Когда Спорткомитет СССР включил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР .

Самбо - относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.

Философия самбо - не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы: азербайджанской (гюлеш), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), казахской (казакша курес), татарской (көрәш), башкирской (башкортса көрәш), бурятской борьбы (Бухэ Барилдаан); молдавской (трынта), финско-французской, вольно-американской, швейцарской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств .

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. По утверждениям энтузиастов этого вида спорта, дети и ныне, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и якобы получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма [ ] и гражданственности. При этом, в отличие от философии аикидо , где связь этого вида единоборства с верностью Японской империи выводится для конкретного частного случая и связана с личностью единственного сэнсэя, причинно-следственная связь самбо с российским патриотизмом не объясняется.

История самбо тесно связана с историей страны, историей её побед. Самбо - мощное средство осуществления идеи преемственности поколений.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Примеры самообороны без оружия. Боевое самбо - приёмы.

    ✪ Самозащита без оружия. Подсечка при атаке захватом

    ✪ Самозащита без оружия

    Субтитры

История самбо

Становление самбо пришлось на 1920-1930-е годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающим его защиту, воспитывающим активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков.

С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В. А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину - самозащита (сокр. самоз ). На базе «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений.

В этот же период на основе дзюдо активно развивается спортивное самбо, после ареста и смерти Ощепкова известное под названием «борьба вольного стиля без оружия». Выпускник института дзюдо «Кодокан », обладатель второго дана В. С. Ощепков начинает преподавать дзюдо в качестве учебной дисциплины в Московском институте физкультуры, однако постепенно отходит от канонов дзюдо в поисках наиболее эффективных приемов, занимается обогащением и совершенствованием техники самозащиты, формируя основы нового вида единоборства. Боевое направление этого единоборства, подобное джиу-джитсу в дзюдо, преподаётся им на созданном в 1932 году военном факультете Московского института физкультуры. Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Огромный вклад в становление, развитие и распространение системы самозащиты без оружия внёс А. А. Харлампиев (один из учеников В. С. Ощепкова), который и самостоятельно изучал национальные виды борьбы разных народов. Неоценимый вклад в развитие самбо внёс Е. М. Чумаков (ученик А. А. Харлампиева). В наши дни борьба самбо представлена двумя направлениями: спортивным и боевым.

С момента своего основания самбо рассматривалось как эффективное средство морально-волевого и всестороннего физического развития, повышения ловкости, силы, выносливости, воспитания тактического мышления, формирования гражданско-патриотических качеств. Уже в 1930-х годах самбо входит в нормативы комплекса ГТО, разработанного при активном участии В. С. Ощепкова. Миллионы советских граждан с раннего возраста приобщались к основам самозащиты без оружия, укрепляли здоровье, воспитывали характер.

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)»:

Борьба вольного стиля в СССР, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза (Грузинской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Киргизской, Татарской, Карачаевской) и некоторых лучших приёмов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта.

Впервые борьба вольного стиля начала культивироваться в Москве и Ленинграде.

Наиболее массовое развитие этот вид спорта получил в обществах «Крылья Советов» (Москва) и «Водник» (Ленинград), в которых эти секции, благодаря плановой систематической работе, добились крупных спортивных успехов.

Борьба вольного стиля, благодаря успешному опыту Москвы и Ленинграда начала проникать и в другие города СССР (Харьков, Саратов, Киев и Баку).

Для направления и руководства этой работой Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта создал в ноябре 1937 г. Всесоюзную секцию, что дало возможность объединить опыт работы отдельных городов и направить эту работу по единому спортивному руслу.

Проведённый в течение 1938 г. Всесоюзный сбор тренеров в Москве, Всеукраинский сбор в Киеве, матчевые встречи - Москва-Ленинград, издание официальных правил и т.д. обеспечивают дальнейшее развитие этого ценного, в оборонном отношении, вида спорта.

Однако, борьба вольного стиля не стала ещё достоянием широких масс советских физкультурников. Такие общества как «Спартак», «Локомотив», «Зенит», «Строитель» и др., несмотря на имеющиеся условия, не уделяют абсолютно никакого внимания этому виду спорта, игнорируя этим самым задачу всемерного развития оборонных видов спорта.

Исходя из вышеизложенного, Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР ПРИКАЗЫВАЕТ:

Организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы. а) организовать систематические занятия и тренировки по национальным видам борьбы, создать для этого все необходимые условия (инструктаж, инвентарь и оборудование); б) разработать правила соревнований, отображающие национальные особенности борьбы; в) включить в спортивный календарь мероприятия по национальной борьбе, а также борьбе вольного стиля, учитывая местные особенности. В целях укрепления материальной базы республиканским, краевым, областным и городским комитетам по делам физкультуры и спорта предусмотреть в своих сметах расходы, связанные с развитием борьбы вольного стиля, а в национальных районах - национальной борьбы.

Отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развёртывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства. В целях обеспечения нового вида спорта квалифицированными кадрами, главной инспекции спорта организовать 3-месячные курсы по подготовке мл. тренеров для периферии в течение 1939 года. Обязать республиканские, краевые, областные и городские комитеты по делам физкультуры и спорта, командировавшие своих представителей для участия в I Всесоюзном учебно-тренировочном сборе по борьбе вольного стиля, использовать их по прямому назначению для организации на местах работы по борьбе вольного стиля и для создания кадров по данному виду спорта. Обязать Всесоюзную секцию борьбы вольного стиля разработать типовую программу занятий для низовой секции и учебник борьбы вольного стиля.

Выпустить таблицы по систематике и фотоальбомы по борьбе вольного стиля в помощь тренерам. Включить в календарь спортмероприятий на 1939 год матч 6 городов и Всесоюзное первенство и обязать республиканские, краевые, областные и городские комитеты по делам физкультуры и спорта включить в спортивный календарь 1939 г. соревнования по борьбе вольного стиля. Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО II ступени, как одну из зачётных норм, для мужчин спортивную борьбу, для женщин комплекс самозащиты, на основе борьбы вольного стиля. Начальнику Отдела спортинвентаря Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта тов. МАСС обеспечить выпуск необходимого количества спортинвентаря: а) спортивных халатов б) ботинок в) матов для борьбы

Председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта

При СНК СССР

Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки самбистов, а также создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля (самбо), позднее ставшая Федерацией самбо. В следующем году прошёл первый чемпионат страны по новому виду спорта.

Начало Великой Отечественной войны прервало проведение чемпионатов СССР. Но война же стала жёсткой проверкой жизнеспособности самбо в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные самбо, с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии. Самбисты награждены боевыми орденами и медалями, многие из них стали Героями Советского Союза.

В 1950-е годы самбо выходит на международную арену и неоднократно доказывает свою эффективность. В 1957 году, борясь с венгерскими дзюдоистами, советские самбисты в двух товарищеских встречах одерживают убедительную победу с общим счетом 47:1. Через два года самбисты повторили свой успех, уже во встречах с дзюдоистами ГДР. В преддверии олимпийских игр в Токио советские самбисты, борясь по правилам дзюдо, разгромили сборную Чехословакии, а затем победили чемпионов Европы по дзюдо, сборную Франции. В 1964 году советские самбисты представляют страну на Олимпийских играх в Токио, где дебютирует дзюдо. В результате триумфального выступления сборной СССР, занявшей второе место в общекомандном зачете, в Японии уже на следующий год создаётся собственная федерация самбо. Организуется обмен тренерами и спортсменами, переводится на японский язык методическая литература по самбо. Начинается процесс активного использования методик подготовки самбистов и способов ведения поединка в самбо для совершенствования дзюдо.

В 1966 году на конгрессе Международной федерации любительской борьбы (ФИЛА) самбо официально признается международным видом спорта. Начался уверенный рост популярности самбо по всему миру. Уже на следующий год в Риге состоялся первый международный турнир по самбо, в котором приняли участие спортсмены Югославии, Японии, Монголии, Болгарии и СССР. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году - первый чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из 11 стран. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. В 1977 году самбисты впервые выступают на Панамериканских играх; в этом же году впервые разыгрывается Кубок мира по самбо. В 1979 году проводится первый чемпионат мира среди молодёжи, а через два года - первый чемпионат мира среди женщин. Также в 1981 году самбо вошло в Боливарианские игры Южной Америки.

При всем активном развитии и росте международной популярности в 1970-1980-е годы самбо не было включено в программу Олимпийских игр. Однако, в это время, продолжая традиции массового развития, самбо широко распространялось в вузах страны. Через секции самбо университетов и институтов Советского Союза, спортивное общество «Буревестник» прошло большое количество студентов, которые сейчас, став успешными государственными деятелями, спортсменами, военными, учеными, составляют активную часть всероссийского сообщества самбо. При этом велась активная работа по развитию самбо по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, подготовке высококвалифицированных спортсменов.

В 1985 году было принято постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О состоянии и мерах по развитию борьбы самбо», способствовавшее значительному увеличению количества спортивных школ, культивирующих самбо, росту общей численности занимающихся, совершенствованию подготовки спортсменов высокой квалификации. Под эгидой Госкомспорта СССР проводились соревнования по самбо среди военно-патриотических клубов на призы Национального Олимпийского комитета СССР. Борьба самбо стала единственным видом спорта из неолимпийских, получившим широкую государственную поддержку.

На 1990-е годы пришелся тяжёлый для самбо период. В условиях перестройки особую популярность приобрели различные виды восточных единоборств, чему в значительной мере способствовал зарубежный кинематограф, с его пропагандой внешне эффектных приемов каратэ , айкидо , ушу и т. д. Ранее находившиеся под запретом государства, эти боевые искусства стали особенно притягательными для молодёжи. Но уже в конце 1990-х - начале 2000-х годов происходит становление новой дисциплины - боевого самбо. Во многом это было связано с растущей популярностью смешанных единоборств, где воспитанники школы самбо доказали его эффективность.

Формирование и развитие боевого самбо позволило объективно оценить эффективность самбо на фоне различных видов и стилей боевых искусств, стало мощным стимулом совершенствования самбо. В 2001 году состоялся первый чемпионат России по боевому самбо. В 2002 году Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту издал постановление об утверждении новой дисциплины боевого самбо.

2000-е годы стали временем активного развития самбо, в первую очередь за счёт укрепления региональных федераций самбо, повышения уровня государственной поддержки, роста финансирования, улучшения уровня подготовки спортсменов, развития системы спортивно-массовых мероприятий.

Дисциплины самбо

Традиционно техника самбо представляет из себя две группы приёмов:

  1. Приёмы обезоруживания и задержания при помощи болевых в стойке (исторический «боевой раздел»);
  2. Приёмы спортивных дисциплин.

К последним относятся технические действия борьбы самбо и спортивного боевого самбо.

В спортивном боевом самбо разрешены к использованию приёмы борьбы самбо, а также действия, дозволенные правилами соревнований всех существующих единоборств (все виды ударов руками, ногами, локтями, коленями; удушающие приёмы).

Правила самбо

В соревнованиях по самбо предусмотрено семь возрастных групп, представленных в таблице.

В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола. В спортивном самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок - это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. При удержании самбист, прижимаясь к сопернику головой или грудью, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд. Самбист может победить досрочно, если выполнит бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, проведёт болевой прием, наберёт на 8 (с 2015 года, до этого было на 12 баллов. Источник - sambo-fias.org) баллов больше соперника.

  • 8 баллов присуждается за бросок соперника на спину без падения атакующего.

4 балла присуждаются:

  • за бросок соперника на спину с падением атакующего;
  • за бросок соперника на бок без падения атакующего;
  • за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждаются:

  • за бросок соперника на бок с падением атакующего;
  • за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего;
  • за удержание в течение более 10, но менее 20 секунд.

1 балл присуждается:

  • за бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего.

Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лёжа, вынуждающее соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки - 3-5 минут чистого времени.

В настоящее время в самбо существует шесть систем проведения соревнований:

  • олимпийская с утешительными поединками от полуфиналистов;
  • олимпийская с утешительными поединками от финалистов;
  • олимпийская без утешительных поединков;
  • до шести штрафных очков;
  • до двух поражений;
  • круговая с разбивкой на подгруппы.

Форма одежды

Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов (самбовки), пояс и короткие шорты, а также специальную обувь (борцовки). Кроме того, для участников предусмотрен защитный бандаж для защиты паха (плавки или неметаллическая раковина), а для участниц - бюстгальтер и закрытый купальник.

Куртки и пояса для самбо изготавливают из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки длиной до кисти, и шириной, оставляющей просвет до руки не менее 10 см. Полы куртки - недлинные, 15 см ниже пояса.

Борцовки представляют из себя изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками.

Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги. Исключаются застежки, карманы и другие жёсткие декоративные элементы.

На официальных соревнованиях участники выступают в шортах и куртке одного цвета. Спортсмен, которого объявили первым, должен занять красный угол и надеть форму соответствующего цвета.

Международные турниры

Крупнейшими международными соревнованиями по самбо являются: чемпионаты мира, чемпионаты Европы, чемпионаты Азии, Кубок мира (Мемориал Харлампиева), турниры категорий «А» и «Б».

  • на призы президента Республики Казахстан,
  • на призы президента Республики Беларусь,
  • Мемориал Потапова (Владивосток),
  • Кубок президента ФИАС,
  • международный турнир на призы А. Аслаханова .
  • Мемориал Гордеева (Киргизия),
  • Мемориал Бурдикова (Россия),
  • Мемориал Чохели (Грузия),
  • Гран-при Парижа,
  • Международный юношеский фестиваль самбо сборных команд государств-членов ОДКБ,
  • Мемориал Доги (Молдавия),
  • (род. 1973) - двукратный чемпион мира по самбо, заслуженный мастер спорта. (1934-2013) - трёхкратный чемпион СССР по самбо в среднем весе, двукратный чемпион Европы по дзюдо в составе команды СССР, заслуженный мастер спорта по дзюдо, мастер спорта СССР по самбо; кандидат технических наук. . Официальный сайт Международной Федерации САМБО. Дата обращения 26 февраля 2016.
  • Традиции и философия самбо (неопр.) . Всероссийская федерация самбо. Дата обращения 26 февраля 2016.

Возникновение и развитие борьбы самбо

С незапамятных времен народы, населяющие нашу Родину, культивировали национальные виды спортивной борьбы и приемы самообороны.
Спортивная борьба с древнейших времен служила одним из средств воспитания молодежи. Об этом хорошо сказал известный таджикский поэт XIII века Саади:
Неопытный львенок боится лисы.
Воспитанный в холе, стараньями жен,
От первой же схватки сбежит, устрашен.
Охотой, борьбою, метанием стрел
Занявшись, подросток становится смел.

Каждый народ имел свою, национальную борьбу, свой опыт, который со временем рос и преумножался. Некоторые виды борьбы у разных народов были схожи друг с другом, некоторые принципиально отличались. На основе положительного опыта всех национальных видов борьбы и была создана интернациональная спортивная борьба самбо.
Созданная система борьбы и самозащиты с первых же дней ее рождения стала бурно развиваться. На основе обмена опытом между различными национальными видами борьбы шло совершенствование приемов самбо. Накопление огромного практического материала привело к необходимости провести классификацию и систематизацию приемов борьбы самбо, выделить и отдельно изучить употреблявшиеся в разных приемах захваты, подготовки и некоторые другие элементы. Стало ясно, что многие элементы, присущие одним приемам, можно с успехом перенести на другие, сходные с ними. Это сделало борьбу самбо по количеству приемов самой богатой борьбой в мире. Каждый занимавшийся борьбой самбо стремился внести и вносил какой-то свой вклад в ее развитие и распространение. Так, для боевой части борьбы самбо динамовцы еще в 1923 году нашли хорошее название «САМозащита Без Оружия». Сначала сокращенно они называли ее «САМ», затем – «САМОЗ» и, наконец, - «САМБО».
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР издал приказ (Приказ № 633), в котором говорилось: «Борьба самбо в СССР, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза… представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта…». Дата 16 ноября 1938 года и стала днем официального признания борьбы самбо.
По окончанию войны борьба самбо стала развиваться еще быстрее. Начала издаваться литература по борьбе самбо, а затем, несколько позднее, ее стали переводить и на иностранные языки. С этой поры борьба самбо перешагнула границы СССР и получила широкое распространение, и прежде всего в странах народной демократии. Немало этому способствовали успешные выступления самбистов на соревнованиях по дзюдо. Так, в 1963 году самбисты, выступив на первенстве Европы по дзюдо и борясь по непривычным для них правилам, все же завоевали первое место.

В последнее время Президент и Правительство России уделяют огромное внимание развитию спорта и физического воспитания молодежи нашей страны. Можно сказать, что это стало одним из основных направлений в политике государства.
Борьба самбо в России является Национальным видом спорта. Пермский край один из ведущих центров России по подготовке высококвалифицированных спортсменов-самбистов, успешно защищающих честь нашего города, области и Родины на различных спортивных аренах.
Ряд спортсменов Прикамья неоднократно становились чемпионами и призерами чемпионатов Мира, Европы, СССР и России. В настоящее время наша область насчитывает более 25 мастеров спорта международного класса и заслуженных мастеров спорта, 10 заслуженных тренеров России и СССР. На чемпионатах России 2002 , 2003 и 2004 гг. сборная команда Пермской области заняла общекомандные I-е места. В настоящее время в России наша сборная находится в списке лидеров.
Основоположником борьбы самбо в Прикамье является Александр Широков, создавший в 1955 году секцию самбо в Горном институте (ныне Пермский Государственный Технический Университет). В дальнейшем он начал развивать борьбу самбо в г. Краснокамске, куда переехал жить. Продолжил развитие самбо в Перми Леонид Дмитриевич Голев, Герой Советского Союза, приехавший из Ленинграда (сам он родом из Кудымкара). Начал он работать в С.О. "Динамо", затем перешел в Политехнический институт, куда поступило учиться большинство его воспитанников. А с 1961 года борьба самбо начинает развиваться и в различных коллективах г. Перми и Пермской области. В 1965 году в Перми во дворце культуры им. Свердлова проходил чемпионат СССР.
В последнее время в России и во всем мире стремительно развивается и прогрессирует боевой раздел самбо, который так и называется – боевое самбо. За границей этот вид приобрел бешеную популярность и называется «COMBAT SAMBO». Популярности боевого самбо способствует его зрелищность, приближенность к реальным условиям, огромное прикладное значение и, по мнению специалистов самые справедливые в единоборствах правила. Выходцами из боевого самбо являются такие известные спортсмены, выступающие в боях без правил как Федор Емельяненко, Олег Тактаров, Сергей Харитонов.

Спортивный лагерь федерации
Лагерь федерации самбо расположен в живописном месте. Вокруг стеной стоит хвойный лес, но территория лагеря – довольно обширная поляна, свободна от деревьев и всегда залитая солнцем. Прямо по территории лагеря петляет река Ашапка, неподалеку находится место ее впадения в реку Ирень.
На территории лагеря, а раньше он был пионерским, есть практически все удобства: вода, домики и корпуса для проживания, спортивный зал, эстрада, полоса препятствий, в последней стадии строительства находится теплая столовая. Территория лагеря всегда находится в чистоте и порядке, постоянно идут работы по благоустройству различных объектов. Огромная заслуга в этом директора лагеря Сергея Александровича Новикова,
О популярности лагеря говорит факт его известности в различных кругах: администрация Ординского района, которая активно помогает развитию лагеря, ежегодно проводит там сборы с допризывной молодежью, и другие мероприятия районного масштаба, администрация п. Ашап и руководство колхоза «Урал» также оказывает всестороннюю помощь и поддержку, что помогает поддерживать лагерь в рабочем состоянии. На территории лагеря неоднократно проводились чемпионаты России по подводной охоте и Всероссийский фестиваль «Рыбак рыбака», планируются подобные мероприятия и этим летом.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОРЬБЫ САМБО

Официальным днём рождения самбо, родина которого - Советский Союз, считается 16 ноября 1938 года. Тогда вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта. Название "самбо" произошло в результате соединения первых трех букв слова "сам(озащита)" с начальными буквами слов "б(ез) о(ружия)".

Знатоки спорта считают борьбу самбо синтезом многих национальных видов единоборств, распространенных на территории бывшего Советского Союза. Насчитывается более двадцати народных видов борьбы, корни которых уходят в далекое прошлое. Естественно, что самбо, созданное на основе многих национальных видов борьбы в одежде, располагает огромным арсеналом приемов. В нем сейчас насчитывается тысячи приемов защиты и нападения, успешно применяемых азербайджанским "гюлеше", армянским "кохе", казахским "ку-ресе", молдавской "трынте", таджикской "гуштингири", туркменским "гореше", грузинской "чидаоба", узбекским "куреше" и многими другими. И хотя все они различаются своими особыми правилами, их объединяет то, что все они проводятся в одежде, имеющей пояс.

Исторические предпосылки возникновения самбо сложились к тридцатым годам нынешнего столетия. Изучив многие национальные виды борьбы, взяв у них все лучшее, специалисты задумали создать новый вид единоборства в одежде. Родоначальником борьбы самбо по праву следует считать Василия Сергеевича Ощепкова, одного из немногих европейцев, обучавшихся в знаменитом японском центре дзюдо г. Токио - Кодокане. В середине двадцатых годов В. Ощепков организовал сначала на Дальнем Востоке, затем в г. Новосибирске секцию по изучению приемов самозащиты. Он первый разработал пособие по рукопашному бою, проводил курсы по подготовке инструкторов обучения приемам самозащиты. В дальнейшем, работая в качестве преподавателя в Московском институте физической культуры, В. Ощепков воспитал целую плеяду продолжателей своего дела: это И.В. Васильев, Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, А.А. Харлампиев, Б.А. Сагателян и многие другие.

Настойчивым пропагандистом самбо следует считать также В.А. Спиридонова, работавшего в спортивном обществе "Динамо". Именно В.А. Спиридонов впервые в 1928 году выпустил книгу под названием "Самозащита без оружия".

Одним из основоположников самбо справедливо считают А. Харлампиева. Он много ездил по стране, изучая приемы национальных видов борьбы, а затем систематизировал их и написал учебные пособия, пользующиеся большим спросом у специалистов и любителей. Его книга "Борьба самбо11 неоднократно переиздавалась в нашей стране и переведена на многие иностранные языки. Он участвовал в подготовке выдающихся отечественных спортсменов. В знак признания его заслуг с 1982 года в Москве проводится Мемориал А. Харлампиева, в котором участвуют и зарубежные самбисты.

С 1966 года самбо получило международное признание - было включено в Международную любительскую федерацию (ФИЛА).

В 1972 году был проведен I открытый чемпионат Европы. В восьми весовых категориях первые места заняли советские спортсмены и в двух - японские. Первыми чемпионами Европы стали: В. Кюлленен, А Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Федоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Сато, С. Новиков, В. Кузнецов.

Соревнованиям предшествовал международный семинар судей и тренеров, на котором советские самбисты познакомили иностранцев с порядком проведения соревнований, правилами судейства, техникой, тактикой, методикой обучения и тренировки, с историей борьбы самбо.

В 1973 году прошел I чемпионат мира. Он был проведен в г. Тегеране (Иран). Сборная СССР завоевала 9 золотых и 1 серебряную медали. Чемпионами стали Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Ш. Чанрав (Монголия), Д. Рудман, А. Федоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.

В 1985 году на Конгрессе в г. Бильбао (Испания) было объявлено о рождении Международной любительской федерации самбо (ФИАС). В настоящее время под эгидой ФИАС самбо культивируется более чем в 40 странах мира. Созданы Американская, Европейская и Азиатская федерации. Ежегодно проводятся чемпионаты и первенства мира по всем возрастным категориям среди мужчин и женщин, личный и командный Кубок мира, чемпионаты и первенства Европы и Азии, панамериканские чемпионаты, чемпионаты мира среди студентов, чемпионат мира среди полиции и милиции, чемпионат мира среди пограничников.

Учитывая огромную популярность самбо в мире, оргкомитет I Всемирных юношеских Игр включил самбо в свою демонстрационную программу. Более 35 стран со всех континентов заявили о желании принять участие в этих соревнованиях, которые прошли летом 1999 года в Москве. 2-е место на этом представительном форуме занял пермяк Юрий Аликин, выступавший в весовой категории до 90 кг.

В настоящее время Международный олимпийский комитет рассматривает вопрос о включении борьбы самбо в программу Олимпийских игр.

Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Этот человек заложил основы самообороны без оружия в России.

«Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» — под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова — разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова — Анатолию Харлампиеву.

Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя — Дзигоро Кано.

Открытие мемориального комплекса основателю советской школы дзюдо Василию Ощепкову и его учителям работы скульптора Петра Чегадаева во Владивостоке.

Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать.

В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом Архиепископа Николая Японского.

Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку — школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано.

По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал — за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.

Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания.

В 1913 году он достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.

К этому времени он уже владел японским и английским языками. Редкое сочетание позволило ему устроиться переводчиком в царскую контрразведку. Будучи снова на родной земле, он не просто продолжил заниматься дзюдо: Ощепков уже тогда начал преподавать и продвигать это боевое искусство.

В 1914 году он открыл во Владивостоке секцию дзюдо. На тренировки к мастеру ходили почти полсотни человек, среди них и местные японцы. Ощепков продолжает жить на два мира, иногда отправляясь в Японию по заданиям контрразведки. Он также проводил российско-японские встречи по линии борьбы. Вскоре он получает и второй дан (в тогдашнем дзюдо их было пять, а не десять, как сегодня).

Но на другом конце Российской империи в стране назрели бурные перемены. Жизнь Ощепкова вновь совершает кульбит. Ощепков в начале 1920-х — человек с кинопроектором в родном Александровске. Он показывает и озвучивает немое кино.

Незаурядный послужной список мастера привлек уже советскую разведку. Под псевдонимом «Черный монах» (а после и просто «Монах») Ощепков начал собирать разведданные из оккупированного японскими военными южного Сахалина. Уже для советской власти. Он побывал в Китае, в Маньчжурии. Со временем поселился в не чужом для себя Токио.

Там Ощепкову помогал его второй дан. Подобный статус, тем более у европейца, вызывал у японской публики почет и уважение. А кодоканское прошлое помогало обрастать связями. Монах работал тонко, стараясь не вызывать подозрений у традиционно недоверчивых японцев. Но советское руководство не разделяло его подхода.

От Ощепкова требовали быстрых результатов. Призывали использовать шантаж, налаживать контакты с местными большевиками. Но он слишком хорошо знал японские нравы, чтобы рисковать.

В 1926 году Ощепкова отзывают из Японии. На этом его карьера разведчика заканчивается. Мастера дзюдо ждет следующий вызов. Он с новой силой пропагандирует японскую борьбу. На этот раз советские военные обращают внимание на него именно как на эксперта. В 1929 году Ощепкова призывают в Москву. Он начинает преподавать рукопашный бой в столичном институте физической культуры. Закладывает основы того, что впоследствии выльется в самооборону без оружия, или самбо.

Дзюдо Ощепкова не было точным копированием японских мастеров. Несмотря на то, что в то время дзюдо было еще очень молодым видом единоборств, выросшим из более архаичного японского джиу-джитсу, Ощепков видел его недостатки, то, что мешает этому боевому искусству быть наиболее эффективным в реальной схватке. Василий уделяет особое внимание другим видам борьбы: американской и другим национальным разновидностям. По его мнению, бросковая техника вольников эффективна для борьбы в одежде.

Ощепков прикладывает руку к созданию методик для обучения солдат. Но о его вкладе в популяризацию дзюдо и созданию самбо вспоминать вскоре становится опасно. Сперва в 1937-м само дзюдо вычеркивается из списка дисциплин институтов и техникумов физической культуры. Адепты боевого искусства избавились от японского названия и с осторожностью продолжили тренировки.

А японское прошлое тем временем становится проклятьем Ощепкова. В 1937-м он становится жертвой ночного ареста. Тогда советская власть преследовала «харбинцев». Долгое время обитавший на Дальнем Востоке мастер дзюдо был обвинен в шпионаже в пользу Китая и Японии.

К этому моменту Ощепков заработал проблемы с сердцем. Попал в «Бутырку» уже больным человеком. Ему так и не суждено было увидеть плод собственных трудов. Он умер спустя 10 дней после ареста.

В 1957 году , благодаря стараниям вдовы Ощепкова, Анны Ивановны (Казембек), он был реабилитирован.

В 2000-е годы в различных регионах России были организованы клубы и турниры по самбо памяти В. С. Ощепкова , в том числе Всероссийский юношеский турнир по боевому самбо памяти В. С. Ощепкова.

В честь самбиста Василия Ощепкова в 2017 году названа улица в Москве на территории жилого комплекса «Москвичка» в поселении

Если ты зашел на наш сайт и открыл раздел «О САМБО», значит, тебе это интересно или как минимум любопытно. В любом случае, прочитанное не оставит тебя равнодушным. САМБО - мощное средство самозащиты, физического и духовного воспитания - было изобретено в Советском Союзе и быстро распространилось по всему миру. Самбисты СССР завоевали много медалей высшей пробы не только в САМБО, но и в дзюдо, вольной и классической борьбе, боях без правил. Закончив спортивные выступления и выковав характер, многие самбисты стали крупными учеными, военными и политическими деятелями. Это смелые и самоотверженные люди, которых знает сегодня весь мир.

ИТАК:

САМБО (аббревиатура, образованная от словосочетания «САМооборона Без Оружия») – вид спортивного единоборства и комплексная система самообороны, разработанная в СССР. В САМБО авторы (Анатолий Харлампиев, Василий Ощепков, Виктор Спиридонов) соединили приемы многих национальных видов единоборств, в том числе грузинской чидаобы, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской, финско-французской, вольно-американской, английской, швейцарской борьбы, японских дзюдо и сумо.

История спортивных единоборств

Борьба на заре человечества помогала сохранить людям жизнь и обеспечить себя питанием. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение, и со временем борьба была осознана как средство физического развития и воспитания ценных прикладных навыков.

Первобытные бои стали спортом после возникновения правил их проведения. Первым сведениям о спортивных боях около пяти тысяч лет: они упоминаются в вавилонском и индийском эпосах, китайских летописях, их изображения есть на древнеегипетских барельефах.

В Древней Греции борьба входила в программу древних Олимпийских Игр. Кроме того, она была частью системы физического воспитания детей и юношества, включающей бег на короткие дистанции, прыжки в длину, метание копья и диска. Первые правила соревнований по борьбе были разработаны и описаны основателем Афин - Тезеем.

Традиции древнегреческой спортивной борьбы были оживлены в середине девятнадцатого века во Франции. Этот вид спорта называли сначала французской, затем классической борьбой, сейчас она носит название греко-римской борьбы.

Практически сразу французская борьба попадает в Америку. Здесь ее развитие приобретает новое направление, которое в современном спорте называется вольной борьбой.

Греко-римская борьба с самого начала была включена в программу современных Олимпийских игр, возрожденных Пьером де Кубертеном в 1886 году. А уже в 1904-м в программу Игр включена вольная борьба.

У каждого народа есть свои национальные виды борьбы. И на территории бывшего СССР их практически столько, сколько народов – в том числе грузинская чидаоба, татарская куреш, карачаевская тутуш, русская борьба в схватку. Все они, а также опыт европейской и азиатской культуры, стали основой для САМБО.

Летопись самбо

1936 год. В Московском институте физкультуры Анатолий Харлампиев защищает дипломную работу, в которой собрал и описал все приёмы, изученные им под руководством Василия Ощепкова и собранные самостоятельно.

1938 год. В Москве проходит 1-й Всесоюзный тренерский сбор, «на который съехались тренеры различных видов национальной борьбы - киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др.» («Красный спорт» 27 июня 1938 г.), и научно-методическая конференция. Старшим тренером сбора назначен ученик Ощепкова Харлампиев.

«Национальные виды борьбы нашего необъятного Советского Союза, - сказал на конференции Харлампиев, - послужили основой для создания большой общей борьбы, которую сейчас мы с вами все называем советской борьбой вольного стиля. В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных видов борьбы: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской и др.»

Он добавляет, что в систему привлечены наиболее оригинальные приемы финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо.

Синтезируемая система с первых моментов закладки своего фундамента предполагала ее открытость для всего лучшего и целесообразного, не отдавая приоритета чему-либо одному, а универсальные правила, по мысли Харлампиева, должны были дать возможность борцу любой национальности, применяя свои излюбленные приемы из народной борьбы, а также и другие, наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Именно тогда и был сделан главный вывод: до тех пор, пока будут продолжаться поиски только в области сугубо прикладных, ограниченных по количеству приемов систем самозащиты, никакой реальной самозащиты быть не может. Для этого нужен фундамент, и этим фундаментом должна стать спортивная борьба. (Харлампиев А. А., «Система САМБО»)

16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал Приказ 633 «О развитии борьбы вольного стиля». «Эта борьба, - сказано в приказе, - сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности вид спорта». Этот день и принято считать днем рождения САМБО.

25-26 ноября 1939 года в Ленинграде проводится первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля». «Борьба вольного стиля» - так называлась в то время борьба САМБО.

1940 год. Выходят первые пособия по «борьбе вольного стиля» Н. Галковского и Р. Школьникова. Издаётся учебное пособие для школ НКВД под авторством Виктора Волкова (ученик Ощепкова и Спиридонова) «Курс самозащиты без оружия "САМБО"». Автор попытался объединить наследие учителей и изложил свою концепцию обучения системе защиты и нападения. Благодаря Волкову появилось слово САМБО.

1941-1945 год. Великая Отечественная война прервала проведение соревнований по «борьбе вольного стиля» (борьбе САМБО). Но она же явилась проверкой жизнеспособности САМБО в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные на советской системе самозащиты, с честью защищали свою Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии.

1946 год. «Борьба вольного стиля» получила современное название - САМБО. Формируется понятие о системе САМБО как системе объединяющей борьбу САМБО (спортивный раздел) и самозащиту без оружия «САМБО» (боевой раздел, предназначенный для решения боевых задач).

Создается Всесоюзная секция, возобновляется проведение соревнований и тренерских сборов.

1947 год. Выходят Правила соревнований по борьбе САМБО. (Борьба самбо: Правила соревнований. - M.: «Физкультура и спорт», тип. «Кр. знамя» - 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947). Возобновляется проведение чемпионатов СССР по САМБО, которые проходят регулярно, вплоть до распада СССР в 1991 году.

1948 год. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР впервые утверждает Программу по борьбе САМБО для спортивных секций коллективов физической культуры.

1949 год. Выходит первое издание книги Анатолия Харлампиева «Борьба САМБО». Книга начинается следующими словами: «Приёмы, применяемые в борьбе самбо, в своей технике обоснованы данными науки. В одном случае - целесообразное использование рычагов тела; в другом - применение законов движения цепи звеньев человеческого тела; в третьем - достижение молниеносных движений посредством сложения скоростей и т.д. - во всех случаях в борьбе самбо успех зависит не от случайной находки удачного приёма, а от правильного анализа движений человеческого тела».

Далее в главе, посвящённой тактике, Харлампиев пишет: «В таком сложном виде спорта, как борьба самбо, одной техники, физических и волевых качеств ещё недостаточно для достижения полного успеха в соревнованиях. Тактика во всём её многообразии играет и в отдельной схватке и во всём комплексе соревнований огромную роль. Поэтому в самбо изучению наиболее рациональных способов победы над противником должно быть уделено важное место».

50-е годы XX века для САМБО ознаменовались выходом на международную арену. Всё началось с иностранных студентов, обучавшихся в Советском Союзе.

1953 год. «Воениздат» выпускает для служебного пользования две книги Харлампиева - «Боевые приёмы САМБО» и «Специальные приемы САМБО».

1957 год. Первая официальная встреча самбистов СССР с дзюдоистами Венгрии. На стадионе «Динамо» в Москве борцы Советского Союза одержали убедительную победу со счётом 47:1 над последователями японской борьбы. Наши самбисты в этой встрече боролись по правилам дзюдо. Образована первая зарубежная федерация самбо - Федерация борьбы самбо Народной Республики Болгарии.

1958 год. Проходит первый чемпионат Народной Республики Болгарии по борьбе самбо - это первый турнир такого уровня за рубежом. В Бельгии на брюссельской всемирной выставке «Экспо-58» проходит демонстрация приёмов САМБО.

1962 год. В Федерации САМБО СССР организована секция дзюдо. Самбисты продолжают активно готовиться к Олимпийским играм 1964 года в Токио, где дебютирует дзюдо.

1965 год. В Японии создаётся Федерация САМБО.

1966 год. На Конгрессе ФИЛА, который проходил в американском городе Толидо, борьба САМБО признаётся международным видом спорта. В Советский Союз впервые приезжает команда японских самбистов. Гости не смогли выиграть ни одну из четырех матчевых встреч.

1967 год. В Риге прошел первый международный турнир дружбы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Югославии, Монголии, Японии и СССР. С этого года международные соревнования регулярно проходят в разных странах мира.

1970 год. Давид Львович Рудман основывает в Москве школу «САМБО-70».

1971 год. САМБО включено в Спартакиаду народов СССР.

1972 год. В СССР, в Риге, проводится первый открытый чемпионат Европы по борьбе САМБО. В соревнованиях приняли участие спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, СССР, Югославии, Ирана, Монголии, Японии.

1973 год. Первый чемпионат мира по самбо проходит на стадионе Фарах в Тегеране. В этих соревнованиях участвовали спортсмены из Болгарии, Великобритании, Испании, Италии, Югославии, СССР, США, Ирана, Монголии, Южной Кореи и Японии.

1976 год. Выходит в свет книга легендарного мастера самбо Евгения Михайловича Чумакова «Тактика борца-самбиста», где автор отмечает: «Чтобы успешно составлять план действий, борцу нужны знания и опыт. Он должен уметь оценивать возможности свои и своих противников, иначе не сможет выбрать правильную тактику и реализовать её. Тактика - это и искусство, и одновременно наука. В борьбе самбо накоплен значительный опыт применения тактических действий, который в последние годы интенсивно суммируется и систематизируется».

1977 год. Первый Кубок мира разыгрывается в Испании в г. Овьедо. Проходит первый пан-американский чемпионат по САМБО (Puerto Rico).

1979 год. Выходит первая книга по самбо для детей. Автор Давид Рудман начинает ее словами:«Дорогой друг! Я не знаю сколько тебе лет и знаком ли ты с борьбой самбо. Но ты взял в руки эту книгу и начал её читать». И чуть ниже: «Не жди от меня сверхъестественных рецептов и таинственных секретов. Самый сверхтаинственный рецепт давно раскрыт. Спорт - это труд! Ты хочешь стать самбистом. Прекрасное желание. Но одного желания мало. Можно, лежа на диване, читать книги по самбо и мечтать стать чемпионом. Можно много и умно говорить о борьбе и знать названия всех приёмов. Но так и не уметь ничего делать. Поэтому надо работать много, самоотверженно, разумно. Искать, ошибаться, проигрывать и побеждать. И верить, сильно верить в себя, в свой характер, в свою волю».

1981 год. САМБО включено в Боливарские игры (Южная Америка).

1982 год. В Москве проходит первый международный турнир по борьбе самбо «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева». Этот турнир уже стал традиционным. САМБО включено в программу Cruz del Sur Games (Южная Америка, Аргентина).

1983 год. В Мадриде прошел первый чемпионат мира по борьбе самбо среди женщин. САМБО включено в программу Пан-американских игр.

1984 год. Подписан указ о развитии САМБО среди женщин в СССР. На учредительном Конгрессе в Бильбао (Испания) создана Международная любительская Федерация самбо, International Amateur Sambo Federation (FIAS / ФИАС), которая в 2001 году на очередном Конгрессе была переименована во Всемирную Федерацию САМБО, World Sambo Federation (WSF). Первым президентом FIAS избран испанец Фернандо Компте (Fernando Compte). Первым вице-президентом был избран Джон Хенсон (J. Henson) из Соединённых Штатов Америки.

1985 год. FIAS была включена в GAISF (AGFIS). GAISF - Всемирная ассоциация международных спортивных федераций / General Association of International Sports Federations)

1986 год. В Токио (Япония) проводится первый Кубок Азии по САМБО.

1987 год. Впервые Кубок мира по САМБО проходит на территории Африки, Касабланка (Марокко).

1989 год. Первый чемпионат мира среди юношей Нью-Джерси (США).

1997 год. В России в Международной Академии САМБО (г. Кстово) проходит XXI чемпионат мира по САМБО. Впервые за историю существования Международной любительской Федерации САМБО её возглавляет россиянин Михаил Тихомиров.

2001 год. На очередном Конгрессе Международной любительской Федерации самбо (FIAS/ФИАС), который проходил в России в городе Красноярске, было принято решение переименовать Международную любительскую федерацию САМБО, International Amateur Sambo Federation (FIAS/ФИАС) во Всемирную Федерацию самбо, World SAMBO Federation (WSF/ВСФ).

Виды самбо

Хотя изначально самбо развивалась как единая система, в настоящее время можно выделить три версии самбо:

– Спортивное самбо – это спортивное единоборство, близкое дзюдо. Однако самбисты носят куртку с «крылышками» и с прорезями для пояса, вместо штанов – шорты, а на ногах – «самбовки».

Для поединка выбирают круглый ковер вместо квадратного в дзюдо. В самбо можно делать болевые приемы на ноги, но нельзя проводить удушающие приемы, а в дзюдо – наоборот. Кроме того, в дзюдо и самбо совершенно разные системы подсчета очков.

– Искусство самообороны. Эта форма аналогична айкидзюцу, джиу-джитсу и айкидо. Приемы рассчитаны на отражение атаки как вооруженного, так и невооруженного противника.

– Боевое самбо – система, разработанная и приспособленная для нужд армии и полиции. Боевое самбо включает в себя приемы с применением оружия и без него.

Соревнования по боевому самбо напоминают современные поединки по смешанным боевым искусствам («бои без правил») и включают в себя широкое использование ударов, захватов и бросков.

Ощепков Василий Сергеевич (1892-1937 )
- родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Родился в конце декабря 1892 года (точная дата рождения неизвестна) в пос. Александровский пост на о.Сахалин. Незаконнорожденный сын каторжанки М.Ощепковой. После поражения России в русско-японской войне 1905 Южный Сахалин был отторгнут от России, и юный Ощепков невольно стал подданным Страны восходящего солнца.

Мать Ощепкова умерла, когда сыну исполнилось 11 лет. В судьбе мальчика принял участие архиепископ Японский отец Николай, человек широких взглядов, который сумел создать в Японии православную духовную миссию. В одно из учебных заведений этой миссии, семинарию в г.Киото, попал четырнадцатилетний сирота Вася Ощепков. Среди дисциплин, изучавшихся в семинарии, была борьба дзюдо. Раз в год в семинарии проводился отбор лучших учеников для обучения в знаменитом институте Кодокан-дзюдо, возглавляемом основателем дзюдо Дзигоро Кано. 29 октября 1911 Ощепков был принят в это учебное заведение, о чем в архивах Кодокана сохранилась соответствующая запись. Василий покинул семинарию в Киото и переселился в Токио, где находился институт Кодокан. 15 июня 1913 Ощепков получил первую мастерскую степень - седан (первый дан) - и подпоясал свое кимоно черным поясом. Вскоре он сдал экзамены на второй дан. Ощепков стал первым русским и четвертым иностранцем, заслужившим степень мастера по дзюдо Кодокан.

Возвратившись в Россию в 1914, Ощепков работал военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. Тогда же под эгидой Владивостокского общества "Спорт" Ощепков организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо. Кружок просуществовал до 1920 года.

По окончании японской оккупации Дальнего Востока Ощепков направился на о.Сахалин, а затем в Токио, где под прикрытием кинобизнеса вел разведывательную деятельность. Поставлявшаяся им информация в основном оценивалась в СССР как "ценная" и "очень ценная". Однако в служебной характеристике разведуправления его взгляды оценены как "сменовеховские", и в 1926 Ощепков был отозван в Советский Союз.

В 1928 приказом Реввоенсовета СССР Ощепков был назначен военным переводчиком в один из отделов штаба Сибирского военного округа и переехал в Новосибирск. Преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и штабе Сибирского военного округа.

Вскоре Ощепкова перевели в Москву, в Управление по боевой подготовке РККА. В конце 1929 при Управлении для начальствующего состава московского гарнизона были организованы курсы инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Руководителем курсов и автором программы обучения был назначен Ощепков. В самом начале 1930-х годов для гражданского населения был учрежден физкультурный комплекс, получивший название "Готов к труду и обороне". В качестве одной из норм ГТО второй ступени предусматривались приемы самозащиты для мужчин и женщин. Разрабатывать эту норму ГТО было поручено Ощепкову.

В 1929 Ощепков стал преподавателем Государственного центрального института физической культуры. Работа в Институте физкультуры дала Ощепкову уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Среди его воспитанников были В.Г.Кузовлев, В.В.Сидоров, Н.М.Галковский, И.В.Васильев, Р.А.Школьников, А.А.Харлампиев и многие другие мастера. В 1932 в Институте физкультуры Ощепков организовал первые открытые соревнования по дзюдо. В 1935 состоялись первенство Института физкультуры и первый чемпионат Москвы. Тогда же были организованы Московская и Всесоюзная секция "вольной борьбы дзюдо", председателем которой стал Ощепков.

В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: "Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей". В ночь с первого на второе октября 1937 Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался в камере Бутырской тюрьмы.

Спиридонов Виктор Афанасьевич
(основатель Самбо)

До революции Спиридонов был кадровым офицером. Но не полковником, и не гвардии. Служить начал рядовым, уйдя в армию с семнадцати лет — вольноопределяющимся, в современной терминологии — добровольцем. Получил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище. Юнкера еще осваивали тактику и фортификацию, кололи штыком чучело, а над Желтым морем у Чемульпо уже прогремели орудия «Варяга». В 1905 году в новеньких офицерских погонах Спиридонов отправляется туда, где разгорались сражения печально знаменитой русско-японской войны, в Маньчжурию.

На долю свежеиспеченного офицера выпал совсем недолгий период фронтовой жизни, но, должно быть, у подпоручика была настоящая солдатская хватка: домой он возвратился с крестом Анны и Станислава. Виктор Афанасьевич был знаком с вариантом джиу-джитсу, который оказался занесенным в Европу уже после русско-японской войны, в период мирового триумфа этой системы самозащиты. Время всеобщего увлечения джиу-джитсу отнюдь не прошло для Спиридонова даром. Был он человеком ловким и сильным, большим специалистом в военно-прикладной гимнастике, знал французскую борьбу, английский бокс и без особого труда основательно изучил японские приемы, хотя, вероятнее всего, пользовался при этом всего лишь описаниями в различных руководствах, изданных в России и за рубежом. Несмотря на фронтовые заслуги, успехи Спиридонова по службе, как и у любого армейского пехотного офицера, были невелики: истекшие десять лет приносят ему повышение всего лишь на один чин.

С первых же дней мировой войны он снова на передовой. Вторая война для командира пехотной роты поручика Спиридонова закончилась в тот самый день, когда в бою под посадом Лашевым над его головой разорвалась австрийская шрапнель. Тяжело контуженный и раненый, он год провалялся в госпиталях, а потом был «уволен от службы с произовдством в следующий чин и награждением мундиром и пенсией». Пенсия, впрочем, была мизерной. И не в те ли голодные годы пришлось раненому офицеру научиться тачать дамские ботинки? Вообще у него была уверенная хватка хорошего русского мастерового: при случае мог починить водопроводный кран, брался и за другие слесарные работы.

Революцию Спиридонов встретил в Москве. Время было нелегким для бывших офицеров: в них видели потенциальных врагов, подозревали в измене. Отставному штабс-капитану пришлось почувствовать это на себе... В девятнадцатом году он работает в Главном броневом управлении Красной Армии. А вскоре, оправившись от последствий контузии, становится преподавателем Московских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки, одного из тех учебных заведений, которым суждено было стать родоначальниками советского спорта. Среди многих дисциплин, изучавшихся курсантами, была также «защита и нападение без оружия». Должность главного руководителя по этому предмету занимал Виктор Афанасьевич.

В те далекие годы спорт, и главное, его преподавание стояли на очень низком уровне, особенно в России, где физическая культура еще не успела получить достаточного развития. Но если почти в любом из культивировавшихся тогда у нас видов спорта уже существовал пусть небольшой, но тем не менее какой-то опыт, то в самозащите не было даже этого. Более того: алчная и невежественная орава самозванных знатоков джиу-джитсу коммерческого толка успела настолько скомпрометировать эту систему, что многие из спортивных специалистов уже просто не принимали ее всерьез. Многие, но только не Спиридонов. Бросавшиеся в глаза недостатки японской самозащиты не могли помешать ему видеть ее несомненные достоинства, понимать ее «рациональное зерно». И его не испугали ни сложность, ни объем работы, которую предстояло выполнить. А начинать пришлось не то чтобы с нулевой отметки, а, если хотите, даже с отрицательной. Он вторгался в область, где все было неясно, а зачастую и намеренно запутано. Никакой методики преподавания не было и в помине. Да и какая там методика, когда единственное, с чем начинал Спиридонов — это пара десятков приемов, из которых далеко не все были достаточно надежны. Все, абсолютно все нужно было находить и решать самостоятельно: какие именно приемы он отберет и покажет курсантам, как объяснит, в какой последовательности построит обучение. Главный руководитель придирчиво отбирал только самые надежные и простые приемы, на которые можно было бы положиться в любой переделке. Этому правилу он будет неизменно следовать и в дальнейшем, в течение всех двадцати лет своей деятельности. И неудивительно, что просматривая современные руководства самообороны непременно встречаешь большее из того, на чем когда-то остановился Спиридонов. Работа, конечно, велась, что называется, на ощупь, почти вслепую. Далеко не все выходило гладко. Немало было ошибок, заблуждений. Да и могло ли их не быть при таких сложных условиях?

Главное, что с самого начала Спиридонову удается встать на тот путь, по которому пойдет развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: создание новой, «синтетической» системы, составленной из лучших приемов уже существующих систем. И тогда, всего лишь по истечении второго года работы, у Виктора Афанасьевича уже были основания говорить о преподаваемых им приемах, как о «проверенных на опыте, в жизни, обучавшимися ранее лицами». А впоследствии он вспоминал: «Впадая в начале своей работы в ошибку при определении ценности тех или иных приемов в смысле применения их к жизни, мне, тем не менее, в 1921 году, благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы. В то же время детальное изучение всех приемов, имевших применение в нашей действительности, указало новый и, как мне кажется, правильный путь.» В 1922 году перед работниками службы правопорядка была поставлена задача — постоянно совершенствовать свое стрелковое искусство и физическую подготовку. Ведь эти качества не только входили в число слагаемых, обеспечивающих успех проводимых операций, но даже гарантировали в определенной мере жизнь чекиста в опасных ситуациях. (Если, конечно, вообще могли существовать какие-то гарантии при такой изнурительной и нечеловечески напряженной службе!)

Созданное вскоре спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах спортсменов-чекистов, пограничников и милиционеров, приняло на себя солидную работу по выполнению поставленных задач. Естественно, что этому обществу, кроме всего прочего, предстояло возглавить работу в области такой специфической спортивно-прикладной дисциплины, как самозащита без оружия. И действительно, динамовская секция защиты и нападения вскоре стала общесоюзным центром по разработке техники, тактики, методики преподавания и пропаганде самозащиты. А начать всю эту деятельность и направлять ее в дальнейшем довелось, конечно же, Спиридонову. Он был в числе самых первых спортивных специалистов, пришедших на работу в новорожденное общество. И наверное, это было наиболее закономерно. В 1923 году Виктор Афанасьевич являлся наиболее знающим, если вообще не единственным специалистом в своей области. Входил он к тому времени и в спортивный актив столицы.

Все это, несомненно, предопределило его приход в «Динамо», но думается все же, что главная причина была иной. Как и прежде, на передний край Спиридонова вела сама логика его характера. Не даром же рассказывают, что этот бывший фронтовой офицер по собственной инициативе не раз участвовал в операциях по ликвидации воровских притонов вместе со своими учениками из угрозыска. Это был какой-то, может быть немного старомодный, но, поистине, рыцарь без страха и упрека... Спиридонов получил теперь огромную всесоюзную аудиторию, очень внимательную и очень нуждавшуюся в его суровой науке. И Виктор Афанасьевич не обманул ее ожидания. Несмотря на неизмеримо возросший объем работы, он трудился со свойственной ему энергией и, как всегда, с полной самоотдачей. Обучает боевым приемам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск. Вручает им то самое «невидимое оружие», которое так было необходимо в их опасном труде. И не одному здоровенному бандиту случалось изумляться тому, что скрутил его невысокий, на вид слабосильный чекист. Деятельность его в «Динамо» не только предъявляла новые возросшие требования, она давала еще широчайший простор Спиридонову для осуществления всех, даже самых смелых его планов. Решить задачу преподавания самозащиты во всесоюзном масштабе можно было только вырастив сотни хорошо подготовленных инструкторов. И вот Спиридонов работает еще и над проблемой подготовки инструкторских кадров.

Уже через несколько лет рядом с ним встала целая шеренга лучших его учеников, способных воспитывать не только рядовых самбистов, но и умелых преподавателей. Особенно выделялись двое из них: Д. А. Давыдов и М. И. Соломатин, которых Виктор Афанасьевич с благодарностью и уважением называл своими «постоянными помощниками в трудном и новом деле создания стройной системы самозащиты». Одна за другой выходят в свет три книги Спиридонова — об основных принципах его системы. Секции самозащиты (как их тогда называли — группы самосовершенствования) начинают функционировать не только в московской, но и во многих динамовских организациях: в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, на Украине, в Сибири и Закавказье. Неугомонный патриот своего дела, Виктор Афанасьевич объездил всю страну, пропагандируя приемы самозащиты. Всегда очень охотно выступал в чекистских и милицейских клубах, в учреждениях и воинских частях. Превосходный рассказчик, он умел быть интересным для любой аудитории. А. А. Харлампиев, пришедший в «Динамо» после Спиридонова, вспоминает: «Пропагандист был очень хороший. Куда бы мне не приходилось выезжать, я везде встречал огонек интереса к самбо, зажженный в свое время Спиридоновым». Виктор Афанасьевич ставил перед собой только практические цели: формирование системы самозащиты. Случилось однако так, что именно эта система стала самым первым этапом создания в нашей стране нового прикладного вида борьбы в одежде, в котором разрешалось применение болевых приемов. Того вида, который мы сегодня называем борьбой самбо. Дело в том, что полученные на занятиях боевые навыки лучше всего закреплялись и совершенствовались в вольной схватке. «Состязание является как бы высшей степенью тренировки и последним этапом совершенствования бойца при изучении самозащиты», — такого было мнение Виктора Афанасьевича. И его ученики выходили на ковер в курточках, борцовских ботинках (а чаще — просто в гимнастерках и носках) и проводили учебные схватки. Ненароком появившийся вид спорта оказался очень интересным и увлекательным. Постепенно стали организовываться соревнования и даже первенства по специально разработанным Спиридоновым правилам. Борцы разделялись на семь «весовых групп», а проведение болевых приемов допускалось не только как теперь, при борьбе лежа, но также и в стойке. Кроме того, использовались различные удушающие захваты. Все это, конечно, делало схватки сравнительно опасными и определяло высокие требования к хладнокровию, самообладанию спортсменов. «Состязающимся категорически воспрещается горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не происходила», — предписывали правила и грозили нарушителям немедленной дисквалификацией. Стоит заметить, что это с наивной прямолинейностью сформулированное предостережение «горячащимся» вошло впоследствии и в самые первые общесоюзные правила борьбы самбо. В феврале 1929 года впервые был проведен чемпионат московского «Динамо» по новому виду борьбы. В афишах, правда, для пущей общедоступности указывалось: «по джиу-джитсу». Из-за ограниченного числа участников первенство разыгрывалось только в четырех весовых категориях. И хотя считалось, что состязания эти закрытого типа, в течении всех трех дней пока проходили упорные схватки на ковре, спортзал Высшей пограничной школы и старый динамовский зал на Цветном бульваре были переполненными. Мастера самозащиты никак не могли пожаловаться на недостаток внимания со стороны болельщиков.

Интересно, что еще за полгода до этого первенства ученики Спиридонова, к тому времени уже неплохие борцы, успели получить боевое крещение в первой и единственной в истории советского спорта международной встрече по джиу-джитсу. В погожие осенние дни 1928 года вся Москва жила спортивной спартакиадой. На оживленных многолюдных улицах яркими пятнами горели красочные национальные костюмы посланцев всех республик. То и дело слышалась иностранная речь: для участия в Спартакиаде в красную столицу прибыли рабочие-спортсмены многих стран. В состав немецкой делегации вошли несколько специалистов по джиу-джитсу. Немцы выступали в московских парках с показательными схватками, демонстрируя молниеносные броски и неотразимые захваты. Японская система была тогда в новинку даже для задававших тон в спорте европейских стран. И конечно же, германских спортсменов очень удивило, что в далекой и все еще переживавшей трудности Москве оказались свои собственные мастера самозащиты. Да и не только оказались, но даже осмелились бросить им вызов. Однако самый большой сюрприз ожидал гостей впереди. Хотя они с чисто немецкой аккуратностью точно следовали всем предписаниям японских профессоров, московские парни сумели все-таки победить их в этой знаменательной товарищеской встрече. Спиридонов тщательно согласовал с немцами условия встречи.

Единственный оставшийся в живых участник этого исторического матча — почетный динамовец В. С. Харитонов — вспоминал, с каким волнением готовились они к состязанию. Борьба велась до первого удачного приема. Партнеры подбирались примерно равного веса. Состязались всего три пары — от легкого к более тяжелым весам. Первым из динамовцев вышел на ковер низкорослый энергичный Пронин и, несмотря на понятное волнение, сумел провести победный болевой прием. Вторым вступил в состязание Харитонов, чью внешне неторопливую манеру ведения борьбы товарищи в шутку называли «меланхолией». Этот «меланхоличный стиль» определил выигрыш его обладателя и победу всей советской команды. Все, что теперь могли сделать гости — это уйти от поражения «всухую», и они реализовали эту возможность: третий член динамовской команды — Василенко — ушел с ковра побежденным. Тот стиль борьбы, с которым столкнулись в Москве германские спортсмены, хотя далеко еще не стал борьбой самбо, какой мы видим ее сегодня, но уже не был и японским джиу-джитсу в точном смысле этого слова. Восемь лет упорного труда Спиридонова не пропали даром. Этот человек не мог оставаться ортодоксальным копиистом. Хорошо зная все достоинства джиу-джитсу, Спиридонов тем не менее никогда не был бездумным адептом этой знаменитой системы. Его мнение категорично и недвусмысленно: «Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать все полезное и из других систем, раз это ведет к победе».

И Спиридонов смело вводит в практику лучшие приемы из вольной и классической борьбы, в том числе и опасные — запрещенные, берет на вооружение удары из английского и французского бокса, кропотливо отыскивает самобытные приемы, рожденные боевой и бытовой практикой. Отлично понимая, что любой прием «работает» только при необходимой быстроте исполнения, начинает (едва ли не впервые в практике вообще отечественной борьбы) хронометрировать время, затрачиваемое на их проведение. При всем этом он создает не некую абстрактную систему, не самозащиту «вообще», а четко ориентированную именно на наши условия.

По этой причине, в частности, оказались в основном безжалостно выброшенными излюбленные у японцев нажатия на «чувствительные точки». Значительно отличающийся от японского тип нашей одежды сводил на нет всю эффективность таких приемов. И вот в результате многолетнего труда Спиридонова на свет появилась оригинальная система самозащиты, у которой общего с джиу-джитсу оставалось только название. От него, естественно, тоже пришлось в конце концов отказаться. Свою систему Виктор Афанасьевич поначалу именовал просто «самозащиту». Впоследствие, отдавая дань модным тогда сокращениям, назвал системой «Сам». Но, вероятно, это название было не самым удачным. В среде спиридоновских учеников рождаются новые его варианты: «самоз», и, наконец, пришедшая на смену всем остальным звонкая аббревиатура «самбо» — «самозащита без оружия».Но хотя предыстория самбо начинается именно со Спиридонова, сам он едва ли когда-нибудь задумывался об этом. Делом своей жизни он считал созданную им систему самозащиты без оружия «Сам». Для ветерана-динамовца эта система была как бы его личным вкладом в дело борьбы с преступностью. Один из учеников Спиридонова рассказывал, что Виктор Афанасьевич умер прямо на самбистском ковре, когда в наиболее тяжелые военные годы обучал приемам наших диверсантов перед заброской их в немецкий тыл. Рассказчик называл город, где это якобы произошло. И хотя было все не так, хотя в действительности Спиридонов умер дома от неизлечимой болезни, но разве рождение такой вот легенды не показывало, что старый самбист, вопреки самой смерти, остался в строю, как солдат, навечно занесенный в списки своей роты.