Эта игра развивает логическое мышление и обогащает словарный запас, эрудит у играющих.

Основа этой игры является составление необходимых слов из имен существительных в именительном падеже единственного числа. Можно применять и слова, которые имеют форму только множественного числа (ножницы, сани, щи, латы и т. д.), как при составление кроссворда.

Подобные игры существуют в разных странах, например, у американцев такая игра называется скрэббл. В нашей стране крестословица выпускается в промышленном варианте под названием «Эрудит».

В комплект игры входит 128 фишек с обозначенными на них буквами и цифрами для подсчета количества очков и три универсальные фишки (*) - без букв и без цифр. Игровое поле имеет форму квадрата (15 х 15), где разноцветные клетки расположены в определенном порядке, как показано на рисунке.

Правила игры

В игре играют два и более человек. В начале игроки договариваются до скольких очков играют и по жребию устанавливают, кто начинает игру. Кто первым наберет обусловленное количество очков, тот побеждает. Обязательное условие при составление и придумывание слов, это то, чтобы они читались по вертикали или по горизонтали. По вертикали - они должны читаться сверху вниз, а если по горизонтали - должны читаться слева направо.

Игра - Крестословица или Эрудит

Игроки на руках имеют по 7 фишек и за один ход каждый может придумывать несколько слов. Нельзя составлять новые слована на свободном месте без увязки с предыдущими словами. Слова, которые придумывают игроки, должны включать в себя букву или несколько букв соседних слов. Новое слово может включать в себя даже раннее составленное слово, например:


Игра Крестословица - пример игры

Начало игры

После того, как определились, кто начинает игру первым и кто ходит последним, последний игрок выкладывает фишки на стол оборотной стороной вверх и перемешивает.

Каждый игрок по порядку берет по 7 фишек.

Процесс игры

Первый игрок придумывает слово или по горизонтали, или по вертикали и пишет его так, чтобы какая-то его буква заняла центральную клетку поля, конечно же из своих фишек.

Игрок подсчитывает и записывает полученные очки за придуманное слово (или слова) и дополняет недостающее количество фишек до 7 штук из кучки.

Очередной игрок также должен придумывать новые слова, добавляя одну или несколько букв к слову или к буквам, расположенным на поле и после этого также дополняет свои фишки до 7 штук.

Если игроку попалась универсальная фишка (*), то он может поставить ее вместо любой буквы и все запоминают значение этой буквы. Очередной игрок может заменить эту фишку на действительную букву, если она у него есть, а универсальную должен использовать в этом же ходе, например:


здесь: *=Т

Игрок, который не смог (или не желает по тактическим соображениям) составить ни одного слова, сказав «меняю», имеет право заменить любое количество фишек (от 1 до 7) на новые, пропуская свой ход.

Играют до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не наберет установленное количество очков, например, 200 (при этом игрокам, имеющим право очередного хода, дается возможность выставить свои фишки и набрать дополнительное количество очков).

Подсчет очков

1. Сумма очков каждого хода игрока складывается из: а) суммы очков букв составленных слов; б) премий, получаемых за размещение букв на премиальных клетках.

2. Премиальные клетки для буквы. Количество очков буквы, расположенной на зеленой клетке, удваивается, на желтой утраивается.

3. Премиальные клетки для слов. Если одна из букв слова расположена на синей клетке, то сумма очков всего слова удваивается, на красной - утраивается. Если буквы слова одновременно расположены на премиальных клетках букв и слов, то сначала подсчитывается премия за букву, а затем - за слово.

4. Премии за букву и за слово засчитываются лишь тому игроку, который первым сумел занять премиальные клетки.

5. Каждый игрок, использующий за один ход все 7 фишек, получает дополнительную премию в 15 очков.

Допускается по договоренности играющих вносить свои изменения в правила игры, например, играть на время или с ограничением времени на обдумывание ходов и др.

Количество фишек

* - 3
А - 10
Б - 3
В - 5
Г - 3
Д - 5
Е - 9
Ж - 2
З - 2
И - 8
Й - 4
К - 6
Л - 4
М - 5
Н - 8
О - 10
П - 6
Р - 6
С - 6
Т - 5
У - 3
Ф - 1
Х - 2
Ц - 1
Ч - 2
Ш - 1
Щ - 1
Ъ - 1
Ы - 2
Ь - 2
Э - 1
Ю - 1
Я - 3

Численные значения букв

А - 1
Б - 3
В - 2
Г - 3
Д - 2
Е - 1
Ж - 5
З - 5
И - 1
Й - 2
К - 2
Л - 2
М - 2
Н - 1
О - 1
П - 2
Р - 2
С - 2
Т - 2
У - 3
Ф - 10
Х - 5
Ц - 10
Ч - 5
Ш - 10
Щ - 10
Ъ - 10
Ы - 5
Ь - 5
Э - 10
Ю - 10
Я - 3

Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем - по вертикали.

Правила классического кроссворда

Кроссворд, как и многие игры, не имеет строгих правил и жёстких ограничений, но есть традиции, которых придерживается большинство «кроссвордных» изданий. Обычно, когда упоминаются «правила кроссворда», имеется в виду именно этот негласный стандарт, и уточняются только отклонения от него.

Правило Вариации
Кроссворд - игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.

К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.

Вместо текстовых определений могут выступать любые задачи, позволяющие дать ответ в одно слово (ребусы , иллюстрации, отдельные головоломки). Также встречаются «числовые» кроссворды, ответы на которые - не слова, а числа (например, даты неких событий).
Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа - по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию. Очевидно, можно нарушить правило «одна ячейка - одна буква», но такой кроссворд уже не может считаться «классическим».
Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Довольно часто для сетки используют разнообразные геометрические формы - например, круг со словами, вписываемыми по окружности и радиусам, или «звездочку» из пересекающихся кривых.
Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Если направление чтения отличается от европейского, то и порядок нумерации кроссворда может меняться. Например, в Израиле - справа налево и сверху вниз, в Японии - сверху вниз и слева направо.

Использование другой системы нумерации первых ячеек (например, по принципу «морского боя »), не отменяет того факта, что эта головоломка - кроссворд.

Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе . Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет (то, что в лингвистике называется pluralia tantum) или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).

Во многих языках это правило не имеет смысла (так как одно слово может выполнять роль и существительного , и прилагательного , и даже глагола) и не соблюдается.

Исключение для множественного числа может трактоваться довольно широко, так что в кроссворде можно встретить не только «валенки » как название песни, но и «сапоги», «дети» и т. п. Естественно, определение к такому слову должно однозначно указывать на множественное число.
В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы. Во многих языках принято не делать различий между определёнными буквами (в частности, опускать диакритические знаки). В русском языке это правило применяется к букве «Ё», приравнивающейся к «Е». Встречаются кроссворды (чаще - сканворды), в которых «объединяются» буквы «Й» и «И». Это правило облегчает работу составителя в ущерб качеству головоломки.

Хорошим тоном (но не правилом) считается симметрия сетки кроссворда относительно вертикальной, горизонтальной или диагональных осей . Возможна также симметрия относительно центральной точки, при которой сетка не изменяется при повороте на 180°.

Традиционно ячейка для буквы обозначается белым цветом, а пустое пространство, со всех сторон окруженное белыми ячейками, заливается чёрным или серым цветом. Обычно рамка белой ячейки тоньше на границе двух ячеек, что визуально подчеркивает их объединение.

История

Кроссворд Уинна, 1913

Исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные ещё 1-4 вв. н. э. В частности, во время раскопок, производимых в Помпеях, была обнаружена головоломка, удивительно напоминающая современный кроссворд, которую ученые датировали 79 годом н. э. При этом существуют различные версии изобретения кроссвордов. Среди стран, претендующих на звание родины кроссвордов, Италия , Великобритания , США .

По одной из версий, прототипы современных кроссвордов появились ещё в XIX веке . Самый первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в 1875 году в сентябрьском номере журнала «Святой Николас» в Нью-Йорке. При этом первый кроссворд, соответствующий современным представлениям о кроссворде, был создан журналистом Артуром Уинном и опубликован в воскресном номере газеты «New York World » 21 декабря 1913 года .

Кроссворды стали популярны в середине 1920-х годов .

В приложении «Наш мир» к берлинской газете «Руль» 22 февраля 1925 года впервые употребляется термин «крестословица», который был придуман Владимиром Владимировичем Набоковым для кроссвордов. Набоковым были составлены первые русскоязычные кроссворды, которые также публиковались в газете «Руль». (Об этом он упоминает в свой автобиографии «Память, говори»)

Один из первых советских кроссвордов(«переплетенные слова») был опубликован в номере от 18 августа 1925 года ленинградской «Новой вечерней газеты»

Широкую популярность приобрели кроссворды, публиковавшиеся в течение многих десятилетий в журнале «Огонек».

В постсоветское время в центральных газетах появились «фирменные» авторские кроссворды (например, призовые кроссворды Виктора Боборико в газете «Поле чудес» или традиционный «кроссворд от Олега Васильева» в «КП»).

В конце 1990-х появились специализированные «кроссвордные» газеты. Кроме классических кроссвордов и их разновидностей, упомянутых ниже, в печати появились и стали весьма популярны «скандинавские» кроссворды, а также цифровые головоломки. Сначала «рисование по числам», переименованное в «японский кроссворд », затем «судоку », «какуро » и многочисленные их вариации.

На 2013 год зарегистрировано более 400 печатных изданий, публикующих кроссворды и головоломки (как словесные, так и цифровые) различной степени сложности.

Кроссворд продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры. В разных странах есть свои любимые варианты кроссворда, причем они могут использоваться не только как полезное развлечение, но и в учебных целях. Во многих странах проводятся конкурсы по решению и составлению кроссвордов, существуют клубы любителей кроссвордов (в России - Международный клуб русских кроссвордов «Крестословица» в Ст.-Петербурге).

«Кроссвордные» издательства

Крупные российские издательства, выпускающие специализированные кроссвордные издания:

  • Bauer Media (бренд « »)
  • Burda (бренд «Лиза»)

Разновидности кроссвордов

Сетка американского варианта кроссворда

«Кроссвордами» в русскоязычных развлекательных газетах зачастую называются головоломки, в которых слова не пересекаются (а это основное правило кроссворда) или слов нет вовсе (как в так называемых «японских кроссвордах »). Очень часто «географическое» название не несёт никакой смысловой нагрузки: «американским кроссвордом» называют головоломку, сочетающую правила классического и «японского кроссворда», при этом в США и Японии действительно есть кроссворды, отличающиеся от европейских, но это все-таки кроссворды, хотя и с несколькими дополнительными правилами.

В американском варианте кроссворда все клетки должны находиться на пересечении слов. Так что сетка получается не разреженной, как в европейских, а плотной, как в скандинавских кроссвордах . Правда, составители этих кроссвордов не считают зазорным использовать в качестве загаданных слов аббревиатуры , разговорные или иноязычные слова и даже, например, название клавиши «ESC » или направление «NNW » (северо-северо-запад).

В японском варианте кроссворда черные клетки не должны соприкасаться сторонами (а значит, не должно быть блоков из черных клеток - соответственно, плотность сетки также приближается к сканвордной) и угловые клетки сетки должны быть белыми (так что сетка обязательно остается строгим прямоугольником). Очевидно, ответы вписываются на японском , то есть каной и (реже) иероглифами . Поэтому допустимы даже «двухклеточные» слова.

Кроссворд с перегородками из израильского издания (опубликован под названием «итальянский»)

  • Эстонский кроссворд аналогичен классическому, но его сетка не содержит пустых ячеек. Ячейки, не принадлежащие одному ответу, разграничиваются толстой линией. В англоязычных изданиях этот вариант так и называется: англ. barred crossword - «кроссворд с перегородками».
  • Ключворд или кейворд - особый вид кроссворда, в котором требуется восстановить исходный кроссворд, каждая буква которого зашифрована определённой цифрой. Связь между буквами и цифрами (в пределах одной головоломки) всегда однозначная, то есть каждой букве соответствует строго определённая цифра и наоборот.

В качестве образца в декабре 2000 г. был создан 3D-Спейсворд (трёхмерный пространственный кроссворд со специализированной структурой) .

Компьютерные программы

Современное программное обеспечение, как правило, работает со словарём, что позволяет компьютеру выбирать слова в головоломке (при этом пользователь может выбрать тему кроссворда или же взять свои слова). Иногда может быть доступна возможность добавить свои слова в словарь. Некоторые программы позволяют выбрать определённые клетки и подобрать в словаре нужное слово .

Некоторые веб-сайты предоставляют возможность создавать головоломки или решать их с помощью компьютера.

Примечания

  1. Кроссворд - Гуманитарный словарь
  2. Словесные головоломки. Энциклопедия Кругосвет
  3. «Поле битвы - Земля», Журнал «Вокруг Света», № 7(2742), Июль 2002

Крестопоклонная, крестопоклонное. Только в выражении: крестопоклонная неделя - четвертая неделя великого поста...

Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Формы слова

  • "крестословица" в книгах

    Дед Матвей

    Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

    Дед Матвей Дед Матвей стар. Сам говорит: «Столько нынче не живут». Правильно говорит, наверно, потому что ровесников его в округе не осталось, тем более тех, кто прошел войну: с окопами, атаками, ранениями и прочими страхами, о которых мы теперь можем судить только по книгам

    5. Левий Матвей

    Из книги Воланд и Маргарита автора Поздняева Татьяна

    5. Левий Матвей У подножия Елеонской горы, в Виффагии, Иешуа Га-Ноцри познакомился со своим единственным учеником Левием Матвеем. Иешуа рассказывает об этом на допросе, и хотя ершалаимская топография не свидетельствует о соседстве этого маленького селения с Елеонской

    Матвей

    Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

    Матвей Значение и происхождение имени: от древнееврейского имени Матфей - Божий дар, дарованный Господом.Энергетика и Карма имени: на сегодняшний день имя Матвей довольно редкое, хотя и не исключено, что вскоре оно может войти в моду. По крайней мере, сегодня такие

    МАТВЕЙ

    Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

    МАТВЕЙ Происхождение имени: «дарованный богом» (еврейское).Именины (по новому стилю): 13 июля; 22 августа; 11, 18 октября; 29 ноября.Положительные черты характера: спокойствие, ответственность, гармоничность, отсутствие противоречий, комплексов. Матвей отличается надежностью,

    Матвей парижский

    Из книги Русско-ливонская война 1240-1242 годов автора Шкрабо Д

    Матвей парижский Матвей Парижский, французский автор 1-й пол. 13 века, писал, что датский король послал принцев Кнута и Абеля с войском и переселенцами для заселения новгородских владений, опустошенных татарами . Он смешал два события: немецко-датский поход 1240 г. на

    Кот Матвей

    Из книги Вязаные игрушки автора Каминская Елена Анатольевна

    Кот Матвей Такой вязаный котик может не только стать любимой игрушкой вашего малыша, но и прекрасным подарком подруге к рождению ребенка. Кот Матвей Вам потребуется 50 г пряжи основного цвета, 20 г белой пряжи для мордочки и лапок,

    Матвей

    Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

    Матвей Из династии Габсбургов. Король Венгрии в 1608-1618 гг. Король Чехии и 1611 -1617 гг. Король Немецкий и император «Священной Римской империи в 1612-1619 гг. Сын Максимилиана II и Марии Габсбург.Ж.: с 4 дек. 1611 г. Анна, дочь эрцгерцога Тирольского Фердинанда (род. 1585 г. ум. 1618 г.).Род. 24

    Комаров Матвей

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

    Матвей из Мехова

    БСЭ

    Матвей из Янова

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

    Матвей Корвин

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

    Матвей Парижский

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

    Шаум Матвей

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

    Матвей Ройзман

    Из книги «Трубами слав не воспеты...» Малые имажинисты 20-х годов автора Кудрявицкий Анатолий Исаевич

    Матвей Ройзман * * * Порхай же, на холодном сквере. И бейся, осень, о карниз, И грозно золотые перья Роняй по переулкам вниз! Уже печальными речами Тебя встречают тополя И брачный пурпур расточают На оголенные поля. И вижу: за туманной синью, Еще горбата и

    Матвей

    Из книги Православные имена. Выбор имени. Небесные покровители. Святцы автора Печерская Анна Ивановна

    Матвей Значение имени: от древнеевр. Маттитьягу – «дар Яхве» («дарованный Господом»).Основные черты: честность, скромность, нравственность.Особенности характера. В своей семье Матвей обычно бывает долгожданным ребенком, родители возлагают на него большие надежды. Он

    менуют эту игру по-разному: американцы скрэббл, у нас выпускается под названием эрудит. Она очень нравится любителям решать кроссворды и тем, кто их составляет. Участвовать в ней могут несколько человек.

    Для игры требуется доска, расчерченная на клетки (15X15) и квадратики из картона (можно из пластмассы, металла) размером в одну клетку с нанесенными на них буквами и цифрами. Вот так выглядит доска для игры :

    Квадратиков (или иначе фишек) с буквами может быть любое число. Предлагаем один из вариантов — со 129 фишками. Все буквы должны иметь «цену», к примеру такую:

    А (1 очко) — 10 штук, Б (3) — З, В (1) — 4, Г (3) — 3, Д (2) - 4, Е (1) — 7, Ё (1) — 2, Ж (5) - 3, З (5) - 2, И (1) —9, Й (4) —2, К (2) —5, Л (2) — 5, М (2) — 5, Н (1) — 6, О (1) - 11, П (2) — 4, Р (1) - 6, С (1) — 5, Т (1) — 6, У (2) — 4, Ф (10) — 1, Х (5) — 2, Ц (5) — 1, Ч (5) — 2, Ш (8) — 1, Щ (10) — 1, Ъ (10) — 1, Ы (4) — 2, Ь (3) — 2, Э (8) — 1, Ю (8) — 1, Я (3) — 5.

    На трех фишках буквы не обозначены.

    Из шапки, мешочка, коробки, куда складываются фишки, игроки , не глядя, вытаскивают их. Очередность ходов определяется по алфавиту или по договоренности.

    Каждый может взять по 7 фишек. Скажем, первому достались такие буквы: А, А, Б, З, О, П, Р, второму: Е, М, Л, К, О, О, Т. Первый может выставить по горизонтали или вертикали слово ЗАБОР, но так, чтобы оно обязательно накрывало центральную клетку.

    У второго игрока сразу появляется несколько возможностей, поскольку его задача состоит в том, чтобы, использовав уже выставленные буквы, составить новые слова (слово), дающие наибольшее количество очков . Можно поступить следующим образом:

    М
    ЗАБОР
    Л
    О
    Т

    и получить (2 х 1 х 2 х 1 х 1) 7 очков . Но если вместо слова МОЛОТ взять МЕЛОК и поставить его рядом со словом ЗАБОР таким образом:

    ЗАБОР
    МЕЛОК,—

    то при этом ходе по вертикали получаются еще два слова — ОМ и РЕ, за что, соответственно, начисляются дополнительные очки. Итого: МЕЛОК — 2+1+2+1 + +2=8, ОМ — 1 + 2=3, РЕ — 1 + 1=2.

    После каждого хода играющий восстанавливает свой багаж, снова вытаскивая из общего резерва фишки — столько, сколько букв ему удалось выставить. Правда, может возникнуть ситуация, когда ничего не получается, новое слово не складывается — в этом случае можно пропустить ход или заменить все фишки.

    Неоценимую услугу могут оказывать пустые фишки, которым предоставлено право резервировать место для любой буквы. Если игрок видит интересный вариант, для реализации которого в его хозяйстве в данный момент нет нужной буквы, он прикрывает клетку пустышкой и бумажкой с недостающей буквой,— она может прийти к нему позже.

    После каждого хода игроку начисляются очки. Буква, используемая в двух словах, только что выставленных партнерами на доску, учитывается дважды. В приведенном случае со словами МЕЛОК, ОМ и РЕ буквы М и Е считаются по два раза.

    Важно также, на какие клетки доски попадают буквы и слова. Клетки по диагонали удваивают стоимость буквы; отмеченные крест-накрест двумя диагоналями — утраивают. Если слово закрывает клетку, помеченную редкими горизонтальными линиями, удваивается стоимость всего слова, если оно закрывает клетку с частыми вертикальными линиями — цена слова утраивается. Если слова накрывают разные «призовые» клетки, то сначала удваивается (утраивается) «стоимость» отдельной буквы, а потом уже удваивается (утраивается) вся сумма. Может получиться, что выставленное слово накроет сразу две клетки, удваивающие (утраивающие) сумму,— в этом случае число набранных очков учетверяется (удесятеряется). Если вам повезло и вы пристраиваете к уже стоящему слову ГРАФ спереди ПАРА в углу доски, сумму очков следует умножать на 6. Удвоение или утроение букв и слов действует только один раз. Слово, уже выставленное на доску, может быть использовано вновь, но игрок не получит за него ни одного очка.

    Самое выгодное при наборе очков — составление длинных слов или групп слов. Если игрок выставил за один раз пять фишек, к его сумме (после удвоения или утроения) нужно добавить 10 очков , шесть фишек — 20 очков , семь (что бывает очень редко) — 50 очков . При возникновении на доске двух новых слов — приз 5 очков , трех — 10, четырех — 15, пяти — 50 (тоже большая редкость).

    Если слово выставлено, но его нет в словарях, игрок забирает с доски свои фишки и пропускает ход. Если партнер засомневался в существовании выставленного слова, а ему его показали в словарях, то ход пропускает сомневающийся.

    Игра заканчивается, когда на доску нельзя выставить ни одного слова или когда все партнеры отказываются от хода. В этом случае из суммы каждого вычитается стоимость находящихся у них на руках карточек. У кого больше очков , тот и побеждает.

    Крестословица — богатая игра, ее вариантные возможности не ограничены, тем более, что жестких правил у нее нет: всякий вправе, проявляя творческую фантазию, предложить партнерам свою игру .