Публикация доклада доктора философских наук Льва Естафьевича Криштаповича в качестве его заочного участия в состоявшейся 20 января 2013 г. конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя» .

В своей борьбе против общерусской природы белорусского народа фальсификаторы отечественной истории сконструировали миф о «белорусской» шляхте. Цель этой фальсификации путем подмены польской шляхты шляхтой «белорусской» противопоставить белорусов и русских по культурно-цивилизационным и ментальным основаниям и представить польские восстания в конце XVIII века и в XIX веке в качестве «белорусского» национального движения.

Зачем фальсифицируется наша история? Затем, чтобы разрушить цивилизационное единство белорусского и русского народов, лишить белорусов своей общерусской корневой основы, навязать белорусам антирусские взгляды на нашу общерусскую историю и тем самым осуществить деисторизацию белорусского национального самосознания с целью перевода его на позицию чуждых исторических, точнее, антиисторических измышлений. Фальсифицируя наше прошлое, преследуется цель лишить нас настоящего и будущего. В результате белорусский народ, лишенный своей истории, которая включает в себя прошлое, настоящее и будущее, становится удобным материалом для реализации антирусских и антибелорусских замыслов в современном мире. Именно подобная фальсификация отечественной истории характерна при оценке польского восстания 1863 года на территории Беларуси, когда польская шляхта и ее лидеры квалифицируются в качестве «белорусских» феноменов.

Но вся закавыка в том, что никакой «белорусской» шляхты ни в XVIII, ни в XIX веках на территории Беларуси не было. Что такое шляхта? Шляхта – это высшее привилегированное сословие, характерное для феодального общества. Шляхта включала в себя помещиков, чиновников, разорившихся землевладельцев, так называемое образованное общество – преподавателей Виленского университета, Полоцкой иезуитской академии и других образовательных учреждений, писателей, музыкантов, католических священнослужителей. По своей национально-культурной идентификации это были поляки, которые ментально были абсолютно чужды коренному населению, т. е. белорусам. Даже если отдельные представители этой шляхты сочувственно относились к белорусским крестьянам, занимались собиранием белорусского фольклора и называли себя литвинами, а не поляками, то сущность данного сословия от этого нисколько не менялась. К примеру, Адам Мицкевич называл себя литвином, а свою отчизну Литвой не по причине якобы своей литвинской самоидентификации, а с точки зрения романтических реминисценций исторического прошлого, что объективно ни у кого из современников Адама Мицкевича не вызывало ни малейших сомнений, что они имеют дело не с какой-то литвинской национальностью, а с глубоко шовинистичным польским шляхтичем. Белорусский историк Михаил Коялович в 1884 году отмечал, что поляки стремятся сойтись с местным народом и привлечь его на свою сторону. Они говорят о своем уважении к белорусской народности и желают, чтобы эта народность развивалась и создала свою письменность, печатала книги на своем языке. Но в то же время они говорят, что только польская народность является творческим народом и должна двигаться на Восток, а белорус, получая образование, должен делаться поляком. Таким образом, за всей этой мнимой заботой польской шляхты о белорусах скрывался все тот же польский шовинизм с его антибелорусской политикой – восстановления Польши в границах 1772 года.

Отсутствие собственно белорусской шляхты как высшего сословия в тогдашнем обществе на территории Беларуси обусловлено своеобразием исторического развития нашей земли. Здесь необходимо сделать следующее пояснение. Дело в том, что на протяжении XIII–XVII веков, когда территория современной Беларуси и Украины входила в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, белорус, точно так же, как и украинец, выступают не столько под своими современными этническими обозначениями, сколько под общим названием древнего русского народа. Понятие «русский» было одновременно и синонимом последующих понятий белоруса и украинца. Все историки того периода, подчеркивая особенность национальности коренного населения на территории современной Беларуси и Украины, именно говорят о древнем русском народе, сохранившем в первозданной чистоте свою русскую веру, полученную от восточных патриархов.

Мысль о русской природе белоруса и украинца постоянно присутствует на страницах исторических источников. В известном смысле она даже приобретает императивную окраску, когда требуется подчеркнуть этническую природу коренного жителя нынешней территории Беларуси и Украины. Например, в послании киевского воеводы, князя Константина Острожского епископу Ипатию Потею от 21 июня 1593 года по поводу замышляемой унии с римской церковью говорится: «Донести князю великому Московскому и московскому духовенству, какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ тутошний Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит и поносит». Эта же мысль звучит и в выступлении на Варшавском сейме в 1620 году депутата и чашника земли Волынской, члена Виленского православного братства Лаврентия Древинского, который, описывая положение своих соотечественников, горестно констатирует: «Кто же явственно не видит, сколь великие притеснения и несносные огорчения сей древний русский народ претерпевает? Уже в больших городах церкви запечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях вместо монахов скот запирают. В Могилеве и Орше церкви также запечатаны, священники разогнаны. В Пинске монастырь Лещинского в питейный дом превращен; тела умерших без церковного обряда из городов как падаль вывозятся; народ без исповеди, без приобщения святых тайн умирает».

Сами сенаторы Речи Посполитой, когда речь шла об этнической принадлежности коренного жителя Белой Руси, никогда не отождествляли его ни с поляком, ни с литвином, а всегда именовали русским человеком. Вот описание положения коренных жителей Белой Руси из прошения к польскому сейму в 1623 году от имени всего русского народа Речи Посполитой. «В том же белорусском Полоцке, тот же отступник владыка полоцкий (Иосафат Кунцевич), чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви христианские тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль! О нечестие! О невыносимая неволя! И подобные беззакония и притеснения, подобную неволю, хуже турецкой неволи, терпим по всем воеводствам и поветам мы, народ русский , не сделавший ничего дурного».

В процессе дальнейшего исторического развития Белой Руси происходит разделение первоначально древнего русского народа, как именовали себя белорусы и украинцы в XIII–XVII веках, на два, хотя и родственных, но отдельных народа. Более или менее завершающим этапом в этом процессе складывания собственно белорусского народа, не растворявшегося уже в едином древнем русском народе, можно считать XVIII век. В этом плане симптоматично высказывание белорусского епископа Георгия Конисского на коронации Екатерины II, где бывший ректор Киевской Академии прямо говорит о православном белорусском народе, ожидающем избавления от национально-религиозных гонений польской шляхты.

Специфика формирования белорусской народности на протяжении длительного исторического развития выразилась в том, что к середине XVII века белорусский народ состоял лишь из низшего сословия – крестьян и мещан – и потерял высшее сословие – шляхту. Именно на рубеже XVI –XVII веков в жизни наших предков произошло важнейшее событие, которое и определило исчезновение этнически своего высшего сословия. Речь идет о насильственном введении в 1596 году церковной унии, которая привела к окончательной денационализации русской (белорусской) шляхты. Она ополячилась и окатоличилась. Уже в челобитной Львовского православного братства русскому царю Федору Иоанновичу от 15 июня 1592 года с печалью говорится о денационализации православной русской шляхты. «Поелику в Польских странах в великих печалях обретаемся, а все благородные в различные иноверия пали ; мы же, как не имеющие пристанища, к тебе благоутробному, тихому и благонадежному притекаем. Да уподобишься, всесветлый царь, Великому Владимиру, просветившему весь род Российский святым крещением». А знаменитый автор «Славянской грамматики» Мелетий Смотрицкий в своем известном «Фриносе», или «Плаче восточной церкви» (1610) окончательно констатирует смерть высшего сословия русского народа, погибшего в полонизме, латинстве и иезуитизме. «Где теперь, – вопрошает Мелетий Смотрицкий, – дом князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней православной веры? Где и другие славные роды русских князей – князья Слуцкие, Заславские, Вишневецкие, Чарторыйские, Соломерецкие, Соколинские, Лукомские и другие без числа?» Высшее (русское) сословие исчезло, оно денационализировалось. Русскими по своей ментальности остались лишь крестьяне и мещане. Осталась лишь этнически чуждая белорусскому народу польская шляхта, которая экономически, административно, идеологически господствовала на Белой Руси вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Статистика свидетельствует, что польские помещики практически полностью владели землями в белорусских губерниях. К примеру, в Виленской и Гродненской губерниях они держали в своих руках 95% земли, в Минской губернии им принадлежало 94% земли. Даже в Киевской губернии у них находилось 82% земли. Такой беспристрастный свидетель, как Александр Цвикевич, который являлся идейным руководителем национального движения в Беларуси в конце XIX – первой четверти XX века, в своей книге «Западно-Руссизм» отмечал, что Польша душила Беларусь своим земельным капиталом с такой силой, что даже Российская империя со всей своей государственной машиной ничего здесь не могла сделать. Польскость – как проявление польской экономической силы в крае – всегда побеждала и низводила на нет все официальные наскоки российской политической власти. «Экономика, культура, администрация, – подчеркивал Александр Цвикевич, – все находилось в руках польской интеллигенции, все управлялось ею». Сами белорусы указывали, что виленский поземельный банк принимает под залог исключительно польские имения, держит в руках все земельные богатства девяти западных губерний и стоит на страже польских интересов в Беларуси.

И здесь возникает закономерный вопрос. На что рассчитывают фальсификаторы отечественной истории, осуществляя замену польской шляхты шляхтой «белорусской»? Наивен был бы тот, кто всерьез поверил бы, что так называемая «национально-сознательная» интеллигенция искренне стремится повысить исторический статус Беларуси и обосновать ее «шляхетность». Фальсификаторы, разбивающие свой лоб перед так называемыми европейскими ценностями, молящиеся на западную витрину, – настоящие фарисеи как в политике, так и в культуре. Они правильно соображают, что при известном стечении обстоятельств власть может оказаться в их руках. Своими историческими фальсификациями они, с одной стороны, еще больше разрушают самосознание нашего народа и тем самым делают его податливее к восприятию антинациональных россказней на тему, что Радзивиллы – это белорусские князья, а с другой, если вдруг окажутся у власти, готовят идеологическую платформу для оправдания антиисторической политики польских шовинистов. Оказывается, польская шляхта и шляхта «белорусская» – это одно и то же, а поэтому белорусское общество должно относиться к России как к неприятельской стране и всячески поддерживать восстановление Польши от моря до моря. Такова идеологическая подоплека создания мифа о существовании «белорусской» шляхты.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

В советское время вспоминать о своем происхождении было сначала опасно, а потом немодно. Осмотрительные родители сжигали фотокарточки статных дедушек в парадной форме и модниц бабушек, которых никак не примешь за идеологически правильных крестьян. А сегодня их дети объявили себя наследниками голубых кровей. «Большой» отправился в Минское собрание шляхты и дворянства, чтобы узнать, что же это за птица - современный белорусский аристократ.

«Уравнивают только гильотина и эшафот»

Чего только ни ожидаешь увидеть, когда стучишься в кабинет Минского собрания шляхты и дворянства: рыцарские доспехи, робкие слуги, белые лошади, поросята в яблоках - но нет, офис как офис, разве что на стенах гербы для антуража. А между прочим, именно сюда каждый день приходят люди, с которыми, если бы не революция семнадцатого года, корреспонденту «Большого» вряд ли удалось переброситься хотя бы парой словечек.

Минское собрание шляхты и дворянства официально существует с 2009 года. Среди основных его целей - объединение потомков знатных родов, изучение генеалогии и геральдики, возрождение морально-этических традиций и организация всевозможных салонов, концертов и балов. За советские годы наследников шляхты и дворянства неплохо разбросало по социальной лестнице: есть среди них и бывший министр, и автослесарь.

Николай Шалимо, адвокат:
«Прадед мой, по рассказам, был очень богатый человек. Трех своих сыновей - в том числе моего деда - он направил в Америку учиться. Дед получил диплом агронома и вернулся в Беларусь. После революции он скрывался, но профессия выручила - дед не только избежал репрессий, но и умудрился стать заместителем председателя колхоза».

Председатель собрания Игорь Чекалов-Шидловский когда-то преподавал математику в политехническом институте и всерьез заинтересовался собственной генеалогией после того, как в одном из гербовников обнаружил фамилию Шидловских. По оценке Игоря Владимировича, одной звучной польской фамилии достаточно, чтобы причислить себя к шляхетскому роду:

Шляхта - это же не российское дворянство. Шляхтич берег свою фамилию как знамя. В Российской империи могло быть хоть десять тысяч Ивановых, потому что дворяне давали рабам свою фамилию. Я принципиально не сказал «крепостным крестьянам», это ведь эвфемизм. Если человека можно продать и купить, это раб.

Сарматский портрет - форма парадного рыцарского портрета, характерная для живописи Великого княжества Литовского в XV-XVIII веках. Такие портреты выставлялись в специальных залах как свидетельство благородного происхождения.

Впрочем, к социальному неравенству Игорь Владимирович относится философски:
- Уравнивают только гильотина и эшафот. Государство - это всегда пирамида, и главное, чтобы наверх попадали люди достойные.

У Чекалова-Шидловского есть еще одно доказательство собственного благородного происхождения - семейные предания и фотографии, которые хранились в запасниках альбомов. Вместе с замом и руководителем музыкальных и культурных программ Юрием Шереметом он демонстрирует красивые фотокарточки дореволюционных времен, где знатные усачи в парадной одежде перемежаются с нарядными дамами. «Ну как, похожи наши предки на крестьян?» Ни капельки, честное слово.

Дом Ваньковичей, который стал филиалом Национального художественного музея, - единственная восстановленная шляхетская усадьба в Минске.

Как проверить свое шляхетское происхождение?
По мнению членов Минского собрания наследников шляхты и дворянства, на шляхетское прошлое в первую очередь указывает фамилия. Сверить ее с перечнем из пофамильного гербовника здесь можно бесплатно. Если нашли, то в Минском собрании вы с большой долей вероятности будете считаться аристократом.
Для реального подтверждения знатного происхождения придется продолжить исследовательскую работу. Надежнее всего проверить информацию в Национальном историческом архиве. Прежде чем идти туда, постарайтесь собрать максимально полные сведения о ваших предках: фамилии, имена, отчества, даты и места рождения лиц, которые родились до 1917 года. Как вариант, опросите пожилых родственников или посетите кладбища, где захоронены ваши предки. Поиски в архиве можно проводить самостоятельно, а можно прибегнуть к услугам специалиста. «Исполнение запроса генеалогического характера» архив оценивает почти в одиннадцать миллионов рублей. Не пугайтесь, это максимум. Как правило, за исследование рода у вас попросят от трех до шести миллионов. Кстати, чем более вздорным был характер у ваших прадедов, чем чаще они ругались и судились, тем больше вероятность отыскать их следы в архивных бумагах.

Каждый десятый белорус - шляхта»

Слушаю детективные истории о том, как современные шляхтичи и дворяне обнаружили знатность своего рода, и понимаю: такой раритет, как фотокарточки прадедушек и прабабушек (или любые другие реальные документы), есть далеко не у всех членов собрания. Чаще всего в качестве доказательства голубых кровей выступают славные фамилии в паспортах и полные многозначительных намеков рассказы бабушек и дедушек.

Каждый десятый белорус сегодня может причислить себя к наследникам благородного сословия, - прикидывает Игорь Владимирович. - С документами сложнее: еще в XVIII веке по указу Екатерины II в российское дворянство перевели только 25% шляхты. К этому времени у многих уже истлели нобилитационные грамоты. Подтвердить свое знатное происхождение было нечем. Российские чиновники хотели разобраться в этой системе, приезжали в то или иное место - и видели людей, которые живут по-крестьянски, но носят саблю. При этом они издревле считались шляхтой: «Отец и дед наш воевал, на сейм нас приглашают» - но доказать ничего не могли, а потому попадали в мещанское или крестьянское сословие.

Галина Валицкая, ландшафтный дизайнер:
«О благородном происхождении нашего рода я что-то слышала от родителей, но всерьез эти слова не воспринимала. Была еще история, до сих пор не знаю, правда или шутка: будто бы в 70-е годы родственники оставили наследство в Штатах - но это выглядело настолько анекдотично, что родители отказались. Потом, уже после смерти родителей, я обнаружила, что наша фамилия значится в списках дворянских родов, и за эту ниточку стала тянуть, как Даша Донцова».

Документы, которые сохранились до 1917 года, охотно уничтожали сами их обладатели. Потому как советское правительство активно обменивало их на билеты куда-нибудь на спецпоселение - правда, только в один конец. Нередки были случаи, когда носители гордых аристократических фамилий меняли в них несколько букв, чтобы избавиться от опасной буржуазной фонетики.

Так что же это получается: никаких документов? Верить честному благородному слову? Может быть, «справку» об аристократичности рода можно получить в государственных архивах? Члены Минского собрания в ответ только руками разводят и объясняются: это у них в организации можно бесплатно проверить, встречается ли ваша фамилия в гербовниках, и получить грамоту-артефакт (при этом руководство собрания подчеркивает, что их грамота - это всего лишь реконструкция, а не подлинный документ, имеющий юридическую силу), а Национальный архив просит денег.

Если у вас не шляхетская, а дворянская фамилия, придется обращаться в Петербург - там еще дороже.

Получается, что далеко не каждому современному белорусскому аристократу по карману подтвердить чистоту своей крови. Что неудивительно: шляхетство не равнялось богатству даже в Великом княжестве Литовском. Юрий Шеремет ссылается на воспоминания голландского путешественника:
- Он ехал в Москву через земли княжества и поражался: какой же это высокородный человек едет на возу с навозом? А в навоз сабля воткнута. Шляхтич порой жил беднее, чем крестьянин. Но с саблей даже пахать выходил!

Интересуюсь, есть ли сабля - непременный атрибут шляхетства - у председателя. Есть! Подарили в честь пятилетия Минского собрания. Демонстрировать мне ее берется Юрий Шеремет: слегка достает из ножен, чтобы видна была скользящая по лезвию надпись.

Только до конца не вынимай, - мимоходом бросает Игорь Владимирович. - Если шляхтич достал саблю из ножен, значит, придется ею кого-то разрубить.

В кабинет заходит человек - и уже понятно, шляхтич он или нет. Движения, осанка, интеллигентная манера разговора… У многих из нас крупные носы, большие глаза. Это генетика!

Расшифровка польского шляхетского герба Любич
В поле лазоревом подкова серебряная, концами вниз обращенная, а внутри и на вершине подковы той - два кавалерских креста серебряных».
Перевернутая серебряная подкова отгоняет зло и несчастье, символизирует рыцарство.
Рыцарские кресты обозначают отвагу и смелость.
Голубой фон в данном гербе не несет смысловой нагрузки, но в целом в геральдике ассоциируется с небом, честью, чистотой.

Что, так и будем «я мужык, дурны мужык»?»

О внешнем сходстве незнакомых особ благородного происхождения здесь могут рассказать множество историй: встретятся на каком-нибудь современном балу или собрании два человека, видят друг друга первый раз, но похожи как братья - и вдруг выясняется, что у них общие предки. От разговоров о дворянском фенотипе неуловимо тянет снобизмом, что так не похоже на моих собеседников. Как бы невзначай интересуюсь, чувствуют ли наследники шляхты свое отличие от людей неблагородного происхождения.

Нет. Более того, если к нам приходят люди, которые не имеют никакого отношения к шляхте, но интересуются историей, мы только рады: формально их в организацию не принимаем, но приглашаем на свои мероприятия. Мы ведь тоже в первую очередь обыкновенные люди современной жизни, которые серьезно относятся к своим корням. Шляхетство и дворянство дают нам возможность перенестись в другой мир, насладиться иной жизнью.

На вопрос о том, не ностальгируют ли современные аристократы по старым временам, когда благородное происхождение гарантировало привилегии в обществе, шляхта и дворяне тоже отвечают отрицательно.

Обязанностей было больше, - взвешивает все за и против Игорь Чекалов-Шидловский. - Брать саблю и идти воевать - небольшая привилегия. Да и шляхта была в основном мелкой, трудовой. Что касается должностей, то их уже с века XVIII-XIX не занимали по фамилии. Происхождение ценилось, но личные качества были важнее. Не нужно забывать еще и о том, что шляхта - это не каста. В данное сословие можно было попасть за военные и гражданские заслуги - и попрощаться с ним за неподобающее поведение.

Наталья Чекалова-Ефимова, филолог

«Бабушка шепотом говорила мне, что у нас дворянские корни, есть свои земли в Ставрополье. В семье поддерживались дворянские традиции: к примеру, у папы за столом было свое место, куда никто не имел права садиться. Он учил нас не доедать с тарелок до конца - как бы оставляешь бедным. Дом был частный, и, если кто-то просился на ночлег, мы обязаны были впустить. Да, в детстве это казалось игрой, но в списках Ставропольского края действительно есть фамилия Ефимовых».

У нас, кстати, то же самое, - добавляет Юрий Шеремет. - На салонах я всегда напоминаю, что мы здесь все под гербами ходим, и это обязывает нас вести себя соответствующе. Мы не Иваны, не помнящие родства своего. К примеру, на одной из встреч я увидел, как член нашего собрания - из хорошего рода, между прочим! - стоит с бокалом в руке, но в куртке и бейсболке. А у нас ведь строгий дресс-код: женщины в вечерних платьях, мужчины в темных костюмах. И все, больше этот человек на наших встречах не присутствует. То же бывает за нарушения кодекса шляхетской чести.

По словам членов Минского собрания наследников шляхты и дворянства, во многих европейских странах возрождение благородных династий - это практически государственная политика. Как еще консолидировать нацию, воспрепятствовать ее размытию многочисленными эмигрантами? И главной своей задачей Минское собрание называет воспитание чувства самосознания и патриотизма у белорусов.

Из шляхетских родов
Хотя рассуждения об особой пассионарности шляхты и дворянства не имеют никакого научного обоснования, множество белорусских деятелей культуры и вправду имели благородное происхождение. К примеру, самым настоящим шляхтичем был Янка Купала. Историк и писатель Вацлав Ластовский, первый редактор «Нашей Нивы» Александр Власов, драматург Франтишек Олехнович, общественные деятели братья Луцкевичи - все они потомки мелкой шляхты. А знали ли вы, что представитель русского рока Андрей Макаревич - потомок белорусских шляхетских родов? На Березовщине (Брестская область) жили его предки по отцовской линии, на Витебщине - по материнской. Вот вам и «Машина времени».
Белтелерадиокомпания недавно презентовала целый сериал о белорусской шляхте «Шляхта. Брутальная гісторыя», так что, если заинтересовались темой, обязательно посмотрите. «Большой» рекомендует!

Мои собеседники, которые весь разговор держались сдержанно, в раз становятся эмоциональнее.
- Убрать этот бренд «Люди на болоте»! Что, так и будем «я мужык, дурны мужык» или, как у Некрасова, «высокорослый больной белорус»?
- Нет, мы не такие!
- Разве можно кого-то этим увлечь? Пятью-то ложками затирки? Героическими историями нужно вести за собой! Высокими идеями!
- Почему белорусов нам показывают в вышиванках и соломенных шляпах? А где сарматская мода? Ладно хоть от лаптей стали отказываться - не наше это, а российское. Видят волынку, говорят: «Шотландская!» Нет, это дудой называлось. Хорошо, что сегодня мы понемногу начинаем говорить о наших корнях.
- Нужно, чтобы белорус понял, что отчизну нужно любить. В этой земле лежат твои предки! Красивейшая страна, прекрасный народ - только ему нужно об этом напоминать.

Юрий Шеремет, музыкант, администратор бизнес-центра:

«Род Шеремет идет от прусского короля. Шереметьевы, Колычевы, Романовы - все они пошли от этой фамилии. Моя бабушка, родом из Слуцка, закончила женскую гимназию и владела шестью-семью языками. На языке оригинала читала мне Гете, Мицкевича…»

Когда я уже собираюсь уходить, наследники шляхты и дворянства предлагают и мне поискать свою фамилию в гербовниках. В молоко. Мельникова - слабая заявка на шляхетство. Собеседники явно не хотят меня огорчать: «Может быть, по материнской линии?» - и взамен на названную мамину фамилию напоследок дарят мне возможность почувствовать себя особой дворянских кровей.

P.S. Профессия обязывает нас быть подозрительными, а потому мы позвонили в Национальный исторический архив Беларуси. Там нам еще раз напомнили, что Минское собрание наследников шляхты и дворянства не выдает подлинных документов. Грамота, которую можно получить здесь, - это реконструкция, что не дает стопроцентной гарантии дворянства или шляхетства. Хотя даже в архиве не сталкивались с тем, чтобы подтверждение дворянства или шляхетства требовалось для чего-то большего, чем знакомство с родом: как-то не принято у нас в стране по родословной возвращать имения. Так что за светской атмосферой, приятной беседой и компанией единомышленников добро пожаловать в Минское собрание наследников шляхты и дворянства, а историческую правду и серьезные документы, проливающие свет на ваше, без сомнения, благороднейшее происхождение, придется все-таки поискать на архивных полках - тем более, как уверяют сотрудники, бумаги здесь неплохо сохранились.

О россиянах-рабовладельцах, босой белорусской шляхте, мировом феномене политического устройства Беларуси и исламском городе под Минском мы поговорили с настоящими потомками белорусской шляхты, а также в качестве эксперимента узнали, кем были предки нашего корреспондента.

Небольшой кабинет в Доме ветеранов ничем с первого взгляда не примечателен: девушки обрабатывают фотографии в фотошопе, мужчины, окруженные стопками папок и листов, обсуждают новое издание книги, звонят телефоны, слышится стук каблуков из коридора. В этом небольшом кабинете заседают прямые потомки белорусской шляхты.

Собрание существует уже почти десять лет. За это время белорусы тысячи раз открывали дверь этого кабинета в надежде узнать, кем были их предки. Собирать такую информацию и передавать ее общественности - главная миссия Собрания. Кроме того, они организовывают балы, выставки, встречи, поездки. Чтобы наглядно показать, как происходит процесс поиска корней, председатель Собрания Игорь Владимирович Чекалов-Шидловский «протестировал» фамилию корреспондента KYKY.

Точное происхождение фамилии Мелеховец не известно, но по материнской линии журналист - Шоломицкий. Именно эти корни мы и попытались найти. Игорь Чекалов-Шидловский предлагает на примере Шоломицких провести экспресс-анализ фамилии. Первая его ступень, самая простая, подразумевает поиск фамилии в шляхецких энциклопедиях.

Три этапа в тестировании фамилии

Игорь Владимирович: «Все первоисточники по шляхте на польском языке. Они, естественно, переводятся на белорусский, русский, украинский. Так возникает своеобразный конгломерат: Польша, Беларусь, Литва, Украина и часть России, причем, мы говорим про Смоленщину и Брянщину, где на самом деле было много шляхты.

То, что я сейчас скажу, пока ещё не сильно озвучено - Российское дворянство до 18 века наполовину состояло из шляхтичей, которые переходили в Царство Московское служить.

Приходило туда много иностранцев, четвёртая часть - пруссы и немцы, ещё четвёртая часть - татары и „закавказцы“. Почему они туда приходили? Это была огромная и богатая территория, да еще и с рабами в придачу. Сейчас в ходу эвфемизм „крепостные крестьяне“, но до 1861 крестьяне были в положении рабов. Их продавали, меняли на собак, лошадей, их можно было проиграть в карты. Признаки рабов и формировали национальный характер. Мировоззрение двух слоёв людей (шляхты как элиты, и тех, кто под элитой) формируется в условиях рабовладения. На наших территориях немного другая история, потому что у нас было 20% шляхты (в России - 1%), ещё 20% - свободные люди. Это была демократическая республика, которая выбирала власть от местных до короля, и, естественно, народ вырастал с совершенно другими мозгами. Согласитесь, 20% - это не 1%, но они легко растворялись в крестьянской массе, потому что многие шляхтичи были вынуждены сами обрабатывать землю».

Шляхта вырастала с другим менталитетом, поэтому шляхту Речи Посполитой не стоит сравнивать со шляхтой России.

По словам Игоря Владимировича, два одинаковых слоя общества похожи, и сейчас говорят на одном языке, но у нас разная история. Сегодня к нам приезжают россияне, и мы для них, по мнению членов Собрания, - недосягаемая вершина, сияющие высоты. «Они просто плачут, когда видят, как мы живём. Они знают, что тебя здесь не толкнут, не обзовут, в отличие от Москвы, где спокойно пройти нельзя. А если и толкнут, то извинятся», - отмечает Чекалов-Шидловский. Выдают разницу исторического развития и внешние признаки, и здесь речь идет о так называемой «провинциальной чистоте». Игорь Владимирович вспоминает москвича Григория Якутовского, который пишет про Беларусь, его последнее произведение называется «Беларусь - это круто»: «У него джазовый стёб по стилю и оформлению книги, он больший фанат Беларуси, чем многие у нас тут».

Далее Игорь Владимирович открывает огромный, немного потрепанный талмуд, на вскидку - на две тысячи страниц, не меньше, в котором списком написаны фамилии на польском в алфавитном порядке. Игорь Владимирович называет книгу «одним из последних и самых больших польских гербовников, какие привезли из Варшавы». Буквально через 10 секунд он находит нужную страницу - видимо, знает справочник как свои пять пальцев.

Герб Шоломицких

Игорь Чекалов-Шидловский: «Итак, Шоломицкие? Вот открываем. Первый Шоломицкий упоминается в 1600 году. Кем он был - надо разбираться. Пинский герб - под вопросом. (Корреспондент KYKY Дмитрий Мелеховец действительно родом из Пинска - прим . ред . ) Видите, книга составлена таким образом: фамилия - герб, фамилия - герб. В чём смысл таких списков? Дело в том, что шляхтич одновременно получал звание, фамилию и герб, потому что надо было его прописать в войско. Он становился сразу военнообязанным, у него появлялось право носить оружие, которого не было у простолюдина, и право прописаться в списках выборщиков. Выборы у нас проводились от местного повета до выборов короля. Для того времени они были сумасшедшей вещью, ведь повсюду царил абсолютизм. Попробуй скажи в России: «Выборы»! Да, Шуйский был выборным, но только когда род прекратился, это был нонсенс, и ещё после этого целое столетие была смута. Здесь же были стабильные выборы и военнообязанность.

Часто шляхтичи ехали поле навозом удобрять, но с саблей. Это чтобы показать: «Я шляхтич, вот мой гонор».

В разговор вступает Юрий Леонидович Шеремет, координатор музыкально-эстетических программ Собрания.

Юрий Шеремет: Голландский путешественник, который вместе с голландским посольством ехал в Великую Тартарию (это Москва), проезжая по нашим территориям, знал, что первый признак шляхетности - это сабля. Крестьянин не имел возможности носить эту саблю. Он видел босых шляхтичей, но с саблей. Его поразило: ведь шляхта, аристократия! Эти аристократы имели право участвовать во всех выборах, во всех сеймиках, подсеймиках. Могли участвовать в них босиком, без обуви. И даже магнаты Радзивилы могли обращаться к такой бедной шляхте «пани-братья». Не считалось, что такая шляхта ниже, это был один уровень.

Игорь Чекалов-Шидловский: «Вернемся к Шоломицким. Первое, что мы видим - энциклопедии, где содержится более 20 тысяч фамилий. Второй этап - смотрим на гербовники, где по фамилиям будет всего несколько тысяч шляхтичей, но здесь уже номенклатурно расписано, кто занимал какие посты, кто выбирал короля и был делегатом на съезд. Третий уровень - если дело сохранилось в нашем архиве, тогда мы можем построить ваш родовод от 13 или от 14 века, проследить, кто кого родил. Дело в том, что когда Речь Посполита была разделена между Российской империей, Пруссией и Австрией, на территории Российской империи шляхту начали приводить в порядок. Не надо думать, что её начали уничтожать физически. Нет, просто начали подгонять под структуру государства.

Вы вытащите элиту из любого общества, и там останется толпа. Представьте себе армию без офицеров: это же будет сброд!

В России было принято, чтобы даже самая главная аристократия говорила „Мы твои холопы, батюшка-царь“. Любой высокородный аристократ позиционировал себя как холоп царя. Для шляхты это было немыслимо, даже нищие и босые считали себя ровней королю».

Почему российские дворяне обязали шляхту предоставлять документы

По словам Игоря Чекалова-Шидловского, российских дворян удивляло, что у белорусов есть благородное сословие, которое само обрабатывает землю. Бывало, что в древние времена крестьянин жил лучше шляхтича, потому что последнего могли покалечить на войне или убить, и некому было работать, если не было большой семьи. Поэтому вопросы материального благосостояния шляхты - очень деликатные. Российское дворянство при переводе шляхты в дворянское сословие решило поставить рамки: обязать представить документы, что стоило серьёзных денег. «И вот тут начинается самый интересный момент, который отражен на телевидении и в фильмах - у шляхты не было документов, - говорит Игорь Владимирович. - Были какие-то привилегии, но они идут к старшему сыну, а у младших ничего нет. Ну, а как? Все знают, что это шляхта, они воюют, ходят на выборы. Новая власть не понимала принципов старого устройства, когда шляхтич и не шляхтич живут в одной деревне. Все российские чиновники сходили с ума».

Подложные документы шляхтичей

На территории современной Беларуси были созданы специальные комиссии, которым надо было представлять свидетелей своего благородного происхождения. Шляхта на это откликнулась очень своеобразно. Они начали делать подложные документы. Скажем, Дунин-Марцинкевич возглавлял целый картель по производству поддельных печатей. Кроме того, в Украине была еврейская фабрика, которая была рада поставить любую печать. «Это ещё неотражённый в литературе детектив. Некоторые судились по многу лет, чтобы доказать, что они представители шляхты. В результате это привело к восстаниям, потому что людей понизили в социальном статусе. Ясно, что крестьяне были заняты обработкой земли, им некогда было воевать или заниматься ерундой. Это шляхтич мог себе такое позволить. И все вылилось в восстание 1830-го года, и другое, 1860-го», - говорит Игорь Владимирович.

В результате всех этих споров было принято решение 80% белорусской шляхты не давать дворянский титул, а записать в крестьяне и мещане: конечно, не в рабы, а в свободные хлебопашцы. Шляхта была недовольна, и очень многие уехали в Америку, что стало традицией до начала 20 века. «Даже в нашем собрании широко распространена ситуация, когда прадеды ездили в Америку на заработки фактически через одного! Это тоже показатель, потому что малограмотный крестьянин был не в состоянии подняться с места, не зная языка, и попробовать выбить себе паспорт. Но были и такие ситуации», - говорит Игорь Чекалов-Шидловский.

Игорь Чекалов-Шидловский: «Мы очень аккуратны в названиях, ведь мещанин в шляхетстве - это смешно. В русском языке слова „дворянин“ и „шляхта“ должны быть разделены. Шляхетство - это особый кодекс шляхетской чести и особый менталитет. Главный тезис нашего кодекса: „служу Айчыне и адказваю перад Богам“. Другой вопрос, как это было в реальности. Шляхта дралась между собой, дурили друг друга, но был кодекс чести, и за нарушения можно было вылететь из шляхты.

Не всегда титул передавался по наследству - собирались соседи и решали, можно ли юноше даровать титул. Шляхетское ли у него поведение, воспитание?»

Сколько белорусов приходит в Собрание узнать про свои корни

На самом деле, информация по всем трем этапам принадлежности к шляхте собирается очень долго. Игорь Владимирович говорит, что базу в Собрании готовили десятилетиями. «Конечно, не так уж часто к нам обращаются, в неделю, может, человек», - говорит председатель. Юрий Шеремет уточняет, что самый большой наплыв желающих узнать корни происходит после книжных ярмарок, где участвует Собрание: «После такого к нам много идёт людей. Но мы всегда спрашиваем, есть ли интерес. Если вам это не нужно, то не надо тратить ни своё, ни наше время. Иногда человек отсюда выходит со слезами на глазах. Он плачет, потому что столько найдено и раскрыто! Как правило, приходят люди, которые слышали что-то от дедушек, бабушек, мам, пап, видели старые фотографии, бумаги, письма».

Итак, в выяснении шляхетской истории наш корреспондент Мелеховец прошел три этапа. Первый - списки войска, второй - гербовник, третий - архив. «Если дело есть в нашем архиве, значит, ваш предок подал документы, они могли быть как одобрены Петербургским сенатом, так и не одобрены, но дело зафиксировано в архиве. Но факт таков: у вас все три этапа есть», - говорит Игорь Владимирович. В результате такого исследования можно получить реконструкцию грамоты начала 19 века, которая выдавалась Минским дворянским собранием по проверке. Вторым этапом будет перевод из гербовников с польского языка. Третий - выяснение, сколько потомков рода родилось. Есть плодовитые роды, а есть те, которые угасли. Герб нашего корреспондента тоже указан в хрониках - Гипоцентавр. «Это кентавр, который целится в змею, растущую у него вместо хвоста. Значение его тоже известно - избавление от собственных пороков», - говорит председатель Собрания.

Как в герб белорусской шляхты попали символы ислама

На самом деле, у гербов много несистематизированных названий, которые переводят на белорусский кое-как. Одна из задач Игоря Чекалова-Шидловского - навести порядок и ввести систематику. Он готовит книгу о символике приватных гербов, которые часто видоизменялись и путались. Один из хороших примеров, который приводит председатель - герб фамилии Тышкевич, в виде полумесяца и шестиконечной звезды. Поскольку у населения возникал закономерный вопрос, еврейский ли это род, на гербе Логойска (родине Тышкевичей) впоследствие стали рисовать пятиконечную звезду во время войны.

Но правда в том, что полумесяц с пятиконечной звездой - символ пяти столпов ислама, он изображен на многих мечетях. Вот так Логойск, не желая становиться еврейским городом, стал исламским.

Вообще, символика, по словам Игоря Владимировича - вещь деликатная. Скажем, после Холокоста шестиконечную звезду исключили из геральдики. Но в 18–19 веке на гербах часто встречается шестиконечная звезда, на которой делали рисунки и дополнительные символы.


Игорь Владимирович : «Не догадаетесь никогда, что голубь был запрещён. Почему? Это символ Духа Святаго, и в католическом, и в православном храме голубь, падающий сверху - символ божественного нисшествия на землю. Вообще, тема шляхетства долгое время была под запретом. Это же элита, что противоречило марксизму, который долгое время дурил нам голову. Они это цинично понимали, издевались, уничтожали массы людей. Никогда бы шляхтич или даже помещик не отправил своего крестьянина в Сибирь, даже если бы тот украл дерево. Высек бы, но это другие вещи. Элиту надо уважать, точнее, она должна вести себя так, чтобы вызывать уважение к себе. Любая - творческая, научная, политическая, экономическая.

На самом деле, мы щепетильно подходим к нашей работе. Многие не понимают, начинают валять дурака. Но это же кропотливый труд. Для россиян мы не можем вообще ничего сказать: „Да, в дворянстве прописан, но это не говорит о том, что вы принадлежите к этому роду. Давайте документы, артефакты“. Сегодня очень редко люди приходят с какими-либо документами: всё сжигалось, уничтожалось, потому что шли бесконечные войны. В нашем архиве есть далеко не всё, а только примерно 10% фамилий. Но это больше, чем в Варшаве. Очень много наших архивов в Италии и Турции, а почему - не знаем».

Шеремет Юрий Леонидович: Предоставить документ, подтверждающий, что вы шляхтич, - наша работа. Но основная наша цель совсем другая.

Мы хотим показать, что мы не «дурны беларус», мы настолько сильная и мощная нация, и не надо считать нас кем-то глупым и слабым.

Мы пытаемся поднять самосознание белоруса, который пришёл сюда. Да, он шляхтич, да, ему интересно. Но кем были его предки?

Предки нас ведут по жизни, вся эта аура передаётся из поколения в поколение, что доказано психологами. Не зная своей истории, корней, ты, во-первых, Иван, который не помнит родства. Во-вторых, нельзя научиться любить Родину, не зная истории. Надо любить Родину, за которую твои предки проливали свою кровь.

Игорь Владимирович: Сейчас можно оформить свое происхождение официально. Мы тоже выдаем реконструкцию грамоты. Но это стоит денег. Дело может быть одно, но в роду три или четыре фамилии. Это толстые папки, а их надо скопировать, разобрать, что написано. Это недешевое удовольствие, и результат может стоить до трёх тысяч долларов - максимум.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Если копнуть историю, шляхтичем может оказаться каждый десятый белорус. И сейчас появилась возможность найти своих знаменитых предков. Как это сделать? За ответом корреспондент «Знаменки» обратилась к председателю Минского собрания наследников шляхты и дворянства Игорю Чекалов-Шидловскому, а заодно узнала о и своих корнях.

Во времена Великого княжества Литовского шляхта составляла 10-15 процентов населения – задайся целью, приблизительно столько же найдется сейчас их потомков. Но чтобы отыскать свои корни и составить родовое древо, придется основательно потрудиться.

– Отправная точка для поисков – Шляхетские энциклопедические словари, которые содержат более 20 000 фамилий, то есть визитных карточек рода. Также в этих книгах размещен герб, – пояснил Игорь Чекалов-Шидловский. – Следует помнить, что практически вся эта литература на польском языке. Поэтому перед поисками лучше узнать, как пишется фамилия на нескольких языках. Не так давно появились и украинские гербовники. В 2002 году Национальный исторический архив Беларуси начал издавать «Гербовник белорусской шляхты». Пока изданы тома на буквы «А» и «Б», но из-за небольших тиражей эти книги находятся в ограниченном доступе.

Открыв огромный талмуд, который не то что держать в руках, но и поднять тяжело, Игорь Владимирович профессионально пробежался по фамилиям. Не прошло и пяти минут, как он нашел мою фамилию, а вместе с ним и два герба. С удивлением узнаю, что принадлежу к известному роду Прокоповичей! Углубляться в символику цвета и изображений специалист не стал, зато подробно рассказал дальнейшие шаги по поискам предков.

Потерянные люди

– Следующий шаг – поиск документальных подтверждений дворянских корней в Национальном историческом архиве. Но и здесь не все так просто – документы охватывают только небольшую часть шляхетских фамилий. Все дело в том, что после раздела Речи Посполитой началась перерегистрация шляхты в российское дворянство. В результате этой перерегистрации около 75 процентов шляхтичей (бедные представители, однодворцы. – Прим. авт.) были вычеркнуты из благородного сословия и переписаны в мещан и крестьян.

В России дворян было меньше одного процента населения, поэтому российское правительство беспокоила большая концентрация шляхты, которая привыкла к своим правам, требовала к себе уважения, имела свой гонор. К тому же в течение более чем четырех веков именно шляхтичи выбирали всю вертикаль власти, включая короля.

Полностью подчистила шляхту Октябрьская революция 1917 года. Тогда многие потомки древних родов спешно покидали Беларусь или меняли фамилии и уничтожали документы, удостоверяющие их принадлежность к благородному сословию. Поэтому сейчас так много белорусов, которые даже и не догадываются о своем благородном происхождении.

Дворянская грамота в… снаряде?

Сегодня в Минское собрание наследников шляхты и дворянства зачастую обращаются люди, которые заинтересовались семейными преданиями и решили их проверить. Или же нашли оригинальную семейную вещицу – брошь, шкатулку, выцветшую фотографию.

– Кто-то помнит, как после смерти бабушки дворянскую грамоту нашли за иконой, – вспоминает Игорь Чекалов-Шидловский. – Достали… А она рассыпалась в прах – бумага от старости истлела. Другие вспоминают, как в течение нескольких лет искали закопанную гильзу от снаряда, в которой была спрятана дворянская грамота. У третьих в 70-е годы родители сожгли свой дворянский архив. Уже не расстреливали, не сажали, не высылали за дворянство, но отец семьи занял номенклатурную должность и боялся за свою карьеру.

Остались семейные предания и в семье корреспондента «Знаменки». После Октябрьской революции прошло поголовное раскулачивание, под которое попал и наш род: поместье с усадьбой отобрали, конюшни с чистокровными скакунами отдали колхозу. Единственное утешение, что семью оставили в покое. Но впрок отобранное «лишнее роскошество» не пошло. Все благородные кони отказались тягать плуги. Не помогал ни кнут, ни пряник, поэтому пришлось их колхозникам отправить на мясокомбинат. Поместье без хозяина пришло в запустение. Теперь едва можно найти и фундамент.

Липовые документы

Как отметил Игорь Владимирович, даже если фамилия есть в шляхетских гербовниках или найдена натуральная грамота начала XIX века о признании предка дворянином, то вероятность шляхетности все равно не равна 100 процентам.

Как только в XVIII веке шляхту заставили предъявить документы, удостоверяющие их происхождение, появились «мастера», подделывающие грамоты. И подтверждающий документ мог быть выдан на основании обманки.

О фамилиях, содержащихся в дворянских списках Российской империи, нельзя сказать ничего определенного, так как дворяне давали свои фамилии целым поселкам, крестьянам и слугам. Шляхта же свою фамилию держала как знамя.

Современная шляхта

– Прежде всего под шляхетством мы понимаем наследование этой традиции, – отметил Игорь Владимирович. – В идеале шляхтич – это человек с твердыми моральными принципами, ответственный и деятельный, живущий в соответствии с кодексом шляхетской чести. Шляхетность – в отношении к своему прошлому. Шляхетность – в соблюдении кодекса шляхетской (рыцарской, дворянской) чести. Шляхетность – в поведении. Шляхетность – в чувстве собственного достоинства.

Поэтому председатель Минского собрания наследников шляхты и дворянства уверен, что шляхетские традиции могут стать фундаментом для национальной идеи:

– Память о своих предках гарантирует связь времен, превращает историю из сухих страниц учебника в живую часть семьи, рода. Человек проникается ощущением общей истории и земли, на которой жили его предки и будут жить его потомки. Это и есть то, что называется патриотизмом. Люди начинают все чаще руководствоваться следующими кодексами: служу – Отечеству, отвечаю – Богу; добру – награда, злу – возмездие, достоинство и благородство; великодушие и справедливость.

Интерес белорусов к истории своей семьи увеличивается. За несколько лет в Минское общество обратилось более трех тысяч человек. Многие остались активными участниками тематических вечеров, балов, экскурсий, дальнейших исторических изысканий. И это не может не радовать. Вместе с поисками предков тщательно изучаются история и государства, культура, духовные ценности. Возрождаются истинные традиции рыцарства: идеи чести, благородства, служения высоким идеалам.

Ищем предков

Белорусская шляхта

Шляхта (от древневерхненемецкого slahta - род, либо нем. Schlacht - сражение) - привилегированное воинское сословие в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском , а также некоторых других государствах. Играло большую роль в политической жизни страны, со временем сформировало концепцию «шляхетской нации» и утвердило свое право на выборную монархию.

"Шляхціч на загродзе роўны ваяводзе" . Любой шляхтич, избранный депутатом сейса или сеймика, обладал правом Liberum Veto. Liberum veto - принцип парламентского устройства в Речи Посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против. Было принято как обязательное в 1589 году, в 1666 году было расширено на воеводские сеймики.

В отличие от соседних стран, где дворянство составляло ~3% населения, в ВКЛ шляхта составляла 10-15% (по разным воеводствам). По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство - "акт об адопции". Это время принято за точку отсчета современной белорусской геральдики .

По имущественному положению шляхта делилась на:
- магнатов
- заможная шляхта (владение одной или несколькими деревнями)
- фольварковая шляхта (владение одним или несколькими фольварками /усадьбами/)
- застенковая (загродковая, околичная) шляхта (имела свое хозяйство, но не имела крестьян)
- шляхта-голота (безземельная)

Нижний имущественный слой шляхты размыто смыкался с земянами и панцирными боярами . Шляхта, земяне, панцирные и путные бояре были воинским сословием (крестьне на службу не призывались). До наших дней сохранился поименный "Спис войска Литовского" 1528-67 гг., где каждый может найти знакомые фамилии.

Сарматизм

Шляхетская идеология, доминировавшая в XVI - XIX вв. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов. Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан, контуш, слуцкий пояс, сабля), особые манеры, сарматские портреты и тд.

На картах Сарматия локализовалась вокруг венедов и моря Геродота (ныне Полесье).

Эта традиция - определять шляхту как "отдельную этнографическую группу" - продолжена в академическом издании Императорского Русского Географического Общества "Россия. Полное географическое описание" 1905 года.

Gente Lituane, natione Polonus

" - большинство местного дворянства знало о своем литовском или белорусском этническом происхождении, но воспринимало языковую и культурную полонизацию предков как акт их добровольного политического и цивилизационного выбора [ аналог национальных элит в СССР ]." Юлиуш Бардах, доктор honoris causa Варшавского университета, Вильнюсского университета, Лодзинского университета

C 1696 года польский язык стал государственным в Речи Посполитой. Он стал языком горожан (аналог русскому сегодня), наряду с латынью использовался в учебных заведениях (Виленский университет, Полоцкая иезуитская Академия и пр).

[ Однако даже в XIX веке польскоязычные филоматы называли себя не поляками, а литвинами , обращались в своих литературных произведениях к образам "исторической Литвы" (ВКЛ), вводили в свои литературные произведения элементы "тутэйшага" языка ("Dziady" Мицкевича).

Типичными представителями тутэйшай шляхты были Ходзько гербу "Костеша", Скирмунты гербу "Дуб", Войниловичи - "Войниловичи не пришли ни с Востока, ни с Запада - они коренные, местные, кость от кости, кровь от крови того народа, который когда-то хоронил своих предков в этих курганах (сегодня - на сельских кладбищах) и родную белорусскую землю сохой пашет". "Воспоминания", Э. Войнилович (фундатор строительства минского Красного костела)

Шляхта & Российская империя

После Разделов Речи Посполитой и присоединении ВКЛ к Российской империи, шляхетское сословие вместе с местным самоуправлением стремительно ликвидируется.

Интересен труд Императорской АН "Описание всех обитающих в Российском государстве народов" 1793 г., составленный после Второго раздела РП. Именует всех жителей нашего Края "поляками". Описывает крестьян и шляхту "народа польского". Что характерно, без причитаний о "тяжкой доле мужика-белоруса" - все еще впереди.

Списки шляхты

Поименные списки шляхты и шляхетских родов - "Сбор имен шляхты", сводные списки участников восстания 1830 и восстания 1863 гг., иные источники - можно посмотреть .

Шляхетская демократия

Шляхта - социальный слой, гораздо более значимый, чем дворяне соседних стран - породил термин шляхетская демократия . Шляхетская демократия может рассматриваться как вариант представительной демократии с той лишь разницей, что народом в Речи Посполитой считалось не всё население, а только шляхта.

Окончательное становление "шляхетской демократии" утвердили в 1573 году Генриховы артикулы - клятва выборных королей Речи Посполитой. Они не только ограничивали власть короля, но и давали шляхте законное право выступать против него.

"В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им, законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности".
§17 ...A ieslibysmy (czego Boze uchoway) co przeciw prawom, wolnosciom, artykulom, kondycyom wykroczyli, abo czego nie wypelnili: tedy obywatele Koronne oboyga narodu, od posluszenstwa y wiary Nam powinney, wolne czyniemy."

[ 200 лет спустя, в 1776 году похожие слова были вписаны в Декларацию независимсти США:
" Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа." ]

Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.

http://www.gutenberg.czyz.org/word,60867
http://www.arche.by/by/page/science/6866