Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина)

Герои-двойники - своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

Достоевского в этом случае можно назвать продолжателем лермонтовских традиций: именно М. Ю. Лермонтов первый в своем романе «Герой нашего времени» (1840) прибегнул к такому авторскому приему, как использование героев-двойников, чтобы раскрыть образ главного героя - Печорина - максимально полно и всесторонне.

Говоря о системе героев-двойников в романе Достоевского «Преступление и наказание», имеет смысл в первую очередь иметь в виду цепочку Раскольников - Свидригайлов - Лужин. Каждый из них - отдельная сторона теории Раскольникова, но они оба безумно противны герою. Лужин отвергает христианскую мораль, считает, что прогресс и религия совершенно не могут сосуществовать вместе. Он считает, что эгоистичная польза на руку общественному благу. Об этом свидетельствует его «теория кафтана». Рассуждая о том, что значит «возлюби» с точки зрения религии, он говорит: «я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь»». Рассуждая же о «возлюби» с точки зрения науки, он подчеркивает: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело». Раскольников абсолютно не согласен с теорией Лужина. Он считает, что если ее развить, то «выйдет, что людей можно резать». С Лужиным полемизирует также и автор: он противопоставляет теории жизнь не по науке, а по душе. В конце романа, когда автор описывает состояние героя после объявления приговора, он отмечает, что «вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Таким образом, Достоевский на страницах своего романа полемизировал с теорией «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которая сформировалась во многом под влиянием учений Д. Милля и Г. Спенсера. Достоевский считал, что эта теория «в силу своего рационалистического характера «отрицает роль непосредственного нравственного побуждения» (литературовед Г. М. Фридлендер).

Свидригайлов становится для Раскольникова настоящим олицетворением человеческой мерзости, но одновременно с этим Раскольников ощущает непонятную близость со Свидригайловым. Сам о себе Свидригайлов говорит, что он «человек развратный и праздный», а свою биографию кратко описывает так: «дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился.». Вся жизнь его бесцельна, она сводится лишь к поиску наслаждений, а главной его теорией является теория вседозволенности. Но когда в жизни Свидригайлова появляется сестра Раскольникова Дуня, читатель видит трансформацию героя, борьбу противоположных начал. Особенно ясно это проявляется в сцене из пятой главы шестой части: Свидригайлов приглашает Дуню в гости, а потом пытается силой добиться ее любви. Но видя, что Дуня его не любит, и понимая, что не полюбит никогда, он, пережив «мгновение ужасной, немой борьбы в душе», отпускает ее. Таким образом Достоевский показывает читателям, как рушится теория вседозволенности Свидригайлова.

В романе Достоевский спорит с теорией Раскольникова с помощью героев-двойников, показывает несостоятельность системы взглядов героя на фоне теорий его двойников. Автор не решается сказать свое последнее авторское слово, он до самого конца не обнаруживает своего знания, дает возможность каждому идеологу довести идею до конца, но ясно, что несогласие Достоевского с теорией Раскольникова и полемика с ней проходит через весь роман.

Здесь искали:

  • тема двойничества в романе преступление и наказание
  • тема двойничества в романе преступление и наказание сочинение
  • система двойников в романе преступление и наказание

Урок литературы в 10 классе

Теория Раскольникова о праве сильной личности

Идейные «двойники» героя

Учитель русского языка и литературы

Ильина Екатерина Ивановна

Цели урока:

    начать рассматривать систему персонажей, окружающих Раскольникова;

    определить значение образа Лужина для понимания образа главного героя;

    показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.

Задачи урока

Развивающие:

    формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

    развивать речь учащихся;

    развивать творческое мышление.

Образовательные:

    универсальные: формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

    специальные: формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами).

Воспитательные:

    расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям современной литературы, к киноискусству;

    формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы

Д.С. Мережковский

1. Организационный момент :

Зачем человек рождается на свет? Какова цена человеческой жизни? В чем заключается истина, где ее следует искать? Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти в романе «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать в конце занятия. А пока обратимся к эпиграфу урока.

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?

Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя?

Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

    Актуализация знаний учащихся.

Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация )

Перед тем, как решится на подобный шаг, главный герой испытал на себе колоссальное давление, которое происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег»)

- Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

4. Работа по теме урока. Работа с текстом художественного произведения.

Итак, ребята, прояснив для себя эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. ( Преступление - преступить, переступить через что-то. А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание - 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников с точки зрения нравственности, философии и социологии? (Он преступил нравственную черту – убил человека, он преступил философскую черту –создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальную черту – он нарушил закон)

Чтение отрывков из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую он произнёс близ города Капернаум

    Не убий

    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

    Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

Словам этим 2 тысячи лет, но они живы и актуальны, т.к. говорят о вечном – любви и милосердии к человеку.Время Достоевского, как и наше, достаточно резко делит мир на две части: мир души и мир денег. Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил Достоевский, то мы будем испытывать вечные муки совести. Напротив, если взять за основу деньги, то все становится проще, ощутимей, материальней.

Мы говорим о преступлении Раскольникова, совершенное по его же теории. Соотносится ли теория с проповедью? Если нет, в чем разница? Обратитесь к распечатке № 1

О сути наказания героя мы будем говорить позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова .

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

В чем же смысл этой теории? (делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

- Нет, нет, не совсем потому,- ответил Порфирий. - Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и сделайте закладки в тексте, указывающие на суть теории.

Закладки 1 группы:

    Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

    Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

    Первый разряд всегда - господин настоящего,

    Первые сохраняют мир и приумножают его численно

Закладки 2 группы:

    и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

    Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь,- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее,- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Молодцы, ребята. Приступаем к работе в тетрадях. Вам предстоит изложить суть теории Раскольникова. (см. вторую колонку Приложения 1)

Приложение 1

Нагорная проповедь Иисуса Христа (изречения)

Теория Раскольникова

Теория Лужина

Не убий!

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

Общество и человек как его единица преступны, а значит «преступление» не существует по определению

Чтобы помочь другим людям, можно использовать «простую арифметику»: убить одного ради спасения многих

«Необыкновенные» могут «для своей идеи перешагнуть… через кровь»

«Необыкновенные» люди – господа будущего, они двигают мир и ведут его к цели

Мне жизнь однажды дается, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться всеобщего счастья

Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!

Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять её

Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано

Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел

Чем более в обществе устроенных частных дел и… целых кафтанов, тем более для него твердых оснований

Приобретая единственно и исключительно себе, я … приобретаю и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана

Мысль эта раньше была заслонена мечтательностью и восторженностью, а сейчас реализуется

В жены взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение;… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за благодетеля

Итак, в центре романа “Преступление и наказание” – Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым – именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле – создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории – показать как читателю, так и самому герою.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его “теории” отражают так называемые “двойники”, а положительные – антиподы.

Кого же можно отнести к первой группе?

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов. Докажите это.

Кто такой Лужин ? Что мы знаем о нем?

Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории (“а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать... ,”. Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)

Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

Умный и, кажется, добрый”, “положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”, и “муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля”.

Рассуждения Раскольникова о “доброте” Лужина, допускающей что “невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст... ”, усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою.)

Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены “объяснения” между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви, уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, большое чувстве такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения”, уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни? Почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое “будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать»)

Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладовых.)

(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе «арифметических» построений Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

В чем совпадают Раскольников и Лужин?

Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Заполняем третью колонку таблицы (см. Приложение 1)

В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

К какому выводу мы пришли в ходе урока?

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

Домашнее задание (раздаю на листочках)

1. Пересказ: ч. 3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем),

ч. 4, гл. 5 (вторая встреча со следователем),

ч. 3, гл. 6 (размышления после встречи с мещанином),

ч. 4, гл. 7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2. Ответить на вопросы:

Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?

Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает “явку с повинной”?

3. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства (ч.2, гл.I-2); блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6); разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

4. Ответить на вопрос: почему герой сделал “явку с повинной”?

Заключение учителя

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её»

В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра II .

Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех.

Следовательно, роман Достоевского не теряет актуальности, а потому нам следует научиться извлекать из него нравственные уроки!

Саморефлексия на уроке.

Ребята, вам понравился урок?

Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

Есть ли моменты, которые вы не смогли понять, осмыслить?

Оценки за работу над таблицей будут выставлены мной после проверки тетрадей.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести». Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.

Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Петрович Лужин. Достоевский характеризует этого героя резко отрицательно. Это богатый человек, блестящий делец, приехавший в Петербург в надежде устроить свою карьеру. «Пробившись из ничтожества», он привык «болезненно любоваться собой», высоко ценил свой ум и способности. Главная же мечта Лужина была о женитьбе. Более всего ему хотелось «возвысить до себя», облагодетельствовать какую-нибудь бедную девушку, непременно красивую и образованную, ибо он знал, что женщинами можно «весьма и весьма много выиграть в Петербурге».

Эти мечты, болезненное самолюбование — все это свидетельствует о душевной неуравновешенности героя, о его цинизме. «Пробившись из ничтожества» с помощью денег, в душе и по характеру он остался ничтожеством.

Лужин — деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами». Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным человеком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он с удовольствием развивает перед Раскольниковым. Эта «теория разумного эгоизма» гласит: «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, «устроенных частных дел». Следовательно, «приобретая единственно и исключительно себе», человек трудится на благо «всеобщего преуспеяния», на благо экономического прогресса.

В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Авдотье Романовне тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию.

Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой тоже доминирует личный интерес человека. «Наполеонам все дозволено», — безапелляционно утверждает Раскольников. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует и личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства — желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить, к какому же типу людей относится он сам: «...тварь ли я дрожащая или право имею?»

Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса. Магометы, Наполеоны, Ликурги — люди будущего, которые «двигают мир и ведут его к цели». Они «разрушают настоящее во имя будущего».

Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Рас-кольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и «людей можно резать». Как замечает Ю. Карякин, этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину.

Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая «экономический» вариант этой теории. Лужин — «двойник» Раскольникова в жизненно-бытовом плане.

Крайнее же выражение идеи Раскольникова, ее философский контекст мы находим в образе Свидригайлова. Этот образ в романе очень сложен. Свидригайлов «нигде не однолинеен, не так уж однотонно черен». Именно Свидригайлов восстанавливает доброе имя Дуни Раскольниковой, открыв Марфе Петровне истинное положение вещей. Он помогает осиротевшей семье Мармеладова, организовав похороны Катерины Ивановны и пристроив малолетних детей в «сиротские заведения». Аркадий Иванович помогает и Соне, снабдив ее средствами для поездки в Сибирь.

Это, безусловно, умный человек, проницательный, по-своему тонкий. Он прекрасно разбирается в людях. Так, он сразу же понял, что за человек Лужин, и решил воспрепятствовать браку с ним Авдотьи Романовны. Как замечает В. Я. Кирпотин, «потенциально Свидригайлов — человек большой совести и большой силы», но все задатки его загублены образом жизни, российскими общественными условиями, отсутствием у этого героя каких-либо идеалов, четких нравственных ориентиров. К тому же от природы Свидригайлов наделен пороком, бороться с которым он не может, да и не желает. Речь идет о склонности героя к разврату. Живет он, подчиняясь лишь зову собственных страстей.

При встрече с Раскольниковым Свидригайлов замечает, что между ними есть «какая-то общая точка», что они — «одного поля ягоды». Кроме того, и сам писатель в известной степени сближает героев, развивая в изображении их один и тот же мотив. Это мотив ребенка, мотив невинности и чистоты. О Раскольникове сказано, что у него «детская улыбка», в первом сне своем он видит себя семилетним мальчиком. Соня, с которой он все больше сближается, напоминает ему ребенка. Детское выражение было и на лице Лизаветы в момент нападения на нее Раскольникова. Свидригайлову же дети являются в кошмарных сновидениях, напоминая о совершенных им злодействах.

И уже в развитии этого мотива обнаруживается разница между героями: если Раскольников эту детскость и чистоту несет в себе (это лучшее в герое), то для Свидригайлова — это поруганная чистота и невинность. Недаром Раскольников чувствует отвращение, разговаривая с Аркадием Ивановичем: ведь Свидригайлов покушается на то, что присутствует в глубине души Родиона.

В дальнейшем различие между ними становится все ощутимее. Преступление Раскольникова символизировало собой протест против несправедливости и жестокости окружающего мира, невыносимых условий жизни. Безусловно, вторичными мотивами его явились и бедственное положение героя и его семьи, и желание проверить свою теорию. Но, совершив убийство, Раскольников уже не может жить по-прежнему: он «как будто ножницами себя отрезал ото всех», ему не о чем говорить с окружающими. Чувство мучительного отчуждения от людей вдруг охватывает его.

Однако, как отмечает В. Я. Кирпотин, и до и после преступления для Раскольникова значимы понятия добра и зла, в душе его сохранились идеалы. Так, после совершения убийства герой помогает Мармеладовым. Последние двадцать рублей Раскольников отдает на похороны Семена Захаровича.

Ничего подобного мы не находим в натуре Свидригайлова, который совершенно опустошен, духовно мертв. Большой жизненный опыт, самодостаточность, тонкий ум соседствуют в душе его с цинизмом и безверием. «Оживить» его не может даже любовь к Дуне, лишь на мгновение пробуждающая в душе его порывы благородства и истинно человеческих чувств. Свидригайлов скучает в жизни, ничто не занимает его ум и сердце, он ни во что не верит. При всем том Аркадий Иванович потакает всем своим желаниям, как хорошим, так и дурным. Погубив совсем юную девочку, он не испытывает никаких угрызений совести. Лишь однажды, в предсмертную ночь, его посещает кошмарное видение в образе загубленной девочки. Причем эта гнусная история, видимо, не единственное злодеяние Свидригайлова. О нем ходит много сплетен и слухов, к которым, впрочем, он равнодушен. Да и сам Аркадий Иванович вряд ли считает все эти истории чем-то из ряда вон выходящим. Для этого человека, похоже, не существует каких-либо моральных границ.

Характерно, что вначале Раскольникову кажется, что в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним», он притягивает Родиона. Но вскоре Родиону становится «тяжело» и «душно» с этим человеком, Раскольников начинает считать его «самым пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире».

Таким образом, по пути зла Свидригайлов идет гораздо далее Раскольникова. И в этом отношении символично даже имя этого персонажа. Имя «Аркадий» происходит от греческого слова «аркадос», что означает «житель Аркадии», буквально — «пастух». Характерно, что в православной культуре слово это часто употреблялось в значении «пастырь» — то есть руководитель в духовной жизни, учитель, наставник. И в каком-то смысле Свидригайлов — действительно учитель Раскольникова на пути зла, так как в своем цинизме и безверии он во многом «превосходит» Родиона. Свидригайлов постоянно демонстрирует «высшее», «мастерское» владение раскольниковской теорией в виде практических воплощений ее.

Третий «двойник» Раскольникова в романе — это Соня Мармеладова. «Двойничество» ее лишь внешнее. Превратившись в проститутку, она тоже смогла «преступить черту», определенную нравственную границу. Однако мотивом действий Сони явился не эгоизм, не индивидуалистическая теория, не протест против мирового зла. Она жертвует собой, чтобы спасти от голодной смерти малолетних детей Катерины Ивановны.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Родион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Писарев отмечал, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка».

Соня — натура деятельная, активная, она пытается спасти семью от неминуемой гибели. На жизненном пути ее поддерживает кротость, доброта, вера в Бога. Раскольникова притягивает Соня, потому что он начинает отождествлять ее с собой, считая их жизненные положения похожими. Однако вскоре он замечает, что не понимает ее, она кажется ему странной, «юродивой». И это непонимание обнажает различия между ними. «Преступление» Сони отлично от преступления Раскольникова, поэтому душа ее жива, наполнена верой, любовью, милосердием, Соня чувствует свое единение с людьми.

Таким образом, Раскольников имеет в романе духовных двойников. Назначение их различно. Лужин и Свидригайлов своим внутренним обликом дискредитируют теорию Раскольникова. При всем том Лужин — это примитивное воплощение теории героя, воплощение ее на жизненно-бытовом уровне. Свидригайлов же воплощает идею Раскольникова на глубинном, философском уровне. Образ Свидригайлова как бы обнажает дно пропасти, к которой ведет индивидуалистическая теория героя. Соня — лишь внешний «двойник» героя, ее «двойничество» поверхностно.

Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.

Аркадий Иванович Свидригайлов барин , помещик , олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия .

Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности . С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.

Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.

Свидригайлов – . При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.

Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям .



Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров , особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.

Петр Петрович Лужин преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой : он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.

По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».

Лужин – новый тип русской жизни , тип приобретателя, дельца , который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.

Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана» . Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя , ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»

В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет .

С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха : «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные ». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет» , которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».

Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.

Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова . Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику» , разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма . Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.

Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента , разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! » – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.

Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов », напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».

Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина , более всего – идеей женской эмансипации . Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).

Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу . Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто », – заявляет Лебезятников.

При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.

Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя в некоем шутовском обличии.

Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Рас­кольникова.

Соня Мармеладова главная героиня романа . Это дочь бедного чиновника , из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.

Соня, как и Раскольников, «преступила» , виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».

Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении , понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинства исамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.

Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.

Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.

Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя . Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.

В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость . Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных» , и как «новый человек» : вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.

Пульхерия Александровна , мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына . Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему .

Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя , которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин , но многие зовут его Разумихиным.

Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын» . Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден . Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.

Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты . Впрочем, под этою простотой таилась и глубина , и достоинство ... Был он очень неглуп , хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».

Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».

В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист . Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым (третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова , особенно «разрешение крови по совести» . Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия , насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления . Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.

Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощи этого герояРаскольникову, его матери и сестре . Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персо­нажа.

Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.

Порфирий Петрович , по фамилии в романе не назван, – правовед , пристав следственных дел , то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.

В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик . Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.

Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора , что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.

Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Во время первой встречи , на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории . Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.

Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.

Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.

Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова : «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с , когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»

Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии .

Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая . Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.

На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности : «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»

Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.

Лизавета , сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий , смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха . Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой . Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.

Прасковья Павловна Зарницына , квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту .

Наталья , покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение , кротость, душевную теплоту , выявляя светлые стороны личности главного героя.

Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.

Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность , великодушие , сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность , раздражительность , деспотичность . Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.

Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла , царящего в мире.

Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых . Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных». История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.

Семён Захарович Мармеладов мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек» , опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение , сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога .

Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения .

Катерина Ивановна , жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову . Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная» .

Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет : «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и...с раскрасневшимися до пятен щеками».

Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие . Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.

В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия : «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки , Лиды (она же Леня ) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.

Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.

Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.

Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова , у которого снимала комнату Соня.

Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова . Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих , которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста» , которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.

Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.

Доктор Зосимов , лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием , а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.

Достоевский рисует нам и мир полиции . Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох , квартальный надзиратель Никодим Фомич , письмоводитель Замётов . Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа

Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр , ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания .

Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя .

Художественное своеобразие «Преступления и наказания»

План

1.Тема «двойничества» в романах Достоевского

2.Образ двойников Раскольникова в романе

а)Разумихин

б)Лужин

в)Свидригайлов

г)Соня Мармеладова

3.Значение двойников для понимания внутреннего мира героя

Тема «двойничества» в романах Достоевского Тема раздвоения личности всегда занимала особое место в мировой литературе. Ее истоки прослеживаются еще у представителей западного романтизма конца восемнадцатого века. В русской литературе тему двойничества активно развивали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский . Особая заслуга в раскрытии данной темы принадлежит Достоевскому.

Еще в своей ранней повести «Двойник» Достоевский изображает мелкого чиновника Голядкина, сталкивающегося со своей точной копией. В романе «Преступление и наказание » читатель знакомится с бедным студентом Родионом Раскольниковым, загорающимся идеей доказать правильность своей теории. Раскольников, считающий, что «люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда», решается на убийство старухи-процентщицы, которая, согласно его теории, относится к низшим людям.

Одинокая старуха, доживающая остаток своей жизни, обладает некоторым состоянием, которое больше пригодилось бы бедному студенту, за которым стоит будущее. Раскольников настолько убежден в силе своей теории, что ставит целью непременно осуществить ее. Несмотря на уникальность Раскольникова как персонажа, на протяжении всего романа читатель знакомится с двойниками главного героя.

Иногда они напоминают Раскольникова внутренними качествами (например, Соню и Родиона объединяет склонность к самопожертвованию во благо других). В ином случае, в них в полной мере выражается та негативная черта, тень которой едва заметна у Раскольникова (Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не раскаивается в своих грехах, совершив преступление, ведь ради хорошей цели, по его мнению, можно пренебречь моралью).

Студент Разумихин - друг Раскольникова. Именно он предлагает Раскольникову статьи для перевода, чтобы заработать на жизнь. В противовес главному герою Разумихин очень деятелен. В нем еще не угасла надежда, и он пытается поправить свое материальное положение, чтобы продолжить учебу в университете. Однако отчаявшийся Раскольников не ищет способа вернуться в университет. Несмотря на такую разительную непохожесть характеров, у Раскольникова и Разумихина есть объединяющая черта - оба они готовы на все ради помощи ближнему.

Лужин, являющийся женихом сестры Родиона Дуни, тоже становится двойником Родиона. Раскольников и Лужин схожи в своем желании достигнуть намеченной цели. Лужин, как и Раскольников, создает теорию. Теория «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен руководствоваться лишь собственными интересами, не похожа на теорию Раскольникова, которая высшей ценностью ставит благо общества. Таким образом, Лужин являет собой версию Раскольникова, показанную в негативном свете.

И Свидригайлов , и Раскольников совершают преступления. Раскольников испытывает раскаяние после содеянного, а Свидригайлов, напротив, не испытывает ничего. Свидригайлов - бесчестный человек, и на протяжении всего романа читатель видит только темную сторону героя. Однако в конце романа Свидригайлов совершает благородный поступок, подарив Соне три тысячи рублей. Раскольников также помогает семье Мармеладовых, отдав им часть своих денег.

Как и Родион, Соня готова принести себя в жертву. Оба героя в своем желании доходят до преступления. Раскольников убивает старуху-процентщицу, так как ее деньги нужнее бедным студентам, а Сонечка решается на «нравственное преступление» - идет по желтому билету, чтобы накормить детей мачехи.

В романе Достоевского каждый персонаж играет важную роль, важную в том числе и для понимания природы сил, движущих главным героем. Многочисленные двойники, с которыми читатель сталкивается на протяжении романа, являют собой отражение чувств и мыслей героя в определенный момент времени.

По мнению М. Бахтина, Раскольников должен преодолеть в себе какую-то слабость (наиболее выраженную в образе его двойника), для того чтобы «возродиться», очиститься от своих грехов и ступить на праведный путь.