Ещё из

Где останки императоров?
Есть подозрение, что могилы русских царей в Петербурге сегодня пусты / Версия

Бурное обсуждение вопроса о перезахоронении цесаревича Алексея и великой княжны Марии, останки которых были найдены недавно под Екатеринбургом, вновь привлекло внимание общественности к царским захоронениям в Петропавловском соборе Петербурга. Вспомнили, что сразу после революции эти могилы были разграблены.


Гробница Императора Петра I


Причем этот факт тщательно скрывался не только в советские времена, но как-то замалчивается даже и в наши дни. Так, во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил».
На самом деле это не так. Могилы стали грабить сразу после революции.

К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады.


Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы – Иерусалимской Божьей Матери и святой Анны Пророчицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича – сына великого князя Даниила Московского и русских царей – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича – хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой лавре).

В течение XVIII – первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII – первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам – золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последнеисполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.

К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Разграбление могил

На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года, по распоряжению Временного правительства, все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но всех мародеров перещеголяли, конечно, большевики.

В 1921 году под предлогом требований «Помгола», выступившего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, были кощунственно вскрыты и безжалостно разграблены сами императорские могилы. Документов об этой чудовищной акции не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.


В записках русского эмигранта Бориса Николаевского есть драматический рассказ об истории разграбления царских могил, который был опубликован: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали".

"В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.

«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати»...

Такая же процедура происходит с гробами Александра II и Николая I. Члены комиссии работают быстро: воздух в усыпальнице тяжелый. Очередь за гробницей Александра I. Но здесь большевиков ожидает неожиданность.

Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.


Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.

«…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…».

Жуткие масштабы грабежа

Куда же потом исчезли снятые с трупов драгоценности? Вероятно, они были проданы за границу. Большевики поставили грабеж национальных богатств на поток, разоряли не только могилы и церкви, но и музеи, бывшие дворцы знати, особняки буржуазии. Грабеж приобрел совершенно невероятные, прямо-таки жуткие масштабы. В 1917–1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Делалось это под предлогом помощи голодающим, но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла, сокровища были проданы за бесценок.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.


К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре.

Что же теперь в могилах?

Но если драгоценности царей исчезли, что осталось в их могилах? Свое исследование произвел диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В статье, опубликованной на днях на сайте Православие.ру, он приводит показания ряда лиц, имевших сведения о вскрытии могил. Вот, например, слова профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей, и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):«Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее.

Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся.


Гробница Александра I оказалась пустой».

Странно, но разговоры на эту тему велись потом только по поводу будто бы оказавшейся пустой гробницы Александра I. Но даже этот факт теперь опровергают. Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал этот вопрос Александру Колякину, нынешнему директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости), то тот категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи». Однако никаких фактов при этом не привел, добавив только, что лучшим поводом убедить сомневающихся является вскрытие могилы императора, однако оснований для такой процедуры, по его мнению, нет.

Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему об этой тайне. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей». По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и ответил: «Там пусто…»

Вопросы без ответа

В 1990-гг, когда решался вопрос об идентификации царских останков семьи Николая II, найденных под Екатеринбургом, было принято решение вскрыть гробницу брата царя – Георгия Александровича, чтобы взять на экспертизу частицу останков. Эксгумация проводилась с участием священнослужителей. Когда сверху убрали мраморный саркофаг, обнаружили толстую монолитную плиту. Под ней был склеп, в котором стоял медный ковчег, в нем цинковый гроб, а в нем уже – деревянный. Несмотря на то, что склеп был залит водой, все же удалось обнаружить кости, пригодные для экспертизы. Были изъяты образцы, в присутствии понятых. Через две недели останки великого князя были захоронены на прежнем месте. Однако гробницы самих императоров никто после 1921 года так и не вскрывал.

Между тем и архивные поиски историков официального акта о вскрытии гробниц в 1921 году пока ничего не дали. Долгие годы занимавшийся этим вопросом историк Н. Эйдельман пришел к выводу, что отдельный документ очень трудно, практически невозможно найти.


Вскрытие гробниц в 1921 г. могло быть следствием энергичной инициативы каких-либо петроградских учреждений, чьи архивы за прошедшие десятилетия, особенно за время войны, подвергались различным, порою гибельным перемещениям.

Диакон Владимир Василик свое исследование вопроса о царских захоронениях и их разграблении большевиками заканчивает так: «До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное, – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения».

Пламя крематория

А кроме того, добавим мы, есть все основания задать и другой, еще более драматический вопрос: а не пусты ли вообще сегодня все эти могилы русских императоров, останки которых большевики вытащили из гробниц и ограбили? Зачем их вывезли потом из Петропавловского собора? Известно, что во вскрытии царских гробниц участвовал также некий Борис Каплун, племянник могущественного главы петроградского ЧК М. Урицкого. На тот момент Каплун занимался созданием первого в Петрограде и вообще в России крематория, который был запущен в 1920 году. По воспоминаниям Корнея Чуковского, Каплун часто приглашал в крематорий знакомых дам, чтобы полюбоваться обрядом «красного огненного погребения».

Так может, этот племянник Урицкого явился в собор на вскрытие гробниц с тайным заданием вывезти останки императоров и уничтожить их потом в крематории? А иначе, что он там делал? Конфискация драгоценностей явно не входила в компетенцию Каплуна, ответственного за крематорий.

Да и сам факт сожжения выглядел бы символично. Ведь пытались же большевики под Екатеринбургом сжечь трупы убитых ими членов царской семьи...


Первый крематорий был устроен на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Идея его создания была вообще привлекательной для представителей новой власти. Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. Но просуществовал этот крематорий в Петрограде недолго. Все его архивы были потом уничтожены. Так что проверить эту невероятную версию сегодня нет никакой возможности.

Другой аргумент в пользу версии о вероятности уничтожении останков императоров большевиками – принятый 12 апреля 1918 года декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Это было целенаправленное разрушение исторической памяти, начальный этап десакрализации прошлого и культа умерших, в частности. Памятники начали сносить в первую очередь в бывшей столице Российской империи. Именно в это время и начинается эпопея со строительством крематория, который можно рассматривать, как часть плана монументальной пропаганды. В рамках этого плана уничтожались не только памятники, но и могилы, а потом стали сносить целые кладбища.

Простая логика вообще говорит: зачем надо было затевать эту возню, вывозить гробы из Петропавловской крепости, зачем-то складировать в другом месте и т.п.? Ведь если бы большевики хотели останки императоров сохранить, то было бы гораздо проще сразу вернуть останки на их прежнее место в Петропавловском соборе. Однако вывезли же! Но зачем? Вернули их обратно или нет?.. Кто даст сегодня ответ на эти вопросы?

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

Секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) заявил, что гробницы русских царей могли быть тайно вскрыты неизвестными. Подозрения об этом усилились в ходе осмотра гробницы предпоследнего императора Александра III в Петропавловском соборе перед началом проведения официальных работ по эксгумации его тела, которые необходимы для перепроверки подлинности останков его сына Николая II и царской семьи. На гранях мраморного надгробия Александра III оказались сколы, внутри - мусор и недостаток металлических элементов каркаса.

«Уже много лет существуют свидетельства о том, что могилы в Петропавловской крепости, где похоронены русские императоры, вскрывались. И возможно - неоднократно. Мы обращались в архивы… никаких документов нет. Но у Церкви есть свидетельства людей, которые рассказывают о тайных вскрытиях», - заявил епископ Тихон 13 ноября на пресс-конференции о позиции Церкви по вопросу продолжения изучения подлинности царских останков.

Примеры таких свидетельств он зачитал журналистам: «Например, профессор Косурский свидетельствует. „Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось, он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много, производилось изъятие из царских гробниц. И далее он добавляет, что гробница Александра I пуста“».

«Мы не отбрасываем никаких свидетельств, мы стараемся их проверить. Вот наша главная позиция», - подчеркнул священнослужитель.

«Возможно, царские останки были потревожены. Возможно, произошло мародерство. Когда в 1993 году были проведены работы в великокняжеских усыпальницах, тоже в Петропавловской крепости, то обнаружено что все они были вскрыты, ограблены, вилами там проходились в двадцатые годы, разыскивая драгоценности. Возможно императоры и цари сейчас лежат в таком виде под полом крепости. Для нас еще и поэтому было очень важно освидетельствовать могилу Александра III», - объяснил епископ.

«Мы ничего не утверждаем, мы не утверждаем, что могила Александра III была вскрыта, хотя более чем допускаем это. Сейчас мы допускаем одно - надгробие над могилой Александра III было разобрано и собрано вновь», - заключил представитель Церкви.

Между тем, в Следственном комитете России заявили о безосновательности сообщений о том, что гробницу императора Александра III в Санкт-Петербурге могли вскрывать при советской власти. «Мы об этом ничего не знаем. Документальных подтверждений этому нет», - заявил «Интерфаксу » в пятницу старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики СКР Владимир Соловьев.

Как сообщал « », по просьбе Русской православной церкви следователи перепроверяют подлинность останков Николая II и его семьи. Для этого царские останки 23 сентября эксгумировали и взяли необходимые для теста на ДНК образцы. В изъятии проб в качестве наблюдателя принял участие руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Подлинность останков планировали перепроверить многократно - по крови самого Николая II, по образцам с тел Александра II и Елизаветы Федоровны, затем было принято решение взять образцы из могилы Александра III - отца последнего русского императора.

Новая экспертиза подтвердила подлинность останков императора. По крайней мере так «Интерфаксу » сообщил руководитель отдела геномики и генетики человека Института общей генетики Российской академии наук Евгений Рогаев, который руководит исследованиями. Официальный представитель СКР Владимир Маркин уточнил, что в данном случае анализ наиболее информативных участков митохондриальной ДНК, полученной при исследовании образцов, взятых 23 сентября 2015 года из челюсти и позвонка императора, «показал, что они совпадают с данными, полученными ранее при исследовании рубахи Николая II со следами его крови и ранее установленной митохондриальной последовательности из других образцов скелета».

Какие результаты показали сравнения образцов с останков Николая II и его родственников пока неизвестно.

В начале октября стало известно, что дата перезахоронения останков детей Николая II, царевича Алексея и княжны Марии, была на более более поздний строк. Причиной для этого послужили задержки в процедурных вопросах.

Напомним, патриарх Алексий II 17 июля 1998 года демонстративно проигнорировал церемонию захоронения найденных в Поросенковом логе девяти тел в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Причиной этого стал непрозрачный характер расследования и проведения генетических экспертиз по делу царской семьи в 90-е годы.

Одной из самых мистических личностей в русской литературе является Н. В. Гоголь. Он был при жизни скрытным человеком и унес с собою множество тайн. Зато оставил гениальные произведения, в которых сплетаются фантастика и реальность, прекрасное и отталкивающее, смешное и трагичное.

Здесь летают ведьмы на метле, влюбляются друг в друга парубки и панночки, принимает напыщенный вид мнимый ревизор, Вий поднимает налитые свинцом веки и убегает от А писатель неожиданно прощается с нами, оставляя в восхищении и недоумении. Сегодня мы поговорим о последней его шараде, оставленной потомкам, - тайне могилы Гоголя.

Детство писателя

Гоголь появился на свет в Полтавской губернии 1 марта 1809 года. До него в семье уже рождалось двое мертвых мальчиков, поэтому о рождении третьего родители молились Николаю Чудотворцу и назвали первенца в его честь. Гоголь был болезненным ребенком, над ним много тряслись и любили больше других детей.

От матери ему передались религиозность и склонность к предчувствиям. От отца - мнительность и любовь к театру. Мальчика влекли тайны, страшные истории, вещие сны.

В 10 лет его с младшим братом Иваном отправили в Полтавское училище. Но обучение длилось недолго. Брат умер, что сильно потрясло маленького Николая. Его перевели в Нежинскую гимназию. Среди сверстников мальчик отличался любовью к розыгрышам и скрытностью, за что его называли Таинственный Карло. Так рос писатель Гоголь. Его творчество и личная жизнь во многом определились первыми детскими впечатлениями.

Художественный мир Гоголя - творение сумасшедшего гения?

Произведения писателя удивляют своей фантасмагоричностью. На их страницах оживают ужасающие колдуны ("Страшная месть"), восстают по ночам ведьмы во главе с чудищем Вием. Но вместе с нечистью ожидают нас и карикатурные картины на современное общество. Приезжает в город новый ревизор, покупаются Чичиковым мертвые души, показывается русская жизнь с предельной честностью. А рядом - абсурд "Невского проспекта" и знаменитого "Носа". Как родились в голове писателя Николая Васильевича Гоголя эти образы?

Исследователи творчества до сих пор теряются в догадках. Много теорий связано с сумасшествием писателя. Известно, что он страдал от болезненных состояний, во время которых наблюдались перепады настроения, крайнее отчаяние, обмороки. Возможно, нарушенное мышление и побудило Гоголя написать столь яркие, необычные произведения? Ведь после перенесенных страданий наступали периоды творческого вдохновения.

Однако психиатры, изучавшие творчество Гоголя, не находят признаков помешательства. По их мнению, страдал писатель от депрессии. Безысходная печаль, особая чувствительность свойственны многим гениальным личностям. Именно это помогает им глубже осознавать окружающую реальность, показывать ее с неожиданных сторон, поражая читателя.

Писатель был застенчивым и закрытым человеком. К тому же он обладал хорошим чувством юмора и обожал розыгрыши. Все это породило множество легенд о нем. Так, излишняя религиозность заставляет предположить, что Гоголь мог состоять в секте.

Еще больше толков вызывает тот факт, что писатель не был женат. Есть предание, что в 1840-х годах он делал предложение графине А. М. Вильегорской, но получил отказ. Ходила молва и о платонической любви Николая Васильевича к замужней даме А. О. Смирновой-Россет. Но все это слухи. Как и разговоры о гомосексуальных склонностях Гоголя, от которых он якобы пытался избавиться с помощью аскез и молитв.

Много вопросов вызывает смерть писателя. Мрачные мысли и предчувствия одолевали его после окончания второго тома "Мертвых душ" в 1852 г. В те дни он общался с духовником Матвеем Константиновским. Последний убеждал Гоголя отказаться от греховной литературной деятельности и уделять больше времени духовным исканиям.

За неделю до Великого поста писатель подвергает себя жесточайшей аскезе. Он почти не ест и не спит, что негативно отражается на здоровье. В ночь на он сжигает в камине бумаги (предположительно - второй том "Мертвых душ"). С 18 февраля Гоголь не встает с постели и готовится к смерти. 20 февраля врачи принимают решение начать принудительное лечение. Утром 21 февраля писатель умирает.

Причины смерти

Как умер писатель Гоголь, гадают до сих пор. Ему было всего 42 года. Несмотря на плохое самочувствие в последнее время, такого исхода никто не ожидал. Точный диагноз врачи не смогли поставить. Все это породило множество слухов. Рассмотрим некоторые их них:

  1. Самоубийство. Перед кончиной Гоголь по собственной воле отказался от еды и вместо сна молился. Он сознательно готовился к смерти, запретил лечить себя, не слушал увещеваний друзей. Возможно, он ушел из жизни по собственной воле? Однако для человека религиозного, боящегося ада и дьявола, это не представляется возможным.
  2. Психическая болезнь. Возможно, причиной такого поведения Гоголя стало помутнение рассудка? Незадолго до трагических событий скончалась Екатерина Хомякова, сестра близкого друга писателя, к которой он был привязан. 8-9 февраля Николаю Васильевичу приснилась собственная смерть. Все это могло пошатнуть его неустойчивую психику и привести к излишне суровому аскетизму, последствия которого оказались ужасающими.
  3. Неправильное лечение. Гоголю долго не могли поставить диагноз, подозревая то кишечный тиф, то воспаление желудка. Наконец, консилиум лекарей постановил, что у больного менингит, и подверг его недопустимым при таком диагнозе кровопусканиям, теплым ваннам, холодным обливаниям. Все это подорвало и так ослабленный долгим воздержанием от пищи организм. Писатель скончался от сердечной недостаточности.
  4. Отравление. По другим источникам, врачи могли спровоцировать интоксикацию организма, троекратно выписав Гоголю каломель. Это было вызвано тем, что к писателю приглашали разных специалистов, которые не знали о других назначениях. В результате больной скончался от передозировки.

Похороны

Как бы то ни было, но 24 февраля состоялось погребение. Оно было общественным, хотя друзья писателя возражали против этого. Могила Гоголя первоначально находилась в Москве на территории Свято-Даниловского монастыря. Гроб принесли сюда на руках после отпевания в церкви мученицы Титианы.

По воспоминаниям очевидцев, на месте, где находится могила Гоголя, внезапно появился черный кот. Это вызвало много толков. Поползли предположения, что душа писателя переселилась в мистическое животное. После погребения кот бесследно исчез.

Николай Васильевич запретил ставить памятник на своей могиле, поэтому был установлен крест с цитатой из Библии: "Горьким словом моим посмеюся". Его основой стал гранитный камень, привезенный из Крыма К. Аксаковым ("Голгофа"). В 1909 году, в честь столетия со дня рождения писателя, могилу реставрировали. Была установлена чугунная ограда, а также саркофаг.

Вскрытие могилы Гоголя

В 1930 году Даниловский монастырь был закрыт. На его месте решено было устроить приемник-распределитель для несовершеннолетних преступников. Кладбище срочно реконструировали. В 1931 году могилы таких выдающихся людей, как Гоголь, Хомяков, Языков и др., были вскрыты и перенесены на Новодевичье кладбище.

Происходило это в присутствии представителей культурной интеллигенции. Согласно воспоминаниям писателя В. Лидина, на место, где похоронили Гоголя, они прибыли 31 мая. Работы заняли весь день, так как гроб находился глубоко и вставлен в склеп через специальное боковое отверстие. Останки обнаружили с наступлением сумерек, поэтому не было сделано никаких фотографий. В архивах НКВД хранится акт вскрытия, в котором не содержится ничего необычного.

Однако, согласно слухам, это было сделано для того, чтобы не поднимать шум. Картина, открывшаяся присутствующим, потрясла всех. По Москве немедленно поползла страшная молва. Что же увидели люди, присутствовавшие на Даниловском кладбище в тот день?

Похороненный заживо

В устных беседах В. Лидин рассказывал, что в могиле Гоголь лежал, повернув К тому же обшивка гроба была исцарапана изнутри. Все это послужило поводом для ужасных предположений. Что, если писатель впал в летаргический сон и его похоронили живым? Возможно, очнувшись, он пытался выбраться из могилы?

Интерес подогревал тот факт, что Гоголь страдал тофефобией - страхом быть погребенным заживо. В 1839 году в Риме он перенес тяжелейшую малярию, что привело к поражению мозга. С тех пор у писателя наблюдались обмороки, переходящие в длительный сон. Он очень боялся, что в таком состоянии его примут за мертвого и похоронят раньше времени. Поэтому перестал спать в постели, предпочитая дремать полусидя на диване или в кресле.

В своем завещании Гоголь приказывал не хоронить его до появления явных признаков смерти. Так возможно ли, что воля писателя не была выполнена? Правда ли, что Гоголь перевернулся в могиле? Специалисты уверяют, что это невозможно. В качестве доказательств они указывают на следующие факты:

  • Смерть Гоголя была зафиксирована пятью лучшими врачами того времени.
  • Николай Рамазанов, снимавший с великого тезки знал о его страхах. В своих воспоминаниях он констатирует: писатель, к сожалению, спал вечным сном.
  • Череп мог быть повернут из-за смещения крышки гроба, что нередко случается с течением времени, либо во время переноски на руках к месту захоронения.
  • Разглядеть царапины на истлевшей за 80 лет обивке было невозможно. Это слишком большой срок.
  • Устные рассказы В. Лидина противоречат его письменным воспоминаниям. Ведь, согласно последним, тело Гоголя было найдено без черепа. В гробу лежал только скелет в сюртуке.

Легенда о пропавшем черепе

Об обезглавленном теле Гоголя, кроме В. Лидина, упоминают присутствовавшие при вскрытии археолог А. Смирнов, а также В. Иванов. Но стоит ли верить им? Ведь историк М. Барановская, стоявшая рядом с ними, видела не только череп, но и сохранившиеся на нем светло-каштановые волосы. А литератор С. Соловьев не разглядел ни гроба, ни праха, зато обнаружил в склепе вентиляционные трубы на случай, если умерший воскреснет и ему понадобится чем-то дышать.

Тем не менее история о пропавшем черепе была настолько "в духе" автора Вия, что получила свое развитие. Согласно легенде, в 1909 году, во время реставрации могилы Гоголя, коллекционер А. Бахрушин уговорил монахов Даниловского монастыря выкрасть голову писателя. За хорошее вознаграждение они отпилили череп, и он занял свое место в театральном музее нового хозяина.

Тот хранил его тайно, в саквояже патологоанатома, среди медицинских инструментов. Уйдя из жизни в 1929 году, Бахрушин унес с собой тайну местонахождения черепа Гоголя. Впрочем, могла ли история великого фантасмагорика, которым являлся Николай Васильевич, закончиться на этом? Безусловно, ей было придумано продолжение, достойное пера самого мастера.

Поезд-призрак

Однажды к Бахрушину пришел внучатый племянник Гоголя, лейтенант флота Яновский. Он прослышал про украденный череп и, угрожая заряженным оружием, потребовал вернуть его семье. Бахрушин отдал реликвию. Яновский решил похоронить череп в Италии, которую Гоголь очень любил и считал вторым домом.

В 1911 году в Севастополь прибыли корабли из Рима. Их целью было забрать останки соотечественников, погибших в период Крымской кампании. Яновский уговорил капитана одного из судов, Боргозе, захватить с собою ларец с черепом и передать русскому послу в Италии. Тот должен был захоронить его по православному обряду.

Однако Боргозе не успел встретиться с послом и отправился в очередное плавание, оставив необычный ларец в своем доме. Младший брат капитана, студент Римского университета, обнаружил череп и задумал попугать друзей. Ему предстояла поездка в веселой компании через самый длинный туннель того времени на Римском экспрессе. Молодой повеса прихватил череп с собой. Перед тем как поезд въехал в толщу гор, он открыл ларец.

Тут же состав окутал необычный туман, среди присутствующих началась паника. Боргозе-младший и еще один пассажир на полном ходу спрыгнули с поезда. Остальные испарились вместе с Римским экспрессом и черепом Гоголя. Поиски состава не увенчались успехом, тоннель поспешили замуровать. Но в последующие годы поезд видели в разных странах, в том числе на Полтаве, родине писателя, и в Крыму.

Возможно ли, что там, где похоронили Гоголя, находится лишь его прах? В то время как дух писателя странствует по миру в призрачном поезде, так и не обретя покоя?

Последнее пристанище

Сам Гоголь хотел быть упокоенным с миром. Поэтому оставим легенды любителям фантастики и перенесемся на Новодевичье кладбище, где были перезахоронены останки писателя 1 июня 1931 года. Известно, что перед очередным погребением почитателями таланта Николая Васильевича были выкрадены "на память" куски сюртука, обувь и даже кости усопшего. В. Лидин признавался, что лично он взял частичку от одежды и поместил ее в переплет "Мертвых душ" первого издания. Все это, конечно, ужасно.

Вместе с гробом на Новодевичьем кладбище были перевезены оградка и камень "Голгофа", служивший основой для креста. Сам крест на новом месте устанавливать не стали, так как советская власть была далека от религии. Где он теперь, неизвестно. Более того, в 1952 году на месте могилы был поставлен бюст Гоголя работы Н. В. Томского. Это было сделано вопреки завещанию писателя, который, как человек верующий, призывал не почитать его прах, а молиться о душе.

Голгофу отправили в мастерскую гранильщиков. Там камень нашла вдова Михаила Булгакова. Ее муж считал себя учеником Гоголя. В трудные минуты он часто ходил к его памятнику и повторял: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью". Женщина решила установить камень на могиле Булгакова, чтобы и после смерти Гоголь незримо оберегал его.

В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище. Как найти это место, чтобы почтить память великого писателя? Могила находится в старой части кладбища. С центральной аллеи следует свернуть направо и найти 12-й ряд, участок № 2.

Могила Гоголя, как, впрочем, и его творчество, таят в себе множество тайн. Разгадать их все вряд ли удастся, да и нужно ли? Своим близким писатель оставил завет: не скорбеть о нем, не связывать его с прахом, который грызут черви, не беспокоиться о месте захоронения. Он хотел увековечить себя не в гранитном памятнике, а в своем творчестве.

Окончательное заключение комиссии по вскрытию четырех захоронений в Архангельском соборе Московского Кремля

Вскрытию гробниц Ивана IV Грозного, его сыновей: Федора Ивановича и Ивана Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, которое проводилось в апреле-мае 1963 года, предшествовали работы по укреплению несущих конструкций придела Иоанна Предтечи (стены и своды), а также укрепление восточной стены (апсиды) Архангельского собора. В процессе этих работ стало очевидным, что без понижения современного уровня пола в приделе Иоанна Предтечи и дьяконнике собора, невозможно ликвидировать значительные деформации, имевшиеся в стенах этой части собора.

После понижения пола оказалось, что с устройством здесь усыпальницы Ивана Грозного и его двух сыновей, начались переделки восточной стены. Первоначально в ней вытесали большую нишу со стороны собора, образовав так называемое «горнее место» за престолом учрежденного в дьяконнике придела Иоанна Предтечи. «Когда же по распоряжению Ивана Грозного придел был перенесен в специальную пристройку, примкнувшую к дьяконнику с востока, у этой стены стесали белокаменный цоколь по ее наружному периметру. Несущая способность стены была окончательно нарушена при устройстве в ней нового дверного проема и прокладке каналов калориферного отопления в середине XIX столетия. В результате толщина стены в большей ее части была доведена до половины кирпича, т.е. до 15 см (от уровня белокаменного пола на высоту запрестольной ниши) и частично, на высоту 60 см, прикрыта современным полом из гранитных плит.

При такой толщине основания восточной стены дьяконника, скрытой позднейшим полом, нельзя было сразу установить причину постоянного появления трещин в верхней ее части. В соответствии с принятым решением об укреплении этой стены, заложен дверной проем XIX в., что позволило восстановить уничтоженную им северную часть ниши XVI века, предназначавшуюся для горнего места. Раскрыт древний дверной проем, который был сделан в XVI ст. для прохода из дьяконника в пристроенный к нему придел Иоанна Предтечи. Восстановлены первоначальные формы белокаменного цоколя по наружному очертанию стены. В том месте, где к нему примыкает захоронение М. В. Скопина-Шуйского, цоколь не восстановлен. Понижен пол до уровня кирпичного пола XVII века.

Выполненный комплекс работ обеспечил конструктивную прочность сооружения и уничтожил причины, вызывавшие деформацию конструкций. Несколько раньше были укреплены стены и своды придела Иоанна Предтечи. Эта работа производилась в такой последовательности: Мелкие трещины расшивались и зачеканивались сложным раствором. Крупные трещины заделывались путем восстановления перевязки в кирпичной кладке. Восстановлены три оконных проема и венчающий карниз в первоначальных формах, относящихся ко второй половине XVII ст. Полуциркульные завершения, имевшиеся с трех сторон по фасаду в основании сводов, разобраны, т. к. относились к первой половине XVIII ст. Свод, состоявший из двух оболочек (перекатов) в местах наибольших деформаций, частично переделан с восстановлением его первоначального очертания. В процессе этих работ получены данные о том, что стены и свод в приделе Иоанна Предтечи дошли до нас в формах, которые они получили при перестройке во второй половине XVII столетия.

Сохранившееся основание стен придела, построенного в XVI столетии, меньше выступало на восток и было несколько сдвинуто на север. По фасаду цоколь стены XVI в. тоже был раскрепован основаниями лопаток, украшавших фасад, что, видимо, было повторено при перестройке стен во второй половине XVII века. Пол в приделе был выполнен из большемерного кирпича (разм. 29 х 14 х 8), положенного плашмя в елочку. В дьяконнике уровень пола менялся четыре раза, в том числе два раза в XVI ст. Первоначальный пол был выполнен из поливных керамических плит (желтого, зеленого и коричневого цвета) треугольной формы, уложенных в форме звезды и скрепленных между собой металлическими штырями. Над этим полом (на 60 см ниже уровня современного пола) хорошо сохранился пол из белокаменных плит, который был настлан в соборе, видимо, после большого пожара 1547 года.

Одновременно удалось установить, что алтарная преграда первоначально имела два проема для входа в дьяконник из центральной части собора. Южный проход был заложен после 1533 г., когда перед ним было произведено захоронение. В связи с понижением пола в приделе Иоанна Предтечи и дьяконнике собора, надгробия Ивана Грозного и его сыновей, а также Скопина-Шуйского, надстроенные в конце XVII в. частично дополненные в начале XX века, потребовалось восстановить в своих изначальных формах. Так как надгробные плиты гробниц обнажились, было принято решение произвести их археологическое обследование. Анализ состояния кирпичной кладки надгробных сооружений и самих белокаменных саркофагов подтверждает, что захоронения подлинные и никем до настоящего времени не вскрывались. В захоронении Грозного и обоих его сыновей была предпринята попытка проникнуть неизвестными лицами.

Возможно, это произошло в прошлом столетии при устройстве отопления или в начале XX века при устройстве нового гранитного пола. Однако эти попытки повреждений самим захоронениям вреда не принесли. Все гробницы имели типовую форму. Сверху находился медный кожух, сделанный в начале XX века с крестом и именем погребенного; под ним – надгробное сооружение из кирпича, имевшее явно выраженные периоды строительства – XVI, XVII и XX столетия (увеличение высоты связано с повышением уровня пола). У каждого надгробия, у семьи Грозного в торцах, а у Шуйского с северной стороны, – белокаменные плиты с надписями вязью XVII века об имени погребенных, дне их смерти и погребения. Под кирпичными надгробиями находились также типовые саркофаги, вырубленные из целого блока белого камня – известняка в форме гроба, расширяющегося в плечах с полукруглым изголовьем.

Саркофаги закрывались белокаменными плитами с надписями имени погребенного, дня смерти и погребения. Останки Ивана и Федора Ивановичей, а также Скопина-Шуйского были завернуты в шелковые покрывала из камки с перевязью: трупы двух первых спеленуты тесьмой, а Скопина-Шуйского веревкой. Иван Грозный был похоронен в схиме. В саркофагах Царей Ивана IV и Федора и Царевича Ивана найдены стеклянные сосуды. Обнаружено необычное положение правой руки у Царя Ивана IV и князя Скопина-Шуйского: рука согнута под острым углом, так что кисть лежит у правой ключицы. Это пока неизвестная особенность старинного погребального обряда.

Во время вскрытия производилось: протокольное описание всего процесса вскрытия; фото и кинофиксация на черно-белую и цветную пленку; зарисовки и обмер белокаменных саркофагов и обнаруженных в них останков; архитектурно-археологический обмер кирпичных надгробий и маркировка разбираемой их части были выполнены до начала подготовительных работ, предшествовавших вскрытию. Костяки всех вскрытых захоронений (в том числе сохранившиеся черепа Царей Ивана Грозного и Федора Ивановича) и часть тлена были изъяты для научного изучения в лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН СССР. Соответствующие пробы тлена и костей переданы для анализов в лабораторию Института судебной медицины.

Для научных и экспозиционных целей выполнены копии в натуральную величину (из белого цемента) с четырех плит, накрывавших белокаменные саркофаги. При снятии пола в дьяконнике в его северозападном углу была обнаружена могила, в которой был похоронен Царь Борис Годунов. В могиле не оказалось саркофага, что подтвердило сведения о извлечении его останков из собора по распоряжению Лже-Дмитрия I. Этим самым подтвердилось и летописное упоминание, что Царь Борис был похоронен в дьяконнике алтаря в одном ряду с членами семьи Ивана Грозного. Сохранность всех скелетов оказалась различной. Но во всех случаях пострадали черепа. Череп Ивана Грозного сохранился очень плохо. Совершенно разрушено его основание и височная область правой стороны.

Скелет сохранился относительно хорошо. Нет мелких костей стоп и кисти. От черепа Царя Федора сохранилась только лицевая часть, большая часть лобной кости и подбородочная часть нижней челюсти, многие кости разрушены совершенно. У князя М. В. Скопина-Шуйского сохранилась нижняя челюсть, череп Царевича Ивана Ивановича разрушен полностью. Скелеты плохой сохранности, многих костей нет. Разрушение черепов объясняется тем, что известковые саркофаги очень гигроскопичны, в результате чего в них скапливалась вода. Эта вода, обогащенная растворившимися солями кальция, в течение сухого времени года постепенно испарялась, так как черепа всегда занимали более высокое положение по отношению к другим костям скелета, процесс испарения происходил через них. Вследствие этого при испарении влаги, соли кальция концентрировались в костях черепа, и, кристаллизуясь, разрывали структуру кости. Так механически разрушались все черепа.

Анатомо-антропологическое исследование скелета Ивана Грозного дает возможность сделать следующее заключение: по своему антропологическому типу он ближе всего к динарскому, то есть типу, очень характерному для западных славян. Однако в его черепе есть черты, как то: очень высокие округлые орбиты, резко выступающий, тонкий нос. Эти черты больше соответствуют средиземноморскому типу. Череп небольшой, с сильно развитым рельефом, низким лбом, сильно выступающим надбровием, резко выступающим вперед подбородком. Рост его 1 м 78 см – 1 м 79 см. Весь скелет свидетельствует о большой физической силе его. Совершенно очевидно, что с молодости он был очень тренирован. К концу своей жизни Царь Иван резко изменил, видимо, свой образ жизни. Он стал малоподвижен, стал быстро тучнеть. Невоздержанность в еде, систематический алкоголь, малая подвижность – все привело к тому, что у этого сильного, еще молодого человека стали быстро развиваться старческие образования.

На всех костях скелета видны резкие разращения остеофитов. Особенно резко они выражены на всех местах прикрепления мышц. Окостенели хрящи. Остеофиты на позвоночнике свидетельствуют о чрезвычайно малой подвижности Царя Ивана к концу жизни. В результате этого Царь Иван постоянно испытывал острые боли. Очевидно, этим и следует объяснить наличие ртути в его организме, так как он систематически прибегал к восточным ртутным мазям. Скелет Ивана Грозного не дает нам права говорить ни о каких признаках дегенеративности. Своеобразной аномалией Царя Ивана и его сына Федора было то, что оба они имели очень позднюю смену зубов. Царь Федор Иванович физиономически был очень похож на своего отца.

Его лоб был выше, а нос очень тонкий. Глаза несколько меньше. Роста был среднего. Очень кряжист, крепок. В лаборатории пластической реконструкции Института этнографии АН СССР проведена рентгеноскопия скелетов. У Царевича Ивана определен третичный люэс. Профессор М. М. Герасимов выполнил портретыреконструкции Царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича. Ткани, обнаруженные в гробницах, обработаны в мастерской Оружейной палаты реставраторами Баклановой М. Г., Ивановой Н. Ф. и Кошляковой Т. Н. Ткани извлекались из гробниц с особой осторожностью отдельно свернутыми фрагментами, а в отдельных случаях в виде свертков или спутанных клубков бурого цвета с землей, известью и плесенью. После фотографирования ткани обработаны водными растворами с реактивами по методу, применяемому в реставрационных мастерских Советского Союза. В процессе промывания ткани были очищены и расправлены, в результате чего выяснилось, что можно восстановить три рубахи, фрагменты трех покровов и два фрагмента шитья.

1. Рубаха Царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного). Сохранились все украшения и совершенно исчезла ткань. Облака, ластовицы и подол из красной (теперь бурой) тафты соединены золотой тесьмой. Металл сохранился небольшими фрагментами. После тщательного изучения остатков было выявлено, что золотая тесьма прикрывала все швы и закреплялась на отделке, поэтому легко читается покрой всей рубахи. Наружная часть, рукава и подол отделаны золотой тесьмой в виде параллельных полос. Все тяги были измерены. По аналогии с хранящейся в музее рубахой XVI в. сделан чертеж с указанием всех оставшихся фрагментов. Сорочка Царя Федора реконструирована.

2. Рубаха Царевича Ивана Ивановича (сына Ивана Грозного), состоит из отдельных фрагментов, имеет такой же узор, как и рубаха Царя Федора из параллельных полос, но не золотой, а чисто шелковой тесьмы. Вероятно, шелковая тесьма быстрее разрушилась и поэтому сохранилась частично. Сорочка Царевича Ивана реконструирована.

3. Рубаха Скопина-Шуйского по покрову аналогична рубахе Царя Федора, но имеет более роскошную отделку на груди, рукавах и по подолу в виде узора из растительных завитков, часто встречающихся в Русском орнаменте. Сорочка князя Скопина-Шуйского реконструирована.

4. Фрагменты покровов промыты, как и рубахи, в водных ваннах. Хорошо читается крупный узор, характерный для итальянской камки-куфтери XVI в. На покрове Царя Федора узор состоит из Фигурных клейм с вазонами гвоздик или гранатных яблок и геральдическими коронами между ними.

5. На покрове Царевича Ивана узор состоит из орнаментальных лент, которые, перевиваясь, образуют овальное и ромбические клейма с букетами и гранатами.

1. После промывки остатков схимы Ивана Грозного (мелкие фрагменты шерстяной ткани и шитья золотыми нитями), выявилась надпись и крест с головного убора и крест на подножье с нагрудной части (парамана).

Исследования, проведенные в Научно-исследовательском институте судебной медицины Министерства здравоохранения СССР, дали нижеследующие результаты:

1. При химическом исследовании порошкообразной массы черно-бурого цвета, отдельных костей, волос и ногтей, а также истлевших тканей одежды из саркофагов, в которых были захоронены Иван Грозный, его сыновья – Иван и Федор, и Скопин-Шуйский, найден мышьяк в пересчете на 100-граммовые навески: от 8 до 150 мкг в объектах из саркофага Ивана Грозного, от 14 до 267 мкг из саркофага Ивана Ивановича; от 10 до 800 мкг из саркофага Федора Ивановича и от 0 до 130 мкг из саркофага Скопина-Шуйского. Найденные количества мышьяка не превышают естественное содержание его в человеческом организме.

1. Результаты исследования тех же объектов на соединения ртути показали, что в объектах, извлеченных из саркофагов Ивана Грозного и Ивана Ивановича, количество найденной ртути в несколько раз превышает содержание ее в объектах из саркофагов Федора Ивановича и Скопина-Шуйского, в которых найденное количество ртути не превышает естественного содержания ее в человеческом организме в норме.

2. Так, в пересчете на 100-граммовые навески объектов исследования из саркофага Ивана Грозного ртуть найдена в количестве от 20 до 1333 мкг, а в объектах из саркофага Ивана Ивановича в количестве от 12 до 1333 мкг. Содержание ртути в объектах из саркофага Федора Ивановича находится в пределах от 3 до 333 мкг, а в объектах из саркофага Скопина-Шуйского до 266 мкг.

3. Кроме ртути и мышьяка была найдена медь в количестве от 2,5 до 162 мг в пересчете на 100-граммовые навески исследованных объектов. Наличие соединений меди, по всей вероятности, обусловлено использованием ее для отделки тканей одежды.

4. Жидкая часть содержимого трех сосудов, извлеченных из саркофагов Ивана Грозного и его сыновей, представляла собой воду с ничтожными следами соединений кальция, магния, ртути и меди. В плотных остатках, находившихся в указанных сосудах, обнаружены части хитиновых скелетов насекомых, сохранность которых очень плохая, что свидетельствует о давней гибели насекомых и далеко зашедшем их разложении. Эти насекомые относились преимущественно к двум биологическим группам. К первой группе принадлежат синантропные мухи (в том числе один экземпляр настоящей мухи (род Musca, семейство Muscidae) и один экземпляр серой мясной мухи (Sariophadi). Нахождение мух может объясняться либо тем, что их личинки развились в разлагающихся веществах, либо захоронением упомянутых экземпляров мух в самих сосудах, при условии, что в последних находилось жидкое содержимое. Ко второй группе относятся жуки жужелицы, которые свободно передвигаются по поверхности почвы и могли заползти в саркофаги. Представляет интерес отсутствие типичных мертвоедных форм насекомых (трупопожиратели).

5. При исследовании волос, извлеченных из саркофага Ивана Ивановича, крови не обнаружено. Роговое вещество волос приобрело диффузную ярко-желтую окраску, что обычно наблюдается при длительном захоронении, вследствие чего установить первоначальный цвет волос не представляется возможным. Наибольшая длина исследованных волос с головы равна 5,8 см.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Механических повреждений на сохранившихся костях скелетов Ивана Грозного, его сыновей – Ивана Ивановича, Федора Ивановича, а также Скопина-Шуйского не обнаружено.

2. Полное посмертное разрушение отдельных костей и значительные изменения некоторых костей лишают возможности высказать категорическое суждение, полностью исключающее возможность прижизненного повреждения костей. Это положение особенно относится к черепам Ивана Ивановича, Скопина-Шуйского и частично Федора Ивановича.

3. Найденное в останках, извлеченных из всех четырех саркофагов, количество мышьяка не дает оснований говорить о каких-либо отравлениях соединениями мышьяка. Повышенное количество ртути, обнаруженное в останках Ивана Грозного и Ивана Ивановича, может быть обусловлено применением ртутьсодержащих препаратов с лечебной целью. Следует при этом отметить, что соединения ртути издавна применялись для лечения различных заболеваний. В то же время обнаруженное количество ртути не позволяет полностью исключить возможность острого или хронического отравления ее препаратами. 22 ноября 1965 г. после исследований останки Царей Ивана Грозного и Федора Ивановича, Царевича Ивана и князя Скопина-Шуйского возвращены в саркофаги: кости скелетов и черепа, пропитанные воском с канифолью, положены в анатомическом порядке под защитный слой песка. Реконструированные одежды, остатки тканей и сосуды, изъятые из гробниц, переданы в фонды Музеев Кремля. В каждую гробницу положен памятный документ о проведенных исследованиях. Документы написаны тушью на старинном пергаменте и вложены в запаянные стеклянные сосуды, наполненные инертным газом аргоном. После перезахоронения останков древние гробницы восстановлены. Восстановлен интерьер усыпальницы Ивана Грозного и придела Иоанна Предтечи. Весь процесс перезахоронения и восстановления гробниц снят на кино и фотопленку.

Жилой дом в районе Академической. Если заглянуть в окна первого этажа и присмотреться, можно различить полки с разложенными на них человеческими черепами... Жуть!!!

А как бы вы себя чувствовали, если бы не просто подсматривали. И не на интервью пришли, как я, а день за днем просиживали в компании "симпатичных" черепов? Галина Вячеславовна ЛЕБЕДИНСКАЯ — сотрудник лаборатории пластической реконструкции имени М.М. Герасимова Института этнологии и антропологии РАН — за полвека работы восстановила по черепам облик 200 человек. Среди них известные личности: Степан Крашенинников, запорожский атаман Серко, болгарский царь Самуил, дьякон Павел. Стол с черепами — ее обычное рабочее место.

— Вы тревожите умерших, их души вас не преследуют?

— Никаких привидений никогда не встречала. Но странностей хватает. Например, когда в 1963 г. мы восстанавливали облик Ивана Грозного, что-то творилось с осветительными приборами. Когда нашу работу приезжали снимать телевизионщики, один раз — взорвались юпитеры, другой — лампочки и загорелась пленка. Фотографы просили попозировать вместе с черепом великого царя — у них тоже перегорела лампочка. А однажды во всей лаборатории погас свет, и мы, поддавшись мистическому настроению, зажгли свечу, стали вызывать дух самодержца. Только произнесли заветные слова: "Великий царь всея Руси Иван Васильевич, явись!" — свеча упала, затухла, одновременно громко хлопнула входная дверь. Все очень испугались. Но, может быть, это был всего-навсего сквозняк?..

— Вы присутствовали при вскрытии могилы Ивана Грозного и его сыновей. И что же вы увидели?

— Скелет, фрагменты одежды (Иван Грозный был погребен в монашеском одеянии), царский кубок. К сожалению, не удалось восстановить затылочную часть черепа сына Федора. Буквально у нас на глазах превратился в мелкую крошку череп другого сына, Ивана. В саркофаге был очень сырой микроклимат. Там подступали грунтовые воды, из-за чего, собственно, и было принято решение о вскрытии гробницы. Жаль, мы рассчитывали получить ответ на вопрос о том, действительно ли царевич Иван был убит посохом.

Но бывали и удачи. Например, Владимирского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, все считали человеком высокомерным, своенравным. А когда через много веков, вскрыли могилу, выяснили, что у княжеской гордыни было вполне разумное объяснение: у Андрея Юрьевича срослись шейные позвонки и он просто не мог сгибать шею. Исследование останков Хаджи-Мурата подтвердило версию Льва Толстого о том, что у него была сломана нога и поврежден череп.

— А как из черепа вы делаете "лицо"?

— Вначале пластилином наращиваются жевательные "мышцы", которые формируют овал, потом восстанавливаются другие мягкие ткани. Затем делается гипсовая копия. Она высушивается и тонируется под бронзу. На восстановление облика одного человека уходит около месяца работы.

— Как по черепу определяют возраст человека?

— По стертости зубов и по степени зарастания костей. Кстати, и пол "видно": по рельефности черепа, у женщин он более сглаженный.

В лаборатории хранится больше сотни черепов. Древние черепа — желтые по цвету, с них, как песок, сыпется труха. А вот черепа современников — белые и крепкие, их привозят сюда из московской прокуратуры, чтобы сотрудники восстановили облик погибшего, тогда, может быть, его смогут опознать. 80% трупов, черепа которых привозят в лабораторию, — "подснежники", убитые зимой и обнаруженные, когда сошел снег. Большинство оказываются молодыми людьми от 17 до 40 лет, как правило, это жертвы криминальных разборок.

— На вашу деятельность наложены какие-либо грифы секретности?

— Нельзя разглашать обстоятельства дела, которые раскрываются в процессе работы с "криминальными" черепами. Раньше существовали и некоторые этические нормы. Например, нельзя было произносить слово "труп", следовало говорить "анатомический материал". Нельзя было показывать во время съемок настоящие черепа.

— Ваши дети знают, с чем вы работаете?

— Когда моя дочь играла с подружкой в "дочки-матери", говорила: "Ты будешь папой и будешь кататься на велосипеде, а я буду мамой и буду клеить черепа". Но позже, когда дети учились в школе, приходили ко мне на работу, и я им показывала, какими были первобытные люди.

— Во время раскопок на Манежной площади нашли несколько скелетов. Вам удалось восстановить облик древних москвичей?

— Конечно, и люди оказались очень красивыми. На месте, где производились раскопки, в XVI-XVII веках была Стрелецкая слобода. Сохранившиеся остатки одежды говорят о том, что мужчина, например, череп которого нам передали, был стрельцом. Второй череп принадлежал женщине, простой горожанке.

— К вам никогда не обращались частные лица, не предлагали восстановить облик своего прадеда, например?

— Черепа прадедов, как правило, никто дома не хранит, и могилу родственника потревожить тоже вряд ли кто отважится. Но я не взялась бы за частный заказ еще и потому, что не могу быть уверена, правду ли говорит человек. Вдруг за его предложением кроется какая-либо криминальная подоплека.

— Когда вы видите череп, какие чувства испытываете?

— Приятные. Я вижу вместо черепа лицо человека и предвкушаю процесс работы, который мне предстоит.

В этом году Галине Вячеславовне Лебединской исполнилось бы 90 лет. Она умерла всего три года назад.

(Моя подруга Елена (