В обычной неассоциированной жидкости, например в такой, как бензин, молекулы свободного скользят одна вокруг другой. В воде же они скорее катятся, чем скользят. Молекулы воды, как известно, соединены между собой водородными связями, поэтому прежде чем произойдет какое-либо смещение, нужно разорвать хотя бы одну из этих связей. Эта особенность и определяет вязкость воды.

Диэлектрической постоянной воды называется ее способность нейтрализовать притяжение, существующее между электрическими зарядами. Растворение твердых веществ в воде - сложный процесс, который обусловливается взаимодействием частиц растворенного вещества и частиц воды.

При изучении строения веществ с помощью рентгеновских лучей было установлено, что большинство твердых тел имеет кристаллическое строение, т. е. частицы вещества расположены в пространстве в определенном порядке. Частицы одних веществ расположены так, будто бы они находятся в углах крошечного куба, частицы других - в углах, центре и в середине сторон тетраэдра, призмы, пирамиды и пр. Каждая из этих форм является мельчайшей ячейкой более крупных кристаллов аналогичной формы. У одних веществ в узлах их кристаллической решетки находятся молекулы (у большинства органических соединений), у других (например, у неорганических солей) - ионы, т. е. частицы, состоящие из одного или нескольких атомов, имеющих положительные или отрицательные заряды. Силами, удерживающими ионы в определенном, ориентированном в пространстве порядке кристаллической решетки, являются силы электростатического притяжения разноименно заряженных ионов, составляющих кристаллическую решетку.

Если, например, растворить в воде хлористый натрий, то положительно заряженные ионы натрия и отрицательно заряженные ионы хлора будут отталкиваться друг от друга.

Это отталкивание происходит потому, что у воды высокая диэлектрическая постоянная, т. е. выше, чем у любой другой жидкости. Она уменьшает силу взаимного притяжения между противоположно заряженными ионами в 100 раз. Причину сильно нейтрализующего действия воды нужно искать в расположении ее молекул. Водородный атом в них не делит поровну свой электрон с тем атомом кислорода, к которому он прикреплен. Этот электрон всегда ближе к кислороду, чем к водороду. Поэтому водородные атомы заряжены положительно, а кислородные - отрицательно.

Когда какое-либо вещество, растворяясь, распадается на ионы, кислородные атомы притягиваются к положительным ионам, а водородные - к отрицательным. Молекулы воды, окружающие положительный ион, направляют к нему свои кислородные атомы, а молекулы, которые окружают отрицательный ион, устремляются к нему своими атомами водорода. Таким образом молекулы воды образуют как бы решетку, которая отделяет ионы друг от друга и нейтрализует их притяжение (рис. 12). Чтобы оторвать друг от друга ионы, находящиеся в кристаллической решетке, и перевести их в раствор, необходимо преодолеть силу притяжения этой решетки. При растворении солей такой силой является притяжение ионов решетки молекулами воды, характеризуемое так называемой энергией гидратации. Если при этом энергия гидратации по сравнению с энергией кристаллической решетки будет достаточно велика, то ионы будут отрываться от последней и перейдут в раствор.

Взаимосвязь между молекулами воды и ионами, оторванными от решетки, в растворе не только не ослабевает, а становится еще теснее.

Как уже отмечалось, в растворе ионы окружаются и разобщаются молекулами воды, которые, ориентируясь на них своими противоположными по заряду частями, образуют так называемую гидратную оболочку (рис. 13). Величина этой оболочки различна у разных ионов и зависит от заряда иона, его размера и, кроме того, от концентрации ионов в растворе.

В продолжение нескольких лет физико-химики изучали воду в основном как растворитель электролитов. В результате получено много сведений об электролитах, но очень мало о самой воде. Как ни странно, но только в последние годы появились работы, посвященные изучению отношения воды к веществам, которые в ней практически не растворяются.

Наблюдалось немало поразительных явлений. Например, однажды труба, по которой шел природный газ при t = 19°С, оказалась забитой, мокрым снегом с водой. Стало ясным, что дело здесь не в температуре, а в других свойствах воды. Возник ряд вопросов: почему вода замерзла при столь высокой температуре, как вода могла соединиться с веществами, которые в ней нерастворимы.

Эта тайна еще не была раскрыта, когда обнаружилось, что даже такие благородные газы, как аргон и ксенон, которые не вступают ни в какие химические реакции, могут связываться с водой, образуя некоторое подобие соединений.

Рис. 13. Разъединение ионов Na + и С1 - полярными молекулами воды, образующими вокруг них гидратную оболочку.

Интересные результаты по растворимости в воде метана были получены в Иллинойсе. Молекулы метана не образуют ионов в воде и не воспринимают водородных связей; притяжение между ними и молекулами воды очень слабое. Однако метан все же, хотя и плохо, растворяется в воде, и его диссоциированные молекулы образуют с ней соединения - гидраты, в которых несколько молекул воды присоединены к одной молекуле метана. При этой реакции высвобождается в 10 раз больше тепла, чем при растворении метана в гексане (метан растворяется в гексане лучше, чем в воде).

Факт растворения метана в воде представляет большой интерес. Ведь по объему молекула метана вдвое больше молекулы воды. Чтобы метан растворился в воде, между ее молекулами должны образоваться довольно большие «дырки». Для этого требуется значительная затрата энергии, большая чем для испарения воды (примерно 10 000 калорий на каждый моль). Откуда же появляется столько энергии? Силы притяжения между молекулами метана и воды слишком слабы, они не могут дать столько энергии. Поэтому существует другая возможность: структура поды изменяется в присутствии метана. Предположим, что молекула растворенного метана окружена оболочкой из 10-20 молекул воды. При образовании таких ассоциаций молекул выделяется теплота. В пространстве, занятом молекулой метана, исчезают силы взаимного притяжения между молекулами воды, а значит, и внутреннее давление. В таких условиях, как мы видели, вода замерзает при температуре выше нуля.

Вот почему молекулы, находящиеся в промежутке между метаном и водой, могут кристаллизоваться, что и произошло в описанном выше случае. Замороженные гидраты могут поглощаться раствором и выделяться из него. Эта теория известна как теория айсбергов. Практически, как показывают исследования, все непроводящие вещества, которые подвергались испытанию, образуют устойчивые кристаллические гидраты. В то же время у электролитов такая тенденция выражена слабо. Все это ведет к совершенно новому пониманию растворимости.

Считалось, что растворение электролитов происходит в результате действия сил притяжения. Теперь же доказано, что растворение неэлектролитов происходит не благодаря силам притяжения между этими веществами и водой, а в результате недостаточного притяжения между ними. Вещества, не распадающиеся на ионы, соединяются с водой, так как они устраняют внутреннее давление и тем самым способствуют появлению кристаллических образований.

Чтобы лучше понять образование таких гидратов, целесообразно рассмотреть их молекулярную структуру.

Доказано, что образующиеся гидраты имеют кубическую структуру (решетку) в отличие от гексагональной структуры льда. Дальнейшие работы исследователей показали что гидрат может иметь две кубические решетки: в одной из них промежутки между молекулами равны 12, в другой - 17 А. В меньшей решетке 46 молекул воды, в большей 136. Дырки молекул газа в меньшей решетке имеют 12-14 граней, а в большей - 12-16, к тому же они разнятся по своим размерам и заполняются молекулами различной величины, причем могут быть заполнены не все дырки. Такая модель с большой степенью точности объясняет действительное строение гидратов.

Роль таких гидратов в жизненных процессах трудно переоценить. Эти процессы происходят в основном в промежутках между молекулами воды и протеина. Вода при этом имеет сильную тенденцию к кристаллизации, так как в протеиновой молекуле содержится много неионных, или неполярных, групп. Всякий такой гидрат образуется при меньшей плотности, чем лед, поэтому его образование может вести к значительному разрушительному расширению.

Итак, вода - это своеобразное и сложное вещество с определенными и разнообразными химическими свойствами. Она имеет стройную и в то же время меняющуюся физическую структуру.

Развитие всей живой и в значительной части неживой природы неразрывно связано с характерными особенностями воды.

Вода - универсальный растворитель. Из-за этого она никогда не бывает чистой. В ней всегда присутствуют какие-то вещества. Это свойство воды используется человеком для приготовления различных растворов. Они применяются во всех отраслях промышленности, в медицине и даже в быту. Но не все вещества одинаково растворяются в воде. Многие люди узнают об этом опытным путем, кто-то - из специальной литературы или от знакомых. Особенно часто задается такой вопрос: «Глина в воде растворяется или нет?» Это вещество также очень распространено в природе. Глина часто используется человеком. Интересуют многих также особенности растворения крахмала, и соды. Это самые часто применяемые людьми вещества.

Что такое растворимость

Процесс растворения различных веществ представляет собой механическое перемешивание их частиц с Это не только но и химическое. При смешивании некоторых веществ могут происходить химические реакции. Чаще всего способность их растворяться улучшается с повышением температуры.

Свойство воды образовывать различные смеси с другими жидкостями, газами и человек использует в своих целях. Чаще всего растворы применяются в кулинарии: растворяется соль и сахар для улучшения вкуса продуктов, крахмал и желатин - для придания им определенной консистенции, углекислый газ - для создания напитков. в воде широко используется в медицине. Например, для приготовления различных эмульсий и суспензий, растворов лекарственных веществ и взвесей нерастворимых субстанций для их лучшего воздействия на организм. Именно для этих целей люди часто ищут ответ на вопрос, растворяется ли глина в воде, ведь она используется для лечебных целей.

Особенности разных растворов

Прежде чем ответить на вопрос: «Глина в воде растворяется или нет?» - нужно понять, что в итоге должно получиться. Раствор - это однородная субстанция, в которой частицы растворенного вещества перемешаны с молекулами воды. Иногда они становятся полностью незаметными, но часто можно определить, что находится в жидкости. В зависимости от этого все растворы можно разделить на несколько групп.

1. Собственно раствор, который остается прозрачным, как вода, но имеет привкус или запах растворенного вещества. Так перемешиваются с жидкостью соль, сахар, некоторые газы и Такое свойство часто используют в приготовлении пищи.

2. Растворы, которые приобретают не только вкус и запах вещества, но и его цвет. Например, вода, подкрашенная марганцовкой или йодом.

3. Иногда получаются мутные растворы, называемые взвесями. О них узнают те, кто ищет ответ на вопрос, глина в воде растворяется или нет. Такие растворы можно разделить на две группы:

Суспензия, в которой частицы вещества равномерно распределены между молекулами воды, например, смесь глины с водой;

Эмульсия - это раствор какой-либо жидкости или масла в воде, например, бензина.

Растворяется ли глина в воде

Есть вещества растворимые и нерастворимые. Если проводить опыт, можно увидеть, что при смешивании песка, глины и некоторых других частиц с жидкостью образуется мутная взвесь. Через некоторое время можно наблюдать, как вода постепенно становится прозрачной. Это происходит из-за того, что частицы песка или глины оседают на дно. Но такие растворы также находят применение. Например, смесь глины с водой намного лучше усваивается организмом при приеме внутрь или при использовании для масок и компрессов.

Частички глины, перемешанные с жидкостью, становятся более пластичными и лучше проникают через кожу, оказывая свое положительное воздействие. О возможностях глины лечить многие заболевания известно давно. Но использовать ее можно только в различной концентрации. Именно для этих целей люди чаще всего и ищут ответ на вопрос «глина в воде растворяется или нет?».

Растворение соды, соли и сахара

1. Соду в воде растворяют также в основном для лечебных целей. Такими смесями показано полоскать рот или горло, делать примочки или компрессы. Полезно принимать ванны в растворе соды. Частицы этого вещества полностью перемешиваются с молекулами воды, оказывая лечебное действие на организм.

2. Раствор соли человек использует давно. Она способна полностью растворяться в воде. Именно это свойство широко применяется в кулинарии. Более насыщенные соляные растворы используются для полосканий и компрессов в медицине.

3. Сахар - это вещество, которое также легко растворяется в воде полностью. Эту сладкую смесь используют в кулинарии и для приготовления различных лекарств.

Растворяется ли крахмал

Глина, сода в воде используются немного реже, в основном для лечебных целей. А вот крахмал - довольно распространенный пищевой продукт. Но, в отличие от сахара и соли, он не растворяется в воде. Он образует суспензию, почти как глина. Но у этих веществ есть и определенные различия. Растворяется в воде глина и крахмал одинаково при комнатной температуре. Образуется взвесь, в которой при отстаивании частички твердого вещества оседают на дно. Но при повышении температуры воды крахмал ведет себя по-особому. Он набухает и образует коллоидный раствор - клейстер. Это его свойство используется при приготовлении киселей и различных других блюд.

Как большинство людей узнают о растворимости веществ

Еще в начальной школе детям рассказывают об этом. Часто им это показывают на наглядных примерах. Проводятся опыты, в которых видно, что соль полностью растворяется, а песок постепенно оседает на дно. Способность некоторых веществ перемешиваться с жидкостями проверяется каждый день. Например, ни у кого не возникает вопроса, растворяется ли сахар или соль. Но те вещества, которые используются реже, могут вызывать недоумение. Поэтому и интересуются люди, растворяется ли в воде глина и крахмал, как правильно развести марганцовку или как приготовить суспензию для компресса.

Открытый урок по познанию мира

Педагогическая система:Трехмерная методическая система обучения

Тема урока: Вода-растворитель.

Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом

1.Цели урока:

Образовательные: Формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, восприятие, и деятельность;

Познакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;

Учить работать с гипотезой (предположением, через деятельностный метод и практический подход).

Воспитательные: Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг другу.

Развивающие: Развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение,классификация,анализ и синтез;

2. Содержание урока:

Задания I III этапа даны в рабочих тетрадях учащихся и в ключ - ответах учителя.

3. Методы урока

I этап -сообщение;

II этап – а) тест «ДА» или «Нет»

б) метод самостоятельного поиска

в) закрепление на практике

III

4. Формы

I этап – фронтальная, индивидуальная;

II этап – а) индивидуальная

б) фронтальная

в) групповая

III этап – индивидуальная

5. Наглядности

І этап – рабочая тетрадь, «прозрачный журнал», индивидуальный журнал учащегося и

учителя;

ІІ этап – а) слайды, учебник, интерактивная доска;

б) учебник, рабочая тетрадь;

В) учебник, рабочая тетрадь, доска, мел.

ІІІ этап- рабочая тетрадь, «прозрачный журнал», индивидуальный журнал учащегося и

учителя;

Ход урока:

І этап Психологический настрой

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!

1. В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода (слайд 2)

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода. (слайд 3)

2. Безбрежная ширь океана (слайд 4)

И тихая заводь пруда, (слайд 5)

Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6,7)

А всё это только вода.

3. В бирюзовой дали исчезая, (слайд 8)

Лебедями плывут облака.

Вот туча грозовая, (слайд 9)

А, в сущности, только вода.

4. Снег белый пойдёт и укроет (слайд 10)

Родные леса и поля.

Но время придёт – всё растает (слайд 11)

И будет простая вода. (слайд 12)

б ) Проверка домашнего задания

1) Ребята вам домой было дано задание собрать слова в группы и подготовить сообщения.

Вода Туман Айсберг Лед Снег Пар

Жидкое

Твердое

Газообразное

Вода
Туман

Лед
Снег
Айсберг

Пар

Сообщения детей .

Ученик 1.

Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человечества на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, - сказал великий Леонардо да Винчи, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Человек как – нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпири, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, - писал так: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно написать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете….»

Ученик 2.

Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в нашем теле? Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.

Ученик 3.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

б) Проверка задания « Мостика»

Сказка « Два ослика»

Есть такая сказка. Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему

Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

Итак , целью нашего урока будет проверить свойство воды растворять разные вещества.
Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

- (Исследовать новое свойство воды )

Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

(Провести опыты .)

Что будет предметом исследования?(Вода )

Подумайте, как мы будем проводить исследование? (Работать в группах)

Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

(Вспомним правила работы в группе) Зачем нам нужны эти правила?

Правила безопасности при проведении опытов .

    Работа под руководством взрослого.

    Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.

    Наблюдение, обсуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого и участников других групп.

Назовите эти вещества.


ІІ этап – самостоятельно-групповой поиск в учебнике ответов на наводящие вопросы, данные в рабочих тетрадях.

Сегодня мы узнаем о возможностях воды как растворителя. В этом нам помогут опыты, которые мы сейчас проведем.

Физминутка

Практическая часть

Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?

А какие есть приспособления, инструменты?

А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?

Возьмите бланк с инструкцией №1.

Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Каждая группа читает инструкцию хода работы только для своего опыта. Все понятно?

Какие наблюдения вести и для чего?

Результаты наблюдений записываем куда?

Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

Работа в группах.

Ложкой возьмите немного вещества, добавьте его в стакан с водой и хорошенько размешайте. Понаблюдайте, что произошло?

- Размешайте воду. Пронаблюдайте, то произошло?

Перед вами лежит план составления рассказа о своих наблюдениях.

Подготовьте сообщение о своих наблюдениях по этому плану.

1 группа

    Что произошло с солью?

    Сделайте вывод.

(Раствор прозрачный, соли не видно. Значит, соль растворяется в воде.)

2 группа

    Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

    Что произошло с сахаром?

    Сделайте вывод.

(Раствор прозрачный, сахара не видно. Значит, сахар растворяется в воде.)

3 группа

    Какой получился раствор? Изменил ли он цвет?

    Что произошло с речным песком?

    Сделайте вывод.

(Песок оседает на дно. Его видно. Значит, песок не растворяется в воде)

А теперь послушаем, какие наблюдения сделала каждая группа.

( Выходят к доске и прикрепляют карточку со словами растворяется или не растворяется)

Давайте сделаем вывод. (Вода может растворять различные вещества. Она является растворителем. Но не все вещества растворяются в воде.) Вывешивается на доске

Как можно назвать вещества, которые растворяются в воде? (Растворимые) Вывешивается на доске

А вещества, которые не растворяются в воде? (Нерастворимые) Вывешивается на доске

Я добавлю в стакан с водой цветную соль (медный купорос – сульфат меди)). Что происходит?

Как вы думаете, растворяется ли в воде галька? Учитель показывает опыт .

Какие ещё вещества может растворять вода? (сахар, лимонная кислота, сода)

Какими могут быть вещества?

III этап –метод ввода оценивания по 12-балльной рейтинговой системе (трехуровневые задания)

1 уровень

1.Отгадай загадки

1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять

2.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит




Ветер подует - оно задрожит

2. Уровень

1.

а) соль

б) сок

в) глина

г) сахар

2.Почему чай становиться сладким, если в него добавить сахар?

н) вода – прозрачна

о) вода – растворитель

р) вода не имеет запаха

3Как очистить загрязнённую воду?

г) нагреть

е) охладить

д) профильтровать

з) заморозить

е) животные

к) растения

а) заводы и фабрики

л) ручьи

3 уровень

Разгадай ребусы:

____________________________

Итог урока : - Для чего мы на уроке проводили исследовательскую работу

О каком свойстве воды узнали из опытов?

Какими могут быть вещества?

Назовите растворимые вещества.

Назовите нерастворимые вещества.

Рефлексия.

    На уроке я научился

    Могу похвалить себя за то, что

    Для меня было трудно

Какое свойство воды вы использовали при этом?

Если вы хорошо поработали на уроке возьмите голубую капельку, а если не совсем хорошо – жёлтую. Давайте прикрепим наши капельки на доску.

Посмотрите, сколько голубых капелек у нас получилось. А сколько воды на нашей планете. Она занимает ¾ поверхности Земли. Но только 2% составляет пресная вода. Поэтому, пресную воду надо беречь. Благодаря воде существует на нашей планете вот такая красота.

На уроке вы все хорошо потрудились, активно работали. Давали полные ответы. Молодцы.

Домашнее задание: решить ребусы, составить памятку по охране воды.

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы:

Ход работы

Наблюдения

Вывод

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Налейте масло в стакан с водой. Размешайте

деревянной палочкой

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте речной песок в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

Приложение 3 (бланк 2).

Цель работы:

Ход работы

Наблюдения

Вывод

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с вишнёвым соком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте воду с речным песком в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь по познанию мира

Ф.И. ученика (цы)________________________________________________

Тема: Вода-растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

I ЭТАП: Актуализация знаний

Вопрос: Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Ответ:__________________________________________________________

Вопрос: Как можно доказать ваш вывод?

Ответ:___________________________________________________________

Вопрос: Что будет предметом исследования?

Ответ: ___________________________________________________________

Вопрос: На какие две группы делятся вещества?

Ответ: _ __________________________________________________________

II Этап. Алгоритм изучения нового.

Назовите эти вещества. Какие из них растворяются в воде.

_____________ _____________ _______________ ______________

Практическая работа

Приложение 3 (бланк 1).

Цель работы: проверить свойство воды растворять разные вещества.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте деревянной палочкой.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение3 (бланк 2)

Цель работы: найти способ очистки воды от нерастворимых веществ.

Ход работы

Наблюдения

Вывод

Вылейте солёную воду в воронку с фильтром

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Общий вывод: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

III Этап. Разноуровневые задания

1 уровень

1.Отгадай загадки

1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять____________________________________

2.Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит. _____________________________________________

3.По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.___________________________________

2. Уровень

1. Какое вещество не растворяется в воде?

а) соль

б) сок

в) глина

г) сахар

    Почему чай становиться сладким, если в него добавить сахар?

н) вода – прозрачна

о) вода – растворитель

р) вода не имеет запаха

    Как очистить загрязнённую воду?

г) нагреть

е) охладить

д) профильтровать

з) заморозить

4.Что является источником загрязнения воды

е) животные

к) растения

а) заводы и фабрики

л) ручьи

3 уровень

Разгадай ребусы:

________________________ _________________________

_______________________________

Рефлексия: составить памятку по охране воды .

Вода - это жидкое вещество, не имеющее вкуса, цвета и запаха. Чистая вода абсолютно прозрачна. Если налить воду в стеклянный стакан, через его стенки можно разглядеть предметы, расположенные за ним. Вода обладает текучестью, благодаря которой она проникает через трещинки и щели, пропитывает все вокруг.

В жидком состоянии вода:

  • заполняет моря, океаны, реки и озера;
  • пропитывает почву;
  • входит в состав растений;
  • входит в состав тел млекопитающих.

Удивительное свойство воды в том, что она умеет растворять почти всё вокруг. Существуют некоторые предметы, которые промокают, но остаются не растворёнными. Как и почему это происходит?

Что такое раствор?

Когда вещество растворяется, оно смешивается с жидкостью, образуя раствор. Раствором можно назвать чай в стакане, куда до этого положили кусочек сахара. Впитавшая сахар вода становиться сладкой на вкус. Когда вещество соединяется с растворителем, образуется раствор. Водный раствор представляет собой водорастворимое вещество, которое разбавили чистой водой. Вода хороший растворитель, но она не в силах растворить камень, дерево, пластик. Если в воду бросить несколько камешков, они так и останутся лежать на дне стакана.

Как это происходит?

Если рассмотреть под микроскопом капельку воды, мы увидим, что она состоит из особых частичек, называемых молекулами. Их нельзя рассмотреть невооруженным глазом. Молекулы воды электронейтральны, это означает, что они «дружат» со всеми веществами. К некоторым веществам они испытывают особое притяжение. Удивительная дружелюбность водных молекул позволяет им легко соединяться с молекулами других веществ, несущих заряд.

При соприкосновении с молекулами другого вещества притяжение усиливается, в результате вещество смешивается с водой, полностью в ней растворяясь. Если же притяжения нет, то соответственно, всё остается неизменным. Вещество останется лежать на дне стакана. Если в воду добавить немного соли и размешать ложкой, вскоре соль исчезнет. Вода станет солёной на вкус.

Что такое чистая вода?

В природе не существует абсолютно чистой воды. Почти все жидкости, которые мы видим в повседневной жизни, являются растворами. Вода из под крана является раствором воды с примесями железа. Прежде чем попасть в стакан, вода течет по железным трубам, впитывая молекулы железа. Натуральными растворами являются напитки - чай, сок и компоты. Все они содержат полезные для организма человека компоненты. Вода может растворять не только твердые, но жидкие и газообразные вещества.

В обычной воде всегда что либо растворено. В дождевой, водопроводной, речной или озерной - содержаться какие-либо примеси.

Какие вещества растворяются воде, а какие нет?

В природе встречаются твёрдые, жидкие и газообразные вещества, наделенные различными свойствами. Некоторые из них способны растворится в воде, другие нет. В зависимости от этой особенности различают следующие группы веществ:

  • водоотталкивающие (гидрофобные);
  • притягивающие воду (гидрофильные).

Гидрофобные вещества либо плохо растворяются в воде, либо не растворяются в ней совсем. К таким веществам можно отнести каучук, жир, стекло, песок и т.д. Гидрофильными веществами можно назвать некоторые соли, щелочи и кислоты.

Так как клетки тела человека содержат оболочку, содержащую жировые компоненты, жир не позволяет человеческому телу раствориться в воде. Благодаря уникальному строению живого организма вода не только не впитывает клетки тела, но поддерживает жизнедеятельность человека.

Подведем итоги

При соприкосновении с пищей вода растворяет питательные вещества, а потом отдает их клеткам организма человека. Взамен вода забирает отходы жизнедеятельности, которые выходят наружу с потом и мочой.

В природе мало таких веществ, которые не растворялись бы в воде. Даже металл при длительном контакте с водой начинает в ней растворяться.

Вода с растворёнными в ней компонентами приобретает новые качества. К примеру, раствор серебра способен убивать микробы. Вода это система, которая может быть полезной или вредной для человека. А это зависит от того, что в ней растворено.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

О том, что вода является отличным растворителем, все мы знаем ещё с детства. Но какое «магическое действие» происходит в тот момент, когда к тому или иному веществу присоединяется вода? И почему, если этот растворитель считается универсальным, есть всё же те вещества — «белые вороны», которые никогда не будут по силам воде?

Секрет прост, но гениален. Молекула воды сама по себе электронейтральна. Однако электрический заряд внутри молекулы распределен очень неравномерно. Область атомов водорода имеет положительно настроенный «характер», а «местожительство» кислорода славится выразительной отрицательной заряженностью.

Если энергия притяжения молекул воды к молекулам какого-либо вещества преобладает по сравнению с энергией притяжения между молекулами воды, то вещество растворяется. Если же такое условие не соблюдается, то «чуда» тоже, соответственно, не происходит.

Главным «светофором» с зажжённым красным цветом для воды являются жиры. Именно поэтому, если мы вдруг «награждаем» одежду выразительным маслянистым пятном, фраза «Просто добавь воды» в этой ситуации не будет спасительной.

Хотя, из-за того, что подсознательно мы привыкли видеть воду в роли универсального растворителя, которому практически — любая проблема «по плечу», мы часто всё равно пытаемся решить проблему с помощью воды. И когда у нас ничего не получается, то чаще всего мы сердимся, а на самом деле, надо бы… радоваться. Да, именно радоваться!

Ведь по той причине, что вода лишена возможности растворять жиры, мы можем … жить.Потому что именно благодаря тому, что жиры входят для воды в «чёрный список», не растворяемся мы сами.

А вот соли, щелочи и кислоты для воды — настоящее «лакомство». Кстати, такие химические свойства опять — таки приходятся очень на руку человеку. Ведь если бы это было не так, то продукты распада бы создавали в организме настоящую свалку, а кровь бы автоматически сгущалась. Поэтому, если человека лишить воды, то уже на 5 сутки он умирает. Кроме того, безусловно, если регулярно не получать необходимое количество («среднестатистическая» норма 2-3 литра в сутки), нерастворенные соли значительно увеличивают риск образования камней в почках, а также мочевом пузыре.

Впрочем, безусловно, именно из-за того, что вода растворяет, например, те же соли, не стоить превращаться и в бесконтрольного «водохлёба», ставящего дерзкие «рекорды», просто потому что к тому обязал какой-нибудь спор. Ведь так можно очень сильно нарушить минеральный баланс организма.

Кстати, пропуская через себя (причём, как в прямом, так и переносном смысле) и понимая физико-химическую сущность этого явления, легко понять и роль воды в качестве растворителя во многих других сферах как бытового, так и производственного плана.