Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы.

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1.3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Анна Скворцова

Адрес: http:// gazeta . ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 .4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

3. Литературные жанры;

4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).
  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1.1. О личности респондента - №1-3.

1.2. О фактах поведения - №10.

1.3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2.1. Открытые - № ---.

2.2. Закрытые - №6,7,8,11.

2.3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3.1. Линейные - № 1-12.

3.2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6.1 Основные - 10.

6.2 Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете?

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05.11 – 07.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструментария 08.11 – 10.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11.11 – 12.11 Трубицына Н.Д.
Тиражирование инструментария 13.11 -15.11 Трубицына Н.Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16.11 – 18.11 Трубицына Н.Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19.11 – 21.11 Трубицына Н.Д.
Анализ полученной информации, её обобщение и отображение 22.11 – 23.11 Трубицына Н.Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24.11 - 27.11 Трубицына Н.Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28.11 – 30.11 Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www. knigi .ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако не будем отрицать, что таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение:
1) падает символический статус чтения и его престиж.
2) меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
3) меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
4) предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Но не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.
В заключении статьи предлагаю вам провести анкетирование, чтобы узнать, посещают ли ваши ученики библиотеку, какую литературу они предпочитают. Тем самым, вы можете спланировать у себя в классе неделю чтения литературы, которую можете принести сами, попросить родителей принести вам книги. Так же можно устроить аукцион за отличную оценку по предмету, кто больше прочтет книг и напишет к ним свои рецензии. Этим вы «убьете» несколько «зайцев»: дети не только начнут читать книги, не только будут развивать, и пополнять свою речь, научатся красиво и правильно разговаривать, выработают в себе усидчивость, внимательность, научатся образно мыслить и думать о будущем. Можно устроить театрализацию на понравившуюся повесть, рассказ или отдельный сюжет.

В настоящее время в России отмечается тенденция снижения интереса к чтению. Изучение отношения молодежи к чтению и причин, непосредственно связанных с уменьшением числа читающего населения, помогут составить рекомендации, которые позволят российскому населению вновь занять достойную позицию в рейтинге самых читающих стран мира.

Цель: выявить отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению.

1. выявить оценку молодежи уровня развития литературы в обществе

А)начитанность людей

Б)современные писатели

2. получить факты о популярности/непопулярности основных жанров литературы и выявить причины сложившейся ситуации;

3. Насколько людям необходимо чтение?

А) Возникновение потребности в связи с профессиональной деятельностью

Б) В зависимости от интересов

А) получение новой информации

5. Выяснить, желает ли современная молодежь читать или чтение для них не является удовольствием;

Объект исследования: чтение как познавательная деятельность и хобби молодежи в возрасте от 16 до 24 лет.

Предмет исследования: отношение молодежи к чтению.

Проблема исследования: противоречие между людьми, считающими, что молодежь не относится должным образом к чтению и теми, кто полагает, что отношение молодежи к чтению является достойным.

Системный анализ объекта исследования.

Представим себе объект исследования молодежь в возрасте от 16 до 24 лет в виде системы переменных:

Факторы микросреды;

Факторы макросреды;

Особенности формирования молодежи как социальной группы;

Особенности развития молодежи как социальной группы;

Психологические особенности молодежи как социальной группы;

Особенности взаимодействия молодежи между собой внутри социальной группы;

Особенности взаимодействия молодежи между собой внутри социальной группы:

Роль отдельного индивида в социальной группе молодежь;

Значение особенностей характера каждого индивида для формирования социальной группы молодежь;

Лидерские качества индивида и их проявление в социальной группе молодежь;

Лидерские качества индивида и их проявление в социальной группе молодежь:

Лидерство с раннего детства (воспитание этих качества);

Качества человека, способного повести за собой остальных;

Признанный лидер, самопровозглашенный лидер;

Лидерство открывает перед тобой новые двери.

Гипотеза: отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению является скорее положительным, нежели отрицательным.

Интерпретация понятий. Теоретическая интерпретация.

Центральное понятие в исследовании: чтение.

Чтение - это один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и пониманием речи; способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом. Оно включает в себя два основных понятия: литература и информация.

Литература - это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. В очень упрощенном, обывательском понимании литература-это книги.

Информация - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления,т.е. в нашем в случае это то, что содержится в литературе.

Более детальный анализ предмета исследования показывает, что необходимо рассмотреть спектр других понятий: виды чтения, жанры литературы, классификация информации.

Жанры литературы - это группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Комедия -- вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Лирическое стихотворение -- вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама -- вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Фентези -- поджанр фантастической литературы. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье.

Очерк -- самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня -- самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Повесть -- средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма -- вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Рассказ -- малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман -- большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия -- вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Утопия -- жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Эпопея -- произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Виды литературы выделяются как по содержанию текстов, так и по и предназначению:

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Научная литература- совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей.

Справочная литература - литературы вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу(словари, справочники, энциклопедии.)

Техническая литература - это литература, относящаяся к области техники и производства(каталоги изделий, инструкции по эксплуатации и т.д.)

Эмпирическая интерпретация понятий:

Показатель:

Индикатор:

Отношение молодежи к чтению

Развитие литературы

Оценка молодежью уровня развития литературы

Начитанность людей

Уровень начитанности людей

Писатель

Количество современных российских писателей

Жанры литературы

Предпочтения в жанрах литературы

Необходимость чтения для людей

Профессиональная деятельность

Связь профессиональной деятельности человека с чтением литературы

Связь интересов человека с его чтением

Свободное время

Зависимость количества свободного времени человека и времени, которое он тратит на чтение

Заинтересованность

Проявление интереса молодежи к чтению

Стимулы человека к чтению

Информация

Ценность полученной из книг информации

Фантазия, мышление

Возможность развить фантазию и мышление с чтением литературы

Грамотность

Возможность повысить уровень грамотности с чтением литературы

Операциональная интерпретация.

Каково Ваше отношение к чтению?

Положительное

Скорее положительное, чем отрицательное

Скорее отрицательное, чем положительное

Отрицательное

5. Затрудняюсь ответить

Каков, по Вашему мнению, уровень развития литературы в современном обществе?

Каков, по вашему мнению, уровень начитанности людей в современном обществе?

1. Высокий

2. Средний

4. Трудно оценить

Какое количество успешных современных писателей Вы можете назвать на сегодняшний день в России?

Каковы Ваши предпочтения в жанрах литературы?

Упорядоченная шкала. Расположить в порядке убывания предпочтений.

Комедия

Лирическое стихотворение

Мелодрама

Фэнтези

Повесть

Рассказ

Трагедия

Насколько вы нуждаетесь в чтении?

Испытываю острую нужду в чтении

Получаю удовольствие от прочтения книг

Читаю из-за необходимости получения новой информации

Читаю лишь при избытке свободного времени

Не нуждаюсь в чтении вовсе, бесполезное занятие

Насколько ваша профессиональная деятельность связана с чтением литературы?

1. тесным образом

2. необходимость чтения существует.

3. смогу обойтись без чтения литературы

4. для моей профессиональной области чтение литература не имеет никакого значения.

Насколько ваши интересы связаны с чтением литературы?

1. тесным образом

2. смогу обойтись без чтения литературы

3. для моих интересов чтение литература не имеет никакого значения.

Существует ли прямая зависимость между количеством Вашего свободного времени и временем, которое вы тратите на чтение литературы?

3. Затрудняюсь ответить

Насколько Вы заинтересованы в чтении литературы?

1. Литература вызывает у меня сильный интерес

2. Литература занимает важное место в списке моих интересов.

3. Поверхностно знакомлюсь с книгами, не придаю этому большого значения

4. Никогда не интересовался/не интересовалась литературой вообще.

Какие лично у Вас существуют стимулы к чтению?

Насколько ценной является для вас информация, полученная из книг?

Насколько чтение литературы помогает Вам развивать мышление и фантазию?

1. Литература - бесценный помощник в развитии фантазии и мышления

2. Не считаю чтение литературы определяющим в развитии своего мышления и фантазии.

3. Считаю литературу абсолютно бесполезной в целях развития мышления и фантазии.

Помогает ли Вам чтение литературы в повышении уровня грамотности?

1. Да, бесспорно.

2. Не могу сказать, что это очень способствует развитию моей грамотности.

3. Не играет никакой роли.

Системный анализ объекта исследования:

Выявить оценку молодежью уровня развития литературы в обществе

а) начитанность людей

б) современные писатели

2) получить факты о популярности/непопулярности основных жанров литературы и выяснить причины сложившейся ситуации

3) выяснить, насколько людям необходимо чтение

А) возникновение потребности в чтении в связи с профессиональной деятельностью

Б) в зависимости от интересов

В) от количества свободного времени

Г) уровень заинтересованности молодежи в чтении

4) дать реконмендации о том, как привлечь молодежь к чтению литературы

А) получение новой информации

Б) развитие фантазии и мышления

В) повышение уровня грамотности

Вывод: в рамках первого этапа нами была разработанна программа исследования, пакет документов (Приложение 1), опросный лист (Приложение 2) и инструкция интервьюеру (Приложение 3). Так же распределены обязанности между всеми участниками исследовательской команды (Приложение 4). Задача разработки методического инструментария выполена.

Анализ данных социологического исследования.

Тема: Отношение современной молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению

Цель социологического исследования: Выявить отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению.

Основная гипотеза исследования: отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению является скорее положительным, нежели отрицательным.

Метод социологического опроса: Телефонный опрос.

Результаты социологического исследования:

Опрос проводился среди студентов Государственного университета управления. Общее количество респондентов, принявших участие в социологическом опросе - 32 человека, в возрасте от 16 до 23 лет (нижняя граница - 18,2, верхняя граница - 19,3, среднее - 18,75). Из них - 14 человек мужского пола (43,8%) и 18 человек женского пола (56,2%).

С целью выявления специфики культурных потребностей гражданского общества, респондентам было предложено определить степень заинтересованности в чтении, указать, какие жанры литературы являются для них наиболее интересными и поставить оценку качества современной литературы.

Гипотеза 1. Большинство молодежи относится к чтению положительно.

На вопрос «Как Вы относитесь к чтению?» 75% респондентов (24 человека) ответили «положительно», 21,9% (7 человек) выделили ответ «нейтрально» и лишь 3,1% (1 человек) отметил, что негативно относится к чтению.

Вывод: Вопреки мнению большинства о том, что молодежь стала менее заинтересованной в чтении, мы видим, что по результатам опроса, лишь 1 человек высказался о негативном отношении и ѕ респондентов уверенно заявила, что относится к чтению литературы положительно. Это связанно с внедрением новых возможностей в данной сфере - появление электронных книг, возможностью слушать аудиокниги.

При этом на вопрос «Можете ли Вы представить свою жизнь без чтения?» больше половины опрошенных (59,4% или 19 человек) отметило, что с трудом представляют свою жизнь без чтения, 25% (8 человек) респондентов спокойно представили такой вариант, 9,4% (3 человек) вопрос поставил в тупик и они затруднились дать однозначный ответ, 6,3% опрошенных (2 человека) с удовольствием жили бы, не читая литературу вообще.

Вывод: Большинство так же задумалось о том, что было бы с их жизнью, если бы они отказались от чтения художественных произведений. Более половины опрошенный пришло к выводу, что с трудом смогли бы представить себе такой вариант, ведь чтение является важным элементом их досуга.

Гипотеза 2. Большинство молодежи читает книги с удовольствием, по собственному желанию.

Наиболее популярным ответом на вопрос о том, как современная молодежь читает книги, оказался вариант «с удовольствием и по собственному желанию» (71,9% опрошенных или 23 человека), на втором месте - необходимость по работе/учебе (18,8% респондентов или 6 человек), далее следует вариант «в пути, с целью занять себя чем-то» (9,4% респондентов или 3 человека). Иных ответов дано не было.

Вывод: В процессе чтения литературы наши респонденты на первое место ставят цель получить от нее удовольствие, так как делают это по собственному желанию. Возможность отдохнуть в процессе чтения важнее, чем та необходимость, которая может быть связана с учебой или работой.

Гипотеза 3. Большинство молодежи читает 1-2 книги в месяц.

Большая часть опрошенных подтвердила, что успевает прочитывать в месяц 1-2 книги (19 человек или 59,4%), 8 человек (25%) не успевают прочитать и одну, 3 респондента (9,4%) прочитывают за месяц 4 книги и более, 2 человека (6,3%) успевают прочитать 3-4 книги за месяц.

Вывод: Количество прочитываемых в месяц книг варьируется от 1 до 4. Лишь ј опрошенных подтвердила, что нехватка времени или же личностные качества не позволяют им прочитывать в месяц даже 1 книгу. Результат вполне оправдан, так как у каждого человека различная загруженность в течении дня и часто не всегда получается уделять время чтению.

При этом респонденты указывают, что им вполне хватает материальный средств на покупку книг (22 порошенных или 68,8%), 4 человека (12,5%) просят книги у знакомых и друзей, 3 респондента (9,4%) затруднились ответить, 2 человека (6,3%) указали «скачиваю в интернете» в качестве варианта «другое» и лишь 1 опрошенный (3,1%) ответил,что ему не хватает материальных средств на покупку книг. Вариант «беру книги в библиотеке» оказался у 32 респондентов неактуальным.

Вывод: Более половины респондентов находит материальные средства на покупку книг, велик процент тех, кто находит выход и скачивает в интернете либо берет у знакомых. Большое количество возможностей в современном обществе позволяет выбрать доступный и удобный путь приобретения книг и публицистики.

Гипотеза 4. Большинство молодёжи предпочитает читать книги в жанре фентези.

Самым популярным оказался роман (20 ответов), далее комедия и рассказ (9 ответов), мелодраму, фентези и публицистику выделили только 7 человек, научной литературой и трагедией в равной степени с остальными жанрами интересуются лишь 6 человек, повесть была выбрана 5 раз.

Вывод: Большинство респондентов отметило, что предпочитает читать «масштабную» литературу в жанре романа, а не короткие произведения в виде повестей и рассказов. Данный выбор связан с мнением об ограниченности небольших произведений, невозможностью полностью погрузится и проанализировать произведение.

При этом респонденты не отрицают факт, что интерес к прочтению какого-либо произведения может возникнуть после просмотра экранизации. 23 респондента (71,9%) ответили, что в случае удачной экранизации прочтут оригинал, 5 человек (15,6%) затруднились ответить, 4 опрошенных (12,5%) отметило, что не видит в этом смысла.

Вывод: Развитие СМИ, таких как кино и интернет, не существенно повлиияло на мнение современной молодежи касательно важности чтения. Большинство по-прежнему отмечает, что кинопостановка может вызвать интерес к оригиналу.

В конце опроса респондентам было предложено поставить оценку от 1 до 5 уровню развития современной литературы.

Оценку «3» (средний уровень) поставили 15 респондентов (46,9%), «2» (неудовлетворительно) поставило 8 человек (25%), «4» (хороший уровень) выделило 6 респондентов (18,8%), 2 респондента (6,3%) поставило «5» (высокий уровень) и 1 респондент (3,1%) считает, что уровень крайне низок («1»)

Вывод: Уровень развития современной литературы по мнению опрошенных недостаточно высок. Процент тех, кто оценил его от 1 до 3 гораздо выше, чем тех, кто поставил 4 и 5. Современная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет считает, что современная литература имеет не достаточно высокое качество и не способствует саморазвитию и моральному росту.

Вывод

В целом, современная молодежь сошлась в своем отношении к чтению литературы. Большинство респондентов отметило, что относится к чтению положительно, читают с удовольствием и не представляет свою жизнь без чтения литературы. Однако, были и те, кто относится к чтению нейтрально и спокойно может представить свою жизнь без литературы.

Так же можно отметить, что развитие кинематографа не существенно повлияло на заинтересованность в чтении художественных произведений, а киноновинки порой являются толчком к прочтению оригинала. Жанровые предпочтения достаточно разнообразны и многогранны, можно судить о разносторонних увлечениях литературой у современной молодежи.

Вместе с тем, анализ результатов проведенного социологического опроса позволяет сделать вывод о том, что современная молодежь не считает уровень развития современной литературы достаточно высоким и видит проблемы в этой области развития культуры.

Исследование показало, что, в целом, современная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет заинтересована в развитии современной литературы, так как интерес к чтению не уменьшился вопреки мнению современного общества. Чтение является неотъемлемой частью досуга и повседневной жизни молодого поколения.

Создать клуб любителей литературы для молодежи;

Позиционировать чтение среди молодежи в качестве содержательного и увлекательного проведения досуга.

Развивать навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания;

Повысить читательскую культуру молодежи;

Создать комфортную среду и оптимальные условия для духовного, культурного, интеллектуального развития молодежи

Вывод: можно указать, что необходимо провести более детальное исследование качества современной литературы, которые позволило бы выявить недочеты и разработать рекомендации по их устранению.