На первом занятии в Центральной детской библиотеке № 14 ждали около десяти ребят. Мамы, бабушки и няни привели в три раза больше детей: в пользу проекта сыграли школьные каникулы и популярность библиотеки.

Мы часто сюда за книгами приходим, - говорит Светлана Ревенко, няня пятилетней Полины Сутапиной. - О продленке узнали от библиотекарей. Нам сказали, что здесь для детей будут устраивать всевозможные творческие занятия, мы вот пришли лепить пластилиновые сказки.

Студентки педагогического университета в ярких вожатских футболках просят девчонок и мальчишек сделать большой круг. Ближайшие три часа они проведут вместе, поэтому, прежде чем перейти к занятиям, надо со всеми познакомиться.

Меня зовут Аня, и я люблю играть с детишками, - представляется вожатая, передавая слово соседу справа.

Через несколько минут становится очевидно: больше всего на продленке Полин, Сонь и Максимов.

Программа продленки рассчитана на детей в возрасте от 6 до 12 лет и состоит из веселых игр, интеллектуальных соревнований и творческих мастер-классов. Школьников здесь ждут всевозможные викторины, в частности по творчеству известных детских писателей. Ребята узнают, что такое, например, квиллинг (искусство создания картин из скрученных в спиральки цветных лент), а также научатся делать гипсовые тарелки и фигурки из воздушных шаров.

Мы акцентировали внимание именно на творчестве, - говорит главный специалист отдела подготовки педагогического персонала «Мосгортура» Артем Чикин. - В свободной и непринужденной обстановке девчонки и мальчишки узнают для себя что-то интересное и найдут новых друзей.

Кроме того, у ребят всегда есть возможность посидеть в читальном зале и полистать редкие книги из богатых хранилищ библиотек или подготовиться к урокам «на завтра».

При необходимости вожатые помогут школьникам справиться с домашним заданием.

На первом занятии делать уроки никому не пришлось, поэтому сразу после подвижных игр девчонки и мальчишки сели рисовать.

Если смешать темно-желтую и фиолетовую краски, то получится черная! - с интонацией первооткрывателя сообщает четвероклассник Максим Базулев.

Это очень быстрая машина, - объясняет свой выбор школьник. - Она умеет разгоняться до 235 километров в час.

Из готовых рисунков вожатые тут же делают импровизированную выставку. В галерее работ - грузовик от ученика третьего класса Матвея Медведенко; вулкан, который девятилетний Григорий Раков видел летом в Испании, забравшись с мамой на гору Ифач; балерины, танцующие на сцене Большого театра, - заветная мечта двух лучших подруг Алисы Розановой и Лизы Леденевой.

Продленка в столичных библиотеках пока работает каждые среду и четверг с 15:00 до 18:00.

Присоединиться к проекту можно в любой момент. Все, что для этого нужно, - записать родителям ребенка на продленку, позвонив в библиотеку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Лосева, стратегический директор «Мосгортура»:

- В этом учебном году многие столичные школы перешли на систему платных продленок. Наш проект бесплатный, что станет приятным бонусом для родителей. Сейчас в проекте принимают участие три детские библиотеки: № 14, № 19 и № 12. Поэтому в ноябре–декабре пилотные продленки смогут посетить около 200 школьников. Но за этот месяц мы поймем, насколько востребован проект «Продленка».

МНЕНИЕ

Наталья Ельчанинова, мама ученика 1-го класса гимназии № 1257:

- У сына занятия в школе заканчиваются в час дня, и он сразу остается на продленке в школе, где с ними не только играют, гуляют на свежем воздухе, но и делают уроки школьные преподаватели. Это очень удобно. В эту библиотеку мы пришли за компанию: нам рассказали о продленке родители Софии, моей племянницы. И если бы в нашей библиотеке, которая ближе к дому, появилась аналогичная продленка, мы с удовольствием бы на нее ходили. А пока у нас, к сожалению, нет возможности ходить сюда постоянно. Надеюсь, что проект станет популярным и появится во всех детских библиотеках.

КСТАТИ

Каждая школа самостоятельно определяет размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня. Средняя стоимость по Москве - 2333 рубля. В сумму включена оплата обедов, а также зарплата воспитателей.

29.01.2016 11:33

Столичные библиотеки решили перенять опыт западных коллег и создать на базе своих учреждений так называемые группы продленного дня для школьников. Теперь у родителей есть возможность после школы оставлять детей в библиотеках, где они смогут делать уроки под надзором студентов педагогических вузов, читать книги и расширять свой кругозор. И если многие школы сейчас пытаются сделать продленку платной, то библиотеки предоставляют эту услугу безвозмездно и не менее качественно.

Основные задачи проекта:

  • сделать продленку доступной;
  • привлечь новых посетителей в библиотеку;
  • предоставить практику студентам;
  • обеспечить организованные занятия для детей вне школы;
  • возродить среди детей.

Реализация проекта

Подобные эксперименты уже проводились в ряде московских библиотек, но в масштабный общегородской проект идея превратилась только сейчас. «Продленка» стартовала в ноябре прошлого года и успешно реализуется уже в нескольких московских библиотеках. Правда, оставить ребенка пока можно только на три часа и не каждый день, но если услуга будет востребованной, то, возможно, продленка начнет работать ежедневно.

Большинство посетителей библиотек – это дети в возрасте от 7 до 8 лет, хотя сам проект задумывался для детей возрастной группы от 6 до 12 лет. Регулярно поступают запросы и от родителей дошкольников, но пока библиотеки не готовы принять столь юных посетителей по причине нехватки кадров, готовых и умеющих работать с малышами.

Помимо выполнения домашнего задания и чтения книг, школьники в рамках продленки участвуют в различных мастер-классах и играют в развивающие игры.

Во многих столичных библиотеках даже был сделан ремонт.

Так, например, читательский зал библиотеки N30 после масштабной реконструкции был поделен на зоны, и для продленок выделили отдельной пространство. Сейчас там установлены компьютеры с доступом в Интернет. А вот в библиотеках №13 и 14 оборудованы отдельные помещения для выполнения домашнего задания. Планируется, что ремонт пройдет во всех крупных столичных библиотеках, и все учреждения станут современными и уютными.

Группы в «Продленку» набираются небольшие, не более 15 детей, и занимаются с ними 4 вожатых. Обычно это студенты педагогических вузов, а также волонтеры, прошедшие специальное обучение в городской «Школе вожатых». К слову, это учреждение также готовит молодых людей для работы в детских лагерях, так что для них участие в проекте – это еще и хорошая практика перед летним сезоном.

Что же касается финансовой стороны, то проект не требует никаких инвестиций. Основные затраты на содержание детей на школьной продленке составляет организация питания, приобретение необходимого инвентаря и оплата работы воспитателей. В библиотеках детей не кормят, но они всегда могут принести с собой бутерброды, фрукты или сладости. Устраивать буфеты нерентабельно и бессмысленно: скорей всего, их содержание не будет окупаться, и, приходя всего на три часа, дети вполне могут обойтись едой из дома. Главный же «инвентарь» на таких продленках – это книги, которые всегда есть в наличии.

Перспективы проекта

Проект в тестовом режиме будет реализовываться до конца года. На данный момент существует одна проблема – это нехватка людей, готовых работать на бесплатной основе несколько часов в неделю. Но организаторы уже придумали решение и этой проблемы. Ежегодно учащимся на педагогических специальностях студентам необходима практика. Если предложить им производственную практику проходить на продленке в библиотеках, то выиграют все – студенты получат необходимые навыки работы с детьми и зачет по практике, а библиотеки и дети получат наставников, готовых работать бесплатно.

К проекту активно присоединяются столичные библиотеки. О своей готовности поддержать инициативу заявили и в регионах. Так, например, в Ростове в библиотеках по выходным проходят так называемые «Литературные гостиные», которые по своему формату очень напоминают столичные продленки.

Судьбы детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей младшего школьного возраста, подчас очень драматичны. По статистике большой процент этих категорий детей проходит по сводкам криминальных происшествий, когда дети не заняты в школе. Библиотека способна не только организовать свободное время детей, но и сделать этот отдых по-настоящему полезным.
Специалистами детской библиотеки разработан культурно - просветительский проект Библиотечная продлёнка «Прикоснись ко мне добротой»: организация содержательного досуга детей младшего школьного возраста, и детей из социально незащищенных семей, после школы через создание «Библиотечной продленки» на базе детской библиотеки-филиала № 29 посёлка Большеречье. Замысел пришел из самой жизни: во-первых, в библиотеку приходит всё больше детей из неблагополучных семей, причины этому: асоциальное поведение родителей, плохие условия жизни. Поэтому всё своё свободное время дети проводят в библиотеке, где выполняют домашние задания, читают любимые книги и журналы. Во-вторых, в р. п. Большеречье 35 социально-неблагополучных семей, в которых воспитывается 79 детей. Складывается непростая ситуация: родители не имеют работы, или работают на низкооплачиваемой работе. Многие семьи живут в домах барачного типа, требующих ремонта, в общежитиях. Дети в таких семьях зачастую не имеют условий для подготовки к школьным занятиям, у них нет компьютеров, современных игрушек. Часто дети живут в пьющих семьях, не имеют навыков, которые приобретаются в нормальной семье, опыта правильных семейных взаимоотношений, семейных традиций. В-третьих, в школах посёлка Большеречье группы продленного дня отсутствуют. Основная идея проекта Библиотечная продлёнка «Прикоснись ко мне добротой» состоит в создании комфортной, благоприятной среды для организации досуга детей указанных категорий. Проект будет способствовать привлечению детей в библиотеку, стимулированию интереса к чтению, формированию позитивного образа книги и библиотеки, повышению образовательного и культурного уровня детей, что существенно повлияет на процесс профилактической деятельности и укрепление творческих контактов с организациями, работающими с детьми.

Цели

  1. Создание нового библиотечного пространства для организации досуговой деятельности детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей младшего школьного возраста, на основе расширения спектра библиотечных услуг

Задачи

  1. Создать на базе детской библиотеки, во внеурочное время - «Библиотечную продленку»
  2. Развитие и поддержание интереса к книге, привлечение к чтению и пользованию библиотекой детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей младшего школьного возраста, посредством организации культурного досуга

Обоснование социальной значимости

Проблема профилактики безнадзорности и детско-юношеской преступности является актуальной. Она требует для своего решения эффективного взаимодействия и комплексного подхода, при котором перед различными организациями, в том числе и библиотеками, стоят задачи, направленные на осуществление профилактических мероприятий.
Библиотека всё чаще становится одной из «площадок профилактики безнадзорности», поскольку это продиктовано её статусом - открытости и доступности для разных социальных слоев населения, в том числе и детей из неблагополучных семей и детей группы риска.
Последнее десятилетие в нашей стране отмечены заметным увеличением количества социальных проблем. Этой ситуацией озабочены многие социальные службы. Не стоит в стороне и наша детская библиотека, внося вклад в нравственное оздоровление общества, сделать жизнь данной категории детей светлее и ярче.
Последовательная работа детской библиотеки в данном направлении поможет снизить риск социального сиротства, восстановить потенциал семьи, предупредить возникновение таких асоциальных явлений как безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Для детей и их родителей, бабушек и дедушек с февраля месяца в детском отделе центральной библиотеки начала работать «Библио-Продленка для вашего ребенка». Теперь любой школьник города Тогучина может после учебы прийти в «Библио-Продленку» и это настоящий подарок родителям. Пять дней в неделю, с понедельника по пятницу, у ребят появилась возможность в тихой и уютной обстановке сделать школьные домашние задания, воспользоваться необходимой литературой, обратиться за помощью к электронным ресурсам в зале электронной информации общественного доступа. И, конечно, без помощи специалистов учреждения они не останутся.

Основой программы «Библио-Продленка для вашего ребенка» - творческие и интеллектуальные занятия и игры, направленные на развитие личностных качеств ребенка, раскрытие его художественных способностей и развитие навыков работы в команде. Дети смогут на продленке не только сделать уроки, но и познакомиться с новыми книгами, представленными в библиотеке. Раскрыть свои творческие способности на мастер-классах, которые будут проводить библиотекари.
Приглашаем прийти всей семьей в детский отдел ЦБ. Совместное посещение библиотеки и прочтение книги или журнала, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Поэтому, безусловно, стоит найти возможность прийти к нам и почитать своим домашним что-нибудь любимое.
В каждое последнее воскресение месяца в библиотеке проводится розыгрыш лотерейных билетов, которые получают активные читатели библиотеки совершенно бесплатно.




Заведующая детским отделом ЦБ Макаревич О. А.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».