В последнем посте о дольменах — попытка понять, кто мог построить эти величественные сооружения? Каковы основные характеристики общества и системы управления, при которой стало возможным осуществление таких масштабных и амбициозных проектов?

Повторюсь, что дольменные сооружения, относящиеся к энеолиту и к более поздним эпохам, есть не только на Кавказе, но и во многих других частях евразийского континента - в Британии, Дании, Швеции, в южных и центральных областях Франции, а также в Португалии, Испании, Италии, Северной Африке, Турции, Сирии, Иордании, Палестине, Болгарии, Индии, Корее, Японии.

Как в столь разных регионах появились строения, сходные как по архитектурному воплощению, так и по идеологическим функциям? Вряд ли, как считают современные археологи, дольменная культура сформировалась впервые в одном конкретном месте и распространилась затем - путем заимствования ‒ по всей Евразии. Хронологический разброс строительства и особенно использования дольменных сооружений очень большой. Дольмены отделяют друг от друга иногда два-три тысячелетия.

Историк и антрополог Б. Бгажноков считает, что «какого-либо единого центра «дольменной цивилизации», откуда она распространилась по всему миру, не существует, как не существует и «единого этнического творца» такой цивилизации. С некоторой уверенностью можно говорить лишь о том, что Средиземноморье и черноморский бассейн стали катализаторами развития дольменной культуры Евразии».

Приморские общества, где впервые появлялись дольмены, развивались в основном самостоятельно, независимо друг от друга. Но на распространение дольменов влияли и процессы миграции населения. Например, доказана связь западно-европейских мегалитических культур между собой и то, что они восходят к традициям, которые можно объяснить только распространением из одного центра, находящегося в Лос-Мильяресе, в провинции Альмерия (Испания). Из Пиренеев дольмены распространились в Британию, что произошло накануне III тыс. до н.э. Между тем в южной Франции они появились главным образом под воздействием мегалитических традиций Сардинии и Корсики.

Дольменная культура Западного Кавказа возникла на целое тысячелетие позже, чем ее европейские аналоги.

Но жители Кавказа, как утверждают некоторые археологи, могли заимствовать не только и не столько ранние образцы дольменной культуры Европы, сколько сравнительно поздние. Так, А.Д. Резепкин полагает, что исходной формой для дольменов Кавказа явились купольные гробницы второго периода развития культуры Лос-Мильярес, который датируется серединой второй половины III тыс. до н.э.

Б. Бгажноков считает, что дольмены — архитектурное выражение двух распространенных во всем мире культов, культа предков и культа камня. Строили дольменные сооружения, главным образом, в горных приморских районах, где сама природа способствовала мегалитическому выражению и воплощению указанных культов.

Соединение культа камня с культом предков, а также обилие природного материала для строительства мегалитических сооружений - вот три главных условия возникновения кавказских дольменов. В этом отношении дольмены Кавказа стоят в одном ряду с дольменными комплексами Запада и Востока, находясь между ними как бы в центре - в центре Евразии. Но и имеют целый ряд отличительных признаков и черт, специфичных лишь для Кавказа. По мнению Б. Бгажнокова, основные признаки именно кавказских дольменов: 1) герметичность каменной гробницы, 2) аккуратно сделанное небольшое отверстие (30‒40 см в диаметре) обычно в нижней части передней стены, 3) наличие столь же аккуратно сделанной иногда орнаментированной каменной пробки, плотно закрывающей отверстие, 4) усиление герметичности за счет строительства корытообразных дольменов и дольменов-монолитов.

Если допустить перенесение традиций дольменостроительства на восточное побережье Черного моря из других областей Евразии и особенно из Западной Европы, то следует обратить внимание на то, что в таком количестве, как на Кавказе такие сооружения нигде не встречаются.

Кроме того, именно кавказские дольмены отличаются конструктивной сложностью, неожиданным для эпохи бронзы совершенством форм, великолепной обработкой плит и монолитов, плотной без всяких зазоров подгонкой отдельных камней друг к другу. Археологи не раз подчеркивали, что искусство обработки камня, архитектурное мастерство и разнообразие кавказских дольменов превосходят многие другие постройки данного типа, более простые и не столь изысканные.

С.В. Валганов писал о кавказских дольменах: «Прежде всего это качество. Такого качества обработки камня, подгонки блоков и точности сборки больше не встречается нигде среди культур, практиковавших сооружения дольменов. Другой фактор - это разнообразие конструкций. Фантастическое многообразие конструктивных решений, которые применяли таинственные дольменостроители Кавказа, не имеет аналогов больше нигде в мире. И при всем этом, кавказские мегалиты, являясь откровенной вершиной дольменостроения, остаются далеко не самыми поздними в мире».

Некоторые ученые объясняют это влиянием, которое оказала на дольменостроителей высокая культура Майкопа, сформировавшаяся еще раньше в результате тесных контактов с древними цивилизациями Месопотамии и Малой Азии, в частности, цивилизацией хаттов.

Строительство дольменов и кавказских в особенности требовало больших знаний, умений, колоссальных материальных затрат. Особая загадка - каким образом многотонные каменные плиты и валуны доставлялись к участкам строительства гробниц, расположенным очень часто на большом расстоянии (от 10 до 60 км) от мест, где эти плиты и валуны могли быть найдены и изготовлены? Некоторые плиты, особенно плиты перекрытия, весили часто более десяти тонн, а ведь их еще надо было поднять на высоту поставленных стен. Чтобы поднять и установить такие плиты необходимо было приложить усилия сотен человек.

Поэтому иногда так убедительны речи экскурсоводов и новые мифы о космических пришельцах или богах, спускающихся с неба и организующих согласованные действия землян. Кстати, и в мифологии Кавказа присутствует сюжет о божьем сыне, который младенцем спущен к строителям мегалитов с небес в золотом коробе, а когда вырос, покинул своих воспитателей и снова вознесся на небо.

Трудно представить возникновение таких гробниц без четко установленного порядка привлечения (принуждения) людей к строительным работам, без власти одних групп населения над другими. Все это, как считает Б. Бгажноков, «позволяет говорить о многочисленности, иерархичности, сравнительно высоком уровне социальной и культурной самоорганизации сообществ, возводивших кавказские дольмены».

Археолог В.И. Марковин в своих работах постоянно подчеркивает, что эти сообщества представляли из себя значительную силу, способную соперничать с населением майкопской культуры в Прикубанье.

Величина и сложность самой конструкции дольменов зависели от социальной значимости погребенных.

В крупных и хорошо отделанных гробницах хоронили наиболее прославленных родоплеменных вождей, менее значимых вождей и соплеменников помещали в дольменах попроще. Самых простых общинников могли хоронить в пещерах, в простых грунтовых ямах, обложенных камнями.

Но самобытность кавказских дольменов, как сказано, не исключает возможность внешних воздействий как с Запада, так и с Востока. Идея дольмена как синтеза культа предков и культа камня могла развиться у местного населения в ходе взаимодействия с народами, у которых эта идея уже реализовалась.

Предполагается, что дольменная культура сформировалась в ходе миграции на Западный Кавказ населения с Ближнего Востока. Обычно этот процесс рассматривается в контексте хатто-абхазо-адыгского языкового и культурного родства.

Дольмены - это сооруженные из крупных каменных блоков строения, предположительно, культового характера. Сегодня на Кавказе дольменов сохранилось около 3000. Появились в конце III-II тысячелетий до н.э.

Если спросить местных жителей о дольменах, они непременно расскажут легенду о карликах, которые когда-то поселились в этих местах. Народец был настолько крохотным, что для верховой езды использовал зайцев. Рядом с ними, как водится в сказках, жили великаны. Они-то и построили для своих слабосильных соседей каменные жилища, чтобы те могли укрываться во время непогоды.

Люди, склонные к эзотерическому объяснению непознанного, считают, что дольмены установили жители внеземных цивилизаций и наделили их магической силой, способной пробудить в человеке необычные способности, подарить ему любовь или восстановить здоровье.

Ученые выдвигают лишь гипотезы. На сегодняшний день есть две версии о предназначении дольменов. Они могли быть как культовыми сооружениями племени или отделившегося рода, так и погребальными. При проведении раскопок во многих из них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи, а рядом с ними и различные предметы, которые могли пригодиться усопшим в мире ином: от каменных скребков и черепков посуды из серой глины до средневекового оружия. Хотя более поздние захоронения, естественно, были вторичными.

На Западном Кавказе обнаружено и описано 2300 дольменов, большая их часть находится в районе Геленджика, Новороссийска и Шапсугской. Совершенно целых и не сильно разрушенных среди них около 150. Но даже такое количество артефактов не проливает свет на историю их создания. Точно известно только время их возведения, которое удалось определить на основании радиоуглеродного анализа органических остатков, извлеченных из камер дольменов. Было установлено, что западно-кавказские дольмены строились с 3500 по 1400 год до н. э.

Древние строители возводили дольмены из блоков кварцевого песчаника. В среднем вес сооружения составляет от 15 до 30 тонн. Это означает, что на территории Западного Кавказа должны были быть каменоломни, но даже малейших следов их существования по сей день не обнаружено. Если их не было поблизости, то каким образом огромные каменные глыбы доставлялись к месту постройки при отсутствии дорог, пригодных для перевозки тяжелых грузов? И главный вопрос: как древние архитекторы рассчитывали параметры плит, места соединений которых не имеют прямолинейной поверхности, а все плиты четко прилегают друг к другу за счет специально устроенных пазов? Места стыков настолько плотные, что между плитами невозможно просунуть и лезвие ножа. Удивительным кажется и то, что даже самые ранние постройки представляют собой не примитивные, а сложные сооружения. Примером идеальной работы инженерной мысли могут служить дольмены на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком.

Современному человеку столь четкая подгонка деталей конструкции оказалась не под силу. При реконструкции дольменов составить многотонные плиты без погрешностей пока не удавалось. А в 2007 году в Сафари-парке Геленджика решили собрать дольмен из плит разрушенных построек, обработку и подгонку которых решено было осуществлять при помощи сверхточных электроинструментов. Однако и в этот раз строители бронзового века оказались выше на голову - между плитами вновь собранного дольмена остались зазоры в несколько сантиметров.

Так кто же были эти люди, владеющие столь совершенной технологией строительного дела? По предположению археолога Владимира Марковина, большую часть жизни посвятившего изучению кавказских дольменов, они жили в глинобитных лачугах, не знали железа, гончарного круга, землю обрабатывали мотыгами. И тем не менее, именно они создали сооружения, которые и сейчас поражают воображение совершенством конструкций.

Какими бывают дольмены

Плиточные дольмены обычно включают в себя четыре стены, крышку и пол, состоящий из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециевидная. В плитах имеются пазы, за счет которых все плиты плотно соединены. Передняя плита, обрамленная выступами боковых и нависающим козырьком, образует портал.

Составные дольмены частично или полностью собраны из отдельных небольших блоков. Они имеют сложное геометрическое соединение. Форма камеры разнообразна: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.

Корытообразные дольмены высекались в толще камня, а затем сверху накрывались плитой.
Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

Дольменная группа Усть-Сахрай

До основания в 1862 году поселка Усть-Сахрай на его территории было расположено дольменное поле. В настоящее время застройкой домов уничтожена его основная центральная часть. Первое упоминание об Усть-Сахрайских дольменах оставил Евгений Фелицын. Владимир Марковин, опираясь на заметки Фелицына, также упоминает Усть-Сахрай, но исследовать местные мегалиты ему не пришлось.

Исследование дольменной группы Усть-Сахрай осуществлено объединенной археологической экспедицией АРИГИ и АГПИ (ДГУ) в 1991-1994 годах под руководством Нурбия Газизовича Ловпаче.

От большого дольменного поля километровой протяженности в между реками Дах и Сахрай остались две группы западного и восточного края поселка. На Букреевой поляне, перед западной окраиной Усть-Сахрая, имеются около полусотни курганных насыпей. Под десятью из них рассмотрены и исследованы портальные и беспортальные дольмены, двухкамерные гробницы, каменный ящик, погребальные площадки с кромлехом и менгиром. За восточным краем поселка, между околицей и современным кладбищем, осталось 5 видимых мегалитических сооружений, три из которых частично исследованы.

Характерной особенностью Усть-Сахрайских дольменов является их хронологическая многослойность и конструктивно-типологическое разнообразие. Датируются мегалиты Усть-Сахрая второй половиной IV тысячелетия до н.э. - первой половиной III тысячелетия до н. э.

Дегуакская поляна находится в бассейне реки Белой (Шхагуаще). Свое название получила от ручья Дегуак, протекающего в северной части поляны. Она представляет собой обширную котловину, ограниченную с севера и востока руслом реки, дальним хребтом и облесенными склонами горы Гут. С юга поляна вклинивается в ущелье горы Писаной, а с запада постепенно сливается со склонами гор Сибир и Скала. Дегуакская поляна известна довольно большой группой дольменов. Их здесь более 200. Они занимают грядообразные и курганные поднятия из гравия и речной гальки. Датируются мегалиты Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетиями до н.э. Местные дольмены высечены из плит песчаников и песчанистых известняков и ракушечников.

При исследовании Марковиным группы дольменов Дегуакско-Даховской поляны были обнаружены фрагменты черноглиняных и сероглиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы.

Менгиры Дегуакско-Даховского дольменного некрополя просты и приземисты. Самый большой менгир высотой 2,5 м завершается антропоморфной личиной.

Кожжохская дольменная группа

Кожжохская дольменная группа открыта Фелицыным и описана в 1904 году. Она расположена на правой террасе правого берега реки Белая (Шхагуаще), между притоками Малый и Средний Хаджох, на северной окраине поселка Каменномостский.

В Кожжохской дольменной группе насчитывается 27 насыпей, из них 16 - с развалинами дольменов. Мегалиты этой группы датируются IV-III тыс. до н.э. При исследовании были обнаружены сероглиняные и черноглиняные сосуды, фрагменты лепных горшков и плоскодонных мисок, бронзовые наконечники стрел, бронзовая булавка, кремневые отщепы, кости животных.

В журнале раскопок дольменов Кожжохской группы Фелицын описал дольмен № 20, находящийся на высоком кургане. Дольмены этого типа редко встречаются на Западном Кавказе и в настоящее время в Адыгее не сохранились.

Дольмен «Хаджох-1» расположен на первой правой высокой террасе реки Белой (Шхагуаще), недалеко от автотрассы Майкоп - Каменномостский, на южном краю современного фруктового сада. Мегалит датируется IV-III тысячелетиями до н.э. Дольмен «Хаджох-1» хорошо сохранился, однако разрушены передние портальные плиты, а в задней плите пробито отверстие. Дольмен принадлежит к плиточному типу. Отверстие в передней плите слегка овальной, конусообразной формы, пол не прослежен, внутри камеры - слой земли.

Крышка дольмена представляет собой цельную плиту слегка трапециевидной формы.

Перед дольменом лежит каменная грибовидная втулка, изготовленная из песчаника красновато-коричневого цвета, по размерам не совпадающая с отверстием в передней плите. По словам местных жителей, эта втулка была принесена к дольмену с территории знаменитой Кожжохской дольменной группы, расположенной в 600-700 м к востоку от дольмена. Вероятно, «Хаджох-1» также относился к дольменной группе Кожжохская.

Дольмен «Азишский-1»

Дольмен «Азишский-1» выявлен в 1966 году. Он расположен на 12-м километре автодороги Хаджох-Ла-гонаки Майкопского района. Датируется мегалит III-II тысячелетиями до н.э. Дольмен принадлежит к плиточному типу портального варианта с двухступенчатой крышей. Перед портальной площадкой еще видны плиты, продолжающие ее на восток. Боковые плиты разломаны на две части. С внешней стороны видны остатки контрфорсов. На верхней стороне фрагментов портальной крыши - масса чашечных углублений. Лаз диаметром 30 см пробит у основания передней плиты. В боковых плитах высечены аккуратные пазы для торцовых стен.

Под все четыре стены подложены пяточные плиты, в которых выбиты пазы для основания стен. В настоящее время дольмен «Азишский-1» разрушен и требует реставрации.

Дольмен «Дудугуш-1»

Дольмен «Дудугуш-1» находится на высоте 1020 м над уровнем моря, на пологом отроге западного склона хребта, окружающего Хамышинскую котловину. Постройка достаточно четко ориентирована с севера на юг. Портал находится с южной стороны. Дольмен сооружен из плит песчаника желтого цвета. По конструкции он составной, камера элипсоидной формы.

Дольмен частично разрушен. Датируется серединой II тысячелетия до н.э.

На одной из плит дольмена обнаружен знак, представляющий собой вырезанную в песчанике окружность, которая в западной части усечена прямой линией. Знак продолжается двумя параллельными прямыми линиями, которые сходятся к точке соединения с линией, усекающей окружность. Между этими линиями выдолблена лунка. Внутри окружности, по ее диаметру, прорезаны две прямые линии, образующие крест. В восточной части знака параллельно линии, усекающей окружность, выдолблено еще 7 одинаковых лунок, расположенных в 2 ряда.

Солярные символы, встречающиеся по всему Кавказу на древних памятниках от эпохи камня до Средневековья, связаны с культом солнца.

Дольмен в селе Хамышки

Дольмен расположен в селе Хамышки, на первой пойменной террасе левого берега реки Белая (Шхагуаще), недалеко от автодороги Майкоп - Гузерипль, у подножия горы Монах.

Мегалитический памятник датируется второй половиной II тысячелетия до н.э. Дольмен представляет собой песчаниковую глыбу длиной более 11 м. В середине выдолблено корытообразное углубление длиной 2,8 м, шириной 2,5 м, глубиной 1,6 м. Стены камеры вертикальные, углы закругленные. На фасадной стене камень выбит на глубину 40-50 см, и обратным способом получены три пилястры. Две симметричные образуют портал дольмена, третья с запада формирует дополнительную асимметричную нишу глубиной до 25 см. На полу камеры в северо-восточном углу выдолблено круглое сфероидальное углубление диаметром 20 см, глубиной 7 см. На внутренней поверхности западной стены камеры выбиты петроглифы. Дольмен был покрыт песчаниковой плитой, от которой сохранились довольно крупные части, разбросанные вокруг него.

Отверстие в передней плите дольмена горизонтально-овальной формы (46-30 см) пробито в южной стене. Масса камня, выбранная в плоскости фасада, образовала горизонтальную площадку шириной 80-100 см. С северной стороны под обломком покрывной плиты обнаружена стела около 90 см в высоту с высеченным на ее нижней части замысловатым рисунком.

Невдалеке от Хамышинского дольмена-полумонолита найдены два менгира, высечен­ные из песчаника. Один из них хрестоматийной формы (высотно-пирамидально усеченной) стоял обработанной лицевой стороной на восток. Высота его равна 120 см, основание квадратное. В настоящее время оба менгира установлены с восточной стороны Хамышинского дольмена.

Дольмены поселка Гузерипль

Гузерипльский дольмен № 1 - один из наиболее крупных и цельных среди дольменов Адыгеи. Мегалитический памятник находится на территории Гузерипльского кордона Кавказского государственного природного биосферного заповедника им. Г.Х. Шапошникова. Мегалит датируется II тысячелетием до н.э.

Дольмен был окружен каменными тумбооб­разными блоками, которыми некогда очерчивалась кромлехообразная ограда диаметром 12 м. Постройка довольно четко ориентирована с востока на запад, портал находится с западной стороны. Принадлежит к типу составных сооружений и сложен из песчаных плит. Камера в плане имеет форму овала, усеченного в передней части. Фасад украшен массивной трапециевидной формы плитой, углы слегка закруглены. Плита снабжена округлым входным отверстием.

Камера дольмена сложена крупными блоками в 2-4 ряда. Из них 4 ряда камней приходится на переднюю часть дольмена и 2 - на заднюю, из-за чего камера понижается к востоку. Каменные блоки боковых сторон скошены книзу и нависают друг над другом, образуя подобие ложного свода. Дольмен перекрыт двумя мощными плитами.

Что говорят о дольменах историки? С этим вопросом мы обратились к древнейшей истории, запечатленной в лоциях древнегреческих мореплавателей. И вот что мы в них откопали.
Давным-давно земля в этих местах была покрыта густыми туманами. Высокие голые скалы перемежались с глубокими расщелинами. Из подземных глубин вырывались клубы дыма и газа. Земля дышала. У подножия скал плескались волны глубокого соленого озера.
Из холодной долины в поисках тепла пришли сюда маленькие, злые пигмеи. Днем они лазили по высоким горам, а ночью забирались в глубокие пещеры. Там под землей было тепло, а главное – текли горячие золотые реки. В расплавленном золоте можно было варить птичьи яйца и питаться ими.
Жизнь в подземелье задерживала развитие этого народа. Они были маленькими, черными, жестокими и очень кровожадными. Тяжелая жизнь была у этого народа. Однажды они увидели белых великанов. Это были добрые и трудолюбивые существа. Они что-то постоянно строили. Они смотрели на маленьких пигмеев, как те дрожали от холода в стужу, как палило их жаркое солнце и сжалились над ними. Великаны построили огромные каменные домики и разрешили карликам жить в них. Домики были такими большими, что карлики не могли даже в них попасть. Тогда великаны научили карликов приручать зайцев. Карлики садились на зайцев и заставляли их запрыгивать в домики через маленькое отверстие.
Это единственные сведения о дольменах, которые идут из глубины веков. Они напускают на странные сооружения волшебный туман, сквозь который практически невозможно разглядеть ни время, ни тем более самих строителей. Кто были эти загадочные великаны – строители дольменов?
Постепенно озеро поднималось и превратилось в огромное море. Оно соединилось со Средиземным проливом Боспор. Высокоразвитая цивилизация древних греков устремилась на поиски новых земель.
Долгое время корабли аргонавтов – первых мореплавателей разбивались о блуждающие скалы Планкты, которые находились при выходе из Боспора в Черное море. Однажды один мудрый капитан взял на свое судно прорицателя по имени Финей. Тот пустил впереди корабля голубя. Птица пролетела между скал. Те разошлись, остановились на месте и более уже никогда не смыкались.
С тех пор начала писаться история Черноморского побережья. «Гиблое место, сплошь покрытое туманами. Здесь водятся огромные черные птицы – грифоны, способные заклевать человека; женщины-амазонки, убивающие любого мужчину, ступившего на берег; варварские племена живут в скалах. Они любого пришельца приносят в жертву своим богам либо съедают, а черепа служат для них в качестве кубков», - так описывали цивилизованные греки Черноморское побережье. «Место у преисподней», - говорили они.

Однако, несмотря на все сложности, античные исследователи обнаружили, что в тех местах, где высокие скалы еще не покрылись растительностью, прямо в расщелинах можно было увидеть застывшие реки настоящего золота. Золотая лихорадка наполняла паруса отчаянных греков. «Одиссея» описывает необычайные опасности, сопровождающие мореплавателей. Циклопы, колдуны, морские страсти – все это было здесь, на берегах Черного, негостеприимного моря.
Приходилось сражаться с местными племенами – пигмеями, которые отчаянно защищали свои владения. Ведь золотые реки – это единственный источник тепла в глубоком подземелье, он был источником их жизни. «Хранителями золота» назвали пигмеев греки.
Территория от Сочи до Новороссийска долгое время не была покорена. Зловещее это было место, оно несло только смерть и несчастья.
Постепенно скалы покрылись песком, землей и растительностью. Золотые реки остыли. А пигмеи ушли в небытие. Может быть, они живут где-то глубоко под землей и охраняют свои богатства, а может, научились выживать на поверхности земли. Греческие письменные источники повествуют, что долгое время здесь жили дикие племена варваров, сначала людоедов, затем морских пиратов, а позже работорговцев. Они поклонялись своим богам, принося в жертву людей. Высокоразвитые народы не любили эти места.
Полчища скифов кочевали мимо, вступали в схватки с варварами, но проникнуть в страшный, отшельнический мир дикарей не удалось никому.
Исчез, рассеялся по земле кровожадный дух древнейших племен и оставил после себя странные памятники.
Ни один древнегреческий письменный источник, изобилующий фантастическими подробностями о Черноморском побережье, не рассказывает о дольменах. Будто до и во время греческой колонизации не было здесь каменных сооружений.

Ученые считают, что сооружение дольменов происходило в эпоху от 2400 до 1300 годов до н. э. в бронзовый век. В те времена выделились народности зигов, ахейцев, гениохов. Эти воинственные племена, следуя своим более древним предкам, занимались пиратством. Они захватывали в плен людей и обращали их в рабов. Позже гениохи стали работорговцами. На морском побережье г. Туапсе долгое время существовал один из крупнейших работорговых рынков. В 4 веке до н. э. один из царей Боспора Евмен вступил в войну с гениохами и очистил море от пиратов.
Само название «дольмен» произошло от кельтских слов tol – стол, men – камень: каменный стол. В северо-европейских странах, имея массивные перекрытия, они напоминают огромные столы. Уже к середине 19 века в ученых трудах слово “дольмен” закрепилось за древними постройками Западного Кавказа, в то время как местное население до сих пор продолжает называть их по-разному. У адыгейцев и абхазов это “испун” и “спыун” (дома карликов, пещеры), у мегрелов - “кеунеж” (дома великанов), казацкое население называет их “богатырскими хатками”.

Момент открытия и первые упоминания о дольменах в научных источниках принадлежат академику (Императорской Академии наук) Петру Симону Палласу . Впервые увидев дольмены, он сравнил эти сооружения с гробницами, пока не задумываясь об их истинном назначении. Это было в 1794 году.
Путешествуя по Таманскому полуострову, в сумерках он увидел каменные строения, внешне схожие с гробницами, и описал их. Другие исследования были сделаны в 1818 году Тебу де Мариньи в районе реки Пшада. Пшадские дольмены описал также Джеймс Белл . После этих исследований родились всевозможные домыслы и теории.
Интерес к дольменам возрастал с каждым годом. Эти святыни словно завораживают человека, а их необычайная форма заставляет постоянно разгадывать таинственную принадлежность.

Систематизация дольменов Кавказа была проведена Л. И. Лавровым . В его труде указывается 1139 построек (1960 год).
С 1967 по 1976 год институтом археологии АН СССР был создан специальный отряд по изучению дольменов под руководством Владимира Ивановича Марковина. Было исследовано огромное количество построек. В тщательно зафиксированных документах насчитывается 2308 дольменов. Марковин делится своими впечатлениями «… когда дольмены стали выстраиваться перед глазами не легкими карточными домиками, а массивными кладками плит и камней, возвышаясь над моими личными габаритами, то даже по ночам, наедине со своими мыслями я не мог отойти от впечатления их потрясающей грандиозности. Жутковатым казалось их безмолвное сочетание с громадами деревьев и величественными горными далями.
Не найдено следов, показывающих предисторию возникновения, развития и усложнения конструктивных особенностей мегалитов. Дольмены остаются одним из весьма загадочных видов археологических памятников, как отмечают ученые. Громадный диапазон их распространения во времени и пространстве затрудняет воссоздание целостной картины.

На данный момент отвергнуты гипотезы о том, что дольмены – это древние адыгейские захоронения, иначе их не было бы, например, в Индии. Претерпела серьезную критику теория погребальных усыпальниц для вождей или жрецов, так как не найдено в достаточном количестве вещественных доказательств.
Приходится полагать, что принцип и форма дольменов были даны кем-то раз и навсегда. По всему миру в отдельных местах стоят дольмены. Они выдерживают основные соотношения размеров, несмотря на то, что расположены очень далеко друг от друга.
Было сделано предположение, что дольмены строились во 2 – 3 тыс. до н. э. в бронзовый век в качестве гробниц для знатных и важных людей. Однако, не было найдено достаточных доказательств тому, что дольмены были действительно каменными захоронениями. В некоторых дольменах были найдены скелеты людей, но они находились либо в сидящей, либо в скрюченной позе. Это говорит о том, что люди могли скрываться в дольмене от серьезной опасности и внезапно погибнуть. В других - обнаружены расчлененные и аккуратно уложенные кости людей. Возможно, они были заботливо уложены оставшимися в живых соплеменниками после побоища или эпидемии болезни.
После образования Центра группа наших исследователей собрала немалый материал личных интуитивных исследований и свидетельств местных жителей, испытавших на себе воздействие дольменов.
Были сделаны очень любопытные выводы, подтверждающие изначальное наличие серьезных научных и технических знаний у строителей дольменов.
Дольмены улавливают волны, колебания атмосферы, усиливают их и распространяют в окружающее пространство в таком виде, что мозг человека способен различить посланную информацию. Хорошо разбираясь в технических тонкостях каменных приборов, древние люди использовали дольмены в различных целях. Например, располагая дольмен отверстием на долину, реку или просто водоем, они заставляли его воздействовать на психику врага, вызывали смертельный ужас, беспокойство и желание как можно быстрее удалиться от странного места. Такое расположение дольменов настолько же опасно и сейчас.
Очень серьезные исследования дольменов сделали украинские ученые Фурдуй и Швайдак . Известно, что дольмены сооружались исключительно из кварцсодержащих и гранитосодержащих пород (гранитоиды, песчаники). Кварц SiO2 генерирует электрический ток и поддерживает постоянство колебаний (стабилизация частоты). Это свойство применяется в радиотехнике. Под воздействием электрического тока кристаллы кварца генерируют ультразвук. При механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны.
Встречаются крупные, средние и более мелкие дольмены. Резонансная частота таких камер составляет 23, 16 и 35 Гц.
Такие частоты располагаются у нижнего порога слышимости человека, примыкая к инфразвуковому диапазону. Подобные акустические колебания оказывают неблагоприятное влияние. Например, ультразвук от 15 до 40 Гц вызывает ощущение сверления кожи « буравчиками». А мощный ультразвуковой пучек на мозг животных вызывает физическое угнетение, выключает облученные области мозга.
Воздействие на мозг человека низкочастотных колебаний с частотой 13 – 25 Гц приводит к резонансу различных внутренних органов. Воздействие с частотой 25 Гц в течении 30 минут вызывает эпилептический припадок.
Резонансная частота большинства кавказских дольменов близка именно к этой величине. Известно также, что воздействие низкочастотных колебаний, близких к частотам собственных колебаний органов человека, в частности сердца (6 – 12 Гц) может быть вредным и даже смертельным.

Предполагается, что дольмены в свое время являлись многофункциональным инструментом. Они не только генерировали ультразвук, но и излучали его направленно в виде луча (прожекторный эффект), о чем свидетельствуют конструктивные особенности дольменов. Они представляют собой раструб, расширяющийся в направлении от задней стенки к передней. Важным элементом конструкции дольменов является отверстие в их передней стенке – «лаз». Оно располагается на осевой линии передней стенки на определенной высоте от пола. Диаметр отверстия чаще всего 40 см.
Отверстия в дольменах закрывались специальными каменными втулками – пробками. Форма их похожа на ультразвуковые излучатели, применяющиеся в современной технике для фокусирования ультразвукового потока.
Дольмен, установленный в каком – либо стратегически важном месте (ущелье, перевал) в качестве боевой установки и «запущенный» на нужной частоте в нужный момент не позволял врагам пройти, вызывая у них ощущение «сверлящих буравчиков», а то и потерю сознания и смерть.

Во Франции женщины специально проводили ночи напролет у мегалитов, чтобы излечиться от бесплодия, вымолить себе счастливый брак и прочее. На задней стенке одного из французских дольменов нанесен рельеф в виде стилизованной человеческой фигуры, состоящей из параллельных линий. Часть этих линий напоминает акупунктурные линии человека, известные специалистам по иглоукалыванию. Но большинство линий выходит далеко за пределы контуров тела человека и скорее напоминает линии его ауры. Особо выделены на рельефе сердце и нижняя часть позвоночника, то есть энергетически наиболее важные органы. Рисунок нанесен «вверх ногами».
Дольмены применялись для психогенного воздействия на человека. Настроив дольмен на определенную частоту, можно было добиться того, что человек (жрец) входил в особое состояние транса и начинал изрекать пророчества, подобно тому, как это делали древнегреческие оракулы или эскимосские шаманы.
Предполагают, что дольмены использовались для технологических целей, например, для ультразвуковой сварки ювелирных изделий, в частности, кельтских и скифских, изготовленных, как подозревают специалисты, с применением совершенно непонятной технологии крепления мелких деталей к основе, напоминающей высокочастотную или ультразвуковуковую сварку.
Западнокавказские дольмены, как предположили Фурдуй и Швайдак, устанавливались в сейсмически опасных районах, вдоль зон активных геологических разломов. Как мы уже знаем, эти ученые были почти у истины, они приблизились к сокровенной тайне дольменов и пошли дальше, выявляя еще одну их важную функцию – сигнализаторы приближающегося землетрясения. Известно, что перед сильным подземным толчком растут напряжения в блоках горных пород, происходят мелкие толчки. Дольмен мог улавливать этот звук и начинал «гудеть», предупреждая жреца и население о предстоящих событиях.
Исследования показали, что дольмены Северного Кавказа в основной массе неблагоприятно воздействуют на человека. Их вибрации разрушающе воздействуют на психику и организм, поэтому общаться с ними необходимо с особой осторожностью.
Дольмены строились по всему миру: от Японии до Пиренейского п-ва, от Индии до Кавказа и от Северной Африки до северных областей Западной Европы. Известны подобные памятники в Южной Америке – Перу, Боливии. В Западной Европе – в Англии, Франции, Германии. На островах Средиземного моря – Корсике, Сардинии, Балеарских островах, на Мальте и на острове Мальорка. Они обнаружены в Англии (знаменитый Стоунхэдж), во Франции, в Германии, в Испании, даже в Африке. Форма дольменов различна. Это и простые высокостоящие камни, заостренные кверху в виде карандаша (менгиры), и два высокостоящих камня, имеющие сверху перекладину.
На небольшом Тихоокеанском острове Малекула, входящем в архипелаг Новые Гебриды, еще несколько десятилетий назад местные жители возводили дольмены и менгиры, напоминающие те, что сооружались во всем мире тысячелетия назад. Эти дольмены были святынями для всех островитян. Считалось, что вождь тайного религиозного союза на острове в определенные дни слушал здесь голос духа великих предков и исспрашивал у него совета. В определенное время суток каменный мегалит издает сильное ультразвуковое звучание, забивая писк летучих мышей.
Перед восходом солнца каменный монумент издает импульсы ультразвука, затихающие вскоре после восхода. Ультразвуковое излучение наиболее интенсивно и длительно во время равноденствий, минимально во время солнцестояний. Отдельные камни, входящие в состав сооружения, имеют различные циклы звучания.


В давние времена люди полагали, что дольмены были построены великанами. Научный интерес к ним появился еще в XVII веке, но и сейчас ученые с точностью не могут определить, каким образом строились эти гигантские сооружения из массивных монолитных камней.


Многие люди, глядя на дольмены, задаются вопросом – что это за постройки? Каково их практическое назначение, для чего их возводили наши древние предки? Попробуем разобраться.

Что означает слово «дольмен»?

Термин «дольмен» происходит от британского словосочетания taol maen , что означает «каменный стол» . Многие мегалиты, особенно в Западной Европе, действительно напоминают столы, хотя в других уголках мира они могут иметь иную конструкцию.

В самых ранних археологических трудах понятие «дольмен» использовалось по отношению к камерным гробницам, а в англоязычной среде его применяли в контексте с древними постройками, которые не поддавались определению или имели нестандартный вид.

Что такое дольмен?

Дольмен относится к числу мегалитов, то есть строений, сложенных из крупных камней. Как правило, он представляет собой гробницу или культовое сооружение, предназначенное для проведения ритуалов.


Самые простые дольмены выглядят как один камень, положенный на несколько других больших глыб. Наиболее распространенным является вариант в форме буквы «П», при котором один камень лежит на двух других, поставленных вертикально. Именно такой структурой обладает известный мегалитический комплекс Стоунхендж в Англии.

В некоторых регионах Северного Кавказа дольмены состоят из 5–6 каменных глыб и напоминают закрытый ящик с дверью, в которой вырезано круглое или овальное отверстие. Часто мегалиты строились на земле, а над ними насыпался большой курган. Иногда возведение комплекса происходило в обратной последовательности, то есть сооружение находилось поверх кургана. Камни, составляющие дольмены, могут иметь разный размер и вес. Некоторые валуны достигают массы в 500 кг.

Где распространены дольмены?

Первые дольмены были обнаружены во французской провинции Бретань, после чего информация о мегалитах стала поступать из разных уголков мира. Наибольшее число подобных построек было найдено в Корее. До Корейской войны в середине XX века их количество составляло свыше 80 тысяч, но до наших дней дошло не более 30 тысяч.


В китайской провинции Ляонин существует около 700 дольменов. Есть они и в Японии, Вьетнаме, Индонезии, других странах Азии. В России мегалиты распространены в основном на Западном Кавказе, хотя отдельные экземпляры можно увидеть на Южном Урале.

Для чего строили дольмены?

Значительная часть дольменов восходит к бронзовому веку. Мегалиты начали строить примерно в III тысячелетии до нашей эры и использовали вплоть до конца существования так называемой «дольменной культуры» в I тысячелетии до нашей эры. Согласно археологическим исследованиям, постройки выполняли погребальную функцию и применялись в качестве гробниц для захоронения знатных людей.

Существуют и другие версии происхождения мегалитов. Некоторые ученые рассматривают их как , жертвенники друидов или помещения для животных. Человеческие захоронения были найдены под многими из дольменов, однако относятся они к более поздним эпохам, нежели возведение самых построек. По этой причине дискуссии о предназначении мегалитов ведутся по сей день.

Как строили дольмены?

Вопрос о процессе строительства дольменов мучает археологов не меньше, чем их назначение. Как древние люди могли сооружать такие массивные постройки с использованием только подручных инструментов?


По одной из версий, гигантские плиты изготавливались во время сооружения дольмена из специального раствора, а впоследствии на еще не застывшей массе проделывали пазы, отверстия и вырезали орнаменты.

Дольмены являются неотъемлемой частью исторического ландшафта как Европы, так и других частей света. До недавнего времени происхождение дольменов не слишком волновало человечество: достаточно было древних сказаний и легенд о неких волшебных существах, великанах или карликах, создавших эти мегалитические памятники. Однако с началом научного изучения дольменов и других объектов первобытной культуры вопрос о том, кто и как возвёл дольмены, стал актуальным.

Европейское изобретение?..

Систематическое изучение дольменов началось в Европе всего лишь сто лет назад, в начале XX века. До этого дольмены , как и прочие мегалиты, либо классифицировались как естественные образования горных пород, либо объяснялись всевозможными легендами, полуфантастическими и фантастическими. Но после возникновения научного интереса к этим древним памятникам и на основании материалов первых археологических исследований дольмены стали рассматриваться как одно из свидетельств древности европейской цивилизации.

Первоначально дольмены связывались с северными народами Европы, кельтами и германцами, так как большинство сооружений обнаруживали в соответствующих регионах (Британия, Северная Франция, Германия, Скандинавия). Однако затем стали широко известны дольмены Южной и Восточной Европы, Северного Кавказа. Это позволило сделать вывод, что дольмены были общей характерной чертой племён, проживавших на территории всей Европы за несколько тысяч лет до нашей эры. Таким образом, возникла идея о том, что дольмены в частности и мегалитические сооружения в целом являются специфическим культурным и религиозным признаком «европейцев». То есть вопрос о происхождении дольменов решался в пользу европейского варианта.

Общемировой феномен?..

Но вскоре стал очевиден факт, что европейская теория происхождения дольменов слишком самонадеянна. Выяснилось, что дольмены присутствуют не только в Европе, но и в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже на Корейском полуострове. Приблизительное время сооружения этих памятников существенно разнится - от пяти-шести тысяч лет в случае с дольменами Ближнего Востока до двух-трёх тысяч лет относительно мегалитов Кореи.

Сторонники европейской теории происхождения дольменов пытаются использовать этот факт для предположения, что данный тип древних строений распространился по такой большой площади именно из Старого Света. Однако в настоящее время наиболее перспективной считается теории индийской родины дольменной культуры. В ходе раскопок были обнаружены древние дольмены на полуострове Индостан. По некоторым признакам специалисты выдвигают осторожные предположения, что тип этих дольменов более архаический даже по сравнению с древнейшими дольменами Европы.

Появилась гипотеза, что дольмены, возникнув как тип ритуального памятника в Индии, впоследствии распространялся на Запад двумя «потоками». Южное направление затронуло Ближний Восток, Северную Африку, острова Средиземного моря и Южную Европу. Северное направление распространения дольменов включило в себя среднюю Азию, Кавказ, Восточную и Северную Европу. Естественно, родились и теории о прямой связи дольменов с индоевропейцами, но широкое географическое распространение дольменов вплоть до Кореи не позволяет пока подтвердить данные версии.

В строительстве дольменов нет ничего волшебного

Другой проблемой, которую активно муссируют прежде всего непрофессиональные любители истории, является «человеческая составляющая» вопроса о происхождения дольменов. Кто и как построил дольмены - вот о чём чаще всего спрашивают сторонники неакадемических версий истории. И сами, не принимая во внимание доводы историков, отвечают, что рационального объяснения нет. Якобы, одетые в шкуры, вооружённые лишь дубинами и камнями и не имевшие ни письменности, ни научных знаний, ни технических приспособлений первобытные люди не могли построить дольмены. Так как для этого нужно было переместить многотонные камни на значительные расстояния, часто приходилось их дополнительно обрабатывать, а потом ещё и поднимать на высоту нескольких метров. И это было решительно невозможно, заявляют энтузиасты, если только в ход не шли какие-нибудь сверхъестественные силы или помощь таинственных могущественных цивилизаций (земных или внеземных).

На самом деле науке уже известно несколько правдоподобных, а зачастую и доказанных, вариантов возведения дольменов в условиях 5-6-тысячелетней давности. Наиболее распространённым способом строительства дольменов, вероятно, был следующий. Предварительно создавался насыпной холм, внутрь которого вкапывались вертикальные камни (один или несколько). Затем по склону этой насыпи затаскивался камень, служивший вертикальной перегородкой, и укладывался на камни-столбы. После этого курган постепенно разбирался и оставалось готовое сооружение, дольмен.

Александр Бабицкий