Имя изобретателя Ивана Кулибина в России давно стало нарицательным. Однако на вопрос «Кто такой Кулибин?» мало кто может ответить что-то большее, чем «изобретатель». Зато найдётся немало «знатоков», которые расскажут, что слава его якобы «непомерно раздута квасными патриотами советского периода, а на самом деле Кулибин как изобретатель отметился лишь увеселительными аттракционами для знати».

«Нет пророков в своём Отечестве» — это как раз про Ивана Кулибина. Об итальянце Леонардо да Винчи российские обыватели знают больше, чем о своём соотечественнике, чей гений ничуть не менее значим.

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в семье мелкого торговца-старовера в селении Подновье Нижегородского уезда. К разочарованию отца, сын не проявлял интереса к коммерции, зато тянулся к различным механизмам, в первую очередь, к часам.

Однажды мальчик уговорил купца-соседа позволить ему разобрать немецкие часы, чтобы понять, как они устроены. Разобравшись в устройстве механизма, Ваня собрал собственную копию, которая… не работала. Начинающему изобретателю не хватало навыков и необходимых инструментов.

Часы для императрицы

Но учился Иван быстро, беря уроки у мастеров токарного и слесарного дела. Когда умер отец, Кулибин открыл собственную часовую мастерскую и вскоре обзавёлся богатой клиентурой. Это стало возможным после того, как ему удалось отремонтировать дорогие часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору.

Кулибину этого, однако, было уже мало. Голова была полна идей, для реализации которых в Нижнем Новгороде не хватало возможностей.

И тогда Кулибин решил создать собственные часы в подарок императрице Екатерине II. На эту работу у изобретателя ушло несколько лет, но результат того стоил.

Часы размером с утиное яйцо были заключены в золотую оправу. Механизм состоял из 427 частей. В них был вмонтирован уникальный театр-автомат, разыгрывавший настоящее представление.

В 1769 году часы были подарены Екатерине Великой, и потрясённая императрица сразу после этого назначила Кулибина руководителем мастерских при Академии наук. Это было то, о чём мечтал изобретатель. В этой должности он проработал последующие 30 лет.

«Шоу» для инвесторов

Ирония судьбы — из всех многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли только часы, позволившие ему завоевать расположение императрицы.

Позднее для Екатерины II Кулибин сконструирует и первый в мире лифт, который позволит стареющей государыне избегать подъёма по лестницам Зимнего дворца.

Действительно, и для самой Екатерины, и для многих её приближённых Кулибин создавал вещи, не несущие большого хозяйственного смысла.

Но вызвано это было отнюдь не «легковесностью» самого Кулибина. Просто тогда, как, собственно, и сейчас, финансирование научных проектов во многом зависело от обеспеченных людей, мало что смысливших в серьёзных разработках, зато очень любивших спецэффекты. Поэтому Кулибину, чтобы получить деньги на серьёзную работу, приходилось заниматься «несерьёзными» вещами.

Изобретателю приходилось постоянно бороться со скептическим отношением к себе. «Мужик-лапотник», старовер, непьющий и некурящий, получивший от императрицы разрешение появляться во дворце в русском кафтане и с окладистой бородой, никак не вписывался в представления того времени о большом учёном.

Во многом из-за подобного отношения большинство разработок Кулибина не были реализованы.

Мост над вольной Невой

Самая показательная история связана с кулибинским мостом через Неву.

Существовавшие в то время в Петербурге переправы через Неву были неудобными и непрочными. Кулибин предложил проект однопролётного стационарного моста длиной 298 метров.

Предложенной одноарочной конструкции на тот момент не было аналогов в мире.

Кулибина подняли на смех в Академии наук — мужик, дескать, не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая немедленно разрушится.

Для того, чтобы разгромить проект, призвали математика Леонида Эйлера . Прославленный учёный проверил расчёты и пришёл в восторг — Кулибин ни ошибся в своём проекте, он был полностью жизнеспособен! Затем изобретатель создал модель моста в масштабе 1 к 10 и предложил её опробовать всем желающим. Выяснилось, что кулибинский мост способен выдерживать ещё большую нагрузку, чем та, что была необходима для реализации проекта.

Несмотря на всё это, власти не приступили к постройке моста. Первый стационарный мост над Невой появился только через три десятка лет после смерти Кулибина. Когда же кулибинский проект стали изучать в 1930-х годах, выяснилось, что многие его постулаты по-прежнему не утратили актуальности, а целый ряд решений, найденных русским инженером, его коллеги откроют для себя лишь много десятилетий спустя.

Чтобы похоронить изобретателя, продали его часы

Практически аналогичная история сложилась и с «механической ногой» — протезом для инвалидов, придуманным Кулибиным. Первая модель протеза в 1791 году была сделана для поручика Сергея Непейцина , потерявшего ногу при штурме Очакова.

С протезом конструкции Кулибина поручик Непейцин дослужился до генерал-майора, и только посвящённые знали, в чём причина небольшой хромоты генерала.

Однако протез, который мог изменить жизни тысяч русских инвалидов, так и остался единственным, ввиду отсутствия интереса со стороны властей. В итоге первыми серийное производство механических протезов наладили во Франции.

В 1801 году, уже после смерти Екатерины Великой и Павла I , Кулибин подал новому императору Александру I обширный список своих проектов, начиная от оптических приборов и заканчивая речными кораблями, но получил отказ в их финансировании.

После этого Кулибин покинул столицу, вернулся в Нижний Новгород, где провёл последние годы жизни, продолжая работать над изобретениями и борясь с огромным количеством долгов.

После смерти Кулибина в 1818 году родным пришлось продать настенные часы изобретателя — другой возможности получить деньги на похороны не было.

Один за всех

Настоящим наследием Ивана Кулибина стали около 2000 сложных технических документов, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая схемами мостов и зданий.

Кулибин опередил своё время — это не штамп, а реальность. К примеру, второй лифтовый механизм, подобный тому, что создал Кулибин для Екатерины Великой, появился более чем 60 лет спустя. Это же касается и других его оригинальных разработок, которые были реализованы на практике инженерами последующих поколений и, увы, по большей части вне пределов России.

В этом смысле Кулибин очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказывались слишком революционными для современников.

Мы уже говорили о том, что после Кулибина осталось около 2000 сложных технических чертежей. Это на самом деле невероятно, если вспомнить, что никакого инженерного образования у Кулибина не было и быть не могло.

Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова , не заканчивал университетов, не учился за границей.

В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег.

Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало.

Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого.

Создавая свои изобретения, Кулибин опытным путём заново открывал те физические законы и свойства материалов, которые сегодня изучают студенты технических университетов.

И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.

Выдающийся русский механик, изобретатель-самоучка.

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля (21 апреля) 1735 года в слободе Нижегородского уезда в семье торговца мукой.

В юношеском возрасте И. П. Кулибин обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764-1767 годах им были созданы по привезенным из образцам микроскоп, электрическая машина, телескоп и подзорная труба, начата работа над карманными часами, представлявшими собой сложное механическое устройство. В ходе посещения в мае 1767 года механик был представлен императрице, его работы произвели на нее большое впечатление. И.П.Кулибин был приглашен в , где в 1769 году преподнес уникальные карманные часы собственной конструкции (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).

В 1770-1787 годах И. П. Кулибин руководил механическими мастерскими Санкт-Петербургской Академии наук. Под его руководством изготовлялись астрономические оптические трубы, электростатические устройства, навигационные приборы, в конструировании которых участвовали ученые Академии наук.

За годы работы в Академии наук И. П. Кулибин стал автором многих оригинальных проектов. Он создал множество часовых механизмов - «планетные» карманные часы, которые показывали месяцы, дни недели, времена года и фазы луны, миниатюрные «часы в перстне» и т.д. В 1770-х годах им был спроектирован деревянный одноарочный мост через Неву с беспрецедентной для того времени длиной пролета - 298 метров. В 1779 году И. П. Кулибин сконструировал фонарь (прожектор), дававший мощный свет при слабом источнике и применявшийся для освещения мастерских, судов, маяков и пр.

В 1787-1801 годах И. П. Кулибин занимался изобретательством, оставаясь консультантом при механическими мастерскими Санкт-Петербургской Академии наук. В 1791 году он изготовил педальную повозку-самокатку, в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения. Также им была разработана конструкция «механических ног» (протезов). В 1793 году И. П. Кулибин построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов. В 1794 году он создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстоянии.

В 1801 году И. П. Кулибин окончил службу в Академии наук и вернулся в , где занимался преимущественно проектами машинных судов. В 1804 году построил «водоход» - судно, которое «шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы».

В 1813 году пожар лишил И. П. Кулибина почти всего имущества. Последние годы жизни изобретатель прожил в бедности. И. П. Кулибин скончался в 30 июля (11 августа) 1818 года.

В России имя «Кулибин» стало нарицательным. Так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле, а также, с большей или меньшей долей иронии, любителей что-то самостоятельно переделывать или улучшать в машинах и механизмах.

Современникам Иван Кулибин казался пришельцем из какого-то другого мира.

На людях он всегда появлялся в старинном длиннополом кафтане и носил длинную бороду, что в обществе конца XVIII века выглядело настоящей дикостью.

При этом Кулибин был весёлым человеком, любил праздники, на которых охотно шутил и балагурил, но при этом абсолютно не пил спиртного, не курил табак и не играл в карты.

Этот человек был ужасно консервативен в быту, однако с неиссякаемой энергией двигал научно-технический прогресс вперёд. Вот лишь некоторые из изобретений Ивана Кулибина:

  • Водоход – судно, двигающееся против течения за счёт энергии воды;
  • Механическая повозка, приводимая в движение с помощью педалей (не совсем велосипед, но тоже не менее удачное транспортное средство); Миниатюрные карманные часы, внутри которых умещались собственно часовой механизм, механизм боя, музыкальный аппарат на несколько мелодий и крошечный механический театр с подвижными фигурками - это было одно из самых первых творений изобретателя, изготовленное в 1764 – 1767 годах;
  • «Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем» - уникальный оптический телеграф. Для него Кулибин разработал специальный код, достаточно простой в использовании;
  • Проект уникального одноарочного моста через Неву;
  • Есть данные и о первом в мире подвижном протезе руки, изобретённом Кулибиным.

Отношение к Кулибину окружающих

Более 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин руководил механической мастерской Петербургской академии наук. Изготавливал станки, научные приборы, диковинные механизмы. Механик-самоучка явился автором целого ряда полезных изобретений, которые могли быть внедрены в хозяйственную сферу.

Водоход Кулибина фото

Однако отношение царского двора и российской аристократии к Кулибину было иным: этих людей мастер интересовал главным образом как шутник и балагур, конструктор фейерверков, подвижных игрушек и других развлекательных механизмов. Примером такого несерьёзного отношения к серьёзному механику служит судьба оптического телеграфа.

механическая повозка Кулибина фото

В Академии наук якобы не нашлось средств для постройки телеграфной линии, и демонстрационную модель аппарата после показа публике отправили в Кунсткамеру на хранение. Об этом изобретении вспомнили лишь в 1820-х годах при Николае I . Телеграфную линию построили и некоторое время использовали для общения императора с армией; однако довольно скоро оптический телеграф был вытеснен более удобным электрическим, изобретённым за рубежом.

Что известно о Кулибине

Сведения о его биографии относительно скудны. Известно, что он родился 10(21).04.1735г в селе Подновье в Нижегородском уезде в старообрядческой семье; отсюда и его привычка носить русский кафтан и бороду и вообще придерживаться древних традиций в быту. Отец его был мелким торговцем.

часы изобретенные Кулибиным фото

В юности Кулибин работал в слесарной, токарной и механической мастерских, где и приобрёл необходимые навыки. Стандартного образования он не имел, но отличался невиданным упорством и любознательностью. Видимо, изобретать какие-то механизмы и аппараты он начал ещё в молодости, чем и заслужил определённую известность.

проект одноарочного моста Ивана Кулибина фото

В 1777 году князь Григорий Потёмкин решил приобрести для императрицы Екатерины необычные часы английского мастера Джеймса Кокса, выполненные в виде двигающегося павлина. Поиск часов, покупка и пересылка заняли долгие годы. Аппарат поступил в Россию в разобранном виде, причём пострадал при транспортировке; некоторых деталей не хватало.

изобретения Ивана Кулибина фото

Собрать часы было поручено Кулибину, который к тому времени много лет руководил мастерской Академии наук. Кулибин без особого труда собрал и наладил часы; произошло это в 1792 году. С тех пор часы «Павлин» работают без перебоя. Сегодня они выставлены в Государственном Эрмитаже и являются единственным в мире большим автоматом XVIII века, дошедшим до наших дней без изменений и находящемся в исправном состоянии.

Некоторые факты из жизни Кулибина кажутся мифическими. Так, всего он был женат три раза, причём последний раз женился в 70-летнем возрасте; в этот последний раз, будучи уже глубоким стариком, он умудрился родить троих детей. Всего же детей у Кулибина насчитывалось 12, и всем им отец смог дать образование.

Умер Иван Петрович 30.07(11.08).1818 года.

Иван Петрович Кулибин - выдающийся русский механик-изобретатель 18-го века. Его фамилия стала нарицательной, "кулибиными" сейчас называют мастеров-самоучек.

Иван Кулибин стал прототипом часовщика-самоучки Кулигина - героя пьесы "Гроза" Александра Островского.

Иван Петрович Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда (сейчас это селение является частью Нижнего Новгорода) в семье купца-старообрядца. Верность старообрядческим традициям Иван Кулибин хранил всю жизнь: он никогда не курил табак, не играл в карты, не пил спиртного. Когда Екатерина Вторая предложила Кулибину сбрить свою окладистую бороду в обмен на получение дворянства, Кулибин предпочел остаться с бородой в купеческом сословии.

Иван Кулибин с детства обучился торговле мукой, однако его больше влекли разные механизмы, вроде колокольных часов. Кулибин самостоятельно изучал механику по книгам,в том числе и по сочинениям Михаила Ломоносова. С 17-ти лет Кулибин начал изготавливать поделки своими руками для дома и для продажи: деревянные, а также медные часы с кукушкой, деревянные круги для отливки медных колёс, токарный станок и другие инструменты. На талант Кулибина обратил внимание знакомый его отца, также купец-старообрядец Костромин. Он дал Кулибину деньги на изготовление необыкновенных часов, чтобы преподнести их императрице Екатерине Второй. Попутно с изготовлением часов для императрицы Кулибин сделал электрическую машину и микроскоп. Наконец 1 апреля 1769 года Кулибин и Костромин предстали перед Екатериной Второй с чудо-часами. Часы имели форму яйца, в котором каждый час открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы ; куранты играли три раза "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: "Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". Часовой механизм состоял из более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей, при этом часы были размером всего лишь с утиное или гусиное яйцо.

После этого представления самодельных чудо-часов императрица Екатерина назначила Ивана Кулибина заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. В течение 17 лет Кулибин руководил мастерскими Академии и воплощал в жизнь свои новые изобретения: 300-метровый одноарочный мост через Неву с деревянными решётчатыми фермами, прожектор, механический экипаж с педальным приводом, "механические ноги" (протезы), лифт, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, оптический телеграф, машину для добычи соли, приспособление для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров и многое другое.

Часы "Павлин" были созданы в 18-м веке английским мастером Джеймсом Коксом и приобретены князем Потёмкиным в разобранном виде. Единственным человеком, кому в России удалось собрать эти часы, оказался Иван Кулибин. Часы "Павлин" по сей день работают и являются одним из самых интересных экспонатов Эрмитажа.

Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей обоих полов.

В конце жизни Иван Кулибин увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности 30 июля (11 августа по новому стилю) 1818 года в Нижнем Новгороде. Чтобы собрать деньги на его похороны, вдова Кулибина продала единственные оставшиеся в доме настенные часы.

Нижегородский "посадский" Иван Петрович Кулибин после нескольких лет упорного труда, многих бессонных ночей, построил в 1767 году удивительные часы. "Видом и величиною между гусиным и утиным яйцом", они были заключены в затейливую золотую оправу. Часы были столь замечательны, что были приняты в дар императрицей Екатериной II. Они не только показывали время, но и отбивали часы, половины и четверти часа. Кроме того, в них был заключён крохотный театр-автомат. На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая златой чертог, в котором автоматически разыгрывалось представление. У "гроба господня" стояли воины с копьями. Входная дверь была завалена камнем. Через полминуты после того, как был открыт чертог, появлялся ангел, отодвигался камень, двери открывались, и воины, поражённые страхом, падали ниц. Через полминуты появлялись "жёны-мироносицы", звонили колокола, трижды исполнялся стих "Христос воскрес". Всё стихало, и створки дверей закрывали чертог с тем, чтобы через час снова повторилось всё действие. В полдень часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы. После этого на протяжении второй половины суток часы исполняли новый стих: "Воскрес Иисус от гроба". При помощи особых стрелок можно было вызывать действие театра-автомата в любой момент. Создавая сложнейший механизм первого из своих творений, Кулибин начал работать именно в той области, которой занимались лучшие техники и учёные того времени, вплоть до великого Ломоносова, уделившего немало внимания работе по созданию точнейших часов.



Часы Кулибина, 1767 год, слева - вид сбоку, справа - вид снизу .

Иван Петрович Кулибин - выдающийся изобретатель и механик-самоучка - родился 21 апреля 1735 года, в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца. "Выучка у дьячка" - его единственное образование. Отец надеялся сделать из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно. Пылкая натура изобретателя раскрывалась всюду. В саду отцовского дома был гнилой пруд. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба.

Особенно много внимания Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города. В 1767 году Кулибин был представлен Екатерине II в Нижнем-Новгороде, в 1769 он получил назначение заведывать мастерскими Академии наук Петербурга . Кроме часов, он привёз с собой электрическую машину, микроскоп и телескоп. Все эти создания "нижегородского мещанина" были сданы в кунсткамеру для хранения.

С переездом в Петербург наступили лучшие годы в жизни Ивана Кулибина. Позади остались многие годы жизни, насыщенной тяжёлым неприметным трудом. Предстояла деятельность в условиях постоянного общения с академиками и другими выдающимися людьми. Однако длительная канцелярская волокита по оформлению "нижегородского посадского" в должности закончилась только 2 января 1770, когда Кулибин подписал "кондицию" - договор об его обязанностях на академической службе. Он должен был: "иметь главное смотрение над инструментальною, слесарною, токарною и над тою полатою, где делаются оптические инструменты, термометры и барометры". Его обязали также: "чистить и починивать астрономические и другие при Академии находящиеся часы, телескопы, зрительные трубы и другие, особливо физические инструменты от Комиссии, к нему присылаемые". "Кондиция" содержала особый пункт о непременном обучении Кулибиным работников академических мастерских: "Делать нескрытное показание академическим художникам во всём том, в чём он сам искусен". Предусмотрена была также подготовка определяемых к Кулибину для обучения мальчиков по сто рублей за каждого из учеников, которые "сами без помощи и показания мастера в состоянии будут сделать какой-нибудь большой инструмент, так, например, телескоп или большую астрономическую трубу от 15 до 20 футов, посредственной доброты". За руководство мастерскими и работу в них положили 350 рублей в год, предоставив Кулибину право заниматься во вторую половину дня его личными изобретениями. Кулибин стал продолжателем замечательных трудов Ломоносова .



Иван Петрович Кулибин работал в Академии тридцать лет. Его труды всегда высоко оценивались учёными. Через несколько месяцев после начала академических работ Кулибина академик Румовский освидетельствовал выполненный новым механиком "грегорианский телескоп". По докладу Румовского 13 августа 1770 в протоколах академической конференции записали: "...в рассуждении многих великих трудностей, бываемых при делании таких телескопов, заблагорассуждено художника Кулибина поощрить, чтобы он и впредь делал такие инструменты, ибо не можно в том сомневаться, что он в скором времени доведёт оные до того совершенства, до которого они приведены в Англии".

Кулибин лично выполнил и руководил исполнением очень большого количества инструментов для научных наблюдений и опытов. Через его руки прошли: "инструменты гидродинамические", "инструменты, служащие к деланию механических опытов", инструменты оптические и акустические, готовальни, астролябии, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, "электрические банки", солнечные и иные часы, ватерпасы, точные весы и многие другие. "Инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты", работавшие под руководством Кулибина, снабжали учёных и всю Россию разнообразнейшими приборами.



Составленные им многочисленные инструкции учили тому, как обращаться с самыми сложными приборами, как добиться от них наиболее точных показаний. Написанное Кулибиным "Описание, как содержать в порядочной силе электрическую машину", - только один из примеров того, как обучал он постановке научных опытов. "Описание" было составлено для академиков, производящих экспериментальные работы по изучению электрических явлений. Составлено "Описание" просто, ясно и строго научно. Кулибин указал все основные правила обращения с прибором, способы устранения неисправностей, приёмы, обеспечивающие наиболее эффективное действие прибора.

Во время выполнения разнообразных работ Кулибин постоянно заботился о воспитании своих учеников и помощников, среди которых следует назвать его нижегородского помощника Шерстневского, оптиков Беляевых, слесаря Егорова, ближайшего соратника Кесарева.

Кулибин создал при Академии образцовое по тому времени производство физических инструментов. Скромный нижегородский механик стал на одно из первых мест в деле развития русской техники приборостроения.



Проект деревянного моста через р. Неву, составленный Кулибиным в 1776 году.

Строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят замечательные свидетельства творчества Кулибина . Широкую известность получили его проекты в области мостостроения, которые опередили всё известное в мировой практике.

Кулибин обратил внимание на неудобства, вызываемые отсутствием постоянных мостов через Неву. После нескольких предварительных предложений он разработал в 1776 проект арочного однопролётного моста через Неву. В 1813 Кулибин закончил составление проекта железного моста через Неву. На постройку моста из трёх решётчатых арок, покоящихся на четырёх быках, требовалось до миллиона пудов железа. Для пропуска судов предполагались особые разводные части. Предусмотрено было в проекте всё, вплоть до освещения моста и защиты его во время ледохода. Постройка моста Кулибина, проект которого поражает своей смелостью даже современных нам инженеров, оказалась не по плечу для его времени.

Знаменитый русский строитель мостов Журавский так оценивает модель кулибинского моста: "На ней печать гения; она построена на системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американскою". Деревянный мост Кулибина до настоящего времени остаётся непревзойдённым в области мостостроения.

Понимая исключительное значение быстрой связи для такой страны, как Россия, с обширнейшими её просторами, Кулибин начал в 1794 году разработку проекта семафорного телеграфа. Он отлично решил задачу и разработал, кроме того, оригинальный код для передач. Но только через сорок лет после изобретения Кулибина были устроены первые линии оптического телеграфа в России . К тому времени проект Кулибина был забыт, а установившему менее совершенный телеграф Шато правительство заплатило сто двадцать тысяч рублей за привезённый из Франции "секрет".

Так же печальна судьба ещё одного из великих дерзаний замечательного новатора, разработавшего способ движения судов вверх по течению за счёт самого течения реки. "Водоход" - так было названо судно Кулибина, удачно испытанное в 1782 году В 1804, в результате испытания другого "водохода" Кулибина, его судно было официально признано "обещающим великие выгоды государству". Но дальше официальных признаний дело не пошло, всё кончилось тем, что созданное Кулибиным судно было продано с торгов на слом.

Обстоятельные расчёты Кулибина характеризуют его как выдающегося экономиста. Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил много замечательных дел, в перечне которых одни из первых мест должны занять такие изобретения: прожекторы, "самокатка", т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, пловучая мельница, подъёмное кресло (лифт)...

В 1779 году "Санкт-Петербургские ведомости" писали о кулибинском фонаре-прожекторе, создающем при помощи особой системы зеркал сильный световой эффект , несмотря на слабый источник света (свеча) . Сообщалось о том, что Кулибин: "изобрёл искусство делать особою выгнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз, противу свечного, и более, смотря по мере числа зеркальных частиц в оном вмещённых" . Певец русской славы Державин, назвавший Кулибина "Архимед наших дней", писал о этом фонаре:

Ты видишь, на столбах ночною как порою Я светлой полосою В каретах, в улицах и в шлюпках на реке Блистаю вдалеке, Я весь дворец собою освещаю, Как полная луна.

Иван Кулибин сыграл немалую роль в том, как изобрели автомобиль. Его трехколесная карета, увидевшая свет в 1791 году, состояла из деталей, которые и по сей день есть в каждой машине. Коробка передач, подшипники, маховик и тормоз - заслуга русского «самоделкина». Именно 1886 год считается точкой отсчета, давшей начало термину «автомобилестроение» и отрасли производства как таковой.

В перечне замечательных дел Кулибина должн ы занять своё место и такие изобретения, как бездымный фейерверк (оптический), автоматы для развлечения, приборы для открывания дворцовых окон и иные изобретения, выполненные для удовлетворения требований императрицы и знатных лиц. Е го заказчиками были: Екатерина II, Потёмкин, Дашкова... Выполняя заказы на изобретения и такого сорта, Кулибин действовал как исследователь. Он написал целый трактат "О фейерверках", содержащий разделы: "О белом огне", "О зелёном огне", "О разрыве ракет", "О цветах", "О солнечных лучах", "О звёздах" и иные. Была дана оригинальная рецептура многих потешных огней, основанная на изучении влияния разных веществ на цвет огня. Предложено было немало новых технических приёмов, введены в практику остроумнейшие виды ракет и комбинации потешных огней.

Сохранилось далеко не всё из написанного И. П. Кулибиным, но и дошедшее до нас весьма разнообразно и богато. Одних чертежей осталось после И. П. Кулибина около двух тысяч.

Лучшие люди того времени высоко ценили дарование И. П. Кулибина. Знаменитый учёный Леонард Эйлер считал его гениальным. Сохранился рассказ о встрече Суворова и Кулибина на большом празднике у Потёмкина:

"Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину ещё на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и обратился ко всему собранию:

Помилуй бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!"

Так Суворов почтил в лице Ивана Кулибина великую творческую мощь русского народа.

Однако личная жизнь замечательного новатора была заполнена множеством огорчений. Он был лишён радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего таланта на работу придворного иллюминатора и декоратора. Особенно горькие дни наступили для И. П. Кулибина, когда он в 1801 г. вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде. По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нараставшую всё сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 года. Для похорон великого деятеля его жене пришлось продать стенные часы и ещё брать деньги взаймы.

nplit.ru ›books/item/f00/s00/z0000054/st027.shtml