Внутренняя политика: просвещенный абсолютизм

Екатерина II взошла на престол в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого Петр III был заключен под стражу и 6 июля убит. Во время своего царствования Екатерина окружит себя целой плеядой талантливых государственных деятелей: это Г. Г. Орлов и Г. А. Потемкин (оба были ее фаворитами), Н. И. Панин, И. И. Бецкой, Е. Р. Дашкова и др., будет вести переписку со знаменитыми европей­скими философами Просвещения – Вольтером, Дидро и др.

Внутриполитический курс Екатерины II принято называть просвещен­ным абсолютизмом. Просвещенный абсолютизм – особое направление внутренней политики целого ряда европейских государств (Австрии, Прус­сии, Дании, Швеции, Испании, Португалии и пр.) в середине – второй половине XVIII в., то есть в очень сложный переходный момент от фео­дальных отношений к капиталистическим, а также от абсолютной монар­хии к ограниченной. Суть этой политики сводится к попытке монархов осторожно преобразовать свои государства в соответствии с изменивши­мися условиями жизни, чтобы избежать революционных событий.

Двумя идеологическими основами просвещенного абсолютизма были философия Просвещения (идеи естественного права, общественного до­говора и возможности переустройства общества на разумных началах) и христианское вероучение (идея божественной природы монархии). Основными направлениями политики просвещенного абсолютизма были снижение государственного вмешательства в экономику, законо­дательное оформление сословий, обновление и кодификация законов (а также воспитание культа закона), подчинение церкви государству и се­куляризация, временное ослабление цензуры, поощрение книгоиздатель­ства и образования. При этом объявлялось, что монархия, во главе ко­торой находится просвещенный правитель (философ на троне), лучше самой демократической республики.

Выделяются две основные точки зрения историков на сущность про­свещенного абсолютизма:

  • это этап модернизации государства и общества, искренняя попытка властей найти компромисс между «старым и новым» в социально- экономическом развитии;
  • это продолжение консервативной политики (направленной на со­хранение «старого порядка» – феодализма, абсолютизма и со­словного строя), но при лицемерном провозглашении новых бур­жуазно-просвещенческих ценностей (гражданских свобод, верхо­венства закона и пр.).

Царствование Екатерины II (российский вариант просвещенного абсолю­тизма) было противоречивым и сочетало в себе попытки модернизации (реформы в духе просвещенного абсолютизма) с откровенно консерва­тивно-охранительными мерами. Нередко историки делят царствование Екатерины на два периода: до Пугачевского восстания 1773-1775 гг., ког­да имели место попытки модернизации (просвещенный абсолютизм), и после этого восстания (повлияла также начавшаяся в 1789 г. Великая французская революция), когда в политике Екатерины стали преобладать консервативно-охранительные мероприятия (период «полицейской мо­нархии»).

К реформам Екатерины в духе просвещенного абсолютизма следует отнести:

  • секуляризацию (1764), то есть перевод церковного имущества в го­сударственную собственность (в управление специально созданной Коллегии экономии). Ее последствия: окончательно покончено с са­мостоятельностью церкви, сокращение числа монастырей, рост по­ступлений в казну (принадлежавшие ранее монастырям крестьяне стали называться экономическими и платить оброк государству);
  • создание Вольного экономического общества (ВЭО) (1765), которое стало первой общественной организацией в истории России (еще один признак буржуазного общества). Помимо издания агрономи­ческих журналов в помощь помещикам, ВЭО в 1766 г. провело кон­курс на лучший проект крестьянской реформы (впервые крестьян­ский вопрос стал обсуждаться публично);
  • созыв в 1767-1768 гг. Уложенной комиссии и написание Екатериной «Наказа» ее депутатам. Цель комиссии – создание нового кодекса законов взамен устаревшего, но продолжавшего действовать Собор­ного уложения 1649 г. Со всей страны было избрано около 570 депу­татов (от всех сословий, кроме крестьянства, из состава которого только государственные крестьяне могли избирать депутатов), среди которых преобладали дворяне. Каждый депутат получил от своих избирателей наказы, в которых были выражены их интересы. Ека­терина составила для делегатов «Наказ», который она скомпилиро­вала из сочинений европейских просветителей и который был полон либеральных идей. Начало Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. стало поводом для роспуска Уложенной комиссии, поскольку, во- первых, она не могла выполнить поставленные перед ней задачи (ни по одному вопросу не удавалось достичь согласия), а во-вторых, в ко­миссии началось обсуждение крестьянского вопроса и выдвижение радикальных проектов;
  • значительную часть экономических реформ, соответствовавших духу либерально-просвещенческих идей. Продолжались начатые при Елизавете Петровне сокращение вмешательства государства в экономику, либерализация экономики: в 1760-е гг. были отме­нены торговые монополии, в 1775 г. в рамках Манифеста по слу­чаю прекращения войны с Турцией была объявлена свобода пред­принимательства для представителей всех сословий (теперь пред­ставители всех сословий, включая крестьян, получили право заведения промышленных предприятий во всех отраслях промышленности, но эта свобода ограничивалась, в том числе в отношении права владения землей для ряда сословных групп). Государство поощ­ряло крестьянские промыслы и отходничество (особенно в не­черноземных районах). В 1769 г., помимо существовавших монет, были введены первые в России ассигнации (бумажные деньги), что упростило торговые расчеты. В том же году были открыты дворянский (затем преобразованный в Государственный заем­ный) и коммерческий банки, которые выдавали кредиты и при­нимали вклады;
  • школьную реформу 1782 -1786 гг., подготовленную И. И. Бецким: впервые в истории России формировалась система бессословного среднего образования. В уездных и губернских городах для пред­ставителей низших сословий создавались народные училища, ко­торые давали не профессиональное, а общее образование (два или четыре года обучения). В1764 г. в Петербурге был создан Смольный институт благородных девиц – одно из первых учебных заведений для женщин;
  • то, что с 1786 г. во всей делопроизводственной документации (всех официальных бумагах) вместо обозначения просящего как «всепод­даннейший раб» полагалось подписываться «всеподданнейший», или «верный подданный», или просто «подданный».

В том же прогрессивном духе был целый ряд поездок по империи, пред­принятый императрицей для поднятия своего авторитета в глазах под­данных и личного ознакомления с их жизнью и проблемами. Самая известная из них – путешествие 1787 г. Екатерины II в недавно присо­единенный и подотчетный Г. Потемкину Крым, которое стало поводом для возникновения образа «потемкинских деревень» – «пускания пыли в глаза начальству».

Среди консервативно-охранительных мероприятий были следующие.

  • Подавление массовых восстаний.
  • Ряд административных реформ. 1763 г. – реформа Сената, после ко­торой он был лишен права законодательной инициативы и превра­тился лишь в высшую судебную инстанцию, подчиненную императ­рице. 1775 г. – губернская реформа (один из «уроков» Пугачевского восстания) с целью недопущения повторения «пугачевщины». Эта реформа включала в себя несколько мероприятий:
  • вместо трехступенчатого административного деления (губер­ния – провинция – уезд) вводилась двухступенчатая (губер­ния – уезд), вместо 23 губерний было создано 50 (поэтому чис­ленность населения каждой из них сократилась до 200-400 тыс. душ мужского пола), во главе каждой из них стоял губернатор, который распоряжался находившимися в губернии воинскими частями (чтобы можно было быстро подавить начинающиеся волнения). Создавались посты генерал-губернаторов, которые ведали сразу несколькими губерниями. В городах вводилось самоуправление, в уездах власть получали местные дворянские собрания;
  • на местах судебная власть отделялась от исполнительной: созда­вались сословные суды для основных сословий – суды для дворян, суды для горожан и суды для государственных крестьян, причем состав судов избирали сами представители сословий. Также в каж­дой губернии создавались всесословные «совестные суды» для примирения сторон, разбора преступлений сумасшедших и мало­летних, контроля за арестами. Однако губернатор имел право приостанавливать (но не отменять) судебные решения;
  • в губерниях создавались Приказы общественного призрения, в ведении которых находились школы, больницы, богадельни, приюты, работные и смирительные дома, а также тюрьмы;
  • на уровне уездов (но пока не губерний) создавалось дворянское сословное самоуправление (дворянские собрания), а также имен­но в руки к дворянам реально переходила власть в губерниях, городах и уездах.

Историки спорят, носила ли губернская реформа исключительно продворянский характер или представляла собой компромисс меж­ду интересами государства и основных сословий.

  • В 1782 г. повсеместно создавались «управы благочиния», которые выполняли функции полиции (надзор за подданными, поддержание правопорядка) и следили за городским благоустройством (чистота, дороги, борьба с пожарами).
  • При Екатерине были упразднены автономии некоторых окраин им­перии: на Украине (в 1764 г. отменено гетманство и заменено на Ма­лороссийское генерал-губернаторство, а после «пугачевщины» была ликвидирована Запорожская Сечь), на Дону, в Прибалтике (Эстляндия и Лифляндия), а также в Сибири. При Екатерине в Левобережной и Слободской Украине было введено крепостное право.
  • Ужесточение крепостничества – принят ряд соответствующих указов императрицы. 1763 г. – возмещение убытков, понесенных помещи­ками от крестьянских волнений, возлагалось на самих крестьян. 1765 г. – помещикам разрешено без суда и следствия не только ссы­лать «предерзостных» и «вредных обществу» крестьян в Сибирь на любой срок с зачетом этих крестьян как рекрутов (это было узако­нено еще в 1760 г.), но и отдавать их в каторжные работы. 1767 г. – подтвержден введенный ранее запрет крестьянам жаловаться на помещиков лично императрице (жалобы можно подавать в местные органы власти), который был воспринят современниками (и нередко трактуется так историками) как запрет крестьянам жаловаться на помещиков вообще. Наконец, при Екатерине широко распространи­лась продажа крепостных оптом и в розницу. С другой стороны, как указывалось выше, ряд указов был принят в пользу крестьян (разре­шение отходничества и создания крестьянских предприятий), также были осуждены и наказаны несколько дворян, садистски истязавших своих крепостных (знаменитая изуверка Салтычиха – помещица Д. Н. Салтыкова – была лишена дворянства и приговорена к пожиз­ненному заключению).
  • 1791 г. – создание «черты оседлости» для евреев: ограничивалось их право селиться на определенных территориях страны, жить в столицах, учиться в высших учебных заведениях и пр.
  • Наконец, во второй половине царствования Екатерины произошло ужесточение цензуры и началась активная борьба против инако­мыслия, что выразилось в наступлениях на частные типографии, арестах Н. И. Новикова и А. Н. Радищева.

Отдельно следует назвать две «жалованные грамоты», принятые Ека­териной в 1785 г., – Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам (также была подготовлена Жалованная грамота госу­дарственным крестьянам, но она так и не была подписана императри­цей). Этими документами юридически были окончательно оформлены дворянское и городское сословия в России, а также перечислены все их привилегии. За дворянами закреплялась монополия на владение крепост­ными и землей в России, свобода от телесных наказаний, государственных налогов и службы, система дворянского самоуправления (теперь дворян­ские собрания создавались не только в уездах, но и в губерниях). Жители каждого города разделялись на шесть сословных категорий (из которых привилегированными считались купечество и «именитые граждане»), закреплялась цеховая организация городских ремесленников, была упо­рядочена система городского самоуправления (на основе имущественно­го ценза). Таким образом, сословная политика при Екатерине ориентиро­валась в первую очередь на интересы дворянства, но также давала ряд привилегий горожанам.

Здесь искали:

  • внутренняя политика екатерины 2 просвещенный абсолютизм
  • была ли екатерина 2 представителем просвещенного абсолютизма
  • политика просвещенного абсолютизма екатерины 2

После «эпохи дворцовых переворотов» реформаторский курс Петра I продолжила Екатерина II (так же как и некоторые её предшественники, взошедшая на престол в результате дворцового переворота и мужеубийства), которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762-1796 гг.). Н.М. Карамзин , оценивая реформы Екатерины II, писал: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Наиболее общепринятая точка зрения ведет отсчет эпохи с 1762 вплоть до 1815 г.

Просвещенный абсолютизм - это явление общеевропейское. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса - буржуазии , открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви. Идеи Просвещения получили широкое распространение и за пределами западноевропейских стран. Екатерина II, будучи человеком европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П. Монтескье, Вольтера , Д"Аламбера, Д. Дидро и др.

В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право. Политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не представляла себе возможности для глубоких преобразований. Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка.

В XVIII в. была создана Уложенная Комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, основанного на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения . С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название «Наказ». В своих рассуждениях императрица исходит из убеждения, что Россия - европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. Екатерина II не допускала мысли об ограничении собственного самовластия. «Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным миром правит». Всякое другое правление не только было России вредно, но и в конец разорительно.


Какой предлог самодержавного правления? Не в том, чтоб у людей отнять их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра». В своем «Наказе» она продвинулась вперед в толковании основ власти монарха, она конкретизирует понятие неограниченной власти и рассматривает царскую особу как источник государственной власти и принадлежащее ей право в издании и толковании законов российской империи. Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего «самому правящему классу». Интересно отметить, что никто, прежде всего в России, их не имел. Даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Если Петр I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, во многих статьях разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос.

Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия в 1769 г. была распущена, хотя главная её задача не была выполнена.

В 60-70-е гг. по России прокатилась волна крестьянских выступлений. Наиболее крупное из них - это восстание Е. Пугачева, выдававшего себя заубитого императора Петра III . Народное восстание, отрезвляюще подействовало на императрицу и подтолкнуло ее к мысли, что существующая система управления на местах не в силах предотвратить разрастание крестьянских волнений. 7 ноября 1775г. было издано «Учреждение для управления губернией», что повлекло за собой глубокие преобразования в государственном устройстве. Реформа положила начало созданию упорядоченной системы губернского управления. В этот период Россия сделала крупный шаг по пути к разделению ветвей власти.

В 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты городам и дворянству». Жалованная грамота городам передавала городским обществам право юридического лица , которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами с нее. Кроме того, согласно указу горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане, дворяне, чиновники, духовенство. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Шестой разряд - крестьяне, проживающие в городах, в число горожан не включали, хотя подати брали с них в двойном размере. Согласно второй грамоте дворяне получали ряд личных и корпоративных прав. Главное из них - право владения землей на правах частной собственности, свободу в выборе занятий. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имения.

Екатерина II провела определенные преобразования и в экономической сфере. В середине XVIII века развитие сельского хозяйства по-прежнему носило экстенсивный характер в отличие от Западной Европы, где оно шло по интенсивному пути. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства объяснялся наличием большого количества свободных земель и недостаточным уровнем агротехнической науки. Поэтому постепенно осваивались казахстанские, южно-украинские степи и др. земли. Кроме того, появляются новые сельскохозяйственные культуры. В 1765 г. Сенат издал указ о разведении «земляного яблока», то есть картофеля (с тех пор картофель стал вторым хлебом русских). Стали возделывать и подсолнечник. Высокими темпами развивалась промышленность.

В конце царствования Екатерины II в России действовали 167 горных заводов, 1094 предприятия обрабатывающей промышленности. К концу XVIII в. в стране было уже около 2 тыс. мануфактур. Среди них немало было тех, которые создавали в своих поместьях дворяне, и на которых работали приписанные к ним крестьяне. Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна, экспортировала на Запад черные металлы, активно торговала со странами Востока. Однако материальная база, социально-экономическая основа для развития капитализма оставалась очень ограниченной. И во многом именно это определило противоречивость развития страны в XIX в.

При Екатерине II получили дальнейшее развитие наука, литература и общественно-политическая мысль. Екатерина Дашкова стала первой в России женщиной, возглавившей Академию наук. С именами А.Н. Радищева, известного издателя и публициста Н.И. Новикова связано рождение демократических традиций в российском обществе.

Внешняя политика Екатерины II характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета. Основным объектом русской внешней политики были степное Причерноморье с Крымом и Северным Кавказом, а также территория Польши. Вместе с тем хозяйственные и культурные успехи России, ее международный престиж не смогли скрыть тяжелого положения простого народа, трудом и талантом которого достигались эти успехи. Трудолюбие, выносливость и терпение не выдерживали жестокой эксплуатации самодержавия, что приводило к мощным волнениям. Екатерина II испытала на себе грозный и беспощадный крестьянский бунт под руководством

15.1. Внутренняя политика Екатерины II

1. «Просвещенный абсолютизм» - одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил, боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Эта политика формировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

В России политика «просвещенного абсолютизма» объясняется следующими причинами: а) стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; б) остротой социальных противоречий и необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; в) притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер.

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России: а) укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов; б) расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества; в) проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность; г) создание условий для экономического развития страны; д) распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране; е) повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

2. Реформы управления. Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат, выродившийся к тому времени в неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство.

В1763- 1764гг. Екатерина провела секуляризацию церковных земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764-1765 гг.) императрица работала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других просветителей. Однако в конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи.

В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Провинции ликвидировали, а количество губерний возросло с 23 до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении.

Судебная система была перестроена по сословному принципу: для каждого сословия - свой суд. В губерниях создавались судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону.

3. Права дворянства были окончательно закреплены в изданной в 1785 г. «Жалованной грамоте дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным». Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Не случайно правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

4. Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам», продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати и рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Городское население делилось на шесть разрядов.

15.2. Кризис крепостнической системы

Усиление крепостного права достигло своего апогея. В итоге крепостничество конца XVIII столетия отличалось от рабства лишь тем, что крестьяне вели собственное хозяйство, дворовые же крепостные практически были приравнены к рабам. К этому периоду относятся признаки разложения феодально-крепостного строя:

- главный признак феодально-крепостнического хозяйства - господство натурального хозяйства. Но во второй половине XVIII в. в результате развития товарно-денежных отношений, формирования всероссийского рынка, расширения внутренней и внешней торговли, развития промышленности и роста городов происходило его постепенное разрушение.

- прикрепление крестьянина к земле и наделение их землей и основными средствами производства (лошадь, корова, посевной материал, орудия труда). Однако и этот признак начал деформироваться в результате лишения крестьян самостоятельного хозяйства.

- личная зависимость крестьянина от помещика и внеэкономическое феодальное принуждение к труду. В случае прямого обезземеливания феодальная зависимость превращалась в почти рабскую. А в условиях ухода крестьянина на заработки он все больше подвергался экономическому принуждению, работая по найму,

- низкий уровень техники и технологии. Этот признак сохранялся, хотя и были попытки введения новых методов обработки земли, использования современных сельскохозяйственных машин, внедрения новых сортов растений и пород скота.

15.3. Крестьянская война Е. И. Пугачева (1773-1775)

Причины восстания: а) недовольство яицкого казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий; б) усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов и повинностей, вызванные начавшимся процессом развития рыночных отношений; в) тяжелые условия жизни и труда работных людей, а также приписных крестьян на заводах Урала.

Восстание Е. Пугачева стало крупнейшим в российской истории. В отечественной историографии советского периода его именовали Крестьянской войной. Под Крестьянской войной понималось крупное выступление крестьянства и других низших слоев населения, охватывающее значительную территорию, приводящее фактически к расколу страны на часть, контролируемую правительством, и часть, контролируемую повстанцами, угрожающее самому существованию феодально-крепостнического строя. В ходе Крестьянской войны создаются повстанческие армии, ведущие длительную борьбу с правительственными войсками. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье.

Причины поражения восстания: а) слабость организации и плохое вооружение восставших; б) отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания; в) разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшая широкое возмущение в различных слоях общества; г) сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление восстания.

Историческое значение восстания. Восставшие могли победить, но не могли создать новый справедливый строй, который они представляли в виде казачьей вольницы в масштабах всей страны. Победа Пугачева означала бы истребление единственного образованного слоя - дворянства, что нанесло бы непоправимый урон культуре, подорвало бы государственную систему России, создало угрозу ее территориальной целостности.

С другой стороны, восстание вынудило помещиков и правительство умерить степень эксплуатации. Так, на уральских заводах была значительно повышена оплата труда. Ожесточенность и массовость восстания ясно показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием стали новые реформы. Память о пугачевщине прочно вошла в сознание и низов, и правящих слоев. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной, полностью ликвидировать автономию казачьих войск.

15.4. Результаты внешней политики России

1. Выход к Чёрному морю, присоединение Крыма (в результате двух победоносных войн с Турцией 1768-74 и 1787-91 гг.).

2. Вхождение в состав России части Польши, а главное - Правобережной Украины и Белоруссии (в ходе разделов Польши 1772, 1793 и 1795 гг. с Австрией и Пруссией).

Россия получила выход в Черное море, присоединила Крым, создала черноморский флот. Благодаря этому началось освоение степей Причерноморья. Укрепилось военно-стратегическое положение России на южных рубежах, расширились сферы ее влияния. Началось вхождение Закавказья в Россию. К России были присоединены Белоруссия, Литва, Правобережная Украина, часть Прибалтики, что благотворно сказалось как на развитии самой России, так и на положении украинского и белорусского народов. Россия активно включилась в борьбу с Французской революцией, а затем и против экспансии Франции в Европе. В целом в этот период выросли роль и влияние России на мировой арене.

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма . Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма . Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Правление Екатерины II (1762-1796) принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставление прав и свобод обществу. Екатерина II была образованной женщиной. Она была знакома с идеями просветителей, вела переписку с Вольтером, Дидро, хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне». Но она была вынуждена сочетать свои взгляды с российскими реалиями.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет. В целом в стране усилился бюрократический аппарат.

Чтобы пополнить казну, в 1764 г. она провела секуляризацию – переход церковных земель в государственную собственность. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. крестьян. В 1769 г. были введены ассигнации – первые бумажные деньги в России.

Императрица старалась устранить различия в управлении, традиционно существовавшие на некоторых национальных территориях. Екатерина считала, что многонациональная империя должна управляться по единым принципам. В 1764 г. Екатерина II ликвидировала гетманство на Украине, и, соответственно, автономию вместе с ней. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.

Екатерина II считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов, и задумала принять новое законодательство вместо Соборного уложения 1649 г., которое учитывало бы интересы всех сословий. С этой целью была созвана Уложенная комиссия (1767-1768). 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль играли дворянские депутаты – 45%.

Для депутатов Екатерина составила «Наказ», в котором говорилось о необходимости законности, сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала около двух лет, но новый свод законов разработать не смогла, так как интересы депутатов от разных сословий оказались несовместимыми. Осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией.

В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы экономического либерализма. В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. К концу XVIII века насчитывалось более 400 тыс. наемных рабочих в России.

Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.

Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений, с другой стороны, проводил политику в интересах дворянства, которое сохраняло свои права и привилегии.

Крестьяне по указу 1763 г.

должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). Указ 1765 г. разрешал помещикам без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу. Указ 1767 г. запрещал любые крестьянские жалобы на помещиков. При Екатерине II крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.

Реакцией на такую политику стало восстание под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775) – крупнейшее в российской истории. В историографии это восстание часто называется крестьянской войной. Восстание охватило Приуралье и Поволжье. Оно напугало правящий слой, побудив укрепить государственный строй.

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10-15 уездов с населением до 30 тыс. человек. В каждой губернии должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинен непосредственно ей. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. В целях обеспечения порядка губернатору были подчинены все воинские части и команды в губерниях.

В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. В 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свободу от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Поэтому правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

Одновременно была издана «Жалованная грамота городам». По этой грамоте все население городов разделялось на 6 разрядов:

— дворянство и духовенство;

— купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1-й гильдии имели право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; купцы 2-й гильдии имели право крупной внутренней торговли; купцы 3-й гильдии занимались мелкой внутренней торговлей);

— цеховые ремесленники;

— постоянно жившие в городах иностранцы и иногородние гости;

— именитые горожане и капиталисты;

— посадские жители (те, кто жил промыслами).

По жалованной грамоте городские обыватели составили особое сословие – мещанство. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления – городскую думу, городского голову и судей.

Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: все население России делилось на сословия – замкнутые группы, которые обладали разными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Переход из одного сословия в другое был затруднен.

В результате реформы образования при Екатерине II была создана система среднего образования. К концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел. Была образована сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных – в губернских городах.

Когда во Франции в 1789 г. разразилась буржуазная революция, Екатерина окончательно отказалась от просвещенного абсолютизма. Стало ограничиваться свободомыслие, был арестован просветитель Н.И. Новиков, отправлен в ссылку автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

Внешняя политика России при Екатерине II. По определению В.О. Ключевского, внешняя политика стала самой блестящей стороной правления Екатерины II. Благодаря победам в первой русско-турецкой войне (1768-1774) и второй русско-турецкой войне (1787-1791) Россия присоединила Крым, получила выход в Черное море. Победы были одержаны во многом за счет таланта полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова и флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

После трех разделов Польши в 1772, 1793, 1795 гг. к России были присоединены Белоруссия, Правобережная Украина, Прибалтика. Началось вхождение Закавказья в Россию. Во времена Екатерины II русские землепроходцы стали осваивать Аляску. Россия активно включилась в борьбу с французской революцией, а затем и против экспансии Франции в Европе. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела».

Итоги политики просвещенного абсолютизма. Проводившаяся в России политика «просвещенного абсолютизма» укрепила самодержавие за счет усовершенствования системы управления, способствовала распространению знаний, европейских форм культуры и образования. Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения, сохранение крепостничества) привела к тому, что политика просвещенного абсолютизма в России носила недолгий и поверхностный характер.

Предыдущая24252627282930313233343536373839Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I. Ее правление связано с глубокими административными реформами и расширением территории империи. Целью деятельности Екатерины было законодательно оформить права отдельных сословий. При Екатерине складывается система просвещенного абсолютизма, то есть такая общественная система, при которой монарх осознает себя попечителем империи, а сословия добровольно осознают свою ответственность перед монархом. Таким образом Екатерина стремилась достигнуть союза между монархом и обществом не на принуждении (абсолютизм), а на добровольном осознании своих прав и обязанностей. Екатерина поощряла развитие образования и науки, торгово-промышленной деятельности, способствовала зарождению журналистики. В идеях просвещенного абсолютизма Екатерина руководствовалась трудами французских просветителей (Вольтер, Дидро).

Родилась Екатерина в Германии и была привезена в Россию Елизаветой в качестве невесты для Петра III. Живя в России Екатерина стремилась лучше узнать новую страну, понять ее обычаи, окружить себя талантливыми людьми. Став императрицей Екатерина смогла сочетать с своем характере ум и женскую слабость, настойчивость, дальновидность и гибкость. При Екатерине при дворе расцвел фаворитизм . Личные симпатии своего окружения Екатерина направляла на пользу государства. Видным фаворитом Екатерины стал граф Григорий Алексеевич Потемкин.

Внутреннюю политику Екатерины можно разделить на ряд этапов:

1. 1762 – середина 70‑х годов. Придя к власти в результате дворцового переворота и убийства своего мужа, главной задачей Екатерина видела оправдание своего пребывания на престоле. С целью продемонстрировать единство монарха и подданных созвала Уложенную комиссию (1767 год).

Задача комиссии была определена как составление свода законов и замена Соборного Уложения 1649 года. Комиссия формировалась путем выборов от сословий, кроме частновладельческих крестьян. В Наказе для комиссии Екатерина выступила за верховенство закона в империи, развитие промышленности и торговли. В отношении крепостных крестьян комиссия должна была разработать меры по облегчению их жизни. Однако комиссия сразу же раскололась по сословному признаку и каждая группа депутатов пыталась отстаивать свои интересы. В итоге через полтора года работы Комиссия была распущена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Результаты работы комиссии стали основой деятельности Екатерины во второй период царствования.

В 1763 году Екатерина провела реформу Сената: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и руководством генерал-прокурора; Сенат лишен законодательной инициативы.

2. Середина 70‑х годов – начало 90‑х годов. Во второй период своего царствования Екатерина провела крупные реформы в империи. Причиной реформ стало восстание под руководством Емельяна Пугачева. Целью реформ было укрепление монархической власти. В области управления усилена власть местной администрации, увеличено количество губерний, упразднена Запорожская Сечь, распространено крепостное право на Украину, усилена власть помещика над крестьянами. Во главе губернии ставился губернатор, ответственный за все, происходящее в губернии. Несколько губерний объединялись в генерал-губернаторства. Жалованная грамота 1785 года подтвердила дворянскую вольницу, веденную Петром III. Дворяне освобождены от телесных наказаний и конфискаций имущества, разрешено дворянам создавать органы самоуправления. Жалованная грамота городам 1775 года расширяла права городов на самоуправление, освобождала купцов от подушной подати и рекрутской повинности, поощряла развитие предпринимательства. Управление городами возлагалось на городничего , в уездах – на избираемого дворянским собранием капитан-исправника . Создавалась система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, крестьян, духовенства) свои особые судебные учреждения. Таким образом центр тяжести власти перемещался с центральных органов на местные учреждения, что привело к сокращению центральных органов власти и повышению оперативности в решении вопросов.

3. Начало 90‑х годов – 1796 год. Из-за Французской революции 1789 года Екатерина берет курс на сворачивание политики просвещенного абсолютизма. Происходит усиление цензуры над книгами и газетами.

В целом в царствование Екатерины II Россия стала авторитетной мировой державой, дворянство окончательно сформировалось как привилегированное сословие, произошло расширение прав дворянства в самоуправлении, созданы благоприятные условия для экономического развития страны. Однако недостатком экономической политики Екатерины стало продолжение политики меркантилизма и протекционизма, что приводило к слабой конкурентной борьбе и образованию в развитии промышленности застоя. Основным покупателем промышленных товаров оставалось государство и армия. Таким образом в условиях жесткого контроля со стороны государства и слабой конкурентной борьбы формирование капитализма шло очень медленно.

Просвещенный абсолютизм

Большинство из нас понятие «просвещенный абсолютизм» связывают исключительно с именем Вольтера и его письмами Екатерине II, а ведь это явление затронуло не только государственную жизнь России и философскую мысль Франции. Идеи просвещения абсолютизма получили широкое распространение по всей Европе. Так что же такого привлекательного видели монархи в этой политике?

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права.

Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Просвещенный абсолютизм в Российской Империи

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.