Информационная война против Православия началась много веков назад

Несмотря на отсутствие прессы и телевидения, активная фаза инфовойны началась сразу же после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году

Несмотря на множество трагических дат в мировой истории, один день – 13 апреля 1204 года - стоит особняком. Именно в тот день участники Четвертого Крестового похода штурмом взяли Константинополь, и последствия этого события во многом оказались роковыми для всего мира.

Более того, их последствия мир будет ощущать ещё долгое время, а может быть, и всегда. Как бы странно это ни звучало.
События 13 апреля 1204 года в Западной Европе, да и вообще в мире давно позабыты. Мало кто знает, что случилось в тот день, какие события предшествовали этой трагедии, и уж тем более никто не может представить масштаб её последствий. Хотя этот день, без преувеличения, изменил ход мировой истории.

Взятие крупнейшего христианского города мира крестоносной и – что совершенно не укладывается в рамках сознания – христианской армией шокировало всех. Начиная от римского Папы Иннокентия III и до мусульманского мира.

Крестоносцы, изначальной целью которых был Иерусалим и отвоевание Гроба Господня, вместо этого не просто взяли Константинополь, но разграбили и сожгли большую часть города, осквернили церкви, включая храм св. Софии, заставили население города бросить дома и имущество и бежать из города, спасая свои жизни.



Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году. Миниатюра. 15 в. Национальная библиотека, Париж

Если в годы расцвета в Константинополе проживало более полумиллиона жителей, то к 1261 году, когда византийцы выгнали латинских оккупантов и вернули себе столицу, в ней едва было 50 000 горожан.

Четвертый Крестовый поход нанес смертельную рану не только Византии, его последствия не раз аукнутся и самой Западной Европе. Ведь Византия перестала существовать как вековая преграда на пути исламской экспансии на Запад, и понадобилось всего полтораста лет, чтобы в Европе возникло первое мусульманское государство – Османская империя.

Фактически крестоносцы выступили на стороне мусульман, расчистив им путь на Запад, результатом которого стало порабощение и многовековое османское иго в Болгарии, Сербии, Греции. А завоевание в мае 1453 года Константинополя султаном Мехметом II было лишь финальным актом растянувшейся почти на 250 лет византийской трагедии.

Отголоски тех драматических событий не утихают до сих пор. И хотя в 2004 году римский папа Иоанн Павел II от имени католической церкви извинился за разграбление Константинополя и массовые убийства его жителей участниками Четвертого Крестового похода, это мало что меняет.

Православной столицы Византии – Константинополя - давно нет, а есть турецкий Стамбул. Христианской Восточной Римской империи нет, а есть мусульманская непредсказуемая Турция. И сколько ни извиняйся, прошлого не вернуть и преступление мирового масштаба преступлением от этого быть не перестанет.

Понятно, что подобное преступление надо было как-то оправдать и попытаться выставить в положительном виде всю ту крестоносную сволочь, кто грабил, насиловал и убивал своих братьев по вере в 1204 году. Поэтому, начиная с XIII века и по сей день, Византию старательно обливают помоями и мажут грязью, представляя мерзкой и косной недостраной, которой правили садисты, сумасшедшие, евнухи, патологические убийцы и интриганы.

Из чего делается вполне определенный вывод – эта недострана просто по определению не имела права на существование. Как это принято на Западе, во всех бедах империи… обвинена сама Византия. А единственный светлый момент в её истории, на фоне беспросветного мрака, это появление под станами Константинополя в 1203 году просвещенных европейских рыцарей, которые принесли жителям империи свет истиной веры взамен «дремучего» ортодоксального православия.


Якопо Тинторетто. Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году

В общем-то, ничего нового в этом нет. Хорошо известный старый европейский шулерский трюк – обвинить жертву во всем том нехорошем, что с ней приключилось.

Этим трюком Запад пользуется регулярно, в связи с чем можно вспомнить и недавнюю нашу историю, когда Российскую империю, а потом и СССР также обвиняли в том, что это были недостраны, которые спасли бы просвещенные европейцы в 1812 и 1941 году, да вот незадача – всё закончилась совсем не так, как ожидали евроинтеграторы.

Но лучше дать слово паре профессиональных западных «экспертов» от истории: «О, эта Византийская империя! Всеобщий вердикт истории таков, что она представляет собой наиболее совершенную в своем основании культуру, принявшую со временем самую презренную из форм, которую когда-либо принимала цивилизация. Не было другой такой продолжительно существовавшей цивилизации, суть которой столь точно отражалась бы эпитетом «посредственная». История Византии – это монотонная цепь интриг священников, евнухов, женщин, череда заговоров и отравлений». (У. Леки, 1869).

Вторит ему и другой британский критикан Восточной Римской империи Э. Гиббон, считавшей Византию откровенно неполноценной, варварской страной с «избыточной» религиозностью, а византийцев – трусливой и подлой нацией. Ещё бы немного, и этот ученый муж договорился бы до теории расового превосходства, что чуть позже озвучил другой «просвещенный европеец» австрийского происхождения.

Не отстают от англичан и французские гиганты мысли – Вольтер и Монтескье. Первый обозвал Византию «ужасной и отвратительной», а второй пришел к глубокомысленному выводу, что «в Византии не было ничего, кроме тупого поклонения иконам».

Таким образом, мы видим вот какую картину маслом: Византия – это непонятное, заслуживающее исключительно презрения недоразумение, просуществовавшим больше 1000 лет. В этой стране было плохо всё: управление, правители, население и, конечно же, «неправильная» православная вера. При этом многие «эксперты» и «гиганты мысли» забывают, что именно свод византийских законов императора Юстиниана I (останки которого крестоносцы выкинули из саркофага в 1204 году, предварительно избавив от богато украшенного погребального савана), стал основой для создания современной юриспруденции в Западной Европе. В той же Англии и Франции.

Можно долго рассуждать о византийском образовании, науках, литературе, искусстве, выдающихся философах и пр. Но лучше всего византийских варваров охарактеризует одна маленькая деталь – именно недоразвитая, косная Византия научила Европу пользоваться вилкой, которая до неё предпочитала есть немытыми руками в элегантном европейско-первобытном стиле.

Удивляют – и это мягко сказано – европейские «мыслители» полным отсутствием толерантности, когда с высот своей просвещенности презрительно называют византийцев чуть ли не дикарями.

Как известно, население Византии всегда было многонациональным, но там никогда национальной проблемы не было. «Нет ни эллина, нет ни иудея» - этой заповеди апостола Павла в Византии придерживались всегда. И когда англо-французские гиганты мысли с необычайной легкостью оскорбляют византийцев, то оскорбляют сразу с десяток-другой народов. Начиная от греков и заканчивая славянами, армянами, сирийцами, грузинами и тд. Впрочем, похоже, что и в наши дни они их равными себе не считают.

Что касается православной веры и «тупого поклонения иконам», то тут даже комментировать ничего не стоит, потому что от оценок западных «экспертов» за версту несет дремучим идиотизмом. Они сознательно представляют Православие, как какую-то извращенную религию, от которой римская церковь вполне разумно дистанцировалась в 1054 году.

Но дело в том, что и после 1054 года, когда якобы произошел раскол христианской церкви, ещё очень долгое время никто не подозревал о том, что раскол случился. А вот когда он точно случился, так это после 1204 года, когда между восточными и западными христианами разверзлась непреодолимая до сих пор пропасть.

Причиной чему были зверства и грабежи крестоносцев в Константинополе, а не богословские споры римских и константинопольских священников. Да, у них были разногласия, но все же они всегда считали друг друга братьями по вере. Спасибо крестоносцам – теперь братья относятся друг к другу в лучшем случае с настороженностью.

Благодарить за это также стоит таких «экспертов», как Гиббон, говорящих про «избыточную» религиозность Византии. Судя по его негативному тону, это нечто нехорошее, заслуживающее осуждения и порицания. Видимо, в порыве борьбы с «избыточной» религиозностью византийцев крестоносцы вдохновенно грабили константинопольские церкви и монастыри в 1204 году, попутно насилуя монахинь и убивая священнослужителей.


Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 года. Гравюра Г. Доре

«Они уничтожали святые образа и бросали святые реликвии мучеников в такие места, которые мне стыдно назвать, разбрасывая повсюду тела и проливая кровь Христову», - пишет византийский историк Никита Хониат о бесчинствах крестоносцев во взятом Константинополе.

«Что касается осквернения ими великого собора (церкви св. Софии – прим. автора), то они разрушили главный престол и поделили между собой все ценные предметы, находившиеся там. Обычная шлюха была усажена на патриарший трон, чтобы выкрикивать оттуда оскорбления в адрес Христа; и она пела непотребные песни и непристойно танцевала в священном месте».

Как мы видим, задолго до так называемого панк-молебна «Пусси Райот» другой великий православный храм – церковь св. Софии - так же пережил демонстрацию европейских «общечеловеческих ценностей» – непристойные танцы и непотребные песни. Почитав про «художества» европейского крестоносного сброда, становится понятным, откуда у многих явлений и событий современности растут ноги.

Стоит ли удивляться, что после таких выходок западных «братьев по вере» последний византийский адмирал Лука Нотарас произнес незадолго до гибели Византии в 1453 году знаменитую фразу: «Лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара» ?

Так велика была ненависть византийцев к западным «братьям», что и через 250 лет после разграбления Константинополя вместо них они предпочитали видеть мусульман-турок. Тем не менее, западные «эксперты» продолжали и будут продолжать твердить одно и то же: косная, вероломная и духовно неразвитая Византия сполна заслужила всё то, что с ней произошло. Сама виновата и точка.

В этой связи стоит отметить западную позицию и по отношению к России как к крупнейшей православной стране в мире. Нам по наследству от духовной праматери Византии досталась и вся нелюбовь Запада. Как и Византия, Россия продолжает оставаться для Запада «неправильной» страной с непонятным и малосимпатичным народом и, разумеется, такой же непонятной религией.

За что нас бесконечно критикуют и пытаются учить жизни «просвещенные общечеловеки». Считающие, что они стоят на более высокой ступеньке цивилизационного развития и просто по определению обязаны открывать глаза на западные ценности русским недоразвитым православным варварам. Как когда-то они это пытались делать в отношении византийцев.

В этой связи нам очень важно не забывать уроки истории. Тем более такие уроки.

В конце XI века Византийская империя оказалась на грани падения. Турки-сельджуки, стремительно захватывавшие территории в Передней Азии, занявшие большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, подступали к стенам Константинополя.

Алексей I попросил, Урбан II сделал: как начинались крестовые походы

Византийский император Алексей I Комнин , собственная армия которого была ослаблена, обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II. Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика: Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.

Это было первое обращение подобного рода после раскола в христианстве, известного как «Великая схизма».

Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем: восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати, представлявших собой младших отпрысков знатных родов, в условиях утвердившихся феодальных отношений на основе единонаследия не получавших земель своих родителей.

Пламенная речь Урбана II, произнесенная в Клермоне в ноябре 1095 года, положила начало эпохе крестовых походов.

Идея о защите Гроба Господня и прекращении страданий христиан, угнетаемых иноверцами, довольно быстро выродилась в захватническую войну, многие из участников которой думали в первую очередь о личном обогащении.

«Каникулы» Бонифация

Государства, созданные крестоносцами после Первого крестового похода, оказались неустойчивыми и существовали под вечной угрозой захвата мусульманами. Новые крестовые походы, предпринятые в ответ на военные неудачи, успеха не имели.

В конце XII века папа римский Иннокентий III стал призывать европейских монархов отправиться в очередной поход. Желающих, однако, оказалось крайне мало. Короли Европы подозревали, что понтифик, претендующий на светскую власть, просто старается услать их на Ближний Восток.

В итоге предводителями похода стали граф Фландрии Балдуин I и маркграф Монферрата Бонифаций. Под их знамена, по разным оценкам, собрались от 12 до 30 тысяч воинов.

Местом сбора крестоносцев была объявлена Венеция. Предводители похода договорились с венецианским дожем Энрико Дандоло о перевозке воинов, лошадей и снаряжения в Египет. Флот Венеции в ту пору считался лучшим в Европе.

репродукция / Гюстав Доре

Хитрый план старого дожа

Энрико Дандоло в ту пору было уже далеко за 90 лет, он ослеп, но сохранял ясность ума, и решил, что армию крестоносцев можно использовать в своих целях.

Венецианские корабли абсолютно бесплатно перевозили крестоносцев на остров Лидо, но покинуть его они не могли. Дандоло требовал заплатить за перевозку 85 тысяч марок серебром. Сумма для тех времен была колоссальной, таких денег у крестоносцев не было. Запертые на острове воины испытывали проблемы с едой и питьевой водой и грозили устроить бунт.

Дандоло пояснил: можно получить отсрочку в оплате, но для этого нужно захватить город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Крестоносцы приняли предложение, и в конце 1202 года Задар был захвачен и разграблен.

Иннокентий III, узнав об этом, пошел пятнами от гнева и наложил на них анафему. Впрочем, потом сам же ее и снял, предложив искупить грехи, все-таки отправившись в Святую землю.

репродукция

Ангел просит помощи

Но у хитрого дожа в кармане было новое предложение. Теперь слепой Дандоло задумал отправить крестоносцев в Византию.

При этом подавалась новая миссия как восстановление закона и справедливости. Византийский император Исаак II Ангел был смещён с престола и ослеплён своим братом Алексеем . Сын свергнутого — Алексей Ангел — обращался за помощью к европейским владыкам.

Дандоло не очень заботила судьба византийской династии. Вмешательство крестоносцев, по его задумке, должно было серьезно ослабить Константинополь, являвшийся главным торговым конкурентом Венеции в Средиземноморье.

В Византийской империи в этот период не затихали междоусобицы знати. Пытаясь получить перевес, претенденты на власть были готовы давать любые обещания. Алексей Ангел обещал выплатить крестоносцам 200 000 марок, помочь флотом и отрядом в 10 000 воинов в завоевании Египта и содержать 500 солдат в Святой земле, а также подчинить византийскую церковь Святому Престолу.

В июне 1203 года крестоносцы прибыли под стены Константинополя, осадили город и нанесли тяжелое поражение войску Алексея III. Император бежал, а вместо него трон занял освобожденный из тюрьмы Исаак II Ангел. Крестоносцы добились, чтобы его сын Алексей, обещавший им деньги, стал соправителем.

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. репродукция / Гюстав Доре

Интриган Мурзуфл

Когда Исаак II узнал о сумме, которую сын обещал крестоносцам за помощь, он схватился за голову. Таких денег в казне не было, и взять их было просто неоткуда. Население обложили тяжелейшими налогами, что вызвало сильное возмущение, но даже это позволило собрать только половину суммы. Крестоносцы же требовали уплаты долга целиком.

В январе 1204 года Алексей IV Ангел решился попросить помощи у крестоносцев для подавления смуты в Константинополе. Переговоры были поручены видному сановнику Алексею Мурзуфлу . Но тот, преследуя собственные цели, решил выдать замыслы императора жителям города. Алексея IV и Исаака II Ангелов низложили и заточили в тюрьму. 5 февраля 1204 года новым императором под именем Алексей V был провозглашен Мурзуфл, а вскоре низложенных властителей умертвили в тюрьме.

Император Алексей V полагал, что сможет дать отпор крестоносцам, однако организованные им атаки завершились неудачей.

8 апреля 1204 года Константинополь был блокирован с моря. 9 апреля последовал первый штурм города, который был с большим трудом отбит защитниками. Новый штурм 12 апреля привел к пожару, уничтожившему две трети зданий. Мурзуфл бежал из города. 13 апреля Константинополь был окончательно взят крестоносцами.

репродукция / Гюстав Доре

«Армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи»

Один из предводителей крестоносцев — Жоффруа де Виллардуэн — писал в хронике «Завоевание Константинополя»: «Огонь начал распространяться по городу, который вскоре ярко запылал и горел всю ночь и весь следующий день до самого вечера. В Константинополе это был уже третий пожар с тех пор, как франки и венецианцы пришли на эту землю, и в городе сгорело больше домов, чем можно насчитать в любом из трёх самых больших городов Французского королевства.

Остальная армия, рассыпавшись по городу, набрала множество добычи, — так много, что поистине никто не смог бы определить её количество или ценность. Там были золото и серебро, столовая утварь и драгоценные камни, атлас и шёлк, одежда на беличьем и горностаевом меху и вообще всё самое лучшее, что только можно отыскать на земле. Такой обильной добычи не брали ни в одном городе со времён сотворения мира».

Внутренние распри сделали свое дело. Жоффруа де Виллардуэн удивлялся тому, что в 500-тысячном городе лишь малая часть жителей выступила на его защиту, что позволило крестоносцам взять Константинополь малыми силами.

Счет горожан, убитых во время грабежей, шел на тысячи, количество изнасилованных женщин вообще никто не подсчитывал.

Уничтожению и разграблению подвергались христианские святыни, включая храм Святой Софии.

Необратимые изменения

Слепой Дандоло потирал руки от удовольствия: Византия более не являлась конкурентом Венеции, ее могущество сгорело в огне пожаров Константинополя.

Иннокентий III повторно наложил анафему на крестоносцев. То, что задумывалось как богоугодное дело в защиту христианских ценностей, обернулось чудовищным преступлением против единоверцев.

Но предводители похода прислали в Рим ответ с советом подумать, ведь теперь восточные христиане снова подчинены папе и раскол преодолен. Захват Константинополя предлагалось считать «даром Божьим».

Иннокентий III согласился. Прежняя Византийская империя распалась на несколько государств. В Константинополе крестоносцы, отказавшиеся от планов идти на Иерусалим, провозгласили Латинскую империю, которая просуществовала чуть более полувека. Вскоре (там же, в Константинополе) умер и хитроумный, но уже пожилой (особенно по тем временам) Энрико Дандоло.

В 1261 году Никейская империя, основанная Феодором Ласкарем, бывшим константинопольским вельможей, сможет отвоевать Константинополь у потомков крестоносцев. Однако возрожденная Византия будет лишь жалкой копией некогда великой державы. Полностью оправиться от катастрофы 1204 года ей уже не удастся.

Захват и разграбление Константинополя продемонстрировали, что от высокой идеи «освобождения Гроба Господня» не осталось ничего, кроме смрада и грязи.

если вам нужны подробные сведения по этой теме, прочтите статью Четвёртый крестовый поход (развёрнутый обзор).

Читайте также материал Взятие Константинополя крестоносцами. Общая картина крестоносного движения дана в статье Крестовые походы — кратко

Четвёртый крестовый поход отличался от всех прочих тем, что, вопреки крестоносной идее, был направлен не на мусульман, а на христианскую (православную) Византию.

Хотя первоначальная его цель была иной. Папа Иннокентий III , вступивший на папский престол в 1198 г., считал освобождение св.

города Иерусалима своей обязанностью. Все государи, говорил он, суть вассалы Христа и должны помочь Ему вернуть Его владения. Он разослал во все католические страны своих легатов проповедовать новый, четвёртый крестовый поход; он потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.

Государи были заняты своими войнами, и никто не взял креста.

Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест (1199).

Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей.

Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот.

Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн , шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг (пехоты) и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы.

Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость.

Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.

Четвёртый крестовый поход. Карта

Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя.

Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег (34 тысячи марок) послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море (1202). Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару (1203), он отлучил от церкви только венецианцев, а крестоносцев простил, не запретив им даже продолжать сношения с отлученными.

Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода.

Картина Тинторетто, 1584

Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу, женатому, на его сестре; Филипп рекомендовал его предводителям четвёртого крестового похода.

Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.

Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей (позже — император Алексей IV Ангел)

Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю.

Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода. Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, – не дело паломников наказывать их.

Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников.

Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя.

Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. 1330

Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V.

Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Лежёна, рубеж XVI-XVII веков

Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью.

Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город.

В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя .

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

План
Введение
1 Краткое описание
2 Подготовка к походу
3 Осада Задара (Зары)
4 Взятие Константинополя
5 Латинская империя
6 Результаты Четвёртого крестового похода

7.1 На русском языке
7.2 На английском языке

Введение

Четвёртый крестовый поход - крестовый поход в 1202-1204 годы. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат.

Крестоносцы собрались на острове Лидо около Венеции.

Венецианцы (см. статью дож Энрико Дандоло) вместо Египта высадили крестоносцев у Константинополя. Константинополь пал.

Была создана Латинская империя.

Первым её императором избрали Балдуина Фландрского.

Бонифаций Монферрат стал королём Фессалоник. Венецианцы получили треть Константинополя. Византийцы создали Никейскую империю.

В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы.

Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» - первой пространной хронике во французской литературе.

1. Краткое описание

По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение.

Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела.

Смещённый с престола в результате заговоров и интриг, в которых Византия к тому времени уже основательно погрязла, он давно уже обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении.

Поверили посулам и крестоносцы, думая, что смогут рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе - восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли.

Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание следующего содержания: «мы тебя из дерьма достали, в дерьме же и утопим».

Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий.

На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы.

Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Подготовка к походу

В 1198 году римским папой стал Иннокентий III. Новый Папа планировал воодушевить рыцарей на новый поход в Святую землю.

К этому времени крестоносцы уже делали несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима, который был подорван Германией.

Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198).

Иннокентий III в своем послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества.

Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.

Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. Для агитации Крестового похода на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю.

Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлек к походу 200 000

воинов и собрал огромные денежные средства.

Осада Задара (Зары)

Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200 г. во Франции, обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 г. дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии уплаты 85 тыс.

марок серебром. В июне 1202 г. корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком.

Блокированные на острове Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва.

Тогда дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку при условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром (во времена IV крестового похода Задар был крупным горо-дом-портом и торговым центром на восточном побережье Адриа-тики, соперником Венеции), незадолго перед тем передавшимся под власть венгерского короля, тоже, кстати, взявшего крест. Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на протест части знатных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и вернувшихся на родину, князья уступили требованию Венеции и после ожесточенной двухнедельной осады, 24 ноября 1202 г.

Задар был взят штурмом и разграблен. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре. Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлекшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт. Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре по политическим мотивам сменил гнев на милость, фор-мально оставив в силе отлучение венецианцев - инициаторов ве-роломного захвата, и разрешив крестоносцам в дальнейшем пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Константинополя.

История средних веков.

В 2 т. Т.1.: Учебник, под ред. С. П. Карпова, М., 2000

4. Взятие Константинополя

Организаторы Четвертого крестового похода, которых объединял и вдохновлял папа Иннокентий III, вначале приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии, что практически означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви.

Очевидно, что этот вопрос был главным для Иннокентия III, который вряд ли мог рассчитывать на участие византийского войска в крестовом походе, затеваемом римско-католической церковью. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными.

Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства.

Во многом это также было следствием откровенно корыстных намерений предводителей крестоносцев, которые в погоне за добычей направились осенью 1202 г.

к принадлежавшему в то время Венгрии крупному торговому городу на восточном побережье Адриатического моря - Задару. Захватив и разорив его, крестоносцы, в частности, уплатили таким образом часть долга венецианцам, заинтересованным в установлении своего господства в этом важном районе.

Завоевание и разгром большого христианского города как бы стали подготовкой к дальнейшему изменению целей крестового похода. Поскольку не только папа римский, но и французские и немецкие феодалы в это время тайно вынашивали план направить крестоносцев против Византии. Задар стал своеобразной репетицией похода на Константинополь. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода.

В среде руководителей крестоносцев все настойчивее велись разговоры о том, что их неудачи объясняются действиями Византии. Византийцев обвиняли в том, что они не только не помогают воинам креста, но даже проводят враждебную политику по отношению к государствам крестоносцев, заключая направленные против них союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии.

Эти настроения подогревались венецианскими купцами, ибо Венеция была торговой соперницей Византии. Ко всему этому добавлялись воспоминания о резне латинян в Константинополе.

Большую роль сыграло и стремление крестоносцев к огромной добыче, которую сулил захват византийской столицы.

Результаты Четвёртого крестового похода

Вместо освождения Святой земли, крестовый поход привёл к разграблению Константинополя, фактическому уничтожению Византийской империи.

Она перестаёт быть самостоятельным государством на более чем 50 лет, распадаясь при этом на:

1. Латинскую империю

2. Никейскую империю

Эпирский деспотат

4. Трапезундскую империю

Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах - Сербией, Болгарией и Венецией.

Этот поход обозначил глубокий кризис всего крестоносного движения

Пятый крестовый поход

Провозглашённый папой Иннокентием III в 1215 году на четвёртом Латеранском соборе, новый крестовый поход начался только в 1217 году, уже при новом главе католической церкви – Гонории III .

В Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, во главе которых встали король Венгрии Андраш II , герцог Австрии Леопольд VI и герцог Меранский Оттон I .

Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андраш вернулся домой.

Вскоре в Святую землю прибыли подкрепления под предводительством Георга Видского и графа Голландии Вильгельма I . Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Султан Аль-Камиль предлага л чрезвычайно выгодный мир: он соглашался на возвращение

Иерусалима христианам.

Первоначально, это предложение было отвергнуто, но неудачные боевые действия, связанные с затянувшейся осадой города Дамиетта и большими потерями, вынудили заключить мир в 1221 году, по которому крестоносцы получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.

Шестой крестовый поход

Начав поход в 1228 году, Фридрих II Гогенштауфен восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем.

Ему удалось заключить договор с мусульманами, по которому они отдали ему Иерусалим, так как не хотели сражаться с крестоносцами. Уже в марте он вступил в заветный город.

Но уже после отъезда Фридриха французские рыцари возмутились против его наместников.

В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство сотрясали войны и грабежи, пока в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, захватила Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.

Седьмой крестовый поход

В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, стремились присоединиться к египетским мамлюкам, пригласившим их для совместного отражения угрозы.

По пути они захватили, разорили и разрушили Иерусалим

На призыв папы откликнулся лишь французский король Людовик IX , специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём (остальные короли как всегда были заняты междоусобицей). В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход.

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах.

В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход.

На пути в Египет они высадились на Кипре, где переждали зиму.

6 июня французы захватили Дамьетту. Богатый Египет представлялся Людовику хорошим плацдармом для наступления на Иерусалим. Но неожиданно разлившийся Нил лишил войско передвижения на 6 месяцев . За это время французские солдаты в значительной мере утратили боевой дух, предавшись грабежам и удовольствиям.

Брат короля, Роберт д’Артуа, погиб в сражении. Главные силы

французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял решение осаждать Эль-Мансур.

Сопровождаясь голодом и болезнями, осада длилась до марта 1250 года, когда Людовик попытался отступить к Дамьетте. Однако он был настигнут мамлюками при Фарискуре: армия была разбита, а сам он попал в плен.

В мае того же года пленные французы с королём были отпущены за выкуп в 800 000 безантов (византийская золотая монета).

По условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход стал последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. У европейской знати уже не было желания продавать своё имущество, чтобы отправляться в неведомые восточные земли. Впервые руководителю крестового похода пришлось полностью взять на себя расходы и платить жалованье рыцарям.

В 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел городами Дамаск и Халеб.

После смерти Кутуза султаном стал Бейбарс, обратившийся против Боэмунда Антиохийского: в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, вот уже 170 лет бывшая оплотом христианства.

Между тем Людовик IX снова принял крест.

Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский. Кроме того, обещание вступить в крестовый поход дали Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III - Эдуард и Эдмунд.

В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта.

В Кальяри решено было начать поход с завоевания Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского но не для христианского дела в Святой земле. Будучи уже под Тунисом, среди христиан стал распространяться мор: сначала папский легат, а затем и сам король Людовик IX скончались в муках.

Вскоре с мусульманами был заключён мир, выгодный в первую очередь для Карла Анжуйского: тунис обязался платить дань королю Сицилии, христианским священникам позволялось селиться в нём и проводить проповеди в местных церквях.

На обратном пути крестоносцев ждала морская буря. Погибло четыре тысячи воинов, в том числе и брат короля. Филипп III Смелый отправился во Францию. На пути домой погибла и юная королева. Опечаленный монарх вёз на родину останки отца, брата и жены.

Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III попытался продолжить поход. Он успешно продвигался вперёд, но вскоре пожелал

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД. ВЗЯТИЕ КРЕСТОНОСЦАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

Эпоха крестовых походов производит неизгладимое впечатление и столетия волнует воображение людей. Походы стали олицетворением всей средневековой эпохи. Крестовые походы – это авантюра мировой истории.

Четвертый Крестовый поход (1199–1204) занимает особое место в истории восточных войн европейского рыцарства. Некоторые западные ученые считают его неким историческим недоразумением, парадоксом, и это имеет под собой определенные формальные основания: ведь поход этот, преследуя целью освобождение "святых мест" от мусульманского владычества, обернулся в конечном счете разгромом Византии и образованием на ее месте Латинской империи - государства крестоносцев, еще одного в ряду созданных ими на Востоке ранее.

С конца XII века римский папа Иннокентий III (1198 – 1216), при котором папство достигло наибольшего влияния в странах Западной Европы, вновь начал проповедь крестовых походов, используя все свое красноречие. Во Францию, Германию, Англию, Италию, Венгрию и в другие страны в августе - сентябре 1198 г. были направлены велеречивые послания, в которых он скликал всех "верных" выступить на защиту Святой земли. Для сборов предоставлялся срок в полгода – до марта 1199 г. К лету 1999 г. те, кто задумал отплыть за море, и те, кто положил отправиться сухим путем, должны были сойтись в гаванях Южной Италии и Сицилии.

Тотчас были приняты конкретные меры по подготовке к Крестовому походу - религиозно-практические, финансовые и дипломатические.

Крестоносное движение осуществлялось в двух направлениях: в Переднюю Азию и в Прибалтику.

Четвертый крестовый поход – предприятие по составу своих участников и руководителей преимущественно французское, хотя в нем также принимали участие итальянские и германские феодалы. В подготовке и проведении Четвертого крестового похода велика роль Жоффруа де Виллардуэна – маршала Шампани. Он вел переговоры с Венецией, добиваясь предоставления флота крестоносцам, он предложил кандидатуру Бонифация Монферратского на должность командующего войсками, немалые усилия предпринял он, чтобы скоординировать действия отдельных рыцарских отрядов.

Иннокентий III объявил о самом широком отпущении грехов всем участникам Крестового похода. Крестоносцев освободили от всех налогов, "их личность и достояние, по принятии креста, находятся под покровительством блаженного Петра и нашим собственным".

Папу весьма серьезно беспокоила и финансовая сторона предприятия. В течение трех лет на цели похода церковные служители должны были выделять 1/20 часть доходов, а папа римский и кардиналы – 1/10 часть.

Феодальных магнатов, как и прежде, толкали к заморским авантюрам совсем не благочестивые, а вполне земные заботы и помыслы: они хлопотали о собственном благополучии, о сохранении своих владений и, конечно, об их приумножении путем захватов на Востоке. Захватнические побуждения руководили в основном и массой рыцарей.

К лету 1200 г. во Франции собралось внушительное по тем временам войско, готовое отправиться за море. Поход было решено начать из Венеции, поскольку там имелся хороший флот. Баронская верхушка признала верховным военачальником феодальных ополчений 22-летнего графа Тибо III Шампанского.

Затем в Компьене были отобраны шесть знатных рыцарей, которых направили послами в Венецию. Им предстояло договориться с венецианским правительством о переправе крестоносцев.

В начале XIII века дожем (правителем) Венецианской городской республики был Энрико Дандоло (1192 – 1205) – 80-летний старик, энергичный и хитрый правитель.

В начале апреля 1201 г. в результате нескольких встреч с Энрико Дандоло был подписан договор, по которому Венеция на определенных условиях согласилась предоставить крестоносцам корабли. Подписание этого договора – ответственный эпизод в истории Крестового похода. М.А. Заборов полагал, что именно тогда в Венеции и была изготовлена главнейшая пружина этого предприятия, которая позже, распрямившись, отбросила крестоносцев далеко в сторону от Святой земли.

Согласно договору Венеция обязалась предоставить суда для переправы 4,5 тыс. рыцарей и стольких же коней, 9 тыс. оруженосцев, 20 тыс. пехотинцев, обеспечить их кормом в течение 9 месяцев. Сверх того "из любви к Богу" Венеция принимала обязательство сама (т.е. за собственный счет) снарядить еще 50 вооруженных галер. Крестоносцы же, со своей стороны, брались уплатить Венеции за услуги 85 тыс. марок серебром. Уплату следовало произвести в рассрочку, четырьмя взносами, последний платеж - не позднее апреля 1202 г. Венеция выговорила для себя также половинную долю всего, что будет завоевано крестоносцами с помощью ее флота и военных сил - на суше или на море. С чисто коммерческой точки зрения условия эти были весьма выгодными для Венеции: ее купцы никогда не действовали наобум, все было рассчитано и подсчитано заранее.

Дандоло распорядился перевезти крестоносцев на один из венецианских островов, а затем, отведя свои корабли, предложил уплатить деньги по договору. Крестоносцы смогли внести только 51 тысячу марок. Тогда венецианцы предложили возместить недостающую сумму военными услугами: захватить город Задар (Зара). Задар – торговый конкурент венецианцев, находившийся под властью христианского венгерского короля. Крестоносцы согласились на это предложение. Задар был захвачен.

Почему и каким образом крестоносцы попали в безвыходную зависимость от Венеции? Жоффруа де Виллардуэн причину этого видел в стечении неблагоприятных случайностей, а именно:

    смерть сеньоров, со смертью которых многие отказались от крестового обета (кончина графа Тибо III Шампанского);

    отступничество рыцарей, отплывших из Марселя в Сирию. Это была серьезная потеря для войска – и в людях, и в материальных ресурсах, поскольку на кораблях находилось множество рыцарей, припасы и ценности;

    внутри войска крестоносцев имелись люди, стремившиеся его расколоть (они отказались произвести дополнительную выплату венецианцам, когда обнаружилось, что собранные суммы не покрывают задолженности; они мешали тем, кто готов был в счет долга отдать все, лишь бы поход состоялся).

Многие крестоносцы восстали против завоевания Зары – христианского города. Их поддерживал и папа римский, который напоминал крестоносцам значение и цели крестового похода. Папа упрекал венецианцев в том, что они вовлекли крестоносцев в несправедливую войну; в своих письмах он убеждал рыцарей раскаяться в своих действиях и исправить ущерб, нанесенный жителям Зары. Но венецианцы не отступили, а французские бароны отправили в Рим депутатов, чтобы испросить прощение папы. Иннокентий III дал им отпущение грехов и благословил, а также просил их направиться в Сирию.

Следующая цель для венецианцев – Константинополь. Незадолго до вышеуказанных событий в Византии в результате дворцового переворота был низвергнут император Исаак II Ангел. Его сын Алексей сумел добраться до крестоносцев на остров Корфу и с помощью Дандоло смог убедить их двинуться в Константинополь за огромное вознаграждение (200 тысяч марок серебром). Также Алексей обещал помочь крестоносцам в войне с Эйюбитами, до конца своей жизни содержать на жалованье в Святой Земле 500 воинов, а также содействовать подчинению греческой церкви католической вере. Это было чрезвычайно заманчиво для крестоносцев. Это обещало выгоды и крестоносцам, и папе римскому.

В начале 1203 года предводители крестоносцев вошли в сговор с византийским царевичем Алексеем об оказании помощи его отцу и ему в восстановлении на константинопольском престоле.

Перед походом на Константинополь лагерь крестоносцев раздирали горячие споры: следует ли идти на это дело? Большинство были настроены отрицательно в отношении плана главарей. Значительная часть крестоносцев решила отделиться от основных сил чтобы избежать войны с Византией, на что рыцарей подталкивали их главные предводители вкупе с венецианским дожем Энрико Дандоло. Бароны – главари вынуждены были униженно, со слезами умолять ратников, готовых уйти прочь, остаться с ними.

Когда папа узнал о намерении крестоносцев направиться в Константинополь, он стал обвинять их, лишил своего благословения и угрожал им Божиим гневом. Но крестоносцы считали, что своими победами они оправдаются в глазах папы. Предостережения папы от дальнейших нападений на христианские государства (в особенности на Византийскую империю) остались безуспешными.

«Пилигримы» отправились к византийской столице с самыми благими намерениями, как описывал Жоффруа де Виллардуэн: «восстановить справедливость» и после этого, пополнив запасы продовольствия и опираясь на финансовую поддержку восстановленных в правах императоров, идти дальше, на Восток.

Но все получилось по-иному: восстановленные на константинопольском престоле государи не выполнили своих денежных обязательств, как было уговорено, хотя Исаак II , заняв престол, подтвердил эти финансовые обязательства, зафиксированные и в договоре с крестоносцами, подписанном его сыном царевичем Алексеем.

С этой «несправедливостью» тоже нельзя было мириться и пришлось, предварительно бросив по-рыцарски вызов Алексею IV , брать Константинополь силой.

Такой поворот оказался неизбежным, поскольку в Константинополе произошла смена правительства: перспективы урегулирования конфликта с Византией ликвидировались. Алексей IV был смещен и убит Алексеем V Дукой.

В глазах крестоносцев поступок Алексея V был тягчайшим преступлением. Было решено начать войну против Константинополя.

Византийская столица подверглась осаде и 12 апреля 1204 года была взята. Крестоносцы подвергли Константинополь невероятному разграблению.

Византийский летописец Никита Акоминат оставил описание разгрома храма святой Софии, в котором говорится, что красивейшие налои были разрублены на куски и разделены между воинами. Для вывоза серебра, золота и сосудов в храм согнали мулов и лошадей. Животные пугались блестящего пола и не хотели входить, но крестоносцы били их и оскверняли их кровью священный пол храма.

Новгородский летописец повествует о том, что на восходе солнца крестоносцы вошли в церковь святой Софии, ободрали двери, рассекли серебряный амвон; иконостасы и кресты разрубили; ободрали драгоценные камни и жемчуг. Было разграблено множество церквей, многие монахи и монахини были ограблены, некоторые из них избиты.

Жоффруа де Виллардуэн так описал захват и разгром Константинополя: в городе полыхали пожары; крестоносцы разошлись по городу и собирали добычу: золото, серебро, сосуды, драгоценные камни, бархат, шелковые ткани, меха – добыча была велика. Ж. де Виллардуэн свидетельствует о том, что в течение многих веков не находили столько добычи в одном городе.

Патриарх бежал из Константинополя. Все богатые люди превратились в нищих.

Папа Иннокентий III , узнав об этих событиях, направил письмо маркизу Монферратскому, в котором обвинял его в том, что рыцари устремились на завоевание Константинополя, предпочитая земные блага небесным. Как отмечал папа римский, вина крестоносцев отягчается тем, что никому не было пощады: ни служителям церкви, ни женщинам, ни старикам и детям. Также папа выдвинул в адрес маркиза обвинения в разграблении храмов (особенно собора святой Софии). В послании папа сетует, что после этого вряд ли греческая церковь сделает разворот в сторону католичества, видя со стороны латинян лишь изуверства и «дела дьявольские».

Никита Хониат писал, что жители Константинополя вышли навстречу крестоносцам с крестами и святыми изображениями Христа, но это не смягчило и не укротило захватчиков. Топтались иконы, мощи святых были выброшены. На улицах плач, вопли и стенания. Западные войска «беззаконничали», никому не оказывали снисхождения. Захватчики каждый день пьянствовали и объедались, время проводили в бесчестных забавах и непотребствах. Автор назвал крестоносцев варварским народом, который невозможно умилостивить.

Маркиз Монферратский и другие предводители крестоносцев подписали договор о разделе византийского наследства, которое они уже видели в своих руках. В этом документе были подробно разработаны условия дележа будущей добычи – движимого имущества, земель и власти в том новом государстве, которое западные сеньоры задумали основать на месте Византии. Венецианцы позаботились прежде всего о том, чтобы приумножить свои старые торговые привилегии и обеспечить себе львиную долю – три четверти всей добычи, остальные крестоносцы должны были по договору удовольствоваться одной четвертой.

В 1204 году западные варвары, действовавшие под прикрытием креста, уничтожали не только памятники искусства, но и богатейшие константинопольские книгохранилища: безграмотные и невежественные рыцари, не задумываясь, швыряли в костры сотни книг.

Дикие бесчинства крестоносцев резко контрастировали со сравнительно сдержанным поведением мусульманских завоевателей в отношении христианских святынь на Востоке. Даже сарацины, по словам Никиты Хониата, бывали более милосердны. Погромы рыцарей Креста в византийской столице побили все рекорды вандализма. Католические завоеватели опустошили город, как никто. Массовое уничтожение веками накопленных культурных ценностей, совершенное в Константинополе рыцарями и церковниками, нанесло серьезный ущерб европейской цивилизации. Византийская столица никогда уже не смогла оправиться от последствий нашествия латинских крестоносцев.

Захвату Византии рыцарями Креста посвящено множество книг, статей, публикаций. В этих работах выдвинуты самые разнообразные версии относительно тех факторов, под воздействием которых Крестовый поход изменил свое направление. Религиозная оболочка оказалась в этом предприятии полностью разорванной. Крестоносцы, двинувшиеся против мусульманского Египта, в итоге захватили христианское государство – Византийскую империю, разорили дотла ее столицу и довольствовались этим, забыв об освобождении Святой земли.

Каким образом получилось, что Крестовый поход против Египта превратился в грабительский поход против Византии? Предположения выдвигались и выдвигаются различные: случайное, непредвиденное стечение роковых обстоятельств; преднамеренные действия участников похода (венецианские купцы; руководители похода; вмешательство политических сил, действовавших и из-за кулис, и изнутри, которые толкнули крестоносцев на константинопольскую авантюру).

Таким образом, вопрос о причинах, по которым Четвертый Крестовый поход принял новое направление и закончился разгромом Константинополя, является запутанным.

После разграбления Константинополя крестоносцы решили обосноваться на завоеванной территории, отказавшись от похода на Иерусалим. Около половины византийских владений на Балканском полуострове было захвачено. Здесь крестоносцы основали Латинскую империю.

Прикрываясь лозунгом «освобождения гроба господня», крестоносцы преследовали грабительские интересы, уничтожая и мусульманские, и христианские города и церкви. Во главе церкви в Византии был поставлен Константинопольский патриарх – представитель католической церкви, который стремился навязать местному населению католическую веру.

Наибольшую выгоду от завоевания Византии получила Венеция:

Она захватила значительную часть византийских владений: важнейшие береговые пункты в Южной и Восточной Греции, предместья Константинополя, остров Крит и другие острова;

Имея выход в Черное море, венецианцы постарались вытеснить с территории Балканского полуострова своих торговых соперников – генуэзских купцов;

В самом Константинополе венецианцы заняли особый квартал.

Латинская империя просуществовала недолго – она пала в 1261 году. Вновь была восстановлена Византийская империя, которая больше никогда не смогла вернуть прежнего могущества.

Список литературы

    Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. Т. 2. От крестовых походов до падения Константинополя// http:// www .azbyka.ru

    Виймар П. Крестовые походы: Миф и реальность священной войны. СПб.: Евразия, 2008. – 383 с.

    Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. – 300 с.

    Всемирная история: В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1998. – 528 с.

    Куглер Б. «История Крестовых походов». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 243 с.

    Джонатан Р.-С. История Крестовых походов// http://modernlib.ru.

    Заборов М.В. История Крестовых походов в документах и материалах//http://coollib.com.

    Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1980. – 320 с.

    Заборов М.А. «Завоевание Константинополя» Ж. де Виллардуэна и историческая мысль Средневековья/Статья в книге Виллардуэна Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. С.

    Мишо Г. История Крестовых походов. Репринтное издание. Издательство «Новый Акрополь» при содействии фирмы «Бронт – ЛТД». Киев, 1995. – 232 с.

    Никита Хониат. История// http://www.hist.msu.ru.

    Осокин Н.А. История средних веков. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008. – 672 с.

    Письмо папы Иннокентия III маркизу Монферратскому//История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. (V XV века)/Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 233 – 234.

    Послание папы Иннокентия III о Крестовом походе (1198 г.)//История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. (V XV века)/Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 229 – 230.

    Савчук В.С. Крестовые походы: религиозные идеалы и воинственный дух//Вступительная статья к книге Б. Куглера «История Крестовых походов». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 3 – 23.

    Успенский Ф.И. История Крестовых походов//http://dugward.ru

Было одним из эпохальных событий средневековой истории и имело далеко идущие последствия для всей Европы. Взятию предшествовали две довольно напряжённые осады и 1204 годов , в ходе которых свои усилия объединили венецианский флот и западноевропейская (преимущественно французская) пехота. После захвата города начались массовые грабежи и убийства греко-православного населения, что было своего рода местью за резню латинян греками в 1182 году . 9 мая новым императором был провозглашён Балдуин Фландрский , что положило начало формированию целой плеяды «латинских» государств на захваченных крестоносцами территориях, хотя греческая знать на периферии империи не покорилась и продолжала борьбу.

Причины

В общем и целом, падение Константинополя объяснялось нарастающим отставанием социально-экономического развития империи по сравнению с более компактными и лучше организованными западноевропейскими государствами, в которых наметилась тенденция к практическому применению последних достижений технического прогресса в быту, армии и флоте, а также к росту торговли и товарооборота, которым сопутствовали растущий потребительский спрос и интенсивный денежный оборот в городах, где появились зачатки финансово-буржуазной инфраструктуры. Византийская знать по-прежнему предпочитала вкладывать свои сбережения в малодоходную, но высокостатусную недвижимость (латифундии в Малой Азии), которую становилось всё труднее содержать и охранять, особенно в условиях тюркских нашествий. В самом Константинополе к концу ХII века появился греческий торговый класс, но он был скорее следствием имитации итальянских купеческих традиций и, в какой-то мере, даже заинтересован в ещё более тесном сотрудничестве с итальянскими талассократиями , с помощью которых рассчитывал улучшить своё благосостояние. В условиях постепенно нарастающего западного присутствия эта группа стала играть роль пятой колонны.

Среди частных причин падения города в 1204 г. немалую роль сыграл венецианско-византийский договор 1187 года, по условиям которого византийские императоры сократили свои военно-морские силы до минимума, полагаясь на флот своих итальянских «союзников». Именно корабли венецианцев доставили более 30 тыс. крестоносцев в окрестности Константинополя, который теперь защищали лишь городские стены и численный перевес его жителей (население столицы на момент падения оценивалось в пределах от 250 до 500 тыс. человек - невероятное количество по меркам средневековых городов Западной Европы, в которых редко насчитывалось больше 10 тыс. жителей). Тем не менее, многолюдность столицы не пугала крестоносцев. В городе уже давно царила смута, вызванная непрекращающейся борьбой за власть между отдельными кланами греческой знати. При этом проигрывающие стороны не гнушались прибегать к услугам иностранных наёмников ради своих личных интересов, которые они ставили выше интересов греческого народа в целом.

Ход событий

Крестоносцы уже давно наблюдали за слабеющим городом. За время прошедшее с начала крестовых походов , латиняне успели хорошо ознакомиться с географией Балкан и Малой Азии.

После взятия города началось массовое мародёрство . Около 2 тыс. человек было убито в первые дни после захвата. В городе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времён. Особенно сильно от огня пострадала знаменитая Константинопольская библиотека.

Осенью 1204 г. комитет из 24 представителей оккупационных сил подписал Договор о разделе Византийской империи (Partitio terrarum imperii Romaniae), положивший начало длительному периоду франкократии .

Греческое население массово покидало столицу. К концу крестоносской власти в разграбленном городе оставалось не более 50 тыс. жителей.

Последствия

См. также

Источники

  • Жоффруа де Виллардуэн . Завоевание Константинополя / Пер. М. А. Заборова . - М .: Наука, 1993.
  • Робер де Клари. Завоевание Константинополя / Пер. М. А. Заборова. - М .: Наука, 1986.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Осада и падение Константинополя (1204)" в других словарях:

    Осада и падение Константинополя (1204) во время Четвёртого крестового похода Взятие Константинополя (1261) Падение Константинополя (1453) … Википедия