Метры и размеры стиха

Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - -), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит и дышит, и блещет оно. ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - ! ! - - ! - - ! - - ! - ! - - ! - - ! - - ! Ранними летними росами Выйдем мы в поле гулять. Будем звенящими косами Сочные травы срезать! ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - ! ! - - ! - - ! - - ! - - ! - - !

Дактиль - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

  • А - первая буква
  • Н - вторая буква
  • А - третья буква
  • П - четвёртая буква
  • Е - пятая буква
  • С - шестая буква
  • Т - седьмая буква
Наука о строении организма 8 букв

анапест
Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.

анапест
(греч. an?paistos - отражённый назад (обратный дактилю)); лит.
см. тж. анапестический В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если пасмурен день, / если ночь / не светла, / Если ве/тер осен/ний бушует)

стихотворный
1) соотн. с сущ. стих I 1., 2., связанный с ним
2) Свойственный поэтической речи, характерный для нее.
3) Написанный стихами.

стихотворный
-ая, -ое.
1) Относящийся к стихам или к сочинению стихов.
Стихотворный размер.
С-ая строка.
С-ые опыты.
2) Написанный стихами, не прозаический.
Стихотворный фельетон.
С-ые пародии.
Стихотворный шедевр.

метр
I м.

II м.
III м.
IV м. разг.
V м. устар.
Учитель, наставник.

метр
I (от греч. m?tron - мера)
см. тж. метровый
Доска в шесть метров длины.

Складной метр.
Принести метр.
Свернуть метр.

- метр с кепкой
II (от греч. m?tron - мера)
Избрать ямбический метр.
Простые метры.
III (мэ)
(франц. maitre)
Учитель, наставник.

метр
I м.
1) Основная единица длины в десятичной метрической системы мер, равная ста сантиметрам.
2) Линейка или лента такой длины с делениями на сантиметры, используемая для измерения чего-либо.
II м.
Стихотворный размер, характеризующийся ритмической упорядоченностью, чередованием ударных и безударных слогов в стихе, числом слогов и т.п. (в стихосложении).
III м.
Система организации музыкального ритма, симметричное распределение сильных и слабых долей в такте (в музыке).
IV м. разг.
Официант-распорядитель, руководящий работой официантов в ресторане; метрдотель.
V м. устар.
Учитель, наставник.

метр
I (от греч. m?tron - мера)
см. тж. метровый
1) Основная единица длины в современной системе измерений, равная ста сантиметрам.
Доска в шесть метров длины.
Ширина дороги - пять метров.
Высота Исаакиевского собора - 101 метр.
2) Линейка, лента такой длины с нанесёнными на них делениями на сантиметры, употребляемые для измерения чего-л.
Складной метр.
Принести метр.
Свернуть метр.

- метр с кепкой
II (от греч. m?tron - мера)
1) лит. Определённое повторяющееся соотношение ударных и безударных слогов внутри стихотворной строки; стихотворный размер.
Избрать ямбический метр.
2) муз. Равномерность чередования сильных и слабых долей в такте.
Простые метры.
III (мэ)
(франц. maitre)
Учитель, наставник.

обратный
I прил.
1) Ведущий или направленный назад, к исходному пункту (о движении, перемещении).
отт. Связанный с движением в обратном направлении.
2) Приводящий к прежнему, исходному состоянию.
3) Оказывающий встречное, ответное воздействие на что-либо.
4) Обращенный в другую, противоположную сторону.
отт. Оборотный, изнаночный.
отт. Противоположный по духу, характеру или свойству.
II прил.
Такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого, и наоборот.

обратный
-ая, -ое.
см. тж. обратное
1)
а) Ведущий назад; направленный в противоположную по сравнению с предшествующим движением сторону.
В обратном направлении.
Обратный ход.
Обратный путь.
б) отт.; разг. Возвращающийся назад, к пункту отправления.
Обратный поезд, автобус.
Вернулся домой обратным поездом.
2)
а) Приводящий к исходному состоянию.
О-ое превращение товара в деньги.
Обратный химический процесс.
б) отт. Оказывающий встречное, ответное воздействие на что-л.
О-ое влияние.
О-ое действие.
3) Противоположный.
О-ое явление.
Обратный смысл.
Деление - действие о-ое умножению.
Обратный словарь (словарь, в котором слова расположены по алфавиту конечных букв)
4) Оборотный, изнаночный, не лицевой.
Написал адрес на обратной стороне конверта.
Лицевая сторона материи - глянцевая, блестящая, а о-ая - матовая.
Цена книги обозначена на обратной стороне обложки.
Переверни марку на обратную сторону!
Бесконечные трудности и препятствия - о-ая сторона путешествий (другая, отрицательная сторона)
О-ая сторона медали (другая, обычно отрицательная сторона какого-л. явления)
5) матем. Такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого и наоборот.
О-ая пропорциональность.
О-ая зависимость.

дактиль
1) Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, состоящая из одного ударного и следующих за ним двух безударных слогов.
2) Трехсложная стопа в античной метрике с первым долгим и следующими двумя краткими слогами.

дактиль
-я; м. (греч. d?ktylos); лит.
см. тж. дактилический Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении (например: Тучки не/бесные, /вечные / странники! (Лермонтов))

Как же полезно возвращаться с первоисточнику, к истинному значению слов.

Мы говорили о двусложных размерах, и . Будем говорить о трехсложных: дактиле, амфибрахии и анапесте. А что означают эти слова?

Двусложные размеры в представлении древних греков были напрямую связаны с музыкой. Происхождение слова ямб неясное, видимо, очень древнее слово, но предположительно имеет отношение к древнегреческому музыкальному инструменту ямбукну. А хорей - это слово связано с танцем, исполняемым вместе, кругом, хороводом. Вот так связали для себя греки эти стихотворные размеры.

А что же такое дактиль, амфибрахий и анапест. Эти слова к музыке не имеют отношения. Для древних греков это были, по-видимому, некие искусственные образования, сочиненные поэтами, а не родившиеся от богов.

Дактиль - палец. Вспомним нашу знакомую по детективным романам дактилоскопию. Почему палец? А потому что палец имеет три фаланги, из которых первая - самая длинная. Вот так чисто зрительно представлен нам этот размер. А два другие и вовсе чисто логически. Амфибрахий - краткий с обеих сторон. Анапест - обращенный в обратную сторону. Конечно, по сравнению с дактилем.

В чем тут секрет? Для нас наоборот трехсложные размеры - самые музыкальные, изящные, певучие. Разница в том, что русский язык совсем не похож по своему строю на древнегреческий. У нас нет, или исчезло со временем различение гласных по долготе. Долгота и краткость гласных не имеют для нас никаких различий. А во многих европейских языках они до сих пор имеют значение.

Наш ритм стиха складывается не из долготы и краткости, а из соотношения ударных и безударных слогов.

Благодаря этому трехсложные размеры складываются у нас в удивительную музыкальную фразу. Но правы все же древние греки в одном. Трехсложные размеры и у нас создаются искусственно, над ними надо поработать.

Итак, дактиль - палец! На нашем языке - самый легкий, вальсовый размер!

Так же, как в хорее, в его первом ударном слоге была спрятана улыбка, так же и в дактиле этот первый ударный слог способен смягчить тяжелые картины и придать им оттенок изящной легкомысленности.

Так и в стихотворении Некрасова. Кажется, и печальная картина, но что-то в ней есть сказовое, невсамделишнее. Тут и колосья оживают, начинают свой кроткий печальный разговор. И где-то в глубине уверенность, что это все пройдет, осень сменится зимой, а затем снова весна. И беда семьи, которая не смогла сжать свою полоску, пройдет, как все проходит. И так будет вечно. Нет в этом трагедии.

И это сделал вальсовый ритм дактиля. Есть в нем легкий оттенок беспечности.

Вот перед нами двустопный дактиль. Стихотворение Сергея Есенина. Вроде и пугающая картина, в окно смотрит какая страшная темная холодная сила. А в доме тепло и покой, мать баюкает свое дитя. И ритм успокаивает, баюкает.

Стихотворение Сергея Есенина читает

Вот перед нами стихотворение Петра Якубовича, революционера-народовольца, унаследовавшего свой вечно протестующий характер от родственника, декабриста Александра Якубовича. Здесь печальные думы человека, вышедшего из заключения на волю и осознавшего, что жизнь прошла без него в этом мире.

И дактиль, легкий трехстопный дактиль, вступая в противоречие с печальной темой, рисует кроткую усталость мудрого человека.

Читает Петр Дубинский.

Мы рассмотрели, что такое двусложные размеры в силлабо-тонической системе стихосложения, а также уделили внимание четырехсложным. Сегодня мы с вами изучим трехсложные стихотворные размеры .

Для начала сравните две строчки из стихотворений Николая Гумилева:

Он не солгал нам, дух печально-строгий…

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…

Начертите их схемы, и вы увидите, что первая строка – типичный ямб . А вот со второй – посложнее. Это трехсложный размер, и называется он амфибрахий . Ритмическая схема его такова:

– / – – / – – / – – / – – /

Скобочками обозначим стопы:

(– / –) (– / –) (– / –) (– / –) (– /)

Мы видим, что в трехсложном размере в одной стопе находятся два безударных и один ударный слог . Возникает вопрос: а как отличить трехсложный размер от двусложного ? С этим вопросом сталкиваются, как правило, все начинающих стихотворцы и студенты 1 курса филологического факультета. Многие не понимают, как определить, какая перед ними стопа – двусложная или трехсложная, – если не знают заранее размер стихотворения.

А это очень просто.

В двусложном размере – между двумя ударными слогами находится один безударный: /–/.

В трехсложном размере – между двумя ударными слогами находятся два безударных: /– –/.

В четырехсложном размере (пеоне) – между двумя ударным слогами находятся три безударных: / – – – /.

Заметили систему? Теперь обратите внимание на схемы приведенных строк еще раз и попробуйте определить, какой перед вами размер – двусложный или трехсложный.

Теперь о названиях. Трехсложных размеров, как видно из названия, три. Называются они так:

– ДАКТИЛЬ;

– АМФИБРАХИЙ;

– АНАПЕСТ.

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге стопы (ударные слоги в строке 1, 4, 7, 10 и т.д.):

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

(Н. Некрасов)

Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге стопы (ударные слоги в строке 2, 5, 8, 11 и т.д.):

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.(Н. Некрасов)

Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге стопы (ударные слоги в строке 3, 6, 9, 12 и т.д.):

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Трехсложные размеры в русскоязычной поэзии в настоящее время очень популярны. Наверно, это можно частично объяснить тем, что, используя трехсложные размеры, можно употреблять более длинные слова, находить более интересные интонационные и синтаксические конструкции.

Однако вышеперечисленными размерами ограничиваться не стоит. мы поговорим с вами о «нестандартных» размерах – дольниках, вольном стихе, русском гекзаметре и т.д.

Практика.

1. Найдите в своих стихах трехсложные размеры и сравните их со стихами, в которых вы используете двусложные.

2. Попробуйте переделать любое стихотворение, написанное в двухсложные размере, в «трехсложник» или наоборот. Сделайте выводы.