Что это такое?

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а буква «н» становится похожей на «д».

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни - uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

При возникновении гнусавости у воздуха нет возможности проходить через нос, и мы создаём эти звуки исключительно «ртом», без участия носовой полости.

Виды

Виды гнусавости:

  • закрытая;
  • открытая;
  • смешанная.

Гнусавость закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют гнусавость, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Причины

Наиболее распространёнными причинами гнусавости голоса являются:

  • плохая подвижность мягкого нёба;
  • неправильное форма языка при произношении;
  • имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:

  • опухоль носоглотки;
  • гипертрофия и отёк носовых раковин;
  • патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
  • появление слизи в носовой полости (насморк);
  • врождённое искривление носовой перегородки;
  • привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
  • третичный сифилис;
  • различные травмы.

Диагностика

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки - произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

  • длительность заболевания;
  • характер звуковых дефектов;
  • перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога или логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография. При необходимости нужно стать общий и развёрнутый анализ крови и мочи.

Лечение

Лечение при гнусавости зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то можно использовать назальные капли или спреи: Називин , Галазолин , Санорин , Тизин , Отривин и т.п.

Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки.

При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба и правильно выговаривание и постановка звуков.

Упражнение

При открытой и закрытой ринолалии следует выполнять артикуляционные упражнения для языка:

  1. Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд.
  2. Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому.
  3. Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.

Второй комплекс упражнений для лечения гнусавости:

  1. Упражнение по методике Емельянова. Произносите гласные в следующем порядке «уоаэы». При звуке «ы» сделайте хороший зевок.
  2. Пропевайте вокальные упражнения и ваши любимые песни на звуки «у», «о», «ю».
  3. «Зевок». Несколько раз сделайте зевательные движения. Это упражнение очень эффективно для правильного дыхания.
  4. Звуки «му» и «ну». Произносите эти слова медленно, разделяя буквы: «м, у, н, у».
  5. Пейте воду очень маленькими глотками. Это стимулирует поднятие и напряжение язычка.

При открытой гнусавости очень важно научиться правильно дышать . Для этого нужно выполнять простые упражнения: надувание щёк, мыльных пузырей, имитировать задувание огня.

При устранении гнусавости нужно приучать больного говорить отрывисто, очень чётко, медленно, широко открывая рот. Важно уметь отличать правильное произношение звуков от неправильного.

Если ребёнок маленький, массаж должны делать родители:

  1. Чистой подушечкой указательного пальца правой руки производится растирание границы между твёрдым и мягким нёбом, чтобы стимулировать рефлекторное сокращение мышц носоглотки.
  2. Повторить это действие, когда ребёнок произносит букву «а».
  3. Произвести зигзагообразные упражнения от левого края границы нёба до правого и в обратном направлении.
  4. Указательным пальцем производятся лёгкие надавливающие и толкательные движения мягкого нёба.

Массаж нельзя проводить сразу после приёма пищи, так как он может вызвать рвотный рефлекс.

Лечение гнусавости у детей нужно проводить тщательно и своевременно, при запущенной форме дефекты речи могут вызвать замкнутость, нервозность и даже озлобленность у ребёнка.

Обычно гнусавость требует длительного лечения и больших усилий как со стороны врача-логопеда, так и со стороны родителей.

Профилактика

Чтобы предотвратить появление гнусавости и дальнейшее осложнение, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • следите за состоянием носоглотки, при малейших изменениях следует обратиться к врачу;
  • избегайте простудных и вирусных заболеваний;
  • обращайте внимание на то, как вы произносите отдельные звуки и слова;
  • при необходимости хирургического вмешательства не затягивайте, иначе последствия такой отсрочки могут быть очень серьёзными для здоровья;
  • избегайте переохлаждения и соблюдайте правильный режим дня.

Прогноз

Гнусавость в любом возрасте требует длительных и регулярных занятий. Курс лечения ринолалии обычно достаточно продолжительный, здесь не стоит ждать быстрого результата. Но при правильной постановке диагноза и грамотной терапии гнусавость хорошо поддаётся лечению.

Детский ЛОР-врач

Проводит прием, осмотр и консультацию детей с нарушением слуха, и воспалениями дыхательных путей. Постоянно повышает свою квалификацию в области отоларингологии. Также посещает научные конференции по практическому лечению пациентов.


Здравствуйте. Моя дочь (5 лет) гнусавит. Если её одёргивать, просить повторить правильно, проговаривать слово вместе с ней, то она начинает говорить нормально, но потом забывается и опять гнусавит. Пожалуйста, подскажите, как от этого избавиться? Алексей.

Отвечает логопед Арина Горбачева:

Здравствуйте, Алексей!

Сначала немного теории.

В образовании звуков речи помимо других органов (язык, губы и пр.) участвуют также резонаторы, влияющие на качество и количество произносимого звука. Основными резонаторами у нас выступают носовая и ротовая полости, причем, каждая по-отдельности. То есть, выдыхаемая струя воздуха, которая образует звук, выходит либо через нос, либо через рот. В русском языке носовой резонатор участвует в образовании звуков М, Мь, Н, Нь (попробуйте зажать пальцами ноздри и произнести эти звуки:о). Все остальные звуки (и гласные, и согласные) образуются с помощью ротового резонатора.

"Регулирует" прохождение воздуха через ту или иную полость специальный орган - "маленький язычок" или, по-латыни, - uvula. Вы можете его увидеть в зеркало, если широко раскроете рот и протянете звук А (как Вы делаете, когда показываете горло доктору) - "язычок" свешивается сверху в самой глубине рта. Когда язычок свободно висит, мышцы его расслаблены, выдыхаемая воздушная струя свободно проходит из легких через глотку в носовую полость - получается "носовой" звук. Если же мышцы "язычка" напряжены, он поднимается кверху и закрывает собой вход в полость носа. Струе воздуха ничего не остается, как "повернуть" и выходить через рот - получается "ротовой" звук. Таким образом, при правильной, не "гнусавой" речи, мышцы "язычка" почти всегда должны быть напряжены (кроме тех моментов, когда произносятся звуки М, Мь, Н, Нь), а сам он поднят кверху.

Судя по всему, у Вашей дочки существует некоторая слабость мышц "маленького язычка" (а возможно и всего речевого аппарата), которые можно укрепить с помощью специальных упражнений.

1. Глотание воды маленькими порциями, что вызывает максимально высокое поднятие "язычка". При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания "язычка" в поднятом положении. Ребенку предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

2. Позёвывание при открытом рте; имитатация позёвывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мыщц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активные движения "язычка" и задней стенки глотки могут ощущаться ребенком (рука прикасается к шее под подбородком и чувствует подъем "язычка". Произвольное покашливание производится 2-3 раза на одном выдохе. В это время сохраняется контакт "язычка" с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем - покащливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт "язычка" с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

5. Четкое и энергичное утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как на первых порах ей будет трудно ощутить утечку воздуха через нос. Используются несколько приемов контроля:

  • приставляется зеркальце к носовым ходам (не ко рту!), при утечке воздуха через нос зеркальце запотевает;
  • к носовым ходам подносится маленький кусочек ватки, ватка отклоняется при утечке воздуха через нос.

Упражнения хорошо делать по многу раз в день, но не дольше, чем 4-5 минут и не больше, чем 1-2 упражнения за раз. Сразу после упражнений попросите девочку повторить за Вами несколько слов, коротких фраз правильно, попробуйте выучить короткий стишок (2-4 строчки). В дальнейшем требуйте от нее правильного произношения этих слов и фраз, просите рассказать стихи. С течение времени задания могут усложняться.

Через некоторое время мышцы окрепнут и Ваша дочка научится контролировать свою речь.

Желаю успехов.
Арина Горбачева.

Причина нарушений речи у детей заключается в расстройствах мозговой деятельности (речевой центр, отвечающий за восприятие и воспроизведение речи) или же в физиологических патологиях. Неправильное произношение связано с логопедическими проблемами, устранить которые можно занятиями с ребенком по постановке артикуляции.

Ринолалия - распространенное нарушение у детей дошкольного возраста, изменение тембра голоса, который по физиологическим причинам приобретает гнусавость. В переводе с греческого термин ринолалия звучит как «носовая речь». Признаком такого расстройства выступает то, что ребенок говорит в нос, как при насморке, но соплей при этом нет. Если это происходит по логопедическим причинам, диагностируют ринофонию. Рассмотрим эти два расстройства и факторы их провоцирующие.

Причины ринолалии и ринофонии

Факторы влияющие на произношение ребенка, различны.

Физиологические

Открытая ринолалия характеризуется дефектами твердого и мягкого неба (врожденная расщелина, парез, слабое прилегание), при которых воздух при выдыхании попадает в нос.

При этом ребенок говорит нечетко, гнусаво, а звуки «эм» и «эн» звучат как «мб», «нб». Устраняется такой дефект тренировкой мягкого неба, упражнениями по артикуляции, в случае физиологических патологий проводится операция по сращиванию расщелины в небе.

Закрытая ринолалия проявляется в изменении тембра голоса, что обусловлено физиологическими процессами в носоглотке. Также выделяют заднюю гнусавость и переднюю в зависимости от локализации патологии. Причина задней гнусавости - разросшиеся аденоиды, патологическое срастание мягкого неба с задней стенкой гортани. При передней гнусавости в закрытой форме звукопроизношение искажается из-за искривления перегородки, образования гребней, полипов, гипертрофического разрастания слизистой ткани, ринита.

При ринофонии наблюдают изменение тембра голоса, но при этом замещения некоторых звуков или их нечеткости, заглатывания, как при ринолалии, нет.

Аденоиды

Одна из частых проблем в детском возрасте, которая приводит к изменениям тембра голоса и гнусавости, - аденоидит, патологическое разрастание лимфатической ткани аденоидов. Причинами воспаления у детей выступают частые ОРВИ из-за сниженного иммунитета.

Симптомы воспаленных аденоидов:

  • ротовое дыхание;
  • храп;
  • нарушение тембра голоса;
  • нарушения дыхания;
  • головные боли;
  • скопление гортани.

Лечить такое заболевание можно хирургическим и консервативным методом в зависимости от формы. При первой и второй степени разрастания применяют витаминотерапию, дыхательную гимнастику, симптоматическое лечение. Если ребенок дышит через нос и при риноскопии видно, что аденоиды увеличены, но не закрывают просвет, необходимости в хирургическом удалении нет.

Третья степень разрастания аденоидов характеризуется полным перекрытием сошника, из-за чего ребенок не дышит через нос. Аденотомия, или хирургическое удаление разросшихся миндалин, применяется если медикаментозное лечение не возымело должного действия. Но нет никакой гарантии, что лимфатическая ткань не разрастется вновь и патология не возобновится.

Патология носовых ходов

Утолщение слизистой, разрастание костной ткани, образование гребней и полипов нарушают движение воздушного потока и приводят к изменениям тембра голоса. Чтобы определить почему ребенок говорит в нос, пройдите риноскопию или эндоскопическое обследование.

Причины таких образований в носу:

  • вазомоторный ринит;
  • врожденное искривление перегородки;
  • хронический .

Лечить такие заболевания консервативными методами нет смысла, поскольку изменения в тканях необратимы. Но есть возможность исправить ситуацию при оперативном вмешательстве. При полипозе и гипертрофии слизистой ткани используют щадящее лечение лазером, для восстановления перегородки применяют хирургическую операцию.

Причины временного изменения тембра голоса

Кроме патологических изменений, которые лечат хирургическим путем, есть заболевания, при которых присутствует симптом гнусавости, но соплей нет. Это гайморит с полной закупоркой пазухи и фронтит.

Фронтит

Придаточные пазухи носа участвуют в очищении и согревании воздуха на вдохе, а также формируют тембр голоса при произношении. У детей до пяти лет развиты только надчелюстные гайморовы пазухи. Они воспаляются из-за перенесенного вирусного заболевания и при попадании в них соплей при промывании носа, а также при травмах. При фронтите воспалению подвергаются лобные пазухи, которые также участвуют в формировании голоса.

Синусит

Соплей при синусите нет только в начальной стадии воспаления, в дальнейшем появляются слизистые выделения из носа и с примесями гноя при присоединении бактериальной инфекции.

Отек слизистой

Еще одна причина временной гнусавости - отек слизистой при аллергии и простуде. В начальной стадии соплей может и не быть. Лечение таких ЛОР заболеваний проводится медикаментозно с применением сосудосуживающих препаратов, противовирусных и антисептических. Иногда назначают антибиотики для местного применения или в виде таблеток и уколов при осложнениях.

Состояние, когда ребёнок говорит в нос, но соплей нет, может свидетельствовать о ряде заболеваний. При этом голос становится гнусавым, а речь – неразборчивой. В народе говорят, что ребёнок произносит слова «в нос». Специалисты называют данное явление гнусавостью голоса или ринолалией.

Ринолалия – это речевая патология, проявляющаяся при произнесении звуков. Она возникает из-за неправильного резонирования носовой полости. Вследствие изменения направления потоков воздуха звуки искажаются, делая речь невнятной. Это нормальное явление, если у ребёнка заложен нос или сопли. Если голос становится гнусавым без заложенности, то на это стоит обратить внимание. Поэтому взволнованные родители задаются вопросами: что делать и чем лечить ринолалию?

Виды гнусавости

Ребёнок разговаривает через нос при ринолалии. Специалисты разделяют два вида гнусавости голоса.

  1. Открытая гнусавость. Появляется при патологиях и параличах твёрдого и мягкого нёба, когда большая часть воздушных потоков попадает в нос. Из-за этого ребёнок говорит гнусаво и неразборчиво даже при отсутствии соплей.
  2. Закрытая гнусавость. Возникает в случае, если проход потоков воздуха затруднён. Это может произойти из-за хронического ринита, новообразований в носовой полости и аденоидов. При этом дышать через нос становится сложнее, буква «м» начинает звучать как «б», а «н» как «д».

Отдельно выделяется ринолалия, причиной которой не являются физиологические отклонения. Ребенок гнусаво говорит в силу привычки, появившейся из-за неправильного развития речи или частичной глухоты.

Причины гнусавости голоса

Если малыш разговаривает в нос при отсутствии насморка, то это может быть симптомом:

  • полипов в носовой полости;
  • воспалительного процесса в носоглотке;
  • врождённого дефекта носовых ходов;
  • ринофарингита (когда сопли истекают по задней стенке носоглотки);
  • искривления носовой перегородки;
  • врожденного или приобретённого расщепления твёрдого или мягкого нёба;
  • вазоконстрикции слизистой из-за медикаментозного лечения;
  • аллергии (при этом ребёнку сложно дышать через нос);
  • присутствия инородного тела (ребенок в нос мог засунуть бусинку и пр.).

Если вы хотите узнать, почему ребёнок говорит в нос, обратитесь к логопеду. Он проведёт обследование, соберёт анамнез, посмотрит, как малыш дышит и скажет что делать. При необходимости специалист посоветует обратиться к ЛОРу, неврологу, хирургу или аллергологу. Помните, что самолечение в данном случае недопустимо. Только квалифицированный специалист поможет ребёнку перестать разговаривать в нос и дышать нормально.

Диагностические мероприятия

Самостоятельно узнать, почему малыш разговаривает в нос сложно, что заставляет родителей волноваться. Только опытный врач способен поставить верный диагноз. Для этого может потребоваться ряд исследований и анализов. Для диагностики используется:

  • изучение речевого аппарата;
  • оценка качества дыхания;
  • определение характера звуковых искажений;
  • информация о хронических и перенесённых заболеваниях;
  • инструментальные исследования (врачи могут назначить рентген, фарингоскопию или электромиографию);
  • анализы крови и мочи.

Если ребенок дышит нормально и у него нет насморка, но говорит гнусаво, то не стоит игнорировать проблему. В первую очередь необходимо установить причину ринолалии. В случае, когда гнусавость не носит физиологический характер, могут потребоваться занятия с логопедом. Если ребёнок плохо дышит носом, то это может свидетельствовать о различных патологиях. Выявив их, врач назначит соответствующее лечение. В некоторых случаях, когда малыш говорит в нос, не обойтись без хирургического вмешательства.

Если малыш дышит носом, но говорит гнусаво, специалисты рекомендуют делать массаж мягкого нёба. Он нацелен на стимуляцию его подвижности. Делать такой массаж достаточно просто.

  1. Мягко растирайте зону между мягким и твёрдым нёбом. Это приведёт к рефлекторному сокращению носоглоточных мышц.
  2. Попросите ребёнка произнести звук «а», а затем стимулируйте массируемую зону.
  3. Проведите подушечкой пальца от правой стороны нёба до левой по зигзагу, а затем в обратном направлении. При этом ребёнок должен дышать носом.
  4. Несильно надавливайте кончиком пальца на мягкое нёбо, чтобы его мышцы пришли в тонус.

Помните, что массаж нельзя делать, когда у ребёнка сопли, а также после еды. Он может вызвать рвоту. В идеале, если малыш говорит в нос, необходимо делать ему массаж регулярно на голодный желудок.

Прогноз

Если ребенок говорит в нос, но соплей нет, то следует сразу обратиться к врачу. Дефект нуждается в своевременном и тщательном лечении. Из-за того, что ребенок неправильно дышит, гнусавит и разговаривает невнятно, у него могут начаться проблемы с социализацией. Это сделает его замкнутым, раздражительным и нервозным.

Когда малыш говорит через нос, родители должны уделить его проблеме особое внимание. Стоит отметить, что прогноз при своевременном лечении ринолалии очень благоприятный. Однако не стоит ждать мгновенных результатов. Занятия с логопедом должны быть длительными и регулярными. Если вы столкнулись с подобной проблемой и не знаете, что нужно делать, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты проведут обследование, выявят причину гнусавости и подберут программу коррекции.

Говорить в нос

Говорить в нос

говорить под нос, косноязычить, гнусавить, бубнить, гнусить, гундосить


Словарь русских синонимов .


Смотреть что такое "говорить в нос" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    Прост. Произносить слова невнятно, с носовым резонансом. СРГК 4, 57; Верш. 4, 167 …

    Броситься в нос, вздернуть нос, видеть не далее своего носа, водить за нос, высунуть нос, говорить в нос, говорить под нос, задирать нос, зарубить себе на носу, клевать носом, комар носу не подточит, лезть носом, наклеить нос, на носу, носом… … Словарь синонимов

    ГОВОРИТЬ, говаривать что, речи, сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить, голдить, голчить, вологод. говчить, произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова. | Повествовать, писать в сочинении, в книге.… … Толковый словарь Даля

    Броситься в нос кому. 1. Яросл. Одобр. Привлечь внимание хорошим качеством (о вещи). ЯОС 2, 24. 2. Перм. Вспомниться, припомниться кому л. Подюков 1989,17. 3. Перм. Захотеться. Подюков 1989, 17. Брунчать себе под нос. Орл. Неодобр. Говорить… … Большой словарь русских поговорок

    НОС, а (у), о носе, в (на) носу, мн. ы, ов, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице человека, на морде животного. Горбатый н. Римский н. (крупный, правильной формы нос с горбинкой). Из носу и из носу (носа). По носу и по носу. За нос и за… … Толковый словарь Ожегова

    Энциклопедический словарь

    А (у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь

    НОС, носа, о носе, на носу, мн. носы, муж. 1. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на морде у животных. Прямой нос. Нос с горбинкой. Вздернутый нос. У больной собаки горячий нос. 2. Передняя часть судна. Корабельный нос. Нос лодки. 3 … Толковый словарь Ушакова

    НОС - НОС. Содержание: I. Сравнительная анатомия и эмбриология. . 577 II. Анатомия...................581 III. Физиология..................590 IV. Патология...................591 V. Общая оперативная хирургия носа.....609 Г. Сравнительная анатомия и… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Большой-маленький , Теплюк С.Н. , Наши милые малыши не устают удивлять нас своим стремлением познавать как можно больше. Иной карапуз, едва научившись говорить, бойко считает до 5-7, а то и до 10. Механическое запоминание… Серия: ПОДАРОЧНЫЕ КНИГИ. Книги несказки, которых нет ни у кого Издатель: Карапуз ,
  • Этикет для юной леди. 50 правил, которые должна знать каждая девушка , Бриджес Д. , Благодаря этой книге юная леди узнает как: - вежливо общаться по телефону и переписке, - принимать и делать комплименты, - выражать благодарность и сочувствие, - правильно вести себя за… Серия: