Два скакуна из чистого золота, весом по 15 тонн каждый, находятся в списке самых разыскиваемых кладов России

Упоминания о гигантских конских статуях, целиком выполненных из драгоценного металла и украшавших въезд в столицу Золотой Орды, встречаются во многих летописях. А вот куда они делись, не знает никто. Несколько веков ученые и кладоискатели пытаются разгадать, где же искать знаменитых золотых арабских скакунов хана Батыя.

В память о своем любимце

Хан Золотой Орды, Батый , он же Бату-хан , покоритель многих городов и народов, в 1240-х годах решил увековечить собственные достижения. Он, с помощью лучших мастеров, построил столицу своей империи и назвал ее Сарай-Бату. В городе разбили сады и устроили фонтаны. А когда умер любимый арабский скакун Батыя, тот повелел отлить его изваяние из чистого золота.

Изготовить первую статую поручили колокольных дел мастеру, захваченному при нападении на Киев в 1240 году. По легенде, на фигуру лошади в натуральную величину ушло около 15 тонн золота – вся дань, собранная Ордой за год. Когда одна статуя уже красовалась у ворот столицы, хан решил поставить вторую, для симметрии.

Степь да степь кругом


Первое упоминание о золотых конях в литературе появляется в 1254 году, в книге француза Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны». Он пишет, что статуи ослепляли сиянием всех подъезжающих к городу. Глаза коней были сделаны из рубинов. Впервые увидев их издалека, посол поначалу даже решил, что в городе начался пожар.

После смерти Батыя кони продолжали украшать въезд в город, пока место правителя не занял брат Батыя. Берке-хан построил новую столицу – тоже Сарай, который ещё называли Сарай- Берке. Статуи перевезли туда. И тут разные источники расходятся во мнении, что было дальше.

По первой версии, одного из коней положили в могилу вместе с ханом Берке, под стеной построенного им города. По второй – конь покоится вместе с Мамаем , точное место погребения которого не установлено. Но есть несколько вариантов расположения потенциально «мамаевых» курганов. Их география обширна: от степей между Волгой и Доном до Крыма.


Судьба второго коня еще более загадочна. Легенда гласит, что после многочисленных военных поражений и ослабления Золотой Орды, в её пределы стали совершать вылазки небольшие казачьи отряды. Именно казаки, якобы добравшись до Сарай-Берке, похитили оставшуюся статую. Но из-за её тяжести не смогли быстро передвигаться, и их настигла ордынская погоня. Все казаки погибли, но коня при них не было. Как предполагают кладоискатели, скорее всего, золотой скакун был спрятан где-то в степи.

В любом случае, в конце XIV века Сарай-Берке был разрушен Тамерланом . И след золотых изваяний пропал окончательно. Вполне возможно, их могли забрать в качестве трофея войска знаменитого полководца.

Под землей или под водой?

Хотя и сам факт существования золотых коней является достаточно спорным, современные кладоискатели, вооружившись технологическими новинками, не оставляют попыток найти сокровища Батыя.

Большинство исследователей вопроса полагает, что могилу одного из ханов, в которой лежит золотой конь, нужно искать на берегу реки Ахтубы, по течению ниже города Ленинска, Волгоградской области. Там расположено множество курганов.

Вторую статую найти ещё сложнее, возможно, она была затоплена казаками в одной из степных рек. Но есть версия, что скакуна Батыя спрятали под землёй, ведь вода могла давно размыть дно, и огромное золотое изваяние привлекло бы внимание блеском. Вероятно, вторая фигура могла быть спрятана в подземельях Танаиса – античного города в устье реки Дон, располагавшегося в нескольких десятках километров от современного Ростова-на-Дону, неподалеку от хутора Недвиговка.

Во второй половине XIX века газеты даже сообщали о сенсационной находке «золота Батыя» на территории нынешней Ростовской области, в районе Недвиговки. Рабочие, занятые на строительстве железной дороги Ростов – Таганрог, нашли подземный ход античного города, а в нём золотые монеты. К сожалению, тогда коней Бату-хана найти не удалось. А в войну немцы боялись, что подземными ходами смогут воспользоваться партизаны, и взорвали их. Сейчас территория Танаиса является музеем-заповедником и, вполне возможно, уже скоро археологи смогут отыскать там новые клады.

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...

Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...

* * * Проезд до мест поиска Золотых коней Батыя: Точное месторасположение в Астраханской и Волгоградской областях пока не известно. В настоящее время изысканиями в районах возможного захоронения коней занимаются члены "Космопоиска".

Эти статуи из драгоценного металла, украшавшие столицу Золотой Орды, не найдены до сих пор

Ну уж точно не в Мамаевом кургане спрятаны легендарные золотые кони, некогда украшавшие главные ворота столицы Золотой Орды. К слову, Мамаев курган к потерпевшему неудачу на Куликовом поле военачальнику никакого отношения не имеет. Как в один голос говорят филологи и историки, русские просто стали называть эту возвышенность так же, как давно звали волжские татары. «Мамай» означает всего лишь «бугор». Так что в переводе на русский фамилия Мамая была бы Бугров или просто Бугор. Если верить народному преданию, описанному в книге известного волгоградского историка Бориса Лащилина «На родных просторах. Записки краеведа», Мамай похоронен в каком-то из курганов на берегу Ахтубы. И одного отлитого из золота коня якобы положили к нему в могилу.

Чтоб от зависти подавились костями

Согласно свидетельствам иноземных послов при ханской ставке, основатель Золотой Орды и разоритель русских земель Батый был очень честолюбив. Выставленной напоказ роскошью он хотел поразить иноземцев. Ел этот внук Чингисхана только из золотой посуды. А отороченную собольим мехом шапку Батыя венчал огромный изумруд размером с куриное яйцо, некогда служивший глазом божества в индийском храме. Бату-хан мечтал сделать основанный им город Сарай-Бату величайшей из столиц в мире, чтоб «от зависти подавились костями» и германский, и китайский императоры. Поэтому согнал в новорождённый город искусных мастеров и ремесленников со всех завоёванных земель. Чего только не было в столице Золотой Орды: сады, фонтаны, водопровод… Но великий хан хотел, чтобы каждый путник, въезжавший в столицу, понял: он попал к самому великому и богатому владыке мира.

И когда умер его любимый белый арабский скакун, Батый повелел увековечить его в золоте. К слову, этого белого коня, подражая знаменитому деду Чингисхану, Батый возил с собой во все военные походы, но сам на нём не ездил. Считалось, что на красавце-скакуне, так не похожем на низкорослых монгольских лошадок, несётся незримо сам бог войны Сульдэ.

Отливал коня колокольных дел мастер, захваченный в плен в Киеве. История не сохранила его имени. В летописях упоминается только, что на изготовление коня пошло 15 тонн золота – вся собранная за год с русских земель дань. Потом Батый решил, что две одинаковые конные статуи по бокам ворот будут смотреться лучше. Мастер изготовил второго золотого скакуна, точную копию первого. Золотых лошадей с рубиновыми глазами поставили у главных ворот Сарай-Бату, после чего русского мастера убили, чтобы не смог повторить свой шедевр.

Золотые кони поражали воображение каждого, кто их видел. Вот что написал об этом в своём отчёте посол французского короля Людовика Святого Виллем Рубрук: «Ещё издалека мы увидели сверкание у ворот и решили, что в городе начался пожар. Подъехав ближе, поняли, что это сияют в лучах восходящего солнца две золотые статуи коней в натуральную величину. Сколько же золота пошло на это чудо и насколько богат хан? Такими вопросами задался я в тот миг».

Генуэзцы – спонсоры Мамая

После того как Батый умер и власть перешла к его брату Берке, тот перенёс коней, символ богатства и могущества Золотой Орды, в свой город Сарай-Берке на берегу Ахтубы. Более сотни лет украшали золотые скакуны главные ворота двух сильнейших золотоордынских городов. Но когда правителем великой монгольской империи стал человек не ханского происхождения, военачальник Мамай, кони загадочным образом исчезли.

Мамай был властолюбивым выскочкой. Он стал владыкой Орды после смерти хана Бердибека, на дочери которого был женат. Сыновей у Бердибека не было, а двенадцать своих братьев хан извёл с помощью не отягощённого совестью зятя Мамая. Восстания ханской знати после воцарения Мамая следовали одно за другим. Трижды его изгоняли из Сарай-Берке. Непопулярному хану приходилось скитаться по западной части Золотой Орды, в Нижнем Поволжье, в устье Дона и Днепра, в Крыму.

Ольга Поплавская

Художник — Виктор Моторин

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

Алексеевские кладокопатели нашли Золотого Коня и портал Ноль-перехода в параллельный мир.


Говорят, что этот чудесный Конь был отлит по приказу Чингисхана из золота награбленного в Азии. Он находился в стане Золотой орды и служил не только символом мощи и непобедимости, но и являл собой магическую святыню -средство для общения жрецов с миром духов и высших сил.
Есть легенда о том, что якобы Коней изначально было два.
Легенда о двух Золотых Конях, которые многие годы украшали ворота столиц Золотой Одры - Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем вдруг исчезли, относится к временам одного из величайших событий в истории Российского государства - Куликовской битвы. Сделаны кони были в натуральную величину по приказу ещё хана Батыя.
Легенда утверждает, что после поражения на Куликовом поле раненый хан Мамай вернулся в Сарай-Берке, где и скончался. Его якобы похоронили под городской защитной стеной и, в знак признательности его боевых заслуг, положили в могилу одного из Золотых Коней...
А что же второй?.. Исчезновение второго Золотого Коня от ворот Сарай-Бату легенда связывает с казаками.
Эти летучие конные отряды вольных славян, выступающие как защитники южных рубежей своих земель, будучи православными христианами, всё же оставались носителями традиций и культуры, тайных знаний Вольной Языческой Руси.
Драгоценного Священного Коня украли отважные славянские герои, внезапно напавшие на стан иноверцев. Казаки разделились на две мобильные группы. Одна группа отвлекала ордынцев, вторая- увозила Золотого Коня в сторону Донских степей.
Несмотря на внезапный налёт и возникшие после него суматоху и панику, погоня и операция по спасению Коня всё же были отлично организованы. Почти все казаки участвующие в вылазке, - и «похитители», и «отвлекатели»- погибли. И всё-таки, Конь непостижимым чудесным образом исчез прямо на глазах ордынцев.
На месте битвы, остались только трупы павших воинов, а Коня ордынцы так и не нашли.
Историки считают, что казаки утопили статую в ближайшей речушке или озере. По всей видимости статуя была хитро спрятана. Но в какую из степных речушек бросили казаки Золотого Коня? Надо думать, не просто бросили, а, устроив запруду, засыпали ценную добычу песком, вновь пустив речку по ее руслу...
До нынешнего дня историкам приходилось гадать, были ли кони на самом деле, или они существовали лишь в красивой легенде? Могут ли археологи когда-нибудь потрясти мир подобной находкой, подарив ныне живущим, отблеск богатства и величия монгольских правителей? И может быть ещё не одно столетие официальные археологи сидели бы на цепи запретов властей и на поводке табу современных жрецов, если бы не случайное невероятное событие, произошедшее на месте бывшего русла реки Тихая Сосна.
В дождливую ночь середины нынешнего лета в местное отделение полиции позвонила перепуганная девушка и сообщила, что в посадке у бывшего водоёма Яловое, недалеко от плотины, на её глазах исчезли 15 её друзей. Приехавшие на место происшествия сотрудники обнаружили семь лопат штыковых, пять совковых – грабарок, два рюкзака с продуктами питания и алкогольными напитками кустарного производства, а также полуголую нетрезвую девицу с мобильным телефоном в руке. Почва места происшествия была изрыта небольшими ямами, но одна яма была достаточно вместительной – 2,5 на 3,5 метра шириной и 1,75 метра в глубину. На дне ямы лежали беспорядочно 7 пластиковых стаканчиков и полупустая десятилитровая канистра с жидкостью содержащей алкоголь 65%. При опросе девушка показала, что практически, ничего не помнит. Но при повторном опросе вспомнила, что отдыхала на траве и вдруг услышала крик: «Конь! Конь!.. Нашли!.. Поедем на Канары!..» Поначалу она думала, что это шутка, но отдыхавшие рядом с ней ребята схватили канистру и прыгнули в яму. Пока она искала одежду, оттуда доносились смех, крики «Ура!» и «Наливай!», а затем она увидела яркое свечение и лошадиный силуэт, парящий над ямой. Потом всё стихло и сияние померкло. Девушка заглянула в яму, - там никого не было. Она испугалась и стала звонить в полицию.
Сотрудники полиции при повторном осмотре места происшествия обнаружили обломок казацкой сабли, -как позже заявят работники местного музея, - приблизительно 13-го века и на одной из штыковых лопат следы мягкого жёлтого метала, по заключению экспертов оказавшегося золотом.
Теперь не вызывает сомнений существование Золотого Коня и его магическая тайная сила.

Впервые эту легенду я услышал давно. Слышал её в Азове и Ростове, Семикаракорске и Волгограде. В Астрахани никогда не бывал, но от астраханцев тоже эту легенду слышал. Это легенда о Золотом Коне Чингисхана. Поймите меня правильно, но речь идёт не о двух конях Батыя и не о четырёх - Хубилая.

На востоке от развалин Саркела, на левом берегу реки, название которой на тюркских языках созвучно с именем гуннского вождя,в палаточном городке, больше похожем на стойбище кочевников, был праздник. Если можно назвать праздником событие, которое внесло разнообразие в обыденную жизнь кочевников.
Прибыли купцы с Востока. Помимо товара, редкого и нужного, они выставили на продажу несколько девушек, каждая из которых считалась редкой красавицей даже у себя на родине, а уж степнякам прелестницы с Кавказа и Византии казались настоящей диковиной.
Желающих приобрести невесту оказалось десятка полтора. Поэтому было решено провести состязание, в котором одновременно определялся «жених» и половая зрелость невесты.
Делалось это так.
По сигналу старшего купца девицы бросились бежать в степь, а чуть позже - и орава влюбленных джигитов. Нужно было попасть папахой в невесту. Бараньи папахи, похожие на туркменские, тяжелые, да еще с проволочной арматурой, были серьезным «снарядом» в руке сильного воина.
Девушка, бежавшая последней, упала, сваленная тяжелым ударом папахи. Ее увел купец, грубо утешая. Этой еще рано замуж, пускай подрастет. Еще троих увели женихи.
Последняя зеленоглазая славянка, оказалась проворнее, чем ее подруги. Женихам, с их кривыми ногами табунщиков, трудно было догнать ее. Тогда они организовали живой «вентерь» - полумесяц, края которого были довольно близко от реки. Две папахи попали в девицу одновременно, два джигита схватили ее за руки.
Произошла безобразная драка. Женихов тут же выпороли, поставив на колени. А зеленоглазая тихо отдалилась от толпы, улучшив момент, подбежала к причалу и бросилась в воду. Ее долго искали, шарили шестами по дну, постепенно спускаясь вниз по течению. Потом оставили это занятие. Решили, что утонула. Такое и раньше случалось со славянками. Но беглянка не утонула. Спрятавшись под причалом, дождалась темноты и поплыла на другую сторону реки, держась за сноп камыша, который подобрала на берегу. Такие снопы кочевники использовали при переправе через реки. На правом берегу ее ждали. Еще когда купеческий караван подходил к переправе, она чувствовала присутствие сородичей, донских славян. Точнее сказать - разведчиков. Где-то недалеко должна быть и ватага. Скорее всего, ее вел отец славянки. Братья тоже должны быть в ватаге. А еще, она надеялась, среди друзей должен быть один белоголовый с детскими глазами, тонкой талией и руками богатыря. Все так и случилось. Ватагу привел ее отец, надеясь отбить ее еще в степи. Однако трудно преследовать кочевников в их родной стихии. Догнать купцов удалось только разведчикам, да и то в конце пути.
С того момента, когда девушка оказалась среди своих, цель похода была достигнута, однако было решено совершить акт возмездия, чтобы помнили, как девиц воровать.
Во второй половине ночи славяне были уже на левом берегу. Двинулись к Священному Шатру. Одиноких ордынцев, разбуженных лаем собак, резали, рубили без жалости. Был яростный бой в шатре и вокруг него. Вытащили Золотого Коня, отлитого в честь Духа Удачи по приказу Чингисхана.И поволокли его к берегу. Погрузили на плот и отчалили в темноту. Ордынцы пытались применить свои знаменитые дальнобойные луки, но в темноте это трудно было сделать.
На правом берегу разделились на несколько групп и стали уходить в разные стороны, пересев на лошадей. Коня же погрузили на телегу и направились в сторону Кумо-Манычской впадины. Этот маршрут был самый опасный, поэтому вожак ватаги взял в группу в основном родственников и друзей.
Потом был поход. Были схватки с разъездами ордынцев. Если славяне были сильнее в рукопашной, то ордынцы могли успешно пользоваться дальнобойными луками. Скорее всего, славяне, совершавшие отвлекающий маневр, погибли все. А те, которые уцелели, никогда не узнают место захоронения Золотого Коня. А основная группа добралась до системы озер, рек, болот, протянувшихся от Каспия до Дона.
Плыли на плотах, в основном ночью, реже днем, когда же ордынский разъезд обнаружил их, затопили коня в небольшом озере, приметили место и продолжали свой путь налегке.
Когда достигла Дона, скорость движения увеличилась, благодаря течению. Спустились вниз по реке к Зеленому острову. Решили заночевать на острове, а на рассвете раствориться в прибрежных лесах.

Ордынцы обнаружили славянский стан, и за час до рассвета напали, переплыв протоку с клинками в зубах. Был ночной бой, жестокий и кровавый. Славяне погибли все. И только Белоголовый, Зеленоглазка с одним из братьев, спаслись. Переплыли Дон, повинуясь приказу отца, нашли тетку, старшую сестру вожака ватаги. Была она языческой жрицей, одной из последних. Владела тайной подземных ходов Большого Холма, солидной возвышенности на правом берегу. Капище находилось под землей, скрытое от глаз братьев-славян, носящих кресты, а так же от ордынцев, живущих по законам Ислама.
Выслушав их, тетка взяла с них страшную клятву. Молодые люди поклялись, что никому ни детям, ни родичам не раскроют тайну Золотого Коня. Повела их подземным ходом. В начале он был довольно высоким, в рост человека, потом сужался, и в конце была дыра, в которую мог пролезть только худой человек. В комнате дала последние инструкции: «Ордынские шакалы надежно взяли след и скоро будут тут. Сидите тихо, старайтесь, чтобы глаза привыкли к темноте. Мы с племянницей зажжем свечи у Перуна, вам будет легче рассмотреть врага. Палицами не бухать, саблями не звенеть. Головы снимать «ласково» арабскими тесаками. Снимите голов десять-пятнадцать и уходите, строго в этот ход. Там мы вас встретим.
Об остальных ордынцах не беспокойтесь. Их хан отдаст палачу за потерю святыни. То-то Перун возрадуется, то-то будет кровавая тризна по братику с друзьями, когда десятки ордынцев пойдут под кривую саблю. Когда все закончится, я вас выведу к своим. И помните о клятве, держите язык за зубами, чтобы не выпустить на волю беса, под названием «человеческая жадность».
Зажглись свечи. Слышен был жаркий речетатив жрицы:
- Улетел Мудрый Ворон, живое воплощение Духа Удачи, в небесную синь. Сойдутся Великие Батыры и Великие Роды в кровавой сече. Явится с востока Хромой Воитель, взовьются стяги Перуновых Внуков на севере. Падут и снова восстанут многие языки. Но Орды не будет!
Ребята переговаривались в темноте:
- О чём это она?
- Кажется, мы большое капище ордынцев осквернили. Всё равно, что Святую Хоругвь в бою потерять.
- А кто такой Хромой Воитель?
- Пока не знаю. Но тётка врать не будет.
У тетки имелся солидный запас оружия, которое когда-то принадлежало людям, пытавшимся открыть тайну подземных ходов. Все они умерли от голода, заблудившись, или погибли, напоровшись на теткин кинжал. Выбрала два тесака с нетрадиционной заточкой. Вручила ребятам: «Повторяю, полтора десятка, не больше. Потом кровища будет хлюпать под ногами. Головы складывать в рядок у этой стены, туловища сажайте у этой».
Когда появилась первая голова, ее сняли «ласково», а тело рывком втащили в комнату, взявши за плечи с двух сторон. С остальными то же самое. Потом ребята ушли к тетке, указанным путем. Тетка долго водила их по ходам, наконец, вывела на поверхность.
Сородичам молодые люди сказали, что совершали отвлекающий маневр.
Ордынец, видевший «комнату отрубленных голов» сошел с ума. А остальные решили, что имеют дело с нечистой силой и вернулись на Волгу, где их казнили, посчитав их рассказ фантазией перепуганного человека.

Ростовские студенты, оценивая предварительную половую зрелость своих миниатюрных подруг, прикидывают, можно ли свалить подружку, залепив ей неожиданно между лопаток норковой или, скажем, нутриевой шапкой. И даже формулу вывели: "Шапкой не свалишь - замуж пора".
Знатоки мифов много говорят об аномальных явлениях в районе Кобякова городища. И связывают это с наличием там древних капищ и захоронений. Другие считают, что древние обитатели Нижнего Дона места для капищ и захоронений выбирали именно в геопатогенных зонах. А кладоискатели, не боясь ничего, ищут Золотого Коня. А чего им, собственно, побаиваться? Звероящера? В Дону сомы водятся гораздо крупнее аллигаторов. Древнее заклятие? В катакомбах скопление природного газа с примесью сероводорода тоже достаточно опасное явление. Хотелось бы верить, что все кладоискатели достаточно профессиональны в своём деле. Хотя бы до такой степени, чтобы с помощью металлоискателя отличить кусок золота от авиабомбы времён ВОВ.
А мне хочется, чтобы Мудрый Ворон никогда не улетел от нас в небесную синь!

Рецензии

Легенда Нижнего Дона "Золотой конь Чингизхана" - это "золотой конь" автора, на котором он уверенно въезжает в Донскую художественную литературу нашего времени. Проявив себя в байках из Азова как наблюдательный и с юмором автор, Юрий Евсигнеев в этой легенде как бы поднялся на вершину кургана, с которого перед ним открылись не только просторы Нижнего Дона, но и система рек,озер и болот от Каспия до Волги и Дона. Но главное в том, что он ярко показал исторические события во времена ордынцев, кочевников и донских славян. Все это, как в капле воды отразилось в "Золотом коне Чингизхана". Мы увидели обычаи тех людей, боевые схватки, оружие, смекалку воинов, бесстрашие при выручке из плена девушек. Эта легенда могла бы украсить хрестоматию по истории
Донского края. В ней захватывают события поисков Золотого Коня, который дождется своего часа. В этом убеждает произведение Юрия Евсигнеева.

Владимир Фадеев.