Так называл наше время Джордж Денис Патрик Карлин - американский комик в жанре стэнд-ап камеди, актёр, писатель, сценарист, продюсер, обладатель четырёх премий «Грэмми» и премии Марка Твена. Автор 5 книг и более 20 музыкальных альбомов, снялся в 16 фильма. Он, конечно, еще тот словесный хулиган, но разве он не прав?

Большие люди с мелкими душами

Современный человек так озабочен тем, чтобы достичь положения, успеха, положения, что совершенно не думает о том, а нужно ли это его душе. Принесет ли толстый кошелек отраду не его наполненному пищей и удовольствиями телу, а его сердцу, которому может быть холодно даже в самом центре материального рая. Богатые тоже плачут, великие тоже хотят любви, большие люди страдают теми же недугами, которыми страдают маленькие. Неужели те, кто привык сравнивать себя с другими и расти до уровня большого человека, думают, что им удастся избежать того, чего никому не удается – смерти? Человек смертен. «Плохо то, что он иногда внезапно смертен , вот в чем фокус!» – говорит Воланд. Зачем он напоминает об этом Берлиозу?

Затем, что достигший литературной вершины Берлиоз уже поверил в то, что стал большим человеком и может судить о вещах, о которых судить не имеет права. Это очень опасное состояние: стать большим человеком. Сколько тут искушений для убивания своей души. Не все выдерживают. Не всем удается оставаться человеком. Мы иногда спрашиваем: «Когда же они насытятся? Все мало и мало им, все гребут и гребут под себя». Да никогда. Потому что это невозможно. Достичь высоты, возвышаться над всеми, иметь все, но…

На вершине ты наиболее уязвим. Тебя видят все, но ты вдруг понимаешь, что большой человек – все такая же вошь, и все так же «внезапно смертен». И спасения от этого нет! Как снова поверить в свое величие, как обрести уверенность в своей несуществующей безопасности? Человек лихорадочно цепляется за ускользающие опоры, пытается удержаться в тонусе абсолютной самоуверенности и безнадежно скатывается в .

Получается парадоксальная ситуация: человек якобы достигает высот, но чем выше он забирается, тем мелочнее и ничтожнее становится. Как по иронии судьбы – выходишь замуж за толстосума, а он оказывается кошельком с мелочью. Ничего удивительного в этом нет. И никакая это не ирония. Все закономерно: чем больше человек уделяет внимания материальной стороне своей жизни, тем меньше интересует его душа, тем мелочнее она становится.

Иногда, чтобы оправдать свою жадность и объяснить щедрость бедняка, богач говорит: «Конечно, бедняк отдаст последнее, ему особенно нечего терять. Легко быть щедрым, ничего не имея. Попробовал бы он благодетельствовать других, если бы имел то, нажитое «своим трудом», что имею я». То есть я жадный, потому что имею, а он щедрый, потому что нет. И чем больше я имею, тем более оправдана моя жадность. Удобная позиция. Но какая мелочная!

Почему избиратели часто делают неправильный выбор в пользу олигархов или очень богатых людей? Потому что большая часть этих избирателей живет по законам бедности. И рассуждает так: «Этот политик уже и так очень богат, теперь он не будет думать о своем бизнесе, он уже достиг вершины, теперь он будет думать о том, чтобы такими же богатыми стали и люди, которые за него проголосовали». Наивные. Они не знают о том, как мельчают души тех, кто стал большим человеком.

Мудрый бедняк или опасный нищий

С другой стороны, самый маленький с обывательской точки зрения человек, практически ничего не имеющий бродяга может быть человеком большой души, стократ мудрее и выше самого высокочтимого нувориша, чьи сундуки набиты нефтью и золотом. А все потому, что он ближе к жизни, к истинному ее пониманию. и душевность не зависят от законов материального мира, точнее, не подчиняются им. Наверное, вы замечали, что более добрыми и эмпатичными являются как раз не богатые люди, а те, кто по существу отдает последнее. Порой они человечнее, добрее и радостнее самых «больших» людей.

Кому-то может показаться, что я агитирую за бедность. Мол, чем меньше имеет человек, тем более душевным он является. Как будто пустой карман – это признак великих щедрот души. Но это не совсем так, порой бедность угнетает человека настолько, что безнадежно деформирует его душу. Точно так же, как деформирует ее непомерное богатство. Человек становится озлобленным, завистливым, жадным. Нет ничего страшнее агрессивного, доведенного до отчаяния нищего, душа которого не просто стала мелкой, а убита постоянным унижением и страхом. Нужда воспитывает мудрецов только в сильных личностях, остальных она превращает в убийц, грабителей и воров.

Жизнь состоит из мелочей?

Мы часто слышим эту фразу. Действительно, наши будни и праздники складываются из бесчисленного количества разных мелочей, они могут составлять наше счастье или делать несчастными. Иногда мы придаем мелочам слишком большое значение. Делаем их фетишами, сигнальными флажками, по которым движемся в жизни, как будто идем по дороге и внимательно смотрим под ноги, замечая каждый камешек, вместо того, чтобы любоваться видами и лицами окружающих. Мелочи поглощают все наше внимание и не дают сосредоточиться на главном. На том, что действительно делает нашу жизнь осмысленной и наполненной.

Не дайте мелочам превратить вас в мелочного человека, смотрите не на оторванную пуговицу, а в глаза человеку, который рядом с вами. Детская писательница Диана Уинн Джонс, автор знаменитого «Ходячего замка», вдохновившая японского аниматора Хаяо Миядзаки на одноименный мультфильм, как-то сказала: «Когда отправляешься на поиски счастья, становится не до мелочей».

Как же она права! Мы никогда не чувствовали бы себя счастливыми, если бы отвлекались на такие мелочи, как веснушки на носу или лопоухость, наряды, стрижки и оторванные пуговицы, случайные слова и мнения, временные преграды и плохую погоду. Мы просто запутались, увязли бы во всех этих мелочах и не смогли двигаться дальше к вершине своих впечатлений.

Но, с другой стороны, жизнь действительно, состоит из мелочей. Наша задача, сделать эти мелочи большими, если они касаются нашей души, находят в ней отклик, делают нас лучше. То есть превращают в «больших» людей, людей с большим сердцем и большой душой.

Иногда мы можем сами дарить и создавать эти великолепные «большие» мелочи для тех людей, которых мы любим, чтобы сделать их радостнее и счастливее. Французский писатель и философ Альбер Камю так формулирует один из главных законов счастья:

«Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам».

Чему посвящены ваши мысли?

Проверьте себя, о чем чаще всего вы думаете. Чем заняты ваши мозги? Как достичь успеха, как я выгляжу по сравнению с коллегами, соседкой, родными, как заработать больше, как выжить? От того, что в вашей голове, что для вас наиболее актуально в данный момент, зависит все. Движетесь ли вы к тому, чтобы стать большим человеком (богатым, знаменитым, успешным, имеющим власть, влиятельным и т.д.) или стать Большим человеком (мудрым, щедрым, добрым, авторитетным, нужным, полезным и притягательным для людей).

Мне всегда вспоминаются слова Элеоноры Рузвельт о том, чем могут быть заняты мозги, и я с ней полностью согласна: «Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей». И когда рядом со мной кто-то начинает перемывать кости соседки, я понимаю, что не хочу в этом участвовать, хотя это порой так заманчиво, обсудить чужие недостатки.

Почему люди сплетничают, почему они так падки на сенсационные разоблачения, почему они как подопытные мыши кликают на «жареные картинки» и верят откровенным фейкам? Эта дает им возможность возвыситься за чужой счет. «Вы представляете, она ходит без нижнего белья! Кошмар!» «Он потратил на свою машину несколько миллионов! Ужас!» Но вот, что интересно, в этом кажущемся разоблачении порока более порочным выглядит не тот, кого обсуждают, а тот, кто это делает, проявляя не самые лучшие черты своей измельчавшей души.

Каким образом люди мельчают?

Каждый по-своему, конечно. Но, мне кажется, есть и закономерности. Это происходит тогда, когда
он стремиться стать большим человеком (возвыситься над другими);
человек замкнут только на своей персоне;
обсуждает и осуждает других людей;
считает себя выше, краше, лучше, умнее и т.д. других;
смиряясь со своим бедственным положением, принимая нищету, позволяя себя унижать.

Что же делать, если ты не родился в семье Рокфеллера и тебе не светит получить наследство и стать свободным от угнетения со стороны законных и незаконных его ?

Мне хочется подбодрить такого счастливчика и сказать ему, что все не так уж плохо.

Во-первых , он намного свободнее, чем богач. Он не прикован к эгрегору денег, ему нечего терять, кроме своих цепей. Да и цепей у него тоже нет. Только мечты. Вот над ними надо поработать, чтоб не уничтожить своего шанса стать действительно Большим человеком и не скатиться в мелочность гонки за звание больших людей.

Во-вторых, с чистого листа начинать всегда интереснее и безопаснее. Есть место для разбега, есть площадка для творчества.

В-третьих
, таких, как он, большинство. А, следовательно, у него намного больше шансов найти настоящих друзей и настоящих любимых, которые за пять копеек родную мать не продадут, а снимут последнюю рубаху вместе со своей кожей и поделятся ею только потому, что любят.

Не ищите счастья среди нищих, они обозлены и души их убиты унижением, но и не пытайтесь найти его среди больших мелочных людей. Станьте Человеком с Большим сердцем и богатой душой, и вам не нужно будет выживать, потому что вы ощутите радость бескорыстного дарения и счастье неограниченного получения. И тогда «время больших людей и мелких душ» уйдет в прошлое…


В чём заключается особенность деревенского уклада? Влияет ли бедность деревенского быта на богатство души? Именно эти проблемы поднимал в своём тексте знаменитый русский писатель В.Г.Распутин. Не утратили они своей актуальности и в настоящее время.

В тексте писатель размышляет над судьбами русских деревенских людей. Бедность никак не влияла на их богатство души. Жили они огородами да тайгой. Как признаётся автор, судьбы жителей деревни он изображал в своих книгах. Судьба каждого жителя интересна и необычна.

Распутин глубоко убеждён в том, что деревенские жители не гонятся за современностью, они живут своей размеренной жизнью. Работают на полях, воспитывают детей, играют свадьбы, чтят свои традиции и многое другое.

Трудно не согласиться с писателем. Деревенская жизнь - это особый мир, где люди живут своим укладом; это другие люди - каждый со своей судьбой и нравами. Многим деревенская жизнь приходится не по вкусу, тогда они едут в город «осваивать» новую жизнь.

Примером вышесказанному может служить рассказы Ф.Абрамова «Пелагея» и «Алька».

Пелагея - жительница обычной деревне, работает, как и все, не покладая рук. Женщина старается сделать так, чтобы её дочь ни в чём не нуждалась. Однако Альку такая размеренная жизнь не привлекает. Девушка уезжает в город, забыв о своей матери. Молодёжь уезжает в город ради лучшей жизни, не желая оставаться в деревне.

Другой пример хочу привести из личной жизни. С самого рождения я провел свою жизнь в деревне. И эта была восхитительная жизнь. Чистый воздух, никакого смога ил вредных выбросов, походы в лес за грибами или ягодами, рыбалка на озере, спортивные игры на полянах, никаких пробок на дорогах, ночные прогулки и многое другое, чего нет в городе.

В заключение хочется сказать, что так или иначе деревенский уклад обогащает душу человека, привносит много счастливых моментов.

Обновлено: 2018-07-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема «двоедушного» милосеодия. В чем заключается лицемерное, «двоедушное» милосердие? Как оно влияет на человека? 19 вариант Сенина 2019 по тексту В.П. Астафьева (На очередном обиходе главный врач санбата осмотрел)

Назвать себя духовно богатым человеком могут далеко не все. Иногда столь спорные критерии определения смешиваются или подменяются заведомо неверными. Какие же признаки наиболее точные и что такое быть духовно богатым человеком подскажет статья.

Какое оно, духовное богатство?

Понятие «духовное богатство» нельзя трактовать однозначно. Существуют спорные критерии, с помощью которых чаще всего дают определение этого термина. Причем спорные они по отдельности, в совокупности с их помощью складывается довольно четкое представление о духовном богатстве.

  1. Критерий человечности. Что значит быть духовно богатым человеком с точки зрения других людей? Часто сюда относят такие качества, как человечность, понимание, сопереживание, умение слушать. Можно ли считать духовно богатым человека, у которых нет этих качеств? Скорее всего ответ отрицательный. Но и этими признаками понятие духовного богатства не ограничивается.
  2. Критерий образования. Его суть в том, что чем образованнее человек, тем он богаче. И да, и нет, потому что есть много примеров, когда человек имеет несколько образований, он умен, но вот его внутренний мир совершенно беден и пуст. При этом истории известны личности, не имевшие образования, но их внутренний мир был подобен цветущему саду, цветками с которого они делились с другими. Таким примером может быть Простая женщина из небольшой деревни не имела возможности получить образование, но Арина Родионовна была настолько богата своими знаниями фольклора, истории, что, возможно, ее духовное богатство стало искрой, зажегшей пламя творчества в душе поэта.
  3. Критерий истории рода и родины. Суть его в том, что нельзя назвать духовно богатым человека, который не несет багажа знаний об историческом прошлом своей семьи и родины.
  4. Критерий веры. Слово "духовный" произошло от слова "дух". Христианство определяет духовно богатого человека как верующего, живущего по заповедям и законам божьим.

Признаки духовного богатства в людях

Что значит быть духовно богатым человеком, сложно сказать в одном предложении. Для каждого главной чертой является что-то свое. Но вот список черт, без которых представить себе такого человека невозможно.

  • человечность;
  • сопереживание;
  • чуткость;
  • гибкий, живой ум;
  • любовь к родине и знание ее исторического прошлого;
  • жизнь по законам морали;
  • познания в различных сферах.

К чему ведет духовная бедность

В противовес духовному богатству человека идет болезнь нашего общества - духовная бедность.

Понимание того, что значит быть духовно богатым цельным человеком, невозможно раскрыть без отрицательных качеств, которые не должны присутствовать в жизни:

  • невежество;
  • черствость;
  • жизнь ради своего удовольствия и вне моральных законов общества;
  • незнание и невосприятие духовного и исторического наследия своего народа.

Это не весь перечень, но наличие уже нескольких черт может определять человека как духовно бедного.

К чему ведет духовное обеднение народа? Часто такое явление толкает к значительному упадку общества, а иногда и к его гибели. Так устроен человек, что если он не развивается, не обогащает свой внутренний мир, то деградирует. Принцип «не идешь вверх - скатываешься вниз» здесь очень справедливый.

Как бороться с духовной бедностью? Кто-то из ученых сказал, что духовное богатство - это единственный вид богатства, лишить которого человека невозможно. Если вы наполните свой светом, знаниями, добром и мудростью, то это останется с вами на всю жизнь.

Способов духовного обогащения немало. Наиболее действенный из них - чтение достойных книг. Это классика, хотя, много современных авторов тоже пишут хорошие произведения. Читайте книги, уважайте свою историю, будьте человеком с большой буквы - и тогда убожество духа не коснется вас.

Что значит быть духовно богатым человеком

Теперь мы можем четко обрисовать образ человека с богатым внутренним миром. Духовно богатый человек, какой он? Скорее всего, хороший собеседник, умеет не только говорить, чтобы его слушали, но и слушать так, чтобы с ним хотелось говорить. Он живет по моральным законам общества, честен и искренен со своим окружением, он знает, и никогда не пройдет мимо чужой беды. Такой человек умен, и не обязательно благодаря полученному образованию. Самообразование, постоянная пища для ума и динамичное развитие делают его таковым. Духовно богатый человек обязан знать историю своего народа, элементы его фольклора, быть разносторонне образованным.

Вместо заключения

В наши дни может показаться, что материальное богатство ценится выше духовного. В какой-то мере это так, но другой вопрос, кем? Только духовно обеднелый человек не будет ценить внутренний мир своего собеседника. Материальные блага никогда не заменят широту души, мудрость, моральную чистоту. Сочувствие, любовь, уважение не покупаются. Только духовно богатый человек способен на проявление таких чувств. Материальные вещи тленны, завтра их может уже не быть. А вот духовное богатство останется с человеком на всю его жизнь, и будет освещать путь не только ему, но и тем, кто с ним рядом. Задайте себе вопрос, что значит быть духовно богатым человеком, поставьте себе цель и идите к ней. Поверьте, ваши старания будут оправданы.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Тот, кто берет, наполняет руки,
Тот, кто дает, наполняет сердце»
Лао Цзы

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство – это богатство души». Стоит признать, что материальное благополучие, конечно, открывает перед человеком доступ к определенным благам мирской жизни (и порой – жизни вечной). Однако материальное изобилие не значит изобилие души, то есть богатство внешнее не дает ощущения богатства, чувства довольства и удовлетворения. Нет, я не умаляю значимость финансовой обеспеченности и тем более не упрекаю материально обеспеченных в благе, дарованном им. Я лишь хочу донести, в чем состоит главный вид богатства и на чем стоит акцентировать внимание.

Одним из главных качеств, которому учит нас Ислам, является щедрость. При чем щедрость включает не только материальную сторону, но и духовную, психологическую. Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не пренебрегайте добрыми делами и не считайте слишком малым встретить своего брата с радушным видом».

Щедрость может восприниматься как принесение жертвы, когда человек лишает себя чего-то в пользу другого. Если верующего эти мысли останавливают от подаяния, от благого дела, то он должен понимать, что это шантаж со стороны нафса и шайтана, которые препятствуют свободе человека. Ведь Всевышний говорит в Коране: «Какое бы добро вы не израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо».

Но как поступать тем, кто не обладает достаточными средствами для подаяния? Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли два человека и задали ему подобный вопрос: «Если у верующего ничего нет, что же он может отдать?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он должен зарабатывать своими руками, чтобы накормить себя и подать милостыню (из заработанного). «А если ему не удастся найти даже такой работы?». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он должен оказать помощь тому, кто ее попросит». «А если он не может и этого?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда ему следует совершать добро, удерживаться от порицаемого и это будет его садака».

Богатство души человека состоит в том добре и любви, которые он может подарить своим братьям и сестрам. Дарить другим бескорыстную помощь, дарить прощение врагам, милосердие – лишенным, любовь – союзникам по вере, доверие – близким и т.п. – это свойственно благородной душе. Как говорит психолог Э. Фромм: «Давание – это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. Я чувствую себя более уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать – более радостно, чем брать, не потому что это лишение, а потому что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности». Тут же мне вспоминаются слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы я владел золотом величиной с гору Ухуд, это меня нисколько не радовало бы, если бы по истечении трех ночей у меня от него оставалось больше того, чем мне необходимо для уплаты долгов».

Верующий богат не тем, скольким он обладает, а тем, сколько он отдает, скольким делится. И вопрос не только в том, что то, что он отдал, непременно вернется к нему согласно милости и щедрости Аллаха, но еще и в его эмоциональном состоянии. Человек может иметь много, но если он тревожен, алчен и занят накопительством, то он в душе – бедняк. Бедный человек, который может делиться с другими если не деньгами и хлебом, то добром и любовью – богат и счастлив. Он ощущает себя человеком, который может дарить частицу себя другим.

Что может один дать другому, кроме денег?

Он может уделить свое время, протянуть руку помощи, моральной поддержки, он может подарить свою заботу, ласку, нежность, уважение, ободряющую улыбку в конце концов. Человек гораздо богаче, чем он думает. Допустим, в стране, богатой нефтью, определенный процент получает львиную долю от нее, а остальные – гроши. Первые участвуют в добывании, переработке, реализации, а другие не имеют к ней никакого отношения, другие умеют только пользоваться ее обработанными вариантами (топливом) за определенную цену. Та же самая аналогия и в душевном богатстве. Кто-то открывает свое сердце другим, делится любовью, верой, радостью, а другой – черств и нелюдим. Первый обогащается, другой живет в нищете, получая лишь жалкие крохи за определенную «плату». Да, не у всех есть возможность стать нефтяным магнатом, но шанс стать магнатом в духовном понимании – щедрым, добрым, искренним и получать за это многократное воздаяние – есть у каждого нищего. Если богатство материальное не умаляется от подаяний, то душевная щедрость – тем более…

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Вопрос духовности в настоящий момент рассматривается очень широко. Каждый по-своему понимает, что значит быть духовно богатым человеком. Для кого-то это понятие неразрывно связано с верой в Бога, кто-то расширяет границы своей души и совершенствуется с помощью восточных практик, а кто-то просто поступает, как и интересы других ставит выше собственных, например, как делала Мать Тереза.

Что означает быть духовно богатым человеком?

Духовно богатый потому и богат, что на первый план ставит потребности души, а не тела. Для него значение имеют не материальные ценности, а те, которые способствуют совершенствованию души. Проявляя интерес к религии, живописи, музыке, другим видам искусства, человек познает окружающую среду и общественные явления. В результате наполняется его внутренний мир, человек развивается с разных сторон, становится интересным собеседником, думающим, имеющим на все свою точку зрения.

Духовно богатый человек стремится к самосовершенствованию. Он познает новое, пользуясь трудами и открытиями известных художников, писателей, поэтов. Действия и поступки такого человека ответственны и осмысленны. Мысли и побуждения всегда имеют положительный окрас, потому что он понимает, что настоящим кладом являются не материальные ценности, а внутренний мир, сила духа и духовные ценности. Но тем, кто интересуется, каким должен быть духовно богатый человек, стоит сказать, что наполненность души достигается не только путем знаний. Чаще всего к этому приходят через страдания. Испытания меняют мировоззрение, как говорят, переворачивают мир с ног на голову.

Тем, кто задается вопросом, что значит быть духовно богатым, стоит ответить, что багаж знаний человек может собирать всю жизнь и так и не достичь совершенствования, а страдания делают это за более короткий срок. Бывает, что одно-единственное событие переворачивает весь менталитет, перечеркивает прошлую жизнь, разделяя ее на «до» и «после». Нередко люди после этого приходят к Богу, рассматривая духовное благополучие как отношение с единым Творцом.

Отличительные признаки человека с богатым внутренним духовным миром
  1. Такие люди излучают какой-то внутренний свет, который просачивается сквозь добрую улыбку, взгляд мудрых глаз и желание делиться своим богатством с другими.
  2. Высоконравственность – вот что характерно для таких людей. Они наделены честностью и ответственностью, в них чувствуется достоинство, которое выражается в уважительном отношении к другим, доброжелательности и преданности.
  3. Такие люди все делают не от ума, а от сердца. Они понимают истинный смысл заповеди Божьей «возлюби ближнего своего, как самого себя» и следуют ей.
  4. Скромность и всепрощение – вот что их отличает. При этом речь идет не только о прощении других людей, но и самого себя. Они осознают всю глубину своих ошибок и в первую очередь каются перед собой.
  5. В их сердце живет умиротворенность и гармония. Там нет места низменным страстям и эмоциям. Они понимают всю бессмысленность чувства вины, агрессии или гнева и несут в мир только добро.

Конечно, стать человеком с богатой душой непросто. Здесь играет роль совокупность всех факторов – воспитания, и набожности. Можно быть набожным человеком, но так и не понять, в чем смысл веры, а можно много читать и развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, но остаться черствым в душе и ненавидящим всех и вся. Вообще духовное богатство неотделимо от снисходительности, мудрости, терпения и готовности в любую минуту протянуть своему ближнему руку помощи. Только отдавая, ничего не требуя взамен, можно обогатиться.