Цели урока

  • Учебные : совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
  • Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
  • Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование:

  • Карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?

Запись на доске:

  • интересный
  • познавательный
  • плодотворный
  • развивающий

Поясните каждое понятие.

Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске:

  • Ученики:
  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дисциплинированные
  • дружные

Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

II. Чистописание

Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.

Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, нн, бб)

Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.

С какими буквосочетаниями вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.

Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания - сс, лл, нн, бб? (удвоенная согласная в слове)

На доске: нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб

III. Целеполагание

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

На доске: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

С двойной согласной непременно пишем мы слова:

антенна, килограмм и грамм, и тонна,

пассажир, шоссе, колонна,

ссора, теннис и программа,

группа, касса, телеграмма,

русский, класс, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна.

Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)

Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.

(Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)

  • Зеленый кружок - я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
  • Желтый кружок - на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
  • Красный кружок - задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
№ п/п Вопросы Самоконтроль Оценка группы
1 Какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными?

нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, вс, мм, пп, рр, лл, бб

2 Что значит удвоенная согласная в слове?
3 Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова?
4 Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите два слова
5 Запишите два слова с удвоенной согласной, которые нельзя перенести
6 Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова? Почему?
7 Запишите словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
8 Напишите одно слово, чтобы в нем было буквосочетание удвоенная согласная в корне слова, которое вы писали на чистописании. Сколько в этом слове букв, звуков?

V. Творческая работа

1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.

1 группа

  1. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
  2. Прибор, техническое устройство.
  3. Большое желание есть.
  4. Ремни, верёвки для управления лошадью.
  5. Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
  6. Дорога с твёрдым покрытием.
  7. Состояние взаимной вражды.
  8. Группа лиц со специальными полномочиями.
  9. Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.
  10. Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
  11. Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
  12. Женские имена.

2 группа

  1. Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.
  2. Острое вирусное заболевание.
  3. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.
  4. Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
  5. Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.
  6. Спортивный бег.
  7. Человек, научные труды которого имеют большую ценность.
  8. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
  9. Больничный лист.
  10. Вид городского транспорта.
  11. Популярная игра на льду.
  12. Товарищ по работе.

3 группа

  1. Человек, обладающий большой внутренней культурой.
  2. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
  3. Поясняющий рисунок.
  4. Единицы измерения массы.
  5. Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.
  6. Выходной день.
  7. Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.
  8. Летняя пристройка к дому.
  9. Сотрудник газеты, журнала.
  10. Один из видов игры в мяч.
  11. Обучение животных.
  12. Свидетельство об окончании средней школы.

4 группа

  1. Наука об изменении и сочетании слов.
  2. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
  3. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.
  4. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
  5. Помещение, в котором проводятся денежные операции.
  6. Ограниченное земельное пространство.
  7. Лечебная повязка.
  8. Укротитель хищных животных.
  9. Рисунки в журнале, газете, книге.
  10. Помещение в школе.
  11. Сквозной проезд, прорытый под землей.
  12. Спортивный бег.

Динамическая пауза

Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Раскройте скобки и напишите получившиеся слова.

1 группа

Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Я вст(о,а)ю и вых(о,а)жу (на)те(рр,р)а(сс,с)у. Гл(е,и,я)жу сквоз(ь) (о,а)ко(н,нн)ое ст(я,и,е)кло (в)тума(н,нн)ую дал(ь).

2 группа

Веет(я,и,е)р к(о,а)ч(а,я)ет в(е,я,и)рху(ш,ж)ки д(я,и,е)рев(ь)ев. Я з(о,а)ву (с)собой с(а,о)баку (С,с)трелку и иду (в)с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Со(н,нн)ая (С,с)трелка б(и,я,е)ж(ы,и)т (за)мной.

3 группа

Мы бр(я,и,е)дём (по)дли(нн,н)ой (о,а)(лл,л)ее. В(а,о)кру(к,г) гру(п,пп)ами растут кусты ш(ы,и)повника и м(о,а)(жж,ж)(и,е)(вв,в)ел(ь)ника. Почву п(а,о)крывает яркая шуршащ(а,я)я ма(сс,с)а.

4 группа

Уже то(н,нн)ы лист(ь)ев (а,о)бл(и,е)тели (с)д(и,я,е)рев(ь)ев. А вон на(ж,ш) сосе(т,д) пр(а,о)(фф,ф)е(сс,с)(а,о)р (Г,г)е(н,нн)а(дд,д)ий (К,к)и(рр,р)и(л,лл)ович б(и,е)ж(ы,и)т (по)а(л,лл)ее. Он любит утр(и,е)(нн,н)ие кро(с,сс)ы.

Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.

Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, что у нас получилось.

Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)

Как можно озаглавить текст?

Осеннее утро.

Раннее осеннее утро. Уже рассвело. Я встаю и выхожу на террасу. Гляжу сквозь оконное стекло в туманную даль. Ветер качает верхушки деревьев. Я зову с собой собаку Стрелку и иду в сосновую рощу. Сонная Стрелка бежит за мной. Мы бредём по длинной аллее. Вокруг группами растут кусты шиповника и можжевельника. Почву покрывает яркая шуршащая масса. Уже тонны листьев облетели с деревьев. А вон наш сосед профессор Геннадий Кириллович бежит по аллее. Он любит утренние кроссы.

VI. Итог урока

Что было трудным на уроке?

А что интересным?

Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, нарисуйте зеленый кружок. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - желтый кружок. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - красный.

№ п/п Вопросы Самоконтроль Оценка учителя
1 Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове
2 Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной
3 Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
4 В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям
5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?

Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!

Мастер-класс на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https :// sites . google . com / site / klybnayka

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе по теме «Правописание слов с удвоенными согласными»

Номинация «Предметы начальной школы» (раздел русский язык)

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г. Томска

Электронный адрес: pnn -12@ yandex . ru

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям как:

 дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1. по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

2. по характеру педагогического процесса:

3. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

4. познавательные, воспитательные, развивающие;

5. репродуктивные, продуктивные, творческие;

6. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.,

7. по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т.д.;

8. по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно проводить на уроках русского языка в начальной школе по теме «Удвоенные согласные» (все они апробированы моими учениками):

1. Игра «Сова» (у совы очень острый слух)

Цель: расширять словарный запас детей; развивать внимание, фонематический слух; повышать познавательный интерес, закреплять навык написания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : учитель читает рифмованные строчки, а дети должны услышать слова с удвоенными согласными и назвать (записать) их.

Можно работать самостоятельно, в парах, в группах.

    Спросите, не повысив тона,

Что больше: центнер или тонн а?

    Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для групп ы.

    Кто получит низкий балл ,

Не придёт на школьный бал.

    Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть сс ора.

5. Радиоволна идёт сквозь стену,

Мы её поймаем на антенн у.

6. Сегодня будет кинопанорама.

Какая интересная программ а!

7. Если в школе пьёте квас,

Не забрызгайте весь класс .

8. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп .

9. Жук жужж ит, а змея шипит.

10.Жужж анье-звон, жужж анье-звон

– Звенят-жужж ат со всех сторон.

11. Сонн ые сосны, сонн ые ели -

Лес усыпили снега и метели.

12. Жук жужж ит, над ежом кружит,

А ёжик лежит, на жука глядит.

2. Игра «Угадай слово!» (значения слов я взяла из толкового словаряС.И. Ожегова. «Словарь русского языка»)

Цель : расширять словарный запас детей; развивать внимание, мышление; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : Класс делится на группы, между которыми происходит соревнование: кто больше слов назовёт?

1-ый вариант игры:

Учитель читает значение слов, дети записывают слова, которые имеют это значение (обязательное условие – в слове должна быть удвоенная согласная в корне слова).

2-ой вариант игры:

Детям раздаются карточки, на которых записаны значения слов. Дети в группе их сами читают. После обсуждения слово записывается.

Значения слов:

    Верёвки или ремни для управления лошадью. (вожж и)

    Прибор, техническое устройство. (апп арат)

    Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусочков ткани, бумаги. (апп ликация)

    Желание есть. (апп етит)

    Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение. (дрожж и)

    Острое вирусное заболевание. (грипп )

    Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённые вместе. (групп а)

    Качество исполнительного человека, соблюдающего во всём порядок. (а кк уратность)

    Очень аккуратный человек. (акк уратист)

    Производить однообразный дребезжащий звук. (жужж ать)

    Человек, который обладает большой внутренней культурой. (интелл игент)

    Единицы измерения массы. (грамм , килограмм , тонн а)

    Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу. (телеграмм а)

    Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь праздника. (илл юминация)

    Поясняющий рисунок к тексту. (илл юстрация)

    Спортивная игра с маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку. (тенн ис)

    Шестой день недели. (субб ота)

    Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья. (ванн а)

    Комната, в которой стоит ванна или в которой принимается ванна. (ванн ая)

    Сотрудник газеты или журнала, специально командированный для сбора какой-либо информации. (корр еспондент)

    Единица длины. (милл иметр)

    Летняя пристройка к дому. (терр аса)

    Ограниченное земельное пространство. (терр итория)

    Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. (алл ея)

    Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. (колл екция)

    Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами. (колл ектив)

    Помещение, в котором проводятся денежные операции. (касс а)

    Любая дорога с твёрдым покрытием. (шосс е)

    Укротитель хищных животных. (дресс ировщик)

    Лечебная повязка из марли. (компресс )

    Состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка. (сс ора)

    Спортивный бег, а также некоторые виды гонок по пересекающейся местности. (кросс )

    Высшее учёное звание. (професс ор)

    Искусственный водоём, сооружённый для плавания. (басс ейн)

    Умение, мастерство, знание дела. (искусс тво)

    Краткое изложение содержания книги. (анн отация)

    Сооружение в виде высокого столба, служащего опорой в здании. (колонн а)

    Статуя, сооружение огромных размеров. (колосс )

    Огнестрельные орудия: пушки, гаубицы, миномёты. (артилл ерия)

    Эстрадно-цирковой артист, показывающий сложные фокусы. (илл юзионист)

    Американский и восточноазиатский крокодил. (алл игатор)

    Товарищ по работе. (колл ега)

    Вид городского транспорта. (тролл ейбус)

    Помещение в школе для занятий. (класс )

    Популярная игра на льду. (хокк ей)

    Человек, который совершает поездку на транспорте. (пасс ажир)

    Сочетание нескольких музыкальных звуков. (акк орд)

    Музыкальный инструмент. (акк ордеон)

    Результат, итог сложения. (сумм а)

    Пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь. (расс тояние)

    Родина русского народа, наше государство. (Росс ия)

    План деятельности, работ. (программ а)

    Специалист по программированию. (программ ист)

    Единица оценки степени, силы какого-нибудь физического явления, например, ветра, землетрясения. (балл)

    Обучение животных. (дресс ировка)

    Твёрдое тело, имеющее упорядоченное, симметрическое строение. (кристалл )

    Способ хода, бега лошади. (алл юр)

    Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную тему. (балл ада)

    Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы. (юнн ат)

    Соглашение на основе взаимных уступок. (компромисс )

    Улучшение в процессе развития. (прогресс )

    Пружинная гнутая полоса или устройство, смягчающее толчки при езде. (ресс ора)

    Художник, поэт, писатель, деятель науки, произведения или труды которого имеют непреходящую ценность. (класс ик)

    Поезд или автобус, идущие с высокой скоростью без остановок. (экспресс )

    Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. (процесс )

    Массовая периодическая печать. (пресс а)

3-й вариант игры: класс делится на 4 группы. Каждой группе даётся карточка со словосочетаниями. Дети должны заменить их одним словом (в рамочке есть слова подсказки).

Карточка для 1-ой группы

    Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.

    Прибор, техническое устройство.

    Большое желание есть.

    Ремни, верёвки для управления лошадью.

    Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

    Дорога с твёрдым покрытием.

    Состояние взаимной вражды.

    Группа лиц со специальными полномочиями.

    Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.

    Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.

    Искусственный водоём, сооружённый для плавания.

    Женские имена.

Карточка для 2-ой группы

    Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.

    Острое вирусное заболевание.

    Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.

    Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

    Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

    Спортивный бег.

    Человек, научные труды которого имеют большую ценность.

    Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

    Больничный лист.

    Вид городского транспорта.

    Популярная игра на льду.

    Товарищ по работе.

Карточка для 3-ей группы

    Человек, обладающий большой внутренней культурой.

    Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.

    Поясняющий рисунок.

    Единицы измерения массы.

    Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

    Выходной день.

    Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.

    Летняя пристройка к дому.

    Сотрудник газеты, журнала.

    Один из видов игры в мяч.

    Обучение животных.

    Свидетельство об окончании средней школы.

Карточка для 4-ой группы

    Наука об изменении и сочетании слов.

    Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.

    Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.

    Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

    Помещение, в котором проводятся денежные операции.

    Ограниченное земельное пространство.

    Лечебная повязка.

    Укротитель хищных животных.

    Рисунки в журнале, газете, книге.

    Помещение в школе.

    Сквозной проезд, прорытый под землей.

    Спортивный бег.

3. Игра «Молчанка»

Цель : расширять словарный запас детей; развивать внимание, умение работать молча, не выкрикивая ответ, который всем очевиден; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : дети слушают загадки,ответами которых являются слова с удвоенными согласными, и молча записывают ответы в тетрадь (2 человека записывают слова за доской).

    Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком… (акк ордеон)

    Хороший, сплочённый, сильный актив

Называют… (колл ектив)

    Есть у родственников ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличии от ёлки

Опадают те иголки. (лиственн ица)

    Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он

И называется… (перр он)

5. Белая коша лезет в окошко. (расс вет)

6. Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (тролл ейбус)

    На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишутся в конце все «с»,

Называется… (экспресс )

    Стоит на крыше – всех труб выше. (антенн а)

    Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… (хокк ей)

10. В конце двойное «л» пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный … (кристалл )

    На что ни взглянет этот глаз-

Всё на картинке передаст… (фотоапп арат)

12.Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (антенн а)

13.Здесь доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть.

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный… (класс )

14. Во мне два « К», не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Одним словом… (акк уратный)

15. Многим вам она знакома:

В ней купаться можно дома. (ванн а)

16. По долинам, по отрогам мчит широкая дорога,

И она, как знают все, называется… (шосс е)

17. Простудился я вчера: голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип, у меня, наверно… (грипп )

18. Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут… (алл ея)

19. В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили:

За батон, бутылку кваса

Заплатили деньги в …. касс у.

20. Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружок,
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовётся... Чиполлино

21. Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачёк.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок... (Винни - Пух)

4. Игра «Орфография в ребусах»

    групп а

    грипп

    сумм а

    тенн ис

    колл екция

    сс ора

    масс а

    грамм

    тонн а

    панн о

Ребусы из электронного пособия «Орфография в ребусах» (/load/47-1-0-25296 ):

кла сс анте нн а пе рр он

ма сс а хо кк ей су бб ота

ра сс вет су мм а ра сс каз

    Игра «Кто самый внимательный?»

Цель : расширять словарный запас детей; развивать внимание и орфографическую зоркость; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : детям даются карточки с наборами букв, в которых спрятаны слова с удвоенными согласными. В течение одной минуты (можно использовать песочные часы) дети должны их найти и подчеркнуть. Потом для проверки на экран выводится карточка с ответами.

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограмм авбпреытасьо

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо

Проверка задания:

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограмм авбпреытасьо

Аовитправважужжитарвоылвлакратмлврлкопоптаов

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Првьидршарсороаопоптптптптвллжжётвлкпёёисоко

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

Нмиаткпомомтенниспоаавбпреытасьопоавпывмырег

Сосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

Рлдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжтьэ

Жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

Боадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапод

    Игра «Знатоки русского языка»

Цель : развивать орфографическую зоркость; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : дети выполняют задания предложенного теста (индивидуально или в группах). При проверке за каждое правильное задание ребёнок получает 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.

1. Укажите слово с пропущенной удвоенной буквой К.
А) А…уратный.
В) О…раска.
С) А…устика.
D) А…адемия.
Е) А…робат.
Ответ: А

2. В слове пишется удвоенная буква Л
А) Ко…онна.
В) Ки…омметр.
С) Ко…оннада.
D) Ко…одец.
Е) И…юстрация.
Ответ: Е

3.
Укажите строку с удвоенной С.
А) Ра…трел, ра…крыть.
В) Ра..ол, ра…кинуть.
С) Ра…читать, ра…удок.
D) Ра…чёт, ра…вет.
Е) …адина, по…уда.
Ответ: С

4.
Укажите слово с пропущенной удвоенной С.
А) Белору…ы.
В) Ре…урсы.
С) Пе…имизм.
D) Де…ант.
Е) А…кетизм.
Ответ: С

5.
Укажите слово с одной пропущенной буквой Ж в слове.
А) Дро…и.
В) Мо…евельник.
С) Жу…ать.
D) Пасса…ир.
Е) Во…и.
Ответ: D

6.

А) Компроми…ный.
В) Режи…ёр.
С) А…оциация.
D) Профе…ия.
Е) Ре…урс.
Ответ: Е

7.
Укажите слово с одной пропущенной буквой Р.
А) Те…аса.
В) Те…ор.
С) Нота…иус.
D) Ко…ектор.
Е) Те…итория.
Ответ: С

8.
Укажите слово с одной пропущенной буквой Л.
А) Апе…яция.
В) Симу…яция.
С) Дисти…яция.
D) И…юстрация.
Е) Пара…ель.
Ответ: В

9.
Укажите слово с одной пропущенной буквой С.
А) Коми…ия.
В) Регре…
С) Репре…ия.
D) Профе…ия.
Е) Ма…онство.
Ответ: Е

10. Укажите слово с двумя буквами Ф.
А) Про…ессия.
В) Ди…еренциация.
С) Дисквали…икация.
D) Ди…ирамб.
Е) Де…ект.
Ответ: В

11.
A) А…ея.
B) А…егория.
C) А…огизм.
D) Апе…яция.
E) Арти…ерия.
Ответ: C

12. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Ба…ада.
B) Ба…аст.
C) Ба…он.
D) Ба…юстрада.
E) Бри…иант.
Ответ: D

13.
Укажите слово с одной буквой Л.
A) Бю…етень.
B) Га…юцинация.
C) Ди…ема.
D) Иди…ия.
E) И…юзия.
Ответ: C

14. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Дисти…ировать.
B) И…юминация.
C) Ко…ектив.
D) Ко…ер.
E) И…юстрация.
Ответ: D

15.
Укажите слово с одной буквой Л.
A) Ба…юстрада.
B) Инте…игенция.
C) Инте…ктуальный.
D) Караве…а.
E) Ко…ектив.
Ответ: A

16. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Ко…екция.
B) Ко…изия.
C) И…юминация.
D) И…юзия.
E) Коа…иция.
Ответ: E

17. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Мета…ический.
B) Ми…иард.
C) Ми…ион.
D) Нове…а.
E) Пи…игрим.
Ответ: E

18. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Си…абический.
B) Си…омер.
C) Сте…аж.
D) Тро…ейбус.
E) Хлорофи… .
Ответ: B

19. Укажите слово с одной буквой Л.
A) А…юминий.
B) Кора… .
C) Криста… .
D) Це…офан.
E) Це…юлоза.
Ответ: A

20.

A) Гра… .
B) Гу…анист.
C) И…играция.
D) И…унитет.
E) Килогра… .
Ответ: B

21.
Укажите слово с одной буквой М.
A) Ко…ентарий.
B) Ко…ерческий.
C) Ра…а.
D) Си…етрия.
E) Су…а.
Ответ: C

22. Укажите слово с одной буквой П.
A) А…арат.
B) А…ендицит.
C) А…етит.
D) А…елляция.
E) Ги…опотам.
Ответ: D

23. Укажите слово с одной буквой С.
A) Де…ант.
B) Ба…ейн.
C) Бе…еребреник.
D) Бе…четный.
E) Би…ектриса.
Ответ: A

24. Укажите вариант написания существительных с одной буквой Н.
A) Гости…ица, варе…ик.
В) Племя...ик, пле…ик.
С) Язве…ик, таможе…ик.
D) Ко...ица, имени…ик.
Е) Оси...ик, мали…ик.
Ответ: A

25.
А) Сте…аж.
В) По…ифонизм.
С) Ба… (оценка).
D) Ба…ада.
Е) И…юминация.
Ответ: B

26. Укажите слово, которое пишется с одной буквой Т.
А) Конфе…и.
В) А…ракцион.
С) А...аше.
D) А…рофированный.
Е) А…естат.
Ответ: D

27. Укажите слово с одной буквой Н.
А) А…кета.
В) То…а.
С) То…ель.
D) Анте…а.
Е) А…ексия.
Ответ: A

28. Укажите слово, которое пишется с одной П.
А) А…ендикс.
В) О…озиция.
С) А...арат.
D) А...робация.
Е) И...одром.
Ответ: D

29. Укажите слово, которое пишется с одной Л.
А) Баци…а.
В) Иди…ия.
С) Новее…а.
D) Ре…иквия.
Е) Хо… .
Ответ: D

30. Укажите слово, которое пишется с одной Р.
А) Пе...он
В) Те...аса.
С) Су…огат.
D) Мо...ализм.
Е) Попу...и.
Ответ: D

31. Укажите слово с одной С в корне.
А) Диску…ия.
В) Репре…ия.
С) Ди…танция.
D) Ша…и.
Е) Рене…анс.
Ответ: C

32.
Укажите слово, которое пишется с одной С.
А) Ма…аж.
В) Репре…ия.
С) Се…ия.
D) Ди…котека.
Е) Бо… .
Ответ: D

33. Укажите слово, которое пишется с одной Л.
А) Кора…овый.
В) Иди…ия.
С) Инте…ект.
D) Ка…играфия.
Е) Ди…етант.
Ответ: E

34. Укажите слово, которое пишется с одной М.
А) Ко…ентатор.
В) Програ…ный.
С) Си…етрия.
D) Гу…анизм.
Е) Га…ы.
Ответ: C

35. Укажите слово с одной Н в корне.
А) А…кета.
В) То...а.
С) То…ель.
D) Анте...а.
Е) А…ексия.
Ответ: A

36. Укажите слово, в корне которого нужно вставить одну букву С .
А) Режи…ер.
В) Экспре…ия.
С) Пье…а.
D) Профе...ия.
E) Коло...альный.
Ответ: С ЯЗЫК Автор : Л. Ф. Климанова (Комплект «Перспектива») М.: Просвещение, 2011 2.Уроки русского языка ... слова с удвоенными согласными ...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа
  • Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (личностные и метапредметные результаты)

    Программа

    ... . Раздел «Слово » Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово ». Слово рассматривается... мягкости согласных . Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа

    1. Предметы в соответствии с учебным планом Программы. Автор Учебники 22. 2. Обучение грамоте Программы четырёхлетней начальной школы . Русский язык ...

  • Цели урока

    • Учебные : совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
    • Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
    • Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

    Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

    Оборудование:

    • Карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
    • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Проверка готовности к уроку.

    Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?

    Запись на доске:

    • интересный
    • познавательный
    • плодотворный
    • развивающий

    Поясните каждое понятие.

    Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

    Запись на доске:

    • Ученики:
    • активные
    • думающие
    • работоспособные
    • внимательные
    • аккуратные
    • дисциплинированные
    • дружные

    Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

    II. Чистописание

    Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.

    Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, нн, бб)

    Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.

    С какими буквосочетаниями вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.

    Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания - сс, лл, нн, бб? (удвоенная согласная в слове)

    На доске : нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб

    III. Целеполагание

    Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    На доске : Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

    С двойной согласной непременно пишем мы слова:

    антенна, килограмм и грамм, и тонна,

    пассажир, шоссе, колонна,

    ссора, теннис и программа,

    группа, касса, телеграмма,

    русский, класс, суббота, ванна,

    Римма, Эмма, Инна, Анна.

    Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

    Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

    IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)

    Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.

    (Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)

    • Зеленый кружок - я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
    • Желтый кружок - на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
    • Красный кружок - задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
    № п/п Вопросы Самоконтроль Оценка группы
    1 Какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными?

    нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, вс, мм, пп, рр, лл, бб

    2 Что значит удвоенная согласная в слове?
    3 Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова?
    4 Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите два слова
    5 Запишите два слова с удвоенной согласной, которые нельзя перенести
    6 Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова? Почему?
    7 Запишите словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
    8 Напишите одно слово, чтобы в нем было буквосочетание удвоенная согласная в корне слова, которое вы писали на чистописании. Сколько в этом слове букв, звуков?

    V. Творческая работа

    1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

    А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.

    1 группа

    1. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
    2. Прибор, техническое устройство.
    3. Большое желание есть.
    4. Ремни, верёвки для управления лошадью.
    5. Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
    6. Дорога с твёрдым покрытием.
    7. Состояние взаимной вражды.
    8. Группа лиц со специальными полномочиями.
    9. Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.
    10. Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
    11. Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
    12. Женские имена.

    2 группа

    1. Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.
    2. Острое вирусное заболевание.
    3. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.
    4. Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
    5. Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.
    6. Спортивный бег.
    7. Человек, научные труды которого имеют большую ценность.
    8. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
    9. Больничный лист.
    10. Вид городского транспорта.
    11. Популярная игра на льду.
    12. Товарищ по работе.

    3 группа

    1. Человек, обладающий большой внутренней культурой.
    2. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
    3. Поясняющий рисунок.
    4. Единицы измерения массы.
    5. Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.
    6. Выходной день.
    7. Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.
    8. Летняя пристройка к дому.
    9. Сотрудник газеты, журнала.
    10. Один из видов игры в мяч.
    11. Обучение животных.
    12. Свидетельство об окончании средней школы.

    4 группа

    1. Наука об изменении и сочетании слов.
    2. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
    3. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.
    4. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
    5. Помещение, в котором проводятся денежные операции.
    6. Ограниченное земельное пространство.
    7. Лечебная повязка.
    8. Укротитель хищных животных.
    9. Рисунки в журнале, газете, книге.
    10. Помещение в школе.
    11. Сквозной проезд, прорытый под землей.
    12. Спортивный бег.

    Динамическая пауза

    Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

    А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Раскройте скобки и напишите получившиеся слова.

    1 группа

    Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Я вст(о,а)ю и вых(о,а)жу (на)те(рр,р)а(сс,с)у. Гл(е,и,я)жу сквоз(ь) (о,а)ко(н,нн)ое ст(я,и,е)кло (в)тума(н,нн)ую дал(ь).

    2 группа

    Веет(я,и,е)р к(о,а)ч(а,я)ет в(е,я,и)рху(ш,ж)ки д(я,и,е)рев(ь)ев. Я з(о,а)ву (с)собой с(а,о)баку (С,с)трелку и иду (в)с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Со(н,нн)ая (С,с)трелка б(и,я,е)ж(ы,и)т (за)мной.

    3 группа

    Мы бр(я,и,е)дём (по)дли(нн,н)ой (о,а)(лл,л)ее. В(а,о)кру(к,г) гру(п,пп)ами растут кусты ш(ы,и)повника и м(о,а)(жж,ж)(и,е)(вв,в)ел(ь)ника. Почву п(а,о)крывает яркая шуршащ(а,я)я ма(сс,с)а.

    4 группа

    Уже то(н,нн)ы лист(ь)ев (а,о)бл(и,е)тели (с)д(и,я,е)рев(ь)ев. А вон на(ж,ш) сосе(т,д) пр(а,о)(фф,ф)е(сс,с)(а,о)р (Г,г)е(н,нн)а(дд,д)ий (К,к)и(рр,р)и(л,лл)ович б(и,е)ж(ы,и)т (по)а(л,лл)ее. Он любит утр(и,е)(нн,н)ие кро(с,сс)ы.

    Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.

    Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, что у нас получилось.

    Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)

    Как можно озаглавить текст?

    Осеннее утро.

    Раннее осеннее утро. Уже рассвело. Я встаю и выхожу на террасу. Гляжу сквозь оконное стекло в туманную даль. Ветер качает верхушки деревьев. Я зову с собой собаку Стрелку и иду в сосновую рощу. Сонная Стрелка бежит за мной. Мы бредём по длинной аллее. Вокруг группами растут кусты шиповника и можжевельника. Почву покрывает яркая шуршащая масса. Уже тонны листьев облетели с деревьев. А вон наш сосед профессор Геннадий Кириллович бежит по аллее. Он любит утренние кроссы.

    VI. Итог урока

    Самоконтроль Оценка учителя 1 Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове 2 Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной 3 Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне слова 4 В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям 5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

    Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?


    Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!

    Цели урока

    • Учебные : совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
    • Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
    • Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

    Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

    Оборудование:

    • Карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
    • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Проверка готовности к уроку.

    Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?

    Запись на доске:

    • интересный
    • познавательный
    • плодотворный
    • развивающий

    Поясните каждое понятие.

    Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

    Запись на доске:

    • Ученики:
    • активные
    • думающие
    • работоспособные
    • внимательные
    • аккуратные
    • дисциплинированные
    • дружные

    Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

    II. Чистописание

    Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.

    Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, нн, бб)

    Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.

    С какими буквосочетаниями вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.

    Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания - сс, лл, нн, бб? (удвоенная согласная в слове)

    На доске : нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб

    III. Целеполагание

    Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    На доске : Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

    С двойной согласной непременно пишем мы слова:

    антенна, килограмм и грамм, и тонна,

    пассажир, шоссе, колонна,

    ссора, теннис и программа,

    группа, касса, телеграмма,

    русский, класс, суббота, ванна,

    Римма, Эмма, Инна, Анна.

    Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

    Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

    IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)

    Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.

    (Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)

    • Зеленый кружок - я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
    • Желтый кружок - на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
    • Красный кружок - задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
    № п/п Вопросы Самоконтроль Оценка группы
    1 Какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными?

    нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, вс, мм, пп, рр, лл, бб

    2 Что значит удвоенная согласная в слове?
    3 Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова?
    4 Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите два слова
    5 Запишите два слова с удвоенной согласной, которые нельзя перенести
    6 Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова? Почему?
    7 Запишите словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
    8 Напишите одно слово, чтобы в нем было буквосочетание удвоенная согласная в корне слова, которое вы писали на чистописании. Сколько в этом слове букв, звуков?

    V. Творческая работа

    1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

    А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.

    1 группа

    1. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
    2. Прибор, техническое устройство.
    3. Большое желание есть.
    4. Ремни, верёвки для управления лошадью.
    5. Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
    6. Дорога с твёрдым покрытием.
    7. Состояние взаимной вражды.
    8. Группа лиц со специальными полномочиями.
    9. Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.
    10. Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
    11. Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
    12. Женские имена.

    2 группа

    1. Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.
    2. Острое вирусное заболевание.
    3. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.
    4. Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
    5. Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.
    6. Спортивный бег.
    7. Человек, научные труды которого имеют большую ценность.
    8. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
    9. Больничный лист.
    10. Вид городского транспорта.
    11. Популярная игра на льду.
    12. Товарищ по работе.

    3 группа

    1. Человек, обладающий большой внутренней культурой.
    2. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
    3. Поясняющий рисунок.
    4. Единицы измерения массы.
    5. Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.
    6. Выходной день.
    7. Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.
    8. Летняя пристройка к дому.
    9. Сотрудник газеты, журнала.
    10. Один из видов игры в мяч.
    11. Обучение животных.
    12. Свидетельство об окончании средней школы.

    4 группа

    1. Наука об изменении и сочетании слов.
    2. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
    3. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.
    4. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
    5. Помещение, в котором проводятся денежные операции.
    6. Ограниченное земельное пространство.
    7. Лечебная повязка.
    8. Укротитель хищных животных.
    9. Рисунки в журнале, газете, книге.
    10. Помещение в школе.
    11. Сквозной проезд, прорытый под землей.
    12. Спортивный бег.

    Динамическая пауза

    Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

    А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Раскройте скобки и напишите получившиеся слова.

    1 группа

    Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Я вст(о,а)ю и вых(о,а)жу (на)те(рр,р)а(сс,с)у. Гл(е,и,я)жу сквоз(ь) (о,а)ко(н,нн)ое ст(я,и,е)кло (в)тума(н,нн)ую дал(ь).

    2 группа

    Веет(я,и,е)р к(о,а)ч(а,я)ет в(е,я,и)рху(ш,ж)ки д(я,и,е)рев(ь)ев. Я з(о,а)ву (с)собой с(а,о)баку (С,с)трелку и иду (в)с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Со(н,нн)ая (С,с)трелка б(и,я,е)ж(ы,и)т (за)мной.

    3 группа

    Мы бр(я,и,е)дём (по)дли(нн,н)ой (о,а)(лл,л)ее. В(а,о)кру(к,г) гру(п,пп)ами растут кусты ш(ы,и)повника и м(о,а)(жж,ж)(и,е)(вв,в)ел(ь)ника. Почву п(а,о)крывает яркая шуршащ(а,я)я ма(сс,с)а.

    4 группа

    Уже то(н,нн)ы лист(ь)ев (а,о)бл(и,е)тели (с)д(и,я,е)рев(ь)ев. А вон на(ж,ш) сосе(т,д) пр(а,о)(фф,ф)е(сс,с)(а,о)р (Г,г)е(н,нн)а(дд,д)ий (К,к)и(рр,р)и(л,лл)ович б(и,е)ж(ы,и)т (по)а(л,лл)ее. Он любит утр(и,е)(нн,н)ие кро(с,сс)ы.

    Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.

    Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, что у нас получилось.

    Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)

    Как можно озаглавить текст?

    Осеннее утро.

    Раннее осеннее утро. Уже рассвело. Я встаю и выхожу на террасу. Гляжу сквозь оконное стекло в туманную даль. Ветер качает верхушки деревьев. Я зову с собой собаку Стрелку и иду в сосновую рощу. Сонная Стрелка бежит за мной. Мы бредём по длинной аллее. Вокруг группами растут кусты шиповника и можжевельника. Почву покрывает яркая шуршащая масса. Уже тонны листьев облетели с деревьев. А вон наш сосед профессор Геннадий Кириллович бежит по аллее. Он любит утренние кроссы.

    VI. Итог урока

    Самоконтроль Оценка учителя 1 Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове 2 Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной 3 Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне слова 4 В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям 5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

    Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?


    Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №55»

    Разработка урока по теме:

    «Правописание удвоенной согласной в корне слова»

    Составила: Зеленина Татьяна Васильевна,

    учитель начальных классов

    г . Оренбург

    Тема урока: Правописание удвоенных согласных в корне слова.

    Тип урока: урок рефлексии.

    Цель:

    Совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными

    согласными буквами в корне.

    Планируемые результаты (предметные)

    Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

    Личностные результаты

    Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют интерес к познанию русского языка

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

    Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

    Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

    Оборудование:

      Книга В. Волиной "Весёлая грамматика. Карточки: проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;

      Презентация «Правописание удвоенной согласной в корне»

      Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1.

    Ход урока:

    1 .Организация начала урока:

    Учитель:
    Великий, могучий, свободный,
    Надежды и силы родник,
    Тебе посвящаем урок мы сегодня,
    Родной наш, правдивый и гордый язык!

    2.Мотивирование к учебной деятельности:
    - Ребята, если вы готовы к уроку, хлопните в ладоши
    - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
    Запись на доске:
    Урок:

      интересный

      познавательный

      плодотворный

      развивающий

    Поясните каждое понятие.
    - Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
    Запись на доске:

      активные

      думающие

      работоспособные

      внимательные

      аккуратные

      дисциплинированные

    Сможете стать такими, если «да», хлопните в ладоши? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

    Откройте тетради, запишите число и классная работа.

    3.Минутка ч истописание:

    пп// мм// сс// бб// лл// жж// рр// нн//

    Что общего вы видите в этой цепочке букв?

    Чем они отличаются?

    Запишите в тетрадь.

    Ребята, встречали ли вы слова, в которых пишутся данные сочетания.

    Приведите примеры (Группа, сумма, класс, суббота).

    4. Мобилизующий этап:

    Прочитайте слова:

    сумма, дома, цветы, группа, касса, гроза

    Попробуйте распределить данные слова в две группы.

    Какие группы получились?

    Сравните слова каждой группы.

    Как вы думаете, с какой группой слов будем работать на уроке?

    Произнесите хором эти слова.

    Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Правописание удвоенной

    согласной в корне)

    Как бы вы сформулировали правило правописания слов с удвоенными согласными? Поработайте в парах.

    (работают в парах.) Выступление от пар.

    Вы правы, такого правила нет. Но как-то нам нужно это обобщить. Помогайте мне: если

    в словах слышится долгий согласный звук, он обозначается удвоенными буквами.

    Правописание таких слов мы должны запомнить. А если сомневаешься – обратиться к

    словарю. Давайте проверим наш с вами вывод. Правильно ли мы догадались. Откройте

    учебник на стр. 29, верхняя часть. Прочитайте. Что, правы?

    Хорошо, тему мы сформулировали, в том, что эти слова не проверяются, а запоминаются – убедились. Дальше что? Что мы еще не узнали об этих словах?

    Как вы думаете, как надо переносить слова с удвоенными согласными?

    Проверьте свою догадку по учебнику – стр. 29, нижняя часть.

    5.Словарная работа:

    Кроссворд:

      Результат при сложении. (Сумма)

      Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)

      Собирание марок, открыток. (Коллекция)

      Он на вокзале есть всегда,

    К нему приходят поезда,

    Двойное р содержит он

    И называется …(перрон)

      Проста загадка и легка:

    Пишусь всегда через два к;

    И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    А называюсь я - …(хоккей)

      По долинам, по оврагам

    Мчит широкая дорога.

    И она, как знают все,

    Называется … (шоссе)

      Компьютерная, телевизионная, учебная …(Программа)

      Где доска и парты есть,

    Чтоб всем детям сразу сесть?

    Это в школе есть, у нас.

    Это наш просторный … (Класс)

      День и ночь стоит на крыше

    Это чудо постовой:

    Всё увидит, всё услышит,

    Всем поделится со мной. (Антенна)

    Запишите слова в тетрадь и подчеркните орфограмму

    Физминутка.

    6. Игра " Фотограф ".

    Выборочный диктант.

    Предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква.

    На экране:

    ФИЛИПП ИГРАЕТ В ХОККЕЙ.

    ПАССАЖИРЫ ВЫШЛИ НА ПЕРРОН.

    АЛЛА СОБРАЛА КОЛЛЕКЦИЮ МАРОК

    Обозначьте удвоенные согласные, проверьте написанное, обменяйтесь тетрадками, если есть ошибки, исправьте, поставьте на полях отметки.

    Теперь проверим написанное вместе.

    На экране:

    ФИЛИПП ХОККЕЙ

    АЛЛА КОЛЛЕКЦИЯ

    ПАССАЖИРЫ ПЕРРОН

    Молодцы, а теперь вертикальной чертой обозначим перенос этих слов.

    (Один ребенок работает на интерактивной доске)

    7. Творческая работа:
    1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
    - А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.

    Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

    1 группа

      Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.

      Прибор, техническое устройство.

      Большое желание есть.

      Ремни, верёвки для управления лошадью.

      Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

      Дорога с твёрдым покрытием.

      Состояние взаимной вражды.

      Группа лиц со специальными полномочиями.

      Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.

      Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.

      Искусственный водоём, сооружённый для плавания.

      Женские имена.

    2 группа

      Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.

      Острое вирусное заболевание.

      Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.

      Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

      Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

      Спортивный бег.

      Человек, научные труды которого имеют большую ценность.

      Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

      Больничный лист.

      Вид городского транспорта.

      Популярная игра на льду.

      Товарищ по работе.

    3 группа

      Человек, обладающий большой внутренней культурой.

      Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.

      Поясняющий рисунок.

      Единицы измерения массы.

      Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

      Выходной день.

      Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.

      Летняя пристройка к дому.

      Сотрудник газеты, журнала.

      Один из видов игры в мяч.

      Обучение животных.

      Свидетельство об окончании средней школы.

    4 группа

      Наука об изменении и сочетании слов.

      Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.

      Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.

      Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

      Помещение, в котором проводятся денежные операции.

      Ограниченное земельное пространство.

      Лечебная повязка.

      Укротитель хищных животных.

      Рисунки в журнале, газете, книге.

      Помещение в школе.

      Сквозной проезд, прорытый под землей.

      Спортивный бег.

    8.Самостоятельная работа:

    –Ребята, сейчас для вас наступило время для самостоятельного задания.

    Сейчас вы, поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные». Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.

    Карточка №1 (задание на «3»)

    * Прочитай слова.

    * Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова.

    * Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

    Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

    Карточка №2 (задание на «4»)

      Прочитай текст.

      Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.

      Раздели эти слова для переноса.

    В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир.

    А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

    Карточка №3 (задание на «5»)

      Прочитай. Какие слова ты вставишь вместо точек?

      Спиши, подчеркни удвоенные согласные.

      Выполняй задание в карточке.

    9 .Итог урока:

    Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

    Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

    Учитель. Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

    Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной

    Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
    Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".
    Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
    - Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
    И Алла разучилась писать своё имя...
    А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
    Почему ты плачешь? - спросила учительница.
    - Я не знаю, как пишется моё имя.
    Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
    - Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!

    Учитель. Так давайте же продолжать учить такие слова!

    Оцени себя за урок.

    «Лист самооценки».

    Узнал что-то новое Научился

    О писателе


    Расстроился Я Получил радость


    Удивился Ничего не понял