Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:


Самооценка – это компонент самосознания. Человек оценивает себя, свое место среди окружающих, способности. Она бывает адекватной, средней, завышенной, заниженной и низкой. На ее уровень, по мнению , в первую очередь влияет семейное воспитание. Уровень самооценки не формируется с рождения. На него влияет воспитание, характер родителей. Завышенная самооценка – это переоценка своего потенциала человеком. Про таких людей нередко говорят, что они оторваны от действительности. Заниженная самооценка отличается отрицательным отношением к себе. Такой человек уделяет повышенное внимание недостаткам, при этом о собственных достоинствах знает мало.

Адекватная самооценка и уровень притязаний

Самооценка формирует самосознание личности. Она состоит из двух компонентов:

  1. Когнитивный. Он отражает информацию о себе, которую человек получил;
  2. Эмоциональный. Компонент выражает отношение индивида к себе (характеру, привычкам).

Психолог из США У. Джеймс создал такую формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Рассмотрим, как влияет на самооценку уровень притязаний и успех. Уровень притязаний характеризуется желаемым уровнем самооценки личности. Это уровень, которого человек хочет добиться. Он касается , . Успех – результат, которого достиг индивид. Повышение показателя произойдет с помощью увеличения результата действий или уменьшения уровня притязаний.

Адекватный уровень – это способность к объективной оценке себя и своих способностей. Человек имеет адекватное представление о своем месте в обществе, принимает свои чувства и качества характера, его плюсы и минусы.

Натаниэль Бранден – известный психотерапевт считает, что здоровая самооценка дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами. Он дает в своей книге «Шесть столпов самооценки» шесть практик для формирования здоровой, адекватной самооценки.

Заниженный уровень самооценки

Признаки заниженной самооценки проявляются в любой период жизни, но задатки формируются в детском возрасте. Это проблема встречается в обществе нередко и мешает нормальному существованию человека. Человек с заниженной самооценкой сомневается в своей привлекательности, возможностях, боится вызвать смех и неприятие у людей. Часто проявляется сильная обидчивость, зависть. Человек рискует не реализовать потенциал из-за нерешительности, застенчивости.

Каковы признаки заниженной самооценки?

Признаки заниженной самооценки следующие:

  • Негативные фразы в речи. «Может быть», «вряд ли», «не уверен». Человек может не осознавать, насколько часто он произносит эти слова, но они указывают на его отношение к жизни;
  • Частое плохое настроение. Человек часто думает о своих недостатках, критикует страну, окружающих людей, пряча за цинизмом плохое настроение;
  • Перфекционизм. Он проявляется в чрезмерном внимании к внешности, стремлении быть во всем лучше остальных;
  • Одиночество. Страх новых знакомств, избегание общения;
  • Боязнь рисков. Даже если человеку предлагают повышение по работе, он может отказаться из-за страха не оправдать ожидания;
  • Чувство вины. Человек с заниженной самооценкой может брать вину на себя, извиняясь перед всеми, даже если ситуация его касается косвенно;
  • Низкая инициативность. В споре человек не будет доказывать точку зрения, а порученное дело при первой возможности отдаст другому.

Человек при заниженном уровне склонен к одиночеству

Если практически каждый из перечисленных признаков заниженной самооценки прослеживается в поведении, следует задуматься об активных действиях для решения проблемы.

Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь

При заниженной самооценке индивид не оценивает по достоинству свои усилия и таланты. Он будет согласен на меньшее при большем потенциале. Такого человека часто окружают люди, критикующие его, и он не прекращает общение с ними. Не будут совершаться попытки повысить качество жизни, так как отсутствует . Человек считает, что такую жизнь он заслужил.

Как работать с заниженной самооценкой?

Для повышения нужно:

  1. Выявить . Позитивные аффирмации, если они не соответствуют действительности, не всегда приносят пользу. Лучше определить установки, подчеркивающие действительные черты характера. Не нужно недооценивать надежность, тактичность, ответственность, даже если кажется, что эти свойства менее признаются в обществе, чем умение легко найти общий язык. Важно принять именно свои стороны личности и научиться их ценить;
  2. Стараться не допускать самокритики. Все люди негативно реагируют на неудачи и унижения. Но индивид с заниженной самооценкой будет существенно преувеличивать ситуацию. Следует представить, что неудача произошла не с вами, а с другом. Нужно написать ему письмо, чтобы поднять его настроение и утешить. Постарайтесь проявить доброту, заботу, сопереживание. Затем описать событие, основываясь только на фактах, без эмоций. Нужно понимать, что человек при заниженной оценке себя может неправильно реагировать на выражение лица других, случайно услышанные обрывки фраз, которые не относятся к делу. Даже слова о себе он нередко истолковывает неправильно. Следует стараться анализировать неприятную ситуацию максимально сухо;
  3. Приступать к действиям. Аффирмации и визуализация не поможет повысить собственную значимость без . Следует начать с не очень трудной задачи. Важно, чтобы при неудаче не было серьезных последствий. Для начала стоит собрать максимум сведений о методах решения, сформировать план действий. Затем спокойно и пошагово начинать решать задачу.

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка – переоценка человеком своих возможностей. У нее есть плюсы и минусы. Положительная сторона – уверенность индивида, помогающая добиваться успехов. Негативные стороны – чрезмерная эгоистичность, пренебрежительное отношение к мнению других людей, переоценка своих сил. Если происходят неудачи, человек может впасть в . Поэтому даже при плюсах такого самосознания ее нельзя считать полезной.

Основные признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка проявляется достаточно однообразно. Индивид считает себя выше остальных. Иногда люди сами его переоценивают, из-за чего появляется гордыня, которая останется даже после момента славы.

Признаки завышенной самооценки:

  • Уверенность в своей правоте даже при наличии аргументов, противоречащих ей;
  • При каждом или дискуссии человек оставляет последнее слово за собой;
  • Мнение других людей не признается совсем;
  • При неудаче вина перекладывается на общество, сложившуюся ситуацию;
  • Приносить извинения такой индивид не умеет;
  • Человек всегда соперничает с окружающими, стремится их превзойти;
  • Точка зрения высказывается постоянно, даже при отсутствии выраженного желания ее слушать;
  • Слово «Я» слышится от него в любом споре очень часто;
  • Критика не воспринимается, выказывается безразличие к мнению других;
  • Необходимо оставаться идеальным, не совершать ошибок;
  • Любая неудача выбивает человека из прежнего ритма, чувствуется раздражение, когда не получается ;
  • Индивид берется за сложные дела, вероятные риски при этом не учитываются;
  • Страх показывать слабость, неуверенность;
  • Свои интересы ценятся выше других, в характере выражен эгоизм;
  • Склонность к обучению людей, вмешательству в их дела;
  • Человек часто перебивает, не умеет слушать, предпочитает больше говорить сам;
  • В его тоне прослеживается высокомерие, просьбы преподносятся в форме приказа;
  • Если не удается быть первым в любом деле, индивид впадает в депрессивное состояние.

При выявлении признаков завышенной самооценки в детстве родителям важно избегать чрезмерной похвалы

Влияние завышенной самооценки на вашу жизнь

Внутри люди с завышенной самооценкой обычно неудовлетворенны собой, чувствуют себя одиноко. Отношения в обществе складываются сложно, так как люди не одобряют надменное поведение. В некоторых случаях в поступках видна агрессия. На критику реакция очень болезненна. При любых неудачах может развиться депрессия, поэтому необходима коррекция завышенной самооценки.

Как бороться с завышенной самооценкой?

  1. Воспринимать любое мнение людей. Человек со стороны может более объективно видеть ситуацию;
  2. При выслушивании критики не допускать ссор и агрессии;
  3. При неудаче следует проанализировать собственное поведение, а не искать причины в окружении;
  4. Похвалу стоит воспринимать критично, понимать ее искренность, заслуженность и соответствие реальности;
  5. Сравнивать себя с людьми, добившимися большего успеха;
  6. Определить свои возможности перед тем, как проявлять инициативу;
  7. Принимать отрицательные стороны характера, не считать их не такими значительными, как у остальных;
  8. Стать немного самокритичнее, так как это качество положительно влияет на развитие;
  9. После завершения дела проанализировать, можно ли было справиться лучше и чего не хватило для этого;
  10. Воспринимать оценку окружающих, а не только собственную;
  11. Принимать желания и чувства остальных, осознавать их важность.

Многих интересует вопрос, как общаться с человеком с завышенной самооценкой. Таких людей обязательно нужно ставить на место. Сначала лучше делать это деликатно, затем можно прямо спросить, почему он считает себя лучше остальных.

Не стоит воспринимать попытки унижения от таких людей. Они не очень счастливы, так как им приходится играть надменную роль из-за страха быть самими собой.

Самооценка и здоровье

Люди с заниженным уровнем страдают от недостатка положительных эмоций, поэтому энергии и сил у них меньше. Такой человек часто сдерживает свою активность, поэтому энергия не выходит наружу.

Из-за постоянных стрессов индивид теряют аппетит или заедают проблемы, что сказывается на весе. Этими людьми часто манипулируют, на фоне чего у них развивается депрессивное состояние. Избегание ответственности ведет к ограничениям физической активности, что негативно сказывается на состоянии легких, суставов. Завышенная самооценка тоже негативно сказывается на , так как в случае неудачи у индивида часто развивается депрессия, что ведет за собой другие проблемы.

Важно иметь адекватную самооценку. Любое отклонение от нормы негативно сказывается не только на отношениях с окружающими и самореализации, но и на здоровье.

Не можете понять, насколько адекватна самооценка ребенка? Подводит пресловутый материнский инстинкт?! Узнайте, как справиться с проблемой, не прибегая к помощи дорогостоящих психологов!

Каждому человеку присуще желание обеспечить себе и своим близким достойное будущее путем достижения поставленных целей или осуществления заветной мечты. Важным помощником в реализации этой миссии является адекватная самооценка, формированию которой необходимо еще с детства уделять повышенное внимание.

Неверное представление о собственных возможностях, заложенное в юном возрасте, приводит к появлению многочисленных комплексов и тотальным неудачам во всех начинаниях.

Адекватная самооценка личности. Характеристика

Адекватная самооценка, представляющая собой правдивую и разумную оценку индивидом своих способностей, а также нравственных и физических качеств, незаменима для полноценной жизни человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач.

Признаки адекватной самооценки:

  1. Умение любые перемены обращать себе на пользу . Многочисленные примеры доказывают, что неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
  2. Спокойное восприятие конструктивной критики . Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
  3. Способность противостоять стрессам . Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях, имеет обыкновение оказывать разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
  4. Желание не только принимать, но и делиться . Консультируя людей, у которых чрезмерно высокая либо низкая самооценка, специалисты нередко говорят о том, как важно научиться отдавать, не требуя ничего взамен. Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
  5. Искусство справляться с негативными эмоциями . Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и прочих людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут.

Причины низкой, равно как и завышенной самооценки следует искать в детских годах, поскольку ее формирование начинается с малолетства.

Психологи со всей уверенностью заявляют, что значительное влияние на этот процесс оказывают следующие факторы:

  • характер, образ жизни и отношение родителей;
  • опыт общения со сверстниками в детском саду, школе и других учебных заведениях, а также вне их;
  • имеющиеся в наличии заболевания (в том числе, инвалидность и травмы);
  • внешние данные;
  • правильные или искаженные представления о собственной личности, внушенные, кем бы то ни было;
  • реакция и отношение посторонних людей;
  • религиозные верования;
  • культурные обычаи и традиции семьи.

У детей-дошкольников

  1. Давать реальную оценку успехам . Любящим родителям свойственно бурное проявление восторга по отношению к любым, даже самым незначительным достижениям малыша. К сожалению, преувеличение его достоинств, нередко накладывает неизгладимый отпечаток на самооценку, безжалостно повышая ее.
  2. Никогда не сравнивать ребенка с его сверстниками . Постоянно проверяя способность любимого чада соперничать с соседскими мальчишками и девчонками, можно оказать ему дурную услугу: развить мощнейший комплекс неполноценности или же невероятно раздутое чувство собственного превосходства.
  3. Следить за своим тоном и жестикуляцией . Произнося хвалебные слова необходимо быть максимально дружелюбными, а в случае, если ребенок провинился – следует проявить известную строгость. Совершенно лишнее — кричать, бешено размахивая руками, поскольку малыш может испугаться и надолго потерять способность адекватно оценивать свои поступки и реакцию родителей на них.
  4. Поощрять проявление инициативы . Тщательно оберегая дошкольника от любых проявлений самостоятельности, можно вырастить неуверенного в себе человечка, не умеющего и шага ступить без материнского совета.
  5. Предлагать задания и игры , соответствующие возрасту ребенка. Многие родители имеют склонность переоценивать возможности своего чада и стремятся преподнести ему материал, предназначенный для куда более взрослых ребят. В результате несчастный кроха теряет веру в свои силы, а заодно и желание заниматься чем-либо.

У подростков


У взрослого человека

Если развитие адекватной самооценки у ребенка в немалой степени зависит от его родителей, то взрослый человек должен позаботиться о себе сам. В частности, ему необходимо:

  • перестать завидовать чужим успехам и заняться самосовершенствованием;
  • покончить с выискиванием недостатков и обратить свои усилия на поиски достоинств;
  • научиться с благодарностью принимать и безвозмездно отдавать комплименты;
  • расширить круг общения, впустив в него инакомыслящих людей;
  • уделять больше внимания собственным мечтам и желаниям.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что адекватная самооценка это своеобразный рычаг, с помощью которого людям позволено менять свою жизнь в лучшую сторону!

Видео: Как повысить самооценку

Перед тем, как написать статью о самооценке личности, я заглянула в поисковик и ужаснулась…. от количества сайтов, которые предлагают волшебные способы повысить самооценку. «Приобрести уверенность в себе за 3 простых шага», «12 способов как повысить самооценку», «Высокая самооценка — это путь к успеху» и т. п. БРЕД. Простите меня, конечно, но разумный человек, должен понимать, что самооценка, и отношение к самому себе не возникает в одночасье. И тем более за каких — то 3 шага повысить свою самооценку просто не реально.

Начать менять свое отношение к себе ВОЗМОЖНО за три шага, или сформировать уверенность в себе с помощью 12 способов. Но не повысить свою самооценку!

Значит ли это что без высокой самооценки мы не будем успешны? Так ли это на самом деле? Что думают об этом психологи? И в чем секрет самооценки личности? Давайте разбираться.

Понятие самооценки в психологии

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Такая способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Формирование адекватной самооценки ребёнка

Она начинает формироваться в нашем детстве, к сожалению, под влиянием нашего воспитания. Окружение ребенка, а это в первую очередь наши родители, закладывают фундамент нашей самооценки. Ребенок не может сформировать сам своего отношения к себе в силу недостаточного самосознания

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка тогда когда:

— часто наказывают ребенка без объяснений причины наказания, и когда наказывают за проявление «неприемлемых» чувств;
— насмехаются над чувствами ребенка и его мыслями, недооценивая их;
— контролируют его с помощью чувства вины или стыда;
— в семье не существует правил, или они достаточно противоречивы (у папы одни, а у мамы другие, противоположные);
— отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
— когда родители применяют физическое насилие по отношению к своему ребенку. Вдобавок к этому не верят в него, всячески порицая и недооценивая.

Конечно же, при таких условиях воспитания, может сформироваться патологическая личность, не говоря уже про её здоровую адекватную самооценку или любовь к самому себе.

Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем человеком, каким он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании адекватной самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем хуже мнение человека о самом себе.

Существенное влияние на формирование адекватной и здоровой самооценки оказывает отношение к человеку окружающих. Особое значение для формирования здоровой самооценки всё также как и в детстве имеют значение мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на формирование адекватной самооценки. Чем выше личностные успехи и достижения, тем лучшего мнения о себе человек.

Самооценка личности есть отношение к самому себе посредством мнения о себе значимых людей и реальных достижений. Самооценка не может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть только оптимальной или неоптимальной. Самооценка здоровой личности должна быть адекватная его реальным результатам!

Человек с адекватной самооценкой

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого человек подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: коллеги и другие значимые люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной здоровой оценки, т. е. без переоценки своих достижений, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является здоровой и адекватной.

Особенности здоровой адекватной самооценки

  • Здоровая самооценка личности позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями;
  • Человек со здоровой самооценкой открыт для критики и признает свои ошибки. Ведь здоровая самооценка предусматривает наличие в человеке как достоинств так и недостатков.
  • Уверенный в себе человек открыт и любопытен по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Человек со здоровой самооценкой доверяет себе и тем самым реагирует гибко и даже изобретательно на всевозможные жизненные ситуации.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом — критерии здоровой самооценки.
  • В условиях стресса человек со здоровой самооценкой умеет сохранять гармоничность и достоинство.

Почему возникает такой вопрос «Как повысить свою самооценку»? Зачем ее повышать и кто определил, что она у вас занижена?

Общая психология говорит о том, что гармоничность личности или комфорт человека зависит от того, как он относиться к самому себе. То есть, если у человека, по вашему мнению или наблюдению, занижена самооценка, то он ни успешен, ни уверен в себе.

На самом же деле этому человеку достаточно комфортно жить со своей возможной заниженной самооценкой. С другой стороны, это ваша оценка личности другого человека. И она не имеет никакого отношения к самооценке этого конкретного человека. С завышенной самооценкой дело обстоит так же.

Вред неадекватной самооценки

Низкий уровень самооценки или завышенная самооценка причиняет вред только тогда, когда человеку испытывает внутренний дискомфорт.

А именно, когда заниженная самооценка превращается в:

— неуверенность в себе, вплоть до недоверия себе,
— болезненность восприятия критики
— неумение принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своих решений и действий.

А завышенная самооценка трансформируется в:

— самолюбие и самовосхваление, что приводит к возникновению гордыни, равнодушия по отношению к близким,
— критичность и необоснованная требовательность к другим, злоба.

Формируйте здоровую адекватную самооценку

  1. Саморазвитие — это работа над своей самооценкой. Запомните, что ваша самооценка не должна быть завязана на мнении окружающих, на их комментариях и словах. На то она и ваша — «САМОоценка»!
  2. Старайтесь ставить перед собой достаточно реальные и достижимые цели, так как от их достижения зависит ваша самооценка.
  3. Формируйте здоровую самооценку, правильное (адекватное) отношение к себе, верьте в себя и не позволяйте никому сомневаться в вас

(методика С.А. Будасси)

Рассмотрим четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности:

1. самооценка в сфере общения.

2. самооценка поведения.

3. самооценка в сфере деятельности.

4. самооценка собственных эмоциональных проявлений.

Перед вами четыре набора положительных качеств людей. Вам нужно выбрать из списка и обвести кружочком такие качества личности, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для вас лично.

Список качеств:

вежливость

активность

вдумчивость

бодрость

заботливость

гордость

деловитость

бесстрашие

искренность

добродушие

мастерство

весёлость

коллективизм

порядочность

понятливость

душевность

отзывчивость

смелость

скорость

милосердие

твёрдость

собранность

нежность

сочувствие

уверенность

точность

свободолюбие

тактичность

честность

трудолюбие

сердечность

терпимость

добросовестность

увлечённость

страстность

чуткость

инициативность

усидчивость

стыдливость

доброжелательность

интеллигентность

аккуратность

взволнованность

приветливость

настойчивость

внимательность

восторженность

обаятельность

решительность

дальновидность

жалостливость

общительность

принципиальность

дисциплинированность

жизнерадостность

обязательность

самокритичность

исполнительность

любвеобильность

ответственность

самостоятельность

любознательность

оптимистичность

откровенность

уравновешенность

находчивость

сдержанность

справедливость

целеустремлённость

последовательность

удовлетворённость

совместимость

энергичность

работоспособность

хладнокровность

требовательность

энтузиазм

скрупулёзность

Чувствительность

Закончили? Теперь найдите в выбранных вами качествах те, которыми вы реально обладаете, поставьте рядом галочку, а так же находят их процентное содержание.

РЕЗУЛЬТАТЫ .

  1. Подсчитайте количество идеальных качеств.
  2. Подсчитайте количество реальных качеств, которые входят в список идеальных качеств.
  3. Вычислить их процентное соотношение:

Самооценка=Nреал*100%

Nреал – количество реальных качеств;

Nид – количество идеальных качеств.

Таблица стандартных значений

Адекватная самооценка

Ниже среднего

Выше среднего

Неадекватно высокий

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Адекватная самооценка соответствует двум позициям: «средней», «выше среднего». Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно, в конфликте он ведёт себя конструктивно.

При самооценке «высокий уровень», «выше среднего»: человек заслуженно ценит и уважает себя, доволен собой, у него развито чувство собственного достоинства. При самооценке «средний уровень»: человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Такие люди конфликтны. Причины конфликтов часто возникают из-за их нетерпимости к другим людям. Самооценка может быть положительной (высокой) и отрицательной (низкой), а также оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди.

Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной и высокой оценки себя любимого. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает идеальное представление о себе.

Человек с завышенной и неадекватной самооценкой не желает признавать, что все его неудачи это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Всё это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности.

Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствие с реальным положением дел - увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию инициативности, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную.

В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.