Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» - код по МКБ-10 – F80.

Этиология

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата - к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
  • толстых и малоподвижных губах;
  • укорочении подъязычной связки;
  • неправильном прикусе;
  • аномалиях строения зубного ряда;
  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие или не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
  • неразвитостью восприятия звуков на слух;
  • педагогической запущенностью;
  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
  • отклонениями умственного развития;
  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
  • слоговой структуре слова;
  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
  • правильном употреблении падежей;
  • дифференциации множественного числа от единственного;
  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

  • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
  • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
  • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
  • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
  • контроль над состоянием здоровья малыша;
  • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

Любая форма нарушения речи и правильного произношения может стать катастрофой не только для ребенка, но и для его родителей. Такая патология, как дислалия у детей и методы ее устранения, является актуальной проблемой детских врачей и логопедов. Эта форма нарушения речи сопровождается неправильным произношением звуков, но при этом нормальными являются слух и работа мышц, отвечающих за артикуляцию при разговоре. Дислалия является широко распространенной патологией устной речи. Поэтому каждый родитель должен обращать внимание на явления неправильного произношения некоторых букв и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

Коррекция такой патологии, по сути, включает в себя диагностику строения и функциональности речевого аппарата, логопедическую помощь, дальнейшее обучение и интеграцию ребенка в социум.

Дислалия у детей может возникать из-за органических изменений в речевом аппарате (неправильное развитие или аномалии строения языка, зубов, гортани и т.д.), а также носить функциональный характер, при котором наблюдается неправильная работа мышц губ, языка, гортани или же нарушения слухового анализатора.

При дислалии термином фонетический дефект обозначается искажение звуков из-за проблем с мышечной артикуляцией. Если ребенок смешивает или заменяет звуки (чаще из-за проблем с их различием на слух), речь идет о фонематическом дефекте речи. Когда наблюдаются явления недостаточности слуха и мышечного воспроизведения звуков, выделяют отдельную форму дислалии – сенсомоторную. Если при диагностике речи ребенка выявляются дефекты при произношении более чем 4-х звуков, такая форма патологии речи считается сложной.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста должна корректироваться как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения в школе, такая логопедическая проблема не послужила причиной затрудненного получения образования и социальной адаптации.

Для удобного обозначения разновидности этой патологии в зависимости от того, произношение, каких букв страдает, употребляют следующие термины:

  1. Нарушение произношения буквы «р» – ротацизм, «л» – ламдацизм, «г» – гаммацизм, «к» – каплацизм, «х» – хитизм и т.д.
  2. Плохое произношение шипящих звуков, трактуемое как сигматизм.
  3. Сложности воспроизведения мягкости и твердости звуков, которые отмечаются как соответствующий дефект.

Наличие нескольких разнообразных по характеристикам форм нарушенного произношения звуков считается комбинированной дислалией.

Причины дислалического нарушения речи

К возникновению дислалии у детей приводят следующие органические изменения, затрагивающие речевой аппарат:

  • Аномалии развития губ и языка (короткая уздечка верхней губы или языка, изменение их размера и др.). Мягкотканые части речевого аппарата за счет своего перемещения в пространстве формируют основу для модификации основных звуков. При аномальном строении этих структур резко страдает произношение.
  • Нарушение развития костей верхней и нижней челюсти, а также зубного ряда, изменение прикуса, расположения зубов, формы твердого и мягкого неба. Эти структуры речевого черепа задают тембр голосу, принимая активное участие в фонации. Их аномалии или изменения в строении могут быть обусловлены врожденными причинами или травмами челюстно-лицевого отдела челюсти.

Если у ребенка наблюдается такая врожденная аномалия, как волчья пасть, в данном случае дефект речи обозначается как ринолалия. Этот термин подчеркивает вовлеченность полости носа в неправильное формирование звуков.

Функциональная дислалия у детей возникает из-за следующих причин:

  1. Неправильное обучение разговору в детском возрасте. Дислалия в таком случае является следствием неправильного запоминания того, как должны произноситься звуки из-за специфической речи взрослых (диалекты, быстрая и подражающая речь и др.).
  2. Отсутствие обучения ребенка разговору по различным социальным причинам.
  3. Замедление психологического развития, заболевания ЦНС, патология слухового анализатора.

Установление причины развития дислалии важно с позиций планирования дальнейшей коррекции, т.е. хирургическим или стоматологическим путем. Одновременно с этим при наличии неврологических причин, приводящих к такой форме нарушения речи, консервативная терапия, улучшающая когнитивные способности ребенка, благоприятно сказывается на последующем формировании речи.

Особенности детей с такой патологией речи позволяют логопеду и даже родителям заподозрить ее по следующим признакам:

  • Пропуски звуков при разговоре. Дети во время беседы пропускают тот звук, который они не могут произнести, вне зависимости от его местоположения в слове. «Не могу и не буду», — думают они.
  • Замена звуков, приводящая к произношению совершенно другой буквы в слове.
  • Смешение звуков. Оно выявляется по тому факту, что ребенок часть слов произносит нормально, а в другой части – заменяет определенные буквы иными.
  • Искажение букв при произношении, приводящее к неверному воспроизведению звука.

Но несмотря на это, такие дети имеют достаточный словарный запас для своего возраста, адекватно беседуют с взрослыми и сверстниками. Однако при этом страдает произношение некоторых слов.

Стоит отметить, что в ряде случаев логопеды выделяют так называемую физиологическую форму дислалии, которая самостоятельно проходит к возрасту 5-6 лет. Такой вариант нарушенной речи часто отмечается при минимальных органических или функциональных повреждениях речевого аппарата или недостаточной дошкольной подготовке ребенка, например, когда родители очень мало разговаривают с малышом.

Диагностика патологии

Определение этого вида нарушения речи начинается с опроса родителей о том, как протекала беременность, роды и психомоторное развитие новорожденного. В эти моменты могут появиться различные причины, обуславливающие нарушение правильного формирования речевого аппарата. Далее логопед оценивает произношение всех звуков, и составляется речевая карта на ребенка с дислалией, которая отражает именно те нарушения артикуляции, которые свойственны конкретному маленькому пациенту. Для детей, посещающих детские сады или младшие классы школы, специалистом дополнительно оценивается психолого-педагогическая характеристика, отражающая речевые навыки и поведение со сверстниками, а также в процессе обучения и т.д.

После определения предварительного типа нарушения речи и вида дислалии составляется карта обследования ребенка, которая включает следующие пункты в зависимости от предполагаемой причины данной патологии (органическая или функциональная):

  1. Консультация детского невропатолога, оценка психоневрологического развития, иннервации мышц речевого аппарата.
  2. Консультация и осмотр отоларинголога, оценка остроты слуха.
  3. Осмотр и консультация стоматолога.
  4. Проведение МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ и других методов оценки морфологического и функционального состояния ЦНС.

Данный алгоритм диагностики при дислалии направлен то, чтобы выявить не только причину развития такой формы нарушения речи у детей, но и оценить возможные методы лечения и коррекции такого состояния. Осмотр врачей и дополнительное обследование также помогут логопеду точно установить имеющуюся форму нарушения речи.

Родителям важно понимать, что чем раньше установлен правильный диагноз ребенку и начата соответствующая коррекция речи и при необходимости медицинское лечение, тем лучше будет достигнутый результат.

Коррекция дислалии у детей

Устранение дислалии начинается с предварительного этапа, который включает в себя лечение всех диагностированных органических отклонений в строении губ, языка, зубного ряда или костей лицевого черепа. Также маленькому пациенту назначаются специальные гимнастические упражнения для губ и языка, которые направлены на формирование правильной и адекватной работы мышечных групп при произношении звуков. Важно обеспечить ребенку правильную слышимость воспроизводимого звука.

Далее начинаются непосредственные занятия с логопедом, который, благодаря различным методикам, будет обучать ребенка правильному произношению проблемных звуков их распознаванию и дифференцировки, если отмечается их смешение. В конце курса занятий, дети должны свободно говорить без слышимых дефектов в любой ситуации и обстановке. Это и становится главной целью работы специалиста.

Перспективный план работы с ребенком с дислалией предполагает занятие с логопедом не менее 3 раз в неделю и протяженностью, в зависимости от формы, от 1 до 6 месяцев.

Дислалия в большинстве случаев поддается коррекции при условии адекватных и правильных занятий, а также проведенного медицинского лечения по устранению органической патологии.

Методы устранения дефектов речи при дислалии у ребенка обновлено: Март 11, 2017 автором: admin

Дислалией называют нарушения, а также разнообразные дефекты неправильного произношения звуков, причем чаще всего данную проблему выявляют у детей дошкольного возраста, а именно, от 3 до 7 лет включительно. Дислалию необходимо лечить и корректировать при проявлении первых симптомов. Как же это сделать? Ответ на этот и многие другие вопросы вы сможете найти в нашей статье.

Основные виды дислалии

Существует несколько основных видов дислалии. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Мономорфный тип

Мономорфную дислалию также называют простой. При данном нарушении ребенок не выговаривает или произносит неправильно менее 3-4 звуков из группы свистящих «с-з-ц» или шипящих «ж-ш-ч».

Полиморфный тип

Полиморфная или сложная дислалия обычно проявляется неправильным произношением 5 и более звуков, относящихся к группе свистящих «ш-щ-ч» и сонорных «с-р-л».

Физиологический тип

Физиологическая или возрастая дислалия выражается в нарушении произношения некоторых звуков. Она обычно проходит до 5 лет. Возрастной тип дислалии проявляется по причине недостаточного развития артикуляционных органов и считается вполне нормальным этапом становления речевого аппарата.

Функциональный тип

Диагноз функциональная дислалия ставится тем детям, у которых отсутствуют какие-либо патологии, связанные с нарушениями работы центральной нервной системы и речевого аппарата, но присутствует основная симптоматика дислалии. Функциональная форма подразделяется на два подвида, а именно:

  • Моторный тип. Данная разновидность дислалии обуславливается нейромолекулярными сдвигами, при которых затруднена двигательная функция губ, щек, языка и других артикуляционных органов.
  • Сенсорный тип. Такая дислалия чаще всего проявляется нейродинамическими потрясениями в области темени, которая несет ответственность за восприятие звуков. Сенсорная дислалия встречается реже остальных видов, но при постоянных занятиях ее достаточно легко исправить.

Органический тип

Органическая или механическая дислалия возникает при наличии каких-либо органических дефектов речевого аппарата ребенка. Например, это могут быть: укороченная языковая уздечка, неправильный прикус, утолщенный язык, высокое нёбо, из-за которых малышу трудно произносить правильно и четко некоторые звуки.

дислалия - дефект речи

Разновидность фонетических дефектов при дислалии

Деформацию звуков разделяют на несколько видов, каждый из которых имеет свое название. Давайте рассмотрим их более детально:

  • ламбдацизм - неправильное произношение звуков «л» и «ль»;
  • ротацизм - искажение «р» и «рь»;
  • сигматизм - нарушение многих шипящих и свистящих звуков: «ж», «ш», «с», «сь»;
  • йотацизм - малышу трудно выговорить букву «й»;
  • хитизм - ребенок не может произнести «х» и «хь»;
  • каппацизм - деформация звука «к» и «кь».

Причины возникновения

Дислалия может возникнуть по нескольким причинам. К ним можно отнести:

  • неправильное речевое воспитание, то есть некоторые родители достаточно долгое время «сюсюкают» малыша, говорят искаженные слова, например, «ти мой холесинький» или «утипути», за счет чего ребенок запоминает некорректные фразы, и в дальнейшем у него формируется неверное представление о произношении;
  • недостаточное количество времени и занятий, которые уделяются ребенку со стороны родителей;
  • недоразвитость фонематической разновидности слуха, то есть, малышу очень трудно различать звуки друг от друга, он их путает и смешивает;
  • нарушение слуха;
  • умственную задержку развития;
  • возрастной фактор или физиологическую незрелость до 4-5 лет;
  • билингвистическую семью, в которой родители говорят на двух разных языках;
  • соматические заболевания различной этиологии, за счет чего у ребенка присутствует физическая ослабленность.

Симптомы проявления заболевания

Как и у многих других физиологических отклонений, у дислалии присутствует ряд определенных симптомов, по которым специалист может определить уровень сложности и стадию развития данной проблемы. Сюда можно отнести:

  • систематические пропуски некоторых звуков в определенных словах;
  • замену одного звука другим;
  • смещение (малыш правильно произносит какой-либо звук отдельно, но при произношении слова целиком ошибается или путается);
  • искаженность, которая заключается в использовании выдуманных звуков, отсутствующих в родном языке ребенка.

Методика обследования

При первых признаках дислалии или подозрении на нее необходимо обратиться к логопеду. Врач начнет обследование с диагностики, в которую входит опрос мамы о протекании беременности, заболеваниях, перенесенных ребенком, об уровне психомоторного и речевого развития малыша. Затем логопед проводит некоторые исследования на изучение строения и физиологического состояния органов артикуляционного аппарата, пользуясь визуальным осмотром и специальными тестовыми упражнениями. Специалист должен составить диагностическую карту, в которой будут указаны результаты обследования ребенка и выводы о возможном диагнозе, а именно - дислалии. В случае утверждения наличия механической дислалии, логопед направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к ортодонту, стоматологу и челюстно-лицевому хирургу.

задержка развития интеллекта - одна из причин дислалии

Способы лечения

Лечение дислалии достаточно длительный и трудоемкий процесс, на который уйдет большое количество времени, также все будет зависеть от стадии данного речевого нарушения. Существует множество различных методов и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться четко и правильно говорить. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Коррекционные меры

Коррекция дислалии проводится логопедом в несколько этапов, а именно:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков;
  • заключительный этап.

Этап подготовки

На этом этапе логопед устанавливает доверительные отношения с ребенком путем различных игр, бесед и упражнений. Затем проводятся занятия на развитие слуховой памяти, внимательности и фонематического восприятия внешних звуков. Также педагог занимается формированием артикуляционной базы малыша.

Этап формирования первичных навыков

Формирование первичных навыков произношения подразумевает следующее:

  • постановка какого-либо звука на основе ранее проведенных исследований;
  • автоматизация этого звука, которая проводится при помощи слогов, слов и предложений;
  • дифференциация данного звука (проводится в качестве закрепления полученного навыка).

Заключительный этап

Заключительный этап подразумевает формирование коммуникативных навыков, то есть умение ребенком употреблять исправленный звук в ситуациях при общении с другими людьми, а также контроль собственной речи.

Упражнения

Для «борьбы» с дислалией применяются достаточно простые, но очень эффективные упражнения, о которых мы поговорим далее.

Улыбка

Во время выполнения данного упражнения логопед просит ребенка широко улыбнуться и «сжать заборчиком» зубы. Держать полость рта в таком положении необходимо не менее 15 секунд.

Дудочка

Малыш должен плотно сжать зубки, а губы вытянуть «дудочкой» вперед, слегка выдувая воздух. Упражнение проводится в течение 10 секунд и повторяется несколько раз подряд для закрепления.

Чередование

Логопед просит ребенка поочередно выполнить упражнение «Дудочка» на счет «раз» и «Улыбка» на счет «два». Проводится не менее 15-ти повторений.

Воронка

Педагог предлагает малышу разомкнуть зубы и, следуя счету, выполнить следующее: на счет «раз» губы вытягиваются «дудочкой», на счет «два» втягиваются внутрь ротовой полости, подворачивая их под зубы. Делается не менее 10-ти повторений.

Литавр

Для выполнения данного упражнения ребенок должен немного завернуть губы в полость рта, слегка пошлепать ими друг о друга, при этом может быть слышен громкий хлопающий звук. Повторить упражнение следует 10-15 раз.

Фыркающая лошадка

Малышу предлагается расслабить губы, попробовать ими фыркнуть, как лошадка. Повторить упражнение «Фыркающая лошадка» следует не менее 15 раз.

Рот на замок

Для правильного выполнения этого задания ребенку необходимо сжать крепко зубы и двигать из стороны в сторону нижней губой. Повторяем упражнение 5-10 раз.

Прятки

Логопед просит пациента спрятать нижнюю губу под верхние передние зубы. Удерживать такое положение челюсти необходимо 5-10 секунд.

Надутые щечки

При выполнении этого задания ребенок сильно смыкает губки, затем он надувает щеки и, прихлопывая их кулаками, медленно выдувает из них скопившийся воздух. Повторить упражнение требуется не менее 10 раз.

Надутые губки

Малыша просят крепко сомкнуть губы, а затем выдувать в них воздух с закрытым ртом, причем делать это необходимо поочередно дуя то в нижнюю, то в верхнюю губу.

«Удержи бумажку»

Для выполнения этого задания понадобится небольшая полоска из бумаги. Педагог просит ребенка сжать бумажную полоску между губ и удерживать ее в течение 3-4 минут. Данное упражнение тренирует губы для правильного артикуляционного произношения.

«Набери в рот воды»

Логопед предлагает малышу набрать воды в рот, удерживая ее там в течение 2-3 минут.

Грибок

Для того, чтобы выполнить упражнение «Грибок», ребенку необходимо широко открыть рот и расположить язык на верхнем нёбе. Получается, что язычок - это шляпка грибка, а уздечка - это его ножка. Удерживать ротовую полость в таком положении следует 2-3 минуты.

Лопатка

Упражнение «Лопатка» выполняется следующим образом: ребенок должен расслабить язык, высунуть его на половину и расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении 20 секунд.

Профилактика дислалии у детей

Дислалию, как и любой другой недуг, можно предупредить. Для этого родители должны приложить множество усилий. В качестве профилактических мер по борьбе с дислалией необходимо выполнять следующее:

  • постоянно читать ребенку книги;
  • изучать различные скороговорки, пословицы, стихотворения;
  • следить за собственной речью, разговаривать грамотно и четко в присутствие ребенка;
  • посещать с малышом различные кружки, секции;
  • ходить по музеям, театрам, выставкам для расширения кругозора и правильного формирования представления об окружающем мире;
  • при первых признаках дислалии незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, во избежание запущения недуга.

В настоящее время у большинства дошкольников и младших школьников присутствует дислалия в той или иной степени. Самое главное - это не быть равнодушными к речевым проблемам собственного ребенка. При появлении нарушения речи необходимо как можно скорее обратиться к логопеду, психологу, неврологу. Только опытные специалисты смогут поставить точный диагноз и начать своевременное лечение. Здоровье малыша в ваших руках.

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» - специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз - , дислалия - более короткое название этого отклонения.

Дислалия – распространенный логопедический диагноз, который проявляется в виде искажения произношения звуков и их пропусков.

Определение

Дислалия - что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Классификация

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых - он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных - есть проблемы с различными звуковыми группами.

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

Физиологические:

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;

Социальные:

  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Отдельно выделяют механическую дислалию , которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную - по источнику сбоя произношения.

Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная - речеслухового.

Комбинированные формы , на которые подразделяется функциональная дислалия
- артикуляционно-фонетическая;
- артикуляционно-фонематическая;
- акустико-фонематическая

  1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
  2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы - подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
  3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. - неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. - неверное выговаривание [Р] и [Р’];
  3. Ламбдацизм - проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков - [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения - наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения - замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным .

Диагностика

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией - пропуски, замены, искажение, смещение звуков - нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят - это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие - более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй - главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения - компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной - развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап - посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии - это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая - на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание .

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и . А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,- это грамотно разговаривать со своими детьми , на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии - процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Дислалия - речевой дефект, характеризующийся патологией произношения звуков при отсутствии нарушения слуха и обеспеченности органов речевого аппарата нервными клетками. То есть дислалия представляет собой распространенное логопедическое нарушение, не связанное с патологиями ЦНС и слухового аппарата. Имеет несколько форм, которые наблюдаются у детей разных возрастов (как правило, у детей дошкольного возраста и школьников). Следовательно, дислалия у детей и методы ее устранения напрямую зависят от формы дефекта.

10-м пересмотром Международной классификации болезней (мкб-10) дислалии был присвоен код F80 (специфические расстройства речевой артикуляции).

Формы и причины дислалии

Как мы говорили ранее, существует несколько разновидностей дислалии, причины появления которых также отличаются. Принято выделять следующие формы:

При наличии симптомов моторной и сенсорной дислалии диагностируют сенсомоторную.

  • Простая (мономорфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков одной группы;
  • Сложная дислалия (полиморфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков разных групп. При сложной дислалии наблюдается неправильное произношение более 4-х звуков;
  • Механическая (органическая). Этот вид нарушения произношения звуков связан с патологиями речевого аппарата, возникшими в процессе эмбрионального развития (аномальное строение неба или зубочелюстного аппарата, непропорциональные размеры языка и т.д.) или в ходе жизнедеятельности (на фоне травмы). Также нередко механическая форма данного логопедического нарушения возникает из-за генетической наследственности;

Причинами появления функциональной дислалии принято считать:

  • Хронические и/или длительные заболевания (инфекционные заболевания, расстройства ЖКТ и т.д.), приводящие к общему ослаблению организма;
  • Родители не уделяют/уделяют мало времени недостаткам произношения, коррекция ошибочного воспроизведения звуков не производится;
  • Наличие в кругу семьи человека, имеющего неправильное произношение звуков, влечет за собой подражание малышом неправильного проговаривания звуков;
  • Неправильная артикуляция;
  • «Сюсюкание» взрослых с дитем. Это наблюдается во многих семьях, хотя специалисты настоятельно рекомендуют исключить подобное «уменьшительно-ласкательно-искаженное общение». Ребенок - это маленький человек. Вы же не «сюсюкаетесь» с взрослыми людьми;
  • Родители разговаривают на разных языках или в семейном кругу принято вести общение на иностранном языке, а в детском саду все разговаривают на русском;
  • Нарушение фонематического слуха;

Примечание. Безусловно, дислалия регистрируется при умственной отсталости, однако, в данной ситуации данный речевой дефект не может быть расценен, как изолированный, и является последствием нарушения психики и, как следствие, нарушения интеллектуального развития.

Оценка проводится по нескольким критериям: усидчивость, память, мышление, речь, развитие. Характеристика детей с данной формой речевого расстройства следующая:

Для установки диагноза требуется участие квалифицированного специалиста (логопеда), который, проведя всестороннюю оценку, установит наличие или отсутствие нарушения звукопроизведения.

Первоначально проводится опрос родителей, выясняется ход течения беременности (инфекционные заболевания беременной, патологии беременности и т.д.), а также ход процесса родоразрешения. Далее проводится сбор информации о перенесенных маленьким пациентом травмах и инфекционных заболеваниях.

В дальнейшем специалист проводит оценку строения речевого аппарата малыша, наличие/отсутствие явных патологий, анализ фонематического слуха. Вся собранная информация заносится в речевую карту обследования.

При выявлении аномалий в строении речевого аппарата ребенок направляется к соответствующему специалисту, занимающегося решением данных вопросов. Как правило, это врач-хирург и врач-ортодонт. При выявлении функциональной формы речевого дефекта маленький пациент и его родители направляются к врачу-неврологу. Помимо этого, не лишним будет посетить оториноларинголога для проверки функционирования слухового аппарата.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что лечение дислалии напрямую зависит от формы речевого нарушения.

Механическая форма данного нарушения речи лечится посредством влияния на дефект челюстно-лицевой области. Это может быть хирургическая операция или длительный процесс терапии с помощью специального фиксирующего оборудования, которое устанавливает стоматолог-ортодонт после проведения необходимых анализов и оценки дефекта. Так как костная структура организма детишек растет и развивается в процессе взросления, то наилучшее время устранения дефекта речевого аппарата - с 5 до 6 лет.

В дальнейшем, устранение этого нарушения звукопроизношения является задачей специалиста-логопеда.

Функциональная дислалия, а также другие виды этого речевого дефекта лечатся с помощью логопеда. Логопед проводит необходимые упражнения для детей, которые позволяют сформировать правильное распознание и произношение звуков. Другие методики направлены на развитие внимания и концентрации. Также помимо логопедических упражнений, специалист проводит специальный массаж и дыхательные упражнения с детьми.

В процессе терапии данного речевого недуга немаловажная роль отводится родителям. Родители должны внимательно подходить к вопросу терапии своего малыша, повторять упражнения в домашних условиях, создать спокойную и благоприятную обстановку во избежание психологического давления. Если у «ребятенка» не получается сразу повторить правильно - это не трагично. Следует чаще хвалить малыша даже при условии, что у него не получается. Поверьте, он старается.

В дальнейшем навыки закрепляются, четкое и правильное проговаривание звуков доводится до полного автомата, используется специальное оборудование и методики подражания. Не меньшую важность имеет психологическая сторона вопроса, которой также уделяется внимание на этом этапе.