Тема: Слои «твёрдой» Земли

Цель урока:

Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия», ядро.

Задачи:

1.Образовательные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы.

2.Развивающие: развивать способности слушать собеседника, вести диалог.

3.Воспитательные: осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: комбинированный по традиционной классификации, конструирования способа действия по ФГОС.

Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядный комплекс:

1. Схема «Внутреннее строение Земли»

2. Карта движения литосферных плит.

3.Учебник «География» 5 класс, А.А.Летягин

4.Атлас. 5 класс

5. Контурная карта

6. Рабочая тетрадь.

Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Формы проведения урока:

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с контурной картой «Литосферные плиты».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь. Приготовились к уроку.

2.Повторение изученной темы.

Перед тем как приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что мы с вами узнали нового в прошлом разделе: «Земля как планета солнечной системы».

Давайте с вами вспомним:

    Что включает в себя солнечная система? (Звезду Солнце, вращающиеся вокруг неё 8 больших планет с их спутниками)

    Назовите внешние планеты Солнечной системы? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

    Какие планеты входят в состав планет земной группы? (Меркурий, Венера, Земля и Марс).

    Что представляет собой планета Земля? (Третья от солнца планета, движется вокруг Солнца по орбите. 4,5 млрд. лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа. Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).

3. Изучение новой темы.

Я сейчас его вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушаете, так как по этому рассказу вы должны будете отгадать тему урока и поставить к ней цель.

. «Конфета Земля».

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

Ребята сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела, который называется: «Геосферы Земли».

Давайте вспомним, какие существуют оболочки Земли? (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера. Вот сегодня мы с вами начнём изучение одной из этих оболочек. – литосферу. И начнем мы изучение с внутреннего строения Земли.

Тема урока: Внутреннее строение Земли (Слайд 1)

Мы уже с вами знаем, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение: плотное ядро, мантию и земную кору (Слайд 2)

Вопрос к классу?

Часто планету Земля по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Как вы думаете почему? (Слайд 3)

Откройте учебник на стр. 30 рис. 12

Большую часть занимает мантия 83 % . Над ней располагается земная кора, а центре находится ядро. (Слайд № 4).

(Слайд № 5)

Земная кора : Это каменная оболочка Земли. Толщина которой составляет от 5 км под океанами, и до 75 км под материками, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

(Слайд № 6)

Мантия: Расположенная между ядром и земной корой. от 45км до 2900 км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой - твердый, Температура 2000-2500 градусов по Цельсию. С процессами, происходящими в мантии Земли связаны процессы извержения вулканов и движение земной коры.

(Слайд № 7)

Ядро : Имеет радиус около 3470 км. О существовании ядра известно с конца 19 вв, а в начале 20 в, было определено что ядро находится на глубине. Температура в центре ядра. 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля). Выделяют внутреннее ядро, которое находится в жидком состоянии и внешнее ядро, которое находится в твёрдом состоянии.

Рассказ учителя о строении литосферы.

(Слайд № 8)

Земная кора и верхняя часть мантии называется – литосфера. (Определение записывается в тетрадь).

(Слайд № 9)

Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.

Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)

Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.

(Слайд № 10)

Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.

4. Работа в контурных картах.

(Слайд № 11)

Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке)

(Слайд № 12)

Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.

5. Работа с текстом учебника.

(Слайд № 13)

Ребята как вы думаете, какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

(Слайд № 14)

Геология – изучает состав и строение земной коры, и находящиеся в ней полезные ископаемые. (Определение записывается по запись)

(Слайд № 15-16)

1) Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)

(Слайд № 17-18)

2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин : Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)

3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.

(Слайд № 19)

5) Снимки со спутников

(Слайд № 20)

4)Еще один из методов - сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицын (1862-1916) академик Петербургской академии.

6. Подведение итогов урока.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Выполнить тест и сделать самооценку.

    Выберите верную последовательность расположения внутренних слоев Земли:

А) мантия, ядро, земная кора

Б) ядро, земная кора, мантия

В) земная кора, мантия, ядро

    Выберите верный ответ:

А) ядро состоит из золота и серебра

Б) на мантию приходится 83% объема Земли

В) температура в земной коре не превышает 2500 0 .

3. Установите соответствие:

Слои, Мощность

А. 5 – 75 км

3. Земная кора

4.Причиной движения литосферных плит является:

Б) океанические течения

В) перемещение вещества мантии

5.Для изучения более глубоких слоев Земли используется:

А) сейсмический метод

Б) шахты и скважины

В) обрывы и берега

7. Рефлексия.

Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …

8. Задание на дом. (Слайд № 21)

Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.

Строение Земли

Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии. Литосфера играет большую роль в жизни человека, ведь это территория, на которой обитают люди, они строят дома и различные сооружения, используют недра Земли, добывая различные полезные ископаемые, которые используются во многих отраслях народного хозяйства и повышения благосостояния человека

Земля имеет слоистое строение.

Выделяют три крупных слоя:

1. Земная кора.

2. Мантия.

По мере продвижения вглубь Земли увеличиваются температура и давление. В центре Земли находится ядро, его радиус около 3500 км, а температура более 4500 градусов. Ядро окружено мантией, ее толщина около 2900 км. Над мантией расположена земная кора, толщина ее колеблется от 5 км (под океанами) до 70 км (под горными системами). Земная кора – самая твердая оболочка. Вещество мантии находится в особом пластическом состоянии, это вещество под давлением может медленно течь.

Рис. 1. Внутреннее строение Земли

Земная кора

Земная кора – верхняя часть литосферы, внешняя твердая оболочка Земли.

Земная кора состоит из горных пород и минералов.

Рис. 2. Строение Земли и земной коры

Выделяют два типа земной коры:

1. Континентальная (она состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев).

2. Океаническая (она состоит из осадочного и базальтового слоев).

Рис. 3. Строение земной коры

Мантия

На мантию приходится 67% всей массы Земли и 87% ее объема. Выделяют верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии может перемещаться под давлением. Внутреннее тепло от мантии передается к земной коре.

Ядро

Ядро – самая глубокая часть Земли. Выделяют внешнее жидкое ядро и внутреннее твердое ядро.

Свойства земной коры

Большая часть земной коры покрыта водами океанов и морей. Континентальная земная кора гораздо больше океанической и имеет три слоя. Верхняя часть земной коры нагревается солнечными лучами. На глубине более 20 метров температура практически не меняется, а потом возрастает.

Изучение внутреннего строения Земли

Доступнее всего для изучения человеком – верхняя часть земной коры. Иногда делают глубокие скважины для изучения внутреннего строения земной коры. Самая глубокая скважина – глубиной более 12 км. Помогают изучать земную кору и шахты. Кроме того, внутреннее строение Земли изучают с помощью специальных приборов, методов, снимков из космоса и наук: геофизики, геологии, сейсмологии.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. 900 детских презентаций и 20 000 презентаций для школьников ().

Литосфера. Земная кора. 4,5 млрд. лет назад, Земля представляла собой шар, состоящий из одних газов. Постепенно тяжелые металлы, такие как железо и никель, опускались к центру и уплотнялись. Легкие породы и минералы всплывали на поверхность, охлаждались и отвердевали.

Внутреннее строение Земли.

Принято делить тело Земли на три основные части – литосферу (земную кору), мантию и ядро .

Ядро — центр Земли , средний радиус которого около 3500 км (16,2 % объема Земли). Как предполагают, состоит из железа с примесью кремния и никеля. Наружная часть ядра находится в расплавленном состоянии (5000 °С), внутренняя, по-видимому, твердая (субъядро). Перемещение вещества в ядре создает на Земле магнитное поле, защищающее планету от космического излучения.

Ядро сменяется мантией , которая простирается почти на 3000 км (83 % объема Земли). Считают, что она твердая, в то же время пластичная и раскаленная. Мантия состоит из трех слоев : слоя Голицына, слоя Гуттенберга и субстрата. Верхняя часть мантии, называемая магмой , содержит слой с пониженной вязкостью, плотностью и твердостью - астеносферу, на которой уравновешиваются участки земной поверхности. Граница между мантией и ядром называется слоем Гуттенберга.

Литосфера

Литосфера – верхняя оболочка «твердой» Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей ее верхней мантии Земли.

Земная кора – верхняя оболочка «твердой» Земли. Мощность земной коры от 5 км (под океанами) до 75 км (под материками). Земная кора неоднородна. В ней различают 3 слоя осадочный, гранитный, базальтовый . Гранитный и базальтовый слои названы так потому, что в них распространены горные породы, похожие по физическим свойствам на гранит и базальт.

Состав земной коры: кислород (49 %), кремний (26 %), алюминий (7 %), железо (5 %), кальций (4 %); самые распространенные минералы - полевой шпат и кварц. Граница между земной корой и мантией называется поверхностью Мохо .

Различают континентальную и океаническую земную кору. Океаническая отличается от континентальной (материковой) отсутствием гранитного слоя и значительно меньшей мощностью (от 5 до 10 км). Толщина континентальной коры на равнинах 35-45 км, в горах 70-80 км. На границе материков и океанов, в районах островов толщина земной коры составляет 15-30 км, гранитный слой выклинивается.

Положение слоев в континентальной коре свидетельствует о разном времени ее образования . Базальтовый слой является самым древним, моложе его – гранитный, а самый молодой – верхний, осадочный, развивающийся и в настоящее время. Каждый слой коры формировался в течение длительного отрезка геологического времени.

Литосферные плиты

Земная кора находится в постоянном движении. Первым гипотезу о дрейфе материков (т.е. горизонтальном движении земной коры) выдвинул в начале ХХ века А. Вегенер . На ее основе создана теория литосферных плит . Согласно этой теории, литосфера не является монолитом, а состоит из семи крупных и нескольких более мелких плит, «плавающих» на астеносфере. Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами - это самые «беспокойные» области планеты.

Земная кора разделяется на устойчивые и подвижные участки.

Устойчивые участки земной коры - платформы - образуются на месте геосинклиналей, потерявших подвижность. Платформа состоит из кристаллического фундамента и осадочного чехла. В зависимости от возраста фундамента выделяют древние (докембрийские) и молодые (палеозойские, мезозойские) платформы. В основании всех материков лежат древние платформы.

Подвижные, сильно расчлененные участки земной поверхности называются геосинклиналями (складчатыми областями ). В их развитии выделяют два этапа : на первом этапе земная кора испытывает опускания, происходит накопление осадочных горных пород и их метаморфизация. Затем начинается поднятие земной коры, горные породы сминаются в складки. На Земле было несколько эпох интенсивных горообразований: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская, кайнозойская. В соответствии с этим выделяют различные области складчатости.

Распространение и возраст платформ и геосинклиналей показывается на тектонической карте (карте строения земной коры).

Конспект урока «Литосфера. Земная кора». Следующая тема .

Есть внутренние и внешние оболочки, взаимодействующие между собой.

Внутреннее строение Земли

Для изучения внутреннего строения Земли используют бурение сверхглубоких скважин (самая глубокая Кольская – 11 000 м. прошла менее 1/400 земного радиуса). Но большая часть сведений о строении Земли получена с помощью сейсмического метода. На основании данных, полученных этими методами, создана общая модель строения Земли.

В центре планеты расположено земное ядро — (R=3500 км) состоит предположительно из железа с примесью более легких элементов. Существует гипотеза, что ядро состоит из водорода, который под высоким может перейти в металлическое состояние. Внешний слой ядра – жидкое, расплавленное состояние; внутреннее ядро радиусом 1250 км твердое. Температура в центре ядра, видимо, до 5 – 6 тыс. градусов.

Ядро окружено оболочкой – мантией. Мантия имеет толщину до 2900 км, объём – 83 % объема планеты. Она состоит из тяжёлых минералов, богатых магнием и железом. Несмотря на высокую температуру (выше 2000?), большая часть вещества мантии вследствие огромного давления находится в твердом кристаллическом состоянии. Верхняя мантия на глубине от 50 до 200 км имеет подвижный слой, называемый астеносфера (слабая сфера). Она отличается высокой пластичностью, обусловленной мягкостью образующего её вещества. Именно с этим слоем связано и другие важные процессы на Земле. Его толщина – 200 – 250 км. Вещество астеносферы, проникающее в земную кору и изливающееся на поверхность, называется магмой.

Земная кора – твердая слоистая внешняя оболочка Земли мощностью от 5 км под океанами до 70 км под горными сооружениями материков.

  • Континентальную (материковую)
  • Океаническую

Континентальная кора более мощная и более сложная. Она имеет 3 слоя:

  • Осадочный (10-15 км, породы в основном осадочные)
  • Гранитный (5-15 км., породы этого слоя в основном метаморфические, по своим свойствам близки к граниту)
  • Бальзатовый (10-35 км., породы этого слоя – магматические)

Океаническая кора более тяжелая, гранитный слой в ней отсутствует, осадочный сравнительно тонкий, в основном она бальзатовая.

В областях перехода от материка к океану кора имеет переходный характер.

Земная кора и верхняя часть мантии образуют оболочку, которая называется (от греч. litos – камень). Литосфера – твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхний слой мантии, лежащий на горячей астеносфере. Мощность литосферы в среднем 70 – 250 км, из которых 5 – 70 км приходится на земную кору. Литосфера не сплошная оболочка, она разделена гигантскими разломами на . Большинство плит включают в себя как материковую, так и океаническую кору. Выделяют 13 литосферных плит. Но наиболее крупными являются: Американская, Африканская, Индо-Австралийская, Тихоокеанская.

Под воздействием процессов, происходящих в земных недрах, литосфера совершает движения. Литосферные плиты медленно движутся друг относительно друга со скоростью 1 – 6 см в год. Кроме того, постоянно происходят их вертикальные движения. Совокупность горизонтальных и вертикальных движений литосферы, сопровождающихся возникновением разломов и складок земной коры, называются . Они бывают медленными и быстрыми.

Силы, вызывающие расхождение литосферных плит возникают при перемещении вещества мантии. Мощные восходящие потоки этого вещества расталкивают плиты, разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы. Там, где это вещество поднимается наружу, возникают в литосфере разломы, и плиты начинают раздвигаться. Внедряющаяся по разломам магма, застывая, наращивает края плит. В результате по обе стороны разлома возникают валы, и . Они обнаружены во всех океанах и образуют единую систему, общей протяженностью 60 000 тыс км. Высота хребтов до 3000 м. Наибольшей ширины такой хребет достигает в юго-восточной части , где скорость раздвижения плит 12 – 13 см/год. Он не занимает срединного положения и называется тихоокеанским поднятием. На месте разлома, в осевой части срединно-океанических хребтов, обычно находятся ущелья – рифты. Их ширина от нескольких десятков километров в верхней части до нескольких километров у дна. На дне рифтов располагаются небольшие вулканы и горячие источники. В рифтах из поднимающейся магмы рождается новая океаническая кора. Чем дальше от рифта, тем кора старше.

Вдоль других границ плит наблюдается столкновение литосферных плит. Оно происходит по-разному. При столкновении плиты с океанической корой и плиты с материковой корой первая погружается под вторую. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги, а на суше горы. Если сталкиваются две плиты с материковой корой, то происходит смятие в , вулканизм и образование горных областей (например, – это сложные процессы, возникающие при движении магмы, которая образуется в отдельных очагах и на разных глубинах астеносферы. Очень редко она образуется в земной коре. Различают два основных типа магм – базальтовая (основная) и гранитная (кислая).

Извергаясь на поверхность Земли, магма образует вулканы. Такой магматизм называется эффузивным. Но чаще магма внедряется в земную кору по трещинам. Такой магматизм называется интрузивным.

Тема урока: «Строение земной коры. Землетрясения».

Цель и задачи урока:

Обучающая: сформировать понятия: «типы земной коры», «землетрясения», «движение земной коры».

Развивающая : продолжить формировать навыки работы со схемами и рисунками.

Воспитывающая: способствовать формированию интереса у учащихся к изучению литосферы..

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование : проектор , компьютер, физическая карта России .

Этап урока, слайды

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1 .Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Формулирование

задач урока

Учитель предлагает ответить на вопросы:

1.На поверхности, какой внутренней оболочки Земли мы живем?

2.Чем Земная кора отличается от мантии?

3.Что вам известно о землетрясении?

4. Где они могут возникать?

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке

Определяют задачи с помощью учителя.

Формулируют 1 задачу: Изучить строение земной коры.

Формулируют 2 задачу: Каковы причины землетрясений?

Формулируют 3 задачу: Как и где образуются цунами, чем они опасны?

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.

Создание мотивационной установки

Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры?

Учащиеся высказывают свои предположения

Познавательные УУД:

формирование языковой догадки.

Регулятивные УУД:

самоконтроль.

2.Процессуально - содержательный этап урока

1Земная кора.

Учебник ст.46 рис.25 Дневник –следопыта ст.24

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

2.Нарушение слоев земной коры.

Рассказ учителя о движение земной коры. (рис. 26 учебник)

Движение земной коры

вертикальное горизонтальное

ст.учебника 47 (дамбы) горст, грабен

Складчатость -процесс образования складок

Складчатая область - участок земной коры, в пределах которой слои горных пород смяты в складки.

Дневник – следопыта ст.24-25 зад. 2

видео : «Образование складчатых и глыбовых гор».

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД:

3.Землетрясения

Рассказ учителя (схема)

Землетрясения – подземные толчки и колебания в земной коре.

Очаг землетрясения – место на глубине, где возник удар, образуется разрыв и смещение пород.

Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.

Цунами -гигантские волны.

Дневник – следопыта ст.25 зад.3

видео : «Землетрясения»

Работа в дневнике следопыта.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

4.Интенсивность землетрясения.

Рассказ учителя. Рис. 31в учебник ст. 49, ст. 51 таблица.

Сейсмология - наука о происхождении сейсмических волн.

Сейсмограф – прибор для регистрации сейсмических волн.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

3.Этап закрепления

5.Закрепление

Вопросы:

1. Родилась я в океане
От подземного толчка.
И бегу навстречу с вами
Всё снести наверняка!
(цунами)

2.Место, где глубины Земли начинается ее разрыв, и концентрируются самые сильные толчки. (эпицентр)

3.Прибор, который записывает движение грунта при землетрясениях.

4. Место, где возникает подземный удар. (очаг)

5. Назвать движение земной коры.

6.Назвать типы земной коры.

7.Сейсмология.

8.Сейсмограф.

9. Цунами.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

4.Рефлексивный этап урока

5.Рефлексия

Прием «Закончи фразу»

«Что я узнал нового на уроке…»

Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке в словесной форме.

Д.з.

П.9

Д.п. Узнать были землетрясения в вашем крае. Крупные землетрясения мира.