В предшествующие десятилетия отечественная наука рассматривала любое государство как машину для подавления одного класса другим. Нельзя сказать, что это полностью неверно. Однако верно и то, что природа государства не исчерпывается одной лишь репрессивной функцией. Государство выступает и как мощная творящая сила в истории. С точки зрения самоорганизации общества государство есть важнейшая ступень в обуздании стихийных сил социального развития, существеннейшее завоевание прогресса. Поэтому есть все основания вести отсчет собственно исторического бытия того или иного народа с момента складывания государственности.

Генезис польской государственности
В польском прошлом государство вступает на историческую арену в IX – X вв., однако первые десятилетия его существования не освещены источниками, которые позволили бы описать генезис польской государственности. Во второй же половине X века государство первой династии польских правителей – Пястов – предстает как уже сложившаяся и достаточно развитая военно-административная машина. Основной источник для восстановления польской истории этого времени – Хроника Галла Анонима, написанная только в начале XII века – доносит некоторые отголоски событий и процессов IX – начала X вв. Из нее видно, что уже в IX веке произошла консолидация великопольского "большого племени" полян, которые стали покорять соседние племена. Одновременно с завоеваниями шло строительство гродов, формировалась постоянная и довольно многочисленная дружина, вместе с дружиной обособлялась в особую социальную группу племенна аристократия, чьим источником существования становилась собираемая с подвластного населения дань.
Хроника Галла Анонима доносит до нас предания, из которых мы узнаем о легендарном родоначальнике польских правителей, простом крестьянине Пясте, вознесенным промыслом божьим на престол, и о трех его полулегендарных преемниках – Земовите, Лешке и Земомысле. Они сумели подчинить своей власти не только Великую Польшу, но и Мазовию, Куявию, часть Поморья, земли лендзян. Их резиденцией был грод Гнезно, который разрастался по мере военных успехов полян.

Организация польского государства в X – XI вв.
Первым монархом, о котором сохранились более достоверные данные, был Мешко I (около 960 – 992 гг.). Западноевропейские и арабские источники X века описывают его государство как сильный и разветвленный организм, опирающийся на сеть гродов, которые перестали быть центром племен или ополь, став опорой власти польского князя, центрами сбора дани и резиденциями небольших дружинных гарнизонов во главе с княжескими наместниками. Со временем эти гроды превращались в феодальные замки. При наследнике Мешка I, Болеславе Храбром (992-1025), по сведениям Галла Анонима, в ряде наиболее крупных центров (Гнезно, Познань, Влоцлавек, Гдеч), были сосредоточены многочисленные дружинные отряды (в общей сложности больше 10 тыс. рыцарей и щитников). Такое войско могло существовать только благодаря системе централизованной государственной эксплуатации зависимого населения, которая состояла в регулярном сборе дани-налога. Вся подчиненная князю территория рассматривалась соответственно как его собственное владение (патронимиум), единый хозяйственный домен, управляемый представителями княжеской администрации и поделенный на ряд административных округов (Великая Польша, Силезия, Краковская, Сандомирская, Мазовецкая, Ленчицко-Серадзская, Куявская и Поморская земли). При великокняжеском дворе сложилась система государственных должностей (канцлер, воевода, казначей, чашники, стольники, конюшие и пр.), которая в основных своих элементах воспроизводилась и на уровне локальной администрации в крупнейших градах. Глава округа, будущий каштелян, при помощи своих подчиненных собирал подати, организовывал дружину, вершил суд от имени князя. Как и все раннесредневековые правители, польский монарх проводит едва ли не всю жизнь в седле, перемещаясь со своей дружиной из одной земли в другую и утверждая тем самым свою власть и авторитет на местах. После принятия христианства Польше в 966 году рядом со светской администрацией стала складываться и церковная.
Характерная особенность такой системы государственной организации в том, что именно государство в лице князя и его дружинников выступает феодальной корпорацией, централизованным образом эксплуатирующей подвластную князю страну. Лишь постепенно, по мере наделения представителей князя на местах иммунитетными привилегиями дружинник из представителя государства превращается в феодала, получающего в частное условное владение, за которое он должен служить князю, те или иные заселенные территории. Государственная организация, таким образом, предшествуют феодальной, а вся общественная система может быть определена и как система государственного феодализма.

Основные вехи политического развития
Главное организующее начало политической жизни всякого раннесреднекового общества – это война. Внутриполитические перемены и события выступают чаще всего как следствие военно-политических конфликтов. Не является исключением и Польша X начала XII веков.
Правление Мешко I (до 992 г.) ознаменовано территориальной экспансией великопольского государства, которое подчинило себе Силезию, Поморье, часть Малой Польши. Другое важнейшее событие этого времени – продиктованное во многом политическими соображениями принятие христианства в качестве государственной религии в 966 году и символическая передача польских земель под опеку римского престола. Еще одним рубежом в правлении Мешко I стало оформление системы военно-государственных институтов польской монархии, установление системы централизованной государственной эксплуатации населения.
Правление Болеслава Храброго (992 – 1025) отмечено присоединением к его державе Кракова в 999 г., заключением тесного военно-политического союза с императором Священной Германской империи Оттоном III во время так называемого Гнезненского съезда 1000 г. Этот союз сопровождался и созданием самостоятельной гнезненской архиепископии, что гарантировало Польше церковно-политическаю независимость от немецкой церкви. Сближение с Германией сменилось периодом длительных войн с преемниками Оттона III в 1002 – 1018 гг. После заключения Булишинского мира с Империей в 1018 г. Болеслав предпринял победоносный поход против Киевской Руси и присоединил к Польше ряд городов в Галицкой Руси (1018 г.). Апогеем политической деятельности Болеслава стала его коронация в 1025 г.
На правление Мешко II (1025 – 1034 гг.) пришелся ряд поражений: корона и часть приобретенных земель были потеряны, в стране вспыхнули внутренние усобицы, принудившие Мешко II к бегству из Польши, монархия погрузилась во политический и социальный кризис.
Апогей этого кризиса падает на правление Казимира I Восстановителя (1034 – 1058): едва ли не всю территорию Польши в 1037 г. охватило народное восстание, направленное и против шедшей полным ходом феодализации и против пустившей корни в стране церкви. В польской историографии оно называется иногда социально-языческой революцией. Последствия этого социального взрыва были катастрофическими: сложившаяся государственно-административная и церковная системы были почти разрушены, чем воспользовался чешский князь Бржетислав, предприняв в 1038 году опустошительный поход против Польши. Тем не менее Казимиру удалось отстоять независимость польского княжества, успокоить страну и восстановить поколебленный социальный, государственный и церковный порядок.
Правление Болеслава II Смелого или Щедрого (1058-1081) ознаменован участием Польши в конфликте папы Григория VII и германского императора Генриха IV, принесшим Болеславу королевскую корону в 1076 г. Однако в 1079 г. он столкнулся с феодальным заговором, возглавленным его братом Владиславом и, возможно, краковским епископом Станиславом. Хотя Болеслав решился даже на казнь Станислава, силы его оказалось недостаточно, чтобы удержать власть в стране, и он вынужден был бежать в том же 1079 г. в Венгрию.
Переход власти к его брату Владиславу I Герману (1081-1102) означал победу центробежных сил феодальной оппозиции над центральной властью. Фактически от имени Владислава страной правил его воевода Сецех, что означало вступление Польши в полосу новых политических усобиц и феодальной раздробленности.
Правление Болеслава III Кривоустого (1102-1138) привело к временной победе над силами оппозиции в ходе борьбы с Сецехом и братом Болеслава Збигневом. Во многом это было результатом успешных войн за воссоединение и христианизацию Поморья. В своем завещании в 1138 г. Болеслав пытался предотвратить распад страны на отдельные княжества и уделы, вводя правило принципата в наследование великокняжеского престола, то есть передав верховную власть старшему из четырех сыновей. Однако этот государственный акт уже не мог остановить неизбежных процессов децентрализации, и после смерти Болеслава Польша вступает окончательно в период феодально-политической раздробленности.

Польша в X – начале XII вв.: экономическое и социальное развитие

Население и внутренняя колонизация
Основная польская территория в это время охватывала около 250 тыс. кв. км. На ней проживало к рубежу X – XI вв. от 750 тыс. до 1 млн. человек. Плотность заселения была, естественно, неравномерной. Плотнее других были заселены центральная Силезия, центр Великой Польши, запад Малой Польши, Куявия и Поморье. Леса снимали в то время громадные пространства, а незаселенные области были особенно обширны на границах между регионами.
Гроды, становясь военно-административными центрами Польского государства, постепенно обрастали ремесленными слободами и давали приют рынкам, деревни оставались небольшими, но все-таки крупнее прежних, объединяя до 10-15 дворов. Их местоположение по-прежнему не было стабильным, поскольку население осваивало все новые и новые земли. Базовой производственной и социальной ячейкой вместо большой семьи становилась малая, обрабатывавшая в двух полях 8-9 га земли.
Эта внутренняя колонизация, как установили в последнее время историки, началась сравнительно рано – уже в XI-XII вв., то есть еще до того, как развернулась так называемая "немецкая колонизация". С одной стороны, первопроходцами, выжигавшими и корчевавшими лес выступали люди или целые семьи, по тем или иным причинам оказавшиеся вне общины. В ходе такой стихийной крестьянской колонизации могла переместиться на новое место и целая деревня. С другой стороны, монастыри использовали зависимое население для организованного освоения новых земель. Когда рабочих рук не хватало для расчистки новой пахоты, светские феодалы и церковь приглашали переселенцев, предоставляя им – в отличие от остальной части зависимых крестьян статус "свободных гостей", госпитов. Они несли определенные повинности в пользу владельца земель, но могли в любой момент его покинуть, не имея, однако, никаких прав на обработанный надел. Разработка юридических норм для "свободных гостей" привела к фиксации правового статуса и других крестьян. Подчеркнем, впрочем, что в XI – XII вв. все эти процессы только разворачивались, приобретя действительный размах лишь в XIII – XIV вв.

Сельское хозяйство
Земледелие и скотоводство развивались с X века не только в крестьянских хозяйствах, но и в феодальных вотчинах. Именно последняя составляет новшество, не знакомое предшествующим эпохам. Ее предназначение было в том, чтобы обеспечивать всем необходимым дружину великого князя и обеспечить сбор государственной ренты-налога с крестьянства. Грод и княжеская вотчина были тесно связаны друг с другом. Вотчины X – XI вв. были исключительно княжескими, в XII веке они стали переходить в руки отдельных семей формирующегося феодального сословия.
Главное место при этом в княжеском, а позднее частнофеодальном вотчинном хозяйстве занимало не земледелие, а животноводство, которым занималась часть из живших в вотчине крестьян. Наряду с этим специальные люди отвечали за организацию охоты, которая была не только спортом и развлечением, но и важным подспорьем в снабжении дружины мясом, особенно солониной накануне больших походов. Еще одну группу работников вотчины составляли ремесленники, чаще всего имевшие и свой надел земли. Возникавшие вслед за княжескими частновладельческие вотчины были организованы схожим образом, хотя и в меньшем масштабе.
В традиционном крестьянском хозяйстве подсечно-огневая система постепенно в X – XII вв. уступила место стабильному пашенному земледелию, хотя на периферии колонизация сопровождалась и выжигом леса. Господствующей системой землепользования было двухполье, только в XII веке ей на смену начинает приходить трехполье (выделение наряду с яровой пашней и паром озимого поля). Единственной системой удобрения было сжигание стерни, которая после сбора урожая оставалась очень высокой, так как во время жатвы обрезали серпом лишь колоски. Навоз использовался только в огородах.
Основным орудием труда оставалась соха с железным наконечником, серпы были железными, цепы – деревянными, жернова вплоть до XII в., когда стали появляться первые мельницы – ручными. В качестве тягловой силы использовали волов, а с XII века – и лошадей.
Основной зерновой культурой оставалось просо, но рядом с ним стало расти значение и ржи. Пшеницу сеяли реже, в основном на хороших землях южной Польши. Из других культур был распространен ячмень, который предназначался для приготовления каши и пива, уже в XI в. вытеснявшего мед в качестве основного хмельного напитка. Сеяли также горох, бобы, чечевицу, из огородных культур – репу, морковь, огурцы, из технических – лен и коноплю. Аккультурация фруктовых деревьев только начиналась, поэтому фруктами пока почти не баловались. Отдельные княжеские и церковные вотчины имели виноградники, но производимое вино было плохого качества и служило, главным образом, для литургических нужд. По подсчетам Г. Ловмяньского 60% потребностей крестьянской семьи в пище покрывались за счет хлеба, каш и других зерновых продуктов, около 25% – за счет мяса, 10% – за счет молочных продуктов, остальное – медом, пивом и овощами.
Животноводство в крестьянском хозяйстве было представлено волами, свиньями (которых пасли в лесу), овцами, коровами. Разводили также птицу. В вотчинах, в первую очередь княжеских, большую роль играло специализированное животноводство, в котором особое место занимало разведение лошадей. Крупный рогатый скот разводили для обеспечения мясом стола сеньора и его дружины. Долгое время могущество и богатство феодала измеряли не столько количеством земли или зависимых крестьян, сколько многочисленностью табунов и стад.
Наряду с земледелием и скотоводством велик был по-прежнему удельный вес собирательства в деревенском хозяйстве. Большое значение приобрели пасеки и медоварение, поскольку мед заменял и алкогольные напитки, и сахар, а после принятия христианства насущной потребностью стало производство восковых свечей, За использование бортей и пасек вносили землевладельцу специальную дань, пасечники составили привилегированную профессиональную группу. Не меньшим уважением пользовались бобровники, потому что разведение и лов бобров требовали также специальных навыков. Мед, воск и меха были существенной статьей экспортной торговли. Сохраняло, разумеется, свое значение и рыболовство. По мере развития феодальных отношений землевладельцы стремились ограничить права крестьян на использование леса, рек и водоемов.

Ремесло и торговля
В течение X – XII вв. в польских землях наряду с традиционным домашним ремеслом развивается ремесло профессиональное, специализированное, постепенно концентрируясь в складывающихся вокруг гродов городах и крупных феодальных вотчинах. В XII веке в польских источниках мы уже встречаем упоминания об угольщиках, плотниках, корабельщиках, бондарях, портных и пр. В вотчинах складывались деревни, специализирующиеся в том или другом ремесленном производстве – села, где жили кузнецы или варщики соли, плотники или кожемяки, бочары или ткачи. Следы таких поселений остались в дошедших до нас топонимах: Сольники, Бовары, Колоджейе, Щитники, Санники и т.п. С XII века стала развиваться и горнодобыча: для добычи свинца, серебра, золота создавались примитивные шахты, где трудились, видимо, княжеские невольники; железную руду добывали в неглубоких ямах. На севере Польши возникли простейшие солеварницы, в малопольских селениях Бохня и Величка стали добывать каменную соль из-под земли.
Постепенно центрами ремесла и торговли становились города, но вплоть до XII века они еще очень мало напоминали города зрелого средневековья: юридически они полностью зависели от князя, в пользу которого собирались торговые пошлины и ремесленные налоги. Горожане были обязаны нести и отработочную (подводную) повинность. Хотя в XII веке собственная монета вытеснила из обращения иностранную, роль города во внутрипольской и локальной торговле была еще очень невелика, а внешняя торговля была монополизирована дружинно-феодальными слоями. Быстрее других развивались западнопоморские города (Волин, Щецин, Колобжег), росло значение Вроцлава и Кракова как посредников между Центральной Европой и древнерусскими землями; Познани и Гнезно – как звена между Поморьем и южной Польшей.
В целом, до XIII века польская экономика сохраняла глубоко натуральный характер, с абсолютным преобладанием аграрного сектора.

Социальная структура и социальные отношения
В X – XII вв. в Польше шел процесс феодализации, то есть возникновения системы вотчинного землевладения и складывания двух основных социальных групп средневекового общества: зависимого крестьянства и феодалов. Вопреки господствовавшем долгое время в отечественной научной литературе мнению, до XII века польский феодализм зиждился не на частной крупной феодальной вотчине, которая до этого времени попросту не существовала как сколько-нибудь значительное явление, а на централизованной системе государственной эксплуатации зависимого населения. Соответственно, дружинник был феодалом лишь постольку, поскольку оставался членом этой военно-политической корпорации. Феодалом в собственном смысле слова выступало само государство в лице великого князя. Крестьяне, в свою очередь, сохраняли личную свободу и неоспариваемое право пользования землей как подданные государя. С государством их связывала централизованно собираемая рента, которая оказывалась одновременно налогом.
Эта раннесредневековая система социальных отношений, типичная для большинства "варварских"" обществ, врастающих в феодализм, в XI – XII вв. уступала место классическому, "нормальному" феодализму. Суть этого процесса была в том, что государство передавало право использовать часть централизованной ренты отдельным представителям военно-дружинной верхушки, раздавая в условное держание государственные земли с сидящими на них крестьянами. Со временем эти земли – через наделение их налоговым, судебным и административным иммунитетом – превращались из, так сказать, служебных резиденций в частные феодальные вотчины. Процесс феодализации шел, таким образом, не снизу (путем социальной дифференциации общины и возникновения частной собственности на землю, на основе которой позднее вырастало государство), а сверху – через раздачу государственных земель в сначала условную, а затем безусловную собственность членов военно-феодальной дружинной корпорации.
Первыми негосударственными феодальными вотчинами стали вотчины церкви. Самой крупной из них стала вотчина главы польской католической церкви Познанского (Гнезненского) архиепископа, которая, как видно из папской буллы 1136 года, насчитывала около 150 поселений, 1000 крестьянских хозяйств, более 6 тыс. крестьян. Разумеется такой комплекс не мог сложиться в два счета, поэтому можно предполагать, что первые церковные вотчины стали появляться уже вскоре после принятия христианства Мешка I. Это не значит, что церковь сразу же приобрела независимую материальную базу. Напротив, духовенство оставалось вплоть до XII века в такой же зависимости от князя, как и его собственные дружинники. Тем не менее, именно духовенство раньше других приобретает статус сословия, то есть наделяется рядом прав и привилегий, которые делают его в большой степени неподвластным княжескому произволу и независимым от светской феодальной знати. XI – XII вв. стали временем складывания духовенства в качестве первой сословной группы в социальной структуре польского средневекового общества.
Светская феодальная вотчина складывается в Польше позже церковной. Процесс этот лишь разворачивается во второй половине XI – XII вв. и расширяется только вместе с утверждением режима феодальной раздробленности. Поэтому главным критерием, отделяющим феодалов от остальной массы населения и одну группу феодалов от другой выступает не земельное богатство, Можновладство, высший слой среди военно-дружинной аристократии, выделяется благодаря политико-психологическим, а не экономическим и социальным факторам: оно опирается на приобретенный данным родом военно-политический авторитет, престиж в дружинной среде, близость в самому князю, характер исполняемых при дворе и в дружине функций, отчасти движимое имущество, например, количество принадлежащего тому или иному можновладцу скота и лошадей. Эти люди фигурируют в источниках как "лучшие люди", optimates. Корни этой группы восходят к бывшей племенной верхушке. В Польше первых Пястов можновладцами становятся военачальники, командиры гарнизонов (каштеляны), ближайшие советники князя.
Рыцарство, nobiles составляют основна массу военно-служилой среды. Оно уже совершенно не схоже с дружиной племенных времен, поскольку не консолидировано ни родством, ни единой территорией. Рыцарь полностью зависит от князя, который обеспечивает ему пропитание, одежду, жилище, экипировку и даже занимается его брачными делами. Вокруг самого князя концентрируется дружинная элита, а рыцари, сидевшие под началом княжеских наместников в локальных гарнизонах, мало чем отличались по образу жизни от крестьян или ремесленников. Рядом с рыцарями в источниках XII века мы встречаем и третью категорию военно-служилых людей – влодык, то есть крестьян, призываемых время от времени на военную службу. Это маргинальная группа, которая указывает на незрелость сословно-классовых структур и которая позднее рассосется между дворянством и крестьянством. Начиная с XI века развернулся процесс оседания дружинников на земле в результате княжеских земельных пожалований, что и создало предпосылки для феодальной раздробленности.
В целом, ни можновладство, ни рыцарство даже в XII веке еще не приобрели черт и статуса средневекового служилого дворянства и феодальной аристократии, не составили пока сословия. В то же время они уже далеко не похожи на племенную аристократию и воинов племенных времен. С этой точки зрения, X – XII вв. составляют переходный период между феодальным и дофеодальным строем.
Польское крестьянство в X – XII вв. оставалось лично свободным, объединенным в традиционные общины, гмины. По мере развертывания процессов феодализации из однородной среды крестьянства выделялись группы, попадавшие в зависимость от отдельных землевладельцев. Этот процесс отразился в диверсификации терминологии источников, касающихся крестьянства. Однако преобладание форм государственного феодализма и потребности внутренней колонизации способствовали сохранению польским крестьянством традиционного статуса лично свободных подданных князя. В княжеских и церковных вотчинах наряду с крестьянами можно было встретить и безземельных холопов-невольников, роль которых в хозяйстве и удельный вес в социальной структуре не были велики.
Что касается польского бюргерства, то в XI – XII вв. оно начинает только-только складываться как обособленная социальная группа, поскольку даже специализированное ремесло оставалось занятием сельских жителей, а торговля – монополией дружины. Однако, в XII веке – особенно в Силезии и Поморье – начинают складываться зрелые формы городской организации и бюргерское сословие начинает выступать как особый слой в социальной структуре общества.
Таким образом, Польша X – XII вв. была обществом, в котором только наметилось деление на социальные группы, характерные для зрелого феодализма, и сами процессы феодализации были еще далеко не завершены.

Культура Польши в X – XII вв.


X – XII вв. - время приобщения Польши к латинской культуре Запада, стадия, так сказать, ученичества, когда польское общество осваивало достижения средневековой христианской цивилизации, прежде чем внести свой собственный оригинальный вклад в европейскую культуру. Естественно, центральным процессом здесь стала постепенная христианизация польского населения, поскольку на протяжении всего средневековья культура и религия были неразлучно соединены.

"Крещение" и христианизация Польши
Как и во многих других случаях, например, при "крещении" Руси, непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические обстоятельства. Ведя борьбу за Западное Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и встать на равную ногу в политических и дипломатических отношениях с Германией. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной Дубравой, который сопровождался крещением самого Мешко I и его ближайшего окружения. По всей видимости, сам акт крещения произошел не в Польше, а в Баварии.
Перед Мешко I и другими польскими правителями встала сложная двоякая задача: внедрить христианство в практику каждодневной жизни и в сознание польского общества; обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Последняя потребность была особенно настоятельной, так как Польша в качестве поля деятельности христианских миссионеров, должна была бы попасть в церковно-административную зависимость от Магдебургской архиепископии. Первым польским монархам удалось, однако, избежать этого: сначала прибывшее в Польшу духовенство возглавлял прибывший из Чехии епископ Иордан (итальянец по происхождению), позднее, в 1000 году была создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентым, представителем чешской аристократии и чехом по крови.
Сеть приходов сложилась, разумеется, далеко не сразу. Первоначально главными оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Польские же епископы, видимо, долгое время оставались генералами без армии, а сама церковь – фактической частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в XII в., после распространения на Польшу реформ знаменитого папы Григория VII духовенство приобрело сословные привилегии и права, дававшие церкви независимость от государства.
Восстание 1037 года свидетельствует, с каким трудом христианство проникало в народные слои. Христианизация основной массы населения, действительно, была делом не одного десятилетия и, может быть, даже не одного столетия. Даже в дружинно-княжеской среде христианские нормы и верования утвердились далеко не сразу. Сам Мешко I после смерти Дубравы женился на монахине, Болеслав Храбрый был женат много раз и имел наложниц; при Болеславе Смелом за мясоядение во время постов выбивали зубы; сами церкви первоначально были очень маленькими и могли вместить во время богослужения лишь представителей элиты. Даже такие фундаментальные для христианства обряды как крещение, венчание и погребение исполнялись очень нерегулярно, детей если и крестили, то делали это через несколько лет после их рождения; покойников продолжали сжигать, в могилы клали предметы быта и пр. Сами священники мало чем отличались от своих прихожан: были очень часто неграмотны, имели жен и детей, пахали и охотились наравне с крестьянами. Епископская власть оставалась номинальной, христианизация вплоть до XII века была заботой государства. Вместе с тем процесс преобразования религиозных обычаев и норм поведения шел, народная языческая культура вытеснялась христианской, новые верования сплавлились со старыми, годовой цикл христианских праздников и постов совершался со все большей регулярностью. Словом, в X – XII вв. польская культура переживала процесс глубокой внутренней трансформации, становясь частью западного христианства.

Образование, просвещение, искусство
Распространение образования и книг теснейшим образом, как и повсюду в "варварской" Европе, было связано с утверждением христианства. Поэтому возникновение первых школ и библиотек, от которых не оставалось документальных следов в источниках, следует относить ко второй половине X века, хотя вплоть до конца XI века польское духовенство получило образование в большинстве случаев вне пределов Польши. Первая собственно польская школа для духовенства известна по источникам конца XI века. В XII веке школы существовали при всех кафедральных соборах Польши. Нет сомнения, что одна из школ существовала и прежде при княжеском дворе. Про Мешко II известно, что он знал не только греческий, но и латинский языки; его дочь Гертруда владела латынью. В краковском кафедральном соборе в начале XII в. имелась библиотека из почти что 50 томов; нужно думать, что аналогичные библиотеки существовали в Гнезно и в Плоцке, где в конце XI – начале XII в. размещалась резиденция монарха.
Первыми памятниками польской литературы были, соответственно, жития и хроники, создаваемые в монастырях и при княжеском дворе. Житийная литература представлена житием знаменитого миссионера св. Войцеха, созданным уже в X веке и повествованием о жизни и мученичестве 5 других монахов, принимавших участие в миссионерстве на территории Польши. Автором последнего произведения и одной из редакций жития св. Войцеха был Бруно из Кверфурта. С конца XII в. стала формироваться и рукописная традиция жития св. Станислава, краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.
Светская литература этого времена представлена хроникой Галла Анонима, написанной в начале XII в., первыми рочниками и так наз. "Песней Маура" XII в., воспевающей деяния воеводы польского короля Владислава Изгнанника, старшего сына Болеслава Кривоустого.
Разумеется, как и во всяком обществе, в Польше сохранялись на протяжении всего средневековья богатейшие фольклорные традиции, отразившиеся и в ряде повествовательных источников XII и последующих веков.
Польская архитектура XI - XII вв. представлена в основном церковными памятниками романского стиля, хотя известны и следы первых княжеских замков, восходящие к рубежу X и XI вв. В романском стиле были построены или перестроены соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Плоцке, монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно. Самый приметный памятник искусства этой эпохи – бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора (вторая половина XII в.), украшенные 18 скульптурными сценами из жития св. Войцеха. Известен и ряд других скульптурных памятников этих веков и многие произведения мелкой пластики и прикладного искусства. В XII веке начинают складываться и традиции книжной миниатюры в польской культуре.

В течение IX века в польских землях возникли крупные племенные союзы, объединившие ряд племенных территорий. Особое значение имели два таких центра: вислицко-краковский в Малой (южной) Польше - княжество вислян, и гнезненско- нозпаньский в Великой (северной) Польше - княжество полян. Вислянс в конце IX века оказались под властью Великой Моравии, а затем попали в в зависимость от Чехии. Это определило лидирующую роль княжества полян в процессе объединения польских земель. Легендарным родоначальником польских правителей считается крестьянин Пяст, основавший династию Пясток. Столицей государства стал город Гнезно.

Завершилось формирование раннефеодального польского государства в годы правления Мешко I (960-992 гг.) и его сына Болеслава I Храброго (992-1025). Усилиями этих князей были присоединены Силезия, Поморье, Малая Польша (в том числе и Краков - в 999 г.). В 966 г. Польша в качестве государственной религии приняла христианство, а затем в 1000 г. возникло самостоятельное польское архиепископство с центром в Гнезно. Болеслав в 1025 г. стал первым в истории Польши королем. К концу сю правления государственная территория составляла около 250 тысяч кв. км с населением около 1 млн человек.

После смерти Болеслава Храброго страна переживала политический и экономический кризис, что в конечном счете привело к крупнейшему антифеодальному восстанию 1037-1038 гг. Воспользовавшись ослаблением польского государства, чешский князь Бржстислав в 1038 г. совершил военный поход против Полыни и разорил Гнезно. Столицей государства стал Краков. Централизация государства усилилась в годы правления Болеслава II Смелого, который в 1076 г. получил королевскую корону. Однако, в результате заговора он был отстранен от власти и бежал в Венгрию. С этого момента в Польше возобладали тенденции политической децентрализации. Болеслав III Кривоустый (1102 1138), пытаясь предотвратить распад страны, в своем завещании в 1138 г. установил принципат в наследовании великокняжеского престола: власть и важнейшие земли получал старший, а остальные сыновья, наследуя отдельные уделы, ему подчинялись.

После смерти Болеслава, точнее, после изгнания в 1146 году младшими князьями, поддержанными крупными феодалами, его старшего сына Владислава II, прозванного с того времени Изгнанником, окончательно наступила феодальная раздробленность. Система принципата в третьем десятилетии XIII века окончательно пришла в упадок. Государство распалось на ряд самостоятельных удельных княжеств. Князья жаловали местным феодалам придворные уряды (должности) и земельные владения с проживающим в них населением. Таким образом, продолжала развиваться феодальная земельная собственность, углублялась зависимость крестьянского населения, складывалась сословная организация феодального общества.
Даже в период раздробленности, однако, сохранялись традиции государственного единства. Этому способствовали такие факторы, как принадлежность князей к единой правящей династии, наличие обшей церковной организации, общая (несмотря па региональные различия) система обычного права. Заинтересованность в объединении стимулировалась борьбой с внешнеполитической опасностью со стороны крестоносцев (Тевтонского ордена) и Бранденбурга.

Удельная раздробленность продолжалась в Польше сравнительно недолго - до конца XIII века. В 1314 г. князь Владислав Локсток объединил Великую и Малую Польшу, а в 1320 г. стал королем единого государства, занимавшего около 106 тыс. кв. км. За пределами объединенного королевства остались Западное Поморье (вошло в состав Бранденбурга), Восточное Поморье и Куявия (захвачены крестоносцами), Силезия (вошла" в состав Чешского Королевства), Мазовия (сохранила собственную княжескую династию). Таким образом, Польша утратила более половины государственной территории, лишилась выхода к морю. Столицей государства вновь стал Краков, где находилась резиденция польских королей, осуществлялась их коронация и захоронение.

Казимир III Великий (1333-1370), сын Локетка, сумел укрепить государство и обеспечил Польше твердое международное положение. При нем сложилась централизованная система администрации, которую на местах представляли старосты, не зависимые от местной знати. Были изданы так называемые «Статуты Казимира Великого» (1347 г.), которые положили начало унификации и кодификации польского права. Введение единой монеты и регулярного налогообложения, монополия на добычу соли позволили пополнить государственную казну и обеспечить финансовую независимость королевской власти. Казимир почти в два с половиной раза увеличил государственную территорию. Была заключена польско-венгерская уния, согласно которой польский престол переходил после смерти Казимира венгерскому королю Людовику. В союзе с Венгрией Польша захватила земли Галицкой Руси и тем самым частично компенсировала утрату своих этнических территорий. Эти события положили начало польской политической и культурной экспансии на землях восточных славян, которая являлась одним из главных факторов государственно-политического развития Польши в последующие столетия.

По завещанию Казимира польский трон занял венгерский король Людовик Анжуйский, который предоставил ряд привилегий шляхте (Кошицкий привилей 1374 г.). После смерти Людовика в 1382 г. польские феодалы приняли решение передать корону младшей дочери Людовика Ядвиге, которую выдали замуж за великого князя Литовского Ягайло. Польша и ВКЛ заключили в 1385 г. в Крево гак называемую Кревскую унию, способствующую сближению двух государств и объединению их усилий в борьбе с крестоносцами. В результате Тевтонский орден потерпел поражение сначала в битве под Грюнвальдом (1410 г.), а затем в ходе Тринадцатилетней войны (1454-1466). Польша вернула земли Восточного Поморья с городами Гданьском, То- рунсм. В 1569 г. была заключена Люблинская уния между Польским королевством и Великим княжеством Литовским и образовано федеративное государство Речь Посполитая. Украинские земли из состава BKЛ были переданы Польше. Были созданы единые органы власти, но княжество сохранило отдельную армию, финансы, судебную систему, традиционные государственные и земские должности, свои законы (Статут ВКЛ 1588 г.).

Польское государство в XIV-XV вв. было сословной монархией. В отличие от раннефеодального периода, когда государство рассматривалось как частное владение короля (вотчинная монархия), теперь государство воспринималось обособленного от личности монарха. Суверенитет государства, независимый от личности короля, воплощался в понятии Корона Польского королевства. При отсутствии короля судьбу короны должен был решать «народ», т.е. феодалы - шляхта. Установился принцип выборности короля. Укрепились позиции шляхетского сословия, формируется общегосударственный орган сословного представительства - вальный сейм - и местные шляхетские сеймики. Началось формирование системы шляхетской демократии, которая окончательно сложилась в XVI в. и была закреплена в так называемых Генриховых артикулах (их издал в 1573 г. Генрих Валуа, избранный на польский престол после смерти Сигизмунда II Августа - последнего короля из династии Ягеллонов). Таким образом, в отличие от других европейских государств Польша не пошла по пути становления абсолютной монархии. Королевская власть была слабой.

В XVII в. могущество шляхты привело к ослаблению польского государства. С середины XVII в. в политической жизни возобладали анархические тенденции. Под прикрытием институтов шляхетской демократии группировки магнатов действовали в своих корыстных интересах, срывали заседания сеймов, создавали конфедерации для вооруженной борьбы друг с другом и центральной властью. В годы правления последнего польского короля Станислава Августа Попятовского проведены реформы, направленные па усиление государства. Так называемый четырехлетний сейм принял 3 мая 1791 г. Конституцию Речи Посполитой первую в истории Европы. Однако, вмешательство иностранных государств не позволило осуществить задуманное. В 1772, 1793 и 1795 гг. Россия, Пруссия и Австрия провели разделы Речи Посполитой. Национально-освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко (1794 г.) окончилось поражением. Польское государство перестало существовать, и было восстановлено лишь в 1918 г.

История страны тесно связанная с общей историей Европы и с событиями, которые происходили на континенте последнее тысячелетие.

Древняя история Польши

В древние времена на здешних землях проживали, германцы, готы, славяне. Со временем славянские племена начали объединятся, что в конечном итоге привело в 9 веке к образованию Польши. Центром тогдашнего государства был город Гнезно. В 966 г. - принято христианство католического обряда. В 1320 г. политическим центром становится город Краков. В четырнадцатом столетии была присоединена Галиция. В 1385 г. после заключения Кревской унии возникло объединенное Летовско-Польское государство, в Литве и на Западно-русских землях начал распространятся католицизм.

История Речь Посполитой

1569 год - дата заключения Люблинской унии. В результате этого события было образовано государство Речь Посполитая. Королевство представляло собой конфедерацию Литовского Княжества и Польши во главе которого был, выбираемый сеймом, король. В 1648 году началось восстание под руководством Богдана Хмельницкого, а позднее с 1654 по 1667 г. прошла война между Россией и Речью Посполитой. Эти события привели к ослабеванию Речи Посполитой и к утрате ею Киева и земель которыми она владела на левом берегу Днепра. Дальнейший постепенный упадок королевства привел, в конце восемнадцатого столетия, к трем разделам Польши. Страна была разделена между Пруссией, Австрией и Россией.

Период без независимости

После того как Наполеон одержал победу над Пруссией, на части Польши, которая принадлежала Пруссии было создано Варшавское герцогство. После поражение Наполеона был произведен очередной раздел страны. Ее судьбу решали на Венском конгрессе. Предполагалось что польским землям предоставят автономию и В Пруссии и в Австрии и в России. В итоге так получилось что автономия была дана только Российской Империей, в результате чего в составе России образовалось автономное Царство Польское.

Новейшая история Польши

В 1918 году была провозглашена независимость Польши. Первым главой государства после обретения независимости стал Юзев Пилсудский. С 1919 по 1921 год новообразованное государство вело войну с Советским Союзом. Результатом войны стало подписание мирного договора в Риге. Этот договор определил границы между странами. К Польше отошли западно-белорусские и западноукраинские земли. В 1939 г. страна была оккупирована немецкими войсками, в том же году западноукраинские и западно-белорусские земли отошли к СССР. Польша была освобождена от Германии Советским Союзом. В 1952 г. страна получила название Польская Народная Республика, а в 1955 стала членом Варшавского договора. В 1989 в стране прошли свободные выборы. В республике начались реформы. В 1999 г. государство стало членом НАТО, а в 2004 вошло в Европейский Союз.

В конце IX века неизвестный историк, названный позднее Баварским географом, сообщал о племенных славянских группах, живших на берегах Варты и Одера, и занимавших обширные равнинные земли Центральной Европы. Первоначально разрозненные в западных источниках наименовались лехитами, позднее же их стали называть полянами, по названию одного из сильнейших племен; именно из полян вышел основатель польского государства Мешко І.

Предки

Отдельными разрозненными племенами лехитов правили князья, имен которых история не сохранила. Современным историкам известно всего лишь одно сообщение, которое касается родословной правителей племени полян. Это объясняется тем, что поляне, проведя ряд удачных военных операций и подчинив себе соседние племена, предпочли вытеснить из памяти побежденных имена их правителей, и сохранить в истории свои предания. В XII веке хронист Галл Аноним записал устные легенды о правителях полян, так они и попали в средневековые хроники. Согласно Анониму, в городе Гнезно правил князь Попель, который был изгнан. Его место занял Семовит, который не занимал высокого общественного положения, а был сыном простого пахаря Пяста. Семовит и положил начало династии Пястовичей, которые правили в укреплении Гнезно. Именно этот князь и его наследники, Лестко и Семомысл стали предками Мешко І.

Предпосылки

Скорее всего, Мешко І образовывал свою державу не на пустом месте. Можно быть уверенным в том, что история польского государства началась задолго до рождения этого князя, и прежняя княжеская династия уже предприняла серьезные шаги к централизации власти. Предки Мешко І присоединили к владениям полян земли соседних племен: кувян, мазовшан, лендзян. На захваченных землях строились оборонные сооружения - гроды. В некоторых землях гроды располагались на расстоянии 20-25 км друг от друга, то есть на протяжении дневного перехода боевого отряда. Сильное войско и стали решающими факторами в расширении и укреплении власти полян. Но обширные территории, заболоченные места и непроходимые дебри лесов позволили покоренным племенам сохранять значительную самостоятельность. Захватчики не меняли образ жизни захваченных племен, а накладывали на сообщества крестьян подати, которые собирали слуги князя. Таким образом, основатель польского государства был многим обязан своим предшественникам, которые за два предыдущих века создали систему управления.

Начало правления

Мешко был сыном Семомысла, имя матери его осталось неизвестным. Начало правления датируется 960 г, когда будущий основатель польского государства стал править в княжестве Велика Польша с центром в Гнезно. Уже через десять лет он почти вдвое увеличил площадь подконтрольных ему земель, присоединив территории Мазовии, Куявии и Гданського Поморья. 982 год стал датой завоевания Силезии, а в 990 г поляне присоединили вислянские земли. Завоевания поляков начали принимать угрожающий характер. В западноевропейских и арабских источниках появились сведения о могучем с крепкой властью и хорошо обученным войском. Поэтому принято считать, что польское государство было образовано в X веке, когда польские владения были значительно расширены и укреплены, а князь и его дружина приняли христианство.

Принятие христианства

Без принятия Мешко І христианства в 966 году было бы невозможным образование польского государства. Экспансивная внешняя политика князя привела к обострению отношений с соседними государствами. Император Оттон І отбил попытки полян завоевать земли любушан, и Мешко І согласился выплачивать дань этому правителю. Одновременно князь развивает и польско-чешские отношения. Чтобы закрепить отношения с Чешским королевством, Мешко женится на дочери чешского короля, принцессе Дубравке. Два могущественных соседа - Священная и Чехия, привели князя к решению принять христианство. Крещение по латинскому обряду князь Мешко принял в 966 г. Принятие христианства дало толчок к тому, что первое польское государство стало признаваться современниками на европейском уровне.

Уклад польского государства

На начальном этапе становления польско-литовское государство занимало площадь приблизительно 250 тыс. кв. км. Точнее сказать невозможно, так как границы новообразованной страны постоянно изменялись. Большая часть населения занималась сельским хозяйством. Наиболее многочисленный слой населения составляли кметы, свободные крестьяне. Кметы жили большими семейными и После объединения племен различия между общинами сохранились, что и дало начало административному разделению польских земель, а позже принятия христианства этот же принцип лег в разделение территории на епархии.

Административное деление

Наименьшей ступенью административного деления был гродский округ. Он находился под управлением представителей князя, которые обладали всей полнотой административной, военной и судебной власти. Сохранились упоминания о четырех таких центрах в городах Гнезно, Познань, Гече и Влоцлавек. Именно здесь происходили щитоносцев и латников, которые и составляли костяк польской армии. При необходимости собирались отряды и из всех свободных крестьян. По своему вооружению и военной подготовке такие отряды уступали воинам княжеской дружины, однако успешно использовались в разведке и в партизанских вылазках. По оценкам историков, в начале ХІ века общая численность войска Мешко І составляла свыше 20 тыс. человек.

Экономика древней Польши

Содержание большой и боеспособной армии требовало постоянного притока денежных средств. Для обеспечения обороноспособности страны и удержания захваченных земель, князь Мешко І создал налаженный фискальный аппарат, который занимался сбором и распределением податей. Налог выплачивался всем сельским населением страны, в виде продуктов животноводства и земледелия. Еще одним финансовым рычагом стало распределение «регалий» - различных прав на ведение особо доходных отраслей хозяйственной деятельности. Регалиями являлись: чеканка монет, добыча благородных металлов, устройство рынков и постоялых дворов, некоторые виды охоты. Основными статьями экспорта были меха, янтарь и рабы. Но к концу XI века развитие сельского хозяйства стало требовать постоянного притока рабочей силы, а растущее влияние церкви запрещало торговлю людьми. Поэтому работорговля после ХІ перестала быть элементом экспорта, а в дальнейшем и вовсе прекратилась.

Конец правления Мешко І

Как и в других европейских государствах, права на княжеский престол передавались по наследству. Однако право первородства еще не закрепилось на польских землях, потому были частыми междоусобицы между возможными претендентами на престол. Основатель польского государства имел двух братьев, один из которых погиб в бою, а второй, Чтибор, занимал высокопоставленный пост. Умирая, Мешко I оставил часть государства в руках первородного сына Болеслава. Этот сын вошел в историю, как Болеслав Храбрый. В наследство от отца он получил развитую, богатую, обширную страну с большим международным влиянием. И после долгой череды побед и поражений, Болеслав Храбрый стал первым королем польского государства.