровье; sanitas (лат.) - здоровье.

Оба термина «гигиена» и «санитария» сохранились в современной профилактической медицине. Традиционно термин «гигиена» используется как название гигиенической науки. Термин «санитария» отражает практическую реализацию, надзор за выполнением гигиенических норм и правил.

В древнегреческой мифологии находим еще одно толкование термина «гигиена». У Асклепия (бога врачебного искусства) была дочь Гигиея - богиня здоровья. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства, где изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей.

Греческие писатели – философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании. Стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д.

Наследниками культурных богатств греков являлись, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие.

Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения полей и садов.

Период средних веков (VI – XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.

Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием «черной смерти», унесла около 25 млн. человек.



Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) «Канон медицины», изданное в XI в.

Эпоха возрождения (XV – XVI в.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный тракт итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.

История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60 -70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.

В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, поскольку обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., замощение улиц в Пскове произошло в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.

Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.



Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно – медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842 – 1889) . Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый российский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции, Петербургского и губернского земства.

В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавил Ф.Ф. Эрисман. Широкой известностью пользуются его труды по школьной, профессиональной гигиене и гигиене питания. С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно-приходских учебных заведений и школ разных ведомств.

В Москве Ф.Ф. Эрисман создал гигиеническую лабораторию. Сейчас это Научно-исследовательский институт, который носит его имя. Под его руководством строились новые здания и клиники медицинского факультета на Новодевичьем поле, где у гигиенического корпуса стоит памятник ему.

В 20-е годы XX столетия в Советской России гигиеническая наука и практика интенсивно развивалась. Происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: социальная гигиена и организация здравоохранения, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, несколько позже военная и радиационная гигиена.

В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Н.А. Семашко - первый нарком здравоохранения, А. И. Сысин, А. А. Летавет, Г. В. Хлопин, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, Ф. Г. Кротков, С. Н. Черкинский, В. А. Покровский, С. М. Громбах и др.

В 1922 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики», который определил государственный характер их действий. Основные задачи и функции санитарной службы были связаны с профилактикой эпидемий и инфекционных заболеваний, проводился предупредительный и текущий санитарный надзор за предприятиями промышленности, коммунального хозяйства, лечебно-профилактическими учреждениями, объектами питания, образовательными учреждениями и пр.

В 1991 г. был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который существенно изменил содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России.

С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Реализация профилактических мероприятий проводится через государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т.е. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Для этого в России функционирует санитарно-эпидемиологическая служба: органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Истоки гигиены как науки уходят в глубокую древность. Исторические документы свидетельствуют о том, что у древних народов Египта, Индии, Китая существовали простейшие гигиенические правила по уходу за телом, по питанию, выбору источников водоснабжения, предупреждению инфекционных заболеваний.

Значительное развитие гигиена получила в античной Греции, где осуществлялся надзор за постройкой домов и продажей пищевых продуктов, устройством канализации и др. В гигиенических целях греки широко использовали различные виды физических упражнений и закаливание. Мыслитель, ученый, врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) создал первые произведения по гигиене: трактаты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, воде и почве».

В Древнем Риме санитарные мероприятия проводились еще более широко. В городах устраивались водопроводы, общественные бани-купальни, канализация. Контроль за работой этих сооружений осуществляли специально нанимаемые чиновники - эдилы. Однако в Древнем Риме и Греции, где было ярко выражено классовое неравенство, основное внимание уделялось охране и укреплению здоровья представителей господствующих классов. Поэтому среди беднейших слоев населения отмечались высокая заболеваемость и смертность.

В средние века (конец V - середина XVII в.) в период феодализма гигиена пришла в упадок. Этому в значительной степени содействовали религиозные взгляды, способствующие полному забвению и отрицанию гигиенических правил. В городах почти не строились санитарные сооружения. Все это явилось причиной возникновения опустошительных эпидемий оспы, чумы. Например, в XIV в. в Европе от эпидемии чумы погибло 25 млн человек, т. е. четвертая часть всего ее населения.

В эпоху Возрождения (XV - XVII вв.) в связи с изменением социально-экономических условий, развитием естествознания вновь проявляется интерес к гигиене.

В последующие периоды отмечается постепенное возрождение гигиенических знаний. В России гигиена развивалась самобытным путем, и наши предки раньше других народов научились проводить санитарные мероприятия. Исторические материалы свидетельствуют о том, что еще в Древней Руси были известны некоторые сведения о гигиенических правилах по профилактике инфекционных заболеваний, об уходе за телом, питании, благоустройстве городов. Так, например

в древнем Новгороде уже в XI в. были сооружены водопровод и канализация.

В XIX в. гигиена стала развиваться быстрыми темпами, что было обусловлено рядом причин: бурный рост промышленности в городах, жесткая эксплуатация трудящихся, неблагоприятные бытовые условия и т. п. В ходе борьбы за свои права рабочий класс выдвигал требования об улучшении санитарных условий труда и быта.

Это стимулировало развитие гигиены, чему также в значительной мере способствовали успехи естествознания, физики, химии и других наук. Использование физических, химических и микробиологических методов в гигиене открыло возможность для научного обоснования гигиенических норм и правил, а также для разработки эффективных санитарных мероприятий. Таким образом, завершился этап накопления эмпирических гигиенических знаний и начался этап развития экспериментальной (научной) гигиены. Во второй половине XIX в. гигиена сформировалась в самостоятельную науку.

Основоположниками научной гигиены считаются в Германии М. Петтенкоффер, в России - А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, в Англии - Э. Парке. Виднейшие представители отечественной медицины, естествознания и культуры постоянно высказывали прогрессивные мысли о необходимости развития профилактического направления медицины. Это в значительной мере способствовало развитию гигиены в России. Лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов писал: «Только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. гигиену в широком смысле слова».

А. П. Доброславин (1842-1889) и Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) определили общественное направление

гигиены, начали вести экспериментальные исследования, заботились о подготовке кадров. А. П. Доброславин организовал в Военно-медицинской академии в Петербурге (1871) первую в стране кафедру гигиены и открыл экспериментальную гигиеническую лабораторию. Он проводил научные исследования во многих областях гигиены и плодотворно осуществлял педагогическую и общественную деятельность. Им был опубликован двухтомный курс гигиены.

Ф. Ф. Эрисман возглавил в 1882 г. кафедру гигиены в Московском университете и организовал при ней городскую санитарную станцию.

В 1892 г. Ф. Ф. Эрисман создал Московское гигиеническое общество.

— Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Post Views: 31

Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда. Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое. Ростки же ее и сегодня актуальны и распространены во всех странах, у всех народностей.

Гигиена как наука: предмет, цели и задачи

Что же собой представляет эта дисциплина и изучением чего она занимается? Попробуем разобраться.

Целью данной науки является разработка комплексных профилактических мер, способных обеспечить человеку нормальное существование в окружающей среде и избавляющих его от нежелательных недугов. То есть предупреждение развития вредоносных бактерий, вирусов, грибков вокруг людей, обеспечение последних полной информацией о том, как сохранить в здоровом состоянии свое тело, жилище, оставить нетронутым здоровье.

Соответственно, предметом изучения науки является человек и окружающая среда, их взаимодействие между собой и взаимное влияние на состояние и здоровье друг друга.

Согласно поставленной цели, дисциплина направлена на решение следующих задач:

  1. Изучить влияние факторов биотической и абиотической среды, а также социальных факторов на здоровье и состояние человека, включая его психоэмоциональную сферу. И на основе полученных данных разработать комплекс оздоровительных мер, способных ограничить или устранить это влияние.
  2. Разработать методы повышения устойчивости, сопротивляемости человеческого организма различным факторам.
  3. Рассмотреть влияние на людей и создать комплекс мер по борьбе с ними.

Итак, какие же задачи ставит перед собой эта наука? Гигиена человека - это в первую очередь профилактика, предупреждение, устранение заранее возможных неприятностей.

Классификация дисциплины

С развитием знаний о гигиенических нормах в данной науке появились разделы, которые изучают какие-либо определенные факторы воздействия на человека. Так, можно выделить несколько основных отраслей гигиены.

  1. Общая - направлена на формирование комплекса вакцинации населения от воздействия недугов под влиянием внешней окружающей среды.
  2. Коммунальная гигиена - изучает непосредственное влияние жилищных условий и различных населенных пунктов на здоровье человека. Так, сюда можно отнести гигиену почвы, воды, воздуха, населенных мест, жилищ и зданий общественного пользования.
  3. Питания . Эта отрасль направлена на изучение влияния качества и количества пищи на сохранение нормальной жизнеспособности и здоровья людей. Именно сотрудники отделов способны коррелировать образ жизни человека с необходимым количеством калорий, а также разработать диетологические меры по предупреждению различных заболеваний (ожирение, анорексия, булимия, сахарный диабет и прочие).
  4. Гигиена труда сопоставляет условия работы человека и а также взаимовлияние этих показателей.
  5. Гигиена детей и подростков. Особая отрасль, так как направлена на формирование знаний о важности профилактических мер именно у школьников и дошкольников. Они первыми узнают, что изучает наука гигиена, зачем она нужна и какая польза в ней заключена.

Основные разделы гигиены

Помимо перечисленных, существует еще целый ряд различных разделов рассматриваемой дисциплины:


Совершенно очевидно, что данная наука охватывает все социальные, биологические, химические, физические факторы, способные повлиять на здоровье людей. Именно поэтому гигиена - наука о здоровье (в первую очередь). Это подтверждают и ее тесные связи с другими науками о человеке.

Взаимосвязь гигиены с другими науками

Учитывая специфику рассматриваемой дисциплины, несложно догадаться, что главные связанные с ней науки - это:

  • медицина;
  • эпидемиология;
  • экология (общая и человека);
  • микробиология;
  • токсикология.

Все они находятся в тесном взаимодействии, и при формировании теоретической базы гигиена во многом опирается на данные перечисленных дисциплин.

Особенно плотный контакт имеют гигиена и экология человека. Ведь объект первой - человек, а предмет изучения второй - окружающая среда. Так как люди находятся в постоянном и непрерывном тесном контакте с природой, то и науки, обозначенные выше, не могут не взаимодействовать. Так, например, гигиеной определены нормы предельно допустимых концентраций газов, примесей в воздухе. Экология же опирается на эти показатели при подсчете и характеристике качества атмосферы.

Становление и развитие науки в древнем мире

История развития гигиены уходит своими корнями глубоко в прошлое. Ведь еще в древнем мире имели место первые признаки заботы о сохранности здоровья и о важности обеспечения чистоты и порядка.

Можно выделить несколько основных исторических центров, в которых зарождались основы гигиены. Так, например, в Древней Индии был принят ряд важных законов. В них отражались основные правила (уборка мусора с улиц, захоронение трупов для предотвращения распространения инфекций, содержание тела в чистоте и так далее).

Практически те же самые правила входили в свод государственных законов у древних греков, египтян, китайцев, иудеев, римлян. Все эти народы обязаны были соблюдать следующие правила:

  • половая гигиена;
  • личные правила сохранения тела в чистоте;
  • соблюдение пищевого режима;
  • изоляция больных людей от здоровых;
  • солнечные ванны;
  • лечебная гимнастика и прочее.

Основы коммунальной гигиены в древности

Они первыми начали сооружать простейшие водопроводные системы. Существовали определенные правила, по которым обустраивались улицы города. Постепенно все эти навыки и знания передавались и в другие регионы планеты.

Римляне вообще сумели соорудить такие канализационные системы, которые считались просто чудом техники. Их улицы были пусты и свободны от нечистот, вокруг царила чистота.

Основным центром накопления и развития теоретических знаний о том, что же представляет собой история гигиены, стала Древняя Греция.

Вклад Гиппократа

Древняя Греция славилась своими красивыми людьми. Ведь именно на это делали основной упор жители Эллады. Физическое развитие и поддержание силы, натренированности и красоты тела - все это было очень важно для каждого эллина. Основными в этот период были:

  • здоровое и нормальное питание;
  • физическая красота тела;
  • упражнения и тренировки для развития силы и мышц.

Все это нашло отражение в трудах великого философа, медика, ученого и мыслителя того времени Гиппократа. В своей работе "О воздухе, воде и почве" он ясно дает понять, что считает очень важными факторами для поддержания нормального состояния здоровья человека именно перечисленные факторы. Также он считал, что даже обычная вода и воздух способны излечить от недугов, если являются чистыми, целебными.

Еще один его труд - "О здоровом образе жизни" - также подтверждает, насколько большое значение уже в то время придавалось правилам гигиены и элементарной санитарной обработке.

Дисциплина в средние века

История развития гигиены в этот период, как и становление всех других наук, претерпевала застой. Во многих странах считалось неприличным мыться и очищать свою одежду и жилье, люди свободно выливали нечистоты прямо из окон домов на улицы города. В эти периоды свирепствуют эпидемии таких болезней, как чума, брюшной тиф, туберкулез, холера и так далее.

Лишь в немногих государствах (Османская империя, Китай, Япония, Русь) по-прежнему уделяется должное внимание чистоте. Бани, хаммамы, купальни - все это были сооружения для омовения тела.

Однако практически вся Европа страдала от антисанитарных условий. Имели место массовые заражения сифилисом, болезнями глаз, оспой, тифом. Повсюду велись войны, был крепок феодализм и крепостничество.

Развитие гигиены как науки в XV-XVII веках

Начиная с XV века во многих странах стал понемногу оживать интерес к гигиене. Снова появляются водопроводы, улицы выкладываются камнем, нечистоты сливаются в специально отведенные места. Омовения больше не считались проявлением глупости и принадлежности к низшему сословию. Напротив, появились ванны, которые наполнялись душистой водой. Повсюду стали варить мыло с добавлением ароматических масел.

Количество эпидемий сократилось, однако обстановка все равно оставалась еще крайне неблагоприятной. Первым человеком того времени, осмелившимся теоретически обосновать важность гигиены, стал итальянец Бернардино Рамаццини. Именно он создал труд "Рассуждения о болезнях ремесленников", в котором показал зависимость здоровья людей от состояния окружающей среды.

XVIII-XIX века в истории гигиены

История развития науки гигиены в данный период резко набирает обороты. Ведь начинают строиться многочисленные города, инфраструктура претерпевает изменения. Люди боялись вспышек эпидемий, поэтому тщательно следили за чистотой и вовремя изолировали заболевших.

Именно в этот период начинают развиваться такие науки, как физика, химия, биология, микробиология. Это накладывает свой отпечаток и на гигиену. Теперь здоровье человека рассматривается только в комплексе с состоянием окружающей среды, неотделимо от нее. Изучается влияние воздуха, состава почвы, качества питьевой воды, питания, соблюдения чистоты и на общее физическое состояние человека.

О чем еще может нам поведать история гигиены? Современная наука своим возникновением может быть обязана немецкому врачу Петтенкоферу. Он первым открыл факультет гигиены при кафедре в Мюнхенском университете, поэтому по праву считается отцом данной дисциплины.

Историческое прошлое гигиены в России

История развития гигиены в России шла своим, особым путем. Примерно на 300 лет раньше, чем это произошло в Европе, в России уже отдавали должное как практической, так и экспериментальной гигиене. Выдающимися учеными, внесшими большой вклад в развитие этой науки, стали:

  • Пирогов;
  • Мудров;
  • Захарьин;
  • Доброславин;
  • Эрисман;
  • Хлопин;
  • Никольский;
  • Осипов;
  • Белоусов;
  • Соловьев и многие другие.

Наиболее интенсивное развитие получила гигиена только в XIX-XX веках. Именно тогда были определены заболевания и недуги человека, которые связаны с окружающей средой.

25115 0

Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности. С исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи.

Первый период — древняя история (гигиена Египта, Иудеи, Греции, Рима, Индии, Китая). У народов этих стран наблюдались попытки создания благоприятных условий для здоровья людей. В древнем мире гигиена имела преимущественно практическое направление.

В Моисеевом законодательстве содержатся детально разработанные правила индивидуальной профилактики (пищевой режим, половая гигиена, изоляция заразных больных и пр.). Общий надзор за выполнением этих правил лежал на священниках, таким образом, религиозные и санитарные предписания связывались в одно целое. В Древней Греции развитие практической гигиены происходило главным образом в областях физической культуры, укрепления тела, формирования красоты, соблюдения правил диететики.

Первые дошедшие до нас гигиенические трактаты — «О здоровом образе жизни», «О воздухах, водах и местностях» — принадлежат основоположнику античной медицины Гиппократу (ок. 460 до н.э. между 377 и 356 до н.э.). В этих работах дана опенка гигиенического влияния различных факторов на здоровье.

Одновременно в Греции наблюдаются и первые попытки создания мероприятий санитарного характера, выходящих за пределы личной гигиены и имеющих целью оздоровление населения в целом. Так в городах строили санитарно-технические сооружения (водоснабжение, удаление нечистот и пр.).

В Риме эти мероприятия получили еще большее развитие; римские акведуки для водоснабжения, сточные канавы для удаления отбросов можно назвать инженерным чудом того времени. Были даже попытки к организации общего санитарного надзора за строительством, пищевыми продуктами, учреждения штата санитарных чиновников и т.д.

В Древней Руси (Киеве, Новгороде) также развивались эмпирические знания о гигиене1. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи — «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Второй период — Средние века (VL-XIV вв.) — эпоха забвения всех гигиенических требований. Примитивная жизнь того времени, крепостничество, феодализм и беспрерывные войны давали почву для развития бесконечных эпидемий и пандемий. Пандемия чумы — «черная смерть» — в XIV в. унесла в Европе 25 млн жизней; наряду со вспышками оспы, тифа, эпидемического гриппа и появлением массового сифилиса наблюдался крайне низкий уровень санитар ной культуры.

Христианство Средних веков с проповедью аскетизм, и суеверия убило даже слабые ростки личной гигиены и физической культуры, которые наблюдались в древности. Нечистоплотность, грязь, антигигиенические бытовые привычки и навыки вели к развито бытовых болезней — кожных, венерических и глазных.

Общественная санитария и санитарно-технические сооружения были и незнакомы людям в Средние века. Однако многие врачи того времени высказывали глубочайшие и ценные мысли в отношении и гиены. До настоящего времени представляют определенный научный интерес классические работы по гигиене «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» и «Канон врачебной науки» выдающегося таджикского вpaча Авиценны (Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Сины; 980—1037). В этих трактатах излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т.п.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самостоятельным путем. Многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Так, уже в XI в. в Новгороде существовал общественный водопровод, мощение улиц в Пскове проводилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти новшества появились на 300 лет позднее.

Третий период — эпоха Возрождения (XV—XVI вв.) — характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности, к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача Бернардино Рамаццини (1633—1714) «Рассуждения о болезнях ремесленников» является первым сочинением в этой области.

В начале XVIII в. (четвертый период) промышленное развитие Европы и начальные формы капитализма обусловили следующую фазу развития гигиены, причем здесь можно выделить этапы, отразившие социальные изменения. Наибольший расцвет гигиены начался со второй половины XIX в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.

Следует отметить, что гигиеническая наука в этот период развивалась не только на основе эмпирических знаний и наблюдений, но и с учетом новых экспериментальных данных. Огромную роль в становлении гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901), который по праву считается ее основоположником. Он основал первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета (1865), создал школу гигиенистов, ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективны ми способами исследования.

В России 60—80-е годы XIX в. были периодом становления и последующего развития научной гигиены. На особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, М.Я. Мудров.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) в монографии «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и Кавказской экспедиции (ч. 1-2. — Дрезден, 1865-1866) писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». Известный русский терапевт, профессор Григорий Антонович Захарьин (1829—1897) считал, что гигиена не только необходимая часть медицинского образования, но и один из важнейших предметов деятельности практического врача. М.Я. Мудров говорил о том, что задачей военных врачей является «...не столько лечить, сколько предупреждать болезни и особенно учить солдат беречь свое здоровье».

Русскую гигиеническую науку в этот период возглавляли такие крупнейшие ученые, как А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман.

Первую кафедру гигиены в России создал в 1871 г. в Военно-хирургической академии Алексей Петрович Доброславин (1842-1889). который в том же году прочитал вступительную лекцию самостоятельного курса на кафедре общей военно-сухопутной и военно-морской гигиены. Ученый придавал большое значение необходимости внедрения в практику гигиены лабораторных методов исследования, организовал химико-аналитическую гигиеническую лабораторию, основал первый в России гигиенический журнал «Здоровье» и стал его редактором. А.П. Доброславин был убежденным сторонником необходимости научно-экспериментального обоснования практических санитарных рекомендаций. Он хорошо понимал, что большую роль в их реализации играют социальные факторы.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915) был уроженцем Швейцарии, однако как ученый и общественный деятель он сформировался в России. В 1882 г. на медицинском факультете Московского университета была создана кафедра гигиены, которую в 1884 г. он возглавил. В своей первой лекции ученый представил студентам программу нового курса по гигиене, которую он называл наукой об общественном здоровье, говорил о том, что «лишите гигиену ее общественного характера, и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся».

Ф.Ф. Эрисман — один из создателей санитарных учреждений и дореволюционной России. При его непосредственном участии создавались санитарная организация Московского губернского земства, санитарно-гигиеническая лаборатория и санитарная станция и Москве. Он провел вызвавшее большой общественный интерес санитарное исследование труда и быта рабочих фабрик Московской губернии.

Изучив остроту зрения более 4000 учеников средних школ, ученый обобщил причины школьной близорукости. Ф.Ф. Эрисман разработал модель парты, которая была введена в школах и демонстрировалась в русском отделе Международной гигиенической выставки и Брюсселе (1876). Он написал труд «Общедоступная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена, или Гигиена умственного и физического труда».

Значительный вклад в становление и развитие отечественной гигиены внес также известный ученый-гигиенист Г. В. Хлопин.

Григорий Витальевич Хлопин (1863—1929) окончил физико-математический факультет Петербургского (1886) и медицинский факультет Московского (1893) университетов. Он был учеником Ф.Ф. Эрисмана, возглавлял (1918-1929) кафедры обшей и военной гигиены Военно-медицинской академии. Г.В. Хлопин — автор учебников и руководств по гигиене, таких как «Основы гигиены», «Курс общей гигиены», «Практические пособия по методам санитарных исследований», «Военно-санитарные основы противогазового дела» и др., редактор журнала «Гигиена и санитария». Большое внимание Г.В. Хлопин уделял разработке методов санитарно-химических исследований, вопросам гигиены водоснабжения, охраны чистоты водоемов, жилища, гигиены питания и т.д.

В дореволюционной России не существовало общегосударственной системы санитарного надзора. Однако уже в 70-80-е годы XIX в. в Петербурге, Москве, Киеве, Перми, Одессе, Казани и некоторых других губернских городах создаются санитарные комиссии, станции, появляются первые санитарные врачи. Среди них были видные специалисты, активные общественные деятели, внесшие большой вклад в развитие отечественной гигиены и санитарии: И.И. Моллесон, П.П. Белоусов, Е.А. Осипов, Д.П. Никольский, С.Н. Игумнов, П.И. Куркин, С.М.Богословский, В.А.Левицкий, В.А. Погожев, Е.И. Дементьев и др.

После революции 1917 г. (пятый период) в России наступит новый этап развития отечественной гигиены. Первоочередными задачами советской власти были ликвидация эпидемий и улучшение санитарного состояния страны.
В развитии гигиенической науки и санитарной практики значительную роль сыграли выдающиеся ученые и организаторы советского здравоохранения. Первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко с первых дней советской власти проводит титаническую организаторскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны, разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины.

Большая роль в развитии санитарной организации СССР принадлежит и З.П. Соловьеву — многолетнему руководителю Военно-санитарной службы Красной армии. Особое значение имеют его труды, обосновывающие необходимость единого лечебно-профилактического направления медицины. З.П. Соловьев подчеркивал, что «одни только лечебные мероприятия, взятые сами по себе, без связи с широкими мерами воздействия на вызывающую те или иные болезни среду, остаются бессильными и обречены на заведомую неудачу». Как выдающийся гигиенист он многое сделал для организации гигиенического обеспечения Красной армии в отношении норм питания, обмундирования, строительства казарм.

Организация санитарно-эпидемиологической службы началась в 1922 г. с издания декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики», В 1927 г. вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР, утвердившее «Положение о санитарных органах Республики».

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) специалисты санитарно-эпидемиологической службы внесли большой вклад в дело обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

В 1963 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». Этот документ определил структуру и функцию государственной санитарной службы, положил основу ее дальнейшего развития. Аналогичное постановление (с таким же названием) было принято Советом Министров СССР в 1973 г. Этот документ уточнил, конкретизировал и частично расширил функции и полномочия государственной санитарной службы.
В 1991 г. в Российской Федерации был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Данным законов было определено, что руководство органами и учреждениями госсанэпидслужбы Российской Федерации осуществляется главным государственным санитарным врачом РФ, главными государственными унитарными врачами республик, входящих в состав Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, бассейнов и линейных участков на водном и воздушном транспорте.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, организована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ). Последней были переданы функции по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора. В настоящее время основные усилия службы концентрируются вокруг проблемы государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygienos», что в переводе означает целебный, приносящий здоровье, и связан с именем мифической богини здоровья, дочери бога медицины Асклепия, которая изображалась в виде красивой девушки, с чашей наполненной водой и обвитой змеей.

Истоки гигиены уходят в глубокую древность. Элементы гигиены имелись уже при первобытнообщинном строе: оказывалась помощь при несчастных случаях, ранениях, родах, женщины поддерживали чистоту в жилище, собирали лекарственные растения. В качестве лечебных мер применялись вода, воздух, солнце.

В рабовладельческом обществе большое значение отводилось диететике, массажу, водным процедурам. Гигиенические ритуалы постепенно приобретали характер таинств, храмы становились местами оказания медицинской помощи, врачевания.

Наибольшего расцвета гигиена достигла в Древней Греции. Основоположником античной медицины считается Гиппократ (около 460 – 377 г. до н.э.). Он написал трактаты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях». Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развили идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

В Древнем Риме была создана система медицинского обеспечения в армии, созданы водопровод, купальни и бани.

В средние века (VI – XIV вв.) произошел упадок личной и общественной гигиены, войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий (чума или «черная смерть» в XIV веке унесла 25 млн.жизней).

В 1370 – 1374 гг. в Венеции впервые была применена система карантина, предусматривающая выявление больных и лиц, прибывших из «подозрительных» местностей, и истребление огнем вещей, принадлежащих зараженным.

В эпоху Возрождения (в XV – XVI вв.), особое внимание уделялось профессиональной гигиене. Первым сочинением в этой области является научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников.

В XVII – XVIII и особенно в XIX в.стала развиваться экспериментальная гигиена. В конце XII в.в Пруссии создается общегосударственный орган управления медицинскими делами.

В Англии в XVII – XVIII вв. врачи выступили с предложениями об организации государственного здравоохранения.

Основоположником гигиенической науки считается немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818 – 1901). Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Петтенкофер уделял первостепенное внимание окружающей среде в этиологии заболеваний. Он наметил основные пути ее оздоровления и обращал также внимание на личную гигиену.

Отечественная гигиена развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе.

В Киевской Руси в XI в.уделялось большое внимание санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших. Города рекомендовалось строить на возвышенных местах, сухих и с достаточным количеством воды для питья.

В XI – XII века на Руси в Новгороде был сооружен первый водопровод и система канализации. При Иване IV (Грозном) велось благоустройство торговых городов, предприняты первые шаги по медицинскому обеспечению армии, создан «Домострой», в котором давались указания о соблюдении чистоты жилища, мытье посуды, правила питания.

Во время царствования Петра I была создана медицинская канцелярия, он издал указ по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико – санитарного обеспечения армии. При Петре I увеличилось число врачей, лечебных учреждений, организовывались военные госпиталя и гражданские больницы.

По инициативе М.В.Ломоносова в 1764 г.был открыт медицинский факультет при Московском университете.

Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной терапии М.Я.Мудров и С.Г.Зыбелин. они обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по профилактике многих заболеваний.

А.П.Доброславин (1842 – 1889г.) создал и возглавил первую кафедру гиены в России (1871г.) при Петербургской военно-медицинской академии. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. Он также уделял внимание вопросам коммунальной гигиены.

В 1882г. была создана кафедра гигиены в Московском университете, ее возглавил Ф.Ф.Эрисман (1842 – 1915). Эрисман внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. В своей научной работе он придавал первостепенное значение лабораторному исследованию и эксперименту. В 1921 г.вышли его двухтомное руководство «Основы гигиены» и «Курс общей гигиены», где четко сформулирована конечная цель: «Основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее современным, упадок жизни – наименее быстрым, жизнь – наиболее сильной и смерть – наиболее отдаленной».

В 1922 г.вышел декрет «О санитарных органах республики», который явился первым законом, определившем права, обязанности, объем деятельности и структуру санитарных органов страны, что явилось началом организованного государственного санитарного надзора.

Экология, как наука. Экология человека. Учение о биосфере .

В вопросах влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена взаимодействует с экологической наукой.

Термин «экология» происходит от греческих слов «ойкос» (дом) «логос» - (учение).

Корни экологии, как гигиены уходят глубоко в древность, о чем свидетельствует иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

Однако первым, говорившим об истощении природы, был европеец Аристотель.

В конце 3 – его тысячелетия до нашей эры древние люди рассеялись по всему периметру Древнего Востока, строили жилища, распахивали поля, вырубали леса, строили каналы. Однако, уже в первые два тысячелетия до н.э.земля истощалась, природные ресурсы заканчивались, и их население исчезало или переселялось. Вследствие чего наступало обезлюдение огромных территорий. Причиной же таких экологических катастроф или бед были эпидемии и голод в прошлом. Примером может служить страшный голод, опустошивший Киевскую Русь перед монгольским нашествием. У тогдашнего голода были две причины:

Это вырубка лесов и полная распашка природных речных пойм, в результате перестали задерживаться речные осадки, снижался уровень грунтовых вод – это приводило к снижению плодородия;

Вековое увеличение влажности климата и водность рек, в результате почвы стали заболачиваться

Эта экологическая катастрофа вызвала в то время повальный голод. Выбраться из этого состояния Русь смогла лишь в 14 веке, осваивая тяжелые земли, выкорчевывая леса.

Петр I издавал указы по беспорядочной вырубке лесов, пригодных для кораблестроения, охране заповедных мест, борьбе с браконьерством, разведению лесов в степях, укреплению берегов рек от разлива, охране лесов по берегам рек.

Официальной датой рождения экологии считают 1866г. ,когда крупный биолог Эрнст Геккель в одной из своих работ применил термин для обозначения науки о связях живых организмов и условий среды.

Для обозначения взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания принято специальное понятие «экосистема». Это основная функциональная единица в экологии, т.е.любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды.

Экосистемы не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА , как отдельное научное направление возникло во второй половине 20 – века – в век научно – технического прогресса, т.е.это было связано:

Ускоренным развитием производительных сил;

Широким использованием энергоресурсов, в том числе жидкого, газообразного и ядерного топлива;

Неконтролируемой добычей природных ресурсов;

Интенсивным освоением Мирового океана;

Освоением космического пространства и т.д.

Из выше сказанного следует :

Экология человека – это комплексная наука, изучающая:

Закономерности взаимодействия людей с окружающей средой;

Их адаптацию к различным изменениям привычных условий жизни;

Сохранение и улучшение здоровья человечества;

Совершенствование психических и физических возможностей человека.

1.экология человека (антропоэкология), которая изучает биологическое взаимодействие человека на организменном уровне с окружающей средой, т.е.уровень здоровья населения.

1.Экология человеческого общества (социальная), изучающая взаимоотношение между обществом и природой с целью их гармонии.

Объектом изучения экологии является система человек – окружающая среда. При этом показателями являются:

1.здоровье индивида;

2.здоровье территориальной общности людей;

3.профзаболевания;

4.культурно – образовательный уровень, санитарная грамотность населения;

5.демографические показатели: рождаемость, смертность.

Экология человека, как наука базируется на учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

БИОСФЕРА – внешняя экологическая система Земли – единственная среда обитания и жизнедеятельности человека.

БИОСФЕРА – поверхностная оболочка Земли, где существует живой мир вместе с человеком.

Важнейшими компонентами биосферы являются:

Живое вещество (растения, животные и т.д.)

Биогенное вещество (органические вещества, органоминеральные полезные ископаемые: нефть, торф, каменный уголь)

Косное вещество (неорганические горные породы и вода)

Биокосное вещество (продукт синтеза живого и неживого: ил, почва)

Радиоактивные веществе

Вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль)

В 1987 году А.В.Лано доходчиво раскрыл сущность процессов, протекающих в биосфере, и выделил следующие основные функции живого вещества:

-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ выполняется, прежде всего, растениями, которые в процессе фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию в виде разнообразных органических соединений;

-ДЕСТРУКТИВНАЯ функция состоит в разложении или минерализации мертвого органического вещества, химическом разложении горных пород;

-КОНЦЕНТРАЦИОННАЯ функция заключается в избирательном накоплении при жизнедеятельности организмов атомов веществ, рассеянных в природе (промышленные выбросы)

-СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ функция состоит в трансформации (изменении) физико-химических параметров среды в условия благоприятные для существования организмов.

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов биосферы отражены в 4-х законах экологии, сформулированных американским экологом Барри Коммонером в начале 60-х годов 20-го столетия:

1. «Все связано со всем»

2. «За все надо платить»

3. «Все надо куда – то девать»

4. «Природа знает лучше»

Конечная цель человека в отношении биосферы – преобразование биосферы в НООСФЕРУ - «сферу разума».

Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, она характеризуется:

Сохранением всех естественных закономерностей, присущих биосфере, но при высоком уровне производительных сил;

Научным подходом общества к природе, что означает контроль за использованием природных ресурсов при максимальном удовлетворении материальных и культурных потребностей человечества.