Является немало важной даже в повседневной жизни. Вычитание часто может пригодиться при подсчете сдачи в магазине. Например, у вас с собой одна тысяча (1000) рублей, а ваши покупки составляют 870. Вы, еще не расплатившись, поинтересуетесь: «А сколько же сдачи у меня останется?». Так вот, 1000-870 и будет 130. И таких подсчетов много разных и не освоив эту тему, будет трудно в реальной жизни.Вычитание – это арифметическое действие, в процессе которого из первого числа вычитается второе число, а итогом будет третье.

Формула сложения выражается так: a - b = c

a – яблок у Васи изначально.

b – количество яблок отданных Пете.

c – яблок у Васи после передачи.

Подставим в формулу:

Вычитание чисел

Вычитание чисел легко освоить любому первокласснику. Например, из 6 нужно вычесть 5. 6-5=1, 6 больше числа 5 на единицу, значит, и ответ будет единицей. Можно для проверки произвести сложение 1+5=6. Если вы не знакомы со сложением, то можете прочитать нашу .

Большое число делится на части, возьмем число 1234, а в нем: 4-единицы, 3-десятки, 2-сотни, 1-тысячи. Если вычитать единицы, то все легко и просто. Но допустим пример: 14-7. В числе 14: 1-десяток, а 4- единицы. 1 десяток – 10 единиц. Тогда получаем 10+4-7, сделаем так: 10-7+4, 10 – 7 =3, а 3+4=7. Ответ найден верно!

Рассмотрим пример 23 -16. Первое число 2 десятка и 3 единицы, а второе 1 десяток и 6 единиц. Представим число 23 как 10+10+3, а 16 как 10+6, тогда представим 23-16 как 10+10+3-10-6. Тогда 10-10=0, останется 10+3-6, 10-6=4, тогда 4+3=7. Ответ найден!

Аналогично делается с сотнями и тысячами

Вычитание столбиком

Ответ: 3411.

Вычитание дробей

Представим арбуз. Арбуз – это одно целое, а разрезав пополам, мы получим что-то меньшее, чем единица верно? Половинка единицы. Как это записать?

½, так мы обозначаем половину одного целого арбуза, а если поделить арбуз на 4 равные части, то каждая из них будет обозначаться ¼. И так далее…

вычитание дробей, как это?

Все просто. Вычтем из 2/4 ¼ -ую. При вычитании важно, чтобы знаменатель(4) одной дроби совпадал со знаменателем второй. (1) и (2) – называются числителями.

Итак, вычитаем. Убедились, что знаменатели одинаковые. Тогда вычитаем числители (2-1)/4, так получаем 1/4.

Вычитание пределов

Вычитание пределов – это не сложно. Тут достаточно простой формулы, в которой говорится, что если предел разности функций стремится к числу а, то это равносильно разности этих функций, предел каждой из которых стремится к числу а.

Вычитание смешанных чисел

Смешанное число - это целое число с дробной частью. То есть если числитель меньше знаменателя – то дробь меньше единицы, а если числитель больше знаменателя, то дробь больше единицы. Смешанное число - это дробь, которая больше единицы и у которой выделена целая часть, изобразим на примере:

Чтобы произвести вычитание смешанных чисел, нужно:

    Привести дроби к общему знаменателю.

    Целую часть внести в числитель

    Произвести вычисление

Урок вычитание

Вычитание – это арифметическое действие, в процессе которого ищется разность 2 чисел и ответов является третье.Формула сложения выражается так: a - b = c .

Примеры и задачи Вы сможете найти ниже.

При вычитании дробей следует помнить, что:

Дана дробь 7/4, получаем, что 7 больше 4, а значит 7/4 больше 1. Как выделить целую часть? (4+3)/4, далее получаем сумму дробей 4/4 + 3/4, 4:4 + 3/4=1 + 3/4. Итог: одна целая, три четвертых.

Вычитание 1 класс

Первый класс – начало пути, начало обучения и изучения основ, в том числе и вычитания. Обучение стоит вести в игровой форме. Всегда в первом классе вычисления начинают с простых примеров на яблоках, конфетах, грушах. Используется этот метод не зря, а потому что детям намного интереснее, когда с ними играют. И это не единственная причина. Яблоки, конфеты и тому подобное дети видели очень часто в свой жизни и имели дело с передачей и количеством, поэтому научить сложению таких вещей будет не сложно.

Задачи на вычитание первоклассникам можно придумать целую тучу, к примеру:

Задача 1. Утром, гуляя по лесу ежик нашел 4 грибочка, а вечером, когда пришел домой, ежик на ужин скушал 2 грибочка. Сколько грибочков осталось?

Задача 2. Маша пошла в магазин за хлебом. Мама дала маше 10 рублей, а хлеб стоит 7 рублей. Сколько Маша должна принести денег домой?

Задача 3. В магазине утром на прилавке находилось 7 килограмм сыра. До обеда посетители выкупили 5 килограмм. Сколько килограмм осталось?

Задача 4. Рома вынес во двор конфеты, который дал ему папа. У Ромы было 9 конфет, а своему другу Никите он дал 4. Сколько конфет осталось у Ромы?

Первоклассники в основном решают задачи, в которых ответом будет число от 1 до 10.

Вычитание 2 класс

Второй класс это уже выше первого, а соответственно и примеры для решения тоже. Итак, приступим:

Числовые задания:

Однозначные числа:

  1. 10 - 5 =
  2. 7 - 2 =
  3. 8 - 6 =
  4. 9 - 1 =
  5. 9 - 3 - 4 =
  6. 8 - 2 - 3 =
  7. 9 - 9 - 0 =
  8. 4 - 1 - 3 =

Двузначные числа:

  1. 10 - 10 =
  2. 17 - 12 =
  3. 19 - 7 =
  4. 15 - 8 =
  5. 13 - 7 =
  6. 64 - 37 =
  7. 55 - 53 =
  8. 43 - 12 =
  9. 34 - 25 =
  10. 51 - 17 - 18 =
  11. 47 - 12 - 19 =
  12. 31 - 19 - 2 =
  13. 99 - 55 - 33 =

Текстовые задачи

Вычитание 3-4 класс

Суть вычитания в 3-4 классе – вычитание в столбик больших чисел.

Рассмотрим пример 4312-901. Для начала запишем числа друг под другом, так чтобы из числа 901 единица была под 2, 0 под 1, 9 под 3.

Затем производим вычитание справа налево, то есть из числа 2 число 1. Получаем единицу:

Вычитая из тройки девять, нужно позаимствовать 1 десяток. То есть из 4 вычитаем 1 десяток. 10+3-9=4.

А так как у 4 заняли 1, то 4-1=3

Ответ: 3411.

Вычитание 5 класс

Пятый класс – это время для работы над сложными дробями с разными знаменателями. Повторим правила:1. Вычитаются числители, а не знаменатели.

Итак, вычитаем. Убедились, что знаменатели одинаковые. Тогда вычитаем числители (2-1)/4, так получаем 1/4. При складывании дробей, вычитаются только числители!

2. Чтобы осуществить вычитание, убедитесь, что знаменатели равны.

Попалась разность дробей, к примеру, 1/2 и 1/3, то домножить придется не одну дробь, а обе, чтобы привести к общему знаменателю. Самый простой способ сделать это: первую дробь умножить на знаменатель второй, а вторую дробь на знаменатель первой, получаем: 3/6 и 2/6. Складываем (3-2)/6 и получаем 1/6.

3. Сокращение дроби производится путем деления числителя и знаменателя на одинаковое число.

Дробь 2/4 можно привести к виду ½. Почему? Что из себя представляет дробь? ½ = 1:2, а если делить 2 на 4, то это тоже самое, что делить 1 на 2. Поэтому дробь 2/4 = 1/2.

4. Если дробь больше единицы, то можно выделить целую часть.

Дана дробь 7/4, получаем, что 7 больше 4, а значит 7/4 больше 1. Как выделить целую часть? (4+3)/4, далее получаем сумму дробей 4/4 + 3/4, 4:4 + 3/4=1 + 3/4. Итог: одна целая, три четвертых.

Вычитание презентация

Ссылка на презентацию находится ниже. Презентация рассматривает основные вопросы вычитания шестого класса:Скачать презентацию

Презентация сложение и вычитание

Примеры на сложение и вычитание

Игры на развитие устного счета

Специальные развивающие игры разработанные при участии российских ученых из Сколково помогут улучшить навыки устного счета в интересной игровой форме.

Игра "Быстрый счет"

Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление . Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

Игра "Математические матрицы"

«Математические матрицы» великолепное упражнение для мозга детей , которое поможет вам развить его мыслительную работу, устный счет, быстрый поиск нужных компонентов, внимательность. Суть игры заключается в том, что игроку предстоит из предложенных 16 чисел найти такую пару, которая в сумме даст данное число, например на картинке ниже данное число «29», а искомая пара «5» и «24».

Игра "Числовой охват"

Игра «числовой охват» нагрузит вашу память во время занятий с данным упражнением.

Суть игры – запомнить цифру, на запоминание которой отводится около трех секунд. Затем нужно ее воспроизвести. По мере прохождения этапов игры, количество цифр растет, начинаете с двух и далее.

Игра "Математические сравнения"

Прекрасная игра, с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?

Игра "Угадай операцию"

Игра «Угадай операцию» развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным. На экране даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным. Знак «+» и «-» расположены внизу на картинке, выберите нужный знак и нажмите на нужную кнопку. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Упрощение"

Игра «Упрощение» развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию. На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Визуальная геометрия"

Игра «Визуальная геометрия» развивает мышление и память. Главная суть игры быстро считать количество закрашенных объектов и выбрать его из списка ответов. В этой игре на экране на несколько секунд показываются синие квадратики, их надо быстро посчитать, потом они закрываются. Снизу под таблицей написаны четыре числа, надо выбрать одно правильное число и нажать на него с помощью мышки. Если вы ответили правильно, вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Игра "Копилка"

Игра «Копилка» развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку. Если вы ответили правильно, то вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Развитие феноменального устного счета

Мы рассмотрели лишь верхушку айсберга, чтобы понять математику лучше - записывайтесь на наш курс: Ускоряем устный счет - НЕ ментальная арифметика.

Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Деньги и мышление миллионера

    Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

    Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

1 класс «Г»

Учитель: Мардамшина Татьяна Ивановна

Предмет: математика

Тема: Сложение и вычитание числа 4.

Цель урока : познакомить с приёмами сложения и вычитания числа 4.

Задачи:

Научить пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 4;

Развивать мыслительные операции;

Воспитывать интерес к урокам математики.

Ход урока

1. Организационный момент

Есть у нас минутка к сроку.
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
-Все, что надо под рукой,
Быть должны у нас в порядке
Парта, книжки и тетрадки.

2. Актуализация знаний.

1.Устный счет.

Работа с числовым рядом

На доске записаны числа: 2,1 ,5,6,3,8,9,7,10

Восстановите ряд чисел (к доске выходит 1 ученик).

Какое число в этом ряду лишнее? (10). Почему? Оно двузначное.

Какое число пропущено? (число 4)

Назовите соседей этого числа. (3 и 5)

Назовите следующее число по отношению к 4.

Назовите предыдущее число по отношению к 4.

Какое число на 4 больше, чем 4? (8)

Как называется число 5 по отношению к числу 6? (предыдущее)

Как называется число 7 по отношению к 6? (следующее за ним число)

Как называются числа 5 и 7 по отношению к числу 6? (соседи)

2. Игра «Веселый мяч» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч).

Сосчитай от 1 до 10 через 1

5 это 3 и …

Сосчитай до 10 через 2.

6 это 4 и …

Как называется фигура, имеющая 4 угла?

К 5 прибавьте 1. Увеличьте результат на 2 .

3. Игра «Ромашка»

Какой знак действия вы видите? (знак вычитания). По сколько будем вычитать? (по 4).

Сейчас я вам буду показывать на число, а вы называете только ответ.

(На лепестках записаны числа 4,5,6,7). - ответы детей.

(Знак меняется на +)

Что изменилось? (знак изменился на сложение). По сколько будем прибавлять? (по 4). (Ответы детей)

3.Самоопределение к деятельности.

Давайте вспомним, а как мы прибавляем по 4? (присчитать по 1;, можно сначала прибавить 2, потом еще 2; можно прибавить 3, потом еще 1).

4. Работа по теме урока.

4.1. Самостоятельная работа в тетрадях.

На доске записаны примеры.

На какие 2 группы можно разделить все примеры? (примеры на сложение и примеры на вычитание)

Как по-разному можно прибавить к числу 4? Вычесть из числа 4?

Запишите эти примеры в тетрадь самостоятельно.

Отступаем вниз 1 клетку, записываем примеры в 2 столбика. Не забываем пропускать вправо между столбиками 3 клетки.

(Проверка)

Поднимите вверх обе руки те ребята, кто все примеры решил правильно - погладьте себя по головке. Молодцы!

5.Физкультминутка (Музыкальная)

6. Повторение и закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику. Решение задач с. 141 № 1

Прочитайте задание. (Читает хорошо читающий ученик)

Что вы сейчас прочитали? (Задачу). Докажите, что это задача.

Составление условия задачи.

Составить схему в тетради.

Записать решение

Записать ответ.

2. Расстановка знаков в выражениях

Математика - это наука знаков. В русском языке мы пишем слово «сколько», а в математике заменяем его на знак «?».

А какие еще математические знаки вы знаете? (+,-,<, >, =).

А какие из этих знаков являются знаками сравнения? (<, >, =)

Посмотрите внимательно на доску. Будем части.

8 - 4 * 7 9 * 4 + 6 9 - 4 * 1 + 4

6 * 4 +1 6 - 4 * 5 5+ 4 * 7 - 4

Можно сразу поставить знак? (Нет, потому что слева числовое выражение, а справа число). Разбираем 1 запись.

6.3. Индивидуальная самостоятельная работа

На снежках примеры разной сложности. На синих - самые сложные, на белых - средней сложности, на голубых снежинках записаны примеры для тех детей, которые считают, что они не сильно хорошо справятся с примерами. Выберете для себя соответствующую снежинку. Запишите только ответы.

Проверка задания.

Поднимите руки вверх, у кого правильный ответ. Похлопайте в ладоши.

7. Итог урока

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? Что понравилось больше всего?

Вы все хорошо поработали. Урок окончен.

8. Домашнее задание

На этом уроке мы рассмотрим сложение и вычитание величин. Вспомним, какие бывают величины измерения, как переводить одни единицы измерения в другие, чтобы в дальнейшем их можно было складывать и вычитать. Решим ряд практических задач с использованием разных единиц измерения. Изучим несколько методов сложения и вычитания величин, выраженных в разных единицах измерения. После изучения этой темы вы сможете самостоятельно решать примеры и задачи любой сложности, применять полученные знания на практике и в повседневной жизни.

Решение : 1. Для того, чтобы узнать, на сколько доска стала короче, надо добавить величины одной размерности.

Решение : 1. Складываем значения одного наименования.

1 ч. 25 мин. + 25 мин. = 1 ч. 50 мин.

1. 234 м 56 см + 297 м 75 см

Решение : 1. В письменных приемах все величины выражают в одних и тех же единицах измерения. И дальше выполняют вычисления так же, как с числами. Поэтому вспомним о том, что в одном метре сто сантиметров.

234 м 56 см = 23 400 см + 56 см = 23 456 см

297 м 75 см = 29 700 см + 75 см = 29 775 см

2. После превращения всех величин в одни единицы измерения необходимо найти сумму.

3. Переведем ответ в более крупные единицы измерения.

53 231 см = 532 м 31 см.

1. 344 т 205 кг + 16 т 120 кг

Решение : 1. Переведем каждую величину в одни единицы измерения. Вспомним о том, что в одной тонне тысяча килограммов.

1 т = 1000 кг

344 т 205 кг = 344 000 кг + 205 кг = 344 205 кг

16 т 120 кг = 16 000 кг + 120 кг = 16 120 кг

2. Вычислим сумму в столбик.

3. Переведем килограммы в более крупные единицы измерения и выразим число в тоннах и килограммах.

360 325 кг = 360 т 325 кг

1. 3 ч. 41 мин. - 1 ч. 54 мин.

Решение : 1. Для того чтобы перевести все числа в одни единицы измерения, необходимо вспомнить о том, что в одном часе шестьдесят минут.

1 ч. = 60 мин.

3 ч. 41 мин. = 180 мин. + 41 мин. = 221 мин.

1 ч. 54 мин. = 60 мин. + 54 мин. = 114 мин.

2. Выполним вычисления.

221 - 114 = 107 мин.

3. Выразим ответ в часах и минутах.

107 мин. = 1 ч. 47 мин.

Решите примеры № 1 другим способом.

Решение : 1. Запишем первый пример с одинаковыми единицами измерения друг под другом и выполним вычисления.

Сложение и вычитание вида +4, -4

Цели: - познакомить с приёмами прибавления и вычитания числа 4;

Закреплять знание состава числа 4;

Умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

Совершенствования умения работать в паре; общаться и сотрудничать; высказывать своё мнение и слушать окружающих.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида +4, -4; использовать знаково-символические средства при решении задач; работать в группах; оценивать себя и корректировать свои действия.

Оборудование: Рисунки(дом,заяц, медведь. лиса, петух); презентация; звуковой файл;блок-сигналы (ромашка),кружочки(одна сторона красного цвета-для неправильного ответа,другая сторона зеленого цвета –для правильного ответа;компьютер, пректор, электронный носитель мо математике. 1 класс)

Ход урока

I.Организационный момент

(слайд 1) Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать -

И друг другу помогать.

Вы готовы слушать, рассуждать

и друг другу помогать?

Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.

II.Актуализация знаний

Ребята, сегодня необычный урок математики. Мы с вами отправимся в волшебный мир сказки. Недавно мы с вами познакомились с марийской народной сказкой «Заячий дом». (появляется сказочный герой-заяц(рисунок))

Ребята, кто помнит, а как начинается это сказка? (Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками.)

Ребята, заяц хочет чтобы мы тоже построили дом? Хотите принять участие в строительстве дома?

Для этого мы должны поработать устно.

1.Устный счет

Итак, строительство дома начинается. Слушайте задание:

А) (работа парами)Каждый должен сосчитать от 1 до 10 и обратно.

Б) Продолжите ряды чисел (Слайд 2)

2, 4,….(6,8,10) -0,3,…(6,9)

9,7,… (5,3,1) -10,7,…(4,1)

Итак, строительство дома продолжается.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ "СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА"

а). Учитель: - Игра "Молчанка". Найдите значения выражений. /Учитель показывает на выражение, ученики - блок-сигналами- ответ./

/Определение знания и незнания на данном этапе/

Слай 3

6+2=

9-2=

8+1=

5-2=

В 1-ом столбике найдите "лишнее" выражение.

Ученики: - 8+1 -лишнее, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2.

Учитель:- Что значит - прибавить 1 ? / Назвать следующее число /

Что значит - вычесть 1?/Назвать предыдущее число /

Чем похожи остальные выражения? /Во всех нужно + или - число2 /.

Вспомните, как можно прибавить число 2?/Сначала 1,а затем ещё 1/.

Как можно вычесть число 2?/Сначала 1 ,затем ещё 1/.

Осталось покрыть дом крышей. Если выполним следующее задание, то дом будет готов.

б) 5+3= 7+3= 6-3= 5+4=

Учитель:- Найдите значения выражений, комментируя способ решения.

/Дети, рассуждая, не могут прокомментировать способ решения в выражении 5+4 /

Учитель: - Чему же будем учиться на уроке?

Ученики: - Будем учиться прибавлять и вычитать число 4.

Учитель: - Назовите тему урока.(Кто сможет сформулировать тему урока?)

Ученики: - Прибавить и вычесть число 4.

/Идёт целеполагание. Ученики сами называют тему и цель урока/.

(Слайд 4) Тема сегодняшнего урока (хором) «Сложение и вычитание числа 4». Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами прибавления и вычитания числа 4; будем решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель: - Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4?

\Работа с квадратиками /

Положите на стол 5красных квадратиков. Возьмите ещё 4синих квадратика.

Как будете прибавлять 4 синих квадратика, к 5 красным квадратикам.

Для этого что вы должны вспомнить?(Состав числа 4. 4 -это 2да 2;3да 1;1да3)

Поработайте в паре.

/Дети работают в паре. Пара, которая готова сигналит о готовности /

Какое открытие сделали?

Как по частям можно прибавить число 4?

/ Ученики на наборное полотно у доски ставят 5 кружков и практически демонстрируют своё открытие, которое наработали в паре /.

Ученики: - К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.

Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8, а затем к 8 прибавим 1.

Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9. /Учитель на доске фиксирует приёмы прибавления числа 4/

5+4=5+2+2=9

5+4=5+3+1=9

5+4=5+1+3=9

Учитель: - Великолепно! А теперь подумайте, как можно из 5 вычесть 4?

Поработайте в паре, используя числовой ряд.

/На доске ряд чисел от 1 до 10 . У детей аналогичный находится на партах.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель: - Кто готов рассказать о своём открытии?

/Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приёмы вычитания числа 4, делая запись на доске и в тетрадях. Учитель пояснения сопровождает стрелками/.

Запись на доске:

5-4=5-2-2=1

5-4=5-3-1=1

5-4=5-1-3=1

Молодцы! Вы замечательно поработали! У нас получился вот такой красивый дом. Вам нравится?

ФИЗМИНУТКА. Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.

Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.

Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! - пропел сверчок свою песенку. - Улёгся на лавку и заснул.

Заяц в гостях веселится, сверчок заснул.

Ребята, давайте мы тоже немножко отдохнем.

Слайд 5 (под музыку дети выполняют танцевальные движения)

Кидем дене… ,йолем дене… |2 гана|

Теве тылат пурла кид, теве тылат шола кид,

Теве тылат пурла йол, теве тылат шола йол,

Кидем дене рузалтем,(ы)шке йырем савырнем.|2 гана|

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.

Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.

Чрик-чрик! - пискнул сверчок. Испугался заяц - и прыг из дома. Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается.

Вот беда –то случилась, ребята. Скоро зима, а в его дом забрался какой –то зверь.Где теперь заяц будет жить? Может поможем зайчишке.

Кого заяц встретил в лесу?

Вот и медведь идет на помощь.(рисунок) Не просто так, а с заданием.

1. Работа с учебником.

Счет по числовому ряду Задание №1 стр.-8 .

Объясните, как с помощью числового ряда легко выполнять сложение и вычитание с числом 4. /

Математика

1 класс

Тема: Сложение и вычитание вида +4, -4.Тип урока : урок открытия нового знания.Оборудование: учебник М.И.Моро «Математика 1 класс», геометрические фигуры-треугольники, карточки-снежинки для работы в парах, бумажные игрушки красного, синего, зеленого цветов, искусственная ель, проектор, ноутбук.Учитель начальных классов: Курина Е. В.(МОУ «СОШ №13» ,г. Железногорск, курская область).

Цель урока : формирование универсальных учебных действий.Планируемые результаты: - познавательные (умение структурировать знания, моделировать действия сложения и вычитвния с помощью предметов, рисунков, числового отрезка, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждения, осознанного речевого высказывания(;- регулятивные (планирование, конролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения);- коммуникативные (работать в паре, помогать товарищу, умение выражать свои мысли);- личностные (самоопределение к учебной деятельности).

Ход урока.

I Мотивация учебной деятельности . Прилежно слушайте учителя, Следя за тем, что на доске, Заданья делайте усидчиво И, не шушукаясь ни с кем.

Учите, дети, математику! По цифрам, взглядами скользя, Считайте вдумчиво, внимательно, Причём, ворон считать нельзя.

Учите, дети, математику! Она поможет в жизни вам Достичь высот, познать галактику, Летать к загадочным мирам.

О чем это стихотворение? К чему оно призывает? Для чего нужна математика? - В таком случае я вас приглашаю в увлекательное зимнее путешествие по Стране математики. Слайд 1. - Пожелаем друг другу удачи. II Актуализация знаний. - А начнем мы наш урок с зарядки для ума. 1. Логическая разминка

Как называется геометрическая фигура, лежащая перед вами?(Треуголник). - Проведите внем отрезок так, чтобы треугольников стало три. (Проверка на экране: - Встаньте те, у кого отрезок проведен так: Слайд 2 )

2. Устный счет . 1) Вставьте пропущенные числа Слайды 3-5 1, 3, 5, 7, ? 10, 7, ?, 1 - В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания через 1) (В порядке убывания через 2) 2) Показать ответы на веере к задачам в шуточной форме(задачи на экране): Слайд 6 Сколько хвостиков у 9 осликов? Сколько лапок у двух медвежат? Сколько ушек у 5 хрюшек? Слайд 7 3)Состав числа 4. Помоги назвать соседа. 4) Помоги пассажирам занять свой вагон. Слайд 8. Номер вагона они узнают, если вы им поможете решить примеры. 3 + 2 = 8 – 2 = 6 - 2 = 2 – 1 = 5 – 3 = III Выявление места и причины затруднения. - Почему мы не можем определить номера оставшихся вагонов(3+4, 7-4)? (Потому что мы пока не можем выполнять вычисления вида +4, -4) - Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание вида +4, -4) Слайд 9 IV Построение проекта выхода из затруднения . -Какие цели поставим на уроке? (Научиться прибавлять и вычитать число 4 по частям). - Рассмотрите на экране картинки со снежинками. Объясните, как можно прибавить(вычесть) число 4 по частям. (Дети по картинка составляют рассказы о снежинках).

    3+2+2=7 4) 7-2-2=3
3+4=7 7-4=3
    3+1+3=7 5) 7-1-3=3
3+4=7 7-4=3
    3+3+1=7 6) 7-3-1=3
3+4=7 7-4=3 Слайды 10-12 Слайды 13-13 - Какой еще способ вычисления вы знаете? (Счет по линейке). - В каком направлении надо двигаться по линейке, если выполняем сложение? (Слева направо). - В каком направлении надо двигаться по линейке, если выполняем вычитание? (Справа налево). Слайды 16-17 - Какой способ больше нравится? Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения), В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места)! VI Реализация построенного проекта. - Откройте учебник на с.8. Найдите №1. - Пользуясь нашим поэтапным планом, объясните решение примеров. VII Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи . Работа в парах . Каждая пара получает примеры на снежинках. Слайд 18 1-е здание: решить удобным способом, в любом порядке, начиная с самых легких для себя. 2-е задание: подумайте, какие примеры похожи, можно ли их назвать одинаковыми. 4+2+2=8 4+4=8 3+4=7 5-1-3=1 5-4=1 3+3+1=7 VIII Физминутка для глаз. IX Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учебник с.8 Примеры№4. - Решить удобным способом. Помочь соседу, если он затрудняется. - Проверка с экрана. Слайд19. - Встаньте те дети, у которых нет ошибок. - Остальные исправьте ошибки. X Включение в систему знаний и повторение. Задача №3 Дети самостоятельно записывают решение задачи в терадях после совместного анализа: 6+4=10(л) Ответ: 10 лет. - Как изменятся условие и вопрос задачи, если решение будет таким: 6-4=? Слайд 20 Решение и ответ записать в тетрадь: 6-4=2(г.) Ответ: 2 года. XI Рефлексия учебной деятельности . « Нарядить елку»: красные игрушки – активно работал, все понял, не испытывал затруднения; синие игрушки – работал менее активно, испытывал небольшие затруднения, но быстро с ними справился; зеленые игрушки – был неактивен, многое не понял.