«Моя семья - моё богатство» - Сынок, вынеси мусор. Альтруизм и альтруисты. Мама добавила очередную работенку. Полезен ли был наш сегодняшний разговор. Вырастет ли из этого «гадкого ребенка» прекрасный человек. Незаконченные предложения. Да выключи же ты, наконец, эту дурацкую музыку. В словаре Ожегова слово «эгоизм». Все вы читали сказки.

«Семья – ячейка общества» - Семья и государство. Статьи семейного кодекса. Семья. Корень «зем». Семья – ячейка общества. Генеология. Поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Организация внутрисемейного общения. Предназначение семьи. Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи.

«Изучение семьи» - Структура семьи. Анкета "Семья". Стадия жизненного цикла. Микроклимат семьи. Правила общения с семьями учащихся. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни. Методы психолого - педагогической диагностики для изучения семьи. Интерпретация анкеты. Фамилия, имя, отчество ребёнка.

«Формирование представлений о семье» - Семья. Каждому ребенку необходима семья. Народ сложил пословицы. Правила, существующие в некоей семье. Фото альбом. 2008 год – год семьи. Праздники, свойственные только этой семье. Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб. Герб имеет форму щита. Расширить представления о семье. Разговор с дочкой.

«Семья – это то, что с тобой всегда» - Мама. Ответы учащихся. Сын. Активатор для родителей. Распределение обязанностей в семье. Непонимание. Семейное счастье. Ответы детей. Народ. Семья. Конфликты в семье. Исследование иерархии ценностей. Памятка родителям. Войны. Мама подсознательно слышит. Брак. Психоанализ ситуаций.

«Суть семьи» - Семья в живописи. Дружная семья. Легенда «О дружной семье». Буддизм. Христианство. Христианская семья. Ислам. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе. Семья. Семья без детей, что цветок без запаха. Иудаизм. Физкультминутка. Что такое венчание. Пословицы о семье. 8 июля - День семьи, любви и верности.

Всего в теме 27 презентаций

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Комментарий

«Зачастую человек помогает другим только потому, что может это сделать. Он чувствует в себе силы, которые может потратить на добрые дела».

Интересно, помощь в том случае, когда ее нужно оказать, тоже альтруизм? (Например, человек поскользнулся, упал, сильно ушибся, вокруг никого нет, кроме тебя…)

«Будучи противоположностями, альтруизм и эгоизм могут успешно дополнять друг друга. Дело в том, что при всей моральной привлекательности альтруизм не способен от недостатков. Так, больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо «дальнего», помощь случайным людям… Однако излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближних». И в данном случае уместно представление о разумном эгоизме как добродетели».

Если ценить альтруизм, разве он останется таковым? Разве это не расчет? Тогда это эгоизм? Кто такие «дальние» и «ближние»? Какие бы мы ни добавляли эпитеты, эгоизм есть эгоизм. Получается, тогда он добродетель?






Найдите значение слова «альтруизм"? Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)





Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.


Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно- исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения. Рошаль Леонид Михайлович




Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)






1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. 8. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. 9. Отдавайте больше. 10. Ожидайте меньше.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока : формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

Предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»»

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники : учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Ход урока:

I. Операционно-познавательный этап: Повторение. (Слайд 1)

- Добрый день, ребята. - Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс?

(Наш курс называется основы религиозных культур и светской этики, модуль светская этика)

О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

(На уроках нашего курса мы говорим о культуре и морали, о добре и зле, о добродетели и пороке, о моральном долге, о свободе и моральном выборе человека, о свободе и ответственности, о справедливости…)

С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке?

(На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Справедливость»)

Что такое справедливость?

(Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов…..

- Для чего нужна справедливость?

(Справедливость устанавливает предел произволу, требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека. Справедливость во многом направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и самим собой.)

Какие произведения я вас просила вспомнить дома? (Слайд 2) (щелчок)

-«Морозко», «Цветик-семицветик» В. Катаева.

Давайте вспомним, чем закончилась сказка «Морозко»? (напомнит нам ее очень кратко Вадим)

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Справедлива ли она на ваш взгляд? Почему?

Беседа по сказке «Морозко».

(« Морозко» - старинная русская народная сказка. Начинается как многие старинные русские сказки: «Живало, бывало…». И на этом сходство с остальными сказками заканчивается.

Живет старик с дочкой Машенькой. Овдовел старик, да и женился во второй раз. А у его новой жены своя дочка. Вот и выходит, что Машенька живет с мачехой. Казалось бы, хорошо, что Машенька без ласки материнской не осталась, но не тут-то было. Здесь и начинается история. Невзлюбила мачеха падчерицу. Что родная дочь сделает, - все хорошо, что Машенька, – все плохо. А в конце концов и вовсе решила погубить падчерицу, - отправила ее в лес на погибель. Может быть, на этом и закончилась бы сказка, но!.... Встретила Машенька в лесу Морозко. Справедливый Морозко понял, что Машенька добрая, умная, обходительная девица, уважает старших, веселая и работящая. И за все это наградил он Машеньку по-царски.

Увидела это все злая мачеха и зависть ее заела. Отправляет она свою родную дочку в лес за богатством! Но не тут-то было!

Чему нас учит эта сказка?

Если у человека доброе отзывчивое сердце, - Морозко обязательно поможет в беде и поддержит в радости. А если человек злой да жадный, - значит и получит по заслугам. Мудрая история о справедливости, доброте и бескорыстии .)

Беседа по сказке «Цветик-семицветик».

(щелчок) (Слайд 3)

- Давайте прочитаем отрывок из сказки «Цветик-семицветик». В опорных листах задание №1 (5 щелчков по тексту)

Справедливо ли поступила девочка?

Какие человеческие качества она проявила?

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков . Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.

Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!)

Чему учит нас эта сказка?

- Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

II. Объявление темы и цели урока.

Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. (щелчок)

III. Вводно-мотивационный этап.

Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки. (щелчок)

(Слайд 4)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. (щелчок) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок) Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок)

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок)

Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

(щелчок) Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. (щелчок)

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. (щелчок) И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. (щелчок) (щелчок)

Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы)

Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится)

Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»?

(Они совершили поступки не для себя, а во благо других).

Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм.

И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте )

Какие цели мы поставим?

Что такое альтруизм? Обратимся к толкованию в словаре Ожегова.

А Какое понятие нам дают в учебнике с.30, 2 абзац

В чем он проявляется? Чтение учебника с.30, абзац 3,4

Какие поступки совершают альтруисты?

(Бескорыстные поступки, ради блага другого человека )

Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь )

Работа в парах (На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе задании Карточка №2.

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность, себялюбие, милосердие.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем..(на слайде )

Поступки детей можно назвать альтруистическими.

(щелчок) - Найдите и прочитайте в словаре или в учебнике значение слова «альтруизм».


Подписи к слайдам:

Добрый день!

Найдите значение слова « альтруизм "? Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)

Альтруизм Сострадание Сочувствие Добродушие Терпимость Сопереживание Отзывчивость Милосердие Понимание Самопожертвование Забота Доброта Любовь Жалость Долг Ласка Человеколюбие

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.)

Эгоизм Равнодушие Чёрствость Бездушие Злость Зависть Высокомерие Жадность Жестокость Безжалостность Гнев Осуждение

Памятка «Жизненных правил» Умейте видеть достоинства людей, ценить их. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.