Правила погрузки грузов запрещают поднимать груз, масса которого вместе с массой грузозахватного приспособления превышает нормативную грузоподъемность используемого оборудования, а также груз неизвестной массы или примёрзший к земле

Образцовый грузоперевозчик — профессионал, действующий по определённой системе и рассчитывающий на столь же профессиональное отношение к себе. Именно поэтому нормативы погрузочных работ, равно как и общие правила погрузки грузов, скрывают от клиента только компании, не способные по этим нормативам работать. Профессиональное же сотрудничество, предполагает детальное знакомство с правилами, нормами и типовыми документами обеих сторон.

Временные нормативы погрузочных работ были выработаны ещё в Советском Союзе (Единый временной норматив грузоперевозок от 87-го года) и с небольшими корректировками благополучно кочуют по всем версиям УАТ и ППГАТ. Эти два основных свода правил (Устав и Правила перевозки автотранспортом) содержат все необходимые документы, а также цифры, определяющие технические условия погрузки грузов. Познакомимся с ними поближе.

Погрузка грузов: секундомер

Наиболее простые и понятные нормативы красуются в приложении №6 ППГАТ, где указано время для всех типов автомобильных транспортных средств, а также время на первую тонну погрузки и последующие. Если между перевозчиком и отправителем заключён стандартный договор, не указывающий на использование других нормативов, эти сроки считаются обязательными к исполнению. Таблица из действующего на 2014-й год ППГАТ выглядит так:

Вид ТС, используемого для перевозки Норматив погрузки в минутах
На первую тонну и на груз до 1 тонны весом На каждую тонну свыше 1-й
Фургон 13 3
Металловоз 13 2
Обычный самосвал 3 1
Карьерный самосвал Нет указания 0.2
Цистерна 4 3
Кузов для строительных материалов и грузов 12 2
Кузов для «длинномера» 15 3
Бетономешалка 4 3
ТС для негабарита и тяжеловеса 21 2
Кузов для животных 21 5
Контейнеровоз 4 1
ТС для перемещения автомобилей 6 3
ТС, предназначенное для перемещения опасных грузов (нормы ДОПОГ) 21 3
Мусоровоз 13 3

На все прочие виды транспортных средств положено расходовать 12 минут для погрузки первой тоны и 2 минуты на каждую последующую, в том числе неполную. При таком подходе правила погрузки груза не учитывают качественных характеристик самого груза. Но подобные нюансы учитывают Единые правила перевозок, подписанные Госкомтрудом СССР в 87-м году. Это документ вводит классификацию грузов по сложности погрузки:

  • 1-й класс или обычный груз — без поправки по времени;
  • 2-й класс — коэффициент времени 1.25 (т.е. прибавка к стандарному времени 25%);
  • 3-й класс — 1.66;
  • 4-й класс сложности — 2.00.

При подготовке груза к транспортировке автомобильным транспортом его закрепляют таким образом, чтобы предотвратить падение груза, его сдвиг, исключить любое давление на двери, возможную потертость или повреждение.

Кроме того, Единые правила классифицируют груз как штучный (требующий укладки и счёта) и груз, допускающий укладку навалом (фиксируется объём или масса).

Таблица временных нормативов погрузки груза при использовании механизации

При проведении немеханизированной погрузки, эти нормативы увеличиваются примерно вдвое для штучного груза, и примерно втрое, для груза погружаемого навалом. Использование Единых правил при перевозке автомобильным транспортом и стандартной погрузке должно быть оговорено в договоре, иначе нормативом будет считаться вышеупомянутое приложение к ППГАТ. Разумеется, каждый груз имеет свои особенности, а соответственно и собственные правила погрузки и технику безопасности.

Технические условия погрузки грузов

Помимо временных норм, существует ряд требований к техническому оснащению места погрузки и самого транспортного средства. Кроме того, важно понимать, с какого момента погрузка начинается вообще. А начинается она с отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (или заказ-наряде, если речь идёт о выполнении внутренних перевозок или фрахте) о прибытии ТС на место погрузки.

Водитель, которому отказывают в подобной отметке или чинят препятствия при подъезде к месту погрузки, может зафиксировать этот факт при помощи свидетелей. Помимо самой погрузки, начинающейся непосредственно после всех бюрократических процедур, производятся следующие действия:

  • Подготовка ТС и места погрузки;
  • Упаковка груза в соответствии с тех. регламентом;
  • Маркировка груза (особенно в том случае, когда груз доставляется в несколько точек);
  • Открытие кузова (бортов, дверей, тентовых накидок) и установка подсобных приспособлений (механизации);
  • Проверка стопорных, крепёжных, защитных приспособлений и укрепление груза.

Штучный груз, транспортируемый без собственной тары (трубы, метал. прутья), погрузить который невозможно без потери времени, должен быть упакован отправителем в транспортные пакеты. Технические требования к пакетированию грузов рассматривает ГОСТ 26663-85.

Техника безопасности при погрузке грузов

На каждом из этих этапов, включая последующее закрытие кузова и отправление, должны соблюдаться требования безопасности. Правила безопасности при погрузке груза определяют сразу несколько ГОСТов разного времени: ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.3.009 и ГОСТ 12.3.002. В частности ГОСТ 12.3.009 (разработанный комитетом СССР по стандартам ещё в 76-м году) указывает на следующие ограничения при ручной погрузке.

  • Запрещено использовать доски, толщина которых менее 5 см. Переноска по доске груза более 50 кг (плюс масса грузчика) запрещена.
  • Колющие и режущие предметы должны переноситься только в специальных пеналах.
  • Лёд и жёсткая тара требуют наличия рукавиц.
  • Стекло должно иметь специальные подставки (например ящики с гнёздами под пустую стеклотару).
  • Неисправная тара недопустима.

Правила погрузки грузов призваны обеспечить безопасность людей, однако правильная строповка и укладка груза, предполагают, что груз будет уложен в подвижном составе и надежно закреплены так, чтобы не было сдвига, падения, давления на двери, потертости или повреждения груза (и самого ТС) при перевозке.

Основанные на этих ГОСТ Межотраслевые правила по охране трудящихся при разгрузке и погрузке устанавливают ограничения по отношению к сотрудникам (возраст выше 16 лет и прохождение медицинского обследования) и точно определяют требования к проведению погрузки.

  • Нагружаемое в данный момент ТС должно быть жёстко зафиксировано ручным тормозом или другими способами. Включен задний ход или самая низкая передача.
  • Во время любых действий с дверями и бортами кузова груз должен быть зафиксирован.
  • Борт открывается (закрывается) двумя рабочими. При открытии дверей фургона рабочие не ними не стоят.
  • В тёмное время суток фургон освещается изнутри.
  • Груз массой 50-80 кг, должен транспортироваться несколькими рабочими (снятие и подъём) или с применением механизации.

Порядок действий и документы в правилах погрузки грузов

УАТ, а значит и стандартный договор грузоперевозки, указывает на то, что погрузка и фиксация груза осуществляются силами перевозчика. Снятие креплений и сама выгрузка — получателем. Этот порядок применяется в том случае, если в договоре не указано иное, или перевозчик не решил разгрузить ТС самостоятельно по собственному желанию.

Отдельный договор чаще всего строится именно на таких, общих основаниях УАТ и ППГАТ. Однако долгосрочное сотрудничество должно предусматривать все нюансы, способные возникнуть в процессе погрузки. В таком договоре выделятся общая часть (рассматривающая основные условия перевозки) и приложение, определяющие конкретные правила погрузки груза (подготовка места и груза, укладка поддонов, освобождение места для стоянки, ремонт механизмов погрузки и прочее).

Массовая перевозка легковесных грузов (например сельскохозяйственных приспособлений) означает, что перевозчик должен нарастить борта или найти другие способы повышения грузоподъемности ТС. С той же целью наращиваются борта при перевозке сыпучих грузов (поверхность навала не должна выступать над бортами).

Отправитель обязан содержать площадку и механизмы погрузки в надлежащем состоянии, не чинить препятствий транспортному средству, содержать в исправности указатели и обозначения складов, такелаж, постоянные эстакады и т.д. Кроме того, если это не предусмотрено отдельно, отправитель обязан нагружать ТС или состав из нескольких машин до нормы грузоподъёмности, т.е. максимально эффективно использоваться их вместимость.

Отправитель может фиксировать груз собственными силами, использовать собственные приспособления для повышения безопасности перевозки. Однако такая погрузка может производится только после согласования с перевозчиком. В таком случае все подобные приспособления возвращаются отправителю в момент выгрузки или высылаются по товарно-транспортной накладной.

В случае возникновения разногласий представителями отправителя груза и перевозчика составляется специальный акт, однако клиент не обязательно является отправителем и получателем.

Последняя проверка осуществляется водителем, поскольку именно ему предстоит нести ответственность, за нарушение ПДД на дороге. При обнаружении перевеса или неправильной укладки, водитель должен сообщить отправителю об обнаруженной опасности и ждать исправления ситуации. Сам отправитель проверяет состояние кузова или контейнера на предмет соответствия договору, санитарным нормам, технике безопасности и пр. Отказ перевозки в данном ТС фиксируется в путевом листе (подпись и печать организации).

Общая ответственность за соблюдение правил погрузки и техники безопасности берётся на себя одной из сторон, что должно прописываться в договоре. Отсутствие точно определённых границ ответственности на выяснении обстоятельств, связанных с наступлением несчастного случая, сказывается самым печальным образом.

Погрузка грузов: права, обязанности и документы

У перевозчика есть право осуществить проверку достоверности данных в сопроводительной документации, также он может проверить загрузку контейнера по грузовместимости и грузоподъемности, т.е. проверить содержимое контейнера (вскрыть его) или провести выборочное взвешивание с последующим оформлением акта общей формы.

Следует подготовить заранее и маршрутный лист: в нем четко прописывается маршрут транспортировки, которого строго придерживается шофер. Стоит учитывать, что ряд можно перевозить посредством совместной транспортировки.

Если вы организовываете транспортировку опасного груза, позаботьтесь о заблаговременном заказе ТС (2-3 раб. дня до планируемого отправления). Понадобятся особые сопроводительные документы — это ТТН, счета-фактуры, сертификаты, непременно ПВ (паспорт вещества) и особые карточки — аварийные.

Ответственным при погрузке, осуществлении транспортировки и разгрузке опасных грузов является водитель, который может не принять груз ADR к перевозке, если сопроводительные документы оформлены не по правилам, с ошибками или неточностями, а также если обнаружены деформация или повреждение тары.

Правила погрузки грузов это составление грузового плана. В нем указывают класс груза, места расположения партий груза, массу, количество мест, вид тары. Наличие груза с характеристикой «пожароопасный» требует согласования грузового плана в ВОХР, а груза опасного в санитарном отношении — с санэпидемстанцией. Конечно, обо всех согласованиях нужно договориться заблаговременно, чтобы не было потом проблем с доступом к погрузке и с отправкой – тщательная подготовка гарантирует безопасную доставку.

  • 2.1. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортных средств
  • 2.1.1. Общие положения
  • 2.1.2. Дополнительные требования при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе
  • 2.1.3. Мойка автотранспортных средств, агрегатов и деталей
  • 2.1.4. Слесарные и смазочные работы
  • 2.1.5. Проверка технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов
  • 2.1.6. Работа с аккумуляторными батареями
  • 2.1.7. Кузнечно-прессовые работы
  • 2.1.8. Медницко-жестяницкие и кузовные работы
  • 2.1.9. Сварочные работы
  • 2.1.10. Вулканизационные и шиноремонтные работы
  • 2.1.11. Шиномонтажные работы
  • 2.1.12. Окрасочные и противокоррозионные работы
  • 2.1.13. Обойные работы
  • 2.1.14. Освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем автомобилей, работающих на газовом топливе
  • 2.1.15. Работы по обслуживанию котлов
  • 2.1.16. Плотницкие работы
  • 2.2. Работа на станках
  • 2.3. Эксплуатация автотранспортных средств
  • 2.3.1. Движение по территории организации, подготовка к выезду и работа на линии
  • 2.3.2. Дополнительные требования при эксплуатации автотранспортных средств в зимнее время года
  • 2.3.3. Движение по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы
  • 2.3.4. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе
  • 2.3.5. Дополнительные требования при эксплуатации автотранспортных средств в отрыве от основной базы
  • 2.4. Погрузка, разгрузка и перевозка грузов
  • 2.4.1. Общие положения
  • 2.4.2. Погрузка, перевозка и выгрузка грузов
  • 2.4.3. Работа на автокранах
  • 2.4.4. Контейнерные перевозки
  • 2.4.5. Работа на автопогрузчиках и электропогрузчиках
  • 2.4.6. Стропальные работы
  • 2.5. Хранение автотранспортных средств
  • 3. Требования, предъявляемые к производственным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям, для обеспечения охраны труда работников
  • 3.1. Общие положения
  • 3.2. Помещения для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автотранспортных средств и их агрегатов
  • 3.3. Выезды и въезды
  • 3.4. Помещения для хранения автотранспортных средств
  • 3.5. Склады
  • 3.6. Санитарно-бытовые помещения
  • 3.7. Освещение
  • 3.7.1. Естественное освещение
  • 3.7.2. Искусственное освещение
  • 3.8. Отопление и вентиляция
  • 3.9. Водоснабжение и канализация
  • 4. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) для обеспечения охраны труда работников
  • 4.1. Общие положения
  • 4.2. Территория
  • 4.3. Открытые площадки для хранения автотранспортных средств
  • 4.4. Временные стоянки автотранспортных средств
  • 4.5. Пункты заправки топливом, выпуска и слива газа
  • 4.6. Погрузочно-разгрузочные площадки
  • 5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства для обеспечения охраны труда работников
  • 5.1. Общие положения
  • 5.2. Требования безопасности при применении этилированного бензина
  • 5.3. Требования безопасности при использовании антифриза
  • 6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств
  • 6.1. Общие положения
  • 6.2. Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам
  • 6.3. Дополнительные требования к автомобилям, работающим на газовом топливе
  • 6.4. Требования по переоборудованию автотранспортных средств для работы на газовом топливе
  • 6.5. Дополнительные требования к специализированным автотранспортным средствам
  • 7. Требования, предъявляемые к производственному оборудованию, его размещению и оснащению рабочих мест для обеспечения охраны труда работников
  • 7.1. Общие положения
  • 7.2. Требования к металлообрабатывающим станкам
  • 7.3. Требования к деревообрабатывающим станкам
  • 7.4. Требования к сосудам, работающим под давлением, к компрессорам, воздухопроводам и газопроводам
  • 7.5. Требования к грузоподъемным механизмам
  • 7.6. Требования к инструментам и приспособлениям
  • 8. Электробезопасность
  • 9. Режим труда и отдыха
  • 10. Требования к профессиональному отбору, инструктажу, обучению и проверке знаний правил по охране труда работников
  • 11. Требования к применению средств защиты работников
  • 12. Ответственность за нарушение Правил
  • 2.4.2. Погрузка, перевозка и выгрузка грузов

    2.4.2.1. Характеристика обрабатываемых грузов определяется действующими нормативными правовыми актами.

    2.4.2.2. Перемещение легковесных грузов массой не более 60 кг от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную двумя работниками, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м.

    При большем расстоянии и массе груза более 60 кг транспортировка, погрузка и разгрузка на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы.

    2.4.2.3. При загрузке кузова АТС навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова.

    2.4.2.4. Штучные грузы на АТС должны быть установлены, уложены, а в необходимых случаях, и закреплены таким образом, чтобы во время транспортировки исключалась возможность их падения или смещения.

    2.4.2.5. Ящичный, катно-бочковой и другие штучные грузы должны быть плотно уложены, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прокладки и распорки.

    2.4.2.6. При укладке грузов и катно-бочковой тары в несколько рядов их накатывают по слегам или покатям боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

    2.4.2.7. Катно-бочковые грузы разрешается грузить (разгружать) вручную путем перекатывания. Если пол площадки и пол кузова расположены на разных уровнях, то катно-бочковые грузы должны грузиться (разгружаться) по слегам двумя работниками вручную при массе одного места не более 60 кг, а при массе более 60 кг эти грузы должны грузиться (разгружаться) при помощи прочных канатов и механизмов.

    2.4.2.8. Стеклянная тара с жидкостями принимается к перевозке только в специальной упаковке. Ее необходимо устанавливать вертикально пробкой вверх.

    2.4.2.9. При перемещении ящичных грузов, во избежание травмирования рук, каждый ящик необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы металлической обивки ящиков должны быть забиты или извлечены.

    2.4.2.10. Пылящие грузы разрешается перевозить в АТС (открытых кузовах), оборудованных пологами и уплотнениями.

    2.4.2.11. Водители и грузчики, занятые на перевозке, погрузке и разгрузке пылящих грузов, должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами, а ядовитых веществ - противогазами.

    При работе в респираторах или противогазах работникам должен предоставляться периодический отдых со снятием респираторов или противогазов.

    Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.

    2.4.2.12. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозят на АТС с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

    Погрузка и выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, труб, балок, бревен и т.п.) должны быть механизированы; разгрузка вручную требует обязательного применения прочных слег. Эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками.

    Длинномерные грузы различной длины должны укладываться так, чтобы более короткие располагались сверху.

    2.4.2.13. При погрузке длинномерных грузов на АТС с прицепом-роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной АТС, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

    2.4.2.14. Погрузка и разгрузка полуприцепов-панелевозов должны производиться путем плавного опускания (поднятия) панелей без рывков и толчков.

    2.4.2.15. Полуприцепы должны загружаться, начиная с передней части (во избежание опрокидывания), а разгружаться - с задней части.

    2.4.2.16. Опасные грузы и пустая тара из-под них принимаются к перевозке и перевозятся в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов.

    2.4.2.17. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами перед началом работ должен быть проведен целевой инструктаж.

    В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила безопасной работы с ними, меры оказания первой медицинской помощи.

    2.4.2.18. Опасные грузы принимаются к перевозке в специальной опломбированной таре. Пломбирование тары с опасным грузом является обязательным.

    Необезвреженная пустая тара из-под опасных грузов должна быть опломбирована.

    2.4.2.19. На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны иметься ярлыки, обозначающие: вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

    2.4.2.20. Транспортировка бутылей с кислотами должна производиться в специально оборудованных приспособлениях, предохраняющих бутыли от падения и ударов. Бутыли с кислотами во время транспортировки должны находиться в корзинах или деревянных ящиках (обрешетках) с прочными ручками.

    2.4.2.21. При погрузке, выгрузке и транспортировке баллонов со сжатыми газами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

    перемещать баллоны до места погрузки или от места выгрузки необходимо на специальных тележках, предохраняющих баллоны от тряски и ударов, в положении лежа и с закрытыми металлическими колпаками вентилями;

    автотранспортное средство должно быть оборудовано обитыми войлоком стеллажами с выемками по размеру баллонов;

    перевозить баллоны в вертикальном положении можно только в специальных контейнерах.

    2.4.2.22. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей водитель должен находиться у пульта аварийной остановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны водитель должен находиться с наветренной стороны.

    2.4.2.23. Погрузка опасного груза на АТС и выгрузка его из АТС производится только при выключенном двигателе, за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на АТС и приводимого в действие двигателем АТС. Водитель в таком случае находится у пульта управления насосом.

    2.4.2.24. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойства груза.

    2.4.2.25. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.

    2.4.2.26. Не допускается:

    выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней;

    совместная перевозка опасных веществ и пищевых продуктов или фуражных грузов;

    совместная перевозка кислородных и ацетиленовых баллонов, за исключением случаев транспортировки двух баллонов на специальной тележке к рабочему месту;

    переносить баллоны без носилок, бросать их, катать, переносить на плечах, удерживая за предохранительный колпак;

    курение и использование открытого огня при погрузке, разгрузке и перевозке взрывопожароопасных грузов;

    опускать груз на АТС, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине;

    применять для подклинивания груза вместо деревянных клиньев другие предметы;

    переноска катно-бочковых грузов на спине (плече) независимо от их веса;

    находиться перед скатываемыми катно-бочковыми грузами или сзади грузов, накатываемых по слегам;

    перекатывать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края;

    грузить горячие грузы в деревянные кузова;

    перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

    загораживать грузом двери кабины водителя;

    грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

    крепить длинномерный груз или коники, стоя на нем;

    устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга (в два ряда) без соответствующих прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время движения.

    Ситуация, в которой погрузку или выгрузку транспортного средства предлагают произвести водителю, не такая уж редкая. Если рассмотреть её с точки зрения закона, то можно сделать несколько важных выводов, которые могут применяться в различных спорных ситуациях. К примеру, при отказе получателя выгружать машину потому что “у нас договор с транспортной компанией о том, что водитель должен производить разгрузку”, не следует спорить с получателем, но в то же время, аргумент “у нас все водители сами выгружают машины” часто можно игнорировать.

    Для начала следует установить правомерность погрузки и разгрузки транспорта силами водителя. Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автотранспортом такая возможность предусмотрена. Так, пункт 8 статьи 11 УАТиГНЭТ гласит: “Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза”. Аналогичная норма, с небольшим различием, предусмотрена и Постановлением Правительства от 15.04.2011 года № 272: “Погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон”.

    Появление в Правилах перевозки грузов слова возможности производить погрузо-разгрузочные работы силами перевозчика на основе договорённости даёт возможность сторонам договора перевозки или фрахтования не изменять существующий договор и не вносить в него изменения дополнительными соглашениями, а распределять обязанность по выгрузке или погрузке автомобиля силами водителя с помощью простых договорённостей (в том числе и устных - с учётом выводов из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 16 от 14 марта 2014 года “О свободе договора и её пределах”).

    Помимо двух “крайних” состояний - осуществлении погрузки и выгрузки силами перевозчика или силами отправителя и получателя - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом РСФСР позволяют производить погрузку и выгрузку грузов в транспортное средство силами грузоотправителя и грузополучателя соответственно с участием шофёра (водителя). В таком случае шофер при погрузке принимает груз с борта автомобиля, а при разгрузке груз подается шофером на борт автомобиля.

    Таким образом, правовые основания для того, чтобы производить погрузку или выгрузку силами водителя, есть. Всё что остаётся сторонам договора - верно оформить такую обязанность, чтобы на погрузке и выгрузке не возникло недоразумений.

    Порядок оформления обязанности.

    Несмотря на то, что для оформления обязанности водителя производить погрузку или выгрузку самостоятельно, не нужно включать в договор сложные конструкции, многие грузовладельцы, экспедиторы и диспетчеры пренебрегают закреплением достигнутой устной договорённости в письменном виде, что приводит к неприятным последствиям.

    Для того, чтобы в заявке или в договоре предусмотреть обязанность перевозчика производить погрузку и (или) выгрузку своими силами, достаточно включить в него соответствующий пункт. Здесь следует учитывать то, что обычно договор, используемый диспетчером шаблонный и его форма отправляется для подписания всем перевозчикам, без учёта особенности перевозки, указывать на обязанность перевозчика загружать и выгружать груз можно в заявке на перевозку. Основной принцип - наличие в договоре явного волеизъявления перевозчика произвести погрузку или выгрузку транспортного средства своими силами, которое может быть выражено как прямо, так и согласием с предложенными условиями договора.

    Если водитель отказывается грузить или выгружать машину самостоятельно.

    В таком случае грузоотправителю или грузополучателю следует выяснить причину такого поведения водителя. Оно может быть вызвано как ошибкой диспетчера (посредника), который мог не указать такую обязанность в договоре с перевозчиком, так и не доведением информации о порядке погрузки или выгрузки от перевозчика к водителю. В любом случае, после получения отказа водителя, следует обратиться к организации, с которой у отправителя или получателя заключен договор перевозки или транспортной экспедиции с требованием соблюсти условия договора и произвести погрузку или выгрузку груза силами водителя.

    Диспетчер или экспедитор, не указавший обязанность перевозчика выгрузить или загрузить транспортное средство самостоятельно, может либо предложить перевозчику сделать это по факту возникновения такой необходимости, либо, в случае отказа, произвести выгрузку силами наёмных грузчиков, тем более, что подобные услуги в настоящее время доступны во всех крупных городах.

    Если в договоре с перевозчиком обязанность последнего произвести погрузку или разгрузку своими силами предусмотрена, но водитель отказывается это делать, следует требовать исполнения своих обязательств в соответствии с условиями заключённого договора, а в случае отказа - произвести выгрузку силами третьего лица с дальнейшим возложением понесённых затрат на перевозчика.