Разделы: Внеклассная работа

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи.

  • Расширить представления детей о космосе и космонавтике.
  • Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов
  • Организовать соревновательную деятельность между командами
  • Привить потребность к соблюдению здорового образа жизни
  • Создать активное взаимодействие учащихся в команде

2 слайд.(щёлкнуть мышкой на “скрепку”)

Выходит группа чтецов под муз.сопровождение “Марш космонавтов”

1-й ученик.

Стал космос нашей жизни частью,
Для космонавтов он, как дом.
Мы поздравляем с этим днем,
Когда по звездным перегонам
Промчался русский человек,
И, в красоту Земли влюбленный,
Прославил Родину навек.

2-й ученик.

Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.
И сегодня, как было, как есть и как будет,
С добрым праздником от всей души поздравляем.
Мир героев своих никогда не забудет.

3-й ученик.

Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.

4-й ученик.

Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.

Ведущий: Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Наши ребята тоже очень любят смотреть на звезды и очень мечтают стать космонавтами и сегодня они вам об этом расскажут.

Выходят учащиеся с подготовленными сообщениями

4 слайд

5 ученик: В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.

Глаза создали “локаторщики”.

Уши – “радиоконструкторы”.

Руки – “специалисты по автоматике”.

6 ученик: В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук... И вот создали космические корабли, и полетели в Космос.

7 ученик: Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. За Лайкой полетели другие собаки.

8 ученик: Вслед за Лайкой, последовали Белка и Стрелка. Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.

108 минут проведенные Юрием Алексеевичем Гагариным в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

Ролик о Ю.Гагарине (Слайд 6-щелкнуть мышкой по угловому значку)

Ведущий : Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным.

Ведущий: Ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первую женщину космонавта зовут Валентина Терешкова. (Слайд)

С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, представляете ребята, в космос можно слетать, как в туристический поход сходить может любой гражданин.

О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.

Сегодня у вас есть такая возможность. Вы согласны отправиться в полет? А фантазия и знания помогут нам. Давайте проверим, готовы ли вы к героическому полету к планетам галактики. Владеете ли вы хорошей физической подготовкой и необходимыми знаниями. И нужны ли такие качества как смелость, выносливость, находчивость, любознательность, сообразительность настоящему космонавту?

В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

– Космонавт, не забудь...

– В далёкий космос держишь путь.

– Главным правилом у нас...

– Выполнять любой приказ.

– Космонавтом хочешь стать...

– Должен много, много знать.

– Любой космический маршрут...

– Открыт для тех, кто любит труд.

– Только дружных звездолёт...

– Может взять с собой в полёт.

– Скучных, хмурых и сердитых...

– Не возьмём мы на орбиту.

И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти космические ракеты.

В космос сегодня мы запустим 3 экипажа. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри), который в конце нашего путешествия даст оценку готовности экипажей к настоящему полету к звездам.

Впереди вас, как и настоящих космонавтов, ждут космические задания и неожиданности. Будьте готовы к ним.

Девизом нашего полета сегодня станут слова “В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь.”

Представление команд

1-й этап.“ Кто быстрее построит корабль!”

Чтобы лететь, нам нужен космический корабль.

- Задание : Дети складывают из отдельных деталей конструктора макет космического корабля.

Итак, космические корабли и экипажи готовы к запуску. Я объявляю старт.

2-й этап. “Займи своё место”

Каждый экипаж должен как можно быстрее занять свои места. Для этого каждый участник команды должен пройти через люк космического корабля. (Каждой команде дается по обручу. Команды выстраиваются в шеренги. Первый участник проходит через обруч, передает его другому и т. д. до конца.)

Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях.

3-й этап. “Космическая викторина”

Космонавты на борту своего корабля выполняют задания, полученные от центра управления полетами. Чтобы выполнить их качественно и своевременно, они должны знать космические термины и владеть космическим словарем. Сейчас мы проверим ваши знания.

  1. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
  2. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
  3. Чудо – птица, алый хвост,
  4. Прилетала в стаю звезд. (Ракета)
  5. Тучек нет на горизонте,
    Но раскрылся в небе зонтик
    Через несколько минут
    Опустился... (Парашют)
  6. Как называется космическое снаряжение, которое надевает космонавт? (скафандр)
  7. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур)
  8. Место, где готовят к полёту в космос и откуда запускают ракеты и аппараты (космодром)
  9. У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски: “астронавт”,
    А по-русски... (Космонавт)
  10. Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный... (телескоп)

Задание:командам необходимо ответить на 3 вопроса космической викторины.

4-й этап.! Как прекрасна наша планета!"

Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!"

Задание:изобразить вид из космоса на нашу планету.

“Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать её”. (Ю.А.Гагарин)

5-й этап. “Выход в открытый космос”

Одним важных заданий для космонавтов является выход в открытый космос. Это очень ответственное задание и требует хорошей подготовки, ловкости и внимания. Каждый экипаж должен выбрать сейчас самого надежного и грамотного космонавта и доверить ему выполнение особо важного задания в открытом космосе.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Я.Аким

Задание: расположить названия планет солнечной системы по порядку.

6-й этап “Невесомость”.

Эстафета “Невесомость”

Команды встают в колонны. Капитанам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны, а обратно под ногами. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием.

7-й этап “Космический лабиринт”

Впереди астероиды, мы попали в космический лабиринт.

Капитаны ваша задача найти выход из этого лабиринта

Проводится эстафета, расставляются кегли на равном расстоянии, с завязанными глазами капитан должен преодолеть “полосу препятствий”

8-й этап.“Срочная инвентаризация”

Список предметов: зубная паста, книга, блокнот, ручка, карандаш, жевательная резинка, бинт, таблетки, ножницы, ключи, открытка, конверт, кукла, газета, скрепка.

Ведущий приглашает по двух участников от каждой команды и подводит их к столу, накрытому газетой. (На столе разложены перечисленные предметы). Просит внимательно осмотреть предметы, прибывшие с Земли. На осмотр дается одна минута.

Потом ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за 1 минуту написать предметы, которые участники команды запомнили.

Ну что ж вот и подходит к концу наше путешествие, возвращаемся обратно

Начинаем обратный отсчёт 10, 9 , 8 , 7 , 6, 5, 4, 3, 2, 1

Летим, летим! Прилетели.

Вот мы и попали с вами планету Земля.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нет!

И, наконец, переходим к заключительному этапу нашей игры,

9-й этап “Космические вопросы”

2. Основоположник космонавтики. (Циолковский)

3.Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия)

4. Какое небесное тело имеет хвост? (Комета)

5. Планета с кольцами. (Сатурн)

6. Какого цвета скафандр был у космонавта Леонова при выходе в открытый космос. (Белый)

7. Какое слово сказал Гагарин перед полетом в космос? (Поехали)

8. Сколько времени пробыл в космосе Юрий Гагарин? (108 минут)

9. Какой фильм по традиции смотрят космонавты перед стартом? (Белое Солнце пустыни)

Центр управления полетом подведет итоги нашего полета и назовет победителей

Игра “Летит”

Если я называю слово, что летает – вы встаете и подымаете руки к верху и хлопаете в ладоши, Что не летает - топайте слегка ногами. Но будьте очень внимательны,так как я вас буду путать.

Самолет летает? ... Летает.

Стол летает? ... Не летает.

Крокодил летает? ... Не летает.

Орел летает? ... Летает.

Пулемет летает? ... Не летает.

Вертолет летает? ... Летает.

Ласточка летает? ... Летает.

Бегемот летает? ... Не летает.

Воробей летает? ... Летает.

Цыпленок летает? ... Не летает.

Слово жюри

Награждение победелителей

Вручение всем командам сертификатов “ЮНОГО КОСМАНАВТА”

Позади остались километры космических дорог. Мы все преодолели, выполнили все задания. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий космонавт, чтобы добиться хороших результатов в своем деле и быть полезным своей стране?!

Что для этого он должен делать задолго до первого полета?

Какими качествами должны обладать космонавты, которые летят в одном экипаже?

Наш первый совместный полет удался, потому что все ребята оказались сообразительные, смелые, находчивые. Работа в экипажах шла дружно, слаженно, активно. Ребята помогали друг другу, верили в себя и своих товарищей, поэтому добились хороших результатов в нашем путешествии.

Вот и подошла к концу наша игра,

До свидания, до новых встреч.

  1. http://metodisty.ru/m/files/view/vneklassnoe_meropriyatie_-letim_v_kosmos-dlya_1-2_klassa

Оформление: на заднике установлен экран для системы мультимедиа, перед экраном — ворота времен античного мира, стилизованные под камень. Справа и слева на сцене расположены места для игроков в виде амфитеатра, состоящего из трех ступеней.

Действующие лица: две Жрицы Храма Времени, одеты в античные одежды.

(Занавес закрыт. Звучит гонг, переходящий в таинственную музыку. Свет выключается. Занавес открывается. Пушкой высвечиваются врата. Вся сцена в таинственном дыму. Жрицы в черных плащах с накинутыми капюшонами, появляясь слева и справа, проходят через врата и останавливаются на середине сцены. Музыка меняется на более веселую в греческом стиле. Жрицы синхронно сбрасывают плащи и предстают перед зрителями в греческих одеждах. Одновременно с этим загорается яркий свет.)

Жрица 1. О, великий Зевс, благодарим тебя за это чудо! Врата Времени открыли нам путь в неизведанное будущее!

Жрица 2. Любезная подруга, знаешь ли ты, в каком государстве мы оказались?

Жрица 1 . Моя дорогая, я нахожусь в таком же замешательстве, что и ты. Но обратимся за помощью к местному населению. (Взглядом ловит собеседника, спускается в зал.)

— Достопочтенный горожанин, будьте любезны подсказать нам, что за дивное царство мы посетили? (Ответ.)

Жрица 2 . Подскажите, пожалуйста, в каком времени мы сейчас находимся? (Ответ.)

Жрица 1. Великодушный юноша, какие достопримечательности в вашем царстве мы можем посетить? (Ответ.)

Мы обязательно полюбуемся на них и внесем в летопись времени.

Жрица 2 (обращаясь к подруге). Мне даже не верится, что нам удалось перенестись на несколько тысячелетий вперед. Интересно, верят ли наши потомки в чудеса и известны ли им семь чудес света нашего времени?

Жрица 1. Я считаю, моя верная подруга, что жрицам Храма Времени подобает узнать, сколь достоверны знания наших потомков, и какой отпечаток время наложило на них.

Жрица 2 (обращаясь в зал). Есть ли среди вашего местного населения юные дарования, которые хорошо знакомы с исторической летописью? (Ответы.)

Жрица 1 . Я вижу, ваша страна богата на светлые умы. Хотелось бы лицезреть учеников лучших школ! Прошу группы талантливых историков подняться к нам.

(Звучит музыка. Игроки всех школ занимают места в стилизованном «амфитеатре».)

Жрица 2 . Мы удивлены, что все места в амфитеатре заняты, а значит, интерес к произведениям нашего искусства у потомков не угас.

Жрица 1 . Мудрые отроки, нам не к лицу вмешиваться в ход исторических событий и судить о сокровищнице ваших знаний, поэтому для судейства мы пригласили уважаемый ареопаг, что на вашем языке означает «праведный суд».

Жрица 2 . О, Зевс, открой Врата Времени для самых уважаемых и могущественных людей!

(На фоне музыки происходит игра светом. Представление жюри, которое проходит в зал через Врата Времени. На головах судей — лавровые венки.)

Жрица 1 . Достопочтенная публика! Приветствуй (ФИО судей).

Жрица 2. Чтобы начать историческое состязание, проведем церемонию знакомства.

Жрица 1. О, юные мыслители, назовите школу, которую вы представляете.

(Домашнее задание «Визитная карточка». В течение 1—2 минут игроки представляют свой номер, а также название команды и девиз, соответствующие заявленной теме игры. Высшая оценка — 3 балла. Учитывается выразительность, эмоциональность, тематичность.)

Жрица 2. Мы рады новому знакомству и выражаем надежду, что наше общение станет полезным и интересным, тем более, речь пойдет о семи чудесах света.

Жрица 1. Как мы уже выяснили, они и по сей день вызывают восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству, которое объединило высокое искусство и передовую технику нашего времени.

Жрица 2. У многих народов мира число «семь» — священно, поэтому и описано в летописи семь лучших произведений архитектуры и искусства.

Жрица 1 . Благодаря Вратам Времени мы побываем в чудесных местах и полюбуемся воотчую на достопримечательности разных стран.

Жрица 2 . Начнем же с чуда номер один — самой высокой из всех египетских пирамид — усыпальницы фараона Хеопса.

Жрица 1. Во имя Зевса, Врата Времени, перенесите нас в Египет в долину Гизы!

(Звучит египетская музыка. Задник открывается, освобождая экран. Свет гаснет. На экране — изображение четырех гробниц в долине Гизы.)

Жрица 2. Еще при жизни юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве своей усыпальницы. Она должна была превосходить другие гробницы своими размерами, великолепием и роскошью.

Жрица 1 . Чтобы такая громадина не провалилась под землю, для нее нашли подходящее место в каменистой пустыне. Подготовительные работы продлились целых десять лет.

Жрица 2 . Сначала построили крепкое основание и дорогу, по которой сюда нужно было доставить каменные глыбы весом по три тонны. Таких «кирпичиков» нужно было ровно 2 300 000!

(Демонстрация кадра «Строительство пирамиды».)

Жрица 1. Сто тысяч рабочих в течение двадцати лет таскали на себе их от каменоломни по дороге, а затем поднимали все выше и выше, пока пирамида не была закончена.

Жрица 2. Позже грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно белого известняка. Края плит были пригнаны так точно, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. К сожалению, Врата Времени сообщают, что верхний слой пирамиды до ваших дней не сохранился.

(На экране — «Внутренне убранство пирамиды», «Арабские грабители в усыпальнице».)

Жрица 1. Внутри пирамиды было проделано множество коридоров. Но лишь один вел к усыпальнице царя, где были спрятаны золото и драгоценности. А все остальные ходы и переходы были прорублены, можно сказать, специально для воров, чтобы они заблудились в пирамиде и не смогли ничего украсть.

Жрица 2 . Многие годы пирамида никем не была потревожена, так как, по представлениям египтян, ее охраняли духи, готовые умертвить каждого, кто попытается проникнуть в нее.

(Демонстрация первого кадра «Четыре гробницы в долине Гизы».)

Жрица 1 . Самую большую египетскую пирамиду поместили первой в список чудес света, ведь это самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком в наше время.

Жрица 2. Вторыми в списке чудес значатся Висячие сады Семирамиды.

(Демонстрация кадра «Висячие сады Семирамиды».)

Но об этом нам поведают ученики школы (называет номер школы).

(Домашнее задание «Представление одного из чудес света». В интересной форме игроки делают сообщение об одном из чудес света, выбранном через жеребьевку заранее. Время выступления — 3—5 минут. Оцениваются: факты из разных источников; ораторское искусство; музыкальное сопровождение; творческий подход; использование реквизита. Наивысший балл — 5.)

Жрица 1 . Спасибо за интересные сведения. А теперь мы перемещаемся в Олимпию к нашему всемогущему Зевсу.

(Демонстрация кадра «Статуя Зевса в Олимпии».)

Жрица 2. Просим учеников школы (номер) передать все величие этого произведения искусства в своем рассказе местному населению.

(Рассказ о статуе Зевса.)

Жрица 1 . Благодарим вас, отроки, за восхваление священной статуи.

Жрица 2. Четвертое чудо — храм Артемиды — поистине связан с волшебством.

(Демонстрация кадра «Храм Артемиды в Эфесе».)

Жрица 1. Раскрыть главную тайну этого чуда мы просим мыслителей школы (номер).

(Рассказ о храме Артемиды.)

Жрица 2 . Аплодисменты юным ораторам! Надеемся, знатная публика довольна их красноречием.

Жрица 1. Многих путешественников покорил своей красотой и величием Галикарнасский мавзолей. Он занимает в почетном списке пятое место.

(Демонстрация кадра «Галикарнасский мавзолей».)

Жрица 2. На этот раз попытаются увлечь нас своим рассказом представители школы (номер).

(Рассказ о Галикарнасском мавзолее.)

Жрица 1 . Уверяю вас, царь Мавзол был бы доволен услышанным. Мы могли бы еще долго говорить об этом, но Врата Времени приглашают нас на остров Родос посмотреть шестое чудо света.

(Демонстрация кадра «Колосс Родосский».)

Жрица 2. Знатоками этого чудесного острова признаны ученики школы (номер). Почтенно выслушаем их достойную речь.

(Рассказ о Колоссе Родосском.)

Жрица 1. Ваше выступление заслуживает громких оваций! Вы превосходно справились с нелегкой задачей. А у нас в запасе — последнее, седьмое, чудо — Александрийский маяк.

(Демонстрация кадра «Александрийский маяк».)

Жрица 2 . Сопровождать нашу прогулку по Египту назначены отроки школы (номер).

(Рассказ об Александрийском маяке.)

Жрица 1 . Благодарим вас, о юные мыслители, за интересное повествование!

Жрица 2. Достопочтимые отроки, вы порадовали нас тем, что труды наших современников были не напрасны, ведь даже через века в памяти людской сохранилась слава об их творениях.

Жрица 1 . Насколько вы сумели заинтересовать своими выступлениями собравшуюся публику, а также ареопаг, узнаем после следующего состязания. А сейчас мы готовы выслушать мнения уважаемых судей, которые сложились в результате нашего знакомства. Вам слово, уважаемый суд.

(Музыка. Подведение итогов конкурса «Визитная карточка».)

Жрица 2 . Благодарим за справедливость, достопочтимый ареопаг. Продолжим наше историческое состязание. О, мудрые отроки, вы хорошо изучили архитектуру и скульптуру древнейших цивилизаций, попробуйте по описанию определить название чуда света и записать ответ на карточку. Самые внимательные могут получить за это задание 7 баллов.

Это чудо света состоит из множества каменных глыб с гладко отшлифованными сторонами. Внутри сооружения имелись запутанные лабиринты, «слепые» камеры и ловушки. (Пирамида Хеопса.)

В основании террас лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальта. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше — свинцовые пластины для задержки воды. (Висячие сады. Семирамиды.)

По углам крыши данного сооружения размещались четыре мраморных быка гигантских размеров. Изнутри оно было облицовано мраморными плитами, а в центре главного зала стояла женская статуя. (Храм Артемиды в Эфесе.)

Эта грандиозная статуя восседала на троне с высокой спинкой, голову статуи украшал венок. В правой руке находилось изваяние крылатой богини, в левой — скипетр, увенчанный священным орлом. (Зевс Олимпийский.)

Основой всего сооружения служил большой пьедестал из мрамора. Вершина же была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа — два человека на колеснице, запряженной четверкой коней. (Мавзолей в Галикарнасе.)

Скульптура представляла собой мужскую фигуру. В вытянутой руке она держала факел. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны лучей. (Колосс Родосский.)

Это сооружение имело квадратное основание, на котором возвышался большой дворец, на нем — массивная четырехугольная башня, постепенно переходящая еще в одну, более узкую. На вершине каменной площадки стояла статуя покровителя морей. (Александрийский (Фаросский) маяк.)

Жрица 1 . Прошу отложить перо в сторону и выйти по одному представителю от каждой команды. Сверим, верные ли ответы дали юные мудрецы.

(Сверка ответов.)

Жрица 2 . Предлагаю сдать карточки уважаемому ареоапагу.

(Звучит музыка, команды сдают карточки жюри.)

О, справедливые судьи, готовы ли вы дать оценку за два последних состязания: рассказы о семи чудесах света и загадки на внимание?

(Подведение итогов конкурса «Рассказ о чуде света» и конкурса «Загадки».)

Жрица 2. Нелегкая борьба складывается среди наших мыслителей, но впереди еще несколько испытаний. Известно ли вам, лучшим ученикам славного царства, что строения нашего времени способствовали появлению крылатых слов и выражений? (Ответ детей.) В таком случае вам незатруднительно будет прикрепить к каждому крылатому выражению карточку с правильным значением. За это состязание можно получить 5 баллов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Слава Герострата — ... Семь чудес света — ... Сады Семирамиды — ... Колосс на глиняных ногах— ... Египетская работа — ...

Карточки со значениями:

«Память о самых черных, самых постыдных поступках людей».

«Выдающиеся достопримечательности, созданные как человеком, так и природой».

«Великолепное, необычное чудо».

«Величественное с виду, но по существу слабое».

«Тяжелый, изнурительный труд».

Жрица 2. Уважаемые отроки, время вышло. Прошу представителя от каждой школы огласить правильные значения крылатых выражений.

(Сверка ответов.)

Жрица 1 . Кто же в этом испытании вырвался вперед? Почтенный ареопаг, объявите итог.

(Подведение итогов конкурса «Крылатые слова».)

Жрица 1 . Истинные ценители прекрасного могут по деталям или отдельным фрагментам определить произведение искусства и архитектуры. За этот конкурс в познании изящного вы можете продвинуть свою школу на 7 баллов вперед.

(Музыка. Жрица демонстрирует фрагменты семи чудес света, это часть кладки пирамиды; нижний ярус с арками и видом на канал садов Семирамиды; скамейка под ногами скульптуры Зевса; голова скульптуры Артемиды; голова лошади из четверки лошадей с крыши мавзолея; средняя башня Александрийского маяка; лучеобразный венок статуи Колосса. Команды записывают свой ответ на карточку и озвучивают его. После ответов игроков демонстрируются фрагменты полного изображения чудес света на мультимедиа.)

Жрица 1 . Уважаемые отроки, правила состязания вам известны, прошу карточки сдать судьям. В свою очередь достопочтенный ареопаг огласит результаты данного конкурса.

(Подведение итогов конкурса «Фрагмент картины».)

Жрица 2 . Последнее испытание поможет юным мыслителям сориентироваться на карте мира и найти местоположение семи чудес света. Поставьте кружочек на карте и подпишите название находящегося там чуда света. Время на выполнение работы 2 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

(Музыка. Команды выполняют задание.)

Жрица 2 . Надеюсь, вам удалось обнаружить, где находятся семь чудес света. Прошу представителей от каждой группы подойти к нашей карте. Свой вариант ответа укажите волшебным лучом.

(Фоном звучит музыка. Дети предлагают свои варианты ответов, указывая местонахождение лазерным лучом.)

Жрица 2 . О, талантливые ученики лучших школ прекрасной страны, преподнесите письменные доказательства ваших географических знаний на суд справедливого жюри.

(Музыка. Дети относят жюри карточки с ответами.)

Жрица 1. Непростая задача стоит перед верховным ареопагом по определению победителей сегодняшних исторических состязаний. Дадим ему время на раздумье. А в это время мы попробуем занять достопочтимую публику непростой головоломкой.

Назовите из общего числа предметов те, которые имеют прямое отношение к семи чудесам света.

(Ведущие демонстрируют предметы: бюст Пушкина, лавровый венок, картина, зеркало, хрустальная ваза, камень, макет деревянной церкви и сувенирная пальма.)

(Правильные ответы: лавровый венок— статуя Зевса; зеркало — Александрийский маяк; камень — для строительства сооружений и изготовления скульптур; сувенирная пальма — сады Семирамиды.)

Жрица 1 . О, благодарная публика, мы выражаем признательность за внимание к нашим чудесам света. Надеемся, вы обязательно побываете в этих знаменитых местах и почувствуете на себе веяние нашей эпохи.

Жрица 2. Завершая приятную беседу, обратимся к многоуважаемому ареопагу, который огласит результаты последнего конкурса и общий итог всей игры.

(Подведение итогов. Награждение победителей и всех участников игры.)

Жрица 1 . Мы славно пообщались, о, юные мыслители, и всем участникам исторического события преподносим памятные дары.

Жрица 2 . По традиции вся слава и хвала достается наисильнейшим, сегодня это ученики школы... Мы возносим их до Олимпа и венчаем лавровым венком — венком победителя.

(Музыка. Вручение лавровых венков.)

Жрица 1 . Все творения мира бесценны для человечества. Но сколько бы чудес на свете ни было, главное чудо — это люди, которые их создали.

Жрица 2 . Так будем же светлым отражением своей эпохи и привнесем в этот мир что-то прекрасное!

Жрица 1 . К сожалению, Врата Времени зовут нас, мы вынуждены вернуться на несколько тысячелетий назад. Проща-а-айте!

(Звучит, таинственная музыка. Игра светом с использованием дымовой пушки. Жрицы покидают сцену через Врата Времени. Занавес закрывается.)

Реквизит

1. Лавровые венки — 8 шт.

2. Ручки — 6 шт.

3. Листы бумаги — 12 шт.

4. Карточки с крылатыми выражениями — 6 шт.

5. Таблички со значением крылатых выражений — 6 наборов.

6. Карандаш-клей — 6 шт.

7. Карта древнего мира в уменьшенном виде — 6 шт.

8. Большой макет карты древнего мира — 1 шт.

9. Лазерный луч — 1 шт.

10. Комплект изображений фрагментов семи чудес света.

11. Предметы для игры со зрителями: лавровый венок, бюст Пушкина, картина, зеркало, хрустальная ваза, камень, макет деревянной церкви, сувенирная пальма.

Литература

1. Ашукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина.— М.: Художественная литература, 1988.

2. Вартаньян Э. Крылатое слово. — М.: Современник, 1996.

3. Ионина НА. 100 великих чудес света / Н.А. Ионина. — М.: Вече, 1999.

4. Семь чудес света. (Что есть что)

5. Абрамов А.В. Энциклопедия тайн и чудес: чудеса Античного мира / А.В. Абрамов, В.В. Мороз. — М.: Ювента, 2006.

6. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок: чудеса света. / В.И.Калашников, С.А. Лаврова.— СПб.: Белый город, 2008.

Внеклассное мероприятие - Познавательная программа "Свет" для учащихся 7 классов

Цель: в интересной форме повторить, обобщить пройденный материал, развить у учащихся активность, инициативность, чувство ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, раскрыть творческие способности учащихся.

Девиз игры:

Звучит музыка. На сцену выходят ведущие.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем программу под общим названием " Свет", и я приглашаю команды занять свои места.

Представление команд.

Свет… Такое короткое и в тоже время емкое слово. Об этом говорил известный русский физик С.И. Вавилов: "В слове "свет" заключена вся физика…"

Задолго до выявления истинной природы света выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе. Достаточно назвать некоторых из них: Декарт, Ньютон, Пифагор, Евклид, Птолемей, Гюйгенс, Юнг, Френель, Вавилов.

Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет …

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и создания

Мы лишь в свете познаем.

Ведущий: Почему мы назвали игровое обозрение "Свет"?… Постараюсь пролить свет на это, пока для вас неясное дело.

Свет в обычном понимание - это лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

Наше обозрение в какой - то мере освещает ряд вопросов, и пусть в небольшой степени, но все же делает их более видимыми. Мы назвали так нашу игру и по другой причине: свет - это начальные буквы четырех игровых действий, в которых вы будете участвовать.

С - это "Смекалка - ваш друг"

В - "Веселое соревнование"

Е - "Если память вам не изменяет"

Т - "Точные советы"

Во всех четырех действиях вам надо блеснуть ярким светом знаний, зажечь присутствующих своей неутомимой энергией. Кстати, об энергии… Единица измерения электрической энергии (сила света) - это свеча.

Кто наберет больше световой энергии, тот и победитель в игре!

Надеемся, что вы, загоревшись желанием участвовать в игре, предстанете на финише в наилучшем свете! А девизом нашей игры пусть будут слова: "Ученье - СВЕТ, а не ученье - ТЬМА!"

Ведущий. Мы начинаем обозрение "Смекалка - ваш друг" . Для этого обозрения нужна острота зрения, а также острота ума и, причем, весьма.

Конкурс "Разминка"

На доске написаны названия некоторых физических приборов:

1.динамометр

2.линейка

3.секундомер

4.мензурка

5.термометр

6.весы

Итак, слушайте внимательно.

"Прибор для определения времени

"Прибор для определения расстояния

"Прибор для измерения температуры

"Прибор для измерения силы

"Прибор для измерения массы тела

"Прибор для измерения объема жидкости

Молодцы, неплохо поработали. А теперь задание, потруднее.

Конкурс "Ребус"

Задание: Расшифровать название физической величины (скорость, плотность)

Необходимо назвать формулы их нахождения, а также единицы измерения. За правильный ответ 1 свеча.

Конкурс: "Физические обозначения"

Задание: на доске записаны обозначения физических величин. Вам необходимо записать как можно больше формул, в которых присутствует данная физическая величина. Оценивается количество формул и правильность их написания.

Ведущий. Обозрение "Смекалка - ваш друг" продолжается. Скажите, как называется главный источник света на нашей планете? (Солнце) Благодаря солнцу, мы видим все вокруг, и нам тепло. С давних пор мечтал человек завести дома маленькое прирученное солнце. И, разумеется, завел! Правда, для этого ему понадобилось не одно тысячелетие.

Конкурс "Приручение света"

Ведущий. Вам необходимо назвать и распределить эти маленькие светила в порядке их появления, записать на листочках и сдать членам жюри. (На плакате: факел, глиняный "чайник", свеча, лучина, керосиновая лампа, газовые горелки, электрическая лампочка, "неоновые трубы").

Конкурс для болельщиков

Задание: Назовите литературные произведения и их авторов, в которых присутствуют светящиеся предметы и живые существа.

-"Огниво" - Г.Х. Андерсен

Жар - птица из сказки "Конек - горбунок" - Ершов

-"Волшебная лампа Алладина" - арабская сказка

-"Огнивушка - поскакушка" - Бажов

-"Звездный мальчик" - Уайльд

-"Финист - ясный сокол" - русская народная сказка

-"Сказка о царе Салтане" - Пушкин

Ведущий. Я смотрю, в зале все светлей и светлей. Это вероятно от свечей, которые получают участники команд.

Подведение итогов двух конкурсов и общее число свечей, полученных в первом действии.

Ведущий . А вы знаете, как впервые появились свечи? Они были придуманы в Древнем Риме около двух тысяч лет назад. Сначала это были волокна растений, пропитанные смолой и покрытые воском. В 10 - 11 веках появились восковые и сальные свечи.

Ну, что ж, продолжим наше обозрение. Команды, приложив умение, все знания и все старания, начнут веселые соревнования .

Конкурс "Кроссворд"

Задание: отгадайте кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово 0,5 свечи.

Конкурс для болельщиков "Кто назовет последним?"

По очереди болельщики называют термины из области физики или математики на определенную букву. Побеждает тот, кто назвал термин последним.

Ведущий. Для следующего конкурса вам потребуется сила и сноровка.

Конкурс: "Рыболов"

Задание: для конкурса нужно по одному участнику. Вот вам удочки, необходимо поймать рыбку. На обороте написаны вопросы, на которые необходимо ответить.

Вопросы:

1.Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества?

2.Температура одного тела больше другого. В каком теле молекулы движутся быстрее?

3.В первом утюге молекулы танцуют медленное танго, а во втором прыгают как блохи. Каким утюгом можно быстрее погладить рубашку?

4.Печальный дядя Боря несет из магазину сумку с куриными яйцами. Через равные промежутки времени яйца из сумки выпадают на землю и разбиваются. Можно ли сказать, что дядя Боря движется равномерно, если коты, бегущие за ним, находят яйца на равных расстояниях одно от другого?

5.Объем чего больше: 1 кг железа или 1 кг ваты?

6.Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?

7.Когда давление газа больше: в холодном состоянии или горячем?

8.Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку?

9.Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Как же он оказывает это давление, если не имеет ни рук, ни ног?

10.Петя ехал к бабушке на автобусе, и всю дорогу над ним издевались какие - то два явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда автобус трогается, - дергало его назад. Что это за хулиганские явления, и может ли милиция с ними справиться?

Конкурс: "Кто больше?"

Задание: из букв слова "Динамометр" необходимо составить слова. За каждое правильное слово 1 балл, если же составленное слово имеет отношение к физике, то получите 2 балла.

Загадки для зрителей.

Подведение итогов конкурса и в целом второго действия.

Ведущий . Начинаем третье игровое действие нашего обозрения "Если вам не изменяет память". Вам необходимо угадать, что находится в черном ящике. За правильный ответ 1 свеча.

1.Здесь - особенный предмет.

Всем подскажет, всем ответит

Болен кто - то или нет. (Термометр)

2.Этот маленький предмет

Нам подскажет всем ответ.

Почему при малой силе

В стенку вдруг его вонзили? (Кнопка)

Задание: за 1 минуту ответить на большее число вопросов. Если затрудняетесь, то говорите "дальше".

Вопросы 1 команде.

1.Наука, изучающая природные явления (физика)

2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)

3.Прибор для измерения силы (динамометр)

4.В чем измеряется объем? (м3)

5.Величина, характеризующая быстроту движения (скорость)

6.Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)

7.Сила измеряется в … (ньютон)

8.Прибор Паскаля (шар)

9.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися)

10.Как определить пройденный путь?

Вопросы 2 команде.

1.Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед)

2.Линия, вдоль которой движется тело (траектория)

3.Прибор для измерения массы тела (весы)

4.Из чего состоят все тела? (молекула)

5.Какой буквой обозначают время? (Т)

6.С глубиной давление … (увеличивается)

7.Формула силы упругости (F=к*х)

8.Как зовут преподавателя физики?

9.Единицей измерения скорости является (м/с)

10.В формуле F=mg , g - это … (ускорение свободного падения)

Ведущий.

Четвертое действие - точный ответ

Сто вопросов - один секрет

Все готовимся к нему

Отвечать на почему.

Задание: необходимо ответить на вопросы. Каждой команде будут заданы по 2 вопроса. За каждый правильный ответ 2 свечи.

Вопросы:

1.Почемучка принес в комнату следующие предметы: весы, набор гирь, кастрюля, вода. Ему нужно найти объем кастрюли. Как это можно сделать? (плотность воды известна, можно найти массу воды в кастрюле, а затем по формуле находим объем)

2.Почему растительное масло, налитое в воду всегда всплывает наверх? (плотность масла меньше плотности воды)

3.Автомашину заполнили грузом. Изменилось ли давление в камерах колес автомашины? Одинаково ли оно в верхней и нижней частях камеры?

4.Почему в сообщающихся сосудах уровни жидкости одинаков? (давление в трубках одинаково)

Подведение итогов четвертого действия.

Ведущий. Наше обозрение подошло к концу. По количеству свечей нам необходимо выбрать команду - победительницу, то есть звезду первой величины…

Подведение итогов всей игры. Награждение.

Ведущий. Игра, как визит, стоила свеч! Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения "наслаждения красотой". В заключение приведу одно из стихотворений И. Бунина. Оно все из света. И ставлю пластинку с записью "Лунного света" К.Дебюсси, этой сказочной музыки, уносящей нас далеко - далеко. Пусть вдохновенное единство Слова и Музыки озарит ваши души.

Набегает впотьмах,

И узорную пеною светится,

И лазурным сиянием рдеет у скал на песке…

О божественный отблеск незримого, жизни,

мерцающей

В мириадах незримых существ.

И тогда вся душа

У меня загорается радостью:

Я в пригоршни ловлю закипевшую пену волны -

И сквозь пальцы течет не вода, а сапфиры,-

несметные

Искры синего пламени Жизнь!

Музыка.

Персонажи – Капелька (мультяшный персонаж со слайдов), царь Берендей, Почемучка.
Оформление – В морском стиле – имитация волн из голубой ткани, бутафорские капельки по бокам сцены, на заднике – Экран.

Звучит музыка на сбор гостей – Детские песни из мультфильма «Капитошка»
Выключается свет.

Перед прочтение сценарий рекомендую посетить сайт, предлагающий популярную сегодня услугу клоуны на детский праздник . Сделайте праздник детей ярче!

*На экране – Слайд – Презентация «Круговорот воды в природе» — 2 мин.
За сценой, параллельно с идущим слайдом, в микрофон начинает программу ведущая – рассказчица.
Ведущая – (Текст за сценой) На голубой планете Земля родилась однажды маленькая Капелька воды. Осмотрелась Капелька по сторонам и увидела вокруг высокое синее небо, сочную зеленую траву, белоствольные березы и чистый прозрачный ручеек, в котором она и плескалась, блестя на солнце. Наша Капелька была жизнерадостной и любознательной. Ей непременно захотелось узнать все о мире, который ее окружает. И Капелька пустилась в путешествие.
*На экране мультфильм «Капитошка» — без слов, с наложенной современной песней «Про Капитошку» — 3-4 минуты
*На экране – Слайд – фото «Капельки»

Ведущая – (Текст за сценой) – Звонкий ручеек с капелькой стремительно бежал вдаль.
*Слайд «Бегущий ручей»

Его путь протекал через холм, за ним показалась полянка, где по бережкам ручейка росла низкая трава.
*Слайд «Трава и роса»
-Днем солнышко светило очень ярко и было жарко. В траве кто-то находился и разговаривал! И капелька решила остановиться и послушать!

Свет включается
Звучит детская подвижная песня – Солнышко лучистое
Выходит под музыку Почемучка.

Почемучка – Здравствуйте ребята! (Ответы детей)
Меня зовут – Почемучка! Думаете, почему меня так назвали? (Ответы детей)
Да! Потому что, у меня любимое слово – «Почему!»
А вы знаете, что меня пригласили на праздник. Сейчас вспомню, как он называется….А, все, вспомнила! Праздник воды! А 22 марта – у нас международный день воды! Интересно, почему устраивают такие праздники? Праздник именно — воды? Почему – не шоколада, мороженного или праздник мыльных пузырей?
На этом празднике я в первый раз! А вы? (Ответы детей) Ведь без воды нам не прожить! Даже чаю не попить! Значит, будем праздник праздновать!

Концертный номер – песня «Кап – кап» (Вокальная студия «Консонанс»)
Почемучка – Вы, не поверите, ребятки – меня пригласил на праздник сам царь Берендей. Не знаю, почему? Почему, именно меня? Но, я заблудилась и, как попасть к нему – тоже не знаю! У меня правда книга — путеводитель есть, но я ее еще не смотрела! Сейчас, посмотрю! Это же настоящее путешествие! (Открывает карту, перелистывает книгу, что – то пытается понять)
В это время выключается свет
Ведущая – (Текст за сценой) – Капелька услышала, что ее новая знакомая – Почемучка, тоже идет путешествовать, да еще и узнала, что есть такой праздник – Воды, и решила ей помочь!

Звучит песня из мультфильма «Капелька»
Почемучка – Ой, кто это? (Смотрит на экран) Эй! Прохожая! Давай знакомиться!
Капелька – (Текст совместно со слайдами) Здравствуй почемучка! Здравствуйте, детишки — девчонки и мальчишки! Я — Капелька и очень рада познакомиться с вами!
Почемучка – Капелька? Самая настоящая водяная капелька?
Капелька – Да! Самая настоящая!
Почемучка – А почему ты такая маленькая? Почему ты такая скользящая прозрачная и голубая?
Капелька – Ну, я же маленькая капелька воды! А вода – такого цвета! Все ль с водою вы дружны? Доказать вы мне должны. Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
1.Загадки про воду
1.Бежит, бежит, не выбежит,
Течёт, течёт, не вытечет.
(Вода)
2.Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….
(Воды)
3.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу
(Вода)
Я не простая, а волшебная капелька, могу превратиться в снежинки, льдинки, туман.
Почемучка – Ой, как интересно! Я – бы с удовольствием, с тобой Капелька поиграла, но мне надо попасть в царство царя Берендея. У меня есть книга – путеводитель, но мне одной дорогу не найти! Ты не поможешь мне?
Капелька – С удовольствием! Отправимся со мной на моем волшебном ручейке! Беги за мной!

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» — Без слов
Ведущая – (Текст за сценой) – И отправились вместе Капелька и Почемучка к царю – Берендею! И тут начались настоящие приключения маленькой капельки.
Ночью луна тускло освещала все вокруг. Становилось прохладно. Наша Капелька была очень отважная и смело стремилась вперед! Она заметила, что к ее родному большому ручейку присоединился другой — маленький ручеек. И они побежали дальше вместе.

*Слайды «Ручейки»
Звучит подвижная детская музыка — фоном
Почемучка – Сделаем остановочку около ручейков, может где – то рядом царство Берендея? Послушаем, как ручеек шумит!

Фонограмма – шум ручейка
Почемучка – Интересно, водичка в ручейке пахнет чем — нибудь? (Ответы детей)
(Нет, не пахнет) — А на вкус она какая? (Безвкусная) — А если добавить сахар, то вода станет какая? (Сладкая) — А соль? (Солёная) — А лимон? (Кислая, лимонная)
Надо мне прислушаться к окружающему миру, тут могут быть такие необычные звуки, давайте вместе послушаем.

Фонограмма «Звуки воды»
2.Игровой момент «Угадай, что звучит».
(Дети слушают, различают и угадывают звуки воды из различных источников).
Почемучка – Пора дальше отправляться, а то Берендей уже давно ждет. Надо посмотреть книгу – путеводитель, может она что — подскажет! (Перелистывает книгу)

Звучат звуки ручейка — фоном
Ведущая – (Текст за сценой) – Вскоре наших путешественниц стали догонять и другие маленькие ручейки, образуя один большой звонкий ручей, который становился все шире и глубже и, наконец, превратился в маленькую речку, которая продолжала свой путь.

*Слайды «Вода в реках»
-Речка прожурчала вдоль деревни, жители которой видимо очень любили свою речушку, потому что очень бережно к ней относились: все берега реки были чистыми, а вода прозрачная и незамутненная.
Почемучка – Да, все правильно! У меня в путеводителе так и нарисовано, что я должна пройти большую реку……а потом…….

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» (С наложенным текстом КапелькиБ
Почемучка – Капелька, ты где? Мы уже дошли до речки, давай узнаем у нее, далеко ли до царства берендея?
Капелька – Я тут! Мы сейчас с тобой отправимся по моей тетушке – Реке, и она нас обязательно должна привести к царству Берендея. Там тоже не могут жить без воды!
Почемучка – А почему ручеек был узким и маленьким, а река широкая и большая?
Капелька – Скажу тебе по секрету, здесь в речке собралось много моих подружек – капелек! Мы, часто вместе водим хороводы и шалим. Ветерок – наш друг, набегает на поверхность воды и получаются волны. Вот это — Здорово! Мы с подружками капельками кружимся, подпрыгиваем и визжим.
Почемучка – И правда – весело!

*Слайды «Животные в воде» (Жираф, тигр, белый медведь, бурый медведь, волк, слон, дельфины, лебеди, лягушата)
Почемучка – Сколько же животных любят купаться и играть! Давайте и мы с вами отдохнем, да настроение поднимем!
Кто мои загадки отгадает, тот от меня капельку получает.
(Почемучка детям загадывает загадки, кто — отвечает, выходит на сцену для участия в игре)
3.Загадки
1.Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
2.Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
3.Бел, да не сахар
Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт
По кустам развешан …(Cнег)
4.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …(Лёд)
5.Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз. (Сосульки)
6.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
(Вызываем на сцену 6 человек. Проходит игра – победившим выдаются капельки)

Звучит детская песенка про капельку
4.Игра «Перенеси водичку»
(Дети делятся на 2 команды, становятся колоннами в одну сторону. Каждой команде выдаются: разноцветные миски с водой и ложку. Напротив них команд, на расстоянии стоят графинчики пустые. Задача игроков — Перенести воду ложкой из миски в графин пока звучит музыка. Команде – победителю, Почемучка выдает яркие капельки)
Ведущая – (Текст за сценой) – С высоты небес за ними наблюдало Солнышко, оно ласково улыбалось, жмурилось, иногда выглядывало из-за тучки: не расшалился ли ветер, не выбросил ли маленьких водяных принцесс на сухой и раскаленный от зноя берег.
*Слайд «Солнце»

А наша капелька поднялась на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх к яркому солнцу.
Почемучка – Вот и солнышко выглянуло, пора отправляться дальше! (Открывает книгу – путеводитель и перелистывает страницы)
Тут нарисовано солнышко, растения, значит, где-то должны быть деревья! А Берендей у нас живет в лесу! Капелька ты где? Мы с тобой уже близко!

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» (С наложенным текстом Капельки)

Капелька — Я уже высоко на небе!
Почемучка – Почему, на небе? Ты – же в речке купалась?
Капелька — Солнышко светило ярко, припекало! Я и капельки – подружки, поднялись в воздух. Мы летели всё выше и выше далеко друг от друга. Высоко от земли воздух становился всё холоднее. И мы с подружками снова собрались вместе. Не успела я опомниться, как оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек, своих сестричек. И я вижу с высоты царство Берендея! Тебе надо осушить лужицу, через которую надо пройти, пройти через овраг и будешь на месте!
*Слайд «Тучки»
Почемучка – Спасибо тебе капелька! Тогда будем лужицу сушить! Кто отгадает загадки мои, тот и сушить лужицу будет мне помогать, да капельки получать!

5.Загадки
1.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
2.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
3.В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
4.Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
(Кто отгадал загадки, выходят на сцену для участия в игре – 4 человека)

Звучит музыка на игру – детская песня из мультфильма «Про Капитошку»
6.Игра «Осуши лужицу»
(Дети делятся на 2 команды, по 2 человека. Каждой команде выдаются: По одной разноцветной миске с водой, по одной пустой миске и губку. Задача игроков – осушить при помощи губки миску с водой. Почемучка выдает яркие капельки)
*Слайды «Лес» (Овраги, деревьями без листьев)
Почемучка – Все вы, молодцы, друзья! Посмотрю книгу – путеводитель! (Смотрит, перелистывает страницы)
Фонограмма «Шумы леса»
Ведущая – (Текст за сценой) – Путь проходил через рощу, где росли высокие деревья. Это и было – Царство Берендея! Было тихо в лесу, не слышалось, ни пение птиц, ни шума листвы, ни шелеста травы, ни игривых криков животных. А, самое главное — ни журчали ручьи, ни били родники и даже росинки все попрятались!
Почемучка – И правда, мы уже рядом с царством берендея? Я так волнуюсь! Почему он меня позвал в гости? Почему, меня никто не встречает? Что – же здесь произошло?

Звучит музыка на выход Царя – Берендея
Царь Берендей — О, мой лес, мой дивный лес, полный сказок и чудес! В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня! Защитник леса, друг зверей, я царь из сказки …
Дети – Берендей!
Почемучка – Здравствуй царь Берендей! Вот я и в гостях у тебя! В твоих владениях!
Царь Берендей – Рад видеть тебя, Почемучка!
Почемучка – Почему ты меня пригласил в гости? И почему я не слышу звуки праздника в твоем лесу?
Царь Берендей – Почемучка, я пригласил тебя на праздник – Всемирный день воды! И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. Мой лес без воды не будет цвести!
Очень любим мы купаться, в теплой речке кувыркаться, не боимся глубины, будем мы смелы, сильны.
Знают взрослые и дети: Без воды нельзя на свете! Я тебе хотел рассказать, как у нас в лесу хорошо, весело, познакомить тебя с лесными жителями, с моими речушками, да родничками! Все было готово к этому удивительному празднику! И тут, неожиданно, произошло горе!
Почемучка – Какое горе?
Царь Берендей – Очень ярко светило солнышко, стояла огненная жара! Видно, кто-то разгневал наше Ярило, и оно все реки мои осушило! Праздник не состоялся!
Почемучка – Почему осушило?
Царь Берендей – Когда светит ярко солнышко, вода постоянно испаряется с поверхности суши, рек, морей, океанов. Невидимый пар расходится в воздухе. Вся вода улетела в тучку. Подул сильный ветер и тучку унесло далеко, далеко от леса! И в моем лесу наступила – засуха! Настоящее – горе!
Почемучка – Да, горе! Как же быть? Кто нам может помочь? (Ответы детей) Правда! Правда! Нам поможет моя новая знакомая – Капелька! Она, как раз сейчас веселиться со своими подружками капельками на тучке!

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» (С наложенным текстом Капельки)

Почемучка – Капелька ты где? Помоги нам, пожалуйста! В царстве Берендея – засуха!
Капелька – Я все слышала! Сейчас позовем ветерок, и наша тучка будет плыть над лесом!

*Слайд «Тучки»

Ведущая – (Текст за сценой) – Сильный ветерок поднял тучку, и сестричкам капелькам стало холодно. Они задрожали, заплакали, и полились на землю дождем.
*Слайд «Дождь»

А дождь-это маленькие капельки воды. Упали они на землю, напоили растения, животных, промочили землю. Под землёй капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекают в водоёмы. Вот так наполняются запасы воды на земле. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг» т. е. вода движется по кругу.
*Слайд «Круговорот воды в природе»
Царь Берендей – Молодцы, мои друзья! Всех приглашаю в гости я. В лесу моем приятно отдыхать, здесь можно веселиться и играть, дары природы собирать, лишь жителей лесных не смейте обижать!

Сколько вас много пришло на этот праздник. Спасибо вам, всем моим слугам верным, всем,кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие,чтобы жили в них птицы и звери, да букашки малые,чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон! (Кланяется) Порадовали старика. Вот теперь праздник состоится!
Чтобы пруд остался чистым,
Полноводным и лучистым,
Нужно правила всем знать
И всегда их соблюдать.
7.Словесная игра «Разрешается и запрещается»
Хором мне ответьте, что на водоемах разрешается, а что запрещается:

Вырубка леса:
Мойка машин:
Стиральный порошок выливать:
Закрывать воду в кране:
Консервные банки оставлять:
Разбитые бутылки в водоемы бросать:
Катание на лодке:
Ловля рыбы:
Купание:
Ловля лягушек:
Кто заступает в мои владения, тот обязан произнести Берендеевскую клятву! Что ж, вы готовы принять такую клятву?
8.Клятва Берендей: Зачитывает Клятву. “Мы, гости Лесного Царства, в присутствии царя Берендея, клянёмся вести себя в лесу так, как ведут себя вежливые гости. — Клянёмся! Зелёных деревьев не ломать, цветов без надобности не рвать. — Клянёмся! Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда! — Клянёмся! Громко музыку не включать и не кричать, чтобы птицам рядом с нами захотелось петь. — Клянёмся! Не сорить, не мусорить в лесу. И поддерживать лесную красоту! — Клянёмся! Костры жечь только на кострищах и не портить травянистые жилища — Клянёмся! При отъезде всё за собой убрать, чтоб захотелось придти сюда опять. — Клянёмся!” Царь Берендей – Ну что ж, я буду пристально следить за соблюдением клятвы. А чтобы вы убедились, что добрых, вежливых людей мы всегда рады видеть у себя в гостях, приглашаю вас на праздник! Капельку и почемучку я тоже приглашаю! Спасибо вам, выручили!
Приглашаю вас за столы дубовые,
За скатерти самобраные.
Устроим честной пир на весь мир!
Почемучка – А мы тебе, Берендей подарим капельки водички, которые в пути насобирали. На запас!

(Вызывает детей, кто в процессе программы получал капельки. Они отдают капельки царю Берендею, а Почемучка им дарит призы)
Я тебя познакомлю поближе с капелькой, может она у тебя в царстве жить останется?

Просмотр мультфильма «Капитошка»

Царь Берендей –
Без воды вам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды вам не прожить!
Вот и настала пора нам проститься. Вижу, что любите вы природу. Пойдёмте, друзья, нам надо побывать еще на других праздниках и найти новых друзей природы!

Почемучка – Рада знакомству с вами друзья! Я тоже прощаюсь с вами! Наступили часы расставания!
До свиданья, друзья! До свиданья!

Запас игр
1.Игра – Я сейчас я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (сосулька, облако, иней, туча, лужа, снег, снежинки), то вы должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, лягушка, морж, пингвин), вы должны поднять руки. Если я назову предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, тень), все хлопают в ладоши.

2.Игра (На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.)

3.-Ребята, какой же мы сделаем вывод? (Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.) -А вся ли вода пригодна для жизни? (Для жизни пригодна только пресная вода) -Где встречается пресная вода? (Все реки и озера — источники пресной воды.) — Ледники, айсберги, вершины гор покрыты ледником — это тоже пресная вода. Ребята, а почему наши водоемы неиссякаемые? (Благодаря круговороту воды в природе, подземным водам).

Классы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Цель программы: развитие познавательной активности, утверждение ценности знаний в современной жизни.

Действующие лица:
– Азбука
– Точка
– Буквоежка

Оборудование и реквизит:
Умная книга
Самокат
Голубые ширмы — 2
Указатель с названиями улиц
Указатель с названием города
Мяч
Магнитные доски – 2
Комплект букв (10 гл + 10 согл) – 2
Карточки – слоги – 16 шт.
Мел
Кубы со словами – 10 шт.
Кубы – 2
Подиумы – 2
Жетоны

Сценарий

Под музыку в зал входят АЗБУКА и ТОЧКА, держа в руках большую «Умную» книгу, ставят ее на подставку и делают несколько шагов вперед.

Азбука: Здравствуйте!
Точка : Здравствуйте!
Азбука : Будем друзьями!
Точка : Из Букваринска к вам в гости пришли.
Азбука : Вы нас, ребята, наверное, ждали – АЗБУКА!
Точка : Точка!
Обе: Будем знакомы!
Азбука : Умную книгу мы вам принесли.
В это время на заднем плане появился Буквоежка, и, улыбаясь, посылая поклоны, приветы, пританцовывая, берет тихонько книгу и уходит.

Также очень интересный сценарий для младших школьников:

Точка : (собирается взять книгу, и увидев, что она исчезла, растерянно озирается) Где она?
Азбука : Кто?
Точка : Что!
Азбука : Кто что?
Точка : Не Кто, а Что! Книга! Исчезла книга с буквами!
Азбука : Этого не может быть! Посмотри хорошенько
Точка : Смотрю и не вижу, может быть, вы ее видите?
Азбука (трет глаза) Это какая-то мистика. Я тоже не вижу книгу. Катастрофа! Главное достояние Букваринска исчезло без следа!
Точка : Куда она могла пропасть?
Азбука : Может быть, ее кто-то похитил? (Смотрят друг на друга).
Вместе : Буквоежка!
Азбука : Это он!
Точка : Ребята, вы не видели такого нахального, смешного человечка в красной кепочке на голове?… Видели? (Дети отвечают)
Азбука : Точно, это он! Нужно срочно отправляться на поиски Буквоежки, иначе может случиться непоправимое!
Точка : Все буквы исчезнут. Навсегда! Из них уже никто не составит ни одного словечка!

Хватается за голову, бегает по площадке.

Азбука : Предлагаю разделиться. Ты отправляешься в эту сторону, а я – в противоположную.
Точка : Согласна. В путь?
Азбука : На поиски!

Под музыку исполняется небольшой танец- клоунада, затем они убегают. Появляется Буквоежка.
Буквоежка : Хи, хи, хи! Вперед! На поиски! Хи, хи. Ловко я Азбуку и Точку обвел вокруг пальца.
Вытаскивает из Книги буквы, перебирает их, любуется, нюхает.
Буквоежка: Вот так повезло, вот так удача! Какие чудесные буковки: разноцветные, красивые, вкусненькие. Вот жадина эта Азбука. Что ей, букв, что ли жалко? У нее их видимо-невидимо. Целых…
А действительно, сколько букв в алфавите?(Обращается к детям. Дети отвечают).
Буквоежка: Тридцать три? А теперь у нее ни одной! Вот они миленькие, вот они, сладенькие. Надо их перепрятать до поры, до времени, пока всё не успокоится. Где же мне их спрятать? Отправлюсь-ка я в Букваринск, там я знаю все улочки — переулочки. И найду укромные местечки, где можно такие богатства спрятать.

Буквоежка уходит. Появляются с разных сторон Азбука и Точка, обе разговаривают по сотовому телефону, приближаясь, друг к другу.

Азбука: Точка, ты нашла Буквоежку?
Точка : Его нигде нет, а как ваши успехи?
Азбука : У меня нет успехов, одни лишь потери. И мои поиски ни к чему не привели.
Точка : Все пропало, мы пропали и точка!
Азбука :
На страницах букваря
Нету букв от А до Я.
А – упало, Б – пропало
В – исчезло, больше нет!
Точка :Буквы бедные попали к Буквоежке на обед!

Сели они, пригорюнившись, затем Азбука вскакивает, кричит.

Азбука: У меня есть идея: необходимо провести следствие.
Точка : Согласна.
Азбука : Надо выявить свидетелей, может быть, кто-нибудь видел Буквоежку?
Точка : Согласна.
Азбука : Давай спросим у ребят.
Точка : Согласна.
Азбука : Помогите нам, ребята, скажите, куда убежал Буквоежка? (Дети отвечают).

Азбука :В Букваринск? Я так и знала! Срочно отправляемся в Букваринск!
Точка: Чтобы найти вредного Буквоежку, нам нужны помощники, одним нам не справиться, и точка.
Азбука : У нас уже есть помощники, вот они, ученики 1- го класса ____________ школы. С ними мы точно найдем наши буквы и вернем их в Книгу. Ребята, вы согласны? (Дети отвечают).
Азбука: Тогда в путь!

Дети выстраиваются паровозиком и под музыку двигаются по кругу, встают перед указателем «Букваринск».

Азбука: Стоп, чтобы попасть в наш город, необходимо пройти через невидимые ворота, ответив на 3 загадки главному стражу

Голос: Не куст, а с листочками, не рубаха. А сшита. Не человек, а рассказывает. Что это?
Дети: Книга!
Голос : Ответ правильный. Загадка номер 2:
Черные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Дети: Буквы!
Голос : Ответ правильный. Последняя загадка:
Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он
Дети: Алфавит!
Голос : Ворота открыты, добро пожаловать в Букваринск!

Дети делают еще круг и рассаживаются на свои места. На площадке стоит указатель с названиями улиц, переулков и.т.д. Азбука поворачивает указатель так, чтобы все прочитали: « Площадь Отличников»

Точка : Отличная площадь, на ней часто прогуливается Буквоежка. (По площадке крадётся Буквоежка).
Азбука : А вот и он, смотри! Держи его, держи!(Азбука и Точка хватают Буквоежку).
Буквоежка: А ну-ка отпустите меня, я ничего не сделал!
Азбука: Все видели, что это ты украл Книгу с буквами, немедленно верни!
Если ты не подчинишься, мы вызовем наиглавнейший грамматический совет и тебе не поздоровится!
Точка : Ты будешь изгнан из Букваринска, и вообще отовсюду, где живут буквы и слова. А они живут ВЕЗДЕ!
Буквоежка : Хорошо, хорошо, я верну вам буквы, только не все сразу, они у меня спрятаны в разных уголках города. А дети, которые прибыли к нам, пусть посоревнуются, подумают, решат веселые задачки. За каждое правильно выполненное задание я буду возвращать по несколько букв, а уж задачки придумывать я большой мастер!
Азбука : Точка, надо спросить у ребят, готовы ли они принять участие в таких соревнованиях?
Точка: Ребята, вы согласны? (Дети отвечают).
Буквоежка: Конечно, согласны, куда они денутся из Букваринска! Задание первое!
Аукцион! Каждый, кому я брошу мяч и назову букву — должен придумать слово на эту букву и вернуть мяч мне обратно. Делать это нужно правильно и быстро.
Пример:
Я говорю: «А», вы должны сказать: «арбуз», «Б» — «барабан». Задание понятно? Тогда приготовились!

Проводит игру «Аукцион».

Азбука: Итак, Буквоежка, ты обещал вернуть буквы после того, как ребята выполнят задание.
Буквоежка: Разве я обещал? Что-то я не помню.
Точка: Сказал – значит, сделал, и точка!
Буквоежка: Ладно, ладно, я пошутил. Вот ваши буковки, целых 6 штук. Так с ними расставаться жалко!

Достает буквы из тайничка, куда они были заранее спрятаны.

Азбука : Молодцы, ребята, продолжаем путешествие по Букваринску и идем на проспект « Головоломок».
Точка: На проспекте головоломок могут гулять все желающие, только нужно разделиться на две команды, так удобнее выполнять задание.
Буквоежка: А задание очень простое. Я называю слово, а вам предстоит найти на стенде буквы, из которых состоит данное слово. Какая команда первой справится с заданием, та и получит от меня следующие буквы.

Проводится конкурс «Головоломка»и Буквоежка отдает детям еще 5 букв.

Азбука: Первоклассники, наверное, уже знают, что все буквы делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ. Знаете, ребята? Отлично, в таком случае мы направляемся на улицу «Гласных-согласных».
Точка: На этой улице придется немного побегать. Давайте выстроимся в две команды по 10 человек.
Буквоежка: Посмотрите, в конце улицы размещены буквы: 10 гласных и 10 согласных вперемешку. Одна команда по очереди берет только гласные буквы, другая только согласные.

Проводится эстафета «Гласные и согласные» и Буквоежка возвращает детям еще 5 букв.

Точка : Я что-то устала, больше никуда не пойду, и точка.
Азбука : Я как раз хотела предложить ребятам немного отдохнуть на Танцевальном бульваре. Под музыку ребята будут танцевать и одновременно выполнять нетрудное задание – изображать заданную букву.
Буквоежка: И после танцев я тоже должен проститься со своими буковками?
Точка: Точно!
Буквоежка : Ох, я несчастный, голодный Буквоежечка! Ну что ж, пойдемте на Танцевальный бульвар.

Проводится танцевальный конкурс «Буквы».

Буквоежка: Нелегко расставаться со своим сокровищем. Нужно придумать задания посложнее, чтобы дети не смогли справиться, и тогда буквы останутся у меня. Приглашаю вас в переулок, где живут Слоги. Они очень будут рады вашему появлению.

Конкурс «Составь слово».Детям раздаются слоги, из которых они составляют слова.

Азбука: Поздравляю вас, ребята, вы отвоевали у Буквоежки еще несколько букв!
Буквоежка пытается сбежать, но Точка преграждает ему дорогу.
Точка : Я сказала, и Точка!

Буквоеджка достаёт очередную партию букв.

Азбука: У Буквоежки осталось всего 6 букв, и мы должны справиться с еще одним сложным заданием. Мы прошли весь город Букваринск и добрались до бульвара Предложений. За стеной бульвара выход из города.
Точка : А мы справимся, и точка!
Буквоежка: Конечно, справитесь, я уже не сомневаюсь, и не надеюсь пообедать сегодня.
Азбука: Чтобы не оставаться голодным, можно попробовать на вкус ошибки или помарки. Ученики с удовольствием с ними расстанутся
Буквоежка : Я обязательно попробую. А сейчас мы подошли к стене, на которой написаны слова, а вы должны выстроить их в предложения.

Проводится конкурс «Составляем предложение» и Буквоежка отдает последние буквы.

Азбука: Все буквы на месте?
Точка : Надо проверить!

Буквоежка обиженно надувает губы, Точка топает ногой.

Точка : И точка!

Проводится игра «Алфавит». Детям раздаются буквы, которые они расставляют в алфавитном порядке.

Точка: УРРРА! Все буквы на месте!
Азбука: Детей надо наградить конфетами и отправить из Букваринска домой.
Точка: Все за мной!

Ребята выстраиваются паровозиком и под музыку шагают по кругу, затем возвращаются на свои места.

Азбука:
Вы эти буквы заучите,
Их три десятка с лишком.
И для вас они – ключи
Ко всем хорошим книжкам!
Герои под музыку уходят.

Название: Сценарий познавательной программы для младших школьников «Путешествие по Букваринску»
Номинация: Детский сад, Начальная школа, Сценарии праздников


Должность: педагог-организатор
Место работы: МБОУ ДОД Детско-юношеский центр «АРС»
Месторасположение: Костромская область, г. Кострома