Проверяемая ударением безударная гласная в корне слова

Как узнать, какую гласную надо написать в корнях слов: обог…щение, сож…леть, насл…ждаться, осозн…вать, изв…ните? Это очень просто: надо подобрать такое однокоренное слово, в котором неизвестная нам гласная станет ударной . Вот эти слова:

обога щение – богá тый;

сожа леть – жá лость;

насла ждаться– слá дкий;

осозна вать – сознá ние;

изви ните – неви́ нный.

При подборе проверочного слова важно учитывать его значение: запе вать песню (пе ть) – запи вать водой (пи ть), разря дить ружье (удалить заря д) – разре дить всходы (сделать их ре дкими), ума лять значение (делать его ма леньким) – умо лять о помощи (мо лит о помощи), ста рожил города (ста рый житель) – сто рожил сад (сто рож).

!!! ЗАПОМНИ: нельзя проверять безударную гласную в корне глагола с помощью глагола с суффиксом -ива-/ыва-. Например, глагол опо здать нельзя проверять глаголом опá здыва ть. Глагол опо здать мы должны проверить словом пó здний .

2. Непроверяемая ударением безударная гласная в корне слова .

Уже из названия ясно, что непроверяемую гласную проверить обычным способом нельзя. Написание таких слов проверяется по словарю (любому, в том числе электронному) и запоминается: со чи нение, ди ри жёр, ре жи ссёр, ди ректор, диа па зон, те рри тория, апло ди сменты, ко мби не зон .

Есть слова, которые пишутся по-разному в зависимости от смысла: дружная ко мпания – избирательная ка мпания, военная ка мпания.

3. Чередующиеся гласные в корне слова .

Всё было бы гораздо проще, если бы не было чередующихся гласных в корне слова. Но они есть. И правила их написания придётся запоминать.

Но сначала разберёмся, что такое чередование . Чередование – это смена одного другим. Например, смена времени суток (день – ночь – день – ночь ), смена времён года (зима – весна – лето – осень – зима и т.д.).

В случае со словами чередование – это смена гласных в родственных корнях. Так, о может меняться с а, е с и. Например,слова слаг аемое и слож ение имеют родственные корни, но пишутся они по-разному лаг и лож . Почему? Потому что по правилу в этих корнях перед г надо писать а , перед ж – о .

И вот, что ещё важно: безударную гласную в корне с чередующейся гласной нельзя проверять подбором проверочного слова. Например: слово ра сти́ нельзя проверить словом рó ст . Почему? Потому что по правилу в безударном положении (ра сти́ ) перед ст надо писать а .

Вы поймёте это, когда внимательно посмотрите на таблицу, в которой приведены все условия написания чередующихся корней.

Гласная зависит от ударения нет суфф. -â- есть суфф. -â- -го р- -кло н- -тво р- -за р- -пла в- без ударения пишутся всегда одинаково лаг - лож раст - ращ - рос скак - скоч -кос- -бер- -дер- -мер- -пер- -тер- -жег- -чет- -стел- -блест- -кас-â -бир-â -дир-â -мир-â -пир-â -тир-â -жиг-â -чит-â -стил-â -блист-â корни с -им-, -ин- -равн- пишется в словах со значением равный, одинаковый -ровн- пишется в словах со значением ровный, прямой -мак- пишется в словах со значением погружать в жидкость -мок- пишется в словах со значением пропускать жидкость ПРИМЕРЫ заго ре́лый покло ни́ться тво ри́ть за ревóй жук-пла вуне́ц полаг аться полож иться; выраст и выращ енный вырос ли; скак ать вскоч ить ко снуться собе ру заде ру заме реть запе реть выте реть выже г выче т усте лить бле стеть занять примять ка сâ ться соби рâ ть зади рâ ть замирâ ть запирâ ть вытирâ ть выжигâ ть вычитâ ть устилâ ть блистâ ть занимâ ть приминâ ть сравнять счет – выровнять площадку; макать хлеб в молоко – непромока-емый плащ. !!! Нельзя путать: чередующиеся корни мер/мир с корнями с проверяемой гласной прими рить, сми риться (от слова ми́р, ми́рный ) и изме рение (от слова ме́ра, ме́рить ). Исключения : выгарки пригарь зоревать пловец пловчиха плывун утварь Исключения : отрасль росток ростовщик Ростов Ростислав скачок скачу скачите Исключения: сочетать сочетание Исключения : равнина ровесник поровну уровень Соображаю! ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№1 Подберите проверочные слова, поставьте в них ударение и вставьте пропущенные буквы.

Образец выполнения :

1. увле чение – увл е́ чься

2. разга дать - разгá дка

Возвр…тить, нагр…ждённый, прим…рение, обн…вить, уг…ждать, уд…вление, ун…жаться, упр…сить, оч…ровательный, впеч…тление, р…скошный, опр…вдаться, изм…рять, прогл…тить, ч…столюбие, ч…стоплотный, объед…нить, оп…здавший, возр…ждение, обр…мление, нав…ждение (всего 21 слово).

№2 Перепишите словосочетания и вставьте пропущенные буквы .

1. отрасль разв…валась – флаг разв…вался;

2. прож…вал в городе – прож…вал бутерброд;

3. ч…стота в комнате – ч…стота колебаний;

4. запл…тить долг – спл…титься вокруг героя;

5. пок…рить зверя – пок…рать врага;

6. сп…шите на автобус – сп…шите текст;

7. посв…тить стихотворение подруге – посв…тить фонариком;

8. укр…тить зверя – сокр…тить дробь.

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Приведите значение каждого слова (хотя бы одно из значений). Для выполнения этого задания воспользуйтесь словарём.

Образец выполнения :

1. ди летант – новичок в какой-то области

Ан…логия, ар…мат, д…скуссия, лаб…ринт, опп…зиция, ор…нжерея, п…литра, п…норама, прив…легия, пр…ор…тет, ш…девр (всего 11 слов).

№4 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы.

Жизнь пчёл очень к..р…тка. Она длится всего двадцать восемь – тридцать пять дней. Но за это время пч…ла усп…вает овл…деть множ…ством пр…фессий. В возр…сте двух-трёх дней она ст…новится к…рмилицей, в…спитат…льницей л…чинок – пч…линых деток. Пройдёт ещё неск…лько дней, и пч…ла превр…тится в стр…ителя. Она начнёт выр…батывать воск и строить соты. Попутно пч…ла исп…лняет другие обяз…нности: она принимает и перер…батывает прин…симый в ул…й н…ктар, зап…лняя им ячейки сотов. А с двадцатого дня и до конца жизни пч…ла р…ботает сборщицей мёда и пыльцы.

Летний день около пас…ки. Пч…ла-разведчица л…тает и ищет цв…ты, бог…тые пыльцой и сладким н…ктаром. Много сотен метров прол…тит она в поисках добычи. И вот пч…ла обн…ружила цв…тущие вербы. Надо поск…рее сообщить подругам по улью, что найден б…гатый источник пищи. Пч…ла возвр…щается в ул…й и нач…нает исп…лнять в воздухе зам…словатые ф…гуры. Это танец пчёл. Так пчёлы разг…варивают. Так пч…ла-разведчица расскажет подругам о своей зам…чательной находке.

№5 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы, выделяя корни.

Гласная зависит от ударения Гласная зависит от следующей согласной Гласная зависит от наличия/отсутствия суффикса -â- Гласная зависит от значения слова нет суфф. -â- есть суфф. -â-

Изл…жение, сл…гаемое, подр…стём, з…ря, проск…кал, предл…гать, р…стительный, нар…щение, подг…рело, выг…рки, з…ревать, тв…рение, выск…чка, прик…сновение, прик…саться, пл…вун, распол…жить, безотл…гательно, зам…рает, пром…кашка, пл…вцы, жук-пл…вунец, уб…рать, заг…рать, пром…чить (ноги), зап…реть, выр…щенный, забл…стать, перест…лить, откл…нение, бл…стел, зан…мательный, попл…вок, соч…тание, з…ревой, сж…мать, отск…чил, выч…тание, заж…гать, скл…нился, дог…реть, оз…рённый, пл…вник, непром…каемый (плащ), р…внозначный, р…внять (дорожку), раст…рать, приб…рать, подн…маться, р…внина, ур…внение, выг…рает, заск…чить, ск…чок, спл…вной, обм…кнуть (кисть в краску) (всего 56 слов).

№6 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы.

В корне чередующаяся гласная В корне гласная, проверяемая ударением В корне гласная, непроверяемая ударением

Ц…нтральный, напр…вление, ф…милия, уст…лить, упр…стить, к…нтинент, п…лисадник, м…стерство, прик…снуться, дост…гать, прир…сти, разг…реться, водор…сли, д…лголетие, оп…здание, пром…кнуть, соприк…саться, зам…реть, соч…тание, распол…гаться, проск…чить, сг…рание, эл…ментарный, фл…минго, оз…рение, р…внина, жук-пл…вунец, пап…ротник, вин…грет, в…ротник, ед…ница, запр…щение, инж…нер, р…вносторонний, пл…вцы, ск…чите, изв…нение, соб…рать, бл…стать, приг…реть, вл…жение, сотв…рение, р…весник, зап…рать, заг…рается, заж…гать, уд…вительный, насл…ждаться, просл…влять, прим…риться, л…ндшафт, р…ставрация, прим…рять (пиджак), атм…сфера, погл…щать, прит…гательный, к…никулы, возр…стной, выр…внять (дорожку), неук…снительно, обж…гание, вн…мание, пл…вучий, сож…леть (всего 64 слова).

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Правописание слов с безударными гласными в корне

Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые «словарные» слова. Они подчиняются историческому принципу орфографии и пишутся по традиции. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю и запоминается. (Применяют разные приёмы запоминания таких слов: можно крупно написать слово цветными фломастерами на карточке и повесить на видное место или пропеть по слогам на любимую мелодию: кто-то лучше запоминает глазами, кто-то на слух ): со бака, ко рова, ви не грет, ди ри жёр, ине й и др.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Чтобыправильно написать букву в корне слова, нужнонайти проверочное слово - изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался в сильной позиции (под ударением) и произносился четко: но винка - нó вый , се ление - сё ла , прила скать - лá ска.

Чтобы не перебирать множества однокоренных слов, надеясь хотя бы в одном из них найти гласный в сильной (ударной) позиции, хорошо знать приёмы, одинаковые для проверки многих слов. Существует несколько практических приемов быстрого нахождения проверочного слова. Они могут быть полезны для большинства слов с безударными проверяемыми гласными.

Типовые приемы проверки

Подбор проверочного слова нужно начинать с форм того же слова (т.е. нужно изменить данное слово). Это самый простой способ.

1. Для имени существительного:

а) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит в единственном числе, следует поставить существительное в форму множественного числа: зе мля (ед.ч.) - зé мли (мн. ч.), но га - нó ги, ре ка - рé ки и др.

б) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит во множественном числе, следует поставить слово в форму единственного числа: ле са (мн.ч.) - ле с (ед.ч), сне га - сне г, де ла -дé ло и др.

в) можно изменить падеж существительного: ве щей (Р.п.) - вé щи (И.п.), де тей - дé ти, до черей - дó чери и др.

2. Для имени прилагательного:

безударный гласный часто проверяется постановкой прилагательного в краткую форму мужского рода: до рогóй - дό рог, ря бóй - ря б, зе лёный - зé лен и др.

3. Для глагола:

а) поставить глагол в форму 3-го лица настоящего или будущего времени (он, она, они) : ва рить - вá рит, то птала – тό пчет, пи сали – пú шет, све тить - свé тит и др.;

б) поставить глагол в форму прошедшего времени мужского рода: заве ду - завё л, нагре бла - нагрё б, наме ло - намё л и др.

в) поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив): бро сали - брó сить, вста ёшь - вста ть, натя нул - натя гивать и др.

Если изменение слова не помогает найти проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово, являющееся другой частью речи:

а) глагол можно проверить отглагольными существительными: сме яться - сме х, вздо хнула - вздо х, весе литься - весé лье и др.

б) хо лодный (прилаг.) – хó лод (сущ.) , о сенний (прилаг.) - ó сень (сущ.) ;

в) чи стота (сущ.) – чú стый (прилаг.), ча стота (сущ.) - чá стый (прилаг.).

Иногда нужно подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи: тро пинка – трó пка , в е ршина – ве рх , до мишко - дó мик , ко стяной - кó стный , ста ринный - стá рый.

Внимание!

1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов, в которых есть чередование гласных в корне: прила гать - нельзя прилóжен (это корни с чередованием лаг-/лож -); подра стёшь - нельзя подрóс (корни раст-/рос-); бли стать - нельзя блеск (корни с чередованием блист-/блеск- ).

В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол;
  • изменение числа, если слово – имя существительное;
  • изменение части речи;
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Непроверяемые гласные

Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:

  • борода.
  • золоченый,
  • берега.

Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:

  • бороды, бородка,
  • золото, позолота,
  • берег, побережье,

Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.

Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.

Когда проверка бесполезна

Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».

Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.

В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:

  • полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле);
  • корни гор, клон, твор, зар, плав;
  • чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч;
  • чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.

Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».

Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.

Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.

Полногласие/неполногласие

Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:

  • город – град, ворота – привратник;
  • золото – злато, молодой – младший;
  • дерево – древо, берег – брег;
  • молоко – млекопитающее, молочный – млечный.

Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).

Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.

А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».

Слова с чередованием е и и

В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е .

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Слова с чередованием о и а

Это безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос;
  • чередование скак – скоч;
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Полезное видео

Подведем итоги

Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.

Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.

Разноуровневые карточки по теме Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, 2 класс.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Первый уровень

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Карточка №1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Карточка №2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Карточка №3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Карточка №4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Карточка №5

ослеп – сл…пой

гололёд – л…дяной

яйца - …ичный

вечер – в…черний

вождь – в…жатый

центр – ц…нтральный

смолы – см…листые

море – м…ской

Карточка №6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Карточка №7

травы – тр…ва

море – м…ряк

снег – сн…жинка

степь – ст…пной

холод – х…лодный

бег – б…жал

смотр – см…трел

загадка – отг…дать

Карточка №8

брёвна – бр…вно

дрозд – др…зды

носик – н…сы

избы - …збушка

треск – тр…скучий

часики – ч….совой

лёжа – пол…жать

повозка – в…зить

Карточка №9

слёзы – сл…за

стрелка – стр….лок

овцы – …вца

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

тёмный – т…мнеть

помог – пом…гать

поспешно – посп…шил

Карточка №10

зимы – з…ма

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

меч – м…чи

польза – п…лезный

весело – в…сёлый

заварка – в…рить

полёт – прил…тели

Карточка №11

коврик – к…вёр

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

птенчик – пт…нцы

держит – д…ржал

дождь – д…ждливый

полз – уп…лзать

Карточка №12

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

№4

топить, растопка – раст…пил

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

насорил, насорено – зас…рить

крикнул, крикун – закр…чал

кормушка, накормит – к…рмить

№5

посоли, соль – с…лёный

дождик, дожди – д…ждливый

посадка, садовник – зас…дить

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

сталь, сталевар – ст…льной

посёлок, селение – с…ло

подарок, подари – д…рить

№6

сосны, сосновый – с..сна

просьба, проситель – попр…сить

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

мостовая, мостик – м…сты

сердечко, сердце – с…рдечный

стойка, стоять – пост…ять

№7

бобры, бобрик – б…бровый

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

домище, домик – д…машний

каток, катит – пок…тать

выяснил, ясный – объ…снил

откачка, качать – раск…чали

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№8

задание, задано – з…дача

волнение, волны – в…лновать

телята, тёлка – т…лёночек

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

свиньи, свинина – св…нья

потерпишь, терпение – пот…рпеть

сказать, сказка – подск…зать

№9

вредный, вредить – навр…дил

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

мирить, мирно – пом…рились

долг, одолжи – зад…лжал

пёстренький, запестрел – п…стреть

кончать, окончил – нак…нечник

№10

голубь, голубчик – г…лубятня

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

совиный, совушка – с…вёнок

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

закопал, копка – к…пать

№11

росинка, росы – р…систый

подводник, водяной – в…дица

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

ученье, ученик – уч…ница

№12

давление, давит – разд…вить

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

ловушка, ловля – нал…вил

Третий уровень

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№1

… - с…довник

… - в…дяной

… - цв…тут

… - зв…зда

… - т…нистый

… - м…стерить

… - др…жит

… - з…мля

№2

… - в…рить

… - ст…лбы

… - пл…та

… - скр…пач

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ш…рстяной

… - п…левой

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - ост…влять

№4

… - з…мовать

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - м…ховой

… - к…мочек

… - см…ялся

… - цв…тная

… - заскр…пел

№5

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

№6

… - б…лил

… - пр…мой

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - кр…чать

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - н…винка

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - м…стечко

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - пост…ять

№8

… - н…зина

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - м…рской

… - кл…новый

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

№10

… - сл…дил

… - л…дник

… - сп…шить

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - стр…на

№11

… - б…рега

… - д…бро

… - т…рговля

… - п…стреть

… - ос…нь

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - к…фейник

№12

… - зап…сать

… - зазв…нил

… - сл…мать

… - в…ртушка

… - пож…лтел

… - ст…на

… - зав…дить

… - сн…говик

Четвёртый уровень

Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

№1

П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.

№2

Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.

№3

Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.

№4

Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.

№5

Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.

№6

З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.

Карточки для проверочных работ по теме Безударные согласные в корне, проверяемые ударение

Карточка №1

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Карточка №2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.

Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.

Важно знать

Существует несколько основных способов проверки таких букв:

  1. Замена формы слова:
    • числа существительного (например, нора – норы);
    • падежа существительного (например, вода – воду);
    • рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
    • времени глагола (колол – колет).
  2. Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
  3. Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
  4. Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.

Несколько нюансов, которые стоит учитывать

  • В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
  • Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
  • При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).

Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».

С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий