Забытому на Марсе Мэтту Деймону в голливудском блокбастере «Марсианин» пришлось самостоятельно справляться со множеством трудностей, чтобы выжить на Красной планете. Однако в реальной жизни бороться за эту самую жизнь пришлось бы еще задолго до того, как попадешь собственно на сам Марс. Ведь, помимо радиации, психологических и физических проблем, связанных с долгим пребыванием в космосе, человеку придется столкнуться и с другими испытаниями при реальных полетах на Марс. Давайте рассмотрим самые очевидные из них.

Более продолжительные марсианские сутки

Марсианский день всего примерно на 40 минут длиннее, чем на Земле. И хотя на первый взгляд можно, наоборот, обрадоваться тому, что у тебя будет на целых 40 минут больше каждый день, это на самом деле может оказаться очень серьезной проблемой, так как суточный биологический ритм человека рассчитан на 24 часа. Дополнительные 40 минут каждый день на Марсе вскоре приведут к тому, что у человека разовьется синдром бесконечной смены часовых поясов, что, в свою очередь, будет проявляться в виде постоянной усталости и плохого самочувствия.

Операторы аэрокосмического агентства NASA уже успели испытать на себе все «радости» этого синдрома, так как им пришлось работать в соответствии с марсианским временем, как только одни из первых отправленных на Марс роверов начали свою ежедневную работу на Красной планете. Все работники космической марсианской миссии «Соджорнер», например, придерживались того же времени, в каком приходилось работать роверу. Спустя месяц такого напряженного графика операторы, что называется, выдохлись.

Для последующих марсианских роверов центр управления NASA смог успешно придерживаться марсианского времени в течение трех месяцев, однако к концу миссии работники по-прежнему очень сильно уставали. На основе наблюдений ученые выяснили, что человек способен придерживаться марсианского времени только лишь на кратковременные периоды. Астронавтам же, которым придется оставаться на Марсе месяцами, никак не удастся выбраться из рамок марсианского времени.

Более ранние исследования вопросов сна показали, что человеческое тело обладает естественным 25-часовым биологическим ритмом, однако, как оказалось позже, результаты этих исследований были неверны. После проведения новых наблюдений ни один из участников не смог адаптироваться к марсианскому времени.

Пониженная гравитация

Несмотря на имеющуюся возможность симуляции космического путешествия к Марсу на борту Международной космической станции путем долгого пребывания на ней, эффект продолжительного воздействия на человеческое тело марсианской гравитации (составляет 38 процентов от земной) по-прежнему остается загадкой для ученых. Позволит ли долгое воздействие такой частичной гравитации сохранить целостность мышечной и скелетной плотности? И если нет, то как с этим бороться? Если учесть, что при любом полете на Марс человеку придется провести долгие месяцы в закрытой консервной банке, поиск ответов на эти вопросы является критически важным аспектом.

В рамках не самых идеальных симуляций два исследования на мышах показали, что потеря костной и мышечной массы в условиях марсианской гравитации могут быть равнозначны полному ее отсутствию. Первое исследование обнаружило, что даже нахождение в условиях с 70-процентной от земной гравитации не предотвратит потерю мышечной и костной массы.

В рамках второго исследования ученые выяснили, что мыши, находясь в условиях с пониженной гравитацией, утратили по меньшей мере около 20 процентов скелетной массы. Однако следует учитывать, что все эти исследования основаны на симуляциях. До тех пор, пока астронавты на самом деле не высадятся на Марсе, узнать истинные последствия воздействия пониженной гравитации на их тела будет невозможно.

Суровая марсианская поверхность

Первое, что выяснил Нил Армстронг после своего шага на поверхность Луны, было то, что посадочная область была в буквальном смысле покрыта большими булыжниками, представляющими опасность для его посадочного модуля. Аналогичная проблема может возникнуть у астронавтов, которые будут совершать посадку на Марс. У них будет очень мало времени для определения и избегания попадания посадочного модуля на такие вот булыжники или песчаники. Камни и различные склоны могут привести к опрокидыванию марсианского посадочного модуля. Дело в том, что даже весьма крупные изменения в плоскости поверхности бывает очень трудно обнаружить с орбиты, поэтому люди, которые будут создавать планы посадки, могут такие изменения просто случайно пропустить.

Небольшие трещины и впадины тоже могут обмануть сенсоры, что, в свою очередь, может привести к несвоевременному выпуску парашютов или посадочных ног, а также неправильному автоматическому расчету посадочной скорости. Шансы на то, что посадочный модуль может ждать катастрофа из-за неправильно проанализированного места посадки, на удивление очень высоки. Одним из исследований было установлено, что эти шансы составляют около 20 процентов.

Размер головного обтекателя ракеты

При разработке пилотируемого посадочного марсианского модуля практически мгновенно возникает одна серьезная техническая проблема - диаметр головного обтекателя ракеты, на которой этот марсианский модуль будет запущен. Несмотря на то, что в настоящий момент диаметр самого большого обтекателя составляет 8,4 метра, будет очень сложно сделать так, чтобы его размер соотносился с конструкцией пилотируемого марсианского посадочного модуля.

Защитный тепловой экран, необходимый для протекции тяжелого груза, в этом случае будет слишком громадным, чтобы уместиться под обтекателем. Поэтому в этом случае, скорее всего, придется использовать надувную технологию теплового экрана, разработка которой к настоящему моменту находится только на стадии экспериментов.

Если использовать нынешний дизайн обтекателя для марсианской миссии, то потребуется использовать гораздо более компактный посадочный модуль, который будет соответствовать диаметру 8,4 метрового обтекателя. Любые более крупные модули просто не поместятся.

Даже если будет решено использовать более компактный посадочный модуль, то, скорее всего, из-за таких технических ограничений придется переделывать его конструкцию. Придется, например, переработать не только месторасположение астронавтов, но и топливные баки модуля. Сам же размер обтекателя изменить не получится, потому что это дестабилизирует ракету-носитель.

Сверхзвуковая ТДУ

Одним из основных способов снизить скорость посадочного марсианского модуля для мягкой стыковки с марсианской поверхностью является система сверхзвуковой тормозной двигательной установки (ТДУ). Суть ее заключается в использовании направленных в сторону движения реактивных двигателей для замедления аппарата со сверхзвуковых скоростей.

Использование сверхзвуковой ТДУ в тонкой разряженной атмосфере Марса является обязательным условием. Однако запуск двигателей сверхзвуковых мощностей может создать ударную волну, которая может повредить марсианский посадочный модуль. У NASA, например, практически нет опыта использования подобных процедур, что, в свою очередь, уменьшает шансы на успешность всей миссии.

Данная технология имеет три проблемных аспекта. Во-первых, эффект взаимодействия между воздушным потоком и выхлопными газами двигателей могут в буквальном смысле развалить посадочный модуль пополам. Во-вторых, тепло, генерируемое выхлопом отрабатываемого ракетного топлива, может нагреть посадочный модуль. В-третьих, сохранить стабильность посадочного модуля при запуске сверхзвуковых ТДУ может быть очень непростой задачей.

Несмотря на проведенные ранее мелкомасштабные испытания таких ТДУ с использованием аэродинамических труб, требуется проведение множества полномасштабных тестовых испытаний для определения надежности такой системы. Это очень дорогая и длительная задача. Однако у того же NASA, возможно, имеется и альтернативный (непрямой) вариант испытаний подобных систем. Американская частная компания SpaceX активно пытается разработать многоразовую ракету, которая использует аналогичный принцип посадки. И следует отметить, что успехи в этом направлении есть.

Статическое электричество

Да, да, то самое, от которого волосы встают дыбом, или происходит небольшой электрический удар, когда вы чего-либо касаетесь. Здесь, на Земле, статическое электричество, может, и является предметом различных шуток и розыгрышей (хотя в земных условиях оно тоже может быть опасным), но на Марсе статическое электричество может обернуться серьезными проблемами для астронавтов.

На Земле большинство статических разрядов происходят благодаря изолирующим свойствам резиновых основ обуви, которую мы носим. На Марсе изолирующим материалом будет служить сама поверхность Марса. Даже просто пройдя по марсианской поверхности, астронавт может накопить статический разряд достаточной силы для того, чтобы сжечь электронику, например, входного шлюза воздушной камеры, просто прикоснувшись к внешней металлической обшивке корабля.

Особенность и сухость марсианской поверхности делает ее отличным изолирующим материалом. Частицы марсианской поверхности могут до 50 раз быть меньше частиц пыли на Земле. При хождении по ней, на ботинках астронавтов будет накапливаться ее определенный запас. Когда марсианский ветер ее сдует, его обувь накопит достаточно заряда, чтобы вызвать легкий электрический удар, которого в таких условиях может быть достаточно, чтобы похоронить всю миссию.

Марсианские роверы, работающие сейчас на Красной планете, используют специальные тончайшие иглы, которые разряжают заряд в атмосферу и не дают ему поразить электронику марсоходов. В случае с пилотируемыми миссиями на Марс, потребуется использование специальных скафандров, которые позволят защитить и астронавтов, и оборудование, которое они будут использовать.

Подходящая ракета-носитель

Система Космических Запусков (Space Launch System, SLS) является в настоящий момент крупнейшей находящейся в разработке ракетой-носителем, которую планируют использовать в ближайшем будущем. Именно эту ракету Запад планирует использовать для пилотируемых миссий на Марс.

Согласно текущим планам NASA, для одной пилотируемой миссии на Марс потребуется с десяток ракет SLS. Однако нынешняя наземная инфраструктура для запусков SLS лишь по минимальным параметрам соответствует необходимым условиям: необходимо иметь как минимум одно помещение для сборки ракеты, один гигантский транспортер для доставки ракеты на стартовую площадку и собственно одну стартовую площадку.

Если хотя бы один из этих компонентов сломается или не справится со своей задачей, то возникнут серьезные опасения по поводу доступности необходимой ракеты-носителя, что в свою очередь поставит под вопрос саму возможность пилотируемой миссии на Марс.

Например, любые задержки, связанные с настройкой и проверкой всех систем SLS, могут внести серьезные изменения в графики пусков. Такие же проблемы могут создать и менее значительные технические проблемы и даже погодные условия.

Кроме того, стыковка на орбите, необходимая для сборки космического аппарата, который отправится на Марс, требует соблюдения так называемого окна запуска, то есть времени, в рамках которого будет осуществляться запуск ракеты. Помимо этого, запуск корабля к Марсу уже непосредственно с самой орбиты Земли тоже требует соблюдения определенных временных рамок. На основе исторических данных о ранних запусках шаттлов ученые разработали целые модели запусков. Они показывают отсутствие уверенности в том, что ракета SLS будет доступна к определенном пусковому окну, что в свою очередь тоже может поставить крест на любой пилотируемой миссии на Марс.

Токсичный марсианский грунт

В 2008 году автоматический зонд NASA сделал историческое открытие. На поверхности Марса были обнаружены перхлораты. Несмотря на то, что эти токсичные реагенты нашли свое применение в индустриальном производстве, они способны вызывать у людей серьезные проблемы с их щитовидной железой даже при использовании в малых количествах.

На Марсе концентрация перхлоратов в грунте составляет 0,5 процента, что уже является очень опасным для человека. Если астронавты занесут эти реагенты в свои марсианские жилища, то со временем обязательно случится загрязнение, а потом и отравление.

В какой-то степени снизить вероятность загрязнения могут помочь технологии процедуры дезактивации, которые обычно применяются в горной промышленности. Однако полностью избавиться от проблемы в условиях Марса не получится, и, следовательно, астронавтов рано или поздно будут ожидать проблемы щитовидных желез.

Помимо этого, отравление перхлоратами организма связывают с различными заболеваниями кровеносной системы. Правда, ученые в этом направлении пока далеко не продвинулись, и поэтому выяснение всех эффектов воздействия перхлоратов на человеческий организм еще только предстоит узнать. Поэтому в долгоиграющей перспективе последствия пребывания на Красной планете очень сложно предсказать.

Вполне вероятно, что астронавтам придется постоянно принимать искусственные гормональные препараты, чтобы поддерживать их метаболизм для борьбы с последствиями долгосрочного воздействия перхлоратов.

Долгосрочное хранение ракетного топлива

Для полета на Марс и обратно нам потребуется ракетное топливо. Огромный запас топлива. Самым эффективным в настоящий момент ракетным топливом является криогенное топливо, представляющее собой жидкий водород и кислород.

Это топливо при хранении необходимо постоянно охлаждать. Однако даже при максимальной подготовке, по статистике, из топливных баков ежемесячно происходит 3-4-процентная утечка водорода. Если, находясь уже в полете астронавты обнаружат, что в их топливных баках не хватает топлива для обратной дороги домой, то - сами понимаете - произойдет полная катастрофа.

Астронавтам придется следить за выкипанием криогенного топлива несколько лет до тех пор, пока будет проходить их миссия на Красной планете. Дополнительное топливо можно было бы производить непосредственно на самом Марсе, однако его хранение и охлаждение потребует установки специальных охладителей, которым, в свою очередь, необходима электроэнергия для работы. Поэтому перед началом миссии на Марс нам необходимо провести множество долгосрочных испытаний технологий хранения топлива, чтобы убедиться в том, что нам его хватит при любых обстоятельствах.

Любовь и размолвки

В рамках долговременных космических перелетов никто не может заречься от возникновения между членами экипажа романтических отношений. К концу сложного трудового дня многим людям необходима психологическая и физическая разрядка, выходом из которой как раз являются любовные отношения. И хотя на первый взгляд все это звучит мило и романтично, на практике в космосе такой вид отношений может очень плохо сказаться на всей миссии.

В 2008 году группа людей участвовала в эксперименте. Долгое нахождение в закрытом пространстве использовалось в качестве симуляции полета на Марс. События эксперимента вышли из-под контроля в тот момент, когда один из «астронавтов» очень расстроился, что его подружка отказалась от интимной близости и вместо этого выбрала третьего астронавта. Находящийся в состоянии постоянного стресса и утомления первый астронавт в какой-то момент не выдержал, и все это закончилось сломанной челюстью третьего астронавта. Если бы это был не эксперимент, а реальная космическая миссия, то такое поведение поставило бы серьезное сомнение в ее успешности.

К сожалению, NASA даже не пытается рассматривать все эти возможности. Согласно недавнему отчету Национальной академии наук США, NASA вообще не исследовало вопросы возможных сексуальных отношений в рамках космических миссий на Марс, а также не занималась вопросами возможной сочетаемости психотипов людей при долговременных космических миссиях.

Мечта о полете человека на другую планету, а в частности Марс, всегда была в голове у многих, но сейчас мы подошли к возможности осуществить эту мечту. Марс привлекал человека как планета на которой возможна жизнь и планета на которой люди надеялись найти братьев по разуму. Но сегодня мы знаем что разумных существ на Марсе нет и что жизнь там подвергается частым испытаниям потому, что условия жизни на Марсе намного отличаются от давно привычных нам условий жизни на Земле. Так все-таки способны ли люди на благоприятный полет на Марс?

Полетит ли человек на Марс?

Красная планета еще интересна тем, что она самая благоприятная с точки зрения колонизации. Но чтобы колонизировать планету не достаточно просто на ней высадится. Потребуется провести огромный объем работы, чтобы мы могли с точностью сказать что Марс – наш второй дом. Поверхность планеты Марс не похожа на Земную, поэтому освоить Марс будет непростой задачей. Каким же образом нужно заселять Марс? Здесь точки зрения ученых расходятся.

Первые считают, что в современном мире ни к чему рисковать людьми и работу по заселению Марса могут сделать высокотехнологичные роботы. Это целесообразно с научной и с экономической точки зрения. Полет человека на красную планету достаточно долгий и подвергается радиационному воздействию и поэтому посылать человека нет никакого смысла. Они также считают, что нужно высадить группу роботов, которые и начнут делать первые шаги в колонизации Марса. А человек в этой программе нужен будет лишь для того, чтобы “оставить след на планете” и для проведения работ с которыми не справится робот.

Другие ученые имеют абсолютно противоположную точку зрения. Роботы нужны лишь на начальной стадии заселения планеты, для установки необходимых сооружений, которые будут поддерживать жизнь человека, так как на Марсе нет ни воздуха, ни атмосферы, ни воды, ни магнитного поля. После того, как роботы сделают эту работу, необходимо отправить группу астронавтов, которые и начнут колонизацию Марса. Имеется ввиду изучение почвы и выращивание растений на поверхности Марса, для обеспечения себя воздухом, дальше, нужно научиться жить с марсианским давлением и притяжением планеты. Человеку придется пройти целый ряд испытаний, чтобы добиться успеха.

Полет человека на Марс по программе “Mars One”


Кто же полетит на Марс для такой сумасшедшей миссии? Полет на Марс очень важен для нас и уже начинается отбор людей, которые могут попасть в первую группу астронавтов, которые высадятся на планету. Этот проект имеет название “Mars One”. На официальном сайте проекта сообщается о том, что на данный момент на участие в этом проекте заявки подали 165 000 человек. Кстати, скажу вам главное условие этого полета – Человек, полетевший на Марс по программе “Mars One”, больше НИКОГДА не сможет вернуться на Землю. К июлю 2015 года из всех кандидатов на полет будут отобраны 24 человека, которые, в дальнейшем, будут 7 лет готовиться к этому полету в один конец в группах по 4 человека. Полет людей на Марс запланирован на апрель 2024 года и начнется освоение Марса. тоже будут интенсивно изучаться, но спустя какой-то промежуток времени, необходимый для того, чтобы освоиться в этом чужом для нас мире.

Зачем лететь на Марс?

Этот вопрос весьма уместен. Стоит ли затрачивать такие большие средства на это? На Земле и без этого немало проблем, которые требуют значительных средств для их решения. Покорение Марса не даст людям на Земле никаких благ и не поможет ничем. Но в плане развития нашей цивилизации, изучение космического пространства, а в частности, соседних планет, тоже имеет свое место в нашем мире, поэтому полет человека на планету Марс важен. Так какие же задачи стоять перед первыми поселенцами?

Первая и основная задача это изучение нашей соседней планеты, напомню, что очень давно Марс был неотличим от Земли, были реки и водоемы, атмосфера и воздух, но по каким-то непонятным пока причинам Марс потерял это все. И задача этой группы людей состоит в том, чтобы изучить нашу соседнюю планету для прогнозирования развития Земли и, если понадобится, вмешаться в развитие нашей планеты, чтобы не получить такие же плачевные результаты.

Полет человека на Марс имеет и вторую причину – иметь запасной дом. Мы все с вами живем на одной планете и есть такие природные и космические силы, которыми мы не можем управлять и которые несут разрушительный характер. К примеру, падение какого-нибудь большого астероида маловероятно, но все же оно возможно и это будет означать закат нашего вида и конец жизни на планете в целом. Да и сами люди являются опасностью для самих же себя. Но будь у нас колония на Марсе это будет выход из данной ситуации. Конечно, придется начать жизнь “с чистого листа” и этот процесс займет очень много времени, но все же это не будет закатом нашего вида и, со временем, человек сможет восстановить все. Мы не должны относиться к этому скептически, может случится любые глобальные катастрофы, а Марс будет для нас вторым домом, вот еще одна причина для чего необходим этот полет.

Третья причина это престиж. Есть много способов поднять престиж у страны, чтобы эту страну начали уважать. Только вспомните, как поднялся авторитет у США после выполнения ряда программ “Аполлон”, пусть у последние программы “Аполлон” уже не были так интересны и люди уже так массово не наблюдали за ними, все равно эта программа дала немалый прирост авторитета у США. Многие люди мечтали о высадке человека на Луну, а США взяли и сделали это и сразу поднялись в глазах у многих, но речь сейчас не об этом. Вопреки всем разговорам скептиков по этому поводу, полет на Марс будет всегда престижной мечтой и осуществление этой мечты будет престижна многим поколениям.

Россия в полете на Марс

Если речь идет об таком большом проекте, то не стоит списывать нашу страну со счетов. Россия только развивающаяся страна и, конечно, у нас есть немало проблем, но мы всегда стояли на лидирующей позиции в освоении космоса. Именно русский человек первым был отправлен в космос и сейчас Россия может не уступать другим развитым странам в освоении космоса. Сейчас у России есть все для того, чтобы осуществить первый полет на Марс: интеллектуальный потенциал, опыт работ по строению пилотируемых аппаратов, качественные материалы и рабочая сила. Нужно большие инвестиции в эту немалую работу и, возможно, через десять лет именно русский человек первым осуществит мечту полета человека на Марс и оставит там первый след.

Кажется, прошедшие будни стали самыми содержательными на наличие новостей-уток, опубликованных зарубежными и отечественными СМИ. Нас "темным декабрем", о трагической гибели древней марсианской цивилизации.

Наконец, в свет вышла бывшая сотрудница американского космического агентства NASA, которая была членом группы, работающей с американским аппаратом "Викинг". Для начала, как обычно, редакция сайта кратко расскажет саму "новость", а затем объяснит, почему информация о первой пилотируемой миссии на Марс является ложной.

Люди на поверхности Марса. Фрагмент фильма "Миссия на Марс".

Поразительную историю о высадке людей на поверхность Марса рассказала американка в эфире одной из радиостанций. Она представилась как бывший сотрудник американского космического агентства NASA и член группы, работающей с аппаратом "Викинг" (первый или второй - не уточняется). В частности, Джеки (так она представилась по имени) отвечала за телеметрическую связь аппарата с Землей.

Действие происходило в 1979 году. По словам Джеки, её группа получила снимки и видеоматериалы, переданные аппаратом. На одном из роликов (фото) она обнаружила двух людей в скафандрах. При чем скафандры были не такими, какие применялись в то время. Вдруг, связь с аппаратом оборвалась. Джеки решила доложить о случившемся, но когда вернулась обратно, то дверь в комнату управления аппаратом была заперта.

В результате, Джеки пришла к заключению, что стала свидетелем тайной высадки людей на поверхность Марса. Также, она заверила, что кроме неё запись видели ещё как минимум 6 человек. Неизвестно, представителей какой страны видели очевидцы. Возможно, это были американцы.

В общих чертах материал представлен в таком виде. Не удивительно, что его быстро подхватили СМИ и распространили по всему Интернету. Теперь настало время огорчать сторонников теории заговора.

Спускаемый аппарат "Викинг". Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

И так, почему эта информация является ложной? Стоит начать с самого очевидного факта, который сразу бросился в глаза. Почти каждое агентство писало, что "Викинг" является марсоходом. Это не так! Миссия "Викинг" предполагала отправку двух космических аппаратов к Марсу: "Викинг-1" и "Викинг-2". Оба состояли из орбитального и спускаемого аппарата (заметьте, никаких марсоходов).

Второй факт. Писали, что Джеки увидела людей в скафандрах во время трансляции с камеры аппарата. "Викинги" не были оснащены видеокамерами. Приводить дальнейшие факты о невозможности трансляции с Марса в режиме реального времени уже не имеет смысла.

Фотография поверхности Марса, полученная аппаратом "Викинг-1". Фото: NASA/JPL

Третий факт. Были на Марсе и не сказали? В космонавтике каждый в чем-то хочет "стать первым". Когда страна совершала прорыв в той или иной области, это автоматически повышало её престиж. Первый спутник, первый космонавт, первый выход в открытый космос, первая женщина-космонавт, высадка американцев на Луну и т. д.

То, что (по словам Джеки) люди в скафандрах ходили по Марсу говорит о том, что первая пилотируемая миссия была успешной. По крайней мере астронавты пережили космический полет и совершили успешную посадку. Так почему же страна, отправившая людей на поверхность другой планеты промолчала?

Потому что не было пилотируемых миссий на поверхность Марса. К сожалению, список космических тел, которые посетил человек, состоит из одного пункта - Луны. Таким образом, из ложной информации СМИ сделали настоящую сенсацию, и многие поверили.

Конечно, в ближайшем будущем мы планируем посетить Марс. Уже на протяжении нескольких лет разрабатываются проекты пилотируемых миссий: разрабатываются детали миссий, людей помещают в модули-макеты космических аппаратов, чтобы определить влияние закрытого пространства на психику, проводятся эксперименты в условиях, близким к марсианским и т. д.

Есть и частные проекты. Например Mars One. Постепенно к своей цели стремится американская компания SpaceX, основатель которой желает "умереть на Марсе, но не от удара о поверхность".


Марс давно манит к себе людей. Красная планета породила немало домыслов, особенно на тему наличия на ней жизни. И вот, наконец-то момент истины настал. Первая пилотируемая экспедиция на Марс должна состояться в 2023 году. К ее подготовке приступили в Нидерландах.
Проект под названием Mars One предлагает принять участие в нем всем желающим. Правда, как предупреждает администрация проекта, возврата на Землю не будет.
Как объясняют основатели проекта, сегодня на Земле отсутствуют технологии, позволяющие обеспечить возвращение космонавтов.
Как рассказал один из руководителей Mars One Бас Лансдорп, в 2023 году с Земли к Марсу отправится ракета с четырьмя людьми на борту.
Накануне, в 2016 и 2022 годах туда же вылетят планетная база и запасы пищи, воды и воздуха.
По прибытию на Марс, люди будут заниматься научными експериментам, а также вести поиск следов присутствия внеземной жизни.
Ожидается, что будущая миссия не будет легкой. Придется решить множество проблем. Например, добывать кислород планируется из воды, что находится под поверхностью Марса, но пока достоверных водяных месторождений на планете обнаружено не было.
Кроме того, из-за сильных ветров на Марсе, спусковые аппараты могут оказаться друг от друга на значительном расстоянии. Смогут ли космонавты дойти к ним пешком, пока неизвестно.
Организаторы полета планируют провести его финансирование за счет реалити-шоу, которое будет транслироваться по телевидению.
Как ожидается, публике будет интересно наблюдать за путешествием и бытом первых «марсонавтов». Однако трансляция окончания жизни экипажа в космосе во многих странах может оказаться противозаконной.
Есть и другая строна полета. Космонавтам, которые отправятся на Марс, придется удалить или заменить на искусственные некоторые органы, чтобы защитить их от негативного влияния радиации и тяжелых заряженных частиц.
«Человек, как вид, сформировался на Земле, поэтому для дальних космических полетов он не подготовлен всем ходом своей эволюции. Для полетов к другим планетам, как бы это грешно ни казалось, организм человека следует немного доработать, усовершенствовать. У человека есть критические органы, наиболее подверженные влиянию радиации, которые перед полетом на Марс следует удалить, заменить искусственными», — сообщил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Шуршаков.
По его словам, обыденным в современном мире стала установка имплантатов на место вырванных зубов. Для участников длительных межпланетных полетов в будущем таким же естественным станет операция, например, на глазах и на мозге.