Http://dll.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/welcome.ru.html Психология личностных конструктов Келли. Собран весь возможный материал об использовании личностных конструктов Дж.Келли. http://www.ipat.com – Институт Тестирования личности и Способно- стей (Р. Кеттелла). www.keirsey.com Тест Кейрси. http://www.rozmisel.irk.ru Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI. http://www.gesher.org/Myers-Driggs/GW_Test.html Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI. www.lusher-color.com – авторизованный сайт Макса Люшера. www.lusher.ru – Институт Макса Люшера (Москва). http://www.phil.gu.se/fu/ro.html Классический Роршах. Сайт, посвя- щенный Г. Роршаху. http://www.rorschach.com/rorschachiana.html Роршахиана Интерна- ционального общества Роршаха. Сайт, посвященный Г. Роршаху. http://www.queendom.com/ Очень хорошо сконструированный сайт общедоступного тестирования (англ.). http://charlies-playhouse.ch/scientology/tests Сайт, где дается профес- сиональное описание методик, но не предлагается само тестирование (нем.). SociometryPlus Компьютерная социометрия (на английском языке) 171 8. Практические занятия по психодиагностике Методические указания к практическим занятиям При изучении каждой психодиагностической методики необходимо знать следующие положения. 1) Автор, название методики, ее модификации. 2) Теоретическая основа методики; ее автор(ы). 3) Варианты методики (возрастные; формы А, Б и т.п.). Для каких групп испытуемых предназначена методика. 4) Психологическое содержание шкал или субтестов методики. 5) Психометрические показатели: валидность, надежность, репрезен- тативность. 6) Области использования. Основные преимущества данной методики в этих областях. 7) Недостатки и ограничения методики. 8) Особенности проведения обследования и предъявления методики, фиксация результатов, особенности обработки и представления результатов. 9) Особенности интерпретации результатов. 10) Прогностические возможности методики. Практическое занятие № 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств Оценка точности восприятия времени. Методики «Компасы» и «Часы» для оценки ориентации в пространстве. Тест Торндайка для оценки избирательности восприятия. «Кубики Коса» для оценки особенностей пространственного воспри- ятия. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Соколов А.С., Фадеева Т.В. Кубики Кооса. СПб.: ИМАТОН, 2002. 172 Практическое занятие № 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций «Корректурная проба» Бурдона для оценки устойчивости и концен- трации внимания. «Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умст- венной работоспособности. «Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентра- ции внимания. «Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамиче- ских характеристик внимания. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004. Практическое занятие № 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспо- собности, внимания. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со- образительности. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. 173 Практическое занятие № 4. Психодиагностика мышления «Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять су- щественные признаки. «Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. «Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абст- рактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности. «Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способно- сти к установлению логических взаимосвязей. Литература Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи- ки психодиагностики в спорте. М., 2004. Практическое занятие № 5. Психодиагностика воображения «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера. «Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального вооб- ражения. Литература Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: психодиагности- ческие методики. М.: Книголюб, 2004. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1977. Практическое занятие № 6. Диагностика интеллекта Тест интеллекта Д. Векслера для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным за- 174 пасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, вни- мания и памяти, арифметических способностей, пространственного вооб- ражения, зрительно-моторной координации и др.). Взрослый и детский ва- рианты теста. Тест Прогрессивных матриц Дж. Равена и Словарные Шкалы для из- мерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандарт- ные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта. Тест «Структуры интеллекта» Р. Амтхауэра для оценки общего уров- ня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. Тесты интеллекта Г. Айзенка. Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Двухфакторная модель интеллекта Р. Кеттелла: «флюидный» и «кри- сталлизованный» интеллект. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности. Краткий отборочный тест (КОТ) Р. Вандерлика для диагностики об- щих способностей. Литература Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Ко- строма: Ай Кью, 1993. – 170 с. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1992 (1998). Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Продвинутые прогрессивные мат- рицы Равена. М.: Когито-центр, 2003. Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2003. 175 Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2003. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 7. Диагностика креативности Тест Е.Торренса для оценки вербальной и образной креативности, от- дельных креативных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться привыч- ным стереотипам. Литература Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998. Практическое занятие № 8. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла Опросники Р. Кеттелла для диагностики разных аспектов личности: особенностей коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному по- ведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала. Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника. Литература Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН, 2000. 176 Практическое занятие № 9. Диагностика межличностных отношений Л.Н.Собчик Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека и «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Соб- чик для определения восьми ведущих форм социального поведения лично- сти. Изучение структуры «Я», семейных проблем, структуры малых групп с помощью ДМО. Литература Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 10. Клиническая психодиагностика MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных спо- собов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адап- тивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей. Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик. Литература Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика исследования личности. СПб.: Речь, 2002. Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руково- дство. СПб.: ИМАТОН, 2002. Практическое занятие № 11. Диагностика акцентуаций личности Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации. 177 Литература Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. Практическое занятие № 12. Диагностика темперамента и свойств нервной системы Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаи- модействия. Литература Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду- альности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992. Практическое занятие № 13. Фрустрационный тест С. Розенцвейга Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой- чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного взаимодействия. Взрослый и детский вариант теста. Литература Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 14. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Детский апперцептивный тест (САТ) Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности, внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения и другая информация. 178 Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов, содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов, наличия психических нарушений. Литература. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998. Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. Практическое занятие № 15. Проективная методика «Рисунок семьи» Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива- ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це- лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар- моничных семейных отношений в восприятии ребенка. Литература Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, Речь, 2003. Никольская И.М. Рисунок семьи // Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. С. 37-49. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как методика изучения детско- родительских взаимоотношений // Альманах психологических тестов. Ри- суночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 272-285. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагно- стика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206-220. 1995. 179 Практическое занятие № 16. Методика «Рисунок несуществующего животного» Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных си- туаций при рисовании несуществующего животного и структурированном рассказе о нем. Графический и содержательный анализа рисунка. Литература Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующе- го животного» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4. С. 56-57. Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 54-73. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 17. Методика «Дом. Дерево. Человек» Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз- наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин- ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и потребностях. Литература Бук Дж. Тест «Дом, Дерево, Человек» (ДДЧ) // Проективная психоло- гия. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 260-344. Бук Дж. Методика «Дом – Дерево – Человек» // Альманах психологи- ческих тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 5-266. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. Практическое занятие № 18. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негати- визму, обиде, подозрительности, чувству вины. 180

Рис. 3. Бланк для методики ―компас‖

МЕТОДИКА «СОВМЕЩЕНИЕ ВЫРЕЗОВ»

Исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката (см. рис. 4). На таблице изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка по количеству правильных ответов за 6 мин. (табл. 3). Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

Таблица 3

Рис. 4. Плакат для методики ―Вырезы‖

1.2 Нейропсихологические методы исследования восприятия

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС

Исследование этой функции предполагает дифференцированный подход к характеру стимульного материала, способного вероятностно отражать различные варианты локализации коркового очага поражения. Самым общим признаком «заинтересованности» функциональных структур, ориентированных на сложные формы обработки визуальных стимулов, становятся дефекты узнавания реальных предметов и их изображений. Сенсибилизированным вариантом таких проб является опознание наложенных очертаний предметов в различных модификациях картинок Поппельрейтера, вычленение изображений из зашумленного фона (при этом плотность «шума» может произвольно меняться), либо узнавание предметов с недостающими деталями .

Рис. 5 Пример изображения предметов с пересекающимися контурами Папельмейера, используемого для выявления зрительной агнозии.

Рис. 6 Выявление пространственной агнозии. а - предлагаемые больному рисунки; б - попытки скопировать эти рисунки больным с поражением правой теменной доли, игнорирующим левую половину пространства.

По А.Р. Лурия исследование зрительного восприятия предметов или изображений должно быть построено таким образом, чтобы оно могло обеспечивать оптимальные возможности качественного анализа результатов. Обычно оно начинается с предъявления больному предметов или их четких изображений, причем больному предлагают (без ограничения времени) внимательно рассмотреть и назвать их. При нарушении речи название может быть заменено другим способом, показывающим, что больной действительно узнал предмет .

Следующая фаза исследования, к которой нужно перейти, если первая фаза не обнаружит сколько-нибудь заметных нарушений, заключается в предъявлении больному сложных или недостаточно четких изображений предметов. Сюда могут быть включены изображения, допускающие множественное толкование (особенно пригодны такие изображения, отдельные детали которых толкают на ложные заключения и для правильной оценки которых необходимо тщательное сопоставление основных деталей). Сюда же относятся контурные или силуэтные изображения, так же как и изображения, сделанные крапом или стилизованные изображения, восприятие которых может представлять известные трудности. Особенно пригодными могут быть контурные стилизованные изображения, создающие тенденцию оценить изображение как разновидность «письма».

Третьей фазой исследования служит предъявление больному перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений (прием, введенный Поппельрейтером, 1917-1918). В этих условиях зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от посторонних элементов фона или раздельно воспринять контуры нескольких фигур, наложенных друг на друга. На рис. 7 и 8 приводятся образцы таких изображений.

Рис. 7. Перечеркнутые, фигуры для исследования зрительного восприятия

Рис. 8 Наложенные друг на друга фигуры для исследования зрительного восприятия (по Поппельрейтеру, с изменением)

Последняя и наиболее сложная фаза исследования активного зрительного восприятия заключается в предложении больному выделить фигуру, замаскированную в другой, более сложной структуре (такие фигуры были введены в психологическое исследование Готтшальдтом) (рис. 9), или же выделить из однородной сетки (например, из шахматной доски) заданную фигуру (например, крест с белым или черным центром, прямоугольник и т. д.), которую больной должен себе ярко представить и которую он должен выделить, обводя пальцем контур этой фигуры. Схема такого опыта дается на рис. 10.

Рис. 9 Замаскированные зрительные структуры (по Готтшальдту)

Рис. 10. Опыт с выделением фигуры на шахматной доске .

Специальные задачи в нейропсихологической диагностике

зрительного гнозиса являются:

1. Выявление цветовой агнозии. Для более грубых расстройств могут использоваться идентификация чистых цветов (красный, синий, желтый), небольшие наборы окрашенных карточек (5-8, например, из методики Люшера, цветные карандаши); для диагностики менее выраженных вариантов цветовой агнозии - специальные наборы цветных карточек (например, фрагменты из альбомов колеров), позволяющие по инструкции подбирать оттенки к чистым тонам, либо классифицировать цвета по оттенкам, либо корректно называть редко встречаемые цвета.

2. Исключение или подтверждение лицевой агнозии - узнавание знакомых и незнакомых лиц, для чего используют комплекты небольших по размеру портретов выдающихся и общеизвестных отечественных писателей (Толстой, Гоголь и др.), а также фотографии или двухцветные портреты неизвестных испытуемому лиц, предъявляемые ему как эталоны для запоминания и дальнейшего опознания среди ранее не предъявлявшихся сходных по стилевому оформлению образцов. Время предъявления эталонов может меняться, повышая или понижая чувствительность данной пробы.

3. Исключение или подтверждение оптико-пространственной агнозии (способности ориентироваться в пространстве с опорой на зрительный

анализатор) с помощью пробы «узнавание времени на схематических часах без цифр», «слепых» компасов, на рисунках которых произвольно обозначена лишь одна часть света (например, юго-восток - ЮВ) и стрелка, направление которой требует идентификации, узнавание повернутого или перевернутого изображения бытового предмета. Исследование этого качества гностических функций может начинаться с предложения больному сориентироваться в том реальном пространстве, где он сейчас находиться (нарисовать план отделения, рассказать, как из данного кабинета добраться до выхода), просьбы указать, какой из видимых предметов находится ближе или дальше.

Помимо вышеописанных, исследования зрительной памяти могут предполагать исключение вербального фактора, мнемотехнически улучшающего результаты пробы. Используют наборы невербализуемых или полувербализуемых графических изображений (разнообразно ломаные кривые, амебовидные фигуры), предъявляемых испытуемому для запоминания и дальнейшего узнавания среди других изображений того же набора. Явное ослабление подобных операций свидетельствует о расстройствах функционирования височно-теменных отделов правого полушария (у правшей). При этом патология специфических зрительных мнестических функций рассматривается как составная часть гностических расстройств, хотя формально может быть представлена в разделе исследований патологии памяти.

Роль симультанного фактора в зрительном восприятии может быть оценена с помощью узнавания и понимания содержания сюжетной картины, для чего больному необходимо установить смысловые связи между всеми ее компонентами и путем мыслительных операций вербализировать их общий смысл. Как правило, в качестве стимульного материала больным предлагаются копии известных живописных работ отечественных авторов, условные и даже схематичные сюжетные рисунки. Другим вариантом стимульного материала являются серии картин, объединенных общим сюжетом, что требует от пациента более активной мыслительной работы по восстановлению субъективно оправданного и объяснимого хода событий.

Сложности формирования зрительных представлений, вызова образов, хранящихся в долговременной специфической памяти, также могут служить основой для суждения о дефекте зрительного гнозиса. Больному или испытуемому обычно предлагают представить и описать несколько предметов, часто встречающихся в обыденной жизни (например, телефон, стул, огурец).

АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

Исследования этой функции, помимо относительно простых проб на запоминание и воспроизведение различных ритмических структур, настукиваемых ладонями или карандашом по столу (данная проба не может использоваться, если у больного уже зарегистрированы персеверации, не связанные со «специфическими» нарушениями), предполагают наличие звуковоспроизводящей техники, обычно магнитофона, на котором могут быть записаны сложные акустические раздражители (шум проезжающей машины,

льющейся воды, голоса животных и птиц), либо широко известные и узнаваемые в норме мелодии (первые фразы песен). Пробы на воспроизведение звуковых ритмов могут рассматриваться и как примеры исследования сукцессивного фактора.

Значительную роль при диагностике аритмии, слуховой агнозии или амузии играет сохранность слухового внимания, дефекты которого могут приводить к быстрой утрате или перепутыванию предъявленных образцов, к потере смысла и значения предметных звуков.

Исследование звуковысотной чувствительности возможно лишь с использованием специальной аппаратуры .

СОМАТОСЕНСОРНЫЙ ГНОЗИС

Благодаря чрезвычайно сложной и полимодальной организации кожнокинестетического анализатора, для диагностики расстройств со стороны его коркового звена могут использоваться различные приемы, направленность которых обусловлена спецификой возможных клинических проявлений - как со стороны различных качественных составляющих симптомов и синдромов, так и с позиции высоты очага поражения теменных долей.

Для установления самой распространенной формы расстройства соматосенсорного гнозиса - тактильной агнозии, применяются пробы на ощупывание плоских и объемных предметов с закрытыми глазами. В качестве стимулов могут использоваться самые разные подручные материалы - ключ, очки, небольшие игрушки, специально вырезанные из фанеры или плотного картона профили легко опознаваемых на ощупь геометрических фигур (квадрата, круга, звезды). Предпочтительно в наборах предъявляемых для этих целей предметов иметь такие, которые для здорового человека заметно отличаются по характеру (текстуре) своей поверхности.

Для анализа более простых компонентов соматосенсорного гнозиса используются прикосновения к различным частям тела с просьбой определить место прикосновения или дистанцию между точками двух одновременных касаний (для проведения второго варианта пробы обычно пользуются специальным циркулем, позволяющим количественно оценивать индивидуальные пороговые показатели и сравнивать их с нормативными данными для данного участка тела). Если человек имеет тенденцию игнорировать один из двух одновременных касаний к симметричным точкам на двух руках, то это может свидетельствовать о расстройствах тактильного симультанного синтеза или расстройствах соответствующего специфического внимания.

Если в процессе клинического обследования предложить больному показать части собственного тела или описать их расположение в пространстве с закрытыми глазами и выясняется, что подобная задача для него невыполнима (это обычно имеет отношение к левой половине тела), можно говорить о признаках аутотопагнозии, вызванной поражением правой верхнетеменной доли мозга .

1.3 Патопсихологические методы исследования восприятия

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами. Например, клинический метод применяется в следующих случаях:

исследование болевой и тактильной чувствительности (проводится с помощью специально подобранных волосков, щетинок, игл и т.д.)

исследование температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения (с помощью специальных приборов:

термоэтезиомера, ИВЧ-2, аномалоскопа-59 и др.).

пороги слуховой чувствительности, восприятия речи исследуются сурдологами с помощью аудиометров.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным:

1) методики, направленные на изучение простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики, изучающие более сложную комплексную деятельность.

Есть и другие методики. Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать ―Классификацию предметов‖). Испытуемый должен узнать предмет. Затем предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера). Можно использовать для исследования зрительного восприятия таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного мозга используют таблицы с движущимися квадратами, "волнистый фон", предложенные М. Ф. Лукьяновой. Обследуемому предлагают всмотреться в рисунки "движущиеся квадраты" и "волнистый фон", состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Затем предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Анализируются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, возможный иллюзорный и стереоскопический обман.

Для исследования слухового восприятия используют тахистоскопический метод (предъявление изображений и идентификацию прослушанных магнитофонных записей). Для этого необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц переворачиваемой книги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т.д. С помощью этого метода можно обнаружить нарушения мотивационного

компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных .

Нарушения восприятия в меньшей степени, чем психические расстройства других сфер психической деятельности поддаются патопсихологической верификации. Это связано в значительной мере с субъективным характером переживаний отклонений восприятия. Вследствие этого патопсихологическое исследований данной психической сферы направлено, в первую очередь, на выявление скрытых расстройств, перевод их в явные, которые можно зарегистрировать иными способами. В качестве таких методов предложены пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана .

В пробе Ашафенбурга обследуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети. В пробе Рейхардта обследуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано. В пробе Липмана после надавливания на веки обследуемого предлагается сказать, что он видит. Эти пробы направлены на выявление галлюцинаторных или иллюзорных образов. При анализе проб нельзя исключать возможное внушение галлюцинаторных феноменов.

1.4 Детские методы исследования восприятия

МЕТОДИКА «ЭТАЛОНЫ»

содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

Рис 11 Фигурки эталоны

Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Патопсихологическая диагностика нарушения восприятия включает методы исследования иллюзий и галлюцинаций, методы диагностики нарушений зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного и кинестетического восприятия, а также восприятия пространства.

Методы исследования иллюзий и галлюцинаций

Исследование сенсорной возбудимости. Оно включает предложение испытуемому всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты» и «волнистый фон», состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Далее предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Оцениваются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, а также возможный иллюзорный стереоскопический обман.

Пробы Ашафенбурга. Испытуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.

Пробы Рейхардта. Испытуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.

Пробы Липмана. После надавливания на веки испытуемого предлагается сказать, что он видит.

Анализ нарушений восприятия в жалобах больного и его поведении во время беседы и других мероприятиях.

Диагностика нарушений зрительного восприятия

Пробы на узнавание реальных трехмерных объектов.

Пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений.

Пробы на узнавание незавершенных объектов.

Пробы на узнавание контурных изображений.

Пробы на узнавание перечеркнутых изображений.

Пробы на узнавание конфликтных изображений.

Методика "Вырезы". На таблице сверху изображены фигуры с вырезами, а внизу на второй ее половине фигуры с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами.

Методика "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена не считается сугубо «интеллектуальным» тестом, таким тестом «всеобщего интеллекта», к которым относят, например, шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания и восприятия.

Проективная методика ТАТ. Прямо или косвенно с ее помощью можно выявить и нарушения зрительного восприятия, дефекты смыслового восприятия.

Диагностика нарушений слухового восприятия

Пробы на узнавание мелодий.

Пробы на узнавание бытовых шумов.

Пробы на оценку и воспроизведение ритмов.

Диагностика нарушения тактильного и кинестетического восприятия

Пробы на узнавание объектов на ощупь.

Оценка позы и положения тела.

Пробы на воспроизведение позы пальцев.

Диагностика нарушения восприятия пространства

Пробы на ориентировку в правом и левом.

Пробы на ориентировку в помещениях.

Пробы на ориентировку в городе.

Пробы на ориентировку в географических картах.

Пробы на ориентировку в схемах и чертежах.

Методика "Компасы". На таблице схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка.

МОДУЛЬ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ10-Лекция Ощущения и восприятия
Зрительное ощущение
Абсолютный порог слухового ощущения
Восприятие пространственных признаков.
Методика «компаса»
Методика «часы»

Исследование ощущений и восприятий в спорте
преследует две цели:
1. Диагностику спортивных способностей
2. Оценку функционального состояния спортсмена.
Различные виды спорта предъявляют разные.
требования к зрительной, кинестетической и
другим видам чувствительности.
Одновременно интраиндивидуальные различия,
например, динамика абсолютных и разностных
порогов ощущений у одного и того же человека,
могут служить характеристикой функционального
состояния (утомления, предстартовой лихорадки и
т. п.).

Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

Используются плакаты с рисунками кольца
Ландольта. Диаметр кольца 7,5 мм,
толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5
мм.

Порог различения массы

Исследуется с помощью разновесов, в качестве
которых могут быть использованы 1-, 2-, 5копеечные монеты. Испытуемому надевают на
глаза повязку, и он вытягивает руки вперед
ладонями вверх. На ладонях листки бумаги
размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на
ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2
и 2+2), спрашивая, какой груз тяжелее, затем
добавляет 1, 2, 5 копейки и т. д., пока не
определится различие в весе.
Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу
берется средний результат различения в граммах.

Оценка чувствительности в различении
массы с помощью представленной
методики осуществляется по таблице.
Оценка в баллах 9
8
7
6
5
4
3 2 1
Различаемая
величина (в г)
2
2
3
3
4
5 7 10
1

Абсолютный порог слухового ощущения

Абсолютный порог слухового ощущения
Для определения слуховой чувствительности требуется специальный
звуковой генератор с наушниками.
Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда
испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей
абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет
восприниматься.
Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука,
определенной при его усилении и ослаблении.
Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было
услышать на расстоянии 5 м
Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала
приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет
слышать).
Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что
было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки.
Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные
несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии
речи.

Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

Исследование производится с помощью плаката, на
котором схематически изображено по 5 компасов в
каждой строчке.
Необходимо относительно одной точки отсчета сторон
света, мысленно воспроизводя остальные стороны
света, определить, куда показывает стрелка.
Затем из 5 компасов определить, который показывает в
направлении, обозначенном в самом начале строки.
Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и
№ 3.
Задание дается на 10 мин.
Оценка выводится по таблице.

10.

Оценка в баллах
Количество
вильных ответов
9
8
7
6
5
4
3
пра- 18 17 16 14-15 12-13 10-11 8-9
2
1
6-7
5

11.

Инструкция:
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе:
север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад –
слева. (Показать на демонстрационном плакате.)
На ваших картах схематические изображения компасов
со стрелками, на них указано только одно направление.
Вам надлежит мысленно представить остальные
стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты
или наклонены. (Показать несколько вариантов
отыскания направления стрелки на плакате.)
Ваша задача определить, куда показывают стрелки на
каждом компасе, и найти те из них, которые
соответствуют направлению, обозначенному в начале
строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть.
Время на работу 10 мин».

12. Методика «часы»

Исследование производится или с
помощью бланка с изображением 42
циферблатов, на которых по одному числу,
около любого часа, а циферблат повернут
на неопределенное количество градусов
Необходимо определить, какое время
показывают стрелки.

13.

14.

При работе со стендом каждая картинка
представляется на 12 с (по определенной
программе) и обследуемые пишут номера заданий
и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин.
Оценки при этом облегчаются на 2 ответа (9
баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и
т. д.).
Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами
бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов
со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси –
они в необычном положении. Нужно, ориентируясь
только на одну цифру, показывающую какой-нибудь
час, определить время на каждом циферблате.
Бланки вращать не разрешается, положение часов
нужно представлять мысленно».