ВОПРОСЫ НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА

И.С.Тургенев «Муму»

Город, в котором происходят события? (Москва)

Имя главного героя рассказа? (Герасим)

Тягловый мужик - …? (Крепостной крестьянин, который обязан был работать на барщине или платить помещику оброк)

Чем был одарен главный герой? (Необычайной силой)

Что придавало Герасиму «торжественную важность»? (Постоянное безмолвие)

Какого нрава был герой? (Строгого и серьезного)

Какие птицы «перед Герасимом не смели драться»? (Петухи)

Как ведет себя топор в руках Герасима? («Топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья»)

Из какого дерева была сделана кровать Герасима? (Из дуба)

От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима? (От 100 пудов)

Какая птица водилась на дворе у барыни? (Гуси)

Сколько воров поймал однажды ночью Герасим и что с ними сделал? (Двух, стукнул лбами)

Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? (Калач)

Имя, фамилия башмачника барыни? (Капитон Климов)

С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? (“…У него просто Минина и Пожарского рука”)

Цвет глаз и форма носа дворецкого Гаврилы? (Желтые глаза и утиный нос)

Где Герасим носил ключ от своей каморки? (На пояске)

Сколько лет Татьяне? (Около 28 лет)

Чей это портрет: «Маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке»? (Татьяна)

Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? (Предвестием несчастной жизни)

Какой подарок преподнес Герасим Татьяне, когда та «однажды пробиралась по двору»? (Пряничного петушка)

Кто рассказал барыне, что Татьяна нравится Герасиму? (Дворецкий Гаврила)

В какой «должности состояла» Татьяна? (Прачка)

После рассказа кастелянши о грубости Герасима барыня … (что сделала?)? («…выслала Герасиму целковый»)

Что сдерживало Герасима отправиться к барыне с просьбой жениться на Татьяне? («Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней»)

На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок? (На случай бессонницы)

Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? (“…Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей”)

Каким эпитетом «награждает» Тургенев глаза Капитона? («Оловянные»)

Прозвище старого буфетчика? (Дядя Хвост)

Отчество Гаврилы? (Андреевич)

Имя, отчество жены Гаврилы? (Устинья Фёдоровна)

Каких людей не любил Герасим, «с негодованием отворачивался, когда мимо него неверными шагами и с козырьком фуражки на ухе» проходил такой человек? (Пьяных)

Какую хитрость придумали на совете, чтобы Герасим «разлюбил» Татьяну? (Нужно было, чтобы Татьяна притворилась пьяной)

Как отреагировал Герасим на хитрость, придуманную дворовыми, чтобы отворотить Герасима от Татьяны? («Увидев Татьяну, он сперва по обыкновении, с ласковым мычанием закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошёл к ней, придвинул своё лицо к самому её лицу. Она от страха ещё более зашаталась и закрыла глаза. Он схватил её за руку, помчался через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул её прямо к Капитону)

Кто из дворни подглядывал за Герасимом, когда тот переживал за «хитрость» Татьяны? (Форейтор Антипка)

С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне, чтобы та дала благословение на брак? (С гусями)

В какое время года женились Татьяна и Капитон? (Весной)

Как лекарь Харитон лечил барыню? (“…Потчевал барыню лавровишнёвыми каплями”, курил “жжёными перьями”)

Какому герою рассказа принадлежат слова: «Горемыка я, горемыка неисходная! Судоба-то, судоба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился»? (Капитону)

Кого из героев называют “забубённым человеком” и почему? (Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника)

Что подарил на прощание Герасим Татьяне, когда она уезжала из города в дальнюю деревню вместе со своим мужем Капитоном? (Красный бумажый платок)

Кого увидел Герасим «в тине у самого берега», когда шел домой? (Небольшого щенка)

Чем поил герой щенка, «держа легонько двумя пальцами за голову и легонько нагибая голову к чашке»? (Молоком)

Какой породы был щенок? (Испанской породы с длинными ушами)

Какого цвета была шерсть у щенка? (Белая с черными пятнами)

Как Герасим назвал щенка? (Муму)

Какое сравнение использует И.С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму? (“Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”)

Как собачка относилась к людям, жившим в доме барыни? (Ко всем ласкалась, но любила одного Герасима)

Как слуги барыни относились к Муму? (Любили)

Кличка дворового пса? (Волчок)

Что делала барыня каждое утро? (Гадала на картах)

Чем была занята Муму, когда её впервые увидела барыня? (Грызла кость под кустом роз в палисаднике)

Как отнеслась барыня к Муму, когда увидела её первый раз? (Ей очень понравилась собачка)

Почему барыня приказала, чтобы собаку убрали со двора? (Потому что не пошла на зов барыни и оскалила зубы, когда та хотела её погладить)

Кто украл Муму у Герасима? (Степан)

Что думал Герасим по поводу исчезновения Муму? (Он догадывался, что собаку свели по приказу барыни)

За сколько в Охотном ряду продал собаку этот герой? (За полтинник)

О чём не подумал Герасим, пряча собачку у себя в каморке, когда она вернулась? ( Муму выдаст себя визгом)

Как дворовые люди барыни отреагировали на возвращение Муму? (Делали вид, что ни о чем не догадываются)

Кто из героев любил спать «по четырнадцать часов в сутки»? (Лекарь Харитон)

С кем Гаврила «крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею»? (Со старшей компаньонкой Любовью Любимовной)

Кого в качестве караула оставили у двери каморки Герасима? (Садовника Ерошку)

С какой целью Герасим зашел в трактир? (Чтобы накормить Муму щами, мясом и хлебом)

Сколько кирпичей «вынес Герасим со двора дома, к которому пристраивался флигель»? (Два)

Придя в свою деревню, Герасима встретил староста, «сначала было удивился», но потом дал в руки …. Что? (Косу)

Как восприняла «побег» Герасима барыня? («Разгневалась, расплакалась, велела отыскать во чтобы то ни стало»)

Что заметили соседи за Герасимом, когда тот воротился из Москвы в свою деревню? («Он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит»)

Какое время нашло отражение в повести И.С. Тургенева? (Эпоха крепостного права)

Что такое Охотный ряд в Москве? (Место, где торговали дичью и живой птицей, то есть тем, что добывается охотой)

Что делали крестьяне “о Петров день”? (Косили)

Тест по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1.Где происходят события, описанные в рассказе И.С.Тургенева «Муму»?

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в усадьбе барыни.

2. Откуда у Герасима появился щенок?

а) его привезли из деревни вместе с Герасимом; б) Герасим его спас и принёс в свою каморку; в) его купили по приказу барыни.

3.Как собачка относилась к людям, жившим в доме барыни?

а) ко всем ласкалась, но любила одного Герасима; б) всех боялась, но была ласкова с Герасимом; в) никого не замечала, кроме Герасима, с которым была дружна.

4. Как слуги барыни относились к Муму?

а) не обращали на неё внимания;

б) боялись;

в) любили.

5. Чем была занята Муму, когда её впервые увидела барыня? а) гуляла по двору;

б) ждала Герасима у крыльца господского дома;

в) грызла кость под кустом роз в палисаднике.

6. Как отнеслась барыня к Муму, когда увидела её в первый раз?

а) осталась равнодушной;

б) ей очень понравилась собачка;

в) возмутилась, что без её разрешения держат во дворе собаку.

7. Почему барыня приказала, чтобы собаку убрали со двора? Потому что:

а) собака мешала ей своим лаем спать по ночам; б) таскала в палисадник, где росли розы, всякую мерзость; в) не пошла на зов барыни и оскалила зубы, когда та хотела её погладить.

8. Кто из слуг барыни продал Муму покупщику?

а) Гаврила;

б) Степан;

в) кучер Потап.

9. Что думал Герасим по поводу исчезновения Муму?

а) он догадывался, что собаку свели по приказу барыни;

б) не понимал, куда она могла деться;

в) боялся, что она убежала и заблудилась.

10. О чём не подумал Герасим, пряча собачку у себя в каморке?

а) Муму не сможет долго сидеть взаперти; б) в каморку может зайти посторонний;

в) Муму выдаст себя визгом.

11. Как дворовые люди барыни отреагировали на возвращение Муму? а) возмущались;

б) раздумывали, как сообщить об этом барыне; в) делали вид, что ни о чём не догадываются.

12. Кто по поручению Гаврилы должен был следить за Герасимом, пообещавшим уничтожить Муму?

а) Степан; б) дядя Хвост; в) Ерошка.

а)как будто за ним кто-то гнался;

б) как будто его ждала мать-старушка;

в) как будто он не был дома много лет.

а) с сильным львом;

б) с могучим дубом;

в) с отважным богатырём.

15. За какую работу принялся Герасим, вернувшись в деревню?

а) взялся за соху и, казалось, пахал один без помощи лошадёнки; б) пошёл косить по-старинному и молодой лесок мог бы смахнуть с корней;

в) проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом.

Ключи :

1 а 4 в 7 в 10 в 13 б

2 б 5 в 8 б 11 в 14 а

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальный конкурс методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького, И. С. Тургенева

Номинация: внеурочное мероприятие

Методическая разработка учебного занятия по литературе в 5 классе

Место работы: МАОУ «СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и

литературы

Артемовский, 2018г.

Класс: 5 класс

Тема: Творчество И.С. Тургенева

Тема мероприятия: Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия : 1 урок (40 минут).

Пояснительная записка:

В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».

Цель: повторить, закрепить полученные на предыдущих уроках знания;

Задачи мероприятия:

1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы, рассуждать; умение выражать свои впечатления;

2) продолжить развитие речи учащихся;

З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;

4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;

5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;

6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова

И. С. Тургенева.

Планируемые результаты:

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.

Методы и средства обучения: коллективная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, игровые методы обучения.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.

Литература:

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М:Дрофа,2012г.

Ход урока

1.Мотивация

Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!

Ребята, о чем это стихотворение? Как оно относится к произведению И.С.Тургенева «Муму»?

(Учащиеся говорят о том, что в стихотворении говорится о душе человека и проводят параллельные линии с образом Герасима)

Сегодня у нас внеурочное мероприятие, посвященное двухсотлетнему юбилею Ивана Сергеевича Тургенева, которое предлагаю провести в форме литературной игры по рассказу «Муму». Надеюсь, наше мероприятие пройдет интересно и познавательно для каждого! Для этого давайте разделимся на три команды.

2.Актуализация знаний в виде блиц-опроса (для каждой команды по 2 вопроса)

Итак, мы начинаем с блиц-опроса.

Я знаю о Тургеневе… (учащиеся ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)

1. Тургенев родился:

А) в Москве в) в Спасском-Лутовинове

Б) в Орле г) в Ясной Поляне

2. Тургенев не владел языком:

А) немецким в) французским

Б) английским г) испанским

3. Тургенев закончил университет:

А) Московский

Б) Петербургский

В) Казанский

4. Тургенев написал:

Б) Записки охотника

В) Дет подземелья

5. Тургенев дал «аннибалову клятву»:

А) в Петербурге

Б) в Москве

В) в Берлине

6.Годы жизни Тургенева:

Ребята отвечают, начиная со слов «я знаю о Тургеневе…»

3.Обобщение и систематизация знаний

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Давайте вспомним героев прочитанного произведения.

Задание №1 «Герой, я тебя знаю»

Конкурс «Чьи это вещи?» (1 балл)

Замок, похожий на калач

Кляча- водовозка

Богатырская кровать

Стул на трёх ножках

Дюжий (крепкий) сундук

Конкурс «По одежке встречают» (1 балл)

Кто так одевался?

1.Истасканный, оборванный сюртук; заплатанные панталоны;

дырявые сапоги; шапка с козырьком.

2.На лето – кафтан, на зиму --- тулуп; армяк;

красная крестьянская рубашка; ждал нового кафтана.

3.Одевалась плохо (бедно); Получила в подарок красный бумажный платок.

О каком герое говорится в анкете? (2 балла)

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ ».

1.Белокурая.

2.Двадцати восьми лет.

3.Маленькая.

4.Прачка. (искусная и учёная прачка)

5.Работает за двоих.

6.Когда-то слыла красавицей.

7.Нрава смирного, запуганного.

8.С родинкой на левой щеке.

9.Безответная душа.

10.Имела кроткое (покорное) выражение лица.

13.Из родни у неё был только дядя - старый ключник.

14.Ласки никакой не видала.

15. Трепетала при одном имени барыни.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

1.Двенадцать вершков роста.

2.Дворник.

з. Сложен богатырём.

4.Был исправным тягловым мужиком.

5.Работал за четверых.

б. Усердно исполнял свои обязанности.

7.Нрава был строгого, серьёзного, любил во всём порядок.

8.Жил сначала в деревне

9 . «Смахивал на гусака».

10. Громадная фигура.

11.Одно из прозвищ «леший»

12.Рука – « Минина и Пожарского рука.»

1З. Бьёт - не слышит.

14.Бочку перевёртывал, как детский барабан.

15.Если обещает-сделает непременно.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ».

1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей.

2.Во всём следовала древним обычаям.

4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы.

5.Дом у неё был с антресолями.

6.Причудливая старуха.

7 .Всегда гадала по утрам.

8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением духа

Задание №2 Короткий вопрос-короткий ответ (за правильный ответ 1 балл)

Какая птица водилась на дворе у барыни? /гуси/

От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима? /от 100 пудов/

Что такое антресоль? /верхний этаж с низкими потолками/

Кто такой тягловый мужик? /крепостной крестьянин/

Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

Что такое «околоток»? /окрестность, окружающая местность/

Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? /калач/

Где хранил Герасим ключ от замка каморки? /носил с собой на пояске/

Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена? /во флигеле; коваными сундуками/

В какой должности состояла Татьяна? /в должности прачки/

Кто такой шорник? /мастер по изготовлению седла, уздечки…/

Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? /предвещанием несчастливой жизни/

Какая должность была у Капитона? /башмачник/

Как звали жену дворецкого Гаврилы? /Устиния Федоровна/

На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок? /на случай бессонницы/

Прозвище старого буфетчика? /дядя Хвост/

Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)? /в чуланчик с водоочистительной машиной/

С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне? /с гусями под мышкой/

Какого цвета был найденный Герасимом щенок? /белый с черными пятнами/

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Задание №3 Исследователи текста (каждой команде выдается по карточке, на выполнение работы 10 минут)

Карточки для групповой работы.

Карточка № 1 Каким показан Герасим в экспозиции?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из экспозиции.

Экспозиция

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём

Карточка № 2

Герасим в доме у барыни. Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

Карточка № 3 Каким мы видим Герасимав эпилоге?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога.

Эпилог

здоров и могуч по-прежнему

работает за четверых по-прежнему

важен и степенен

богатырская сила

Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота.

Учащиеся строят развернутые ответы, опираясь на текст произведения, которые могут быть оценены в 7 баллов.

4.Рефлексия . Оценочный этап.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства.

Подводят итоги, делятся впечатлениями.

Домашнее задание. Составление кластера или изображение понравившегося эпизода (на выбор)

Когда был написан рассказ «Муму»?
-а) Осенью 1850 года.
-б) Зимой 1851 года.
+в) Весной 1852 года.
2. Основан ли рассказ на реальных событиях?
+а) Да
-б) Нет
-в) Это фантастический рассказ
3. Каков был рост Герасима?
-а) 8 вершков
-б) 10 вершков
+в) 12 вершков
4. В каком городе происходили события рассказа?
-а) В Петербурге
+б) В Москве
-в) В Новгороде
5. Понравился ли Герасиму переезд в город?
-а) Понравился
+б) Не понравился
-в) Ему было все равно
6. Какова была должность Капитона Климова в дому у барыни?
+а) Башмачник
-б) Портной
-в) Столяр
7. Как звали главного дворецкого в доме у барыни?
-а) Степан+б) Гаврила
-в) Игнат
8. На ком хотела барыня женить Капитона Климова?
-а) На кастелянше
+б) На прачке
-в) На компаньонке
9. Простил ли Герасим Татьяну?
-а) Не прости
-б) Не за что было прощать
+в) Простил
10. Как сложилась судьба Капитона Климова?
+а) Спился и был отправлен в деревню
-б) Бросил пить и получил повышение
-в) Его судьба и положение не изменились
11. Какой подарок получила Татьяна от Герасима на прощание?
-а) Бусы
+б) Красный бумажный платок
-в) Платье
12. Где Герасим нашел утопающего щенка?
+а) На Крамском Броду
-б) На Неглинке
-в) На Неве
13. Какой окраски был найденный щенок?
+а) Белой с черными пятнами
-б) Черной с белыми пятнами
-в) Неопределенного цвета14. Каков был возраст Муму, когда ее нашел Герасим?
-а) Около недели
-б) Около двух недель
+в) Около трех недель
15. Какой породы была Муму??
+а) Испанской
-б) Итальянской
-в) Английской
16. Как звали старого пса на дворе у барыни?
-а) Шарик
-б) Жук
+в) Волчок
17. Нравилось ли слугам хорошее настроение барыни?
-а) Нравилось
+б) Не очень то нравилось
-в) Им было безразлично ее поведение
18. Через какое время после появления Муму, на нее обратила внимание барыня?
-а) Через полгода
+б) Через год
-в) Через два года
19. Сразу ли Степан поймал Муму по приказу барыни?
-а) Сразу
-б) Не сразу
+в) Только при помощи Герасима
20. Чем Муму разгневала барыню?
-а) Укусила
+б) Оскалилась и зарычала-в) Облаяла
21. Куда Степан завез Муму?
-а) За 101 км.
-б) В Сокольники
+в) На Охотный ряд
22. Как отреагировал Герасим на пропажу Муму?
-а) Всю ночь рыдал
+б) Всю ночь охал
-в) Всю ночь стонал
23. Чем выдавала себя Муму после возвращения?
+а) Визгом
-б) Бегом
-в) Царапанием
24. Как звали лекаря барыни?
-а) Антип
+б) Харитон
-в) Гаврила
25. Чем обычно лечилась барыня?
-а) Валериановыми каплями
-б) Отварами
+в) Лавровишневыми каплями
26. Как звали главную компаньонку барыни?
+а) Любовь Любимовна
-б) Устиния Федоровна
-в) Ефросинья Захаровна
27. Почему Гаврила поверил, что Герасим убьет Муму?
-а) Герасим боялся Гаврилу+б) Герасим был очень исполнительным
-в) Герасим боялся полиции
28. Кого послали следить за Герасимом с Муму?
-а) Форейтора Антипку
-б) Буфетчика дядю Хвоста
+в) садовника Ерошку
29. Как Герасим убил Муму?
+а) Утопил
-б) Отравил
-в) Повесил
30. Что сделал Герасим после смерти Муму?
-а) Продолжил работать у барыни
-б) Ушел к другой хозяйке
+в) Сбежал в родную деревню

Олифирова Татьяна Ивановна учитель русского языка и литературы СОШ № 14 г. Северодонецк Луганской области Класс: 5

Тест по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1.Где происходят события, описанные в рассказе И.С.Тургенева «Муму»? А) в Москве; б) в Петербурге; в) в усадьбе барыни.
2. Откуда у Герасима появился щенок? А) его привезли из деревни вместе с Герасимом; б) Герасим его спас и принёс в свою каморку; в) его купили по приказу барыни.
3.Как собачка относилась к людям, жившим в доме барыни? А) ко всем ласкалась, но любила одного Герасима; б) всех боялась, но была ласкова с Герасимом; в) никого не замечала, кроме Герасима, с которым была дружна.
4. Как слуги барыни относились к Муму? А) не обращали на неё внимания; б) боялись; в) любили.
5. Чем была занята барыня, когда её впервые увидела барыня? А) гуляла по двору; б) ждала Герасима у крыльца господского дома; в) грызла кость под кустом роз в палисаднике.
6. Как отнеслась барыня к Муму, когда увидела её первый раз? а) осталась равнодушной; б) ей очень понравилась собачка; в) возмутилась, что без её разрешения держат во дворе собаку.
7. Почему барыня приказала, чтобы собаку убрали со двора? Потому что: а) собака мешала ей своим лаем спать по ночам; б) таскала в палисадник, где росли розы, всякую мерзость; в) не пошла на зов барыни и оскалила зубы, когда та хотела её погладить.
8. Кто из слуг барыни продал Муму покупщику? А) Гаврила; б) Степан; в) кучер Потап.
9. Что думал Герасим по поводу исчезновения Муму? А) он догадывался, что собаку свели по приказу барыни; б) не понимал, куда она могла деться; в) боялся, что она убежала и заблудилась.
10. О чём не подумал Герасим, пряча собачку у себя в каморке? А) Муму не сможет долго сидеть взаперти; б) в каморку может зайти посторонний; в) Муму выдаст себя визгом.
11. Как дворовые люди барыни отреагировали на возвращение Муму? А) возмущались; б) раздумывали, как сообщить об этом барыне; в) делали вид, что ни о чём не догадываются.
12. Кто по поручению Гаврилы должен был следить за Герасимом, пообещавшим уничтожить Муму? А) Степан; б) дядя Хвост; в) Ерошка.
13. Как, по словам автора, Герасим торопился в деревню? А) как будто за ним кто-то гнался; б) как будто его ждала мать-старушка; в) как будто он не был дома много лет.
14. С кем автор сравнил Герасима, возвращавшегося домой? А) с сильным львом; б) с могучим дубом; в) с отважным богатырём.
15. За какую работу принялся Герасим, вернувшись в деревню? А) взялся за соху и, казалось, пахал один без помощи лошадёнки; б) пошёл косить по-старинному и молодой лесок мог бы смахнуть с корней; в) проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом.

Ответы


1 а 4 в 7 в 10 в 13 б 2 б 5 в 8 б 11 в 14 а 3 а 6 б 9 а 12 в 15 б