Литературно-музыкальная композиция

«Отечество! Безбрежен твой простор…».

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина и Сергея Пюрбю.

Цель: воспитание любви к родине; раскрыть и показать, как поэты любили родину, как умели выражать на словах свои чувства; показать красоту поэтического слова; выработка выразительного чтения стихотворений.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

1 ведущий: -С чего начинается Родина? … Не сразу ответит на этот вопрос человек. Для каждого из нас - с чего-то своего, личного. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, изящные кипарисы, благородные пальмы.

2 ведущий: Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь.

: Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушел Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию.

: Четвертый, быть может, - таежный лес Сибири…

: Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском- Лутовинове

: Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

: Для Сергея Есенина, русского поэта, -село Константиново, расположенное на берегу Оки.

1чтец:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки,

И вызванивают в четки

Ивы-кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

:Для тувинского писателя и поэта Сергея Пюрбю Родина начинается с таежной речки кара-Суг в местечке Эъжим.

1в: У истока детства рождается чувство родины.

2 чтец:

В тувинском крае много рек,

И между ними есть одна,

Вам не найти ее вовек,

Зовется Кара-Суг она.

Река такая же, как все,

Нет песен о ее красе,

Но я люблю ее сильней.

Всех быстрых рек страны моей.

: Говорят, то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь! Крестьянский сын Сергей Есенин и сын простого арата, Сергей Пюрбю, на всю жизнь сохранили сыновнюю привязанность к родной земле. Вслушайтесь в их стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дорога – все словно открывает нам свои тайны, свое самое заветное.

3 чтец:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой тяжести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Здесь, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

1в: Со всеми цветами радуги сравнивает Сергей Пюрбю краски своего родного чайлага.

4 чтец:

И вновь увидеть я готов

Тебя, родимое кочевье.

Ты блещешь радугой цветов,

Одеждой праздничной деревьев.

В лугах – до стремени- трава,

Растет как бы на днище блюдца;

Стада коров –сочтешь едва! –

Как бы купаясь, в ней пасутся.

Люблю тебя, родной чайлаг!...

Ведь лето – только полдень года.

Ты говоришь – приди и ляг

На травы, тканные природой!

2в: В одном из своих писем к другу Сергей Александрович писал: «Знаешь, почему я – поэт?... У меня Родина есть. У меня –Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть. Я приду туда же! Хочешь добрый совет получить?... Нет поэта без Родины».

1 чтец:

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О, Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся – далекая и близкая,

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

1в:» Любовь к родному краю, к ее природе родилась у меня в верховьях Эъжим, в тайге, когда отец брал меня с собой на охоту, когда я научился отличать пение птиц и звуки природы. Моя поэзия началась здесь»,- вспоминает Сергей Бакизович.

Вот орел чернокрылый с добычей в когтях

Над ущельем проплыл, промелькнул в облаках

И, взмахнувши крылами над клочьями мглы,

Грузно сел наверху неприступной скалы.

Здесь рождаются реки, шумят падуны

И блестят и в долину спешат с крутизны.

Вековечные фирны сверкают как ртуть,

Осыпая могучего глетчера грудь.

В мире, все, что живет и блестит, и цветет, -

Все минует, – иное на смену придет.

Но твоя красота не пройдет никогда! -

Будешь вечно, родная тайга, молода.

: «Матушка-Русь»,- говорили о родине далекие предки. «Отчизна-Мать», «мать-Родина» -говорят теперь. Так, в одном образе русский поэт Сергей Есенин и тувинский поэт Сергей Пюрбю соединили все, что им дорого.

Чтец:

Гой, ты, Русь моя родная,

Хаты –в ризах образа…

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

1В: Такими словами выразил свою сильную безграничную любовь к родной земле Сергей Есенин.

2В: Сергей Пюрбю показал свою любовь к родной Туве в следующих строчках:

Чтец:

Отечество! –

безбрежен

твой простор.

Но если б

мне сказали:

«Выбирай!»-

Я выбрал бы

родной тувинский край:

Здесь –

выси древних крутобедрых гор,

здесь-

воды рек,

ласкавших с детства взор,

Здесь –

каждый кустик, травка, прах земли, -

Частицей жизни

и в меня вошли!

1В: Разные слова, но об одном и том же – сыновней любви к Родине. Они полны искренности, нежности.

: А сколько песен сложено на их замечательные стихи! Они очень музыкальны, напевны. В них много искренности, нежности, сердечности.

(Звучат песни на стихи С. Есенина и С Пюрбю на выбор учителя)

Отчизна! Все мое добро-

Не золото, не серебро –

Ты песнь любовную прими.

Любовь сыновнюю прими.

2 В : Поэты разных времен и разных национальностей оставили нам чудесное богатство-поэзию, поэзию любви к Родине. Их стихи помогают нам добрее жить, видеть красивое на земле, а самое главное – любить родную землю.

Цели урока: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ее культуре, истории, традициям.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Ход мероприятия

Ведущий: Мы начинаем наш праздник “Россия – Родина моя”, посвященный зарождению Российской Федерации.

Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

Приложение 1. Слайд №1

Ведущий: Россия - страна, занимающая восточную Европу и северную Азию. Россия расположена в Северном полушарии , на севере материка Евразия . Её территория омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов , а также Балтийским , Чёрным , Азовским морями .

Приложение 1. Слайд №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9.

Ведущий: Москва – сердце России, один из самых красивых в мире городов. Ежегодно столицу посещают миллионы туристов, чтобы воочию увидеть Кремль, Красную площадь, Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Данилов и Новодевичий монастыри, Большой театр и Третьяковскую галерею.

Приложение 1. Слайд №10

Ведущий: В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

Приложение 1. Слайд №11

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Но каждое государство имеет не только герб и флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн.

На сцену приглашаются ученики 4“Б” класса.
Прошу всех встать.

Композитор: А.В. Александрова.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

Ведущий: Стих о Родине: Лучше нет родного края! П. Воронько

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

Композитор: Э.Колмановский.

Ведущий: Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!

Стихотворение о Родине для Вас прочтут ученики 2 “Б” класса

Здравствуй, Родина моя! В.Боков.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Какая наша Родина!

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

На сцену приглашаются ученики 4 “Б” класса.

Русский народный танец “Березка”

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

На сцену приглашается 3 “Б” класс

Композитор: Шаинский В.

Ведущий: Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

На сцену приглашается 4 “А” класс

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Композитор: Островский А.

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

На сцену приглашается 2 “А” класс

Композитор: Баснер В.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Композитор: Тухманов. Д.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Литературно-музыкальная композиция « Уголок России».

Цель. Формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, района, села, его природы.

Развивать познавательный интерес к своей Родине;
Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за своих земляков, за свою Родину.

Оборудование: проектор, рисунки, альбомы с сообщениями, компьютер, презентация, музыкальный центр, выставка книг.

1. Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!

2. Песня «Снится мне деревня»

Ведущий 1 : Ну, как такой землёй нам не гордиться!

Как не любить её просторные поля!

Нам повезло на Белгородчине родиться.

Какая щедрая историей земля!

Ведущий 2: Знавала боль она, огонь и радость,

Не зарастали раны столько лет.

Теперь шумят высокие берёзы

Там, где в земле живого места нет!

Ведущий 1: Сильна она по-прежнему народом,

Всё также ценит правду и свободу,

Живёт трудом, растит своих детей,

Гордится подвигами сыновей и дочерей.

Ведущий 2 : А место подвигу всегда найдём:

Прославим землю белгородскую трудом!

Её богатства сохраним и приумножим,

Сберечь судьбу великую поможем!

3. Проза. Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого - либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога, славян Рода.

Край родной близок сердцу каждого человека, потому что здесь проходят лучшие детские годы, а порой и вся жизнь. С высоты птичьего полёта мы видим необозримую ширь Черноземных полей, белоствольные берёзы, разливы рек, цветущие сады – это Валуйский край и твоя Родина!

Ты смотришь в ясное голубое небо, идёшь извилистыми тропинками, сидишь у прохладной реки – и это Валуйский край!

И становится на душе легко, когда ты понимаешь, что это всё для тебя, а ты живёшь для того, чтобы сделать мир ещё лучше.

Выставка книг сопровождается презентацией

4. Сценка (дети в русских костюмах)

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было всё: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестрёнка, и Сенька решил, что у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идёт Сенька по своей улице, а на встречу ему тётя Маша.

Тётя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тётя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тётя Маша: А ты выйди за околицу, да посмотри вокруг.

Рассказчик: Вышел Сенька за околицу и стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овёс ли, гречиха – у всего свой цвет. У озера растут белоствольные берёзки. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везёт кто граблями работает, кто коров пасёт. Всех увидел Сенька. От своей земли, от её прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдёшь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестрёнка, и все люди – соседи, и птицы - все мои. Потому мои, что я - их.

«Хорош ли плох мой край, я здесь рождён
Мои здесь корни и моё гнездовье,
Здесь день от утренней зари заряжен,
Здесь всё, что есть одной со мною крови …»

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется всё это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне свою родину.

Учитель: Память людей связано с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечёт птиц из дальних стра к месту, где они родились, она на всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял родину.

1928 год. Полевой стан. Молодые трактористы приехали пахать землю, которая ждала хлеборобов, чтобы потом осенью отблагодарить их весомым урожаем. Так начинается история поселка Дальний, которому в этом году исполняется 83 года. Это для человека 83-возраст солидный, а для населенного пункта – почти молодой, но даже за это время поселок успел прожить интересную жизнь. Дальнему есть чем гордиться, есть чем удивить. Много в нем интересного и непохожего.

5. Учитель (итог)

Жизнь в нашем поселке не замирает. Молодежь есть, дети рождаются, а главное богатство – замечательные люди: и русские, и украинцы, и турки – месхитенцы.

6. Песня «Остров детства»

7. Стих Жижко Н.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов одноэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Всё это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

10. Пех Анжела

Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество.

Не раз приходилось храбрым русским войнам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

В веках осталось и по сей день живёт добрая память о русских войнах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству. Это и наши земляки:

участники Великой Отечественной войны, воины – интернационалисты, .

11. «Ты убит в далёкой Чечне»

12. песня «Кукла»

13. Стих «Родина»

«Родина», - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пре собой

Это наше детство, наша юность

Это всё, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое

Перелески, рощи, берега

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Степь родная, край безбрежный,

Вдаль течёт река Оскол

Сердцу дорог милый, нежный

Отчий край - мой дом родной.

14. Ведущий 1: « О, светло - светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты: озёрами светлыми, реками многоводными

горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, сёлами красными, садами обильными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми - всего еси исполнена земля Русская.»

16.Здесь жизнь кипит, здесь колосятся нивы

Трудолюбив наш сельский человек.

Поселок Дальний расти на диво,

И крепни, Славен, будь на век.

18. Зажги свечу, моя Россия (стих)

Во здравии себя сомой,

В тебе заряд огромной силы

Накоплен славой трудовой.

Ты, наша вера и надежда,

Опора наша и любовь,

Была могущественна прежде,

Великой стань, Россия, вновь.

Твоё народное создание,

Загадка,- «русская душа»,

За доброту и сострадание

Она счастливой быть должна.

Зажги свечу моя Россия

Во здравии себя самой,

Тебя избрал нам бог - мессия,

Будь нашей светлою судьбой!

19. Берегите Россию - Без неё нам не жить.

Нет России другой. Берегите её,

Берегите её тишину и покой, Чтобы вечно ей быть

Это небо и солнце, Нашей правдой и силой,

Это хлеб на столе Всею нашей судьбой.

И родное оконце Берегите Россию-

В позабытом селе … Нет России другой.

«Маленький кусочек от России – деревушка милая моя…»
Литературно-музыкальная композиция.

Цель.
1. Знакомство с историей родного села, его традициями, обычаями;
2. Воспитание любви к малой Родине, к стихотворному слову, чувства гордости за родной язык;
3. Развитие речи, творческих способностей детей, умения связно и эмоционально излагать материал;
4. Привитие навыков поисковой исследовательской работы.

Оборудование.
1. Сборник фольклорных произведений Вознесенского района «Весняночка», составленный учащимися Бахтызинской школы.
2. Аудиозапись колокольного звона.
3. Фотографии с окрестностями села Бахтызино.
4. Выставка книг и журналов с произведениями вознесенских авторов:
сборники стихов Л. Сенекиной «Я дочка средней полосы», «Ягода
поздняя»,
сборник «С любовью к родному краю…» (стихи и проза вознесенцев),
книга вознесенского краеведа В. И. Логинова «Отчий край»,
журналы «Нижегородская провинция» со стихами вознесенских поэтов.

Эпиграф.
Родная сторонка прописана в сердце
До самого крайнего дня.
Л. Сенекина
Звучит тихая мелодия, на фоне которой ученик читает
стихотворение Н. Зезюлина.
Маленький кусочек от России –
Деревушка милая моя,
Многих ты в полях своих взрастила,
Отпустила в дальние края.

Отпустила, снова не вернула,
А сама осталась уж не той.
Маленький кусочек от России,
Я вдали – душа моя с тобой.

По деревне бродят только бабки,
Нет ребят и маленьких внучат,
Не дежурят ночью по порядку,
Колотушки ночью не стучат.
Некому стеречь и от пожара
Да и слова некому презреть.
Маленький кусочек от России
Неужели может умереть?

Некому в полях пахать и сеять,
Некому картошку убирать,
Некому, друзья мои, поверить,
Что деревня может умирать.

Не могу, но все идет к кончине,
Если только молодежь опять
Не вернется в край, где нас учили
Сеять, жать и поле убирать.

Ведущий 1.
Малая Родина… Деревня, где вы родились, где живут ваши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома. Все это нужно сберечь и сохранить в своей памяти, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.

Ведущий 2.
Село наше Бахтызино появилось в начале 18 века. Вокруг были непроходимые дремучие леса, в которых водилось неисчислимое количество всякого зверья и птицы. Название свое село получило по фамилии владельцев – влиятельных татарских князей Бахтыгозиных.
Жители нашего села занимались земледелием, разными отхожими промыслами: заготавливали дрова, подвозили уголь. В селе были две ветряные мельницы, две шерстобойки, одна крупорушка.

Ведущий 1.
В Бахтызине жила помещица Камчатова Ольга Алексеевна. В 1917 году она построила каменный дом, который впоследствии был отдан под школу. Сегодня в этом здании расположена сельская администрация и почта. В 1931 году в селе возник колхоз, которому были отданы лучшие земли крестьян. Мирный труд селян прервала Великая Отечественная война. На фронт ушли 371 человек.
Сейчас в селе проживают 862 человека. Есть средняя школа, Дом культуры, медицинский пункт, детский сад «Колокольчик».

Ведущий 2.
Много красивого таит в себе наша родная земля, но главным воплощением красоты души человека является храм.
Звучит аудиозапись колокольного звона.
Сообщение об истории храма в селе, подготовленное
ученицей.

В 1868 году в селе была построена деревянная церковь, привезенная из Ардатова. В 1907 году на средства верующих была застроена большая каменная церковь, но достроить ее не удалось: в начале 30-х годов она была разрушена, а кирпич пошел на постройку школы и колхозных складов.
В апреле 1994 года силами верующих началась работа по восстановлению храма Казанской Божией Матери. В канун престольного праздника в 1994 году церковь возобновила богослужение.

Ученица читает стихотворение С. Ларюшкина
«Праздник Покрова Божьей Матери».
Над рекою Окой –
Благовест.
А над Волгою-рекой
И окрест
На высоком берегу –
Монастырь.
Праздник, праздник над землей
Во всю ширь.
Как совьется ширина
С вышиной,
Как сольется благовест
С тишиной,
Будет матушка покров
Простирать.
Будет, будет над землей
Благодать.

Ведущий 1.
В 1941 году на нашу Родину обрушилась беда: началась Великая Отечественная война. Бахтызинцы не остались в стороне: они храбро воевали, сражались на разных фронтах, многие были ранены, 112 человек не вернулись с фронта. Уроженец нашего села Петраков Иван Ильич стал Героем Советского Союза.

Сообщение ученика о Петракове И. И.

Петраков Иван Ильич родился в 1924 году в селе Бахтызино. В 1940 году закончил 7 классов. В школе вступил в комсомол. В сентябре 1942 года восемнадцатилетним юношей был призван в ряды Красной Армии. После непродолжительного обучения основам военного дела получил звание сержанта и был направлен в действующую армию. Был командиром взвода. Участвовал в боях за освобождение Великих Лук, Орши, форсировал Березину, Десну.13 июня 1944 года в районе Литвы при переправе на западный берег Десны Петраков был ранен, но задание выполнил. После госпиталя он вернулся на Родину. Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту Петракову Ивану Ильичу присвоили звание Героя Советского союза.

Ученик читает стихотворение Ф. Ларюшкина.
Читаю короткие сводки:
Мол, фронт – без особых боев…
А мы подбираем пилотки,
Свалившиеся с голов.
Винтовки вздымаем круто.
Грусть сыплется с желтых берез…
И девушка-санинструктор
Не просыхает от слез.
1944 год Кишинев

Ведущий 2.
Село – хранитель народных традиций: печальных песен, красивых легенд, задорных и озорных частушек. Из глубины веков дошла до нас легенда о камнях.

Ученик рассказывает легенду.
Недалеко от села Бахтызино посреди поля с незапамятных времен лежат два камня: поменьше размером белый, побольше чёрный. С этими камнями связана старинная легенда. В давние времена жили в нашем селе сестра и брат. Родители у них умерли. Сестру звали Алёнушкой, а брата Иванушкой. И вот напали на наше село враги, монголо-татары. Они захватывали людей и угоняли их в плен. Но Алёнушка с Иванушкой не захотели быть пленниками и решили бежать. Враги погнались за ними, жестоко избивая их кнутами. Брат с сестрой не смогли вынести этих издевательств и стали молить бога, чтобы он помог им. Бог, услышав их молитву, превратил их в камни. Так и лежат с тех пор эти камни в поле. Они все в рубцах, как от побоев, и вросли в землю. Один из жителей нашего села решил взять эти камни и положить их под дом вместо фундамента. Но вскоре он возвратил эти камни на прежнее место, потому что целыми ночами хозяева не спали: они слышали стоны и плач из-под дома. Это стонали и плакали Алёнушка и Иванушка. Если приложиться ухом к камням, то можно услышать удары, как будто стучат сердца Алёнушки и Иванушки.

Ведущий 1.
Любят в нашем селе веселиться и петь частушки: искрометно-веселые, задумчиво-нежные, насмешливые…

Девочки в национальных костюмах поют частушки.
(Частушки были записаны участниками фольклорной
экспедиции в с. Бахтызино).

А Бахтызино-село,
Не село, а Ленинград.
Все девчата как малина,
А ребята – виноград.

А Бахтызино-село
Сами знаете како:
Берега кирпичные,
Девчата симпатичные.

Ветер дует, ветер дует,
Ветер дует с севера.
А бахтызински ребята
Чуть повыше клевера.

Говорят, я похудела,
Правда, исстрадалася:
Было сорок килограмм,
А шестьдесят осталося.

Говорят, я некрасива,
Ты не верь, мой дорогой,
Нынче пудры не хватило,
Я напудрилась мукой.

В небе звездочка играет,
В небе звездочка горит.
Мне хорошенький мальчишка
Каждый день цветы дарит.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.

Ведущий 2.
Красив наш край. Безбрежные поля, тихие реки, задумчивые березки, синяя даль небес… Вся красота родной земли описана в стихах вознесенских поэтов.

Ученики читают стихи вознесенских поэтов.

Край хрустально-бирюзовый,
Край березово-сосновый,
Лик застенчивый девичий,
Голосок певучий птичий.

Храм, леса, заря златая,
Радость тихая, родная,
Утешенье, умиленье –
Божье мне благословенье.
С. Ларюшкин

Предрассветный час
Над зеркальной гладью пруда –
Листья цвета изумруда.
Это сказочная ива
Смотрит в воду молчаливо.
Высотой – в четыре метра.
Ждет она порыва ветра,
Чтоб стряхнуть остатки сна,
Что навеяла луна.
Только ветер крепко спал,
И поэтому не знал
Он желанья этой ивы
(В ранний час ветра ленивы).
С. Еськин

Ведущий 1.
Любовь к малой Родине – это не пустые слова. Не хочется верить, что может исчезнуть наша маленькая и такая дорогая для нас деревня. Но в наших силах изменить все и сохранить самое дорогое – малую Родину.

Ученик читает стихотворение Л. Сенекиной
Оглянись на себя, из глубинки деревня,
Примеряешь себе не по росту кафтан.
Ты же вся состоишь из обычаев древних.
Нет одежды прекрасней, чем твой сарафан.
Полных ножек своих ты не кутай в лосины
И на тройке вослед иномарке не шпарь.
Пусть звучит не Кар-Мэн под твоим небом синим
Искрометной частушкою, как прежде, вдарь.
На чужой шоколад, на заморские вина
Ты зачем променяла ржаной каравай?
Он – богатство твое. Он – твоя пуповина.
А без батюшки-хлеба ложись помирай.
На красивую жизнь по заморским рецептам
Ты летишь, как ночной мотылек на огонь.
Чтобы выжить, тебе надо верить – и крепко,
В расписной сарафан, да певунью-гармонь.

Ведущий 2
А в заключение нашего праздника исполняется песня, написанная нашим земляком Силаевым С. В. (музыка Ю.И. Макарова)
Песня «Бахтызино»
1.Стоит село среди полей,
Хлеба шумят, как море.
Для сердца нет его милей
Ни в радости, ни в горе.
Припев: Бахтызино, Бахтызино,
Село мое родное.
С тобою я душой всегда:
Ты сердцу дорогое.
2.Какие зори здесь встают,
Росою умывают,
А если песни запоют -
Сердечко замирает.
Припев: тот же.
3.Закат над крышами горит,
Туман закрыл поля.
Душа тихонько говорит,
С тобой, моя земля.
Припев: тот же.

01-фон==

Ведущий 1: Здравствуйте, мы рады приветствовать всех вас на нашем небольшом концерте! Сегодня мы, участники Совета старшеклассников и детского общественного объединения «Сентябрята», хотим рассказать вам о том, что значит для нас Родина.

Ведущий 2: Для каждого из нас в слове «Родина» есть что-то свое, особое, теплое и сокровенное. Но мы уверены, что каждый чувствует насколько священно это слово, когда слышит гимн Российской Федерации. И не откладывая ни минуты, позвольте открыть наш концерт.

02- ГИМН РОССИИ==

Ведущий 1: Наша страна велика своими талантами и победами, и нам особенно приятно, что мы сами можем попробовать свои силы в искусстве, спорте и науке, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Совет и «Сентябрята» ежегодно становятся победителями и лауреатами районных, городских и региональных конкурсов ученического самоуправления.

Ведущий 2: И мы надеемся, что этот опыт поможет нам и принесет в будущем новые большие победы, и возможно для кого-то из нас вскоре прозвучит Гимн молодежи, который традиционно исполняется на подведении итогов Всероссийского молодежного инновационного форума «Селигер».

04-КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ==
«Кто, если не мы» (Гимн молодежи)
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Мы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от нас.

Припев:







Мы штиля не ждем в эпицентре стихии,
Мы строим проекты великой страны,
Мы помним историю нашей России,
И эту историю делаем мы.
Дерзко, уверенно, смело, логично,
Общие идеи и цели верны,
Легко нам не будет, и это логично,
Успех наш зовется успехом страны.

Припев.
Кто, если не мы, сила поколения.
Кто, если не мы, научное мышление,
Кто, если не мы, прорыв десятилетия,
Кто, если не мы, на годы, на столетия.
Кто, если не мы, сильная команда,
Кто, если не мы, науки пропаганда,
Кто, если не мы, заставит биться сильных,
Кто, если не мы, свободная Россия!
Огромная Россия!
Великая Россия!
Любимая Россия!

05-фон==
Ведущий 1: Наша Родина, наша Россия, прекрасна и богата своей природой. Красоты русских лесов, высоких гор, бездонных голубых озер, широких рек воспевались испокон веков.

Ведущий 2: И как бы далеко не занесла судьба путешественника, первооткрывателя, изобретателя, художника, поэта, всюду русский человек вспоминает свою Родину, гордится ей, любит ее, почитает, как самое священное на земле.

Чтец 1.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Чтец 2.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Чтец 3.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Чтец 4.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный берег с низким ивняком.

Чтец 5.
Вот, где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Чтец 6.
Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий 1: Наш город – Санкт-Петербург – самый прекрасный город на земле. Город, история которого простирается значительно шире, чем его география. Ведь, наверное, не найдется в России ни одного человека, который бы не знал, какие страшные дни пережил город во время блокады, который бы не мечтал увидеть белые ночи, который бы не захотел пройти по тем же улицам, где прогуливались многие самые известные люди нашей страны.

Ведущий 2: Мы очень хотим, чтобы город оставался навсегда таким же прекрасным, развивался и процветал. Сегодня мы рады исполнить для вас дорогой нашему сердцу гимн «Союза юных петербуржцев», регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения, в которым мы состоим уже второй год, оберегая и сохраняя традиции нашего любимого, родного нам города.

06-МЫ ПРОЙДЕМ==
«Мы пройдем сквозь земной простор»
(Гимн «Союза юных петербуржцев»)

Мы пройдём сквозь земной простор
По равнинам и перевалам,
По вершинам огромных гор
Сквозь земной простор небывалый.

Припев:
Ведь недаром встаёт заря,


Не бывает на свете чудес,
Всё мы делаем своими руками.
Города, что растут до небес
Никогда не построятся сами.

Припев:
Ведь недаром встаёт заря,
Небосвод от зари весь красный.
Только знать бы, что всё не зря,
Только знать бы, что не напрасно.

Мы пройдём сквозь земной простор,
Будет много нас, будем мы вместе.
Ну а те, кто придут потом
Пусть подхватят эту песню.
Припев:
Ведь недаром встаёт заря,
Небосвод от зари весь красный.
Только знать бы, что всё не зря,
Только знать бы, что не напрасно.

Ведущий 1: На долю нашей Родины выпало немало страшных испытаний. И в эти тяжелые дни все жители нашей страны объединялись перед лицом одного общего врага. Потому что только так можно сохранить свою свободу и независимость, только так можно передать своим детям любовь к Родине.

Ведущий 2: Мы чтим память всех воинов страшных военных лет, всех, кто защищал наш город и пределы нашего государства, всех. Мы надеемся и верим, что никогда нога врага не ступит на нашу землю, и над головами детей всегда будет яркое мирное небо.

Чтец 1.
Не той, что из сказок,
Не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, – запомнил я Родину.

Чтец 2.
И вижу ее, накануне победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей,
Русскою женщиной.

Ведущий 1: Русская женщина – мать, бабушка, сестра, подруга, любимая женщина. Как много у нее ролей, как много приходится ей вытерпеть и выстоять на своем жизненном пути. Но русская женщина всегда остается самое красивой, нежной, доброй и любящей.

Ведущий 2: Мы от всей души поздравляем всех женщин с наступающим Международным женским днем, желаем вам всегда быть любимыми, чувствовать заботу и поддержку ваших близких. И с удовольствием дарим вам эту прекрасную нежную песню.

08-ТЕМНАЯ НОЧЬ==

«Темная ночь»
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами…
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и теперь надо мною она кружится…
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

Ведущий 1: Россия – страна боевой славы. Наш город – город герой Ленинград, наравне с Москвой, Волгоградом, Мурманском, Смоленском, Тулой и Новороссийском. Имена этих город навеки вписаны золотом на карту Российской федерации, в ее историю, в память всех последующих поколений.

Ведущий 2: Быть защитником Отечества – достойное дело всей жизни многих мужчин нашего государства. Мы поздравляем с прошедшим праздником всех мужчин, и желаем вам возможности всегда защищать родных и близких людей, быть мужественными и сильными в любой ситуации.

Чтец 1.
Ты тоже родился в России –
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза – под каждым окном.

Чтец 2.
Берегите Россию –
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…

Чтец 3.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Чтец 4.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой.

Ведущий 1: Россия известна на весь мир и славится своими спортивными достижениями. За последние несколько лет список золотых побед снова пополнился яркими новыми главами: ЦСКА и «Зенит» стали победителями кубка УЕФА, сборная России по футболу достойно вышла на чемпионат Европы, превосходство России на международной арене пляжного футбола.

Ведущий 2: Кроме этого наша страна вскоре будет принимать крупные международные соревнования: чемпионат мира по футболу и чемпионат мира по хоккею среди молодежи.
Позвольте нам исполнить для вас гимн Олимпиады, которая пройдет в городе Сочи в 2014 году, и, надеемся, принесет нашей Родине много новых громких побед!

10-ГИМН ОЛИМПИАДЫ==
«Гимн Олимпиады-2014 в Сочи»

Красным, белым и синим светят небеса,
С нами вместе Россия – голосуем за!
И всей планете сказать об этом может с нами любой-

Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.

Готовы к бою за серебро и золото,
Душой и телом молоды, не боясь жары и холода
Идут гордо русские спортсмены.
Давай победу! – ревут трибуны сочинской арены.
Нам надо, чтобы мы о главном не забыли:
В единстве наша сила, услышь меня Россия!
Довольно споров, не прикрыться форс-мажором,
Если каждый город от фауны до флоры,
Отбросив все дела и, на погоду не глядя,
Хором миллионов скажет «Да» Олимпиаде!
Не в наших традициях сдавать свои позиции,
А вместе сможем много добиться!

Повстречаемся в Сочи, и скажу в глаза
Мы – достойны, и точно голосуем за!
Я верю – сбудется – то, что раньше было только мечтой –
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Игры, которые мы заслужили целой страной
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.

Комарова Ирина
Россия – Родина моя,
Твои поселки, города,
Твои леса, поля, моря,
Люблю сыновьим сердцем я!

Чтец 1.
И я Россией дорожу.
Я здесь учусь, я здесь живу.

Чтец 2.
Здесь все вокруг мои друзья,
Горжусь Российской школой я!

Чтец 3.
От дружбы Родина сильней,
И солнце светит веселей.

Чтец 4.
Пусть краше будет вся страна.
Россия – Родина моя!

Чтец 5.
И чтоб привольно, мирно жить,
Учитесь Родину любить!

Ведущий 1: Мы хотим приносить пользу и славу Отечеству, но пока мы только школьники, и наша главная задача – учиться. Но если мы будем успешны в учебе – это несомненно принесет в будущем свои плоды.

Ведущий 2: И мы надеемся, что среди выпускников нашей школы будет еще много великих ученых, победителей научных конкурсов, лауреатов Нобелевской премии. Позвольте исполнить для вас Гимн двадцать седьмой Всемирной Летней Универсиады, которая пройдет в 2013 году в Казани.

12-ВПЕРЕД, РОССИЯ==

«Вперёд, Россия!» (Гимн Универсиады-2013)

Много новых историй готовит нам жизнь.
Мы с судьбой готовы спорить. Судьба, держись!
Ведь до нас были герои и были примеры,
Мы на них теперь равняемся и в них мы верим

Пройти сумеем сто путей.
Но среди них наш путь один.
Всегда вперёд, мы победим!

Мы раскрываем крылья,
Мы обретаем силы.
Вперёд, Россия!
И только ветер нам в спину –
За это небу спасибо.
Вперёд, Россия!
Россия, вперёд!

Мы покорим интеллектом, мы обаяем душой.
Мы будем целиться метко, идти дорогой прямой.
Так легко и свободно, круче всех впереди.
Умным быть – это модно, ты ведь с нами, иди!
Ты сильным будь, ты будь смелей.
Пройти сумеем сто путей.
Но среди них наш путь один.
Всегда вперёд, мы победим!

Мы раскрываем крылья,
Мы обретаем силы.
Вперёд, Россия!
И только ветер нам в спину –
За это небу спасибо.
Вперёд, Россия!
Россия, вперёд!

Ведущий 1: Мы любим Россию, потому что Россия – это мы. Наша задача, нового, молодого поколения, не только помнить историю своей страны, но и преумножать добрые традиции.

Ведущий 2: Мы надеемся, что сможем прославить Родину новыми мирными победами, рекордами и изобретениями. И неслучайно девиз Совета старшеклассников и ДОО «Сентябрята» «Сохраняя прошлое, мы создаем будущее!»

Ведущий 1: Спасибо вам, что были сегодня с нами в этот прекрасный солнечный день!

Ведущий 2: Мы всегда рады вам, до новых радостных встреч!