Если игры про Вторую мировую уже плотно обосновались у игрока в печени, то про Первую мировую этого пока еще не скажешь. Свой взор на один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества бросили французы из , те самые ребята, что подарили нам шедеврального Раймана. Движок взят отработанный, UbiArt , а вот тема кардинально отличается от красочного радужного повествования. Что у команды получилось в итоге, обсудим в нашем обзоре.

И собака.

Жизнь Карла можно было фотографировать и вставлять снимок в качестве иллюстрации к слову «спокойствие» в словаре. Красавица-жена Мари, недавно родившийся сын Виктор, безоблачное небо и не предвещающая бед работа на полях Сан-Миэля... Однако судьба распорядилась иначе. Мари – француженка, Карл – немец, а на дворе 1914 год с вытекающим из него зачином Первой мировой войны. Хочешь-не хочешь, но пора идти на поля сражений. Родиной героя давно стала Франция, но теперь он будет вынужден воевать против тех, с кем недавно делил кров. Одного из этих самых «тех», Эмиля, отца Мари, фронт забирает следующим. Именно с него берет начало душевное повествование в людях.

Смело, натурально, инфантильно. Сюжет не взят с потолка, но основан на переписке француза Феликса Шазаля, прадеда одного из создателей игры. Имя проекта тоже выбрано не случайно – оно повторяет название реквиема жертвам Первой мировой. В качестве повествования игроку предлагается история нескольких героев, постоянно сплетающаяся, но, к сожалению, не менее часто расплетающаяся. История дружбы Эмиля и американца Фрэдди, что отправился на войну добровольно. История ветеринара Анны, мечтающей спасти своего отца. История Карла, которому эта война нужна меньше всех на свете. И, наконец, история харизматичного пса медицинского назначения, постоянно помогающего всем персонажам.

Во главу стола поставлена именно история. Трогательная, грустная, но самое страшное – правдоподобная. Щепетильно, с вниманием к деталям, Valiant Hearts знакомит игрока с историей войны: ужасающие цифры погибших соседствуют здесь с найденным гребешком, которым солдаты вычесывали вшей из волос; информация о зимовке военных в промерзлых окопах поставляется вместе с их доподлинными письмами родным и близким; наконец, даже за простой формулой реакции хлора с водой стоит страшное понимание ее применения на практике на территории бельгийского города Ипр. Ubisoft Montpellier рассказывает об истории лучше любого учебника по истории.

Военные ложки дегтя.

На фоне жутких исторических фактов и пересказа реальных событий можно испытать чувство когнитивного диссонанса при виде местного геймплея. Персонажи не произносят за всю игру ни слова, но общаются рисунками, что поставляются в комиксных баблах. Понятное дело, это состоятельный и весьма душевный вариант творческого повествования, но вкупе с доподлинными фотографиями изуродованных ранами лиц, такая подача кажется инфантильной. Когда тебе говорят о пропитанных мочой тряпках как единственном средстве не прожечь свои легкие хлором, веселые кривляния героев выглядят неуместно.


Местные задачки нельзя назвать не то, что сложными, но даже задачками в принципе. В активе персонажа может находится один предмет, который необходимо доставить из пункта А в пункт Б. На повестке дня постоянный поиск ручки от рычага, камешка, что можно куда-нибудь закинуть, или конуры для санитарного пса. Последний выступает в роли ангела-хранителя, помогающего справляться со всевозможными трудностями: пройти туда, куда не может пройти герой, и достать этим героем недоставаемое.

Лучшей реализации исторических справок просто не существует. Чтобы хоть как-то скрасить простейшие головоломки, авторы добавили в Valiant Hearts мини-игру «залатай больного» от лица Анны, пару встреч с боссом и поездки на автотранспорте. В последнем пункте контора использовала схему свежих Rayman’ов: препятствия на пути машины выскакивают под музыку. Сказать, что все эти элементы органично вписываются в геймплей, к сожалению, нельзя: выглядят они именно как попытка развеселить заскучавшего за игровым процессом пользователя. Зато музыка в Доблестных Сердцах выше всяких похвал – благодаря ей некоторые сцены настолько проникновенны, что к горлу подкатывает ком.


Valiant Hearts – игра с невероятно трогательной, душевной и правдивой историей, но примитивным однокнопочным геймплеем. Точно такое же печальное сочетание погубило – претенциозную адвенчуру от Тима Шейфера. Но проект французов вышел куда более презентабельный, ибо правдоподобный. Невероятная доступность в исполнении подчеркивает детскую направленность, а рассматриваемые вопросы – желание привить детям правильные чувства гордости за свое прошлое и необходимости помнить и чтить свои корни. Нет никаких сомнений в том, что каждый представитель подрастающего поколения должен ознакомиться с этим проектом. Есть серьезные опасения, что современным детишкам он окажется неинтересен: в подавляющем большинстве они скорее будут давить проституток в , чем задумываться над пусть страшными, но реальными событиями прошлого. Ничего не остается, кроме как посчитать ребенком себя и проникнуться историей Valiant Hearts несмотря на свои 30 годиков.

HI-News

Это просто великолепная игра, которая наверняка понравится очень многим из вас, уважаемые читатели. Я должен признаться, что за последние полгода меня так не увлекал ни один игровой проект, а я ведь постоянно во что-то играю, чтобы быть в курсе того, что происходит в индустрии. У студии Ubisoft Montpellier получился практически идеальный проект, который не способны подпортить даже мелкие досадные баги, встречающиеся в игре.

Читать обзор полностью

PS4-Game.ru

Не стоит придираться к подобного рода проектам в таких параметрах как мультяшная графика, недостача геймплейных часов или еще что-то. Надо осознавать, как и для кого делалась эта игра. И своей цели она достигает на все сто процентов.

Читать обзор полностью

Игромания

Из каждого значимого военного события вырван самый яркий кусочек, из карт военных действий взяты самые запоминающиеся места. Историю первой мировой мы видим глазами наших героев. И чем дальше идем, тем яснее становится, что любой исход не будет счастливым здесь, на земле, устланной трупами врагов и друзей. Вот милый доктор радостно играет с собакой: он скоро погибнет. Вот Эмиль ведет добровольцев: они умирают один за другим, чтобы мы могли пройти дальше.

Читать обзор полностью

StopGame

Valiant Hearts: The Great War - тот самый парадоксальный случай, когда игру нельзя назвать потрясающей потому, что геймплей здесь - самое уязвимое место. Но в то же время было бы неправильно отказать творению Ubisoft Montpellier в праве именоваться потрясающим в глобальном смысле слова. Разработчикам удалось рассказать историю о людях в эпоху Первой мировой без удушающего пафоса и пронафталиненной выспренности. Рассказать так, что зацепило.

Читать обзор полностью

Канобу

Valiant Hearts – классическая приключенческая игра образца 90-х годов, насыщенная действием и головоломками. Адреналиновые поездки на автомобилях и пробежки под градом пуль и снарядов вдоль линии фронта сменяются неторопливыми эпизодами в духе традиционных point’n’click-адвенчур. Ubisoft Montpellier умело регулирует темп: достаньте форму, пройдите в здание, переоденьтесь еще раз и найдите ключевой предмет – за подобной сценкой может последовать захватывающая дух погоня по ночному лесу или забавная схватка с немецким офицером.

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Valiant Hearts вряд ли станет мега-хитом, для этого она слишком необычна. Но ее просто обязаны пройти все, кто считает, что игры пригодны не только для того, чтобы выпустить пар после тяжелого дня. Она неописуемо красива практически во всех смыслах и дарит немало пищи для размышлений.

Читать обзор полностью

3DNews

Пожалуй, единственная проблема игры заключается в ее излишней простоте. Понятно, что разработчики не хотели прерывать рассказываемую историю загадками, на каждой из которых игрок застревал бы на полчаса, но мы все же говорим об игре. И как игра Valiant Hearts не идеальна. Но пропускать ее ни в коем случае нельзя - услышать эту трогательную историю и увидеть множество интересных эпизодов должен любой уважающий себя игрок.

Читать обзор полностью

Gmbox

Ровно через сто лет после начала Первой мировой войны французским разработчикам удалось выпустить замечательную игру, в которой нет однозначно хороших и плохих. В ее окопах все равны. Она свободна от пропаганды и рассуждений о том, кто тут безусловно прав и безусловно виноват. В Valiant Hearts, наверное, нет никакой морали, никакого вывода кроме одного: мы все люди. Мы хотим домой.

Как нам нужно повествовать о войне? Можно это делать с трагическим акцентом, ведь каждая жертва достойна скорби. Или можно видеть в войне захватывающее и опасное приключение, ведь именно там человек показывает всё, на что он способен. А можно попробовать совместить обе части.

Именно так и сделала, сделав военную игру в жанре приключенческого квеста. Тема первой мировой не часто используется в играх и это был большой риск, ведь такому проекту обеспечено пристальное внимание и малейшая оплошность станет непростительной. Впрочем, студии Ubisoft не привыкать к таким смелым решениям.

Французский фермер Эмиль и его зять немец по имени Карл, по принуждению попадают на войну и оказываются по разные стороны фронта. Главной целью Эмиля, становится найти зятя и убедиться, что тот жив. А Карл мечтает вернуться домой к детям и жене.

Американский доброволец Фредди на войне чувствует себя как рыба в воде. Но пришел он туда не ради славы и почестей. У него свои счеты с немецким генералом фон Дорфом. У Фредди есть младший брат, который тоже отправился в Европу.

Анна всегда мечтала стать ветеринаром и училась в Париже. А теперь она спасает раненых, вытаскивая их прямо с поля боя. Она не собиралась идти на фронт, но её отец - бельгийский ученый, оказался в плену у немцев и занимается разработкой убийственных машин.

С этими четырьмя героями нам предстоит пройти через всю войну. Эти четыре жизни переплетаются, герои встречаются и расстаются, находят и теряют друг друга, спасают и справляются с трудностями вмести и по отдельности, пытаются позаботиться о друзьях и выжить.

Еще одним немаловажным участником событий становится пес-санитар, который прибился к Эмилю. Умный и отважный он становится другом и компаньоном для каждого. Он может пробраться в такие места, которые другим недоступны, отвлечь охранника и даже опустить рычаг.

Неуютная двойственность появляется в игре сразу через несколько минут после запуска. Коротконогие и смешные человечки неуклюже передвигаются по двухмерной локации. Новобранцы совершенно беспомощны, а офицеры причудливо крикливы. Падающие снаряды устраивают рисованные взрывы, как будто выдраны из комиксов. Все это происходит под такую трогательную музыку, что становится совсем не смешно.

Мультяшные локации изображают реальные территории военных действий. Мы это осознаем под Ипром, когда проводим Эмиля через клубы смертоносного газа. Но узнать об этом мы можем и раньше, если заглянем в журнал, чтобы посмотреть что за штучку мы подняли с земли. Записки, сувениры, монеты мы привычно складываем. Самое главное то, что они все настоящие, все они с фронта.

Сюжет основан на настоящих письмах с фронта, французского солдата - Феликса Шазаля. Представленная в игре энциклопедия покажет, что придуманного в игре совсем немного. И доказывают это документы, фотографии, военные сводки и свидетельства. Телеграммы и письма, оружие и солдатские жетоны, сувениры из обломков снарядов. Некоторые элементы совершенно неожиданные: носки пропитанные формалином и воском, гребешок, которым вычесывали вшей, самодельные противогазы от химического оружия противника.

Эти детали все копятся, и копится, пока от недоверия не остается и следа. Рисованные солдаты умирают настоящей смертью. Жизнь горожан разрушается навсегда. Рисованная земля совсем нескоро залечит раны.

Нужно иметь огромную чуткость и мастерство, что бы рассказать о страшной трагедии картинками.

Самое простое это сделать про войну какой-нибудь ошеломительный шутер. Самое сложное - не давать героям оружие вообще. Все наши герои совершенно безоружны и не запятнали свои руки убийствами. Оглушить охранника и подбить дирижабль не в счет.

Герои решаю проблемы более мирным путем, они ремонтируют сломанные механизмы, устраняют препятствия и отыскивают пути.

Вот герои тренируются кидать гранаты, вот они мчатся уворачиваясь от снарядов. Подумайте, как спасти парижанина, который застрял в разбомбленном доме. Решите головоломку, прячась одновременно от охранника или уворачиваясь от струй пламени. Помогите Анне в спасение раненого. Промчитесь на парижском такси, преодолевая преграды и уворачиваясь от падающих бомб. Игра вам точно не даст заскучать.

Из каждого важного события того периода взят самый значимый и яркий кусок, с военных карт взяты самые запоминающиеся места. Историю войны мы увидим глазами наших героев. И чем дальше мы заходим, тем больше понимаем, что любой исход будет трагичен. Доктор беззаботно играет с собакой, но скоро он погибнет. Эмиль ведет добровольцев, но все они умрут, что вы могли продолжить свой путь.

Для России и бывшего СССР больше принято почитать вторую мировую. История первой войны перетекла в революцию и гражданскую войну, и оказалось практически вытеснена ими. И вот сегодня французские разработчики из Ubisoft расскажут нам то, о чем мы забыли или не знали.

Первая мировая - один из мрачнейших эпизодов в истории человечества. А ещё, как заведено у крупных вооружённых конфликтов, популярный фон для компьютерных баталий. Куча-мала с участием всех видных мировых держав вдохновила на творчество не один десяток студий, однако по сравнению со своим более страшным и кровавым «сиквелом» Великая война освещена как-то однобоко: добрую половину игр составляют лётные симуляторы.

Взглянуть на трагические события под иным углом попробовала , и оригинальности ей не занимать - ведь меньше всего жестокое противостояние, унёсшее миллионы жизней, ассоциируется с мультиками и умилительно тявкающими собачками. Легкомысленность эта, впрочем, иллюзорна: пусть декорации и персонажи нарисованы в карикатурном стиле, зато душевная боль - неподдельная.

Привет, оружие

В безумной схватке, перекроившей политический атлас начала прошлого века, переплелись нити четырёх повествований. Карл, иммигрант из Германской империи, наслаждался семейным счастьем в местечке Сен-Миель. Однажды за ним пришли - и, оставив жену с ребёнком, Карл против воли отправился назад на родину, чтобы исполнить свой гражданский долг и вступить в ряды славных воинов рейха. Вскоре повестку вручили и Эмилю, тестю мобилизованного паренька, только ему предстояло служить уже во французской армии. По пути на фронт Эмиль познакомился с американским инженером Фредди - обладателем пудовых кулаков и незаменимых в хозяйстве кусачек, - а позднее на горизонте возникла бельгийка Анна. Зрелище бессмысленной бойни обнажило в студентке-ветеринаре полную сострадания натуру: Анна без колебаний записалась в медсёстры…

Иногда вместе, но чаще порознь герои кочуют по полям сражений, на своей шкуре перенося все тяготы войны. Ощущение «пушечного мяса» подкрепляет двумерная перспектива: в нельзя шагнуть ни вправо, ни влево - лишь вперёд, навстречу пулям. Бои выглядят не хуже постановочных перестрелок из Call of Duty , да и смысл такой же - бежать стремглав по прямой, пока вокруг стрекочут пулемёты, взлетают вверх комья земли, хлопают винтовки и один за другим падают братья по оружию.

Кроме того, у героев есть особые навыки. Фредди в этой лотерее не повезло - он умеет лишь резать колючую проволоку. Ловко орудуя лопатой, Эмиль роет тоннели в рыхлой почве, причём с такой скоростью, что хоть сейчас в Digger . А талант Анны раскрывается в мини-игре, копирующей и ей подобные «танцевалки»: девушка накладывает жгуты, вправляет конечности и делает массаж сердца, пока по экрану проносятся изображения кнопок, на которые надо нажимать в заданном темпе. Пошловато? Быть может, но переживания ещё те.

Служили пять товарищей

Телепатическое помыкание животным - уместная игровая условность, ведь ориентирована в первую очередь на детей: это самая настоящая сказка, только не про троллей и драконов, а про танки и ядовитый газ. Упрощения и гротескность не вредят атмосфере и ничуть не портят удовольствия от прогулок по траншеям. Жаль, сюжет как будто страдает раздвоением личности: полную грустных интонаций повесть о кампании на Западном фронте подпирает детсадовская байка про кровожадного и невероятно живучего немецкого генерала, которому и фугас под ноги - не аргумент.

Мать учения

Забрасывать злодея взрывчаткой предстоит неоднократно, поскольку авторы руководствовались девизом «Хороший анекдот повторить не жалко». Многие фрагменты - побег на автомобиле, пазл с трубопроводом, вскрытие сейфа, прятки по кустам, спасение мирных жителей от удушья - изготовлены в нескольких экземплярах. словно сама понимает свою вину, поэтому из кожи вон лезет, дабы насытить пространство между этими регулярными экзерсисами чем-нибудь особенным (чёрная-чёрная ночь, озаряемая вспышками осветительных ракет, оставляет неизгладимое впечатление). Битвы поставлены так, что чувствуется витающая в воздухе смерть, и скриптовые сценки неизменно напоминают: вы - лишь винтик в огромной безжалостной военной машине.

Которая, к слову, выглядит роскошно. Многослойные фоны возвращают 2D-картинке потерянный объём, и рисованные человечки движутся по ним совсем как живые. Звуковое оформление - ещё один жирный плюс. Раскаты взрывов, душераздирающий детский плач, стоны раненых, отчаянные крики горожанина на пожаре - в симфонии кошмара нет ни единой фальшивой ноты, а музыкальные композиции, несмотря на простоту, без труда выжимают слезу.

Если задаться целью максимально быстро добежать до финиша, вы упустите из виду важнейшую «фишку» . К игре приделана энциклопедическая справка, и, хотя для некоторых пунктов принцип «Show, don’t tell» сработал бы лучше (вместо статьи «Грязь в окопах» неплохо бы просто изобразить чавкающую под подошвами жижу), благодаря этим крохам информации можно существенно расширить кругозор. Помимо общих фактов - первая в истории газовая атака, первый «огневой вал», - здесь полно любопытных заметок о солдатском быте, но чтобы прочитать их все, придётся разыскать разбросанные по уровням коллекционные предметы - 100 с лишним штук.

Когда игровая индустрия только-только застолбила свою нишу на рынке развлечений, медиа-компании прощупывали всевозможные симбиозы свежей, процветающей области интертейнмента. Самой заманчивой идеей стало совместить образовательную программу с видеоигрой. Потуги разработчиков были восприняты аудиторией не самым лучшим образом, поэтому вломиться в массмаркет, отбивая огромную прибыль, издателям подобных медиа-учебников не удалось.

Тема мировой истории соприкасается с сюжетами видеоигр довольно часто, но достоверность этого сочетания до сих пор остается под вопросом; чего нельзя сказать о Valiant Hearts: The Great War.

Сюжет двухмерного платформера, созданного самым творческим отделением компании Ubisoft Montpellier, основан на реальных событиях и выстроен при помощи найденных дневников, записей и газетных подшивок, сделанных во время первой мировой войны. Сама концепция подачи контента стилизована под документальный фильм с актерскими постановками: очень красивый, художественный, и драматичный – в лучших традициях документальных картин Алексея Пивоварова.


Возвращаясь к теме образования в видеоиграх, Valiant Hearts: The Great War до краев наполнена историческим бэкграундом: факты о ПМВ, газетные вырезки, дневники участников этих кошмарных событий, и описания важных предметов того времени. Я с большим удовольствием изучил всю текстовую часть игры, так как, к своему стыду, мои познания в истории первой мировой войны были ничтожно малы.

Очевидно Valiant Hearts:The Great War не была очередной вылазкой на территорию системы образования, в доказательство к этому студия Ubisoft Montpellier позаботилась об игровой механике, воссоздав классическую адвенчуру с головоломками, сложность которых растет по ходу игры. Постоянными прогулками по двухмерному фронту дело не ограничивается. Например, игровой процесс за медсестру Анну то и дело разбавляется QTE-вставками, во время которых необходимо лечить бойцов, чьи тела саднит от ран. В общей сложности в игре фигурирует 5 ключевых героев, чьи истории постоянно пересекаются.

Карл

Немец, до войны проживавший во Франции со своей женой, маленьким сыном и тестем. Суровые законы войны вынудили Карла вернуться на родину, чтобы в дальнейшем отправиться на фронт.

Эмиль

Тесть Карла, так же попавший на фронт, только со стороны французской армии, где вынужден вести борьбу за свою дочь и внука, которые остались за линией фронта.

Фредди

Один из немногих американских солдат, который оказался во французской армии. У него есть свои причины для участия в этой войне, и, в первую очередь, Фредди преследует личную цель, а не полную победу над врагом.

Анна

Медсестра Анна самовольно двинулась на фронт, сбежав из собственного дома. Она неустанно помогает поддерживать жизнь в каждом израненном и измождённом теле бойца. Отличается смелым характером и неотступным стремлением помочь.

Пёс

Давайте сейчас притворимся, что шутки про собак в играх уже потеряли свою актуальность и умилимся над этим мохнатым помощником. В немецкой армии «служило» примерно 6 000 собак, которые помогали искать раненых людей, обезвреживать минные поля и так далее. Этот пёсик вытащил из горящих обломков полуживого Эмиля, с тех пор став верным и незаменимым помощником на протяжении всей игры: он проберется в узкие щели, откопает какую-нибудь диковинку или же облает заложенную рядом мину

.

Визуально Valiant Hearts: The Great War выглядит очень мило и симпатично, однако это лишь обёртка, в которую завернута тяжелая драматичная история о любви, дружбе, и глупой, бесчеловечной войне. Сценаристы выбрали нейтральный контекст, в котором никто не тыкает друг в друга пальцами с криками «виноват», «не виноват»; драматургия склада жизни и взаимоотношений между людьми в тяжелое время – ключевые элементы, заложенные в сюжете Valiant Hearts.

Время от времени в игре встречаются баги (обозреваемая версия запускалась на PS4). Несколько раз я был свидетелем того, как герои не могли использовать предметы в нужном месте, или переставали взаимодействовать с окружением. Выручает в этой ситуации кропотливое автосохранение и неизменность пазлов на уровне.

Valiant Hearts: The Great War – игра со своим характером. Она легко увлекает сюжетом и пробуждает интерес к мрачному периоду в истории 20 века. Ubisoft Montpellier, как я писал выше, сосредоточились на драматургии, проведя тщательную работу над геймдизайном при помощи двухмерного, рисованного движка Ubiart. Сразу после анонса проекта было понятно, какую задачу поставили перед собой разработчики, и они с ней справились.