Когда-то революция в корне изменила ход российской истории и во многом повлияла на историю мировую, ознаменовав начало новой эпохи. На протяжении ста лет противники и сторонники революции спорят о том, как бы сложилась судьба нашей страны, если бы не знаменательные события февраля 1917 года. Однако революция — это явление не всегда политическое: иногда мы сталкиваемся с кардинальными переменами, сломами устоев и в повседневной жизни. Как переживают глобальные «встряски» и как относятся к революциям в истории и жизни наши респонденты — участники XIV Всероссийского чемпионата по деловым играм для школьников и студентов, разбирался «Понедельник».

Текст: Дина Охтина, Анастасия Тучкова
  1. Как вы относитесь к революции как явлению? Считаете ли, что революции — неотъемлемая часть и двигатель истории?
  2. Любите ли вы кардинальные изменения в чем бы то ни было? Считаете ли себя в душе революционером? Смогли бы встать во главе общественного движения, например?
  3. Можете ли отметить особенно значимые, революционные события в своей жизни? Считаете ли, что именно такие события формируют наш характер и помогают расти как личности?
  4. Как вы считаете — будущее за революциями? Или в наше время они становятся менее актуальными?

Михаил Симанин,
29 лет, преподаватель английского языка:

— К революциям я отношусь не так хорошо, как к реформам. Это слишком категоричный метод менять что-либо. Я думаю, что возможны постепенные преобразования, если делать все продуманно и не пороть горячку.

К кардинальным изменениям я отношусь с опаской и недоверием, мой опыт показывает, что они чаще несут отрицательные последствия. Сам я скорее реформатор. Движение возглавить мог бы, но тут еще важно, какое оно.

В моей жизни не было революционных изменений, но эти изменения были все же чаще стихийными, чем задуманными мною. Конечно, такие события меняют человека и помогают расти.

Я думаю, маленькие революции будут происходить всегда, они не утратили своей актуальности. И кому-то в будущем непременно придется возглавить какую-нибудь революцию.

Марина Товмасян,
22 года:

— Я считаю, что революции должны быть, потому что после них что-то меняется в обществе. И это препятствует застою, пусть даже если что-то меняется в плохую сторону. Однако я не считаю, что революции должны быть разрушительными, приводящими к жертвам. Соответственно, я не хочу, чтобы в период моего существования в мире была революция, носящая вооруженный характер. Выходит, что такие революции не являются неотъемлемой частью любого периода в истории. Не считаю себя революционером, но встать во главе движения смогла бы. Изменения не люблю, но причисляю себя к людям с переменчивым мнением. Для меня значимое событие — переезд в Санкт-Петербург и поступление в вуз в этом городе. Будущее за революциями, потому что многие институты общества не без изъянов, все время нужно что-то менять. И иногда — радикально!

Борис Столяров,
14 лет, ученик школы «Взмах»:

— Революция как явление — это действенный способ радикальной смены власти. Легализованные акции, митинги и тому подобное ни к чему не приводят, потому что они все равно проводятся в рамках существующих порядков. В любой период истории только революция может что-то изменить по-настоящему. И в данный момент и в любой другой период.

Вообще, как мне кажется, никто не любит изменений. Особенно если все хорошо: для того, чтобы захотелось что-то менять, должно стать плохо. Лично я не революционер и, наверное, не смог бы возглавить какое-то движение — нет необходимых качеств.

Были ли в моей жизни какие-то революционные события? Наверное, да. Переход в школу «Взмах». Собрался и сделал. И сейчас все хорошо. Такие события сильно меняют и жизнь, и личность. Я изменился. По-моему, за революциями и прошлое, и будущее.

Иван Усачев,
21 год:

— Революция как явление — это естественный процесс в развитии общества, мысли, творчества. Относиться к нему можно по-разному, отрицать глупо. Революция несет кардинальные изменения в любую из сфер — и не всегда положительные. Если говорить о революции политической, общественной, то это колоссальная дестабилизация общества. Революция даже в головах ее создателей не всегда имеет единую цель, так как революции с одной знаковой фигурой — удел XX века. Сейчас революцию несут массмедиа и интернет. Конечно, есть яркие личности, но это не дело одного человека. Революция — это и не хорошо и не плохо, потому что, если она случилась, то в управлении были допущены чудовищные ошибки, а значит, старый уклад жизни оказался нежизнеспособен.

В любой период истории есть, были и будут революции. Вопрос остается только в том, как это назовут в будущем. Свержение власти — революция. Новая технология — революция. Новая администрация — революция. Вариантов названия этого процесса множество, но суть от этого вряд ли сильно поменяется.

Инертность присуща любому человеку в той или иной степени. Вопрос опять же в идее. Думаю, не стоит делать мелкие изменения и тратить свою жизнь впустую на них. Если и делать изменения, то они должны быть колоссальными — условно говоря, делить твою жизнь на «до» и «после». Крайние меры, радикальные изменения — как вам угодно. «На улицах перестали выбрасывать мусор по всей стране» или «стали соблюдать ПДД», «начали работать законы» (изменилось сознание всех людей этой страны) — хорошее изменение. А половинчатые меры уровня «вот ты не сори, и все не будут», «ты не нарушай, и все не будут» в итоге кроме твоих личных изменений не приведут ни к чему — это плохие изменения.

Революционером я себя не считаю. Общественные движения — бесполезная трата времени. Если желаете что-то изменить, вам в любом случае нужна будет власть или как минимум сотрудничество с нею. С властью появится сила что-либо изменить.

Для меня значимые события — это то, что произошло впервые. Плюс добавил бы сюда фактор успешности в любом первом деле. За каким способом изменений будущее, зависит от сферы революции. Для человека революцией может стать ребенок, для государства — новый строй, для искусства — новое направление, все зависит от ситуации. Но в будущем, безусловно, будет все больше не революционеров, а новаторов. И пока, судя по всему, эти люди будут только на Западе.

Юлия:

— Революция может отразиться как на стране, так и на личности и хорошо, и плохо. С одной стороны, это несет какие-то нововведения, с другой, это может привести к разрушению и даже к гибели. У меня двоякое чувство, но революция — неотъемлемый процесс, без нее не было бы той истории, которая сейчас у нас есть.

Мое отношение к изменениям зависит от самих изменений — позитивные они или негативные. Но я считаю, даже если кажется, что что-то происходит случайно, это неслучайно. В душе я революционер. Я хочу изменить мир. Конечно, я не могу сказать, что на данный момент жизни смогла бы стать лидером какого-нибудь движения, но я бы хотела это сделать. Конечно, есть некий страх переоценить свои силы. Лидером быть сложно. Это большая ответственность.

В моей жизни были важные события, но их сложно назвать революционными. Например, я занимаюсь конным спортом и недавно открыла для себя новые направления. Для меня это было неким переосмыслением конного мира, а он для меня много значит. Я считаю, революционные события в нашей жизни формируют характер и личность. Думаю, революции не стали менее актуальны, но я бы не сказала, что будущее за революцией. Историю можно менять и плавными реформами.

Руслан Беккузин,
студент:

— Я скорее сторонник постепенных реформ. Да, революция — это неотъемлемая часть исторического процесса. Без нее движение в истории происходит, но не так динамично. Кардинальные изменения... Сложный вопрос. Я ко всему отношусь неоднозначно. Субъективно мне не нравится, когда, например, меня выселяют из дома. Но объективно понимаю, что это учит самостоятельности. Сам я не революционер. Революция предполагает, что ты должен уметь подавлять других. Что значит возглавлять движение? Подавать пример, быть выше других и нести ответственность за людей, которых ты ведешь. Это сложно. Значительные изменения часто происходят в моей жизни. Например, я ушел из университета через полгода учебы, работал на неожиданных для себя должностях и недавно меня выселили из дома. Субъективно мне это не нравится, но с другой стороны, это бесценный опыт. В мире нет ничего однозначного, по-моему. Теоретически можно обойтись без революции, но на практике, я думаю, еще не одна революция случится на нашей Земле.

Айгуль Дресвянина,
20 лет:

— Я негативно отношусь к революции как к явлению. На мой взгляд, это своего рода война, бунт. И ничем хорошим для отдельных людей это не заканчивается. Но революция является частью исторического процесса. Именно благодаря ей и мы когда-то смогли изменить страну и мир.

Я обычно меняю что-то, потому что очень хочется. И иногда очень круто! Но когда это делаю не я, мне некомфортно. Я не могу сказать, что я в душе революционер, но при этом у меня есть привычка улетать в другую страну просто так, не планируя, а еще я могу состричь волосы без каких бы то ни было предпосылок. И да, наверное, я смогла бы возглавить бунт или общественное движение, если меня что-то заденет до глубины души.

На мой взгляд, если говорить о стране в целом, то мы живем в мире и в то время, когда мало войн. Я считаю, что не стоит прибегать к революциям, потому что есть способы гуманнее. Зачем подвергать людей такой муке? Хотя чтобы кардинально что-то изменить, наверное, иногда и революцию можно считать оправданной.

Шамима Нурмамадова,
23 года:

— Я отношусь к революциям как к определенному периоду в любом развивающемся обществе. Мне кажется, что революция создает историю, поэтому является неотъемлемой ее частью. Относительно изменений могу сказать, что люблю их, если они действительно необходимы. Но при этом никакое движение я бы не смогла возглавить, потому что не такая смелая, какой следует быть для этого. Революция означает поворот, переворот, превращение, обращение. Мой приезд в Санкт-Петербург и обучение здесь — и есть революционное событие в моей жизни.

На мой взгляд, за революциями будущее или нет, зависит от того, в какое русло направлены действия потенциальных революционеров и ради чего это все происходит. Если во благо страны, мира, то, конечно же, они всегда будут актуальны.

Венера,
55 лет, режиссер театра:

— Революция с одной стороны, — это очень хорошо, потому что она несет в себе сильный энергетический заряд, с другой — может разгромить все на своем пути. Но без нее никуда. Все должно развиваться, и когда происходит так, что энергия накапливается, но возникают препятствия для ее реализации, — происходит революция. Для реформ нужны мудрые правители, но они часто не готовы идти на уступки.

К изменениям я отношусь по-разному, смотря какого они рода. В душе я, наверное, революционер и могла бы возглавить какое-нибудь движение. Мне это свойственно.

В моей жизни было такое, что я могла все сломать и начать делать абсолютно новое. Такие события формируют личность и меняют жизнь. Но хотелось бы, чтобы все шло плавно, хотя иногда революция просто необходима. Я надеюсь, что будущее все-таки за человеческой мудростью, а не за революциями.

Елизавета:

— Любой процесс без резких скачков, таких как революция, не может иметь прогресс. Без упадков и подъемов невозможно развитие государства.

Я не люблю постоянство и неизменность, а кардинальных изменений боюсь. Страх в том, что нужно приспосабливаться к чему-то новому, а это не всегда легко. Я чуть-чуть революционер, но возглавить какое-то движение не смогла бы, потому что это большая ответственность. Я скорее могла бы стоять за чье-то спиной и помогать. Общественное движение может привести к упадку государства и общества, а я к этому не готова.

В моей жизни происходили значимые события, но они связаны с духовным и психологическим развитием. После подросткового возраста происходит некая революция внутри, и ты меняешься. Я согласна, что такие события формируют характер. Если человек не производит никаких изменений внутри себя, то он не сможет дальше развиваться, познавать мир и создавать новое.

Будущее за революцией, однозначно! Сейчас есть определенная иллюзия свободы, которой на самом деле нет. Когда найдется революционер, способный все изменить, начнется новое будущее.

Артем Сороков:

— К сожалению, к революции я отношусь неплохо. Предыдущие революции многое изменили в истории. Они — часть исторического развития, потому что это заставляет общество шевелиться, приводит к изменениям. В душе я не революционер. Я мог бы возглавить движение, найти нужных людей, но на самом деле, людей сейчас сложно поднять на что-то такое.

В моей жизни пока не было событий, которые я мог бы назвать революционными. Но вообще, я считаю, такие события заставляют жить дальше. И учат жить иначе!

Революция — неотъемлемая часть истории, полагаю, что значительные шаги и в будущем будут сделаны именно таким путем. Но в нашей стране, надеюсь, изменения будут происходить путем инноваций, то есть частичным внедрением чего-то нового.

Анна Патракова,
учитель литературы:

— Революции хорошо изучать, смотреть на них со стороны, а вот жить во время революций — плохо. Поэтому я отношусь к ним амбивалентно. Как историка революция интересует меня, а как человек я ее боюсь. К сожалению, за всю свою историю человечество доказало, что его невозможно ни воспитать, ни обучить. Оно может только взбунтоваться и начать жить по-новому.

Я люблю изменения и в душе могу назвать себя революционером. Но возглавить движение... Я скорее ведомый, чем вожак и преобразователь. Но очень люблю ходить на митинги и заряжаться энергией людей с трибуны. У меня была любимая революция — Французская, и я знала про нее очень много. Но это было в юности, а в юности мы все любим революции.

Переход в школу «Взмах» было одним из самых революционных событий в моей жизни. Меня это сильно изменило, я стала более свободной и раскрепощенной.

Думаю, что будущее все-таки за революцией, ее уже предрекают в нашей стране. К сожалению, мирным путем невозможно что-то кардинально поменять. Менять надо только резко и радикально.

Анастасия Тарасова:

— Я отношусь к революциям очень неоднозначно, у них есть и хорошие, и плохие стороны. Революция — это прежде всего перемены. Они возникают тогда, когда людей что-то не устраивает. Думаю, революции могут возникнуть практически в любой период истории. Рано или поздно любая система дает сбой или заходит в тупик — и тогда наступает время революций.

Нравятся мне изменения или нет, зависит от их характера. В душе я не революционер, мне кажется, у меня бы не получилось принципиально изменить даже свой образ жизни, не говоря уже об изменении общества в целом. Возглавлять движение я бы не смогла — я не вижу в себе лидерских качеств.

В моей жизни пока не было каких-то революционных событий. Революции — это часть истории, и поэтому за ними будущее. Очень не хотелось бы, чтобы революция произошла, но очень возможно, что она будет, а может, даже и в нашей стране.

Илья Очковский,
15 лет:

— Революция — это двоякое явление, все зависит от того, с какой позиции ты ее рассматриваешь. Если ты революционер, то хорошо, если правитель — плохо. Еще революция — это всегда жертвы, но без этого не добиться победы.

Изменения в жизни общества пока меня не касаются, поэтому я отношусь к ним нейтрально. Революционер я или нет, зависит от обстоятельств. Сейчас, пока все хорошо, — нет. Но я мог бы возглавить общественное движение. Лидерские навыки, влияние, ораторские способности, умение завоевать, доверие — вот что нужно лидеру, и все это у меня есть.

Я думаю, революции никогда не утратят своей актуальности, потому что в обществе всегда будут оставаться недовольство и конфликты. Конечно, можно производить изменения путем реформ, но те, кто находится у власти, не захотят менять комфортный для них режим, поэтому остается только революция.

Юрий Радаев,
завуч школы «Взмах»:

— Я признаю и считаю законной только один вид революции — революция в сознании человека. Надеюсь, каждый переживал момент, когда становится очевидно то, в чем раньше ты заблуждался. Переход от непонимания к пониманию и есть революция. Любые другие виды революции, происходящие вне человека, как правило, связаны с жертвами, а оправдывают ли они результат? Поэтому я за революцию в познании. Я желаю побольше себе и окружающим таких революций в себе. Если в каждом из нас будут происходить такие изменения, то и мир вокруг тоже будет лучше. Да здравствует всемирная революция внутри нас!

Исторический процесс, как и любой другой невозможен без революции. Это всегда переход от количества к качеству. Накапливаются новые признаки, и, когда их становится очень много, происходит резкий переход — то есть революция. С другой стороны, признаки должны накапливаться эволюционным путем, то есть постепенно, естественно, без воздействия извне.

Если с человеком происходят такие внутренние революционные изменения, это отражается и на его образе жизни. Да, я революционер, я люблю меняться, но, конечно, это не всегда получается. Общественное движение... Все это у меня уже было, и я считаю это заблуждением. Все общественные пертурбации происходят не потому, что люди хотят объединиться, а потому, что хотят быть похожими на кого-то, и это меняет этих людей. Возглавлять такое движение я бы не хотел.

В моей жизни революционных событий было много — и внешних, и внутренних. Они всегда сопутствовали друг другу. Это всегда переосмысление чего-то, переход к новому. Я ни о чем не жалею. Ничего, кроме роста, такие события не несут.

В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю, а по старому стилю это произошло с 25 на 26 октября) 1917 года в Петрограде произошло восстание. По сигналу, которым стал выстрел крейсера «Аврора», вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили Зимний дворец, свергли Временное правительство и провозгласили Власть Советов.

Заложенную Октябрем траекторию движения к коммунистическому будущему в свое время активно поддержали выдающиеся деятели XX века: Бернард Шоу и Пабло Пикассо, Эйнштейн и Циолковский.

Что же представляла из себя ситуация в России к началу 1917 года?

Шла первая мировая война унесшая 1 700 000 жизней русских людей

В стране назревал голод;

З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%;

Повсюду стояли очереди за продуктами.

Быстро и малой кровью

Революция была отлично подготовлена. 12 октября числа Троцкий, который возглавлял Петроградский Совет учредил Военно-революционный комитет. 22 числа агитаторы от большевиков отправились во все воинские части Петрограда. Октябрьская революция началась 25 октября 1917 года.

Прямой захват власти произошел всего за 3 дня, а захват центра Временного правительства - Зимнего дворца, за 4 с лишним часа. При этом Государственный Банк, Центральная Телеграфная станция, Главный почтамт и центральные газеты полностью находились в руках большевиков ещё до выстрела крейсера «Авроры», произошедшего ровно в 21:40, 25 октября по старому стилю.

Штурм Зимнего

Согласно документам ВРК, потери революционеров во время штурма составили всего 6 человек, да и те в списках значились как жертвы несчастного случая. В комментариях к потерям в некоторых списках можно найти примечания: «подорвались на гранате неизвестной системы по причине личной халатности и неосторожности». Сведений об убитых защитниках Зимнего и нет вовсе, однако архивы пестрят записками о том, что юнкер, офицер или солдат такой-то был после взятия Зимнего отпущен, под честное слово «не принимать участия в боях против революционеров».


Самая высокотехнологичная революция

Октябрьская революция стала самой «высокотехнологичной революцией» в истории человечества. В 5 часов 10 минут утра 26 октября прозвучало первое в истории революционное радиообращение к народу, в котором Петроградский военно-революционный комитет объявил о переходе власти к Советам.

Ленин - кровавый диктатор или вождь пролетариата?

25 октября в 10 часов утра Владимир Ильич Ленин обратился с воззванием «К гражданам России»:
«Временное правительство низложено… Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено» .

Демократические свободы

После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

Октябрьская революция утвердила Советы как наиболее демократическую форму политической власти, давшую измученному войной народу долгожданные мир, землю и возможность национального самоопределения.

Октябрьская революция выдвинула идею социального освобождения и справедливости.

Плоды революции

1.Октябрь дал России дееспособное правительство. Что происходило в бывшей Российской империи в тот момент? Продолжалась предельно непопулярная захватническая война, обострилась продовольственная проблема, вырос уровень преступности, правительства менялись одно за другим. Большевики же оказались способны не только удержать власть, но и выполнить свои обещания: обеспечить снабжение городов продовольствием, дать землю крестьянам, причём так, как хотели сами крестьяне, чья воля была выражена в «Наказах», предшествовавших «Декрету о земле», и наконец заключить мир.

2.Революция открыла путь к выходу российского общества из общенационального кризиса в интересах трудящихся масс , ликвидировав остатки феодализма и мучительные противоречия российского капитализма. Вывела Россию из империалистической войны и иностранной зависимости, обеспечив независимый путь развития. Установила политическую власть трудящихся в форме Советов, провозгласила целью социальное равенство и национальное равноправие; установила повсеместный 8-часовой рабочий день; открыла простор для проявления творческих сил народа и положила начало новой ступени в развитии российского общества.

3.Индустриализация страны - тоже прямое следствие революции. В 1920 году, менее чем за один год, правительство РСФСР под руководством В. И. Ленина разработало перспективный план электрификации страны, для чего, в частности, и была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации России под руководством Г. М. Кржижановского. К работе комиссии было привлечено около двухсот учёных и инженеров. ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. В итоге проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России.

4.Огромные изменения принесла революция в культурную жизнь страны, где в начале ХХ века было 40% неграмотного населения.

Для общей картины, здесь достаточно будет перечисления лишь самых главных мероприятий:

А) Введение всеобщего обязательного светского образования для детей.

Б) Введение бесплатного обучения в вузах с ускоренной подготовкой на рабочих факультетах для тех, у кого не хватало имеющегося уровня.

В) Грандиозная кампания по ликвидации безграмотности и малограмотности взрослых.

Г) Создание сети вечерних школ для тех, кто хотел повысить образовательный уровень.

Д) Создание системы лекториев, научно-популярных чтений, художественных программ для самых широких масс.

5 .Наука в рабочем государстве стала одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. За два года, в 1918—1919 гг, было создано 33 крупных для того времени научно-исследовательских института, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт (ГОИ), Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. К 1923 году количество исследовательских институтов в стране достигло 55, а к 1927 году их стало более 90.

6. Октябрьская социалистическая революция открыла перед медициной новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений. Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья.

7. После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами. Советские женщины, одни из первых в мире получили избирательное право, право голоса и право быть избранными в государственные и местные органы самоуправления наравне с мужчинами.

8. Внедрение цивилизационных институтов и цивилизационных форм жизни в Центральной Азии. Практически безвозмездно СССР осуществил грандиозную цивилизационную миссию в этом ранее абсолютно отсталом регионе и превратил его в несколько экономически процветающих республик с развитым для того времени образованием, здравоохранением, наукой и культурой.


Так произошло, потому что октябрьской революции не пришла на помощь международная революция. Россия оказалась на положении осажденной крепости.

Капиталистический экономический базис задушил пролетарскую надстройку.

Государственная бюрократия, коллективный собственник государственных средств производства, не могла допустить возрождения ослабевшей в ходе гражданской войны власти рабочего класса.

Раз за разом, она ослабляла его влияние на жизнь страны. А когда настал момент - просто тотально вырезала его партию, одновременно ликвидировав даже юридически его власть - Советы. Советская власть была аннулирована сталинской конституцией 1936 года.

В этом разгадка последующего разгрома левой оппозиции в ВКП (б) в 20-е годы и последующего террора 1937-38 гг.

Падение советской модели общества не означает ложность идеалов Октября. Как христианские идеи не ответственны за практику инквизиции, так сталинский тоталитаризм не рушит идеалы революции.

Октябрьская революция 1917 года показала всем трудящимся, что пролетарская партия была способна обеспечить ликвидацию капиталистического строя, предотвратить национальную катастрофу, вывести страну на путь самостоятельного развития.

Владимир Рогозин .

Дата публикации или обновления 17.06.2017

  • Оглавление: Книга «Храм Святой Троицы: прошлое и настоящее»
  • Жизнь села после революции.

    После Октябрьской революции и принятии декрета «О земле» советская власть наделила сельских крестьян дополнительно землей. В тоже время обрабатывая землю крестьяне не получали ожидаемых плодов от своего труда. Повсеместно царил голод, а в месте с тем различного рода недовольствия. Хлебные карточки за трудодни были порой единственным спасением от голода. Божий гнев проявился во всех сферах жизни обманутого большевиками народа, прельщенного лживыми обещаниями устройства земного рая .

    Тяжелая жизнь, больше похожая на выживание, постоянно испытывала людей. Одна жительница с. Троицкое рассказала, как она однажды, будучи семилетней девочкой, ходила получать дневную норму хлеба на семью. Получив ее, она, идя домой, испытывая голод съела и, придя домой, созналась в этом. Родители не стали ее ругать, но слезы невольно полились из их глаз. Таких примеров было множество.

    Не смотря на все трудности, жизнь в селе Троицкое продолжалась, кроме сельского хозяйства в нем работали промышленные предприятия и кузница. На востоке от храма, где сейчас плещутся воды канала, располагался завод Цыганова, состоявший из двух зданий. В нем изготавливались подносы, которые затем на телегах возили на другой берег реки Клязьма в Жестово и там расписывали. Позднее это предприятие полностью было перенесено в Жестово.

    Первым коммунистом в селе Троицком был Гайдамаков, он же был один из первых председателей сельсовета, - еще до образования колхоза.

    В 1925 г. в селе Троицком при прядильно-суконной фабрике образовалась ткацкая артель, которой долгие годы руководил ее создатель Альфред Яковлевич.

    Эта артель размещалась в двух этажном здании, причем первый был каменный, а второй деревянный. В конце 20-х годов второй этаж сгорел. В артели работало более 100 человек. Производили в ней различного рода шнур, тесьму и шелковые ленты, а во время войны шинельные ремни, противогазную тесьму и парашютный шнур.

    В доме Рябушинских размещалось ФЗО (фабрично-заводское обучение), где обучались беспризорные дети различным ремеслам, а летом это здание использовалось под пионерский лагерь.

    Некогда образованная Троицкая волость просуществовала до 1924 года, с центром в селе Троицкое.

    Позднее, с 1924 года с. Троицкое вошло в Коммунистическую волость Московской губернии (С 1929 г. Московскую область), имея у себя здание волостного управления и тюрьму, которые размещались за современным продовольственным магазином, на западе от храма.

    В 1935 году в здании тюрьмы был организован клуб, а на месте магазина в то время была площадка. На ней ближе к храму размещалась трибуна и проводились различные торжественные мероприятия.

    В последующее время в здании клуба была образована столовая, в которой 3 раза в день бесплатно кормили колхозников. В 1950-х годах клуб вновь открыл свои двери для жителей с. Троицкое и близлежащих селений.

    До 1928 года на территории села располагалось лесничество, к которому относились кроме села Троицкое, селения: Новосельцево, Александрово и Чиверево.

    В селе Троицком имелась и школа с начальным обучением, в которой до революции размещалась церковно-приходская. Место расположения ее было в 100 метрах к западу от храма, на перекрестке дороги. До 1929 года в ней обучал детей грамоте настоятель Троицкой церкви протоиерей Петр Холмогоров вплоть до своего ареста. До него этим Божиим делом занимались его предшественники, обучая детей «Закону Божию », чтению и писанию, а также другим наукам. Так было на Руси в большинстве сел, где священник был не только пастырем словесных овец; но и учителем во всех отношениях. Священнослужители являлись порой единственными грамотными людьми в селах, поэтому и брали на себя кроме своих пастырских обязанностей еще и обязанности учителя.

    Здание, в которой размещалась школа, было поделено на две части, в одной половине находилось два класса, а в другой жили преподаватели. После ареста отца Петра ее перенесли в дом, где он проживал, и последующие священники, служившие в Троицком храме, более в нем не жили. Хозяйство, имевшееся у о. Петра забрал колхоз. Благодаря школе дом священника уцелел, и многие годы поддерживался в надлежащем состоянии. В бывшем же здании школы образовали детский сад, первой заведующей которого была Прасковья Алексеевна Лобик.

    На новом месте, в здании дома священника школа имела не два, а уже четыре класса и обучались в ней около 100 детей. С 1937 года в школе ученики смогли получать пятилетнее образование. Одним из первых директоров школы была Арбенина Мария Михайловна.

    В 1927 году началась в селе Троицком с образованием колхоза «Красная Горка», всеобщая коллективизация. Этот колхоз в последствии был преобразован в более крупное объединение - «Красный Октябрь», просуществовавший до 1948 года. Вспоминая прошлые годы, Слесарев Иван Андреевич, бывший директор Троицкой школы, преподаватель физики, математики, черчения и рисования и его жена Слесарева Надежда Матвеевна - преподаватель русского языка и литературы, рассказывали; как в 1927г. в Троицком объединились 5-7 домов и на добровольной основе образовали колхоз «Красная горка». Всего в деревне было около 50 домов. В 1929г. уже почти все село было в колхозе.

    Насильно никого не загоняли, просто в колхозе было легче трудиться. Колхозные земли занимали то место, где сейчас располагается пансионат «Клязьма» (на месте Кашинского оврага был ручеек). В колхозе была столовая, куда приходили питаться все от мала до велика. Однажды у колхозников возникла идея сделать в столовой водопровод, с водонапорной башней на колокольне . Это были первые мысли о ненужности храма и о «полезном» его использовании. Идея осталась нереализованной.

    Первые колхозники приводили в колхоз самое ценное - лошадей. На конном дворе был конюх, но каждый хозяин приходил к своей лошадке и кормил ее чем-нибудь вкусным. Сделали конюшню на 40 лошадей. В 27 г. колхозу подарили американский трактор «Фордзон». Своих тогда еще не выпускали.

    Еще один трактор появился, когда встал вопрос о межах, люди дрались на полосах за землю. Надо было делать новые поля - посевной клин. Ландшафт села составляли луга, кустарники и овраги.

    Обрабатывать землю, на которой в изобилии рос кустарник, было очень сложно. Тогда и появился в селе этот второй мощный трактор-гигант. Чтобы его завести приходили 3-4 мужика и раскачивали два громадных маховика. У него были огромные колеса, напоминавшие каток, и 6 лемехов. Пускали трактор по межам и кустарникам. Он убирал кустарник с корнем. Грохот стоял неимоверный.

    После лошадей в колхоз повели и другой оставшийся скот: коров, овец, но не надолго, вскоре в колхозе появилось свое стадо - 60 коров и 100 свиней. Свиноматки достигали 1.5 метров длины и приносили до 22-х поросят. Конюшни, курятник, свинарник - все это располагалось там, где сейчас находится мини-маркет.

    Когда не было колхоза, люди боялись, что зерна не хватит на зиму (были большие семьи), а взаймы на селе давать было не принято. Также лошадь было очень сложно содержать, ведь она кормилица.

    Трудно выживать в одиночку. Единственно помогали друг другу в покосе. Луга были общие, делили на каждую семью. Надо было за лето накосить на лошадь, овец, коров, а также посеять, вырастить и обмолотить рожь. Болеть было нельзя.

    Ранее до большевистской революции, когда не хватало чего либо для содержания собственного хозяйства, на помощь крестьянину всегда приходили владельцы тех земель, на которых они проживали.

    Все сложности связанные с содержанием личного хозяйства были специально устроены советской властью и поэтому, находясь в этой безысходности, крестьяне шли в колхоз.

    Кроме скота, когда образовывался колхоз, обобществляли и имущество. Этим занимались комсомольцы - активисты. В селе Троицком таковым неблагодарным делом занимался секретарь комсомольской организации Хрунов Михаил. В 1930 г. ему было 18 лет.

    Очень непросто было отбирать у бедных и многодетных людей им самим необходимые вещи. Человек он был совестливый, заставлять людей, обирать своих же односельчан ему было крайне тяжело.

    К тому же он влюбился в учительницу, которая была старше его и не отвечала взаимностью. Все это вместе взятое подвигло Михаила покончить жизнь самоубийством. Молодой человек застрелился.

    Это было событие, потрясло все село. Хоронили его очень пышно, так как он занимал высокую должность, а его брат Иван был председателем сельсовета. Гроб стоял в бывшем доме священника и при всей парадности похорон, висели лозунги, осуждающие его поступок.

    В 1929 году колхоз стал называться в честь убитого первого секретаря комсомольской организации - им. Павлова, (убийство которого и послужило предлогом ареста о. Петра Холмогорова).

    В 1930-х годах особенно усилилось гонение на церковь но, не смотря на это храм Святой Троицы , всегда был полон прихожан. Старожилы рассказывают, что на Богослужение как на демонстрацию шли люди со всех сторон из соседних селений. Свою торжественность они подчеркивали внешним видом, одеваясь в самые лучшие одежды. Храм жил полноценной приходской жизнью. Совершались Богослужения и, преодолевая заслоны властей, священнослужителям и прихожанам удавалось совершать крестные ходы с иконами по соседним селам, пробуждая в людях отеческую веру.

    «Сто лет назад в Липецке не кричали «ура», не стреляли из пушек и не громили правительственные организации, но город почти на полгода погрузился в хаос», - рассказывает почётный архивист России Валерий Поляков.

    Вино лилось рекой

    Мария Герасимова, «АиФ-Черноземье»: Валерий Борисович, некоторые историки говорят, что переворот был неизбежен - люди устали от бездействия Временного правительства. Сознание липчан к октябрю 1917-го тоже охватили революционные идеи?

    Виктор Поляков: У нас не витал дух революции. Но и сказать, что всё было спокойно, нельзя. В сентябре город погрузился в хаос - рабочие городского самоуправления устроили забастовку: требовали повысить зарплату, отказывались убирать улицы. Начался коммунальный кризис: не было ни света, ни воды, повсюду высились горы мусора. Власти оказались практически бессильны. На то, чтобы увеличить людям оклады, ушла бы большая часть бюджета, поэтому они пошли другим путём - обратились за помощью к 191-му запасному пехотному полку, чьи солдаты в то время были расквартированы в Липецке. Таким образом забастовку удалось прекратить. До этого был ещё один бунт: летом липчане с теми же солдатами разгромили ликёрный завод и винные склады. Прекратить пьяный беспредел попытался один из офицеров - он приказал слить вино через трубу в Каменный лог. А уже скоро у трубы выстроилась огромная очередь с чайниками, тазами и вёдрами… Кроме того, горожане, вдохновлённые свободой, которую им подарила Февральская революция, нередко устраивали беспорядки, грабили усадьбы помещиков. Взять, например, имение Петра Семёнова-Тян-Шанского - его полностью разорили. Многие дворяне вынуждены были бежать. Некоторых убивали. Так, на станции Грязи расстреляли князя Бориса Вяземского.

    Первомайский митинг Фото:

    - Почему беспорядки не пресекались? Или властям было удобнее закрывать на всё глаза?

    Как писал современник тех событий, священник Успенской церкви Алексей Архангельский, «Россия монархическая обратилась в три дня в вольную республику», и эта воля опьянила всех. Одни, почувствовав свободу, уже не хотели работать в полную силу, другие ещё пытались, но это было не просто. В городе в тот момент не было «крепкой руки». Эсеры и меньшевики, а тогда именно у них оказалась вся власть, хоть и признавали, что «анархия захватила глубокие корни и грозит самому существованию страны», практически ничего не предпринимали.

    - Революция смогла положить конец воцарившемуся хаосу или, наоборот, начались ещё более серьёзные волнения?

    Первые известия о потрясениях в Петрограде пришли в Липецк 24 октября, а 28 числа стало ясно, что победила революция. Хотя от общественности это попытались скрыть. Люди узнавали новости от телеграфистов, а затем передавали их из уст в уста. Чтобы не допустить новых бунтов и восстаний, у нас создали Комитет спасения Родины и революции. Он должен был следить за порядком. Но это лишь «на бумаге», фактически с возложенными обязанностями комитет не справлялся.

    Эпоха перемен

    Члены исполкома Липецкого уездного Совета. Фото: Государственный архив Липецкой области

    - В Липецке быстро установилась советская власть?

    Смена власти происходила довольно вяло. 25 ноября у нас состоялось заседание исполкома, на котором единственной центральной властью страны признали Совет Народных Комиссаров, но с оговоркой, что будут требовать организации правительства из большевиков, кадетов и меньшевиков. Кстати, в это же время Липецкий уезд мог стать губернией: 29 ноября к нам приезжал представитель Московского бюро большевиков Александр Сафонов - он предложил нашим управленцам «взять инициативу создания власти в губернии» (тамбовское руководство, видимо, потеряло доверие народа). Но наши отказались, вероятно, побоявшись ответственности. Да что говорить про власть, когда сами люди не спешили менять свою жизнь. Как вспоминал Алексей Архангельский, на выборах в учредительное собрание, которое должно было иметь один из решающих голосов «в делах строительства новой России, в день голосовало едва ли более 1,5 тысяч человек». Это было 13 ноября - практически сразу после революции. А советская власть установилась лишь 20 декабря. 16 числа председателем президиума стал Владимир Агте. Именно он сделал то, что не смогли ни кадеты, ни меньшевики - взял на себя ответственность. Так начал устанавливаться порядок.

    - В городе появилось сильное руководство. Население, наверное, обрадовалось?

    Что вы, было много недовольных. 31 декабря восстали торговцы: они хотели работать как раньше, практически не платя налогов, произвольно устанавливать цены, а тут новая власть начала «закручивать гайки». Разъярённая толпа ворвалась в здание Липецкого совета, председателя Агте и членов исполкома арестовали и избили. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не вмешались солдаты. Затем последовали реформы - создали отдел охраны, комиссариат просвещения, военный трибунал… Кстати, именно трибунал рассматривал дело о бунте. Правда, какой приговор вынесли торговцам, неизвестно - документы, к сожалению, не сохранились.

    Устали от монарха?

    - «Закручивать гайки» начали в конце декабря, а когда в городе окончательно навели порядок?

    Только весной 1918 года. Но жили липчане всё равно хуже, чем до Февральского переворота. Тогда у нас был курорт, в Липецке отдыхали богачи, они оставляли здесь большие деньги, а те поступали в казну. По тем временам у нас был хороший бюджет, а, следовательно, зарплаты, другие выплаты. Но люди устали от монархии, захотели свободы. Даже священник Архангельский характеризовал ту Россию как «стеснённую, придавленную пятой самодержавия», значит, видимо, не такой хороший был царь. К тому же, велась серьёзная пропаганда. И вот что мы получили: потребовалось полгода после революции, чтобы жизнь стала относительно спокойной. Но из-за того, что крестьяне опьянённые свободой плохо работали в 1917-м, а плодородные губернии оказались отрезаны от других областей из-за противостояния «красных», «белых», «зелёных», начался голод. Впрочем, у нас он ощущался не так сильно, как в Петербурге. Мы даже помогали жителям северной столицы - отправляли им продовольствие. Налаживаться жизнь начала лишь в 1921 году, после того как Ленин заменил продразвёрстку продовольственным налогом, дал большую свободу крестьянам.

    - Как вы считаете, что нам дала революция? И возможно ли сегодня повторение событий 1917 года?

    - «Ломать копья» на эту тему предстоит историкам ещё не одного поколения. Я же не хочу давать оценок, только факты - революция произошла, и она дала нам 70 отличных от всей истории России лет. Что же касается повторения событий, я считаю, что это невозможно. Такой революции сегодня никто не захочет, да и, судя по последним опросам, большинство населения доверяет президенту.

    По результатам анкетирования рабочих в Киеве в 1913 году. Анкетирование в 1913 году проводилось среди 5630 работников на 502 предприятиях ремесленной промышленности г.Киева. "Живу как скотина"), однако, именно цифры, а не подзаголовки дают реальное представление.

    I. В указанной статье приведены данные для тех 70% рабочих, чей семейный годовой доход не превышал 600 рублей. 30% составляли высоко квалифицированные добросовестные работники со стажем — они жили весьма благополучно и не испытывали практически никаких проблем. Это те, кого иногда называли "рабочая аристократия" - интересно из данной статьи то, что их было вовсе не так уж мало, как мы (и я в том числе) себе представляли: 30% - это очень немало.

    II. 17% рабочих жили на "дне": снимали угол, иногда у самого работодателя, получали меньше всех, некоторое число из этих 17% становились "люмпенами". Однако, из анкетирования следует, что и этим, беднейшим, зарплаты хватало на все первоочередные нужды (питание, одежда и пр.), и при этом ежемесячно у них оставались на руках свободные деньги (не менее 5% от зарплаты) — вполне вероятно, они их просто пропивали. При этом, даже если человек пил "как сапожник" (и действительно, согласно анкетам, именно сапожники пили тогда больше всех), он не мог пропить более 9% этой низкой зарплаты (дешевая водка была доступна также, как и дорогие напитки).

    III. Основное внимание в указанной статье уделено тем 53% рабочих, которые не входили ни в число рабочей "рабочей аристократии" (30%), ни в эти 17% беднейших рабочих.

    Каков же усредненный портрет такого рабочего? Он таков:
    1. Это глава семьи, работающий в семье один (в 60-70% семей) и обеспечивающий семью. При этом на питание семьи (и ведь семьи были большими) в среднем тратилось менее половины заработка (до 49%) - а в Европе и США в то время на питание тратили на 20-30% больше (!). Да, русский рабочий потреблял гораздо меньше мяса (из-за его дороговизны), но это, пожалуй, единственный крупный минус, который относится к питанию. Впрочем, для рабочих, приехавших в город из деревни вряд ли это был "сильный напряг", поскольку в русской деревне традиционно потребление мяса было низким.

    2. Далее, 40% рабочих (в основном семейных) снимали (арендовали) отдельные квартиры. Поскольку в указанной статье анализ ведется только для тех 70% рабочих, чей годовой доход был менее 600р, и вычитая из этих 70% еще 17% беднейших, мы можем сделать вывод, что большая часть из основной массы "средних" рабочих (53%) жила в отдельных квартирах (арендовала) их. Если я ошибаюсь, и цифра 40% относится ко всем анкетированным, то за вычетом 17% беднейших и 30% рабочей аристократии (которые уж все снимали или имели собственные отдельные квартиры), каждая пятая из "средних рабочих семей" снимала отдельные квартиры, а остальные — комнаты в коммунальном жилье. И, наконец, 3% рабочих имели собственное жилье (вероятно, небольшие деревянные дома в Киеве того времени). Средняя оплата за аренду жилья составляла 19% от семейного бюджета. Подобным образом дела обстояли не только в Киеве, но и в других крупных городах России. По воспоминаниям советского премьера А.Н.Косыгина (он родился в 1904г), - его отец был квалифицированным петербургским рабочим, - семья из шести человек (четверо детей) жила (арендовала) в трехкомнатной отдельной квартире, и работал его отец один, и без проблем содержал семью.

    Н. С. Хрущев на завтраке в его честь, устроенном 19.09.1959 киностудией "ХХ век-Фокс", вспоминал: "Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."

    ДОПОЛНЕНИЕ О КВАРТИРНОМ ВОПРОСЕ В МОСКВЕ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ДО 1917г

    (По данным историков Н.Петровой и А.Кокорина 25.3.2010, тв "365" "Квартирный вопрос в России (до 1917г) и в СССР") Быстрый рост жилищного строительства (строительный бум) в Москве начался с 1880-х годов и продолжался без перерывов почти 35 лет, вплоть до начала ПМВ - но и в ходе ПМВ, хотя темпы строительства жилья упали, но не до нуля, жилье все же строилось даже в ПМВ. При этом, темпы строительства жилья постоянно превышали темпы рождаемости (и прироста населения), хотя по темпам прироста населения (3.5% в год, включая рождаемость) Москва и Петербург занимали 3-4 места в мире (!). Очевидно, это значит, что жилищные условия в Москве и Петербурге непрерывно улучшались - вплоть до 1916-17гг.

    Максвелл- одна из самых отвратительных ночлежек Питера. Кто и что строили? 1. Городские муниципальные службы строили жилье в основном для рабочих казеных заводов, а также вместе с владельцами предприятий - для частных заводов и фабрик. Отдельные квартиры в этих муниципальных домах были очень дешевыми, по карману любому рабочему (кроме начинающих и сезонных).

    Жилые дома Нобеля 2. Многоквартирные дома с маленькой арендной платой строили также многие благотворители. Эти дома так и назывались - "дома дешевых квартир". Примерно с первых годов 20-го века и далее как муниципалы так и благотворители строили для рабочих уже в основном дома с отдельными квартирами, более всего с однокомнатными квартирами (средняя площадь 23 кв.м, с отдельной кухней, с высокими потолками), благоустроенные, с центральным отоплением. В этих домах были также детские комнаты (типа детсадов), прачечные, иногда и библиотеки.

    Порт-Артур.. 3. Конечно, строились во множестве и обыкновенные "доходные дома", в основном с многокомнатными отдельными квартирами, а также и частные дома, в том числе с помощью банковских ссуд (типа ипотеки), причем ссудный процент был невелик.

    Гаванский рабочий городок Очень много московских и петербургских семей среднего достатка съезжали со своих арендованных квартир на все лето на дачи (с мая по август-сентябрь) - выезжали на дачи со всем домашним скарбом, а по возвращении искали и быстро находили себе новое жилье - выбор жилья был большой, и на любой карман. Как сообщили историки Н.Петрова и А.Кокорев, в 1910-е годы в Москве среди горожан среднего и более высокого достатка получила распространение новая мода - "работать в городе, жить за городом", и в подмосковье началось было массовое строительство таких поселков, с высоким качеством жилья, для небедных горожан. Эта тенденция была прервана в ПМВ.

    Обычный доходный дом Питера. Возвращаясь к жилью рабочих, напомню, что более половины рабочих (квалифицированные, со стажем) не ждали муниципального жилья, а сами арендовали подходящие квартиры - одно, двух, и трехкомнатные (а летом многие и отправляли семьи на дачи, или в деревню к родичам) Более всего в Москве и Петербурге было четырехкомнатных квартир. Их аренда стоила около 90р в месяц - конечно, только немногие рабочие могли арендовать их. Но однокомнатная квартира обходилась менее 10р в месяц, двухкомнатная - гораздо менее 20р, в "дешевых домах" - и гораздо меньше этого. Напомню, что около 30% рабочих получали зп не менее 50р в месяц и могли сами выбирать себе квартиру в аренду.

    Дом квалифицированного рабочего Конечно, были и подвалы,и чердаки, и коечно-каморочные общежития (там платили 2-5 коп. в месяц) и типа коммуналок - но там ютились или сезонные рабочие, или только что приехавшие из деревни и не имеющие покровителей в землячествах, или спивающиеся бессемейные. Таких среди рабочих было не более 20%. Конечно, были и ночлежки, и приюты - как во всех крупных городах мира того времени.

    Рабочая казарма. Интересно еще, что с началом ПМВ, когда началась заметная инфляция, Могордума запретила домовладельцам повышать плату за аренду квартир, и запретила выселять семьи солдат за неуплату. Этот указ был отменен Временным правительством в марте 1917г.

    Рабочий поселок Ну а теперь пара документов из двух эпох.

    Теперь о тяжкой жизни пожарных, изнывающих под непосильным гнетом николашки романова, помещиков и капиталистов:

    Снова 1908 год.

    Эта статья, в подробностях освещающая бедственное материальное положение дореволюционных пожарных, была опубликована в журнале "Пожарное дело" за ноябрь 1908 года.

    Как жить? Этот жгучий вопрос все глубже и глубже гнездится в мозгу каждого семьянина, живущего в наши дни. Во времена нынешней дороговизны этот вопрос особенно захватывает нас, пожарных, получающих гроши на пропитание своих семей. Мне положительно страшно поднимать этот тяжелый вопрос, ибо нельзя же не заметить того, что все вокруг живут, глядя только на сегодняшний день, не смея заглянуть в завтрашний, и живут, даже боясь спросить самих себя — как мы живем? Но пусть будет то, что будет, — пришло время коснуться своих ран, может быть, для того, чтобы залечить их, а может быть, и нет. И да не посетуют на меня мои дорогие товарищи за то, что я попробую нарисовать картину нашей неустроенной жизни во всей ее неприглядности.

    Возьмем для примера материальное положение хотя бы столичного брандмейстера. Это будет положение из средних, ибо есть брандмейстеры в провинции, получающие от 1 200 до 1 800 и более руб. в год. В столице же брандмейстер получает 1 000 с небольшим, а есть и еще меньшие оклады, даже в 600 руб. в год и менее, о которых даже и говорить жутко.

    Итак, рассмотрим, каково жить на оклад в 1 044 руб. в год, т.е. 87 руб. в месяц, в столице, где жизнь так непомерно дорога. Из этих 87 руб. еще вычитается 4 руб. в месяц в кассу. Следовательно, 20 числа на руки приходится получать 83 руб. серебром (если вы не брали аванс, не участвовали в подписных листах на похороны, обеды, проводы, подношения и другие прелести чиновничьей жизни). Вы торжественно вручаете вашей жене эти 83 рубля, не израсходовав из них ни копейки даже на извозчика из боязни разменять их. 83 рубля для одного раза — довольно внушительная цифра, конечно. Но посмотрите на реестр расходов, который вам преподнесла ваша жена — весьма скромная и аккуратная, экономная женщина, но любящая мать и добрая хозяйка, умеющая, к сожалению, кушать французские булки да пить кофе (как досадно это в воспитании интеллигентных людей!).

    Я из любопытства привожу эти скромные цифры, робко вписанные женской рукой в реестр домашних расходов, составленный на весь месяц вперед:

    на стол...................................72 руб. (для пятерых — средняя семья)

    за Асю и Лялю в училище по 7 руб. ......14 руб. (дети, слава Богу, учатся еще только в приготовительном классе)

    на книги Асе...........................2 руб. (слава Богу еще, что и не Ляле)

    прислуге за месяц..................7 руб.

    проценты в ломбард...............8 руб. ("Пусть бы пропали эти вещи!" — вырывается у нас каждый месяц)

    Итого.....................103 руб.

    Вот цифра, которая каждый раз 20 числа заставляет краснеть за себя вашу бедную жену, ни в чем не повинную робкую молчальницу, цифра, которая вызывает целый рой мурашек на вашу спину. А где же деньги на обувь, платье, извозчика, табак, папиросы (если вы курите), гости, обновки детям (я молчу уже о лакомствах), другое-прочее, пятое-десятое? У вас в руках только 83 рубля. Где же взять 20 рублей недостающих и вовсе не выдуманных вашей женой, а требующихся самой жизнью? Красть, значит?!. В лучшем случае — просить в долг (без отдачи, конечно, большей частью), или нести в ломбард последние следы вашей причастности к интеллигентному классу?

    Мне могут возразить, что, кроме 87 рублей, каждый брандмейстер получает еще наградные от страховых обществ и от начальства (этих наградных набирается в столице около 500 руб. в год), да еще кое-что, и т.д. Я скажу: да, получает, — но и только.

    Пока ваши дети еще в приготовительном классе, вы платите за них, положим, только полтораста с небольшим рублей. Но если они, слава Богу, поступили в гимназию, — готовьте уже 200 руб. за двоих (плюс расходы на книги). Да и это только в том случае, если вы не имеете еще одного или двоих отпрысков, иначе же вы познакомитесь со сказкой про белого бычка, ибо родины да крестины даром не обходятся. Кроме того, если вы — столичный брандмейстер, то у вас всегда имеются дела вне команды: осмотры, освидетельствования, комиссии, заседания и прочее, служебные поездки по городу (о личных делах я уже умалчиваю), для которых вы должны иметь собственный экипаж (да не извозчичьи дрожки, а именно экипаж, приличествующий вашему сану, с опрятно и прилично одетым кучером).

    Единовременный расход на это составляет около 500—600 руб. В том же случае, если вы не обзавелись экипажем, вам нужны карманные деньги на извозчиков, так как путешествие на конке не всегда представляется возможным, и уж во всяком случае неудобно при надобности быстро попасть на случившийся пожар. По самому скромному подсчету, таких разъездов по комиссиям бывает в год в среднем около 200, то есть почти через день, а иной раз и по несколько раз на день. Если считать в среднем стоимость извозчика в два конца "с подожданием" по 1 рублю, то получается, что одна только скромная сумма на извозчиков составит 200 руб. в год, разъездных же в нашем окладе никаких не полагается.

    И вот, если вы, видя дождь на дворе, пожалеете ваших детей и купите им галоши, вы влезете в долг. Если ваша жена возымеет неосторожность переменить наконец-то шляпку, полученную ею еще с приданым от ее родителей, она вас втянет в долг. Если, когда весеннее солнышко позеленит леса и луга, когда всех тянет ближе к природе, подальше от пыльного города, если в это время вы наймете для вашего семейства дачу. — Боже вас упаси! Вы влезете в долг.

    А развлечения, а удовольствия, на которые имеет право всякий смертный, желающий думать, что жизнь — это не только ужасная каторга, но иногда еще и наслаждение?! А испытание Божие — болезнь ваша или вашей жены или детей?!

    Но вдруг вы к тому же еще окажетесь пожарным-идеалистом и не можете примириться с недостатками в оборудовании вашего обоза, небрежно заброшенного городом, и посмеете купить за свой счет какой-нибудь факел или электрический фонарь, какой-нибудь новейший прибор, до которого нет дела городу? И если вам не получить его иначе, как за свой счет, обойтись же без него на пожаре, по вашим понятиям, нельзя, — и вдруг вы это сделали...

    О, тогда вы окончательно становитесь преступником, даже вдвойне преступником: во-первых, перед вашей семьей, которую вы разули в непогоду посреди улицы, и, во-вторых, перед начальством, от которого вы рискуете получить нелестный эпитет "запутавшегося в долгах". О прожженных же на пожарах сюртуках и сапогах стоит ли говорить...

    Конечно, я понимаю, что 87 руб. — это были большие деньги в прежние времена. Но, во-первых, это было доброе старое время, когда, я помню, фунт мяса стоил не 26 коп., как теперь, а всего 16 коп., фунт масла — не 48, а 30 коп. и т. д. Во-вторых, это было время, когда об интеллигентных брандмейстерах не кричали и на службу их никто не звал. Я могу еще понять самого себя, когда я и моя семья может быть способна всю жизнь кормиться щами и кашей, редькой с квасом да черным хлебом, и разве что в праздничный день — пирогом с кашей или с капустой. Я счастлив, если меня так воспитали и мои потребности дальше этого не идут. Но, воля ваша, за что же должен страдать и быть несчастным мой сосед, товарищ по службе, — интеллигент, который, к сожалению, вырос на французских булках да бульоне с пирожками? Если бы он был отпетым тунеядцем, тогда, конечно, туда ему и дорога, питается квасом да редькой — ну и приятного аппетита; но, помилуйте, ведь он служит, работает в поте лица, имеет семью, тоже интеллигентную, как и он сам, детей, которых должен готовить в жизнь — и жизнь не крючников, кухарок или извозчиков, а полезных членов общества, обученных и образованных... За что же, позвольте спросить, приходится ему терпеть лишения, и терпеть там, куда его звали долг, любовь и обещания?

    Да вот еще что: от меня, живущего на щах да каше, служба ровно ничего и не требует, кроме благонадежного исполнения своих обязанностей (то есть быть аккуратным и исправно наблюдать за обозом да конскими хвостами); а ведь от соседа-интеллигента требуют несколько больше — и инициативы, и изобретательности, и проектов, и реорганизации, и всего того, чем сопровождается труд всякого интеллигентного и порядочного человека. Но представим себе, что мой сосед — тот самый пожарный-идеалист, который готов ради любимого дела питаться воздухом (одеваться в рубище он не смеет, потому что служба этого не позволяет). Ну, а его семейство? Дети, которые, кроме как "мама, кушать" или "мама, купи сегодня куклу, а потом книжку", — ровно ничего и знать не хотят, а жена, видящая лишь во сне наряды и удовольствия и вздыхающая над штопаньем дырявого белья, а… Но я вижу, дорогой читатель, что вам наскучило и стало нудно слушать одни и те же бесконечные стоны. Что ж, я готов пощадить вас и бросить перо, но заявляю — я далеко не кончил того, что следовало бы нарисовать во всей полноте красок на картине неустроенной жизни русского брандмейстера. Во всяком случае, очевидно, что так жить нельзя, и пусть нам докажут, что за Богом молитва, а за царем служба не пропадают! Наши семьи молятся, а мы служим...

    Перепубликация в газете "Харьковский пожарный вестник", №35(103), 1 сентября 2000 г., стр. 6

    Но предварю это т опус сканом пары страниц из крайне советской книжки:

    Взято из: Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.:Наука, 1982

    Немного информации об уровне жизни советских людей в Куйбышеве в 1940 году. Информация не является статистической, поскольку ее источником является Письмо совслужащего Генина В.М. Молотову от 18 января 1940 года

    (ГА ГАРФ Ф. Р - 5446. Оп. 82. Д. 119. Л. 193 - 197 ).

    Письмо заинтересовало Молотова и он поручил своему секретариату перепечатать его. Теперь о том, какие сведения в своем письме приводит совслужащий.

    В семье Генина - 5 человек (он, жена, трое детей), из которых работает только он один. Его ежемесячная зарплата составляет 450 рублей, из которых он не менее 30 рублей отдает как подоходный налог и культжилсбор, а еще 45 рублей государство изымает у него под "добровольный" заем. На оставшиеся 375 рублей Генин содержать семью не может, и для наглядности он приводит сведения о прожиточном минимуме для его семьи по продуктам, данные о потреблении которых и расходам на них ведет его жена. Получается, что "прожиточный" минимум его семьи составляет более 700 рублей (стоит отметить, что в своем письме Генин дважды совершает арифметические ошибки в подсчете). Разницу между зарплатой и прожиточным минимум Генин старается покрывать за счет подработок, продажей мебели, а также экономии на всем. Итак, из чего состоит расходная часть бюджета семьи Генина в процентах:

    А вот расходы уже в рублевом эквиваленте (всего 732,5 рубля в месяц):

    Теперь посмотрим, какое количество продуктов покупается на эти деньги:

    В коммунальные расходы вошли: квартплата - 35 рублей вода и свет - 15 рублей керосин - 6 рублей радиоточка - 4 рублей дрова - 40 рублей

    В мясо и масло вошли: масло (2 кг в месяц) - 80 рублей мясо (15 кг в месяц) - 189 рублей в месяц Хлеб семья Генина приобретает по 1,5 рубля килограмм (хотя иногда приходится приобретать его по более высокой цене - 2,7 рубля), макароны (2 кг в месяц) - по 3 рубля за кг. Сахара покупается в месяц на семью 4 кг по 4 рубля за кг, чай (50 грамм) - по 3,5 рубля. Поскольку в семье трое детей, то для них покупается по возможности 1 литр молока в день по 2-3 рубля за литр.

    В овощи вошли: картофель (30 кг в месяц) - 90 рублей капуста (5 кг) - 20 рублей лук, морковь и т.п. - 10 рублей Указанные выше данные, еще раз отмечу, сам Генин считает именно "прожиточным минимумом", который - как уже понятно, его зарплата обеспечивает лишь наполовину. Стоимость такого "минимума" составляет более 730 рублей. При этом надо также учесть, что Генин по ценам дает цифры усредненные, что свидетельствует о том, что семья часть продуктов закупает не только на рынке, но и в государственной коммерческой торговой сети.

    Теперь посмотрим на показатели потребления продуктов на душу человека в этой семье в месяц (данные усреднены, поскольку понятно, что, например, дети потребляют больше молока, чем взрослые): Мясо - 3 кг Масло - 0,4 кг Хлеб - 12 кг Сахар - 0,8 кг Картофель - 6 кг Капуста - 1 кг Молоко - 6 литров ****

    Для сравнения - сводки ЦСУ Госплана:

    Итак Резюме:

    Сравнивая средние зарплаты российских рабочих до 1917 года со средними зарплатами европейских и американских рабочих, еще советский академик С.Г. Струмилин (в 1960 году) писал:

    "Заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире, занимая второе место после заработков американских рабочих. ....
    Реальный уровень оплаты труда в промышленности России был достаточно высок и опережал уровень оплаты труда в Англии, Германии, Франции".

    "Средний годовой заработок в обрабатывающей промышленности США по цензу 1914 года достигал 573 долл. в год, 11,02 долл. в неделю, или 1,84 долл. в день. В перерасчете на русскую валюту по паритету дневной заработок американского рабочего составлял 3 руб. 61 коп. золотом. В России, по массовым данным 1913 года, годовой заработок рабочих деньгами и натурой равнялся за 257,4 рабочих дня 300 руб., т.е. не превышал 1 руб. 16 коп. в день, не достигая, таким образом, и трети (32,2%) американской нормы. Отсюда и делались обычно поспешные выводы о резком отставании уровня жизни рабочих России от американских стандартов. Но с учетом сравнительной дороговизны жизни в этих странах выводы получаются другие. При сравнении цен на важнейшие пищевые продукты в России и США оказывается, что в США продукты стоят в три раза дороже, чем в России. Опираясь на эти сравнения, можно сделать вывод, что уровень реальной оплаты труда в промышленности России следует оценить не ниже 85% американского". .

    [Струмилин С.Г., Очерки экономической истории России. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960., с.122-123]

    Однако, добавляет С.Г. Струмилин, это без учета более низкой квартирной платы в России, меньшей тяжести налогового обложения и без учета безработицы, гораздо меньшей в России.

    О.А. Платонов в своей книге дополняет это сравнение:

    "Известно также, что "высокий уровень заработной платы русских рабочих сочетался с большим, чем в других странах, количеством выходных и праздничных дней. У промышленных рабочих число выходных и праздников составляло 100-110, а у крестьян достигало даже 140 дней в год. Перед самой революцией продолжительность рабочего года в России составляла в промышленности в среднем около 250-ти, а в сельском хозяйстве - около 230 дней. Для сравнения скажем, что в Европе эти цифры были совсем иными - около 300 рабочих дней в год, а в Англии - даже 310 дней".

    [Платонов О. А ., Терновый венец России (История русского народа в XX веке), Том 1. М.: Алгоритм, 2009., с.34-35]



    Сравнивая калорийность питания рабочего до 1917 года и в СССР, пришла к выводу, что уровень питания в калориях до революции 1917 года был вновь достигнут в СССР только в конце 50-х - начале 60-х годов . Тогда же (к концу 1950-х годов, при Н. Хрущеве), был проведён и пенсионный закон (сталинские пенсии для большинства людей были нищенскими), и началось массовой жилищное строительство - а до начала 1960-х годов и жилищные условия советских рабочих были гораздо хуже, чем рабочих в царской России до 1917 года

    Полезная вещь революция!