Ещё каких-то двадцать лет назад не было школьника, не знавшего повесть, которую написал писатель Гайдар, "Тимур и его команда". Детвора взахлёб читала книгу и смотрела фильм, который был поставлен по произведению. В школах, во дворах и в пионерских лагерях создавались отряды тимуровцев. Думал ли о такой популярности своей нехитрой повести, когда писал Гайдар "Тимур и его команда"?

Зачем оглядываться в прошлое?

Сейчас, в век электронных игр и Интернета, многие дети не читают книг и не знакомы с этим литературным произведением. Многие школьники даже и не слышали о знаменитой еще 20 лет назад книге, которую написал Гайдар, - "Тимур и его команда". Краткое содержание повести поможет им познакомиться с замечательной книгой, которую читали и любили их родители, дедушки и бабушки. А старшему поколению статья напомнит о любимой книге и, возможно, вызовет желание достать её с полки и вновь встретиться с полюбившимися героями, вспомнить юность и свою тимуровскую деятельность, да и просто заново пережить вместе с персонажами книги их приключения.

Аркадий Гайдар "Тимур и его команда". С чего все начиналось

Героини повести - Ольга и Женя - получили от отца телеграмму и отправились на дачу, где тринадцатилетняя Женя случайно оказалась в чужом доме, и сторожевой пёс не давал ей уйти. В ожидании хозяев девочка заснула, а проснувшись, увидела, что бдительный четвероногий сторож исчез. Затем она нашла записку от неизвестного по имени Тимур.

Девочка нашла револьвер и, играя, разбила зеркало. В ужасе она убежала из того дома, напрочь позабыв про ключи и про то, что должна была отправить телеграмму отцу с местной почты. Женя пришла к сестре, ожидая, что её хорошенько отругают. Однако незнакомая девочка принесла ей ключи и квитанцию. Телеграмма отправлена. Ко всему этому прилагается очередная записка от таинственного Тимура.

Женя попыталась узнать у сестры, кто такой Тимур. На что получила странный ответ: "Ну... это царь был такой... Завоеватель. Старый и злой". Но Женя понимает, что речь идет совсем не о том Тимуре, и так и не находит ответа на интересующий её вопрос.

Знакомство

Заинтересовала повесть, которую написал Гайдар, "Тимур и его команда"? Краткое содержание поможет вникнуть в суть произведения. Дальнейшие события развивались так: в старом заброшенном сарае, скрытом в зарослях сада, Женя обнаруживает целый штаб. Она принимается крутить штурвал, играя в бравого капитана, не зная при этом, что при помощи штурвала подаётся специальный сигнал. На сигнал прибегает целый отряд мальчишек, которые настроены весьма воинственно. Однако за девочку вступается всё тот же Тимур. Так произошло их знакомство. Он же рассказывает Жене об их отряде. О том, что они шефствуют над домами, из которых кто-то ушёл на фронт. Дома эти отмечены красной звездой, нарисованной на заборе.

Робины Гуды 20-го столетия

Группа Тимура ведёт скрытую деятельность, предпочитая не афишировать свои добрые дела. Стараясь помочь другим, ребята не думают о благодарности или о популярности. Их цель - поддержать тех, кому тяжело, в нужный момент успеть подставить плечо нуждающемуся. Настоящее мужское благородство в мальчишках описал Гайдар. Тимур и его команда - настоящие герои своего времени.

Продолжение повести. Досадное недоразумение

В роли отрицательных героев, без которых не обходится ни одна история, выступают Мишка Квакин и его компания. Мальчишки бродяжничают по дачному посёлку, совершают налёты на сады и огороды и всячески безобразничают. По нелепой случайности старшая сестра Жени Ольга, очень серьёзная и строгая девушка, видит Тимура в момент выяснения отношений с Квакиным и приходит к выводу, что Тимур - такой же хулиган и разгильдяй, а значит, нужно оградить от общения с ним младшую сестрёнку, попросту запретив ей дружить с Тимуром.

Как и многие, Ольга не знала о том, что Тимур с товарищами, не в пример группе Мишки Квакина, творят добрые дела.

О чем дальше рассказывает Гайдар? Тимур и его команда воюют с квакинскими помощниками. Они заперли дружков хулигана Мишки в будке на рыночной площади, а снаружи прикрепили плакат, глясящий, что внутри сидят ночные воришки, которые бродяжничают по садам, а ключи от будки висят позади плаката. Если кто решит выпустить воришек, пусть приглядится, нет ли среди них родни или знакомых лиц.

Ольга не верит сестре. Ссора

Находясь на даче, Ольга познакомилась с молодым человеком. Инженер Гараев приходится Тимуру дядей. Ольга гуляет с инженером Гараевым, он катает её на мотоцикле. О родственных связях её нового друга и соседа по даче с Тимуром Ольга не знает, а младшая сестра не может рассказать ей о деятельности Тимура и ребят. Это секрет. Она стала членом команды, а у них неписаное правило - тайну не разглашать.

Невзирая на запрет старшей сестры, дружба Жени с Тимуром и ребятами укрепляется. Всё становится явным, когда на празднике в парке инженер Гараев поёт, а Ольга аккомпанирует ему на аккордеоне. Тимур с Женей попадают в поле зрения сестры, и Ольга очень рассержена, что Женя ослушалась её и продолжает водиться с Тимуром. Она буквально обвиняет мальчика, что он дурно влияет на её младшую сестру и учит не слушаться старших. Гараев защищает племянника.

Все проясняется. Друг не оставит в беде

Рассердившись на инженера Гараева и сестрёнку, Ольга едет в город, где проводит время у подруги. Вернувшись в свою городскую квартиру, она находит телеграмму от отца, в которой сообщается, что он будет проездом в городе.

А Женя тем временем, повеселившись на танцах и вернувшись на дачу, вызывается посидеть с маленькой дочкой соседки. Сестра посылает на дачный адрес телеграмму, написав "срочно выезжай", но Женя видит ее только поздно вечером вместе с телеграммой папы.

На помощь в этой непростой ситуации приходит Тимур, который берет мотоцикл своего дяди, чтобы помочь Жене добраться до города. Присматривать за малышкой остаётся один из товарищей, Коля Колокольчиков - профессорский внук. Тимур рассказывает дедушке Коли об их команде, и дедушка, узнав правду, перестает сердиться на поздние вызовы внука из дома и сам приглашает его со словами: "Тебя зовёт твой товарищ". Тимур привозит Женю очень вовремя. Ей все-таки удаётся повидаться с отцом.

Момент встречи дочерей и отца очень проникновенно описал А. П. Гайдар. Тимур и его команда не бросили друга в беде, несмотря на трудности и препятствия.

Заключительный аккорд: "У него есть друзья!"

Дяде Тимура Георгию Гараеву пришла повестка из военкомата. Его тоже отправляют на фронт. В день проводов Женя из штаба подняла всех ребят по общему сигналу. Провожали Георгия с музыкой. Ольга играла на аккордеоне, а рядом шёл мальчишеский оркестр с трещотками, банками и прочими подручными "инструментами".

На станции Тимур, проводив дядю, грустит, но старается держаться молодцом. Тем не менее у мальчика проскальзывают слова о том, что он остался один... На что старшая сестра Жени, Ольга, отвечает ему, что он всегда думал о людях и люди об этом не забудут, подразумевая, что один он не останется. И Женя отвечает ему, что Тимур - не один, у него есть его друзья.

Вот такую повесть написал Гайдар. "Тимур и его команда", краткое изложение которой закончено, - яркий пример того, что благородство, мужество и дружба побеждают любые трудности.

Аркадий Гайдар.

Тимур и его команда

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– И я твоя тоже.

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.


Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.

– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.


В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз
Мне вас еще увидеть,
Ах, если б только раз
И два, и три
А вы и не поймете
На быстром самолете,
Как вас ожидала я до утренней зари
Да!
Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!
Вот и улетели в дальний путь.
Вы когда вернетесь?
Я не знаю, скоро ли,
Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:

– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?

Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:

– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.

– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.

– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.

– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.

Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.

– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?

– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

Аркадий Гайдар.

Тимур и его команда

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– И я твоя тоже.

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.

Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.

– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.

В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз

Мне вас еще увидеть,

Ах, если б только раз

И два, и три

А вы и не поймете

На быстром самолете,

Как вас ожидала я до утренней зари

Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!

Вот и улетели в дальний путь.

Вы когда вернетесь?

Я не знаю, скоро ли,

Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:

– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?

Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:

– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.

– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.

– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.

– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.

Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.

– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?

– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

– Послушайте, – неожиданно просто предложила ему Ольга. – Проводите меня до вокзала. Я жду младшую сестренку. Уже темно, поздно, а ее все нет и нет. Помните, я никого не боюсь, но я еще не знаю здешних улиц. Однако постойте, зачем же вы открываете калитку? Вы можете подождать меня и у забора.

Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу.

Ольга была сердита на Женю и поэтому со своим спутником по дороге говорила мало. Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе.

Поджидая Женю, они пропустили уже два поезда, наконец прошел и третий, последний.

– С этой негодной девчонкой хлебнешь горя! – огорченно воскликнула Ольга. – Ну, если бы еще мне было лет сорок или хотя бы тридцать. А то ей тринадцать, мне – восемнадцать, и поэтому она меня совсем не слушается.

– Сорок не надо! – решительно отказался Георгий. – Восемнадцать куда как лучше! Да вы зря не беспокойтесь. Ваша сестра приедет рано утром.

Александров уже как три месяца находился на фронте. Он отправляет дочерям телеграмму в Москву, с предложением провести оставшиеся дни лета у них в доме за городом.

Восемнадцатилетняя Ольга, отправляется на дачу одна, оставив младшую сестру Женю убрать квартиру . Старшая дочь полковника Александрова студентка, любит петь, она достаточно правильная девушка. Ольга завязывает знакомство с молодым человеком Георгием Гараевым. Она дотемна ожидает Женю, но она все не появляется.

Младшая сестра тем временем, добравшись до дачного посёлка, ища почтовое отделение, затем чтобы направить ответное сообщение отцу, нечаянно заглядывает на чужую пустующую дачу, заходит туда, но собака, находящаяся там не даёт девочке выйти обратно. Здесь и ночует. Поутру девочка замечает рядом с собой послание от незнакомого ей Тимура. Найдя в доме ненастоящий револьвер, она играется с ним. Случайный выстрел из него напугал Женю.

Оставив все вещи, она мчится прочь из дома. Она наконец-то добирается до своей дачи. Вдруг, неизвестная девочка возвращает ей оставленные вещи, квитанцию об отправке телеграммы и очередное послание от Тимура.

Женя заглядывает в сарай, там она замечает штурвал, начинает вертеть его. От штурвала отходили веревки, девочка, сама того не понимая, подавала по ним знаки. Тут же прибежали мальчишки. Они собираются отлупить ее за то, что Женя нагло влезла в их убежище. Но главный заставляет их остановиться. Главный был Тимур, рассказавший Жене, что мальчики занимаются оказанием помощи окружающим. Но совершают это тайком от взрослых. Ребята принимают решение заняться Мишкой Квакиным и его бандой, ворующими из садов урожай. Девочка обещает сохранить их деятельность в тайне.

На рассвете ребята набирают в бочку старой молочницы воду. Дальше они укладывают дрова для другой старушки, отыскивают потерянную козу. Команда Тимура пишут требование Мишке, в котором велят прийти и перечислить участников его банды. Когда Гейка и Коля Колокольчиков возвращаются за ответом, Квакин и его компания закрывают их в здании. Тимуровцы освобождают их и закрывают квакинцев в ответ.

Тем временем, Ольга видит Тимура и сестру прогуливающимися по парку. Разъярённая девушка упрекает парня в том, что он накручивает Женю против нее.

Позже, Ольга отправляется в Москву. Она получает сообщение от отца. Он пишет, что прибудет ночью на пару часов, что бы повидаться с детьми.

Женю просят посидеть с маленьким ребенком, пока мама будет в отъезде. Девочка получает слишком поздно сообщения от сестры и отца. Ей не на кого оставить ребёнка, да и не на чем уже добираться до города. В это время Тимур приходит ей на помощь. Они оставляют ребенка Коле Колокольчикову, а сами отправляются на мотоцикле в Москву.

Александров расстраивается, что он не увидел младшую дочь. Но вот, когда время остановки на исходе, появляются Женя и Тимур. Так они все вместе отправляют отца на фронт.

Вскоре, Георгий получает повестку. Он приходит к Ольге попрощаться. Собираются Женя и все ребята.

Тимур и его команда

В отличие от Павлика у этого героя не было реального прототипа. Он родился в воображении автора приключенческих книг Аркадия Гайдара, написавшего, в частности, «Военную тайну». Вышедшая из-под пера одного из самых популярных детских писателей сталинского времени повесть «Тимур и его команда» печаталась в «Пионерской правде» на протяжении нескольких месяцев, а потом выдержала множество книжных изданий. Это живая, хорошо сделанная и занимательная книга. Ее действие происходит во время войны, какой - прямо не говорится, но первые читатели, конечно, догадывались, что речь идет о советско-финской войне, начавшейся предыдущей зимой. В центре повествования - группа детей, живущих в дачной местности недалеко от Москвы; они организовали своего рода патруль, взяв на себя ответственность за охрану домов офицеров, сражающихся на фронте. Вожаком этого патруля и был Тимур, чье имя дало название повести. После ряда столкновений с хулиганами, орудующими под предводительством некоего Мишки Квакина, тимуровцам удается запереть членов шайки в пустой будке, на которой они вывешивают объявление: «ПРОХОЖИЕ, НЕ ЖАЛЕЙ! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей». Все заканчивается восстановлением порядка: «Я стою…я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже» {271} .

Деятельность Тимура и его команды не похожа на подвиг Павлика Морозова или даже Мальчиша, созданного тем же Гайдаром. Деятельность тимуровцев скромнее и не угрожает им трагической смертью, как в случаях Павлика и Мальчиша; она направлена на борьбу с малолетними хулиганами, а не взрослыми преступниками. Вдобавок Тимур получил одобрение со стороны полковника Красной Армии Александрова, отца двух героинь повести. В конце книги, когда Александров узнает о происходящем, он тепло поздравляет геройского мальчика: «Отец встал и, не раздумывая, пожал Тимуру руку» {272} . Одна из двух дочерей Александрова Ольга воображает себя главной в детской общественной и политической жизни и потому не одобряет активность Тимура, но теперь и она вынуждена признать, что его деятельность идет на пользу коллективу. В решающей сцене примирения старший мужской персонаж появляется уже не в качестве «полковника Александрова», но в роли «отца», символизируя тем самым мудрое родительское покровительство, распространившееся и на росшего без отца Тимура, и на всю молодежь в целом.

Тимур, таким образом, воплощал собою объединяющую силу социальной сплоченности, в то время как Павлик соответствовал скорее герою западного скаутского романа или даже протагонисту популярнейших приключенческих повестей Инид Блайтон о «знаменитой пятерке».

Как и другие успешные авторы, которые не только сумели выжить, но и вполне преуспевали при сталинском режиме (достигнуть такого положения детским писателям, видимо, было несколько легче, чем их собратьям во взрослой литературе), Аркадий Гайдар обладал особым политическим чутьем. Само имя «Тимур», мало распространенное в России, выбрано, вероятно, не только в честь собственного сына Гайдара, но также в честь приемного сына Климента Ворошилова (после смерти М.В. Фрунзе К.Е. Ворошилов усыновил его детей - сына Тимура и дочь Татьяну). Когда Гайдар работал над этой книгой, Ворошилов был одним из ближайших соратников Сталина. Художник Александр Герасимов к этому моменту только что закончил писать свою «икону» - картину «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», на которой маршал изображен плечо к плечу, шинель к шинели рядом с вождем на фоне панорамы Замоскворечья, простирающегося за Кремлевской стеной. Ворошилов ассоциировался прежде всего с военной доблестью: в 1925 году назначен наркомом по военным и морским делам, с 1934 по 1940 год был наркомом обороны, а в 1935-м получил восстановленное в советской военной иерархии звание маршала. Но при этом он был любимцем пионерской прессы и получал от детей сотни писем с просьбами прислать автограф или посоветовать, как жить. Автографы маршал не любил и обычно не присылал их (пока в 1968 году его помощник не обзавелся пачкой фотографий Ворошилова с готовой подписью). Зато щедро давал многословные наставления: «А при коммунизме каждый человек, все люди без исключения должны стать и станут трудолюбивыми, сознательными, честными, всесторонне развитыми, иначе говоря, как указано в Программе, будут удачно сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» {273} . Между звездным рангом маршала Ворошилова и скромным званием полковника Александрова пролегала огромная дистанция. И все же Александров, тоже военный, взявший под свое крыло чужого мальчика, был отдаленным alter ego Ворошилова. Таким образом, Ворошилов тоже воспринимался как символический отец Тимура, и под «виртуальным» покровительством высшей сталинской элиты оказался мальчик-герой нового типа, который сотрудничает со взрослыми, выполняет безопасную и скромную общественную работу, а также соблюдает субординацию, ведя агитационную и разоблачительную деятельность сообразно своему возрасту.

Появление Тимура четко обозначило очевидный поворот в задачах пионерии. В 1920-х и 1930-х годах активисты беспокоились, чтобы пионерская организация не дала крен в сторону скаутов - патриотического, но, с политической точки зрения, консервативного детского движения, уделявшего больше внимания досугу и буржуазной филантропии, чем социальному активизму. Тимур в качестве идеала пионера-героя ознаменовал перемену отношения властей к скаутам: теперь советизированные формы скаутского активизма стали официальным направлением развития пионерского движения.

О поддержке новой линии со стороны руководителей пионерской организации говорит тот факт, что книга Гайдара продвигалась намного усерднее, чем канонические биографии Павлика. Это видно по тиражам, которые в централизованной советской системе безошибочно отражали не только истинную популярность книги, но и официальное мнение о ее значении. Общий тираж канонических биографий Павлика Морозова в 1930-е годы - учитывая славу героя - на удивление небольшой. Книга Соломенна после первого издания тиражом в 10 000 экземпляров больше не выходила. Биография, написанная Александром Яковлевым, выдержала всего два переиздания: 1936 и 1938 годов, так что общий тираж всех трех изданий составил 105 000 экземпляров. «Павлик Морозов» Смирнова вышел только один раз (1938 год, 50 000), как и поэма Вали Боровина «Морозов Павел» (1936 год, 10 000) {274} . Эти цифры, в общей сложности составляющие 175 000, выглядят очень убедительно, если сравнивать их с тиражами поэтов, писавших для «элитной» взрослой аудитории: например, тираж книг Пастернака обычно не превышал 5000 экземпляров или около того. Но в то же время они значительно уступали тиражам «Военной тайны» Гайдара (восемь изданий общим тиражом 555 600 с 1935 по 1939 год) {275} . А повесть «Тимур и его команда» значительно обогнала по этому показателю биографии Павлика, опубликованные в 1930-х годах, и послевоенные издания книги Губарева (общий тираж 90 000 с 1947 по 1948 год). Только за время Великой Отечественной войны «Тимур» был переиздан четырежды, достигнув общего тиража в 200 000, и далее количество экземпляров составляло по 200 000-300 000 в год.

В 1947 году «Тимур» оказался в выборке выдающихся детских книг, опубликованной на обложке официальной ежегодной библиографии «Детская литература», разделив славу с баснями Крылова, пушкинской «Капитанской дочкой», «Детством» Толстого, Жюлем Верном, детскими стихотворениями Маяковского, сборником русских народных сказок и «Рассказами о Ленине» Кононова. В списке значились также современные произведения, в основном на военную тему, и другие, написанные лучшими детскими писателями современности: Маршаком, Абрамовым, Львом Кассилем, Сергеем Михалковым, Вениамином Кавериным и Валентином Катаевым. Ни одной из биографий Павлика Морозова в списке не было {276} . Продвижение двух героев в странах Варшавского пакта также удивительно разнилось: «Тимур» на протяжении 1940-х годов был напечатан семь раз в Восточной Германии и Румынии, тогда как ни одна книга о Павлике Морозове не попала в эти политически важные «советские колонии» {277} .

Распространение письменных текстов не было единственным способом пропаганды Тимура среди юношества. В 1940 году режиссер Александр Разумный снял по повести детский блокбастер; фильм имел такой успех, что Гайдар немедленно приступил к работе над его продолжением. «Клятва Тимура» вышла в свет в 1942-м, через год после гибели писателя на фронте. Кино оставалось чрезвычайно популярным среди советских детей, у которых была практически неограниченная возможность ходить в кинотеатры - советские педагоги из поколения в поколение высказывали свои опасения относительно пагубного влияния кинематографа. С середины 1930-х годов решением этой проблемы стало продвижение детских семейных фильмов. Ясно, что фильм о Павлике Морозове не мог попасть в эту категорию, и наоборот, фильм о социально активном, но послушном и обаятельном мальчике имел все шансы на успех.

В то же время интересно отметить такой факт: когда повесть Гайдара вышла впервые, ее оценка не всегда была комплиментарной. В 1941 году, например, журнал «Пионер» опубликовал несколько писем детей с жалобами на то, что Тимур, по их мнению, «неуверен в себе» и слабо выражает свое несогласие {278} .

Подобная терпимость в отношении пусть даже доброжелательной критики официально одобренной повести - явление исключительное; оно указывает на высокую степень уверенности властей во всеобщей популярности книги среди детей. Устная история полностью подтверждает это впечатление: даже те взрослые, которые критиковали другие аспекты советской жизни, сохранили теплое чувство к этому герою. Например, мужчина, родившийся в 1935 году и бывший активным диссидентом в 1970-х - начале 1980-х, вспоминает, что ему нравился фильм, и сравнивает Павлика Морозова и Тимура в пользу последнего: «Он по крайней мере хотел помогать людям» {279} . Женщины того же поколения, которых я интервьюировала, при упоминании Тимура просто млели. «Мы в это время (те. когда вышел фильм. - К.К.) были уже подростки…И мы были в него просто влюблены…» - вспоминает одна из них (1931 пр.). «Он был светоч для нас», - добавляет другая {280} .

Еще одним доказательством необыкновенной популярности этого героя служат регулярно появлявшиеся в детской прессе уважительные ссылки на него: «Тимур бы так никогда не поступил» (или «сделал бы по-другому»). В 1944 году в «Пионерской правде» появилась статья «Обходился же Тимур без няньки». В ней подвергались критике дети-лентяи, прибегавшие к лживым уловкам, чтобы увильнуть от работы: например, маме они говорили, что не могут помочь ей в домашней работе, так как должны делать уроки, а учительнице в школе - что не сделали домашнего задания, так как были заняты работой по дому {281} .

Наиболее действенным методом поощрения детей в их желании быть похожими на кумира была организация команд «тимуровцев»: они собирали металлолом и другое вторсырье, разносили почту, собирали деньги на боевые самолеты, помогали нянчить детей, участвовали в проверке затемнений и других мер противовоздушной обороны {282} . Создание самоуправляемых детских тайных обществ наподобие команды Тимура в 1930-х годах вызвало бы недовольство у любого советского официального лица, в чье поле зрения попала бы такая организация - тогда такие инициативы строго преследовались {283} . В 1940-х годах отношение к ним стало немного менее жестким, но они по-прежнему находились на грани допустимого. В 1944-м Лев Кассиль опубликовал приключенческую повесть «Дорогие мои мальчишки», в центре которой находилась группа мальчиков из волжского городка, по секрету от взрослых игравших в романтическую игру и называвших себя «синегорцами». Позже они активно участвовали в антифашистском сопротивлении. Центральный конфликт книги заключается в конфронтации между «синегорцами» и руководительницей местного Дома пионеров, считавшей их деятельность незаконной. Так же как и в «Тимуре», эту придирчивую воспитательницу поправил старший товарищ - секретарь городского комитета коммунистической партии. Он сначала пожурил мальчишек за скрытность, но потом решил, что их деятельность безвредна, и дал свое отеческое одобрение {284} .

Детям не разрешалось самостоятельно организовывать свои общества - нужно было обязательно получить согласие взрослых, а еще лучше (в жизни, а не в литературе) действовать под непосредственным руководством старших. Однако детская социальная активность внутри пионерского движения, выражавшаяся, в частности, в игре в «тайные общества» под строгим контролем взрослых, допускалась. Соответственно, тимуровское движение не приостановило своего развития после 1945 года, в отличие от других детских движений того времени, а продолжало пропагандироваться до конца сталинской эпохи и после нее в течение еще четырех с половиной десятилетий {285} .

Из книги Рихард Зорге - разведчик № 1? автора Прудникова Елена Анатольевна

Рихард и его команда Итак, 10 января 1930 года на борту японского пассажирского судна в Шанхай прибыл немецкий журналист, доктор Рихард Зорге. Ни в коей мере он не был намерен использовать журналистскую деятельность только как «крышу» для разведработы. Одной из причин

Из книги Путин, Буш и война в Ираке автора Млечин Леонид Михайлович

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КОМАНДА Президент Соединенных Штатов почти ни в чем не знает отказа. Всем остальным людям на земле постоянно приходится преодолевать препятствия. На каждом шагу мы сталкиваемся с теми, кто нас не любит и говорит нам «нет!». А президенту все говорят: «Да,

Из книги Тамерлан. Потрясатель вселенной автора Лэмб Гарольд

ТИМУР И ИСЛАМ Вполне очевидно, что этот татарский завоеватель был не ревностным мусульманином, а человеком, следующим собственным убеждениям. О его подлинном отношении к религии мы не можем судить. Однако столько раз говорилось, что он был мусульманином, вдохновленным

Из книги Ближний круг «царя Бориса» автора Коржаков Александр Васильевич

«Голубая» команда В пресс-секретари Вячеслав Костиков попал по рекомендации Полторанина. Было время, когда Михаил Никифорович имел влияние на шефа, которое выражалось в протекционистских кадровых назначениях в президентскую команду.В свое время, в 1986 году, Ельцин, тогда

Из книги Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] автора Миллер Дон

«Команда» и САС из Австралии Американские подразделения специального назначения, действовавшие во Вьетнаме, нередко чувствовали себя изолированными от главных сил американской армии. Еще одним формированием, проводившим там «свою» войну и испытывавшим те же чувства,

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора

Команда «Выжить» Уточнению хронологии должны служить науки, изучающие языки, их распространение и эволюцию, историю расселения народов. Но, к сожалению, использовать выводы этих наук для восстановления истинной истории человечества затруднительно, ведь сравнительная

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Команда «Выжить!» Уточнению хронологии должны служить науки, изучающие языки, их распространение и эволюцию, историю расселения народов… Да, должны. Но, к сожалению, использовать выводы этих наук для восстановления истинной истории человечества весьма затруднительно,

автора Чуев Сергей Геннадьевич

Особая команда-806 Зондеркоманда-806 была создана в начале 1942 г. отделом «Иностранные Армии» и Управлением вооружения ОКВ. Орган размещался на территории Шталага-ЗД в Берлине. Начальник органа - подполковник Циннеманн, комендант - майор Гемпель.В команде находились

Из книги Спецслужбы Третьего Рейха: Книга 1 автора Чуев Сергей Геннадьевич

Рабочая команда-443 Рабочая команда-443 (она же «Арбайтскомандо 443» или «Зондеркоманда-443») была организована в г. Вольгаст (Северная Германия) в середине 1942 г. военно-техническим бюро Управления военной промышленности и вооружения ОКВ.Начальник органа - инженер

Из книги Великая Татария: история земли Русской автора Пензев Константин Александрович

Тимур Шереф-ад-Дин Иезиди в «Зафар-наме» (http://www.vostlit.info) приводит список «всех царей из рода Чингиз-хана, правивших в Дешт-и-Кипчаке до сего времени: 1) Джучи, которому по приказу отца принадлежали области Хорезм, Дешт-и-Хазар, Булгар, аланы и те пределы; между ним, Нагадаем и

Из книги От Руси к России. Очерки этнической истории автора Гумилев Лев Николаевич

Тохтамыш и Тимур Столкновение с Тохтамышем сильно ослабило положение великого князя Дмитрия. Ведь ярлык на великое княжение, как и раньше, давал хан, поскольку Куликовская битва не изменила политических взаимоотношений Орды и Москвы: великое княжение связывалось с

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Как набиралась команда В «Хронологической истории открытия Алеутских островов…», изданной в 1823 году, есть упоминание о том, как организовывались в XVIII веке промысловые экспедиции к берегам Аляски и к Алеутским островам. Поскольку подобные путешествия требовали больших

Из книги Сокровища погибших кораблей автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Команда галеонов Руководил флотом, который пересекал океан, генерал-капитан, назначаемый самим королём. Как правило, это был очень знатный человек, приближенный к королевской семье. Ему подчинялся второй флагман в звании адмирала и все офицеры флота.Команда каждого

Из книги 1937 год: Элита Красной Армии на Голгофе автора Черушев Николай Семенович

«Старик» и его команда

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Капитаны и команда Своеобразный фокус особых отношений, царивших на пиратском корабле, - это роль, которую доверяли капитану. Широта его власти не сравнима с полномочиями капитанов военных кораблей, торговых и каперских судов. Он избирался всей командой и становился

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар