Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Миллионы женщин во всём мире стремятся избавиться от «лишнего» веса, достичь призрачного идеала, который кто-то навязал им в своих корыстных целях А кстати, кто? Оказывается, этот вопрос давно занимает умы специалистов по разоблачению заговоров.

Бизоны когда-то были широко распространены по всей Северной Америке. Стотысячные стада без боязни паслись в гигантских прериях Нового Света. По самым скромным подсчётам, к началу XVIII века на территории от Большого Невольничьего озера до Техаса, и от Скалистых гор до побережья Атлантического океана обитали около 60 миллионов бизонов. К концу XIX века их осталось всего около тысячи.

«Это было потрясающе! У него очень сладкий вкус, вы можете ощутить аромат дуба и почему-то сильный запах табака. И там очень маленькие пузырьки» (Кристиан Экстром, ныряльщик).

Многие герои советских детских книг были придуманы другими авторами намного раньше. Перенесённые на новую почву, они приобрели совсем другую идеологическую направленность. Как ни крути, но это был плагиат, позволявший советским писателям хорошо зарабатывать, не отдавая ни копейки тем, кто был творцом этих персонажей…

Создание послевоенного поколения советских реактивных аппаратов P-1 и Р-2, которые испытывались на полигоне Капустин Яр, было настоящим прорывом в отечественном ракетостроении. Но уже после первых запусков конструкторам стало ясно, что эта площадка оказалась слишком мала.

После подписания в августе 1939 года известного пакта о ненападении с гитлеровской Германией в СССР решили, не откладывая дела в долгий ящик, приступить к его реализации в части корректировки собственных границ в направлении их расширения. Молодые государства Балтии, также как Бессарабия с Буковиной, получили годовую отсрочку. А начать решили с Финляндии, лишь 20 лет назад получившей независимость из рук Ленина.

Накоматериалы, нанопокрытия, наноструктура… Слова с приставкой «нано-» мы читаем, слышим и произносим все чаще. И все их объединяет понятие «нанотехнология».

Когда речь заходит об ариях и арийцах, большинство из нас поневоле вспоминают Адольфа Гитлера с его мифом о «чистоте крови», лёгшим в основу идеологии Третьего рейха. Но проблема в том, что национал-социалисты опирались на совершенно ложную идею. Термин «арии» ввели в научный оборот лингвисты: так они нарекли целую группу народов, говорящих на языках индоиранской группы. Однако историки и сейчас ещё раздумывают: а существовали ли арии на самом деле?

13 августа 1822 г. государь Александр I подписал рескрипт «О запрещении тайных обществ и масонских лож». Масонские ложи в России возникли ещё в первой половине 18 столетия. Их запрещали при Екатерине II и Павле I, но они продолжали свою деятельность. Правительство Александра первоначально разрешило деятельность масонства в России, пытаясь поставить их под контроль и даже использовать в своих целях. Однако вскоре Александр понял, что цели масонов радикально расходятся с национальными интересами. В Российской империи стали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с деятельность подрывных структур, в том числе «декабристов». Деятельность масонов наносило вред государству и православию. Поэтому император Александр попытался пресечь деятельность тайных структур в империи.

Официальной датой появления масонских лож считается середина XVIII века. Хотя некоторые исследователи считают, что тайные организации стали осваивать территорию России ещё в 17 столетии, среди основателей масонства в Русском государстве называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. В 1731 году гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для Российского государства. Первоначально большинство членов масонских лож в России были иностранцами – офицерами и купцами. Но затем число русских в масонских ложах значительно выросло. В 1750-е годы с столице империи действовала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова (активный участник дворцового переворота 1741 года, один из богатейших людей империи).


В 1772 году Провинциальным Великим Мастером стал Иван Перфильевич Елагин. Он преобразовал существовавшие к тому времени в Российской империи ложи в единую систему (в неё вошли до 14 лож). Масоны действовали в Москве, Петербурге, Владимире, Архангельске и других городах. В 1770-е годы в России возникла ещё одна система масонских лож - «Шведская» или «Циннендорфская система» (она была основана П.-Б. Рейхелем). В 1777 году Петербург посетил с визитом шведский король, который вместе со своим братом стоял во главе шведских масонов. Шведский монарх посетил собрания российских франкмасонов и посвятил в масонство великого князя Павла Петровича. В 1770-е годы в масонских кругах под началом графа Н. И. Панина рождается идея установить в России конституционную монархию по английскому образцу. Для этого предполагалось свергнуть и убить Екатерину II.

В начале 1780-х годов важным центром масонства стала Москва. Главную роль в Московского франкмасонства сыграли две ярких личности - Н. И. Новиков и И. Шварц. Масоны под началом Новикова развили бурную деятельность по распространению масонской и другой «просветительской» литературы. Государыня Екатерина II стала подозревать масонов в подрывной деятельности. Она предписала провести несколько обысков, изучить книги масонов на предмет опасности для государства. В 1786 году у масонов было отнято школьное и больничное дело, часть подозрительной литературы была запрещена. Масонская литература была признана более опасной, чем издания французских энциклопедистов. Однако Новиков продолжал издавать масонские книги. После назначения князя Прозоровского в Москву деятельность масонов была взята под строгий контроль. В 1791 году была ликвидирована Типографическая компания. В следующем году были опечатаны книги, часть которых была запрещена и издавалась и продавалась вопреки запрету властей. В 1794 году масонство было запрещено. Новикова арестовали, его держали в Шлиссельбурге до 1796 года. Остальных масонов наказали весьма мягко. Так, князь Трубецкой и Тургенев были сосланы в их же деревни, с запрещением переезда. Другие вообще отделались легким испугом. Масонство на время притихло.

Государь Павел во многом действовал в пику царствованию матери, поэтому первоначально проводил либеральную политику в отношении масонства. Новиков был освобождён, с Лопухина сняли надзор, разрешил свободное передвижение Татищеву и Трубецкому и т. д. Многие масоны были награждены. Сам император «заигрывал» с Мальтийским орденом, пытаясь «играть» по европейским правилам. Однако он не разрешил возобновить деятельность ордена вольных каменщиков в империи. Надо сказать, что практически все основные участники убийства государя Павла I были масонами или связаны с ними. Павел, несмотря на свои игры с европейским масонством, стал проводить национально ориентированную политику, бросил вызов Англии, поэтому его и устранили.

В царствование императора Александра I деятельность масонских лож была восстановлена. В Петербурге была основана «Великая ложа Астрея» (её создали по английскому образцу - по примеру Великой Ложи Англии). Её Великим Мастером стал граф В. В. Мусин-Пушкин. Среди масонов были многие будущие «декабристы», в том числе и руководитель Южного общества декабристов - Павел Пестель. К моменту закрытия в 1822 году Великая Ложа Астрея насчитывала 19 лож, а её конкурент Великая Провинциальная Ложа - 7 лож. Суть масонства в России хорошо показывает восстание декабря 1825 года (среди лидеров восставших преобладали масоны). Вопреки навязанному советским и российским жителям мнению о «декабристах, как «рыцарях без страха и упрёка», это были настоящие «враги народа». Они планировали не только превратить Россию в слабое децентрализованное государство (конституционную монархию или республику), но и расчленить её на федерацию (или конфедерацию) из нескольких самостоятельных, обособленных территорий. Царская династия подлежала уничтожению. Россия в случае победы «декабристов» была бы превращена в легкую добычу западных колониальных империй.

В дальнейшем деятельность масонства ушла в подполье, переместившись в культурную сферу. Только в правление государя Николая II их деятельность была легализована. Это стало ещё одной ошибкой правительства Николая II. Значительная часть высокопоставленных участников Февральской революции («февралистов») были масонами. Они мечтали переделать Россию по образцу Англии или Франции. Их деятельность привела к развалу империи и миллионам жертв.

13 января 1822 года в России запретили деятельность всех тайных обществ и масонских лож, а в 2007 году самая загадочная организация мира вновь открыла свою ложу в России. Сегодня в неё уже входят около 400 человек. В обзоре сайта "Культурология " собраны факты о масонах в России. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ними ознакомиться.

Масонство, история которого насчитывает 300 лет, и сегодня остаётся самой закрытой организацией. Масонам приписывают несметные богатства, невероятное влияние в мире, тайные заговоры, революции и свержение правителей.

История масонства

Масонство зародилось в Лондоне 24 июня 1717 года. В тот день 4 ложи, в которые входили ремесленники и которые назывались по тавернам, где ремесленники собирались — "Яблоко", "Корона", "Виноградная кисть", "Гусь и противень", — объединились и стали Великой ложей Лондон. Позже в братство "вольных каменщиков" начали вступать знать, коммерсанты и интеллигенция. Этот день и сегодня члены ложи отмечают как главный масонский праздник.

Некоторые историки утверждают, что в России масонство появилось в середине XVIII века, а его основателями были Петр I и его соратники Франц Лефорт и Патрик Гордон. Но документального подтверждения эта версия не имеет.

Женщинам в масонство путь закрыт

Известно, что российская масонская ложа собирается раз в месяц. У кандидата в масоны должны быть рекомендации 2-3 "братьев". Обязательное условие – пройти "опрос под повязкой" (на глазах). Главный вопрос, который задают претенденту, – его мотивы вступления в ложу. Голосование проходит белыми и чёрными шарами. Если кандидат набрал 3 чёрных шара, то для него закрыт доступ не только в масонскую, но и в любую другую тайную ложу.

На заседании ложи действующие её члены читают доклады морально-философского характера, так называемые "зодческие работы". После официальной части – агапа (ужин). Первый тост масоны обязательно поднимают за Россию, второй – за президента России, а третий – за ложу. Женщин в "вольные каменщики" не принимают.

Масонские символы связаны со строительной тематикой

Масонские символы связаны в своём большинстве со строительной тематикой: линейка и отвес – символ равенства сословий, молоток — символ того, что члены ложи не отказываются от профанской жизни, циркуль — символ общественности, угломер – символ справедливости. Кроме этого, масонскими символами считают пятиконечную и шестиконечную звезды, треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком, круглую шляпу, гроб, череп, кости, камень и проч.


Масонские символы можно увидеть на российских медалях и монетах царского времени. Существует мнение, что герб СССР содержит сразу несколько масонских символов. Молот – один из главных атрибутов масонства, серп — символ смерти, а пересечение двух этих символов трактуется как установление и удержание власти масонов при помощи самых жестоких самых кровавых репрессий. Колосья пшеницы приверженцы этой версии трактуют как символ богатства, денег и процветания.

Если говорить о других странах, то масонский знак есть и на долларовой купюре США. Впрочем, принадлежность большинства американских президентов к масонству сегодня не вызывает сомнения.


На украинской купюре достоинством 500 гривен — "Всевидящее Око". Этот элемент является частью рисунка "Пифагоров треугольник" украинского поэта и философа Григория Сковороды. На украинской монете достоинством 1 гривна (выпуск 2001 года) есть акация, которая является священным деревом масонов и обозначает бессмертие.

В российских столицах можно проводить экскурсионный тур по масонским достопримечательностям


Знатоки архитектуры Москвы уверены, что в российской столице вполне можно организовать тур "Москва масонская". До нашего времени сохранились здания с масонскими символами, возведённые в XVIII веке архитектором-масоном Василием Баженовым: усадьба "Царицыно" и Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Есть масонские знаки и на особняке известного масона князя Гагарина в Гагаринском переулке, и на старом здании МГУ на Моховой.


Но всё же самым масонским городом России является Санкт-Петербург. В культурной столице России и сегодня сохранено несколько тысяч масонских артефактов: Строгановский дворец, Казанский собор, Михайловский замок, купола Троицкого собора – на каждом из этих зданий есть масонские знаки и символы.

У масонов есть тайные знаки

Ни одна из масонских лож не примет приезжего масона без рекомендательного письма или телефонного звонка из "братской ложи". Обнаружив в своём кругу чужака, масоны, предупреждая друг друга, говорят: "Дождь идет". Призыв всемирной пионерской организации "Будь готов!" — чисто масонский девиз.

Масоны называют немасонов "профанами"

Слово "профан" по отношению к не членам тайной ложи масоны используют в его первоначальном смысле – "pro fane", что означает "стоящий у порога". Это указывает, что человек не посвящен в тайны Ордена. Поэтому "профан" у масонов — слово не оскорбительное. Да и словарь Ожегова трактует это слово как "несведущий в какой-либо области".

Среди российских масонов были Пушкин и Керенский


Алгоритма, по которому можно вычислить принадлежность человека к масонской ложе, не существует. Списки своих членов эта тайная организация хранит в строжайшей тайне. Если сам человек открыто не подтвердил, что он состоит в ложе, то получить достоверный ответ на вопрос о масонстве невозможно.

По неподтверждённым сведениям, масонами были Пушкин, Кутузов, Радищев, Суворов, Фонвизин, Карамзин, Муравьев-Апостол, Рылеев, художник Брюллов, Петлюра, композитор Римский-Корсаков, князья Волконские, Голицыны, Вяземские, Трубецкие, Куракины, Разумовские.

Интересный факт
Любимый композитор масонов – Моцарт. По легенде, он был отравлен, поскольку раскрыл масонские тайны в своей "Волшебной флейте". Когда "Волшебную флейту" исполняют в Венской опере, несколько десятков человек в зале обязательно встают — это масоны.

Главные герои конспирологических теорий, главные подозреваемые в стремлении к мировому господству и участии в политических заговорах, главные хранители секретных знаний, главные любители тайных символов и затейливых рукопожатий… «Вокруг света» разобрался, кто же такие масоны на самом деле.

Говорят, что масоны тайно правят миром. Это правда?

Это заблуждение. Они просто не смогли бы этого делать: на заседаниях ложи запрещается спорить о государственной политике и религии. Это прописано в Конституции Андерсона - масонском уставе, разработанном членом Великой ложи Англии братом Джеймсом Андерсоном в 1723 году. Масоны «строят» мир только в вопросах культуры, науки и духовных ценностей. Эти законы соблюдаются до сих пор. Цель масонов - не захватить мир, а сделать его лучше, совершеннее.

Что же такое совершенный мир, с их точки зрения?

В масонской символике есть три добродетели - красота, сила и мудрость. Идеальный мир тот, где каждый возводит на этих опорах храм внутри себя. Масонство основано на чувстве единства Жизни и Высшего Нравственного Закона. Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» - закон для вольного каменщика. Братья должны неукоснительно следовать ему и в ложе, и в мире «профанов» - людей непосвященных. У каждого ордена есть свое предназначение: госпитальеры занимались медициной, тамплиеры создали, по сути, саму основу государственности и экономическую систему мира, а масоны развивают культуру и науку.


А как же строительство? Ведь масоны называют себя «вольными каменщиками»?

Первоначально масонами действительно были профессиональные каменщики, заключившие тайные союзы для распространения в своем кругу секретных технологий. Это называлось оперативным масонством. В начале XVIII века в масоны стали брать людей, не имеющих отношения к строительству, - так появилось умозрительное символическое масонство. Сегодня люди приходят в ложи, чтобы проще было овладевать знаниями, духовно обогащаться.


Ученик: разобраться в себе

Но знаниями можно овладевать в соответствующих институтах. Зачем нашим современникам для этого становиться масонами?

Масонская ложа тоже своего рода институт, а вдобавок коллектив единомышленников. Это братство людей с общими целями по совершенствованию себя и мира. Есть два способа постигать мир. Один научный - когда мир исследуют как собрание атомов, молекул или элементарных частиц, раскладывая его на составляющие. И есть способ духовный, при котором мир воспринимают как единое целое, храм, где обитает Дух. Вот за этим Духом, за Тайной идут в масоны.

История: За каменной стеной

По легенде, тайное общество масонов было основано последователями архитектора Хирама, главного строителя храма Соломона. Слово «франкмасон» переводится со старофранцузского как «вольный каменщик». Философия масонов опирается на уставы, уложения и регламенты древних строительных гильдий и философию монотеистических религий. Считается, что первый масонский съезд был проведен в Йорке в 926 году. В 1717-м состоялось первое собрание Великой ложи, а в 1721-м брату Андерсону поручили составить свод постановлений из сохранившихся документов строительных товариществ. Этот устав был признан Конституцией нового ордена. В 1731 году Великий магистр Великой ложи Англии лорд Ловел назначил капитана Джона Филлипса провинциальным великим мастером России, а в 1740-е годы в масонские ложи стали вступать русские дворяне. Масонство в России запрещали четыре императора: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. После Октябрьской революции движение также подверглось преследованиям. Новые масонские ложи стали появляться только в 1991 году, после развала Советского Союза, когда были официально разрешены.

Как в ложу попадают новые люди, если это тайная организация?

У большинства лож есть официальные сайты, на которых можно подать заявку на вступление. Но отбор очень строг, и желательно, чтобы хотя бы два брата являлись поручителями вступающего и несли за него ответственность. Соискатель должен быть старше 21 года. Исключение делают только для детей масонов: их принимают в ложу с 18 лет. Ведь они с детства воспитываются в этой среде и у них уже есть поручители. В любом случае соискатель должен быть человеком самостоятельным и финансово независимым, понимающим, зачем он решился на этот шаг. Руки и помыслы братьев чисты - будущий масон обязан не иметь долгов, судимостей, конфликтов с существующей государственной властью.


А если помыслы не чисты? Если человек хочет стать масоном из соображений личной выгоды?

Это недопустимо. Даже в ритуалах присутствует символическое предупреждение тем, кто хочет вступить в масонскую ложу из любопытства или корыстных и карьерных соображений. Но всегда находятся те, кто ищет полезных знакомств и прочей выгоды, поэтому, перед тем как принять профана в свои ряды, братья долго приглядываются к нему. Практикуются так называемые открытые встречи, где гости вместе с масонами обсуждают вопросы культуры, искусства и науки. Обычно такие встречи проводятся в кафе или ресторане. Когда братство вводит в свой круг нового члена, практикуется «опрос под повязкой», неоднократно описанный в литературе: соискателя с завязанными глазами заводят в храм, где его спрашивают, зачем он хочет вступить в ложу. После чего мастера голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат наберет три черных шара, во вступлении ему откажут и возможности еще раз войти в храм у него уже не будет.

Что такое масонский храм, как он выглядит?

Храм - чисто символическое обозначение. Это помещение, которое символизирует место перед храмом Соломона, где жили и работали древние строители. Храмом может стать любое оформленное по канонам место с алтарем и креслами для заседаний братьев. В России масонские собрания проходят в частных или арендованных домах, ничем не выделяющихся из городского пейзажа.


Имеет ли значение религиозность соискателя для вступления в масонскую ложу?

Первые масоны пытались создать союз людей свободных и добрых нравов всех рас, национальностей и вероисповеданий. Девиз вольных каменщиков - «Свобода. Равенство. Братство». Но так сложилось исторически, что в масоны принимали только тех, кто верит в Бога и в бессмертие души. При этом не принципиально, будет брат христианином, мусульманином или буддистом. В масонстве существует понятие универсальной высшей силы - Великий Архитектор Вселенной. Для кого-то это христианский Бог, для кого-то Аллах. Профан приносит клятву, положив руку на священную для него книгу - на алтаре масонского храма рядом могут лежать Библия, Коран и Тора. Сейчас появилось так называемое либеральное масонство, куда, в отличие от регулярного, стали принимать атеистов и агностиков.

А женщин берут в масоны?

Согласно конституции Андерсона, масоны - мужское братство, но, например, «Великий восток Франции» в 1774 году начал принимать в свои ряды женщин. Сегодня женские ложи есть и в России, к примеру «Большая медведица». Дабы избежать раздоров между братьями, женщины и мужчины до сих пор постигают масонские истины отдельно и встречаются только на совместных работах Великой ложи. В любом случае считается, что независимо от религиозных убеждений, пола и национальности достойный соискатель верит в высшее предназначение Человека и Человечества и благодаря этой вере совершенствует окружающую действительность.


Подмастерье: познать мир

Вступая в ложу, профан начинает менять мир. Кто поручится, что он делает это правильно?

Чтобы менять мир, надо его познать. Путь познания подразумевает три ступени: ученик, подмастерье, мастер. Чтобы стать мастером, то есть полноценным масоном, брат должен заниматься саморазвитием, изучать науки, такие как геометрия, астрономия, философия, алхимия. Он должен защищать выполненные им зодческие работы, в которых будет отражено его понимание символики ордена и собственное восприятие мира. Это не обязательно доклад. Например, Бетховен выражал свое понимание масонства в музыкальных произведениях, а Пушкин писал стихи. Когда уровень знаний у брата начинает соответствовать следующей ступени, ложа проводит ритуал перехода с обязательными символическими испытаниями. По достижении уровня мастера дорога познания идет не вверх, а как бы вширь. Все мастера равны.


Но ведь в ложе существуют разные должности?

Безусловно. Во главе локальной ложи стоит Досточтимый мастер, или, по некоторым уставам, Мастер стула. На этот пост выбирают достойнейшего из братьев, тем самым оказывая ему честь. Досточтимый мастер, в свою очередь, предлагает на голосование кандидатуры офицеров - Первого и Второго стражей, Казначея и прочих. Но должность никак не выделяет братьев среди других мастеров, а просто означает работу, за которую они отвечают. У каждого офицера есть своя роль в ритуалах. Плюс существуют и чисто практические задачи: сбор денег на содержание ложи, решение хозяйственных вопросов, переписка с иностранными коллегами - все, как в любой организации, которая работает с внешним миром.

А как у них? Братский мир

Член масонской ложи с 2012 года Марк Б. из Нью-Йорка , рассказал корреспонденту «Вокруг света» Марине Соколовской о жизни забугорных масонов



В массовом сознании масонство окутано тайнами и мистикой. Многим нравится думать, что они станут частью некоего Великого Секрета и будут причастны к тому, чего не знают остальные. Но масонские секреты давно выложены в «Ютубе», обряды и ритуалы можно найти в Интернете, по крайней мере основные.

Несомненно, есть соискатели, рассчитывающие получить выгоды от членства: представляют, что станут серыми кардиналами, будут править « из-за кулисы», ну если не миром, то точно какой-то страной. Это очень смешно! По нашим правилам, масоны должны быть преданы собственному государству и чтить его законы. О каком мировом заговоре может идти речь? Ведь если случится война, масоны обязаны воевать за свою страну, даже друг против друга.

Возможно, лет сто назад все правители были членами ложи, но сейчас я не вижу масонов среди главных мировых политиков. Вообще за последние 70 лет состав ложи очень изменился. Те, кому за 70, - совсем другие масоны. Я видел таких в Израиле, вижу в США. Это элита. Теперь элитарность исчезла. Она еще сохранилась, например, в основной ложе - в Англии (именно оттуда выдаются лицензии другим странам): там братом не может стать каждый желающий. Или в Норвегии, где членами ложи традиционно были представители королевской семьи. «VIP -ложа» и в Иордании, в нее входит король.

А в США, например, в ложе можно встретить даже разнорабочих: вступление стоит около 100 долларов, и еще мы платим 20 долларов в год. Тут все просто: подай заявление через Интернет, пройди интервью, где главное показать себя адекватным человеком, - и добро пожаловать в масоны! Я не встречал пока кого-то, кому бы отказали в США. А в Израиле вступить стоит не менее тысячи и взносы в год выше, масонов там, по-моему, всего около двух тысяч человек.

Немного масонов и в России. Глава масонской ложи здесь - видный политический деятель, насколько я помню, из коммунистической партии. Что явно противоречит принципам масонства. Однако лицензию у них никто не забрал.

В традициях и правилах нашего общества помогать друг другу. Но на деле… Когда я из Израиля переехал в США, у меня совсем не было связей. И я пришел на собрание и сказал, что только прибыл. Никто не спросил, нужна ли помощь, хотя по правилам должны были.

Тогда я поинтересовался сам, есть ли работа для меня. В ответ люди покачали головами - и на этом все. Больше я никого не спрашивал и всего добился сам.

А в целом у нас быт как у обычных людей, жизнь как у обычных людей. Разница в том, что иногда мы собираемся для наших ритуалов, а еще знаем специальные пароли, без которых никуда.

И как масоны работают с внешним миром?

Основное «внешнее» направление деятельности масонских лож - благотворительность. Масоны организуют фонды, делают частные пожертвования больницам, хосписам, детским домам. У ложи есть несколько источников доходов. Во-первых, существуют вступительные и членские взносы. На сайте Великой ложи России обозначено, что первоначальный платеж составляет 10–20 тысяч рублей, а ежегодный - 6–10 тысяч. Эти деньги обычно тратятся на содержание ложи и ее работу. Во-вторых, после каждого собрания наполняется «кружка вдовы» - сосуд, в который любой брат может положить сумму по своему усмотрению. Деньги отсюда идут как в кассу взаимопомощи, так и на благотворительность. Но чаще члены братства принимают участие в благотворительности независимо от этих взносов, даже если они не слишком состоятельные люди.

А среди масонов таких много? Ведь считается, что в этот круг входят звезды эстрады, политики и бизнесмены? Кто из медийных российских личностей сейчас состоит в масонской ложе?

Такую информацию вы нигде не найдете. По масонскому уставу, профаны не должны знать, кто входит в ложу, пока брат сам не заявит публично, что он масон. Разглашать собственный статус не запрещено, но нельзя рассказывать о тех людях, которых масон видел на собрании ложи. Единственное, что мы можем утверждать про масонов России, - сегодня это представители среднего класса. И там не так много известных личностей. В нашей стране масонское движение не столь популярно, как, например, в США. За рубежом в состав лож входят многие известные и влиятельные люди. Но там и масонские храмы вполне официальны. В США, Великобритании, Израиле можно увидеть на зданиях таблички, на которых указано, что здесь располагается Великая ложа. А в России ложа может быть зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью. Например, Русская великая регулярная ложа зарегистрирована как Некоммерческое партнерство «Ассоциация развития искусства обработки камня „Русская великая регулярная ложа“», а Великая ложа России - как Некоммерческое партнерство общества древних принятых масонов шотландского обряда.


Мастер: побеждая смерть

Если все так зашифровано, то как узнать масона среди обычных людей?

Масона может узнать только другой масон. Сохранилась система секретных слов и рукопожатий, но в век современных технологий они скорее дань традиции. Сегодня уже существуют масонские удостоверения, а если брат отправляется в заграничную ложу, туда посылается электронное письмо. И о собраниях теперь оповещают в соцсетях и мессенджерах, а с иностранными братьями философские вопросы обсуждают на форумах. Конечно, у каждого масона из внешних атрибутов должен быть фартук, перчатки и перевязь, но эти предметы надеваются только для проведения храмовых ритуалов и не должны использоваться в миру. Даже рассказывать об их назначении и ритуальной символике строжайше запрещено.


А что будет, если брат нарушит запрет и обнародует секрет ложи?

За разглашение масонской тайны уставами ордена предписано наказание: масона могут «усыпить». Это означает, что брат навсегда исключается из рядов посвященных и больше не может посещать собрания и заходить в храм. Но тот, кто однажды стал масоном, остается масоном навсегда. Поэтому исключенных братьев и называют уснувшими. Такое наказание может последовать и за систематическое непосещение собраний без уважительной причины, за недостойное поведение, например уход из семьи. Каждый случай масонский суд разбирает отдельно. Изгнать могут и за участие в экстремистских, террористических, нацистских или любых других политических организациях, чьи цели противоречат идее мирного созидания. У брата заберут масонское удостоверение, которое открывает двери других лож, и больше никогда не примут в свои ряды.


Это очень напоминает исключение из партии. Можно ли провести такую параллель?

Как известно, Сталин масоном не был. Вопрос с Лениным до сих пор остается открытым. Но Советский Союз действительно напоминает попытку создать идеальное масонское государство, где любой сын тракториста может стать руководителем колхоза. Тот же девиз - «Свобода. Равенство. Братство», те же обозначения - Генеральный секретарь, Верховный совет. Устройство масонского ордена аналогично устройству любого рыцарского или монашеского, но цели у всех разные. Все закрытые общества отличаются друг от друга тем, что они несут в этот мир. Каждый строит свой храм внутри себя и свой идеальный мир вокруг.

Карта: Знаковые места Москвы


1. Московский государственный университет на Моховой - шестиконечные звезды, лжеколонны.

2. Дом Юшкова (Мясницкая, 21) - здание построено в форме рога изобилия.


3. Храм Василия Блаженного - шестиконечные звезды (символы расположены внутри).

4. Храм Христа Спасителя - шестиконечные звезды в убранстве храма.


5. Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Б. Ордынка, 20) - шестиконечные звезды, колонны, балдахин Великого мастера на месте иконостаса.


6. Донской монастырь (на Шаболовке) - лучезарная дельта.


7. Институт Склифосовского - лучезарная дельта на фасаде.

8. Посольство Республики Абхазия (Гагаринский переулок, 11) - лучезарная дельта, молоток, раковины с жемчугом, наугольник.


9. Государственный музей А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) - три кольца на фасаде.

10. Ресторан Центрального дома литераторов - масонские звезды в интерьере.


11. Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках - ветка акации над главным иконостасом.

12. Дом страхового общества «Россия» - под одним из балконов фигурка саламандры.

13. Донское кладбище - на могильных памятниках много лучезарных дельт.

14. Английский клуб (Тверская, 21) - с левой стороны от центральной колоннады окно в обрамлении двух колонн (Яхин и Боаз), химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)

15. Памятник Калашникову - циркуль и треугольник на постаменте - предмет многочисленных дискуссий в Интернете. Многие видят в изображении намек на масонские символы. Скульптор Салават Щербаков считает это бредом.

Фото: ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (X2), LEGION-MEDIA , РУСЛАН ШАМУКОВ / ТАСС, ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (Х3), LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES (X2), ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ, GETTY IMAGES, ЮЛИЯ БАТУРИНА, АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ, ЕЛЕНА КОРОМЫСЛОВА, ОКСАНА АЛЕШИНА, ТАТЬЯНА БЕЛОВА, LANA1501 / ФОТОБАНК ЛОРИ, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP

Серков А.И., к.и.н.

Ключевые слова: масоны, масонские ложи, тайное общество, Россия, император, Запад.

Летом 1822 года император Александр 1 направил на имя управляющего Министерством внутренних дел В.П. Кочубея (как и большинство упомянутых ниже лиц сам В.П. Кочубей был масоном .

Граф Виктор Павлович!

Беспорядки и соблазны, возникшие в других Государствах от существования разных тайных обществ, из коих оные под наименованием лож Масонских, первоначально цель благотворения имевших, другие занимались сокровенно предметами политическими, в следствии обратились ко вреду спокойствия Государств и принудили в некоторых сии тайные сообщества запретить <…>.

1-е. Все тайные общества, под какими бы наименованиями он не существовали, как то: Масонских лож или другими, закрыть и учреждения их впредь не учинять.

2-е. Объявляя о том всем членам сообществ, обязать их подписками, что они впредь ни под каким видом, ни масонских, ни других тайных обществ, ни под каким бы благовидным названием они ни были предлагаемы, ни внутри Империи, ни вне ее, составлять не будут.

3-е. Как несвойственно Чиновникам, в Службе находящимся, обязывать себя какою-либо присягою, кроме той, которая законами определена, то постановить в обязанность всем Министерствам и другим Начальствам, в обеих Столицах находящимся, потребовать от чиновников, в ведомстве их служащих, чтоб они откровенно объявили: не принадлежали ли они к каким-либо масонским ложам, или другим тайным обществам в Империи или вне оной и каким именно?

4-е. От принадлежащих к оным взять особую подписку, что они впредь принадлежать уже к ним не будут, есть ли же кто так оного обязательства дать не пожелает, тот не должен оставаться на службе.

5-е. Постановить в обязанность Главноуправляющих в Губерниях и Гражданских губернаторов строго соблюдать: во-первых, ч тоб нигде, ни под каким предлогом не учреждалось никаких лож или тайных обществ; во-вторых, чтоб все чиновники, кои к должностям будут определяемы, обязываемы были, на основании статей 3-й и 4-й подписками, что они ни к каким ложам или тайным обществам не принадлежат и впредь принадлежать не будут, без таковых подписок они на места или в Службу определяемы не могут …

Вы не оставите сделать все нужное к исполнению сего распоряжения, сообща об оном и другим Министерствам, для единообразного по сему предмету руководства.

На подлинном написано: АЛЕКСАНДР

Каменный остров. Августа 1-го 1822 года.

Было постановлено собрать от чиновников подписки по трём формам:

Министерство NN

Департамент NN

Я ниже подписавшийся объявляю, что я принадлежал к ложе братьев Масонов именуемой NN состоящей в NN (имя города) или таковому другому тайному обществу, и что на основании последовавшаго ныне Высочайшаго повеления обязываюсь я отныне впредь ни сей ложе и ни каким другим ложам или тайным общества как в Империи, так и вне ея находиться могущих не принадлежать и ни каких сношений с ними не иметь.

Мы ниже подписавшиеся объявляем, что мы не принадлежим ни к каким ложам Масонским или иным тайным обществам, внутри Империи или вне ея существовать могущим, и что мы и впредь принадлежать не будем.

Я ниже подписавшийся сим объявляю, что я ни к какой Масонской ложе и ни к какому тайному обществу, ни внутри Империи ни вне оной не принадлежу» .

Следует подчеркнуть, что в рукописном варианте подлинника рескрипта было подчеркнуто ключевое слово указа «политическими»: «…занимались сокровенно предметами политическими» .

Приведенная фраза рескрипта не оставляет сомнений в главной причине запрета тайных обществ в России.

Первым европейским примером запрета масонских лож в Европе был указ о запрете масонских лож в Испании, который был издан королем Фердинандом VII, после его возвращения на престол после наполеоновского господства в стране. Несомненно, что королевский указ был продиктован стремлением искоренить французское «либеральное» влияние, сказавшееся не только в конституции страны 1812 года, но и в масонстве. Немалую роль в запрете масонства в Испании сыграл и Орден иезуитов, который как и в целом господствующая церковь, яростно боролся против масонского влияния.

После начала распространения либеральных идей в российском масонстве (отмена высших степеней, введение принципов выборности должностных лиц в ложах), уже в 1814 году, министр народного просвещения А.К. Разумовский (не без влияния Ж. де Местра) также стал склоняться к идее запрета масонства в России (по примеру Испании). Однако решительное вмешательство его духовного руководителя в масонстве И.А. Поздеева (известен как прототип Баздеева в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого) повлияло на сохранение прежнего положения в России, когда масонство считалось «терпимым правительством».

Компромисс в России к 1815 году удалось достичь благодаря тому, что на ряд руководящих должностей в российском масонстве были поставлены руководители и чиновники Особенной канцелярии Министерства полиции (затем внутренних дел), которые были ответственны за контроль над масонством в стране . Все ложи в Российское империи должны были сообщать в Особенную канцелярию о всех кандидатах к посвящению в масонство, а также посылать в этот правительственный орган ежемесячные отчёты о своих заседаниях.

Поворотным в отношении к масонству со стороны правительства стали 1819 и 1820 годы. Один из руководителей российского масонства Е.А. Кушелев, обеспокоенный развитием «либерализма» (в это время стало известно о деятельности декабристского Союза благоденствия), а также отсутствием ежемесячных отчетов о деятельности, пишет записку императору, в которой высказывает мнение о проникновении опасных тенденций в масонство, а, следовательно, о необходимости его запрета .

Неблагоприятные для масонства известия приходят из-за рубежа. В феврале 1820 года масон Лувель, французский рабочий и бывший наполеоновский солдат, убивает герцога Беррийского, а в августе того же года связанная с Великим Востоком Франции организация Друзья Истины обвиняется в подготовке вооружённого восстания . Затем последовала целая череда революционных выступлений, в которых не последнюю роль играли масонские и типологически сходные с ними организации (карбонарии, этеристы). Наиболее яркими были революционные события в Италии и Испании в 1820–1821 гг. Александр I знал, что венты итальянских карбонариев были построены по образцу масонских лож, а сами ложи зачастую превращались в филиалы революционной организации. В Испании дело обстояло примерно так же. Зная о существовании декабристских обществ, о распространении оппозиционных настроений в ложах союза Астреи, положение о борьбе с деспотизмом как одной из целей высших степеней лож шведской системы, Александр I вполне обоснованно опасался, что масонские ложи в России могут быть использованы по примеру Италии и Испании в революционных целях. Примером стал запрет масонских лож в 1820 году в Модене, а в 1821 — на Сицилии.

Одновременно поднимается целая буря обвинений вольных в иллюминатстве. Особенно усердствовали в подобных обвинениях иезуиты. Боязнь «иллюминатства» стала характерной чертой власть предержащих. Намечается в целом переход российского императора от политики просвещённого абсолютизма к более консервативному курсу во внутренней политике. Первым отголоском изменения правящих кругов к масонству стало запрещение 29 июня 1821 года печатать масонские песни .

Одна за другой, в том числе и по высочайшему повелению были закрыты масонские ложи на национальных окраинах (в Полтаве, Кишинёве). Например, А.С. Пушкин в письме В.А. Жуковскому в 20-х числах января 1826 года писал: «Я был масон кишиневской ложи, т. е. той, за которую уничтожили в России все ложи» .

Но основные события развернулись в губерниях, которые находились под управлением цесаревича Константина Павловича. Первоначально «вследствие доноса и жалобы, поданной на одного из сочленов [С. Мицканевского] на общество вольных каменщиков в Вильне, его императорскому величеству благоугодно было высочайше закрыть масонские ложи, в литовских губерниях существовавшие, и принять в рассмотрение орденские бумаги и Архивы» . Тенденциозно составленный доклад в результате этого рассмотрения утверждал, что масонские ложи на западных окраинах Российской империи носят опасный характер и что некоторые ложи вошли в связь с итальянскими карбонариями через некое общество «дровосеков» . Подобный доклад не мог не насторожить Константина Павловича, и 25.9.1821 года последовало от него следующее повеление польско-литовским масонам: «Обстоятельство теперешнее есть такого роду, что всякое тайное собрание может возбудить подозрение даже тогда, если бы оне собирались и в самом лучшем намерении. По сей причине мы приглашаем Верховное Собрание франкмасонов в Польше закрыть работы, равно как приказать закрыть работы всех лож прочих до неопределенного времени» .

Однако для консерваторов и эти меры оказались недостаточными. Между тем была предпринята попытка доказать возможность предотвращения опасного развития масонских лож в России. О ней в начале 1822 года Ф.П. Ключарев писал в письме С.С. Ланскому: «Павел Иванович [Голенищев-Кутузов] представлял Императору, что он исправит в России расстроенное масонство. Чего от него не станется!» .

О том, что вопрос о закрытии лож был предрешен еще весной 1822 года, свидетельствует и прекращение работ в масонстве «по обстоятельствам службы» Ф.Н. Глинкой . В своих показаниях во время следствия по делу декабристов он говорил: «Даже общество масонов оставил я за несколько месяцев до общего высочайшего повеления на закрытие лож. И сие сделал я по воле Государя, изъявленной мне не как повеление, но в виде желания» . Отметим, что вероятно одной из причин выхода Ф.Н. Глинки из лож и прекращения его контактов с декабристами было наблюдение за ним после доноса М.К. Грибовского в мае 1821 года.

Как иезуиты на Западе, так и часть консервативного духовенства в среде православной церкви постоянно боролись с масонством. Предпринятые правительством шаги казались им недостаточными. Архимандрит Фотий (Спасский) жаждал искоренения масонства в России как такового, а не только нейтрализации революционных влияний. После встречи 5.6.1822 года Фотия с императором, когда первый настойчиво твердил о тайных врагах государства, участь масонства в России была предрешена . Архимандрит был сторонником теории всемирного масонского заговора, он обвинял вольных каменщиков во вмешательстве в политику, экономику, социальную сферу, религию, желании ниспровергнуть алтари и престолы.

Таким образом, 1 августа 1822 года масонство в России было запрещено официально. Если ранее Екатерина II и Павел I объявляли свои запреты в «частном порядке», доводя до сведения руководителей масонов о своей воле, то Александр Благословенный заявил о своей воле всенародно…

Укажем, что одним из первых подписку дал цесаревич Константин Павлович. Подписки в 1822 году собирались параллельно: как в ложах, так и по месту службы. Сохранились они в делах государственных учреждений и местных губернских правлений, а также были скопированы для Особенной канцелярии Министерства внутренних дел .

Сохранившиеся подписки подчас предоставляют уникальный материал. Например, Д.Д. Градовский показал, что он был членом Союза благоденствия . Отметим, что он не был привлечен к следствию по делу декабристов, но за ним был установлен тайный надзор. Об участии в этой же организации в Москве заявил бывший поручик И.М. Любовский . Подписки давали даже священники. Например, протоиерей русской дипломатической миссии в Берлине И.Б. Чудовский (1765 — 1838) в своей подписке сообщил о членстве в одной из берлинских лож в начале века.

Содержатся в подписках и сведения о неизвестных ранее организациях. Например, Е.К. Мейендорф в своей подписке рассказал о создании тайного общества в среде молодых офицеров . По подпискам можно судить о численности и составе масонского Ордена в России в конце XVIII — начале XIX вв., некоторые из них свидетельствуют о связях с зарубежными ложами, раскрывают историю отдельных организаций, устанавливают участие отдельных лиц в масонских ложах (среди наиболее развернутых и интересных назовем подписки М.М. Сперанского, П.П. Реннемана, Я.И. де Сангелена, И.С. Горголия).

Запрет масонства в 1822 году вольные каменщики, например, С.С. Ланской (будущий министр внутренних дел и один из инициаторов отмены крепостного права), встретили с огорчением и даже неудовольствием , однако вынуждены были дать подписку о непринадлежности к ложам. Большинство вольных каменщиков считало, что император хочет лишь обезопасить страну от происков иллюминатов, карбонариев, революционеров, проникших в ложи, но сам симпатизирует масонству. Поэтому даже в 1826 г. П.А. Болотов (сын просветителя) писал своему собрату по масонству Д.Д. Градовскому: «Хочу заметить вам, любезный мой! что не малое упущение сделали вы, не упомянув в подписке <…>, что ложа <…> учреждена была с дозволения правительства , а того еще более, что вы в заключении сделали слишком решительное отречение и обещание не принадлежать каким (хотя и сказано двусмысленно) другим , но недомолвили: тайным бы правительству обществам» . Иными словами, масоны рассчитывали, что запрет на их деятельность окажется непродолжительным и вскоре будет разрешён правительством.

Большинство лож было распущено, началось уничтожение масонских знаков, утвари, документов. Например, в Минской губернии все масонские бумаги были сожжены, знаки переплавлены, а оставшееся имущество и деньги были переданы Мариинскому госпиталю . Аналогичная участь постигла и документы значительной части лож в России и Литве.

Были и случаи «неповиновения». Например, один из руководителей одесских масонов, А. Шалле, отказался давать подписку, ссылаясь на то, что он является французским подданным и членом «французской» ложи . Полную хитросплетений подписку дал и П.И. Голенищев-Кутузов .

Еще одной мерой для борьбы с масонством стал императорский указ от 14.5.1825 года об изъятии книг, «противниками веры», которые сами вольные каменщики характеризовали как «дикий». В числе запрещённых изданий казались столь ценимые масонами сочинения Я. Бёме, все книги «Сионского вестника», «Таинство креста» Дузетана . Отметим, что тема цензурных гонений на масонские издания представляет собой отдельную тему и поэтому подробно не рассматривается здесь.

Следующим этапом в искоренении масонства в России стал рескрипт Николая I министру внутренних дел от 21 апреля 1826 года . Этот документ, появившийся как отголосок на восстание декабристов, часто расценивается в литературе как повторение указа о запрете масонских лож и тайных обществ. Но как следует из текста, это не было новым запретом, император не нашел нужным повторять уже изданный его братом Александром I указ. Рескрипт Николая I давал шанс масонам и членам тайных обществ, не сознавшимся во время подписки 1822 года, освободиться от ответственности, предоставив правительству правдивые сведения о своей деятельности. В рескрипте Николай I сообщал, что во время следствия над декабристами выяснилось, что ни один из членов тайных обществ не сообщил о них во время подписки, проводившейся согласно указу 1 августа 1822 года. Царь находил, что многие члены декабристских организаций были вовлечены туда обманом, при вступлении не приносили присяги, а также вскоре оставили тайные общества. По мнению Николая I, такие доводы хотя и существенно смягчали вину, но не освобождали от ответственности лица, позволившие себе обмануть императора (дав неверную подписку). В своем рескрипте Николай I объявлял амнистию для лиц, не показавших свое членство в масонских ложах и тайных обществах во время подписки 1822 года, при условии, что они дадут полные сведения о своей тайной деятельности. Министру внутренних дел предписывалось: «Истребовать по всему Государству вновь обязательства от всех находящихся в службе и отставных чиновников и не служащих дворян в том, что они ни к каким тайным обществам, под каким бы они названием не существовали, впредь принадлежать не будут, и если кто прежде к какому-либо из них, когда бы то ни было, принадлежал, то с подробным объяснением в обязательстве его: под каким названием оно существовало, какая была цель его, и какие меры предполагаемо было употребить для достижения той цели?». Кроме того, каждый, имевший любые сведения о тайных обществах, был обязан сообщить их в подписке. Сокрытие любой информации по этому поводу грозило «строжайшим наказанием, как Государственным преступникам» . Следствием рескрипта стало составление новой подписки: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно и со всей откровенностью объявляю …, что в продолжение всей моей жизни ни к какому тайному обществу не принадлежал и оных ни токмо никогда не посещал, но никакого ни об одном тайном обществе сведений не имею… и принадлежать не буду» . Из приписки к «Форме» следовало, что те, кто к тайным обществам никогда не принадлежал, должны были просто поставить под текстом свою подпись. С остальных требовался подробный отчет.

В пояснительной записке государственный секретарь А.Н.Оленин указывал, что от лица, имеющего информацию о тайном обществе, требовалось сообщить: 1) в какое общество был принят; 2) в какой форме обещал хранить тайну — клятвой или честным словом; 3) если не был формально принят, то: а) не посещал ли? б) не знал ли чего? в) не имел ли разговоров с соучастниками?

Принадлежность к масонским ложам, однако, не являлась основанием для каких-либо преследований. Наказанию подвергались лишь лица, скрывшие свою принадлежность к ложам или тайным обществам.

Например, титулярный советник И.Ф. Околович был заключён на год в Бобруйскую крепость за сокрытие своей принадлежности к масонской ложе