Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 году Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру.

Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.

С 1848 года - архитектор императорского двора.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.

Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы. Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие. В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом.

У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).

Работы в Санкт-Петербурге

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:

  • дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.
  • дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857-1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.
  • Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846-1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича. Сейчас здесь расположены культурный центр и музей восковых фигур.
  • детская больница
  • часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853-1854 гг).
  • некоторые из зданий придворного ведомства
  • на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретенную П. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса, в 1836-38 гг. - дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова.

Работы в Петергофе

Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:

  • планировка двух пейзажных парков - Колонистского и Лугового
  • Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
  • павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
  • Собственная Его Величества дача
  • Церковь Святой Троицы на Собственной даче
  • загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке
  • дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке
  • дворец и павильон Renella в Знаменке
  • Львиный каскад, 1854-1857 гг.
  • в 1842-1843 гг. в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826-1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой.

Другие постройки

  • в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне
  • в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына)
  • в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова
  • в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки
  • в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее.

Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведённые в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нём цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Галерея

    Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

    Николаевский дворец в Санкт-Петербурге

    Дворец Алфераки в Таганроге

    Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Андрей Иванович Штакеншнейдер, выдающийся представитель историзма в русской архитектуре, оставил огромное наследие. Вдохновлявшийся готикой и «русским стилем», классицизмом и барокко, «помпейским» и «неогреческим» стилями, архитектор всегда творчески интерпретировал исторические прообразы, создавая собственные оригинальные постройки.

Генрих (Андрей Иванович) - внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, и младший сын Ивана Штакеншнейдера — владельца мукомольной мельницы на реке Пудость близ Гатчины, родился 22 февраля 1802 года.

Детство мальчика прошло в семейной усадьбе на мызе Ивановка, в доме, окруженном небольшим парком. Близкое соседство с Гатчинской резиденцией оказало благотворное влияние на болезненного и впечатлительного Андрея, любившего рисовать и строить игрушечные сооружения. По совету друзей отец решил отдать сына в Императорскую академию художеств.

В году Штакеншнейдер создает проект в Царском Селе. Спроектированный им особняк имеет удобны закрытые веранды, а в центре фасада — широкие окна, пропускающие много света. Служебный флигель выделен строгим фронтоном.

В году зодчий был вновь привлечен к работам в царскосельской резиденции: по Высочайшему повелению он отобрал; в Императорском Эрмитаже тринадцать картин . Работы начались осеныо 1856 года.

В 1850-е годы Штакеншнейдеру уже не приходилось решать больших архитектурно-планировочных задач: заказы ограничивались оформлением интерьеров в Зимнем дворце, Малом и Старом Эрмитажах. В этих работах архитектор проявил себя искусным знатоком оформления интерьеров, автором интересных вариаций в рамках одного стиля, творцом оригинальных декоративных композиций.

В эти гожы годы Штакеншнейдер продолжал успешно продвигаться по службе:

  • в 1851 году он получил чин статского советника,
  • с 1854 года архитектор преподавал в Академии художеств.
  • с конца 1856 являлся архитектором высочайшего двора.
  • в 1858 — действительного статского советника
  • к 1858 году у него занималось более шестидесяти воспитанников.

Однако и в это время он продолжал проектировать и строить: в 1852-1854 годах под руководством Штакеншнейдера была построена часовня на Благовещенском мосту; в 1853 году по его проекту возвели иконостас в церкви Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Также зодчий исполнял частные заказы: так, он построил усадебный дом для Кушелевых в Лигово и спроектировал для них усыпальницу в Сергиевой пустыни.

Штакеншнейдер работал в разных уголках России: в Крыму над (сооружением дворца в Ореанде, в Новгороде — над возведением здания Дворянского собрания. В Тамбовской губернии по его проекту была построена усадьба герцогов Лейхтенбергских.

Последними выдающимися сооружениями Штакеншнейдера стал Николаевский дворец в Петербурге, возведенный в 1856 году и дворец великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, постройка которого была завершена в 1861 году.

Завершив в 1861 году отделку двух больших дворцов столицы — Ново-Михайловского и Николаевского, Штакеншнейдер продолжил проектирование усадьбы В. В. Апраксина в Орловской губернии. В 1863 году зодчий работал в Комитете по изучению различных систем вентиляции в зданиях. В 1864 году Штакеншнейдер исполнил последний свой проект — рисунок иконостаса для церкви в имении своего друга Я. И. Довголевского в Черниговской губернии.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. А. И. Штакеншнейдер был похоронен в Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Творчество Штакеншнейдера вобрало в себя все технические достижения и предшествующий опыт русского зодчества, его талант и огромное трудолюбие позволили глубоко изучить и использовать наследие русской и мировой архитектуры. В Царском Селе он строил немного, но вклад его уникален: архитектор дал свое «прочтение» стиля барокко, не копируя, но воплощая свое понимание темы: в отделке интерьеров искусно сочетаются роскошь и удобство, рационально используются разнообразные приемы.

Году Штакеншнейдер создает проект

  • В 1855 -1856 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера создаются
  • Источники:

    • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
    • Петрова Т, А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1977
    • Шуйский В. К. А. И. Штакеншнейдер — ученик О. Монферрана // Краеведческие записки. Исследования л материалы. Вып. 5. СПб., 1997

    Андрей Иванович Штакеншнейдер - сын мельника. Учился в академии, получил несколько частных заказов, потом был представлен императору, стал любимым архитектором, очень много работал , хорошо зарабатывал, но много тратил на большую семью (семеро детей), как и Карло Росси. Ещё у него жена салон завела - а мужу за всё платить. Бедняга заработался, его пытались кумысом отпаивать - увы, умер бедняга на обратной дороге.
    На фотографиях – скульптурный портрет архитектора рядом с Ольгиным павильоном вид на маленькую дамбу, ведущую к Царициному острову Ольгиного пруда. Вид на портрете совершенно умученный.


    Немного по городу
    Мариинский дворец построен как свадебный подарок для Марии Николаевны (старшей дочери Николая I, на отца похожей характером) на месте дворца Чернышёва архитектора Валлена Деламота плюс пару соседних. Эклектика только начиналась, поэтому дворец носит черты надоевшего современникам классицизма. Элементы барочного декора и рустовка а-ля Ренессанс. Пять лет строили.

    Архитектор представлял будущий Исаакиевский собор (он был учеником Огюста Монферрана), дворец создавал соразмерный. Памятник Николаю I перед Исаакием – на двух точках опоры (Медному Петру три понадобились – но насколько наш знаменитый всадник энергичнее!). Я ещё сфотографировала вид с Синего моста на Мойку в сторону Невского.

    Содержать его было дорого, поэтому наследники продали его в казну под государственный совет. Сейчас там депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, на пандус имеет право въезжать только председательский мерин. Интерьеры, сохранившиеся и воссозданные, простой человек не увидит. Правда, моя мама говорит - раз в год бывают экскурсии.

    Дворец Труда . Бывший Николаевский. Строился 10 лет - огромный, на целый квартал. Говорят, он был гораздо интереснее внутри. Нет гармонии между частью и целым.

    В городе ещё несколько построек Штакеншнейдера – особняк Белосельских-Белозерских, дворец одного из великих князей на Дворцовой набережной (сейчас в лесах), скромное здание (дом самого архитектора) на Миллионной, 10 (таблица почему-то на доме 12). Есть и другие.

    Парк Александрия .
    Была ферма, приферменные постройки для модной романтической игра в сельскую жизнь. Дворец-коттедж - неоготика, на экскурсии сказали - единственный сохранившийся в этом стиле в России.

    В палисаднике – много цветов и южных растений в кадках. Скульптура цесаревича Алексея.



    Внутри нельзя снимать, так хоть вокруг все побегали. Забавно смотрятся пёстренькие садовые цветы на фоне классического русского пейзажа.

    В коттедже нельзя фотографировать! Не знаю, почему. Буклеты свои продавать, что ли? За разрешения на съёмку бы больше выручили. Вспышек боятся (кстати, это - разумное ограничение)? Назначили бы крупный штраф, и кому надо и техника позволяет, без вспышек бы снимали. Плюс ценник можно высокий установить. Мне не нужны буклеты с навязанными иллюстрациями, без того, что хочется снять! Вот стою, пишу, а над моей головой - дивная люстра с изображением рыцарей и дам. Очень сомневаюсь, что она есть в буклете. Если есть, куплю (проверила – не купила). В одних коттеджах смотрители снисходительны, в других - злобные. Надо фотоаппарат попытаться настроить на беззвучный режим, а то пищит при включении. Я обычно законопослушна, но в таких бессмысленных случаях просто зло берёт, хочется наоборот сделать. Говорят, что не хватает денег на реставрацию, а от такого простого способа привлечь средства сами отказываются. Я ещё вышла из себя, услышала у кассы чьё-то замечание - хорошо, что не разрешают фотографировать. Кому это мешает?! Экскурсоводам? Они на работе. Другим экскурсантам? Думаю, часть сами бы фотографировали, а другая не обратила бы внимания. Авторское право? Авторы сто лет как в могиле.
    Интерьеры в общем и целом вполне недурны, особенно комнаты, из которых вид на парк открывается. Нижний английский парк проектировал садовник Эрлер и архитектор Менелас. Последней владелицей коттеджа была императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III.

    Фермерский дворец планируется восстановить. До него можно дойти через руинный мост. Дальше – капелла, ещё метров триста мы добежать не успели – время экскурсии ограничено.

    Штакеншнейдеры

    1802 - 1865

    Андрей Иванович Штакеншнейдер

    Родился 22 февраля 1802 года под Петербургом, близ Гатчины, в семье помещика, владельца мызы Ивановка.

    Дед архитектора был кожевником, выходцем из Германии. Будущий зодчий вырос на земле, которая славилась разработками превосходного строительного материала - пудожского камня - известняка (им отделан Казанский собор, здание Горного института в Петербурге).

    В 13 лет отец отдал его в Академию художеств в Петербурге.

    В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. С 1825 года работал под руководством Огюста Монферрана. Вскоре император Николай I привлек Штакеншнейдера к дворцовому строительству в Петербурге. С 1833 года он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.

    В Аничковом дворце зодчий провел некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений, проведение водопровода и канализации. С 1854 года - главный архитектор Аничкова дворца.

    В истории русской архитектуры Штакеншнейдер известен как наиболее яркий представитель ранней эклетики . Центр Петербурга немыслим без его произведений.

    Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская и др. губернии).

    В 1834 году женился на Марии Федоровне Холчинской.

    У Штакеншнейдеров было восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

    Длительное время семья имела квартиру в доме при Лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте.

    В 1852 году Штакеншнейдер купил дом на Миллионной улице (дом 10, сохранился до наших дней).

    В этом доме проходили "субботы" у Штакеншнейдеров (здесь собирались писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры).

    8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен в Сергиевой пустыне (район станции Володарская, кладбище не сохранилось) под Петербургом.

    Дворцы и особняки, построенные зодчим

    Мариинский дворец


    Дворец великого князя Николая Николаевича (пл. Труда)


    Ново-Михайловский дворец - наб. Невы

    Типологические вещи середины Х1Х века, они имеют свою уникальную историю, связанную с судьбами известных представителей российской культуры.

    Когда-то эта мебель стояла в доме архитектора А.И. Штакеншнейдера.

    Андрей Иванович, начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

    Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Москве, Таганроге, Крыму. Основные работы в Санкт-Петербурге:

    Мариинский, Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, дворец Белосельских-Белозерских и ряд частных особняков,

    рисунок Штакеншнейдера - усадьба Фалль под Ревелем - 1830-е годы

    «На берегу моря, в холмистой местности, окутанной лесами, над крутым скалистым берегом реки, против шумного пенистого водопада, стоит дом с высокой башней, с террасами, балконами, в том затейливом, несуровом готическом стиле, который при Николае I был пущен в ход архитектором Штакеншнейдером».

    Это из воспоминаний С.М.Волконского, внука декабриста. В них воспет Фалль, бывшее имение А.Х.Бенкендорфа.


    Фалль - литография неизвестного художника

    Известность Штакеншнейдеру принесла именно перестройка усадьбы Фалль под Ревелем (Таллин), принадлежавшей А.Х.Бенкендорфу (1831-1832); главному дому по воле заказчика был придан вид средневекового замка. Представленный Бенкендорфом Николаю I, зодчий с той поры пользовался неизменными симпатиями двора.

    Величественный дворец на Невском проспекте


    Дворец Белосельских - Белозерских - проектное решение


    Парад на Невском проспекте 1850-е годы - слева дворец Белосельских-Белозерских

    Литография Ж.Жакотте с оригинала И.И. Шарлеманя - 1850-е годы - Аничков мост - за ним дворец Белосельских-Белозерских

    Штакеншнейдер также занимался перестройкой Константиновского дворца в Стрельне в середине 50-х годов 19 века.


    "Чины лейб-гвардии конного полка возле Константиновского дворца - Стрельна" - неизвестный художник - сер.19 века


    Дворец вначале был просто фермой, построенной в 1830 году в полуверсте от собственно дачи, известной как Дворец-коттедж, она была предназначена для тринадцатилетнего наследника престола Александра.

    Автор обоих сооружений -- архитектор Адам Менелас. Ферма была выполнена в пасторальном стиле и должна была отражать эстетические и кулинарные (она предпочитала пищу из натуральных продуктов) пристрастия Александры Федоровны. Здание было одноэтажным, с кухней, кладовыми и комнатами для пастухов. В скотном дворе содержались породистые коровы и быки.

    По случаю своей свадьбы взрослеющий Александр решил превратить постройку в Фермерский дворец, который бы служил ему "вторым домом". Перестройку осуществил архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1838-1840 годах.

    Здание стало двухэтажным, а его фасады были отделаны в неоготическом стиле. Во дворце появилась приличная коллекция живописи, а также некоторые технические новинки, например первый в России лифт (он представлял собой кабину, которую лифтер поднимал вручную с помощью ворота).

    Здесь в конце 50-х годов 19 века разрабатывался проект Великой реформы .

    СОБСВЕННЫЙ ДОМ ШТАКЕНШНЕЙДЕРА

    Собственный дом на Миллионной улице, 10

    В доме на Миллионной собирался литературный салон, хозяйкой которого была старшая дочь архитектора Елена Андреевна.

    Адриен и Елена (брат и сестра)

    В 1860-х годах субботние вечера в салоне стал посещать Ф.М. Достоевский, недавно возвратившийся из ссылки. Но вскоре большое семейство Штакеншнейдеров переехало на мызу Ивановка близ Гатчины и знакомство с Достоевским временно прекратилось.

    В начале 1870-х Ф.М. Достоевский вновь стал бывать в литературном салоне Елены Андреевны. Вот как вспоминала А.Г. Достоевская посещения салона:

    «У ней (у Е.А. Штакеншнейдер - Ю.З.) по вторникам собирались многие выдающиеся литераторы, читавшие иногда свои произведения.

    Устраивались у ней и домашние спектакли; например, я запомнила, что мы с мужем зимою 1880 года присутствовали на представлении «Дон-Жуана» <…>

    Федор Михайлович очень уважал и любил Елену Андреевну за ее неизменную доброту и кротость, с которой она переносила свои постоянные болезни, никогда на них не жалуясь, а, напротив, ободряя всех своею приветливостью…»

    прекрасный зимний сад в доме Штакеншнейдера

    В 1870-е годы в салоне Е.А. Штакеншнейдер бывали поэты Я.П. Полонский, К.К. Случевский, драматург и прозаик Д.В. Аверкиев, журналист М.А. Загуляев, переводчица и журналистка А.Н. Энгельгардт и другие - все они близкие знакомые Достоевского.

    Штакеншнейдеры и Достоевские дружили семьями, вели переписку.

    Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года недалеко от Гатчины в мызе Ивановка. Эта мыза (усадьба) принадлежала отцу Андрея Иоганну Штакеншнейдеру, называлась по имени владельца. В детстве Андрей увлекался рисованием и сооружением игрушечных сооружений. Отец обратил внимание на эти занятия и отдал тринадцатилетнего сына а Академию художеств.

    В Академии художеств Андрей Штакеншнейдер учился скромно, без наград. После окончания учёбы в 1820 году долгое время нуждался, был вынужден работать над небольшими частными заказами. В январе 1821 года архитектор поступил чертёжником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора , где Штакеншнейдер трудился под руководством Огюста Монферрана .

    Работа с Монферраном оказалась большой удачей для молодого архитектора. Французский зодчий заметил талант Штакеншнейдера. Он смог организовать для своего подопечного заграничную поездку, но она сорвалась из-за болезни последнего.

    В 1831 году после увольнения из Комиссии по возведению Исаакиевского собора по рекомендации Монферрана Штакеншнейдер перестраивал усадьбу графа Бенкендорфа под Ревелем (Таллин). Фактически это была первая самостоятельная работа архитектора. Заказчик остался ей крайне доволен, Штакеншнейдер даже оказался представлен императору. По итогам этого события зодчий был привлечён к дворцовому строительству.

    С этого времени Андрей Штакеншнейдер стал известным архитектором. Ему начинают поступать выгодные заказы, поправляется материальное положение. В ноябре 1833 года он поступает на службу ко двору великого князя Михаила Павловича. Штакеншнейдер вёл строительные работы на Каменном острове, в то время принадлежавшем великому князю, переделывал интерьеры его дворцов.

    В 1834 году Андрей Иванович Штакеншнейдер получил звание академика и чин титулярного советника. В это время он разрабатывал проект перестройки усадьбы Знаменка (близ Петергофа), этот проект был реализован лишь частично. В Петергофе архитектором были созданы Царицын, Ольгин и Розовый павильоны, Собственная Его Величества дача, Фермерский дворец в парке Александрия, Львиный каскад в Нижнем парке.


    За границу архитектор смог выехать в 1837 году. Почти год он путешествовал по Италии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись из-за границы, Андрей Штакеншнейдер продолжил переделывать интерьеры в Знаменке, оформил несколько залов в Михайловском дворце . В конце 1830-х годов он начал создавать проект Мариинского дворца .

    В 1844 году Андрей Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры, в 1851 году - чин статского советника, в 1858 году - чин действительного статского советника. С 1856 года он был "архитектором Высочайшего двора".

    Долгое время семья Штакеншнейдеров проживала на съёмных квартирах. В 1852 году архитектор купил дом на Миллионной улице . Здание было полностью перестроено, после чего стало одним из культурных центров Санкт-Петербурга. На "субботах" у Штакеншнейдеров гостили по 50-60 человек, среди них И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, Г. Э. Боссе , А. П. Брюллов , И. К. Айвазовский, Н. А. Майков.

    В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в Академии художеств. Андрей Иванович Штакеншнейдер был известен большим количеством своих учеников. Через четыре года работы в Академии их было уже более шестидесяти, гораздо больше чем у других преподавателей. Студентам архитектор часто помогал не только морально, но и материально.

    Среди других известных работ зодчего - дворцы Белосельских-Белозерских , Николаевский , Ново-Михайловский . В 1850-х годах Штакеншнейдером были созданы дворец Бельведер и церковь "царицы Александры" в Петергофе (не сохранилась). В этот период Штакеншнейдером перестраивались некоторые залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа (Павильонный зал).

    По проектам Штакенщнейдера строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Крыму, Таганроге.

    Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался 8 августа 1865 года в Москве. Он был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни в им же построенной церкви святителя Григория Богослова.