Когда Его арестовали среди ночи, Иисус предстал перед синедрионом и первосвященником Каиафой; именно здесь Он и получил первые физические травмы. Один из служителей ударил Иисуса по лицу за то, что Он отвечал молчанием на вопросы Каиафы. Затем Ему завязали глаза и издевались над Ним, требуя угадать, кто из них плюнул в Него или бил Его по лицу.

Рано утром Иисуса, истерзанного и избитого, страдающего от жажды и от усталости после бессонной ночи, повели через весь Иерусалим к Понтию Пилату. Вы, конечно, знаете о том, как Пилат пытался переложить всю ответственность на Ирода. Известно, что Ирод не причинил Иисусу никаких телесных повреждений и возвратил Его Пилату. И тогда в ответ на требования толпы Пилат приказал стражникам отпустить Варавву, а Иисуса предал бичеванию и распятию. Многие считают, что первоначально Пилат приговорил Иисуса только к бичеванию (см. Евангелие от Иоанна), а наказание смертью через распятие было ответом на насмешки толпы, которая обвиняла Пилата в том, что он не друг кесарю. Идет подготовка к бичеванию. С узника срывают одежду. Ему связывают руки и привязывают их к шесту над Его головой. Вперед выходит римский легионер с коротким бичом в руке. Этот бич состоит из нескольких тяжелых кожаных ремней, к концам которых прикреплены по два свинцовых шарика. Тяжелый бич снова и снова со всей силой опускается на плечи, спину и ноги Иисуса. Сначала тяжелые свинцовые шарики только рассекают кожу. Со следующими ударами они глубже вонзаются в плоть, от чего из поврежденных капилляров и сосудов начинает сочиться кровь. И, наконец, кровь бьет струей из поврежденных артерий через порванные мышцы. Свинцовые шарики превращают спину в сплошную кровоточащую рану. Кожа на спине свисает лоскутьями.

Когда руководивший бичеванием сотник установил, что узник близок к смерти, избиение, наконец, прекратилось.

После этого Иисуса развязали, и Он, полуживой, истекающий кровью, тяжело опустился на брусчатку мостовой.

Римские воины от души смеялись над этим провинциалом-иудеем, называющим Себя царем. Они набросили Ему на плечи подобие мантии, вложили в руку вместо скипетра трость. Для пародийного сходства не хватало только короны. Они сплели корону из гибких веток, покрытых длинными острыми шипами, и с усилием надели Ему на голову. И снова течет кровь. Его били по лицу, а, вдоволь насмеявшись, воины взяли у Него из рук трость и ею стали бить Его по голове так, чтобы шипы глубже вонзились в кожу. Наконец, устав от своей садистской забавы, они сорвали с Него мантию. А она уже прилипла к сгусткам крови на его ранах, и когда ее снимали, это вызвало нестерпимую, мучительную боль, как будто Его снова подвергли бичеванию. Раны снова начали кровоточить.

Вопреки иудейским обычаям, римляне вернули Ему одежду и взвалили на плечи тяжелый крест.

Вся процессия с отрядом римских воинов, во главе с сотником, медленно двинулась в путь. Крест слишком тяжел. Иисус изможден и потерял много крови. Он спотыкается и падает. Неотесанная перекладина ранит разорванную кожу и мышцы на Его плечах. Он пытается подняться, но Его силы истощены до предела. Сотник, которому не терпится приступить к распятию, заставляет Симона-киринеянина, проходившего мимо, нести крест. Иисус следует за ним, все еще истекая кровью и постоянно покрываясь каплями холодного липкого пота.

Путь от крепости до Голгофы подходит к концу. С узника вновь срывают одежду - всю, кроме набедренной повязки, позволительной для иудеев. Воины приступают к казни. Симону приказывают положить крест на землю. Иисуса сбивают с ног, Он падает навзничь. Его плечи оказываются вровень с перекладиной. Легионер берет Его за запястье, стараясь нащупать угасающий пульс. Вгоняет Ему в запястье, а затем и глубоко в дерево толстый граненый гвоздь из кованого железа. Затем он то же производит с другим запястьем, внимательно следя за тем, чтобы руки были не слишком растянуты, дабы узник мог шевельнуться. Потом левую ногу прижимают правой, обе ноги вытягивают, и их ступни пронзает гвоздь, колени при этом не закреплены. Затем прибивают к кресту надпись: «Иисус Назорей, Царь иудейский!»

Жертва распята, и крест поднят. Когда под собственной тяжестью Иисус медленно сползает вниз, разрываются ткани и нервы в запястьях, вызывая мучительную боль, пронизывающую пальцы, руки и голову. Пытаясь избавиться от всеохватывающей боли, Он приподнимается, и при этом вся тяжесть тела переносится на гвоздь в ногах, который разрывает нервы между костями в ногах, вызывая жестокую агонию.

В этот момент происходит следующее. Когда руки устают, страшные судороги волной пробегают по мышцам, вызывая острую, пульсирующую боль. Эти судороги не позволяют Ему приподняться. Из-за того, что Он висит на руках, у Него парализованы грудные мышцы. И межреберные мышцы тоже неподвижны. Воздух почти не попадает в легкие и едва выходит из них. Иисус изо всех сил пытается подняться, чтобы сделать хотя бы один короткий вдох. В результате в легких накапливается углекислый газ, кровотечение и судороги постепенно стихают. Он судорожно подтягивается, делает вдох и глотает поддерживающий жизнь воздух. Именно в эти краткие моменты Он, испытывая невыносимые муки, произнес семь коротких фраз: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»; обращаясь к раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»; к Иоанну (возлюбленному ученику): «Се, матерь твоя»; к Своей матери Марии: «Жено! Се, сын твой». А затем воскликнул словами из псалма 21: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» Бесконечно тянулись часы боли, спазм и судорог, перемежающиеся с частичным удушьем; нестерпима боль в истерзанной спине, когда Он то приподнимается, то снова сползает по кресту; жуткая боль в груди. Потеря жидкости в тканях достигла критического состояния; сердце едва бьется; легкие из последних сил пытаются вместить хоть небольшую порцию воздуха... И Иисус возгласил: «Жажду». Губка, смоченная уксусом, разведенным водой, который составлял основной напиток римских легионеров, поднята к Его губам. Без сомнения, Он не делает ни глотка. Теперь тело Иисуса напряжено до предела, и Он чувствует, как холодок смерти пробегает по нему. Сознание этого отражается в Его возгласе: «Совершилось». Его искупительная миссия завершилась. Наконец-то Он может позволить Своему телу умереть. Последним усилием воли Он, еще раз опираясь на гвоздь, пронзивший Его ступни, распрямил ноги, сделал глубокий вдох и громким голосом возгласил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой».

Доктор медицины С. Трумэн Дэвис
  • архиеп.
  • Энциклопедия изречений
  • свт.
  • еп. Иоанн
  • Е. Поселянин
  • еп. Пантелеимон
  • проф.
  • Страда́ние - мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука).

    Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие.
    свт.

    Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
    диакон Андрей

    Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.

    Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. ()

    Вообще понять смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек, глубоко верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые трудно объяснимые события.

    Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.

    Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)

    Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
    С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
    Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
    И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
    иерей

    Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали.
    протодиакон Иоанн Шевцов

    О духовном смысле страдания

    Архимандрит Елеазар,
    духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

    Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий. Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.

    Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.

    Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.

    Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.

    Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».

    Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.

    Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».

    Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.

    Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.

    Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.

    Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.

    Все страдания порождаются желаниями

    Вопрос: Я приехал издалека. У меня был некоторый опыт внутренних переживаний, и я хотел бы обменяться впечатлениями.

    Махарадж: Пожалуйста. Вы знаете, кто вы?

    В: Я знаю, что я не тело и не ум.

    М: Откуда вы это знаете?

    В: Я чувствую, что нахожусь не в теле. Кажется, что я повсюду, везде. Что касается ума, я могу его «включать» и «выключать». Это даёт мне ощущение, что я не являюсь умом.

    М: Когда вы чувствуете себя везде в мире, вы остаетесь отделённым от мира? Или вы и есть мир?

    В: И то, и это. Иногда я чувствую себя не умом или телом, а одним-единственным всевидящим оком. Когда я погружаюсь глубже в него, я обнаруживаю, что стал тем, что я вижу, тогда мир и я становимся одним.

    М: Очень хорошо. А какие-нибудь желания у вас остались?

    В: Да, они приходят, короткие и неглубокие.

    М: И что вы с ними делаете?

    В: А что я могу сделать? Они приходят и уходят. Я наблюдаю за ними. Иногда я замечаю, что мои тело и ум объединяются для их исполнения.

    М: Чьи желания исполняются?

    В: Они - часть мира, в котором я живу. Они подобны деревьям или облакам.

    М: Разве они не являются признаком несовершенства?

    В: Почему они должны им быть? Они такие, какие они есть, и я такой, какой я есть. Как может появление и исчезновение желаний повлиять на меня? Конечно, они влияют на форму и содержимое ума.

    М: Очень хорошо. Кем вы работаете?

    В: Я осуществляю надзор за условно осуждёнными.

    М: Что это значит?

    В: Несовершеннолетних преступников отпускают на испытательный срок, и существуют специальные служащие, чтобы следить за их поведением и помогать им пройти обучение и найти работу.

    М: Вы обязаны работать?

    В: Кто работает? Работа просто происходит.

    М: Вам нужно работать?

    В: Мне нужна работа, чтобы зарабатывать деньги. Она мне нравится, потому что благодаря ей я могу общаться с людьми.

    М: Зачем вам нужны люди?

    В: Они могут нуждаться во мне, это их судьбы направили меня на эту работу. В конце концов, это всего лишь одна жизнь.

    М: Как вы пришли к этому состоянию?

    В: Учение Шри Раманы Махарши указало мне путь. Затем я встретил некоего Дугласа Хардинга, который помог мне, показав, как нужно работать с «Кто я?».

    М: Это произошло внезапно или постепенно?

    В: Это случилось довольно внезапно. Будто вернувшееся воспоминание о чём-то давно забытом. Или как внезапная вспышка понимания. «Как просто, - сказал я себе. - Как просто. Я не то, чем себя считал! Я не воспринимаемое и не воспринимающий, я только восприятие».

    М: Даже не восприятие, а то, что делает всё это возможным.

    В: Что такое любовь?

    М: Когда нет чувства разделения и различия, это можно называть любовью.

    В: Почему так много напряжения в любви между мужчинами и женщинами?

    М: Потому что счастье в такой любви занимает очень важное место.

    В: Разве это так не во всякой любви?

    М: Необязательно. Любовь может приносить боль. Тогда вы называете её состраданием.

    В: Что такое счастье?

    М: Счастье - это гармония между внутренним и внешним. С другой стороны, самоотождествление с внешними причинами - это страдание.

    В: Как происходит самоотождествление?

    М: Я, по своей природе, знает только себя. Из-за отсутствия опыта, всё, что оно воспринимает, оно принимает за себя. Получив достаточно ударов, оно учится бдительности (вивека ) и одиночеству (вайрагья ). Когда правильное поведение (упарати ) становится нормой, сильное внутреннее побуждение (мукмукшутва ) заставляет его искать свой источник. Свеча тела зажжена, и всё становится ясным и ярким (атмапракаш ).

    В: Какова истинная причина страдания?

    М: Самоотождествление с ограниченным (вьяктитва ). Чувства как таковые, какими бы сильными они ни были, не являются причиной страдания. Это ум, сбитый с толку ложными представлениями, цепляющийся за мысль «я есть это, я есть то», боится потери, стремится к приобретению и страдает, когда не оправдываются его ожидания.

    В: Одному моему другу ночь за ночью снились ужасные кошмары. Мысль о том, что пора спать, была мукой. Ничто не могло ему помочь.

    М: Общество подлинных (сатсанг ) могло бы ему помочь.

    В: Сама жизнь - это кошмар.

    М: Истинная дружба (сатсанг ) - это наилучшее лекарство от всех бед, физических и ментальных.

    В: Обычно человек не может найти такую дружбу.

    М: Ищите внутри. Ваше Я - ваш лучший друг.

    В: Почему жизнь так полна противоречий?

    М: Это нужно, чтобы сломить гордость ума. Мы должны понять, насколько мы бедны и бессильны. Пока мы обманываем себя, воображая, чем мы являемся, что знаем, имеем или делаем, наше положение незавидно. Только в полном самоотречении есть шанс найти наше истинное бытие.

    В: Почему такое значение придаётся самоотречению?

    М: Такое же, как самореализации. Ложное «я» следует отбросить, тогда может быть найдено истинное Я.

    В: То «я», которое вы называете ложным, для меня мучительно реально. Это единственное «я», которое я знаю. То, что вы называете истинным Я, - просто концепция, манера говорить, создание разума, привлекательный призрак. Я признаю, что моё обычное «я» не отличается красотой, но это моё собственное и единственное «я». Вы говорите, что я есть, или имею, другое «Я». Вы видите его? Оно для вас реально, или вы хотите, чтобы я поверил в то, что вы сами не видите?

    М: Не спешите выносить суждения. Конкретное - не значит реальное, задуманное - не значит ложное. Восприятие, основанное на чувствах и упорядоченное памятью, требует воспринимающего, чью природу вы никогда не пытались исследовать. Уделите ей всё своё внимание, исследуйте её с любовной заботой, и вы обнаружите такие высоты и глубины бытия, которые вам, погруженному в свой ничтожный образ себя, и не снились.

    В: Я должен быть в правильном настроении, чтобы моё самоисследование принесло результаты.

    М: Вы должны быть серьёзным, полным решимости, по-настоящему заинтересованным. Вы должны быть доброжелательны к себе.

    В: Я достаточно эгоистичен.

    М: Недостаточно. Вы всё время разрушаете себя и своё, служа чужим богам, вредным и ложным. Будьте эгоистичным любыми средствами, но в правильном смысле. Желайте себе добра, работайте над тем, что для вас хорошо. Уничтожьте всё, что стоит между вами и счастьем. Будьте всем - любите всё - будьте счастливы - приносите счастье. Нет счастья более великого.

    В: Почему любовь приносит столько страданий?

    М: Все страдания порождаются желаниями. Настоящая любовь никогда не разочаровывает. Как чувство единства может приносить разочарование? Что может принести разочарование, так это желание выражения. Такое желание исходит из ума. Как и со всеми ментальными вещами, разочарование здесь неизбежно.

    В: Какое место занимает секс в любви?

    М: Любовь - это состояние бытия. Секс - это энергия. Любовь мудра, секс слеп. Если понять истинную природу любви и секса, то не будет ни конфликтов, ни недоразумений.

    В: Но вокруг столько секса без любви.

    М: Без любви всё является злом. Сама жизнь без любви - это зло.

    В: Что может помочь мне полюбить?

    М: Вы - сама любовь, когда вы не боитесь.

    В ноябре вступило в силу и теперь обязательно к исполнению всеми российскими судами решение Верховного суда РФ по одному из исков с требованием о взыскании морального вреда.

    Эксперты называют его очень любопытным. Фемида часто разбирается в историях, где кто-то из участников хочет получить те или иные суммы за нравственные страдания, однако, как известно, каких-то единых « расценок» нет.

    В итоге одни судьи моральный вред, нанесенный человеку, считают на тысячи рублей, другие – на миллионы. А кому-то и вовсе в удовлетворении таких требований отказывают, причем не всегда понятна логика судебного вердикта. Конечно, не может быть и речи, чтобы появился какой-то общий прайс-лист для тех, кто считает себя обиженным. Тем не менее толкование норм закона по спорам, где речь идет о плате за обиды, может оказаться для многих граждан весьма полезным. За разъяснениями мы обратились к постоянному эксперту нашей правовой рубрики, руководителю широко известного на Ставрополье « Юридического агентства « СРВ» Роману САВИЧЕВУ.

    -« Российская газета» приводит такую статистику: доля компенсаций за моральный вред составляет всего около 5,5 процента от всего объема выплат, присуждаемых гражданам по итогам судебных разбирательств. Чаще всего компенсации морального вреда получают покупатели товаров, потребители банковских, жилищно-коммунальных и бытовых услуг, – поясняет

    Р. Савичев. – Однако Верховный суд, если говорить о том его решении, которое привлекло внимание юристов, заинтересовал спор иного плана.

    Фемида обратила внимание на иск владелицы половины частного дома к своему соседу, который, по ее мнению, незаконно провел ремонтные работы на своих квадратных метрах. Суды изначально пошли ей навстречу, признав реконструкцию половины дома незаконной: мол, в итоге недвижимость гражданки оказалась в аварийном состоянии. И сосед должен был возместить ущерб и устранить недостатки. Но этот вердикт не полностью устроил женщину: обратившись второй раз в суд, она рассказала, что из-за незаконных действий соседа появилась реальная угроза ее жизни и здоровью, все время, пока шел ремонт, она вроде как испытывала страх, волнение и « чувство

    безызвестности относительно своего будущего». Нанесенный ей моральный вред гражданка оценила в 52 тысячи рублей. В итоге суды с ней согласились частично, оценив душевные терзания дешевле и присудив истице 15 тысяч рублей.

    А вот отремонтировавший свое жилище сосед с такой « арифметикой» не согласился и дошел до Верховного суда, чей вердикт его намного больше порадовал. Высшая инстанция не стала возвращать дело в райсуд, а сама приняла новое решение, что бывает не так уж часто. В выплатах женщине было категорически отказано. Но принципиально важно то, что в этом решении даны детальные разъяснения, в каких случаях суды все же должны присуждать компенсацию за моральный вред.

    Итак, в каких случаях можно идти в суд с требованием, чтобы обидчик заплатил за обиду? Напомню, что основным законодательным актом, на который опираются суды при назначении компенсации морального вреда, является Гражданский кодекс. Статья 151 определяет моральный вред как физические или нравственные страдания. Там же сказано, что « в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации». Речь идет в данном случае о таких нематериальных благах, как жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и др.

    Если же теорию применить к более конкретным жизненным ситуациям, то, по разъяснениям Верховного суда, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родных, невозможностью продолжать общественную жизнь, потерей работы, раскрытием личных, врачебных или семейных тайн. К моральному ущербу также относится распространение информации, которая не соответствует действительности, фактов, порочащих честь и деловую репутацию гражданина, временное ограничение каких-то его прав. Туда же законом отнесена физическая боль, связанная с причиненным увечьем или заболеванием, которое развилось из-за моральных страданий.

    Таким образом, делаем вывод, что моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, или посягает на принадлежащие ему личные нематериальные блага. В описанном выше случае основанием для компенсации морального вреда истицей были названы действия соседа по незаконной перепланировке половины дома. Из-за этого часть дома истицы пришла в непригодное для жизни состояние. В переводе на юридический язык основания иска – повреждение общего имущества. А это уже другая история: по гражданскому и жилищному законодательству в нашей стране компенсация морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилье, не предусмотрена.

    Что же касается непосредственно выплат, то окончательный размер компенсации может определить только суд. Из практики хорошо знаю, что на руку истцу может сыграть только максимальное количество доказательств – чем больше их человек сможет привести в обоснование своих требований, тем на более солидную компенсацию в итоге может рассчитывать. В качестве подтверждения физических и нравственных страданий могут выступать доказательства, полученные из объяснений сторон и третьих лиц. Имеют вес рассказы свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

    Особо подчеркну, что рассчитывать только на показания очевидцев не стоит, они играют важную роль, но не решающую. Нелишне будет обращение к врачу-психиатру, который зафиксирует у пострадавшего расстройство психики, бессонницу или депрессию, если они имели место быть. Это также поможет увеличить размер компенсации. Вызовы скорой, если поднималось давление или было плохо, рецепты на лекарства – все это полноценные доказательства в пользу потерпевшего.

    В жизни бывают ситуации, которые негативно отражаются на поведении человека. Виной всему являются умышленные действия отдельной персоны или целой организации. В результате пострадавший испытывает не только материальный ущерб, но и ощущает душевное волнение, которое, так или иначе, может воздействовать на дальнейшую жизнь потерпевшего.

    Всё это в итоге порождает нравственные страдания, которые носят характер морального вреда. Он заключается в потере работы, разглашении врачебной тайны, распространению порочащих личность сведений, которые являются ложными, боль от увечий или от заболевания, которое стало результатом морального ущерба и прочее.

    Нравственные страдания это чувства волнения тревоги, после определённых событий, произошедших в прошлом. Это может спровоцировать стресс, страх, чувство стыда. Пережитые эмоции могут влиять как на настроение, так и на психическое и даже физическое здоровье.

    Нравственные страдания в понятии морального вреда

    Мораль - это такой вид общественного сознания и общественных отношений. С помощью определённого типа норм она регулирует поведение человека. Такие понятия, как добро и зло, справедливость, гуманность легли в основу нравственности. Требования норм морали регулируются только силами духовного воздействия.

    В свою очередь, моральный вред - это нравственные страдания, которые были нанесены с умыслом или без него. Они выражаются чувствами унижения, потери, волнения, которые могут оставить след на психике человека в дальнейшем. Ущерб в таком случае может носить как нематериальный характер, так и физические мучения.

    Моральные страдания это такие эмоции, которые сопровождают человека при переживании страха, стыда, унижения, депрессии, апатии и прочих негативных чувств.

    Нравственные страдания, могут быть результатом следующих ситуаций:

    • Покушение на жизнь и здоровье потерпевшего или его родственников;
    • Ограничение или лишение свободы незаконно;
    • Вред, нанесённый здоровью;
    • Раскрытие врачебной или личной тайны;
    • Клевета;
    • Нарушение авторского права;
    • Финансовые потери на возмещение морального вреда.

    Что говорит гражданский кодекс

    Физические или нравственные страдания в гражданском праве называются моральным вредом, который нарушает нематериальные права и блага человека. К нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, репутация, частная жизнь, семейная или личная тайна. Нематериальные права - это авторское право, право пользоваться именем. А также моральный вред может нарушить имущественные права человека. За причинённый моральный вред может последовать ответственность, рамки которой формируются судебным решением.

    Получение личностью морального вреда, возможно, после определённых событий, а именно:

    • Смерти близких;
    • Невозможность вести нормальный образ жизни;
    • Потеря работы;
    • Огласка врачебной тайны;
    • Клевета, порочащая репутацию гражданина;
    • Физическая боль от увечий;
    • Болезни вследствие пережитых негативных событий.

    Нравственные страдания, влияя на психическое и физическое здоровье личности, определяют характер физических и нравственных страданий. Исходя из этого, их можно подразделить на степени:

    1. Лёгкие страдания. Кратковременные негативные эмоции, которые не оставляют серьёзных последствий в будущем;
    2. Страдания средней тяжести. Длительные, могут оказывать влияние на психоэмоциональное равновесие личности, при воспоминаниях. Не несут последствий на будущее потерпевшего;
    3. Тяжкие. Вызывают психические расстройства и должны сопровождаться соответствующим лечением;
    4. Особо тяжкие страдания. Наносит серьёзный ущерб личности человека. В итоге может развиться серьёзное душевное расстройство;
    5. Пережитая ситуация способна полностью сломать психику человека, сопровождается распадом личности.

    Для более полной оценки этих понятий, есть ряд признаков:

    • Сила страдания;
    • Длительность;
    • Уровень;
    • Содержание (развитие определённых комплексов, требующих разный подход к их исправлению).

    А также при оценке морального вреда учитывают длительность негативных переживаний и влияние их на дальнейшую жизнь пострадавшего.

    Доказательства в суде

    Одного иска, написанного потерпевшим, бывает недостаточно. Нужно предъявить все возможные подтверждения пережитых нравственных страданий личности. Допускаются показания свидетелей. Важно задокументировать факт обращения гражданина к врачу, например, при возникновении депрессии, навязчивых страхов либо других проблем со здоровьем. Можно предъявить чеки за лечение или, например, за ремонтные работы, если вред нанесён имуществу гражданина.

    Моральный вред определяется нематериальными благами, которым был принесён ущерб.

    Нравственные страдания примеры для суда (образец):

    Гражданин может подать иск в суд, если кто-то распространяет порочащую честь и достоинство информацию, при этом он вправе требовать компенсации за причинённый моральный ущерб, а также опровержения. Исковое заявление будет удовлетворено в том случае, если ответчик не докажет истинность своих слов.

    Стресс, пережитый в результате потери работы, при несправедливом увольнении, может послужить основанием для подачи иска в суд на организацию, в которой работал гражданин.