Истоки формирования российской дипломатической служ­бы восходят к периоду Древней Руси и последующему периоду, когда создавалась и укреплялась российская государственность. Еще в IX-XIII вв. Древняя Русь на этапе создания своей госу­дарственности являлась активным субъектом международных отношений. Она оказывала заметное воздействие на формиро­вание политической карты Восточной Европы тех лет от Кар­пат до Урала, от Черного моря до Ладожского озера и Балтий­ского моря.

Одной из первых документально известных нам вех созда­ния древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. рус­ского посольства в Константинополь. Его целью было устано­вить прямые контакты с Византией. Уже в следующем, 839 г. при дворе французского короля Людовика Благочестивого по­бывало совместное посольство Византийской империи и Древ­ней Руси. Первый в истории нашей страны договор «О мире и любви» был заключен между Русью и Византийской империей в 860 г., и, по существу, его подписание можно рассматривать в качестве документально зафиксированного акта международно­го юридического признания Руси как субъекта международных отношений. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, а также начало формирования иерархии дипломатов.

О том внимании, которое уделялось на Руси контактам с иностранными государствами уже в глубокой древности, можно судить по напутствиям, которые великий князь Владимир Мо­номах давал своим детям. Он, в частности, говорил им: «Особо уважайте иностранцев, какого бы звания, какого бы ранга они ни были. Если вы не в состоянии осыпать их подарками, то, по крайней мере, расточайте им знаки вашего благорасположения, потому что от того, как с ними обходятся в стране, зависит то хорошее или плохое, что они говорят, возвратившись в свою».

Со второй половины XI в. и вплоть до монголо-татарского нашествия Русь была погружена в болезненный и истощавший ее ресурсы процесс междоусобных войн. Некогда единое госу­дарство оказалось раздробленным на княжеские уделы, являв­шиеся самостоятельными, по сути, лишь наполовину. Полити­ческий раскол страны не мог не разрушить и ее единой внешней политики, он ликвидировал и все то, что было заложено в предшествовавший период в области формирования русской дипломатической службы. Однако и в тот тяжелейший для Рос­сии период в ее истории можно найти яркие примеры дипло­матического искусства. Так, князь Александр Невский, просла­вившийся своими победами на Неве над войском шведов в 1240 г. и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями-кресто­носцами в 1242 г., проявил себя не только полководцем, но и мудрым дипломатом. В то время Русь держала оборону и на Востоке и на Западе. Монголы во главе с ханом Батыем разо­рили страну. Захватчики с Запада пытались подчинить себе то, что уцелело после нашествия Орды. Александр Невский вел сложнейшую дипломатическую игру, искусно лавируя, доби­вался прощения восставших князей, освобожденния пленных, избавления от обязанности отправлять русские войска для под­держки ордынцев во время их походов. Он неоднократно сам ездил в Золотую Орду, чтобы не допустить повторения разори­тельного нашествия хана Батыя. Недаром в дореволюционной России святой Александр Невский считался небесным покро­вителем русской дипломатической службы, а в начале 2009 г. всенародным голосованием именно он был назван россиянами самым выдающимся историческим деятелем России.

Из исторических источников известно, что свою деятель­ность Александр Невский строил на трех принципах, удиви­тельным образом совпадающих с принципами современного международного права. До нас дошли три его фразы: «Не в си­ле Бог, а в правде», «Жить, не переступая в чужие части» и «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». В них легко угадываются ключевые принципы современного международ­ного права: неприменение силы или угрозы силой, невмеша­тельство во внутренние дела других государств, неприкосновен­ность территориальной целостности государств и нерушимость границ, право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии.

Своей самой главной задачей Александр Невский всегда считал обеспечение для Руси мира. Поэтому огромное значение он придавал развитию взаимовыгодных торговых и духовно­культурных связей со всеми странами Европы и Азии. Он за­ключил первое в русской истории специальное соглашение с представителями Ганзы (средневековый прообраз Европейско­го экономического сообщества). При нем фактически было по­ложено начало дипломатическим контактам между Русью и Китаем. Во времена Александра Невского Русь начала исполь­зовать выгоды своего географического положения, своего рода связующего звена между Европой и Азией, за что князя неред­ко называют «первым евразийцем». Благодаря поддержке Алек­сандра Невского в 1261 г. в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви.

В XV в. в результате ослабления, а затем и окончательного свержения монголо-татарского ига и создания централизован­ного русского государства со столицей в Москве начала посте­пенно складываться единодержавная российская дипломатия. К концу XV в., уже при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребо­валось уделить им особое внимание. Взойдя на княжеский пре­стол, Иван III в 1470 г. сделал выбор в пользу «исправления жизни» (слово «реформа» появилось в Руси гораздо позже). На­чав шаг за шагом свертывать княжескую федерацию и ликвиди­ровать Новгородскую вечевую республику, он пошел по пути формирования системы власти, получившей позже название «государева служба». Заботясь о международном статусе созда­вавшегося им сильного единого государства, Иван III отошел от традиции общения главным образом с соседней Литвой и, по сути, первый «прорубил окно в Европу». Он взял в жены племянницу последнего византийского императора Зою Палеолог (на Руси после принятия православия она получила имя Софья), являвшуюся воспитанницей папы римского. Этому браку предшествовало интенсивное дипломатическое общение с католическим Римом, позволившее Ивану III вывести Русь из политической и культурной изоляции и начать общаться с За­падом, где Рим был наиболее влиятельной политической си­лой. В свите Софьи Палеолог, а затем и самостоятельно в Мо­скву приехало немало итальянцев, в том числе архитекторов и оружейников, оставивших заметный след в культуре России.

Иван III был хорошим дипломатом. Он оказался достаточно прозорлив и, разгадав замысел Рима, не поддался на попытки папского престола стравить Русь с Оттоманской империей. От­клонил Иван III и хитрые подходы германского императора Фридриха III, предложившего русскому великому князю титул короля. Поняв, что согласие принять этот титул от императора ставило бы его в подчиненное положение, Иван III твердо за­явил, что готов говорить с остальными государствами только на

равных. На государственной печати Ивана III впервые на Руси появился двуглавый орел - символ царской власти, что под­черкивало преемственную связь Руси и Византии. Внес Иван III существенные изменения и в порядок приема ино­странных послов, начав первым из русских монархов общаться с ними лично, а не через Боярскую думу, на которую возлага­лись функции приема иностранных дипломатов, ведения пере­говоров, составления документов по посольским делам.

Во второй половине XV - начале XVI в. по мере объедине­ния русских земель в централизованное Русское государство его международный авторитет неуклонно возрастал, а междуна­родные контакты расширялись. Поначалу в качестве послов Русь использовала преимущественно иностранцев, состоявших на московской службе, но при великом князе Василии III ино­странцев заменили русские. Назрела потребность в создании специального ведомства, которое целенаправленно занималось бы внешними делами государства. В 1549 г. царь Иван Грозный создал Посольский приказ - первое в России центральное пра­вительственное учреждение, ведавшее иностранными делами. Причем поскольку первое упоминание Посольского приказа датируется 10 февраля, то именно этот день, но уже в 2002 г., был выбран в качестве даты профессионального праздника рос­сийской дипломатии - Дня дипломатического работника. Воз­главил Посольский приказ один из наиболее образованных лю­дей того времени подьячий Иван Михайлович Висковатый, ставший думным дьяком и взявший в свои руки посольское де­ло. После того как в 1570 г. из-за внутренних распрей И. М. Висковатый был обвинен в том, что он «турецкий, поль­ский и крымский шпион», а затем по указу Ивана Грозного публично казнен, Посольский приказ возглавили братья Щелкаловы, сначала Андрей, а затем Василий.

Во главе Посольского приказа стояли посольские или дум­ские дьяки и бояре, а со второй половины XVII в. они стали именоваться начальниками. Одним из наиболее известных на­чальников Посольского приказа был выдающийся русский ди­пломат того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, добившийся заметной активизации внешней политики России. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники - подьячие, располагавшиеся по карьерной лестнице от «моло­дых», затем «средних» и, наконец, «старых». «Старые» подья­чие, как правило, возглавляли появившиеся в Приказе терри­ториальные отделы, называвшиеся повытьями. Три повытья занимались отношениями со странами Европы и два - с госу­дарствами Азии. Дьяки принимали привезенные иностранными послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутст­вовали на приемах у иностранных дипломатов, проверяли про­екты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, направлявшимся для встречи иностранных послов. Они же воз­главляли российские посольства, выезжавшие за рубеж.

Официальные дипломатические представительства иност­ранных государств появились в России раньше, чем русские за границей. С конца XV в. и особенно в XVI-XVII вв. в Москву приезжало много иностранных дипломатов, что привело к вы­работке Посольским приказом особого церемониала общения с зарубежными послами, который получил название «посольский обряд».

До последней трети XVII в. Россия не имела постоянных ди­пломатических представительств в других государствах. Отно­шения с ними поддерживались через специально назначавших­ся для каждого случая лиц. Первые русские постоянные дипло­матические миссии за рубежом были учреждены в 1643 г. в Швеции и в 1673 г. в Речи Посполитой (Польше). В 1699 г. Россия открыла постоянную дипломатическую миссию в Гааге. По мере роста заинтересованности России в контактах с запад­ными державами и стремления последних к развитию отноше­ний с Россией шел процесс расширения их взаимных связей, что привело к постепенной замене временных российских представительств за границей на постоянные.

Параллельно в тот период в Посольском приказе начала складываться система рангирования дипломатов, т. е. присвое­ния им определенного дипломатического ранга. В частности, русские дипломатические представители делились в те годы на три категории: великие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посла; легкие послы - аналог чрезвычайного и полно­мочного посланника; посланники - аналог полномочного по­сланника. Причем категория дипломатического представителя определялась значением того государства, в которое направля­лось русское посольство, а также важностью возлагавшейся на него миссии. Великие послы направлялись, как правило, толь­ко в Польшу и Швецию. В отдаленные страны было принято назначать посланников. Кроме того, на дипломатической служ­бе находились лица, имевшие ранги посланный (посланник с одноразовым поручением), а также посланец (скорый курьер) и гонец (курьер с чрезвычайным поручением). В функции послед­них входила лишь доставка грамот, вступать в какие-либо ди­пломатические переговоры им не разрешалось.

Высокое место в Посольском приказе занимал отдел перево­дов. Работавшие в нем толмачи осуществляли устные переводы, а письменные переводы выполняли переводчики. Сотрудников отдела переводов чаще всего набирали из числа иностранцев, поступивших на русскую службу, или из побывавших в иност­ранном плену русских. Сохранились сведения о том, что в кон­це XYII в. работавшие в отделе переводов 15 переводчиков и 50 толмачей осуществляли переводы с таких языков, как ла­тынь, итальянский, польский, волошский, английский, немец­кий, шведский, голландский, греческий, татарский, персид­ский, арабский, турецкий и грузинский.

В целях изучения иностранных языков и приобретения на­выков дипломатического этикета, а также общения с иностран­цами Российское государство в те годы практиковало направле­ние за границу на обучение выходцев из боярских семей. По возвращении в Москву они, как правило, приходили на работу в Посольский приказ. Примечательно, что форма и стиль одеж­ды российских дипломатов и дипломатических служащих того времени соответствовали принятым тогда в Европе стандартам.

В практической работе Посольского приказа использовался широкий перечень дипломатических документов, многие из ко­торых готовятся Министерством иностранных дел РФ и в наши дни. В частности, Посольский приказ выписывал «верющие» (верительные) грамоты - документы, удостоверявшие предста­вительный характер дипломатов и аккредитовавшие их в этом качестве в иностранном государстве. Изготовлялись опасные грамоты, назначением которых было обеспечить свободный въезд и выезд из страны посольства, отправлявшегося за рубеж. Использовались ответные грамоты - документы, вручавшиеся иностранным послам при их отбытии из страны пребывания. В качестве инструмента для осуществления руководства дея­тельностью посольств Посольский приказ применял такой до­кумент, как наказ. В нем постатейно разъяснялись статус, цели и задачи посольства, определялся характер информации, кото­рую следовало собрать, давались возможные варианты ответов на вопросы, которые могли возникнуть, а также содержались проекты речей, с которыми главе посольства следовало высту­пать. Итоги работы посольства подводились путем написания посольского отчета, содержавшего так называемые статейные списки, в которых всесторонне анализировалась ситуация и со­общались результаты проделанной посольством работы по каж­дой из статей наказа.

Особое место в российской дипломатии всегда принадлежало архивному делу. С начала XVI в. в Посольском приказе укоре­нилась практика ведения регулярной систематизации всех ди­пломатических документов. Наиболее распространенной фор­мой фиксирования и хранения дипломатической информации долгое время было ведение столбцов и составление посольских книг. Столбцы - это скрепленные подписью должностного ли­ца и подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, содержавшие дипломатические документы. Посольские кни­ги - это переписанные от руки в специальные тетради близкие по темам посольские документы. По сути это были досье по конкретным вопросам. При этом все документы строго систе­матизировались по годам, странам и регионам. Хранили их в специальных обитых бархатом, окованных металлом дубовых ящиках, осиновых коробах или холщовых мешках. Таким обра­зом, в Посольском приказе существовала хорошо продуманная, отлаженная и достаточно эффективная система хранения, учета и классификации всей дипломатической информации, позво­лявшая не только сохранять, но и использовать имевшиеся до­кументы по мере необходимости.

Качественно новый этап в развитии российской дипломати­ческой службы связан с эпохой императора Петра I. Только с его приходом к власти и проведением им коренных преобразо­ваний во всей системе государственного управления в России утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотно­шений между суверенными государствами, основанной на взаим­ном обмене постоянными дипломатическими представителями, во­площающими суверенитет своего правителя. Петр I радикально реформировал всю государственную власть в стране, подчинил Церковь государственному Синоду, преобразовал государеву службу. Естественно, он подверг основательной перестройке и Дипломатическую службу России, переведя ее на принципы господствовавшей в то время в Европе концепции дипломати­ческой системы. Все это позволило Петру I включить Россию в общеевропейскую систему дипломатических связей, превратить наше государство в активный и весьма важный фактор евро­пейского равновесия.

В основе радикальных реформ, осуществленных Петром I, лежали следующие нововведения:

1) громоздкий административно-государственный аппарат был заменен более компактной и эффективной администрацией;

2) Боярскую думу заменил административный Сенат;

3) был упразднен сословный принцип формирования цен­тральной власти, начал действовать принцип профессиональ­ной пригодности. В практику была введена «Табель о рангах», которая определяла статус и карьерное продвижение государст­венных чиновников;

4) осуществлен переход на европейскую систему рангирова- ния дипломатических служащих, появились полномочные и чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, министры, резиденты, агенты;

5) введена практика обязательного взаимного информирова­ния русскими представительствами за рубежом о важнейших военных и политических событиях, переговорах и соглашениях.

При Петре I были осуществлены и другие важные преобра­зования. В частности, вскоре после вступления России в Север­ную войну Посольский приказ был преобразован в особую ди­пломатическую канцелярию - Посольскую походную канцеля­рию. Главное новшество заключалось в том, что в условиях военного похода император брал на себя ведение всех внешне­политических дел государства.

В 1717 г. Посольская походная канцелярия была преобразо­вана в Коллегию иностранных дел. Однако сам процесс реорга­низации занял несколько лет, и поэтому окончательное орга­низационное оформление Коллегии иностранных дел России произошло только в феврале 1720 г. В основу этого оформле­ния был положен документ - «Определение Коллегии иност­ранных дел», а в апреле того же года для Коллегии была утверждена специальная «Инструкция». Подписание этих двух документов и завершило процесс организации Коллегии иност­ранных дел.

«Определение Коллегии иностранных дел» (т. е. положение) являлось основополагающим документом, на базе которого строилась вся работа Коллегии. В нем регламентировались во­просы, связанные с подбором кадров на дипломатическую службу, определялась структура внешнеполитического ведомст­ва, уточнялись функции и компетенция работавших в Коллегии должностных лиц.

Члены Коллегии назначались Сенатом. В центральном аппа­рате Коллегии помимо обслуживающего персонала работали 142 человека. В то же время за рубежом трудились 78 человек, которые занимали должности послов, министров, агентов, кон­сулов, секретарей, копиистов, переводчиков, учеников. Были среди них также священники. Чины служителям Коллегии при­сваивались Сенатом. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.

Коллегия иностранных дел России состояла из двух основ­ных подразделений: Присутствия и Канцелярии. Высшим орга­ном было Присутствие, именно им принимались окончатель­ные решения по всем важнейшим вопросам. Оно состояло из восьми членов Коллегии во главе с президентом и его замести­телем и собиралось на свои заседания не менее четырех раз в неделю. Что касается Канцелярии, то она являлась исполни­тельным органом и состояла из двух отделений, называвшихся экспедициями: секретной экспедиции, которая непосредствен­но занималась вопросами внешней политики, и публичной экспедиции, ведавшей административно-финансовыми, хозяй­ственными и почтовыми делами. При этом секретная экспеди­ция, в свою очередь, подразделялась на четыре более мелкие экспедиции. Первая из них заведовала приемом и отзывом иностранных дипломатов, приезжавших в Россию, отправкой российских дипломатов за границу, ведением дипломатической переписки, делопроизводством, составлением протоколов. В ведении второй экспедиции находились все дела и материалы на западных языках, третьей - на польском, а четвертой (или «ориентальной») - на восточных языках. Во главе каждой экс­педиции стоял секретарь.

Президентами Коллегии иностранных дел в разные годы яв­лялись выдающиеся русские дипломаты. Первым президентом Коллегии стал граф Гавриил Иванович Головкин, в дальней­шем на этом посту его сменили князь Алексей Михайлович Черкасский, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, граф Михаил Илларионович Воронцов, князь Александр Андреевич Безбородко и целая плеяда других выдающихся дипломатов России.

По мере расширения международных связей России проис­ходило и дальнейшее совершенствование деятельности Коллегии иностранных дел, ее центрального аппарата, учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства за рубежом. Так, в годы царствования импе­ратора Петра I Россия открыла свои дипломатические миссии в Австрии, Англии, Голландии, Испании, Дании, Гамбурге, Тур­ции, Франции и Швеции. Затем были учреждены российские консульства в Бордо (Франция), Кадисе (Испания), Венеции (Италия), Вроцлаве (Польша). Направлены дипломатические агенты и аудиторы в Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск, Польша), Брауншвейг (Германия). Специальный представитель был назначен при калмыцких ханах. Временные миссии были направлены в Бухару и Китай, причем в Китае была учреждена специальная Русская духовная миссия, история которой такова. Узнав о существовании в Пекине православной общины, которую основали захваченные еще в 1685 г. в китай­ский плен русские казаки из Албазинского острога в Сибири, Петр I в интересах укрепления влияния России и развития свя­зей с Китаем посчитал необходимым иметь в Пекине россий­ское представительство. После долгих переговоров император династии Цинь, несмотря на свою изоляционистскую политику «закрытых дверей», все-таки дал согласие, и в 1715 г. в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она стала самой ранней из всех зарубежных миссий Русской православной церкви и до 1864 г. фактически служила неофициальным ди­пломатическим представительством России в Китае. При этом данная миссия имела двойное подчинение - Святейшему си­ноду и Коллегии иностранных дел.

При Петре I значительно повысились требования к лицам, поступавшим на дипломатическую службу России. В частности, при приеме на службу в Коллегию иностранных дел претенден­ты должны были сдать, как сейчас говорят, специальный ква­лификационный экзамен. Это правило соблюдалось достаточно строго, в связи с чем можно с уверенностью утверждать, что при Петре I дипломатия стала рассматриваться не только как искусство, но и как наука, требующая особых знаний, профес­сиональных навыков, умений. Как и прежде, подбор диплома­тических кадров осуществлялся за счет выходцев из дворянских семей, однако при Петре I гораздо большее внимание стало уделяться поиску наиболее способных и талантливых молодых людей, которых нередко направляли за границу в целях приоб­ретения там навыков, необходимых для последующего зачисле­ния на дипломатическую службу. Дипломатическая служба впервые приобрела профессиональный характер, чиновники Коллегии иностранных дел все свое время посвящали службе и получали за это жалованье. В то же время среди дипломатов тех лет было немало иностранцев, так как российская дипломати­ческая служба нуждалась в профессиональных кадрах, в част­ности в людях, свободно владевших иностранными языками.

В 1726 г. императрица Екатерина I, придя к власти, учредила Тайный совет, состоявший из преданных ей людей. Главы иностранной и военной коллегий вошли в его состав. Тайный совет стал играть определяющую роль в выработке и проведе­нии внешнеполитического курса России. При этом сфера дея­тельности Коллегии иностранных дел оказалась сужена, и, по сути, она превратилась в исполнительную канцелярию при Тайном совете. Этот процесс явился отражением присущего то­му времени стремления не только российской императрицы, но и многих монархов, в том числе европейских, к усилению сво­ей личной власти.

Некоторые преобразования в дипломатическом ведомстве были осуществлены в годы царствования императрицы Екате­рины II. Стремясь к укреплению своего абсолютизма, она лик­видировала ряд коллегий. Тем не менее, проявляя особенно ревностное отношение к сфере международной политики, Ека­терина II стремилась всячески поднять авторитет Коллегии иностранных дел России до европейского уровня. В 1779 г. им­ператрица издала указ, определявший штат Коллегии. Одновре­менно со штатом центрального аппарата был утвержден и штат российских дипломатических представительств за рубежом. Как Правило, он был небольшим и состоял из двух-трех человек: главы представительства и его секретарей. Были увеличены суммы средств, выделявшихся на содержание Коллегии, повы­шены оклады ее президента и вице-президента.

По указу Екатерины II была введена градация российских Дипломатических представительств. В частности, звание посла было присвоено лишь русскому дипломатическому представи­телю в Варшаве. Большинство же глав других русских диплома­тических представительств за границей именовались тогда ми­нистрами второго ранга. Некоторые представители назывались Министрами-резидентами. Министры второго ранга и минист- Рььрезиденты осуществляли представительские и политические Функции. К министрам были приравнены также генеральные 3* консулы, следившие за соблюдением интересов российских купцов и за развитием торговых отношений. Послами, минист­рами и генеральными консулами назначались специально под­готовленные люди - представители правящего сословия, полу­чившие необходимые знания в области внешних сношений и имевшие должные профессиональные навыки.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризовались распро­странением в Европе новой, так называемой наполеоновской, модели государственного администрирования. Для нее были характерны черты военной организации, предполагавшей высо­кую степень централизации, единоначалие, жесткую дисципли­ну, высокую степень личной ответственности. Наполеоновские реформы оказали влияние и на Россию. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. Администра­тивная реформа выразилась в переходе от системы коллегий к системе министерств. 8 сентября 1802 г. император Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Все коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были закреплены за отдельными министрами, а при них были учреж­дены соответствующие канцелярии, представлявшие собой по сути аппараты министров. Таким образом, Министерство иност­ранных дел России как таковое было образовано в 1802 г. Пер­вым министром иностранных дел Российской империи стал граф Александр Романович Воронцов (1741-1805).

При Александре I был укреплен кадровый состав диплома­тической службы России; направлены российские послы в Ве­ну и Стокгольм, назначены посланники в Берлин, Лондон, Ко­пенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин и Константино­поль; поднят уровень дипломатических представителей до поверенных в делах в Дрездене и Гамбурге, до генеральных консулов в Данциге и Венеции.

Административную реформу того времени завершил разра­ботанный в 1811 г. документ «Общее учреждение министерств». В соответствии с ним единоначалие окончательно закреплялось в качестве основного организационного принципа деятельно­сти министерства. Кроме того, устанавливалось единообразие организационной структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась строгая подчиненность всех подраз­делений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя производилось самим монархом. Министроминостранных дел в то время (1808-1814) был граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826).

Понятно, что при такой системе администрирования роль Коллегии иностранных дел объективно стала снижаться. В 1832 г. по именному указу императора Николая I «Об образо­вании Министерства иностранных дел» Коллегия, была офици­ально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства Российской империи. Соглас­но этому указу все поступающие на службу в систему Мини­стерства иностранных дел сотрудники зачислялись только по высочайшему указу императора. Они в обязательном порядке давали подписку о неразглашении тайн иностранных дел и о соблюдении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и никакого с ними обхождения и компании не иметь». Дипломату, нарушившему установленный порядок, грозило не только отстранение от дел, но и «взыскание по всей строгости закона».

Во второй половине XIX в. преобразования в системе выс­ших и центральных органов власти в России были продолжены. Естественно, нововведения не могли обойти стороной и Мини­стерство иностранных дел, которое с 1856 по 1882 г. возглавлял один из наиболее выдающихся русских дипломатов и государ­ственных деятелей того времени светлейший князь Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В процессе реформы он до­бился освобожденния Министерства от ряда несвойственных для него функций, среди них цензура политических публика­ций, управление окраинами Российской империи, ведение це­ремониальных дел. Под руководством А. М. Горчакова, ставше­го вскоре также канцлером и одновременно с Министерством иностранных дел возглавившего правительство страны, роль России в международных делах возросла, она стремилась раз­вивать широкие международные связи в политической и эко­номической сферах, набирала все больший международный по­литический вес.

Решение внешнеполитических задач, поставленных канцле­ром А. М. Горчаковым, потребовало значительного расшире­ния сети российских дипломатических представительств за ру­бежом. К началу 90-х гг. XIX в. за границей функционировало Уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи. При А- М. Горчакове главные задачи, стоявшие перед внешнеполитическим ведомством России и его структурами, определялись следующим образом:

Поддержание политических сношений с иностранными государствами;

Покровительство в чужих краях русской торговле и вооб­ще русским интересам;

Ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;

Содействие удовлетворению законных требований ино­странцев по их делам в России;

Издание «Ежегодника Министерства иностранных дел», в котором публиковались важнейшие документы текущей поли­тики, такие как конвенции, ноты, протоколы и др.

При А. М. Горчакове были произведены и другие важные преобразования в российской дипломатической службе. В част­ности, Россия окончательно отказалась от назначения на посты в свои дипломатические представительства за рубежом ино­странцев. Вся дипломатическая переписка была переведена ис­ключительно на русский язык. Значительно повысились крите­рии отбора лиц, поступавших на дипломатическую службу. Так, с 1859 г. в России введено требование о наличии у всех прини­маемых на работу в Министерство иностранных дел диплома о высшем гуманитарном образовании, а также знания двух иност­ранных языков. Кроме того, претендент на дипломатическую службу должен был продемонстрировать широкие познания в области истории, географии, политэкономии, международного права. При Министерстве была образована специальная Ори­ентальная школа, в которой готовили специалистов по восточ­ным языкам, а также по редким европейским языкам.

Очередная реформа системы Министерства иностранных дел была подготовлена в 1910 г. бывшим тогда министром иност­ранных дел Александром Петровичем Извольским (1856-1919). Согласно ей предусматривались комплексная модернизация всего аппарата Министерства и создание в нем единого поли­тического отдела, бюро печати, правового отдела и информаци­онной службы. Вводилась система обязательной ротации чи­новников центрального аппарата, зарубежных дипломатических и консульских учреждений; предусматривалось выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда дипломатов, слу­живших в центральном аппарате Министерства и в его предста­вительствах за рубежом. В практику вошла систематическая рассылка копий наиболее важных дипломатических документов во все загранпредставительства России, что позволяло их руководителям быть в курсе происходивших внешнеполитических событий и предпринимаемых российской дипломатической I службой усилий. Министерство начало активно работать с I прессой, используя ее для создания благоприятного общественного мнения о России и о деятельности ее дипломатической I службы. Министерство стало главным источником внешнеполитической информации для большинства российских газет: I Бюро печати Министерства проводило регулярные встречи с представителями крупнейших газет империи.

Серьезным нововведением А. П. Извольского стал специаль­ный усложненный конкурсный экзамен для желающих посту­дить на дипломатическую службу. Проводило квалификацион­ный экзамен специальное «совещание», в состав которого вхо­дили все директора департаментов и начальники отделов Министерства; вопрос о приеме кандидата на дипломатиче­скую службу решался коллегиально.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война коренным обра­зом изменила характер деятельности Министерства иностран­ных дел. В условиях вступления России в войну главной зада­чей Министерства стало обеспечение внешнеполитической об­становки, благоприятной для успешного ведения боевых действий русскими войсками, а также работа над подготовкой условий будущего мирного договора. При Ставке Верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцеля­рия, в функции которой входило регулярное информирование императора Николая II по всем важнейшим вопросам внешней политики и поддержание постоянной связи между монархом и министром иностранных дел. В условиях войны Министерство иностранных дел, которое в те годы возглавлял Сергей Дмит­риевич Сазонов (1860-1927), оказалось в ситуации, когда ему пришлось непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений.

Начало войны совпало с проведением в Министерстве иностранных дел очередной реформы центрального аппарата, в основу которой был положен изданный в июне 1914 г. им­ператором Николаем II закон «Об учреждении Министерства Иностранных дел». Согласно этому закону Министерству ино­странных дел в новых условиях надлежало особое внимание в своей деятельности уделить решению следующих задач:

1) защита русских экономических интересов за рубежом;

2) развитие торгово-промышленных сношений России;

3) укрепление русского влияния на почве церковных инте­ресов;

4) всестороннее наблюдение за явлениями политической и общественной жизни в иностранных государствах.

В соответствии с определенными названным законом зада­чами менялась и структура Министерства иностранных дел. В частности, центральный аппарат Министерства был поделен на два самостоятельных подразделения, во главе каждого из ко­торых стоял товарищ (заместитель) министра. Первым подраз­делением был Политический отдел, в функции которого входила координация действий при выработке, принятии и реализации внешнеполитических решений. В 1915 г. было создано и второе подразделение - Осведомительный (информационный) отдел, который годом позже был преобразован в Отдел печати и осве­домления. В условиях войны возникла также потребность соз­дать несколько дополнительных подразделений Министерства, которые занялись бы проблемами военнопленных, наведением справок о российских подданных, оказавшихся за границей, в том числе в неприятельских странах, осуществлением денеж­ных переводов тем, кто оказался на чужбине.

Эти и другие новации в дипломатической службе России были направлены на то, чтобы реорганизовать центральный ап­парат Министерства иностранных дел, лучше приспособив его к требованиям времени. Следует признать, что в результате проведенных реформ удалось повысить гибкость и оператив­ность работы МИД России, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразде­лений, свести к минимуму параллелизм в их работе, повысить эффективность дипломатической службы и российской дипло­матии в целом.

Российские дипломаты-писатели

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792)

Д. И. Фонвизин
А. С. Грибоедов
К. Н. Батюшков
Ф. И. Тютчев
Д. В. Веневитинов
А. К. Толстой

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел. В 1763-1769 годах служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1769 году стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, с которым его сближали ненависть к фаворитизму, убежденность, что России нужны «фундаментальные законы».
Д. И. Фонвизин выступал за всеобщее обучение, за постепенное — по мере «просвещения» — освобождение крестьян. Его идеалом политического устройства была просвещенная монархия. Был известен своими переводами с французского (трагедий Вольтера, философских трактатов) и очерковой книгой «Записки первого путешествия», в которой дана яркая картина предреволюционной Франции. Самое значительное произведение Д. И. Фонвизина — комедия «Недоросль» — оказало значительное влияние на развитие русского театра, на творчество Крылова, Грибоедова, Гоголя, Островского.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)

Для его стихов характерно воспевание радостей земной жизни, утверждение внутренней свободы поэта, его независимости от государственной тирании.
В 1818-1820 годах К. Н. Батюшков являлся секретарем российской дипломатической миссии в Неаполе.
В 1822 г. Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, сделавшую невозможной его дальнейшую литературную и дипломатическую деятельность.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Комедия «Горе от ума» — одна из вершин русской поэзии и драматургии, величайшее произведение отечественной и мировой классики.
В 1817 году А. С. Грибоедов поступил на дипломатическую службу в качестве переводчика Коллегии иностранных дел. В 1818-1820 годах являлся секретарем при поверенном в делах в Тегеране. В 1826 году — участвовал в подготовке Туркманчайского трактата. В 1828 году — получил назначение полномочным министром в Персию.
30 января 1829 года А. С. Грибоедов трагически погиб во время разгрома в Тегеране русской дипломатической миссии. Его вдова приказала выбить надпись на могильном памятнике писателя и дипломата: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Дмитрий Иванович Долгоруков (1797-1867)

Дипломат, поэт и публицист.
Служил секретарем в дипломатических миссиях в Риме (1822-1826), Мадриде (1826-1830), Лондоне (1830-1831), Гааге (1831-1838), Неаполе (1838-1842). В 1843 году был назначен советником миссии в Константинополе. С 1845 года — полномочный министр при Тегеранском дворе. С 1854 года — сенатор.
В 1819 году был членом литературного общества «Зеленая лампа». Литературное наследие Д. И. Долгорукова включает путевые очерки, дневники, путевые записки, стихи.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. В 1859 году в журнале «Современник» была воспроизведена подборка стихов Тютчева и напечатана статья Н. А. Некрасова, в которой он причислил эти стихи к блестящим явлениям русской поэзии, поставив Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В 1854 году в приложении к «Современнику» были опубликованы 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. А. Тургенева был издан его первый поэтический сборник. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».
На дипломатической службе Ф. И. Тютчев находился с 1821 года. В 1822-1837 годах — секретарь дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837-1839 годах — поверенный в делах при Сардинском королевстве (дипмиссия в Турине).

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)

Блестящий поэт, литературный критик, философ, был одним из организаторов московского «Общества любомудрия», которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики. Высшей целью человека и человечества считал самопознание как путь к гармонии мира и личности. Лучшие произведения Д. В. Веневитинова: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», «К моей богине», «Элегия», «Завещание», переводы из Гёте.
В 1825-1827 годах находился на дипломатической службе (в Архиве Коллегии иностранных дел и в Азиатском департаменте МИД России).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Широкую известность ему принес роман «Князь Серебряный» (1862). Хотя современная автору критика это произведение не приняла, вскоре оно вошло в число классических книг для детского и юношеского чтения. Популярны были лирические стихотворения А. К. Толстого. Многие из них (романсового типа) положены на музыку.
Большим успехом пользовались его баллады, былины и сатирические стихотворения. Вместе с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми А. К. Толс- той создал всеми любимую литературную маску Козьмы Пруткова.
Создал драматическую трилогию — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», сделавшую своего автора знаменитым не только в России, но и в Европе.
С дипломатической службой А. К. Толстого связывала работа в Архиве Коллегии иностранных дел (1834-1837) и в российской миссии во Франкфурте-на-Майне при германском сейме.

Николай Платонович Огарёв (1813-1877)

Русский поэт и публицист, известный своим участием в революционной деятельности. В Министерстве иностранных дел (в Архиве) работал в 1832-1834 годах — до ареста и ссылки.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Философ, писатель и публицист, автор романов, литературных эссе, многих статей. К. Н. Леонтьев оказал значительное влияние на духовное развитие российского общества.
На дипломатической службе К. Н. Леонтьев находился в 1863-1871 годах. Начал свою работу в МИД России с должности драгомана (переводчика) консульства на Крите. В 1864-1867 годах — и. о. консула в Адрианополе. В 1867 году становится вице-консулом в Тульче, а в 1869 — консулом в Янине, с апреля 1871 г. — в Салониках.
После тяжелой болезни К. Н. Леонтьев уходит из дипломатии и целиком посвящает себя научному и литературному творчеству.

Александр СемЁнович Ионин (1837-1900)

Известный российский дипломат и литератор, начавший служить в МИД драгоманом русского консульства в Сараеве в 1857 г.
В 1860-1864 гг. — консул в Янине, 1869-1875 гг. — консул в Рагузе (Дубровнике) и генеральный консул там же до 1878 г., в 1878-1883 гг. — министр-резидент в Черногории, 1883-1892 гг. — посланник в Бразилии. В 1883-1884 гг. временно командирован в Софию для управления российским генеральным консульством. Участвовал в установлении дипломатических отношений между Россией и Аргентиной (1885), Уругваем (1887), Мексикой (1890). В 1897-1900 г. — посланник в Швейцарии.
Литературная деятельность А. С. Ионина была весьма разнообразна. Он писал статьи на литературно-поэтические темы, публиковавшиеся, в частности, в газете И. С. Акcакова «День». Его перу принадлежат этнографические очерки и путевые записки о Балканах, а также две комедии. Литературный талант А. С. Ионина проявился и в его основном сочинении «По Южной Америке» (т. 1-4, СПб., 1892-1902), которое пользовалось популярностью в России и за рубежом.

Дипломатов зачастую ценят гораздо больше чем политиков и функционеров. В России дипломатическая служба всегда была на особом счету, хотя далеко не все знают её наиболее ярких представителей. Речь идёт о людях, которые определяли облик страны для окружающего мира и от которых зависели вопросы войны и мира.

Дипломатическая карьера Андрея Андреевича Громыко начиналась с подготовки Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций, а завершилась практически на самой высшей точке - когда он совмещал должности министра иностранных дел, председателя президиума Верховного совета и замглавы Совета Министров СССР. Он возглавлял советскую делегацию на конференции по созданию ООН в 1944, потом был первым постпредом СССР при организации, затем - первым замглавы МИДа, послом в Великобритании. Министерство Громыко возглавил в 1957 и руководил им 28 долгих лет. Это было время гонки вооружений и попыток остановить её, время Кубинского кризиса и шагов по предотвращению ядерной войны, которые обернулись подписанием соответствующего соглашения в 1973-м.

На Западе Громыко называли «Мистер нет»

На Западе Громыко называли «Мистер нет» - как Молотова - за жёсткую манеру вести переговоры. Впрочем, отмечают, что это было целое искусство по выматыванию противника, которое позволяло выторговать наиболее существенные уступки.

Князь Александр Михайлович Горчаков посвятил дипломатической службе всю жизнь. Он был назначен министром иностранных дел при Александре II в 1856 после унизительного для России поражения в Крымской войне, когда надо было переосмыслить сами принципы отношений с зарубежными странами.

Князь Горчаков в итоге стал олицетворением поворота от так называемого «дворянского интернационализма» к принципу защиты национальных интересов. Его девиз - «Россия сосредотачивается». Его главными целями в начале работы стала отмена наиболее опасных ограничений, навязанный России - в частности, запрета иметь военный флот в Чёрном море. При этом Горчаков определил приоритетный курс для дальнейшей внешней политики в свете германской угрозы - союз с Францией. За 26 лет он буквально преобразил министерство и придал дипломатической службе вид, который она сохраняла вплоть до Октябрьской революции.

Горчаков был назначен министром иностранных дел при Александре II

Одна из легенд российской дипломатии - граф Алексей Бестужев-Рюмин. В 1720-м он был назначен резидентом в Дании, а через четыре года добился от датского короля признания Петра I Императором. Наряду с этим важным политическим успехом Россия получила право беспошлинно проводить суда из Балтийского в Северное море через Зундский пролив.

Бестужев-Рюмин после этого служил в Гамбурге, был чрезвычайным послом в Нижней Саксонии. В итоге дослужился до титула графа, Елизавета назначила его Канцлером Российской империи и президентом Коллегии иностранных дел. Бестужев-Рюмин фактически проводил всю внешнюю политику империи. Кстати, ему принадлежал Каменный остров в устье Невы.

Бестужев-Рюмин был чрезвычайным послом в Нижней Саксонии

Первым официальным дипломатом России называют Ивана Михайловича Висковатого. Он служил первым подьячим Посольского приказа, который был создан Иваном Грозным в 1549.

Именно от основания этого учреждения отсчитывают историю российской дипломатической службы. Иван Висковатый был одним из наиболее приближённых к царю людей. Был доверенным лицом государя в деле о престолонаследии. Он выступал за наступление на Ливонию, которое положило начало Ливонской войне, а потом вёл переговоры с ливонскими послами. При нём были подписаны союз с Данией, двадцатилетнее перемирие со Швецией. Впрочем, как и многие влиятельные люди из окружения Ивана Грозного, Иван Михайлович очень легко попал в немилость. По подозрению в причастности к боярскому заговору глава Посольского приказа был казнён 25 июля 1570.

Первым официальным дипломатом России называют Ивана Висковатого

Один из наиболее известных широкой публике российских дипломатов прославлен благодаря литературе. Это Александр Грибоедов. Он поступил на службу в Коллегию иностранных дел в качестве переводчика в 1817-м, его почти сразу определили в русскую миссию в США, но Грибоедов отказался.

Тогда его назначили на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Предстояли длительные командировки в Тегеран и Тифлис. В это время он пишет «Горе от ума». Во время работы в Персии и на Кавказе Грибоедов выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский. Он участвовал в заключении Туркманчайского мирного договора, который завершил русско-персидкую войну в 1828, лично доставил трактат в Петербург и был назначен послом в Иран. Во время поездки для официального представления шаху 30 января 1829 на дипломатов напала взбунтовавшаяся толпа. Были убиты все, кто находился при посольства, кроме секретаря Ивана Мальцова.

Грибоедов участвовал в заключении Туркманчайского мирного договора

МОСКВА, 10 февраля. /ТАСС/. Сотрудники центрального аппарата МИД и российских загранучреждений отмечают в субботу профессиональный праздник - День дипломатического работника. Именно 10 февраля 1549 года датируется первое письменное упоминание о Посольском приказе, когда царь Иван Грозный поручил думному дьяку Ивану Висковатому "посольское дело вести". За без малого 500 лет произошло множество событий, но принцип работы остался неизменным: отстаивание интересов Отечества, внешняя политика является продолжением внутренней.

"Оставленное нам наследие ко многому обязывает. Тем более что ситуация в мире не становится спокойнее", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, поздравляя коллег.

Приоритеты на мировой арене

Президент РФ Владимир Путин в поздравительном послании сотрудникам и ветеранам МИД напомнил об основных приоритетах работы - отстаивании ключевой роли ООН в мировых делах, консолидации международного сообщества в борьбе с угрозой терроризма, укреплении основ стратегической стабильности и режимов нераспространения оружия массового уничтожения. "Международная обстановка складывается весьма непросто, но, несмотря на очевидные трудности, вы многое делаете, чтобы обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для устойчивого социально-экономического развития России, активно защищаете права российских граждан и соотечественников за рубежом", - сказал он.

"Дипломат на посту находится круглые сутки: в любой момент в какой-то части мира может произойти нечто, что потребует быстрой и грамотной реакции на основе хорошего анализа, который тоже должен быть экспресс-анализом", - обратил внимание глава МИД РФ.

Одной из главных проблем, порождающих другие, является кризис договороспособности западных партнеров. Подтверждением тому служат общее положение дел в Северной Африке и на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, обстановка на Украине и ситуация с реализацией соглашения по иранской ядерной программе, плачевное состояние российско-американских отношений. В Москве напоминают: попытки изолировать Россию и превратить ее в ведомое государство обречены на провал.

"Будем развивать наши партнерские, рабочие контакты со всеми странами, которые разделяют наш подход, - заявил Лавров. - Всегда будем открыты к тесному и честному взаимодействию на основе равноправия, взаимного уважения и баланса интересов".

Опора на традиции

Одним из первых дипломатических вояжей значится визит в Константинополь в 838 году, когда Русь была впервые представлена при дворе византийского императора как самостоятельное государство. Стоит особо выделить и "великое посольство" Петра Первого 1697-1698 годов.

"Посольский приказ" неоднократно менял официальную вывеску - министерство, коллегия, наркомат, а впервые нынешнее название появилось в сентябре 1802 года, министр именовался канцлером и был вторым лицом после императора. Многим победам страна обязана канцлеру Александру Горчакову - представителю первого выпуска Царскосельского лицея. После Крымской войны (1853-1856) он сумел вывести Россию из международной изоляции и вернул ей позиции военной морской державы. Пробовал себя на дипломатическом поприще и еще один лицеист - Александр Пушкин.

С "приказом" связаны и другие имена - Афанасия Ордина-Нащокина, Александра Грибоедова, Федора Тютчева, наркома Георгия Чичерина, министра Андрея Громыко.


Иван Михайлович Висковатый родился в первой половине XVI века. Первый подьячий Посольского приказа (). Играл заметную роль во внешней политике России, был одним из сторонников Ливонской войны годов. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией на выгодных для России условиях. Заподозрен Иваном IV в участии в боярском заговоре и казнен 25 июля 1570 года в Москве.


Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин В 1642 году участвовал в разграничении новой русско- шведской границы после Столбовского мира. Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа. Умер в 1680 году в Пскове.


Борис Иванович Куракин Первый постоянный посол России за рубежом. С 1708 года по 1712 был представителем России в Лондоне, в Ганновере и в Гааге, в 1713 году участвовал в Утрехтском конгрессе в качестве полномочного представителя России, с 1716 года состоял послом в Париже. В 1722 году Петр I поручил ему руководительство всеми послами России. Умер 17 декабря 1727 года в Париже.


Андрей Иванович Остерман руководил внутренней и внешней политикой России при Анне Иоанновне. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор, согласно которому между Россией и Швецией устанавливался «вечный, истинный и ненарушенный мир на земле и воде». Благодаря Остерману в 1726 году Россия заключила союзный договор с Австрией, сохранивший свое значение на весь XVIII век. После дворцового переворота 1741 года, возведшего на престол Елизавету Петровну, был отправлен в ссылку.


Алексей Петрович Бестужев-Рюмин В 1720 году назначен резидентом в Данию. В 1724 году добился от датского короля признания императорского титула за Петром I и права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. В 1741 году был пожалован великим канцлером и до 1757 года фактически руководил внешней политикой России.


Никита Иванович Панин В 1747 году назначен послом в Данию, через несколько месяцев перемещен в Стокгольм, где пробыл до 1759 года, подписав в 1758 году значимую русско-шведскую декларацию. Один из ближайших подвижников Екатерины II, возглавлял Коллегию иностранных дел (). Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши), подписал Петербургский союзный договор с Пруссией (1764), заключил договор с Данией (1765), торговый договор с Великобританией (1766).


Александр Михайлович Горчаков канцлер (1867), член Государственного совета (1862), почетный член Петербургской Академии Наук (1856). С 1817 года на дипломатической службе, в годах министр иностранных дел. В 1871 году добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 года. Участник создания «Союза трех императоров».


Георгий Васильевич Чичерин Нарком (народный комиссар) по иностранным делам РСФСР (с 1923 года – СССР) (). В составе советской делегации подписал Брест-Литовский мирный договор (1918). Возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции (1922). Подписал Рапалльский договор (1922).


Александра Федоровна Коллонтай Имела ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Занимала различные дипломатические посты в Норвегии, Мексике, Швеции. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. В 1944 году в ранге чрезвычайного и полномочного посла в Швеции Коллонтай взяла на себя роль посредника в переговорах о выходе Финляндии из войны.


Максим Максимович Литвинов с 1920 года полномочный представитель РСФСР в Эстонии. С 1921 года по 1930 год – заместитель Наркома по иностранным делам РСФСР (с 1923 года СССР). В годах – Нарком по иностранным делам СССР. Содействовал установлению дипломатических отношений с США, приему СССР в Лигу Наций, в которой представлял СССР в годах. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии.


Андрей Андреевич Громыко Посол СССР в США (). Возглавлял делегацию СССР на конференции по созданию ООН (1944). Подписал договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), договор о нераспространении ядерного оружия (1968), советско- американское соглашение о предотвращении ядерной войны (1973) и договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (1979). В годах работал в качестве Председателя Президиума Верховного Совета СССР.


Анатолий Федорович Добрынин Занимал должность Посла СССР в США в течение 24 лет (). Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса и стабилизации советско- американских отношений (прекращении так называемой «холодной войны» между СССР и США). Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации, Почетный доктор Дипломатической академии МИД России. Живет в Москве. 1. Добился в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей. 2. Во многом благодаря усилиям Остермана в 1721 году был подписан выгодный для России Ништадтский договор. 3. В 1724 году добился от датского короля права беспошлинного прохода русских судов через Зундский пролив. 4. Сыграл важнейшую роль в разрешении Карибского кризиса 5. В 1562 году добился заключения союзного договора с Данией и договора о двадцатилетнем перемирии со Швецией. 6. Подписал Рапалльский договор (1922). 7. Один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против угрозы германской агрессии. 8. Сыграла важную роль в прекращении войны годов между Россией и Финляндией. 9. Подписал договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений 10. Участник создания «Союза трех императоров». 11. Первый постоянный посол России за рубежом. 12. Выдвинул проект создания «Северной системы» (союза северных держав – России, Пруссии, Англии, Дании, Швеции и Польши)