План I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена. II. Истинные и ложные ценности в повести. 1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы. 2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста. 3. Истинные причины гибели бедной Лизы. III. Жить по законам сердца – главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих? Н. М. Карамзин Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»? Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств. Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить. Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери». Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы. Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста. Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце. В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом. А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?

Написанная около двухсот лет назад повесть по-прежнему интересна и для современного читателя, хотя ее сюжет можно назвать достаточно наивным и несложным, а язык изложения сегодня кажется весьма устаревшим. Однако общечеловеческие чувства, желания и страсти, о которых идет речь в этом произведении, не оставляют равнодушными и теперешних людей, искренне проникающихся трагической участью главной героини повести и ее матери.

Карамзина заслуженно относят к категории авторов сентиментальной направленности, в его глазах основными достоинствами личности являлись такие качества, как умение по-настоящему любить, истинная доброта и доверчивость, граничащая с крайним простодушием.

Главные герои повести, Эраст и Лиза, по рождению принадлежат к различным социальным кругам и, соответственно, получают в детстве и юности совершенно разное воспитание. Для той семьи, в которой росла девушка, на первом месте всегда стояли отнюдь не аристократизм и материальная обеспеченность, а трудолюбие и забота о близких людях. Лизу с малолетства учат «кормиться трудами своими» и никогда «ничего не брать даром». Лишившись отца, юная Елизавета всячески помогает матери, и добросердечная пожилая женщина от души называет ее «божескою милостью» и отрадой уже пришедшей к ней старости.

Однако эта спокойная и счастливая, хотя и наполненная бесконечным трудом и лишениями жизнь Лизы и ее матери завершается с того момента, как на пути девушки оказывается состоятельный молодой человек дворянского происхождения по имени Эраст. Автор характеризует его как «доброго от природы», но в то же время «слабого и ветреного» человека.

Наивная мать Елизаветы испытывает самое искреннее расположение к новому приятелю, ей даже не приходит в голову, что дружба ее и ее дочери с юным аристократом может привести к каким-либо скверным последствиям, ведь она нисколько не сомневается в благородстве и порядочности молодого аристократа.

Лиза также глубоко верит в то, что возлюбленный всегда будет с нею и их ничто не может разлучить, как уверяет ее Эраст. Девушка готова скорее «забыть душу свою», чем «милого друга», как она называет поклонника, и ее дальнейшая печальная судьба лишь подтверждает эти слова.

Что касается самого юноши, то и он сначала считает, что до конца своих дней будет любить Лизу. Более того, он намеревается жить с нею «как брат с сестрою» и вовсе не собирается причинять ей вреда и злоупотреблять ее доверчивостью. Однако на первом месте для Эраста все же находятся деньги, ради которых он постоянно играет в карты и без колебаний соглашается жениться на наследнице крупного состояния, хотя вовсе не испытывает никаких чувств по отношению к этой девушке. Елизавета, простая крестьянка, не обученная даже грамоте, оказывается выше, порядочнее, честнее прекрасно образованного для своего времени аристократа Эраста.

Не выдержав предательства и обмана со стороны любимого человека, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, она топится в пруду. Автор искренне оплакивает ее уничтоженную честь и загубленную судьбу, он абсолютно не осуждает девушку за то, что она поступала так, как ей велела ее любовь, не рассуждая и не рассчитывая, в отличие от ее «милого друга».

Настоящая причина трагического конца Лизы заключается, прежде всего, в социальном неравенстве, имевшемся между нею и ее возлюбленным. У крестьян и представителей дворянского сословия абсолютно разные представления о морали и жизненных ценностях. Если для Эраста любовь оказывается всего лишь забавой и развлечением, то для Елизаветы она является основным смыслом ее существования.

Повесть и сейчас заставляет читателей задуматься над тем, насколько несовершенно человеческое общество, где духовные ценности давно заменены материальными. По мнению Карамзина, жить так, как велит сердце, означает жить в полном соответствии с наивысшими нравственными законами. При чтении повести люди невольно задумываются и о самих себе, о том, способны ли они на настоящую любовь, благородство, несение ответственности за свои поступки.


Тема урока: Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза" Школа: КГУ сш.им.Билала-НазымаДата: 21.11.2015г. ФИО учителя: Ниязова С.А.
Класс: 9 «А» Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые
необходимо достичь на
данном уроке: 1. доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.
2. через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
3.через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.
Цели обучения: Все учащиеся смогут: ознакомиться с повестью "Бедная Лиза" Н.М.КарамзинаБольшинство учащихся будут уметь: анализировать поступки главных героев.
Некоторые учащиеся смогут: раскрыть тему урока и ответить на вопрос: Каковы общечеловеческие ценности в повести "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина.
Языковая цель: Учащиеся могут: частично пересказать сюжет
Ключевые слова и фразы: «Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.
Стиль языка подходящий для диалога/письма в классе:
художественный, разговорный, научный.
Вопросы для обсуждения: -Какой мы видим главную
героиню в родительском доме? Чему смогли научить
её отец с матерью?
- Какими же эпитетами наделяет Карамзин своюгероиню? Каково его отношение к ней?
-Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой?
Процитируйте.
-Какие сведения о жизни и интересах героя мы
получаем позднее?
Можете ли вы сказать почему отношение Эраста к
Лизе переменилось?
Подсказки: «искал слов и не находил».
Предыдущее обучение: Н.М.Карамзин.слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза"
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
Начало урока
Стадия вызова
Психологический настрой
Деление на группы
"Горячий стул" Создание коллабораивной среды
Вопросы
Середина урока
Стадия осмысления
Самостоятельная работа по вопросам
Подбирают ответы
Физминутка - С чего начинается повесть?
О чём повествуется далее?
- Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
- Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
- Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
- Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
- Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.)Варианты ответов
Конец урока
Рефлексия
Лестница успеха Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
- Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.) Дополнительная информация:
Дифференциация
Как вы планируете поддерживать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связи соблюдение СанПиН
ИКТ компетентность
Связи с ценностями
Формативное и суммативное оценивание Рефлексия
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из плана я реализовал и почему?


Приложенные файлы

Разделы: Литература

Класс: 9

Введение

В современном мире, где все чаще царит жестокость, цинизм и безразличие к другим людям редко встретишь искренне добрых людей способных сопереживать и проявить чувство милосердия. В период глобальной компьютеризации и свободного получения различной информации через Интернет, СМИ, телевидение, где духовные ценности человека стоят, чаще всего, не на первом месте, детям очень сложно получить положительный пример отношения к окружающим людям и сложившимся ситуациям.

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой ярко отражены такие ценности как: гуманизм, доброта, искренность, милосердие, чувство ответственности является хорошим примером для подражания современной молодежи.

Цель урока : развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.

Задачи:

  • Образовательные: повторить содержание повести «Бедная Лиза»; сформировать знания по понятию «сентиментализм» и навыки по анализу текста; учить внимательному прочтению текста, обобщению знаний по содержанию повести и изложению точного ответа на вопрос; способствовать обогащению словарного запаса учащихся
  • Развивающи е: продолжить формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий; развивать познавательный интерес
  • Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, чувство красоты и истины, чувство ответственности за слова и поступки; формировать эстетическое восприятие,используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство

Оформление : аудиозапись «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; коллекция рисунков учащихся по повести «Бедная Лиза»; портрет Н.М.Карамзина; портрет О.Кипренского; репродукция картины «Бедная Лиза» художник О.Кипренский; репродукция картины «Девочка с маками » художник О.Кипренский; сборники произведений Н.М. Карамзина; карточки-задания «ландыши»; карточки-задания «корзинки»; стенд «Сентиментализм».

Урок проводится в форме деловой игры и условно разделен на 6 этапов в ходе которых детям предлагается в разных формах (фронтальный опрос, беседа, игра, карточки-задания, работа с книгой) повторить содержание изученной повести «Бедная Лиза», что позволяет проявить активную деятельность во время занятия и способствует развитию познавательного интереса учащихся. Перед началом урока учителем оформляется школьная доска (см. Приложение 1 ).

Ход урока

Вступительное слово учителя:

(Звучит аудиозапись «Сентиментальный вальс»,под звуки которого сообщается тема и цели урока)

Любовь-излюбленная тема писателей и поэтов. В любом произведении можно найти страницы посвященные этому чувству. Тонко описывают любовь У.Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Много стихов о любви у Пушкина, Тютчева и т.д. Любви посвящяет свое произведение Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». В этом произведении автор утверждает общечеловеческие ценности –идеалы: добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре. Противопоставление этим ценностям: сиюминутное благо, богатство, власть, плотские удовольствия.

1 этап : «Кто?Где?Когда?» - викторина

(Викторина проводится в форме фронтального опроса учащихся. За правильный ответ ученику выдается «ландыш»)

  1. Назовите автора повести «Бедная Лиза»?
    Предполагаемый ответ:
    Н.М. Карамзин
  2. Где и когда происходило действие повести?
    Предполагаемый ответ: «…лет за 30 перед сим, в окрестностях Москвы»
  3. С какой целью Лиза пришла в Москву?
    Предполагаемый ответ: Лиза пришла продавать ландыши
  4. За какую сумму Лиза продала свои ландыши?
    Предполагаемый ответ: Лиза продала ландыши за 5 копеек
  5. Какое условие предложил незнакомец матери Лизы, оказавшись в их доме?
    Предполагаемый ответ: « …Мне бы хотелось, чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы…»
  6. Как звали незнакомца?
    Предполагаемый ответ: Его звали Эраст
  7. Кто по происхождению был Эраст?
    Предполагаемый ответ: Эраст был дворянин
  8. Как звали отца Лизы?
    Предполагаемый ответ: Его звали Иван.
  9. Однажды Лиза пришла на свидание заплаканная. О чем поведала она Эрасту?
    Предполагаемый ответ: За нее сватается сын богатого крестьянина.
  10. «Я боюсь,чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Почему и кто сказал эту фразу?
    Предполагаемый ответ: Произошла интимная связь,во время которой Лиза лишилась невинности. По «Домострою» до свадьбы - это большой грех!
  11. Через два месяца оказавшись снова в Москве, какая неожиданная встреча произощла у Лизы?
    Предполагаемый ответ: Лиза увидела в роскошной карете Эраста и бросилась к нему.
  12. Что стало с Лизой и ее мамой?
    Предполагаемый ответ:
  13. Кто рассказал эту историю автору?
    Предполагаемый ответ: Эту историю рассказал Эраст за год до смерти

2 этап: «В картинной галерее»

(Индивидуальное домашнее задание )

Сообщение на тему «Слово о художнике Кипренском. Обзор репродукций картин «Бедная Лиза» и «Девочка с маками»»

Портрет О.Кипренского

Репродукция картины «Бедная Лиза»

Репродукция картины «Девочка с маками»

3 этап: Физкультпауза

(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем ).

Учитель: Почувствуем запах ландышей, травки и свежего ветерка…..(упражнение на дыхание)

Поднимем взоры на небо… ,устремим на нежно-цветущие цветы..., на яркое солнце…,на тихо журчащую воду…(упражнение для глаз и шейного отдела )

«Где Эраст?!» (С удивлением разводим руки в стороны )

4 этап: Игра «В лес за ландышами»

(По поднятой руке, учащиеся вызываются по одному к доске, «срывают» ландыш, на котором размещен вопрос. Учащийся забирает ландыш себе, в случае правильного ответа.)

Карточки-задания к игре «В лес за ландышами» (см. Приложение 2 )

  1. В каких словах автора звучит оценка поступку героя?Осуждает ли он Эраста?
    Предполагаемый ответ: «… Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его…»
  2. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы? А для «успевшего вкусить светских забав» Эраста?
    Предполагаемый ответ: Для Лизы- первым, настоящим, которое она давно ждала, а для Эраста- очередное развлечение
  3. Какими эпитетами наделяет Карамзин Лизу?
    Предполагаемый ответ: Добрая,любезная, милая, нежная, бедная…
  4. Кем был Эраст? Какова его жизнь?
    Предполагаемый ответ: Довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветренным. Вел рассеянную жизнь, думал о своем удовольствии, искал его в светских забавах.
  5. Назовите жанр произведения «Бедная Лиза»
    Предполагаемый ответ: Сентиментальная повесть
  6. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж?Покажите на римерах.
    Предполагаемый ответ: Пейзаж плностью отражает настроение происходящих в повести событий
  7. Как вы относитесь к Эрасту и его поступкам?
    Предполагаемый ответ:- на усмотрение ученика
  8. Какими качествами охарактеризована главная героиня повести - Лиза?
    Предполагаемый ответ: Очень трудолюбивая,добрая, умела шить и вязать

5 этап: «А у меня в корзинке…» - анализ текста

( Предварительно, каждому учащемуся выдается шаблон заранее заготовленной корзинки, на обратной стороне которой будет выполняться задание )

Задание: Прочитать вслух по ролям эпизод «Вдруг Лиза услышала…»(учащиеся выбираются учителем). Затем самостоятельно, пользуясь моделью анализа текста, выделить художественные средства, используемые автором в этом эпизоде и записать их в «корзинки» (см. Приложение 3 )

6 этап: «Сентиментализм» что это?»

Учитель: На примереповести Карамзина мы можем говорить о новом направлении в то время «сентиментализм».Докажите!?

(Учащимся предлагается доказать данное утверждение с помощью таблицы - стенда «Сентиментализм» (см. Приложение 4 )

Заключительное слово учителя:

Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют!» указывали на относительную демократическую направленность сентиментализма.

Писатели утверждали. Что именно постой человек, не развращенный аристократическими предрассудками и ближе стоящий к природе, -именно он и способен на большое чувство, и поэтому он и есть настоящий человек, и тем и превосходит любого дворянина.

В этом состоит притягательная сила романов, повестей и лирики сентиментализма. Рядовой читатель был поражен близостью к себе литературного героя- ведь он и у себя обнаруживал дар чувствовать, способность ощущать величие и красоту природы.

И пейзаж – не просто фон, не декорация, а кусок живой природы, как бы заново открытый автором, прочувствованной и воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

Сентиментализм Карамзина отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего неравенства между людьми.

В России сентиментализм сыграл важную роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Карамзин очищает язык от устаревших слов, разрабатывает более гибкую синтаксическую структуру.

Домашнее задание: (Уровень домашнего задания определяется учителем, в зависимости от способностей ученика)

1 уровень: Сделать рисунок по повести «Бедная Лиза»

2 уровень: Выбрать для выразительного чтения стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина и озвучить их на следующем уроке.

3 уровень: Составить кроссворд по повести «Бедная Лиза»

4 уровень: Пользуясь справочниками и Интернет-ресурсами подготовить сообщение о биографии Карамзина.

Учитель: Урок окончен.Всем спасибо за работу!

Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?

Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены.

Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.

Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.

Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.

Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.

Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей , не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.

В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.

А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий