Развитие танков в Первой мировой войне стало ответом на патовую ситуацию, которая сложилась на Западном фронте. Тяжелые потери, понесенные в первые месяцы боевых действий, стимулировали развитие этого нового вида боевой единицы, которая бы соединяла воедино броню, огневую мощь и вездеходную мобильности. Исследования по проектированию танков проводились в Великобритании и Франции, и с некоторым опозданием и в Германии.

Британский танк, который врезался в дерево, неподалеку от Камбре, Франция, 1917 год.

В Первую мировую войну танки были потомками гусеничных тракторов, построенных Растин и Хорнсби Линкольн и используемых в Англии, 1902 год.

В Великобритании, первый танк, по прозвищу маленький Вилли, был построен компанией Уильям Фостер & Co в августе и сентябре 1915 года. Прототип нового дизайна, который стал бы танком Марк 1, был продемонстрирован британской армии 2 февраля 1916 года. Для сохранения секретности производящиеся новые боевые транспортные средства были названы “танк” (бочка). Термин был выбран, когда стало известно, что рабочие завода Уильяма Фостера называют первый прототип “ бочка ” из-за своего сходства с стальным водяным баком.

Легкий танк движется по пересеченной местности, 1917 год.

Французы выпустили первые танки в апреле 1917 года и вскоре стали производить значительно больше танков, чем все другие участники войны.

Один из первых американских танков проезжает мимо “Флэтайрон-Билдинг” в Нью-Йорке, 1917 год.

Немцы разработку танков начали только в ответ на появление союзных танков на поле боя. В то время как союзники изготовили несколько тысяч танков в ходе войны Германия успела выпустить только 1680 танков своего собственного производства.

Британский танк во Франции во время Первой Мировой Войны, 1917 год.

Первые танки были механически ненадежными. Сильно обстреливаемая местность была непроходимой для обычных транспортных средств, и её могли преодолевать только высоко мобильные танки, такие как Марк и ФЦ. Вместе с танками в ходе Первой мировой войны также начали выпускаться первая самоходка (Британский Перевозчик пушки МК I) и первый бронетранспортер (Британский МК IX).

Британский бронированный автомобиль, искалеченный вражескими выстрелами с экипажем либо мертвы, либо захвачены в плен. 1918 год.

Французские войска, вступившие в Рейнланд, 1918 год.

Американский танк, 1917 год.

Американский танк, 1917 год.

“Мужской” танк на Лорд-мэр шоу в Лондоне, 1917 год.

Бульдог Победы позирует на танке на Трафальгарской площади во время кампании по продаже сертификатов военного займа, 1917 год.

Человек, стоящий на вершине танка на Трафальгарской площади и выступающий в поддержку военных облигаций, 1917 год.

Захваченные британские танки немцы ремонтировали, перекрашивали и воевали на них сами, 1917 год.

Легкий танк, который оказалась в затруднительном положении после падения в траншею, 1917 год.

Британский танк пересекает окопы во Фландрии, 1917 год.

Немецкий танк выходит из леса, готовясь к нападению, 1917 год.

Британский средний танк Марк Уиппет продвигается по грязи, пытаясь проникнуть в немецкие линии обороны. Только двести из этих танков были изготовлены, 1918 год.

Ранний французский танк на пересеченной местности, 1917 год.

Британский танк горит, попав в струю немецкого огнемета, 1918 год.

Американский солдат идет впереди британского танка, 1918 год.

Британский танк из числа тех, которым удалось сломать немецкие проволочные заграждения обороны в Камбре, 1918 год.

Американский танк, 1917 год.

Первый в мире военный корабль такого рода, во Франции, в ноябре 1916 года.

Ранний британский танк, оснащенный деревянными фашинами, для удобства преодоления препятствий. Бельгия, около 1917 год.

Экипаж немецкого танка, сдающийся в плен экипажу британского танка в сцене из британского фильма, снятого в Дорсете, Англия, 1927 год.

Работник разрезает танк газовой горелкой, во время послевоенного разоружения в Германии, 1920 год.

Легкий танк Рено ft-17 на патрулировании в районе французской концессии в Китае, 1927 год.

Британский армейский танк проходит испытания в Линкольншире, 1918 год.

Воины 18-й стрелковой дивизии, спасаются от снарядов, во французской деревне, 1918 год.

Немецкие солдаты собрались вокруг танка на Берлинской улице во время беспокойного периода Веймарской Республики, 1920 год.

Французские солдаты держат в руках флаги и едут на танках перед Триумфальной аркой на Елисейских полях в День взятия Бастилии и празднования окончания Первой Мировой Войны, Париж, Франция, 1919 год.

Группа мужчин осматривает танк, Лондон, 1919 год.

Две женщины за рулем парового двигателя на площадке для испытаний танка в Линкольншире, 1918 год.

12.09.2017

Все мы привыкли рассматривать военные действия под углом решающих событий, сражений, потерь и побед. Многие согласятся, что война - это негативный процесс человечества, который приносит много неразрешенных проблем и поломанных жизней, но если посмотреть на все это с другой точки зрения, то можно увидеть и позитивные моменты, принесенные войной.

Так, многие философы утверждают, что война является неизбежным этапом эволюции человечества, который не только позволяет регулировать население земли, но и выводит людей на следующий уровень технологического развития. Ведь все технические революции происходят зачастую после крупных военных конфликтов и противостояний между державами. Особенно это касается медицины и тяжелой промышленности. Доказательством тому может служить Первая мировая война, о которой мы сегодня и поговорим.

Кварцевая лампа

В конце войны Германия находилась в плачевном состоянии. У страны не было достаточного продовольствия, и народ погрузился в страшную бедность. В 1918 году множество детей в Берлине страдали рахитом. Тогда медики вовсе не знали, как лечить эту загадочную болезнь и не понимали ее природы. Было понятно лишь то, что она как-то связана с бедностью.

Немецкий врач Курт Гульдчинский решил провести ряд экспериментов и лечить людей ультрафиолетовыми лучами. Для этого он взял четырех детей разного возраста и облучал их с использованием кварцевых ламп. Со временем ему удалось установить, что костная ткань детей начала укрепляться, и организм шел на поправку. Так удалось совершить величайший прорыв в медицине, поборов еще одну загадочную и неизлечимую в то время болезнь.

Во времена Первой мировой Германия при помощи своих подводных лодок сумела потопить тысячи судов Союзников. Тогда подводные лодки являлись огромной угрозой, так как выследить их было очень непросто. Известные на то время гидрофоны и подводные микрофоны не могли дать четких результатов.

Тогда британские ученые обратили внимание на ультразвук. На его основе был разработан прибор эхолокации, который довольно точно устанавливал расстояние до объекта, что позволило выслеживать подлодки на больших дистанциях и вести с ними борьбу.

Как известно, Первая мировая отличалась особой жестокостью боев и массовыми увечьями солдат. Именно этот факт привел к развитию новой отрасли в медицине, связанной с устранением дефектов на теле и лице. Первым врачом, проводившим такие операции, стал новозеландский доктор Гарольд Гиллис. За время войны им было проведено более 5 тысяч пластических операций, большинство из которых делались на лице.

Что же касается первого солдата, успешно перенесшего пластическую операцию, то им считается моряк Уолтер Йео, который потерял веки во время сражения близ Ютландии.

Существует миф о том, что наручные часы начали носить в годы Первой мировой. На самом деле, такой способ ношения часов был известен задолго до этого и использовался зачастую женщинами. Все же, наручные часы не прижились в обществе и больше были экзотическим украшением.

Первая мировая способствовала существенной популяризации этого аксессуара. Часы имели огромное значение, так как из-за нехватки качественных средств связи позволяли вести одновременные наступления, планировать и проводить военные операции. Поэтому каждый офицер имел в своем гардеробе наручные часы, которые освобождали обе его руки, в отличие от часов на цепочке, и не мешали в бою. Это превратило наручные часы в символ высокого статуса и привело к их распространению, ведь носить этот аксессуар стало настоящей гордостью.

Сегодня одним из основных материалов в инфраструктуре современного мира, несомненно, считается нержавеющая сталь. Однако мало кто знает, что открыли ее именно в военные годы - в 1913 году. Тогда ученые боролись с большой проблемой, которая заключалась в деформации стволов под воздействием высоких температур и сильного трения. Необходимо было найти материал, обладающий должной стойкостью к таким нагрузкам.

Тогда за это дело взялся Гарри Бреарли. Он проводил массу опытов, используя различные сплавы, большинство из которых заканчивались неудачей. Ученый выбрасывал испытуемые экспонаты на свалку невдалеке от лаборатории, но со временем заметил, что часть выброшенных сплавов металлов не поддавалась коррозии, что и привело к открытию нержавейки. Это не решило вопроса устойчивости, но позволило справиться с другой, не менее важной проблемой. В годы войны из нее начали изготавливать авиадвигатели.

Соевые сосиски

Этот продукт был изобретен немецким ученым Конрадом Аденауэром, который в свое время был мэром Кельна. В военные годы жители города серьезно страдали от нехватки продовольствия, что было вызвано английской блокадой.

Мэр работал над решением этого вопроса, экспериментируя с различными продуктами, которые могли бы заменить людям основную пищу – хлеб и мясо. Эксперименты с получением хлеба закончились неудачей. Мэр установил, что можно готовить хлеб, используя кукурузную муку, поставляемую из Румынии, но вскоре Румыния вышла из войны и перестала совершать поставки.

Что же касается мясных продуктов, то мэр нашел отличный заменитель мяса, предложив использовать вместо него в сосисках сою. Тогда и появились на свет знаменитые «Кельнские сосиски», которые в то время также называли «сосисками мэра». Это открытие позволило немцам пережить блокаду и справиться с голодом и нашло свое применение в сегодняшней пищевой индустрии.

Война совершила прорыв и в текстильной промышленности. Люди, начиная с XIX века, работали над тем, чтобы найти максимально быстрый и простой способ для скрепления одежды и обуви.

Прорыв в этой области совершил американский инженер Гидеон Сундбек, который был основным дизайнером Universal Fastener Company. В 1913 году он запатентовал свое открытие. Бегунок быстро нашел применение в военной сфере. После этого он постепенно перекочевал и в повседневную одежду.

Известно, что большинство солдат во время боев умирали не от причиненных противником ран, а от кровопотери. Впервые переливания крови начали осуществлять еще в 1901 году, когда были открыты и систематизированы различные группы крови. Все же тогда это делалось непосредственно от донора к пострадавшему, что в боевых условиях было очень затруднительно.

В то время еще не умели сохранять кровь в банках, и многие солдаты умирали на поле боя в связи с этой проблемой. Тогда американский ученый Пентор Роуз провел ряд экспериментов по добавлению в кровь цитрата калия и дектозола, что позволило бы крови не свертываться. Уже в 1919 году в Бельгии американские военные под предводительством Освальда Робертсона провели первое переливание крови из банки. Это открытие позволило сохранить жизнь множеству солдат, а в будущем совершило настоящую революцию в медицине.

В начале войны основные переговоры между войсками осуществлялись при помощи телеграфа, отчего пилоты, взлетевшие в воздух, оставались один на один с самолетом и не могли принимать приказов и переговариваться с другими пилотами. Максимум, что они могли - это кричать и жестикулировать соседним авиаторам. Это существенно затрудняло процесс полета и подвергало жизнь пилотов еще большему риску.

Радиотехника в те годы находилась в плачевном состоянии. Открытие радиопередачи в авиации пришлось на 1916 год, тогда американским ученым удалось совершить прорыв в этой сфере и оборудовать самолеты радиопередатчиками. Конечно, первая связь отличалась низким качеством и высоким уровнем шума, вызванного работой моторов. Однако именно это открытие привело к развитию нынешней авиасвязи и сделало возможным затяжные полеты.

Сегодня без конвейера не обходится почти ни одно производство мира, но немногие знают, что эта технология была изобретена в годы Первой мировой войны. Это изобретение принадлежит Генри Форду, который разработал данный способ в 1910 году и применил на практике в 1913 году.

Тогда промышленник получил крупный военный заказ и для того, чтобы выполнить его в срок, был придуман этот метод. В результате этого форды стали самыми распространенными военными машинами, используемыми союзниками на западном фронте.

Все эти и многие другие открытия демонстрируют стремительное развитие науки и техники во время военных конфликтов.

Вторая мировая война подарила человечеству ряд изобретений, в том числе и не связанных с военной промышленностью. Научно-технический прогресс в XX веке был обусловлен усилиями физиков, врачей и инженеров, работавших на благо фронта. «Футурист» представляет восемь изобретений войны, которыми мы пользуемся до сих пор.

Космическая программа

Немецкое «оружие возмездия» (Vergeltungswaffe), по некоторым оценкам, унесло жизни более 2,5 тыс человек. При его производстве погибло в 8 раз больше. Тем не менее, эта зловещая амбициозная программа по созданию баллистических ракет, управляемых авиационных бомб и ракетопланов для бомбардировки английских городов подарила человечеству орбитальные полеты, высадку на Луне и космические телескопы. С запусков трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начались советские и американские ракетные программы.

«Фау-2», в спешке спроектированная Вернером фон Брауном, была довольно сырой баллистической ракетой. 20 % собранных экземпляров отбраковывалось, половина запущенных ракет взрывалась, а отклонение от цели составляло около 10 км. По сути, она предназначалась не для уничтожения, а для запугивания мирных жителей. Однако основным преимуществом этой одноступенчатой ракеты было жидкое топливо и инерциальная навигация. Топливо в камеру сгорания подавалось с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза. Горючее на основе воды и этанола смешивалось с жидким кислородом и создавало необходимую тягу. Эта смесь продолжала использоваться и после войны: американская ракета Redstone PGM-11 использовала ту же самую конфигурацию топлива и оставалась в эксплуатации до 1964 года. Первый в Австралии спутник WRESAT отправился в космос в 1967 году на одной из таких ракет. Большую часть полета ракеты была неуправляема, однако ее траекторию корректировала система из двух гироскопов.

«Фау-2» стала образцом для советских баллистических ракет серии «Р». На базе легендарной «семерки» («Р-7») была создана ракета-носитель «Восток», отправившая в космос Юрия Гагарина. Американская программа Hermes, изначально предназначенная для создания собственных баллистических ракет, позже переориентировалась на модернизацию «Фау-2». Вернер фон Браун, попавший в плен к американским солдатам, считается «отцом» космической программы США. Под его руководством был запущен первый американский спутник «Эксплорер». А в 1961 году фон Браун возглавил лунную программу.

Первый программируемый компьютер

Британская служба радиоперехвата сталкивалась со сложнейшими немецкими шифрами. Код «Энигма», который употребляли в полевых условиях, за время войны был хорошо изучен. Однако шифр, который создавался шифровальной машиной Лоренц, оставался для криптологов загадкой. Расшифровать код Лоренца было стратегически важной задачей, так как с его помощью кодировало сообщения высшее немецкое командование. Британские криптологи называли немецкие зашифрованные сообщения «рыбой», но эти послания получили индивидуальную кличку - «Тунец».

Благодаря ошибке немецкого шифровальщика, который отправил два незначительно отличавшихся друг от друга сообщения, удалось выяснить, что машина Лоренц - это типичное шифровальное устройство, состоящее из вращающихся колес. Но колес в нем вдвое больше, чем в «Энигме» - их было 10. Ключ шифрования определялся исходным положением колес. Пять колес прокручивалось регулярно, а пять - нерегулярно. Два дополнительных, моторных колеса, контролировали нерегулярное вращение.

Чтобы зашифровать данные, машина Лоренц использовала команду XOR. Она генерировала пять пар псевдослучайных битов (1 или 0) и выводила 1, если только один из символов был равен 1, в противном случае результат равен 0. Так что 1 XOR 0 = 1, но 1 XOR 1 = 0. Каждый символ в машине Лоренц компилировался с псевдослучайными битами, например: 10010 XOR 11001 = 01011. Самое важное в этом алгоритме то, что машина фактически дважды шифровала данные.

Для расшифровки кода Лоренца британский инженер Томми Флауэрс и его команда создали электронную программируемую вычислительную машину Colossus («Колосс»). Компьютер состоял из 1500 электронных ламп, что делало его самой большой ЭВМ того времени. Модернизация Colossus Mark II из 2500 ламп считается первым программируемым компьютером в истории ЭВМ.

До создания Colossus на расшифровку сообщений уходило несколько недель, теперь же результат становился известен уже через несколько часов. Машина полностью функционировала к моменту высадки в Нормандии в 1944 году. Благодаря «Колоссу», в частности, стало ясно, что союзники успешно дезинформировали немецкие войска. После войны Черчилль отдал приказ уничтожить все компьютеры, однако в 1994 году инженерам удалось восстановить рабочий вариант Colossus Mark II по фотографиям. Благодаря этой работе стало известно, что полувековая ЭВМ работает примерно с той же скоростью, что и ноутбук с процессором Pentium 2.

Турбореактивные самолеты

Хотя сэр Фрэнк Уиттл получил патент на турбореактивный двигатель еще в 1930 году, разработка не особенно интересовала британское правительство, и работа продвигалась медленно. Третий рейх по-настоящему продвинул эту технологию, и Messerschmitt Me.262 стал первым истребителем с турбореактивным двигателем. Немецкий Arado Ar 234 был первым реактивным бомбардировщиком и последним нацистским самолетом, пролетевшим над Англией в апреле 1945 года. К концу войны был выпущен однодвигательный реактивный истребитель Heinkel He 162 («Воробей»), который спроектировали в кратчайшие сроки - за 90 дней.

Ядерное оружие

Потенциальные возможности ядерной энергии были известны давно. Но именно во время Второй мировой войны появилась возможность испытать их на практике. Первая атомная бомба была создана в США. В 1941 году Энрико Ферми завершил теорию цепной ядерной реакции, а через два года под руководством физика Роберта Оппенгеймера и генерала Лесли Гровса стартовал Манхэттенский проект. Две бомбы, созданные в ходе проекта, были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года. По оценкам, непосредственно в ходе бомбардировки было убито от 150 тыс. до 244 тыс. человек. Проблема распространения смертоносного ядерного оружия породила множество дискуссий. Однако без этого открытия не было бы ядерной энергетики.

Радионавигация

Первая технология радиолокации (Radio Detection and Ranging) была разработана в 1930-х годах Робертом Ватсоном Уоттом и Арнольдом Уилкинсом. Она позволяла предотвратить угрозу воздушной бомбардировки. Историки говорят, что исход Битвы за Британию, возможно, был предопределен благодаря опоре британцев на радарные системы обороны и решению Германии сосредоточиться на бомбардировке городов. В результате Британия смогла разглядеть немецкие бомбардировщики, пока они находились на расстоянии до 100 миль и сконцентрировать силы.

Пенициллин


Говард Флори (слева) наблюдает раненого солдата, проходящего курс лечения пенициллином в Американском военном госпитале в Нью-Йорке в 1944 году

Пенициллин был выделен еще в 1928 году Александром Флемингом благодаря беспорядку в его лаборатории. Ученый обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить вещество, которое разрушило клетки. Исследование о бактерицидных свойствах пенициллина было опубликовано в 1929 году, однако попытки получить антибиотик в чистом виде и улучшить его качество были безуспешными. Лишь через 10 лет австралийский ученый Говард Флори возглавил исследования по медицинскому пенициллину. Вместе с небольшой группой ученых, в которую входил Эрнст Борис Чейн, они разработали к 1941 году сложный препарат, который успешно прошел испытания. За это исследователей наградили Нобелевской премией, вместе с ними был награжден и Александр Флеминг.

Акваланг

Первый акваланг был изобретен еще в 1866 году, он применялся в шахтах, где воздух был загрязнен. В 1878 году появилось устройство для длительного нахождения под водой с замкнутой схемой дыхания. Из выдыхаемого водолазом воздуха удаляется углекислый газ и по потребности добавляется чистый кислород из контейнера. В те времена не было известно, что чистый кислород под давлением становится токсичным. Несмотря на опасность, во Вторую мировую войну акваланги с замкнутой системой дыхания являлись штатным спасательным оборудованием для подводного флота. Однако морской офицер Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян, работавшие в оккупированной немцами Франции, в 1943 году смогли создать аппарат с открытой схемой дыхания, где выдох производится непосредственно в воду. Этот тип акваланга был гораздо безопаснее.

Слинки

Одна из самых популярных и прочных игрушек в мире была изобретена случайно во время Второй мировой войны американским военно-морским инженером Ричардом Джеймсом в 1943 году. Он пытался выяснить, как пружины могут использоваться для хранения важного и дорогого оборудования в море. Инженер случайно уронил одну из пружин и отметил ее интересный ход. После войны игрушка стала чрезвычайно популярной: к концу XX века было продано 250 миллионов экземпляров.

Сто лет назад, когда началась Первая мировая война, большинство европейцев предсказывало быстрое ее окончание. Однако, спустя несколько месяцев, стало ясно, что их оптимизм не имеет под собой оснований. По мере распространения боевых действий, технические изобретения приобретали все большую актуальность.

В конце концов, Первая мировая война стала известна в определенных кругах как «война изобретателей». Надо отметить, что многие изобретения, связанные с Первой мировой войной: подводные лодки, торпеды, бомбардировочная авиация, были задуманы намного раньше. Однако, именно война дала толчок к их реализации. В нашей статье мы расскажем о четырех таких технологиях, которые и сегодня играют не последнюю роль в нашем мире.

Ультразвуковой гидролокатор (сонар)

В довоенные годы подводные лодки использовались, в основном, для береговой обороны. Германия изменила ситуацию и стала использовать свои подводные лодки в наступательных целях. Это изменение в военной стратегии вынудило союзников, во-первых,использовать подводные лодки для наступления, и во-вторых, разработать контрмеры для защиты доставки грузов через Атлантику.

Работа Реджинальда Фессендена оказалась решающей. После того как в 1912 году в результате столкновения с айсбергом затонул Титаник, канадский ученый стал проводить подводные акустические эксперименты в поисках способа защиты кораблей от подводных препятствий. Это привело его к изобретению электромеханического осциллятора, устройства, передающего звук сквозь воду при заданной частоте, а затем принимающего отраженный звук от любого вида объектов.

Сначала он разработал технологию в качестве средства общения с дружественными подводными лодками, а затем как сигнальное устройство, которое может стать частью навигации и предупреждать корабли о мелководье, рифах и прочих опасностях. В октябре 1914 года британский флот приобрел комплекты подводных осцилляторов в качестве сигнальных устройств, а в ноябре 1915 года оборудовал ими все свои подводные лодки.

Французский физик Поль Ланжевен разработал электронную версию устройства Фассендена, что позволило улучшить обнаружение движущихся объектов. Она включала в себя кварцевый передатчик и приемник, который значительно улучшил диапазон и четкость сигнала. В феврале 1918 года он достиг дальности передачи 8км и четкого эха от подводной лодки.

Осцилляторы Фассендена продолжали использоваться и в конце Второй мировой войны для обнаружения таких стационарных объектов, как мины. И Фассенден, и Ланжевен заложили основы устройства, которое сейчас называется .

Супергетеродинный приемник: лучшая настройка радио

Технология существовала еще до войны, но два военных изобретателя смогли значительно ее улучшить. В 1917 и 1918 годах, соответственно, французский офицер Люсьен Леви и американский офицер Эдвин Армстронг, независимо друг от друга, придумали устройство, известное как супергетеродинный приемник — способ настройки радиостанции для получения отдаленных сигналов. Приемник накладывал одну радиоволну на другую, значительно усиливал и фильтровал полученные промежуточные частоты, которые затем демодулировал для генерации звукового сигнала, который, в свою очередь, выводил на громкоговоритель или наушники.

Изначально Леви искал способ засекретить радиопередачи. Он работал на Эйфелевой башне, которую французские военные использовали для радиоэкспериментов, когда началась война. У Леви возникла идея, что сверхзвуковые волны могут быть наложены на радио частоты несущей волны, которая сама могла быть смодулирована акустической волной. Он доработал свою идею, создав сверхзвуковую волну в приемнике,а затем принял сигнал от местного осциллятора.

Армстронг был капитаном войск связи армии США и был отправлен во Францию в 1917 году для работы у союзников в области радиосвязи. К тому времени он был уже известным в мире радиосвязи со своим изобретением регенеративной цепи обратной связи, устройства, которое значительно усиливало сигнал и за которое он получил свою первую медаль в Институте радиоинженеров.

В Париже в начале 1918 года он стал свидетелем бомбардировки немецкой армией. Он решил, что точность зенитных орудий можно улучшить, если бы существовал способ обнаружения коротких электрических волн, излучаемых системами зажигания авиационных двигателей. Это и привело его к изобретению супергетеродинного приемника.

После войны взаимные претензии Армстронга и Леви на гетеродинный приемник не помешали его широкому использованию и помогли трансформировать радио в чрезвычайно популярный потребительский продукт.

Связь воздух-земля: радиотелефония взмывает в небо

Еще в 1910 году учены показали беспроводную передачу данных между воздушными судами и землей. Пилоты выстукивали азбуку Морзе на передатчике, расположенном между коленями. Однако, возник ряд проблем. Шум двигателя, как правило, заглушал любые полученные сообщения, да и пилоты были слишком заняты, чтобы передавать сообщения.

Стала очевидной необходимость создания голосового радио в беспроводной связи. Но передача голосовых сигналов требует более высоких частот, чем Азбука Морзе, и радиостанции и их источники питания были слишком большими и тяжелыми, чтобы вписаться в авиацию того времени.

Инженерам по обе стороны конфликта удалось внести улучшения. В 1916 году французы успешно испытали голосовую связь воздух-земля во время битвы при Вердене. На борту немецких самолетов передатчики стали привычным средством в 1916 году, а к концу года появились и приемники.

Аналоговые калькуляторы управления огнем

При увеличении ряда крупнокалиберных орудий, целиться из них стало намного сложнее. Во время морских сражений у берегов Чили и в Северном море артиллерийский обстрел велся с расстояния от 13000 до 15000 метров. Для того, чтобы поразить корабль с такого расстояния, необходимы точные расчеты курса судна и его скорость, а также скорость и направление ветра, что, в свою очередь, было использовано для определения высоты и направления орудий, а также влияния ветра на полет снаряда и коррекции движения корабля, ведущего стрельбу.

В 1912 году Британский Королевский Флот впервые использовал систему, в которой все орудия на корабле были направлены из одного положения (обычно, это самая высокая часть корабля). Офицеры, отвечающие за управление огнем, использовали Т-образный оптический дальномер, содержащий призмы, чтобы установить расстояние, азимут и изменение азимута к цели посредством триангуляции. Офицер затем передавал эту информацию по телефону матросам в Центр Управления в глубине корабля. Они, в свою очередь, с помощью рукояток и рычагов вводили информацию в крупные механические калькуляторы (некоторые размером с три-четыре рефрежератора), которые использовали эти постоянно меняющиеся данные для стрельбы из орудий. Орудия затем стреляли орудийными залпами с разными траекториями, тем самым увеличивая шансы попадания в цель.

В ходе войны, военно-морские силы союзников и Антанты добились значительных улучшений в разработке этих калькуляторов для управления огнем. Не прекращаются научные дебаты о том, у какого флота были самые передовые системы. Драйерские Таблицы Британского флота лучше всего задокументировали эти устройства, в то время как немецкий крейсер SMS Derfflinger был широко известен за точность стрельбы на море. Derfflinger был затоплен в Скапа-Флоу в 1919 году, и то, что известно о его системах управления огнем, было сказано его артиллерийскими офицерами в интервью союзникам.

Количество наземной артиллерии также увеличилось во время Первой мировой войны. К концу войны, например, немцы обстреливали Париж массивными орудиями, установленными на железнодорожные вагоны. Орудие, известное как Парижская пушка или Труба короля Вильгельма, имело диапазон стрельбы до 130 км. И хотя оно не имело большой точности, оно могло поразить что-то размером в целый город, и эффект был, прежде всего, психологическим.

Аналоговые механические калькуляторы, используемые для попадания в цель артиллерийскими орудиями, непосредственно привели к появлению ЭВМ. На самом деле, одна из самых известных ранних ЭВМ, ENIAC выполняла по сути те же задачи во Второй мировой войне, что и аналоговые калькуляторы для управления огнем во времена Первой мировой войны.

Изобретения делаются на фронте не от хорошей жизни — не успели или забыли тыловые изобретатели и конструкторы изобрести ту или иную полезную вещь еще до войны, приходится браться за дело самим солдатам. Да и в тылу во время военных действий конструкторская мысль тоже бьет ключом — война двигатель прогресса .

В итоге на свет рождаются многочисленные интересные устройства и проекты. Часть из них вполне функциональны, некоторые даже опережают свое время, а часть — относятся к разряду курьезов. Но все они попадают на страницы военной прессы — используются в целях пропаганды. Предлагаем вашему вниманию подборку забавных военных изобретений со страниц газет и журналов времен Первой мировой.

Как пишут в комментариях к этому материалу, это — самолётный тренажёр

А это уже более полезная штука. Такие штуки пытались использовать во всех армиях, участвовавших в той войне. Но по каким-то причинам они не прижились

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы

И еще одна французская окопная катапульта

Бронированный наблюдатель. Попытки создать бронежилет, эффективный и пригодный для серийного производства не прекращались во многих армиях в годы Первой мировой. Но, увы, серийные бронежилеты появились намного позже.

Французский бронированный трехколесный мотоцикл. Первый шаг на пути к блицкрига. Подпись гласит, что это чудо техники неплохо показало себя в разведке. Но где точно оно воевало — нам неизвестно

Германские аэросани с пропеллером. Чуть позже подобные машины появились на вооружении Красной Армии.

И снова древняя технология преодоления водных препятствий

Боевой катамаран

Боевые водные лыжи

У французов возникла блестящая идея — использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото — расчеты таких пушек

На рисунке — абордажные пушки в действии

Одноместный ползучий танк. Единственный член экипажа попутно играет и роль двигателя.

Примерно такая же машина для санитаров

Передвижной стальной щит для стрелков

Большая версия такого щита

Автомобиль — амфибия для австрийской армии

Радий использовался вплоть до семидесятых годов двадцатого века для создания светящихся красок. Американский изобретатель предлагает использовать такие краски на передовой.

Что только не придумаешь, лишь бы не замерзнуть

Ну, и совсем простое изобретение — обычная рогатка, только большая.