- 83.42 Кб

1. Введение………………………………………………………… ………..3

2. Определение полиграфического оформления издания………………...5

3. Выбор и обоснование способа печати…………………………………..6

4. Особенности изготовления печатных форм…………………………….8

5. Выбор печатного оборудования…… …………………………………....9

6. Выбор материалов для печатного процесса..…………………………..11

7. Подготовка оборудования к печати…………………………………….13

9. Брошюровочные, переплётные и отделочные операции………...……15

10. Контроль качества…………………………………………………….. .17

11. Требования к изданию, предназначенному для детей…………….....19

12. Охрана труда на полиграфических предприятиях…………………...20

13. Заключение……….………………………………………… ……….....22

14. Список литературы………………………………… ………………….23

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире полиграфическое производство характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции и применяемыми технологиями ее изготовления. Такая дифференциация спроса приводит к значительным колебаниям производственно-технических параметров изданий – форматов, объемов, тиражей. В этих условиях требуется оперативно, профессионально и правильно реагировать на изменения. Это требует знаний технологий, техники и специфики полиграфического производства.

Полиграфическое производство – это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из:

  • обработки текстовой и изобразительной информации - оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению (оригинал от лат. - первоначальный, подлинник). В результате выполнения этого процесса получают негативы или диапозитивы на прозрачной пленке, содержащие информацию печатных форм;
  • изготовления с негативов или диапозитивов комплекта печатных форм , необходимых для размножения информации;
  • печатания тиража - получения с печатных форм определенного количества идентичных отпечатанных листов, тетрадей или газет, что и является собственно размножением информации;
  • выполнения брошюровочных или брошюровочно-переплетных процессов (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных элементов) или же в некоторых случаях - отделочных процессов (лакирование отпечатанных листов и т. д.). На этой стадии продукция приобретает удобный для использования информации вид. Первые два процесса часто называют допечатными процессами, третий и четвертый могут выполняться так же, как и единый процесс на специализированном оборудовании.

В данном курсовом проекте будут рассматриваться ключевые вопросы изготовления детской энциклопедии «Мифология» с применением современных методик и форм; а также организация контроля качества продукции, которые имеют место на каждом полиграфическом предприятии.

Определение полиграфического оформления издания

Полиграфическое оформление должно соответствовать выбранному типу издания. В данном разделе приводится характеристика рассматриваемого издания, которая оформлена в таблице 1.1. По целевому назначению данное издание – научно-популярное. Оно ориентировано на детей младшего школьного возраста. По материальной конструкции - книжное. По знаковой природе информации издание тексто-изобразительное. Книга вышла единожды и поэтому не является периодичным изданием.

Таблица 1.1.

Полиграфический формат и доля листа 70 * 90 /
Объём в печатных листах 6
Объём в условно-печатных листах 7,02
Тираж 10 000 экз.
Объём издания, стр 96
Способ печати офсетная
Кол-во красок Переплёт 4+0 (и тиснение);

форзац 0+0; блок 4+4

Количество тетрадей 6
Количество сгибов в тетради 6 тетрадей по 3 сгиба
Количество страниц в тетради 16
Вид оформления форзаца Одноцветный
Внешнее покрытие книжного издания Переплётная крышка, 7БЦ
Способ комплектования блока Подборкой
Способ скрепления блока Потетрадное шитьё нитками

Выбор и обоснование способа печати

На данный момент различают три основных способа печати - глубокий, высокий и плоский офсетный способ печати.

Способом высокой печати , может быть изготовлена самая разнообразная продукция. Достоинством высокой печати являются:

Хорошая разрешающая способность;

Достаточная графическая и колористическая точность воспроизведения различных по своему характеру изображений. Наряду с достоинствами высокая печать обладает рядом недостатков:

Большая трудоемкость подготовительных операций;

Низкая степень механизации и автоматизации печатного оборудования.

Глубокая печать используется, главным образом, для выпуска иллюстрированной продукции. Достоинствами глубокой печати являются:

Высокая скорость печатания;

Возможность обеспечивания выразительных цветовых и градационных эффектов. Недостатками глубокой печати являются:

Токсичность применяемых красок;

Необходимость растрирования текста, вследствие чего текст и штриховые изображения становится неудобными для восприятия.

Офсетная печать имеет вековые традиции, ведь уже более 100 лет она остается основным способом печати, отличающимся высокой четкостью, яркостью и отличной цветопередачей, позволяющей выпускать качественную продукцию огромными тиражами и возможностью реализовывать комплексную послепечатную обработку. Плюс ко всему, офсетная печать позволяет наносить текст и изображение не только на бумагу, но и на картон. Основными достоинствами плоской офсетной печати являются:

Универсальные возможности художественного оформления изданий;

Улучшения качества и появление новых, основных и вспомогательных материалов;

Внедрение в практику гибких и эффективных вариантов формного производства. Недостатками плоской офсетной печати является:

Увлажнение, т.к. В связи с нарушением баланса "краска - увлажняющий раствор" происходят графические, градационные и цветовые искажения.

Так как перед нами детское издание, следует знать, что что книга может приносить ребенку не только пользу, но и вред, если дело касается "внешней" стороны дела - полиграфического качества издания. Нужно учесть, что при так называемой "низкой печати" книга становится источником цинкового фона. А "высокая печать" - источник других вредных летучих веществ. Наиболее безопасна "офсетная печать".

Поэтому, учитывая недостатки и достоинства всех трех основных способов печати, остановимся на способе плоской офсетной печати.

Особенности изготовления печатных форм

Формное оборудование в зависимости от используемых формных пластин - монометаллических или полиэфирных, позволяет построить формный участок по разному. Первый способ представляет собой: фотонаборный аппарат с встроенной или отдельно стоящей проявкой, участок монтажа, копировальную раму и процессор для проявки пластин. Преимущество его - низкая стоимость оборудования, возможность изготовления наиболее достоверной аналоговой цветопробы, а также возможность принимать заказы как в виде идей/слайдов/готовых файлов, так и в виде ранее выведенных пленок. Второй способ - изготовление полиэфирных форм с использованием СtР. Для этого можно использовать систему прямого вывода офсетных форм, на которой изготавливаются полиэфирные печатные формы. Возможно использование встроенной проявочной машины, двухкассетной загрузки, бокового и поперечного перфоратора.

Общая технологическая схема изготовления печатных форм плоской офсетной печати (рис. 1).

Выбор печатного оборудования

Для изготовления данного вида продукции необходима надежная производственная система для достижения высокого стандарта качества. Листовые машины имеют ряд преимуществ по сравнению с рулонными ротационными машинами:

Способность печатать на бумагах различного формата с различной массой, а также способность печатать на других материалах;

Обеспечение более точной приводки при многокрасочной печати;

Требуют меньшего расхода бумаги на технические нужды.

В связи с этим, останавливаем свой выбор на листовой ротационной машине, т.к. издание имеет большой объем иллюстраций совмещенных с текстом, и процент потери бумаги на технические нужды будет меньшим.

Для печати данного издания прекрасно подойдёт печатная машина Heidelberg Speedmaster SM 102 , со встроенной системой СРС (computer print control – компьютерный контроль печати).

Техническая характеристика машины :

Технические характеристики
Запечатываемый материал
Толщина запечатываемого материала 0,03-0,8 мм
Максимальный формат листа 720×1020 мм
Минимальный формат листа (односторонняя печать) 340×480 мм
Минимальный формат листа (печать с переворотом) 400×480 мм
Максимальная запечатываемая поверхность 710×1020 мм
Кромка захвата 10-12 мм
Печатные формы
Длина×ширина 770×1030 мм
с AutoPlate 790×1030 мм
Толщина 0,2-0,5 мм
с AutoPlate 0,2-0,3 мм
Формный цилиндр
Проточка 0,5 мм
с AutoPlate 0,15 мм
Расстояние от переднего края печатной формы до начала печати 43 мм
Офсетный цилиндр
Проточка 2,3мм
Длина×ширина армированного полотна 840×1052 мм
Высота стапеля
Самонаклад Preset 1230 мм
Самонаклад Preset Plus 1320 мм
Приемка Preset 1205 мм
Приемка Preset Plus 1295 мм
Пример конфигурации
Размеры SM 102-8-P-S с самонакладом PresetPlus
Количество печатных секций 8
Длина 15,37 м
Ширина 3,31 м
Высота 2,17 м

Описание работы

В данном курсовом проекте будут рассматриваться ключевые вопросы изготовления детской энциклопедии «Мифология» с применением современных методик и форм; а также организация контроля качества продукции, которые имеют место на каждом полиграфическом предприятии.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Определение полиграфического оформления издания………………...5
3. Выбор и обоснование способа печати…………………………………..6
4. Особенности изготовления печатных форм…………………………….8
5. Выбор печатного оборудования………………………………………....9
6. Выбор материалов для печатного процесса..…………………………..11
7. Подготовка оборудования к печати…………………………………….13
9. Брошюровочные, переплётные и отделочные операции………...……15
10. Контроль качества……………………………………………………...17
11. Требования к изданию, предназначенному для детей…………….....19
12. Охрана труда на полиграфических предприятиях…………………...20
13. Заключение……….………………………………………………….....22
14. Список литературы…………………………………………………….23

  • Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации (Документ)
  • Засурский Я.Н. (ред.) Техника дезинформации и обмана (Документ)
  • Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (Документ)
  • Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации (Документ)
  • Bignell Jonathan. Postmodern media culture (Документ)
  • Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации (Документ)
  • Презентация - Факты о курении (Реферат)
  • Рашкофф Д. Медиавирус (Документ)
  • n1.doc

    Основные этапы полиграфического производства

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).
    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.
    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Вопросы для повторения к первой теме

    1. Основные этапы становления полиграфической техники и технологии.

    2. Способы современной печати.

    3. Системы крупно- и среднетиражной печати.

    4. Системы малотиражной печати.

    5. Основные этапы полиграфического производства.

    Тема II
    ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

    Становление фотографической техники и технологии

    Фотография – это теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах – галогенсеребряных (AgHal) и несеребряных.

    Первоначально фотография возникла как способ фиксации портретных или создание натурных изображений, который занимал намного меньше времени, чем написание картины художником. Появление кино и цветной фотографии значительно увеличило ее возможности, и в ХХ веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования. Разнообразие задач, решаемых с помощью фотографии, позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

    Широкое применение фотографии в жизни человека определяет и ее многоплановость. Различают фотографию черно - белую и цветную, художественную и научно - техническую (аэрофотография, микрофотография, рентгеновская, инфракрасная и др.), плоскостную и объёмную. Понятно, что любое фотографическое изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической фотографии) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной фотографии является голография: здесь способ записи оптической информации иной, чем в обычной фотографии.

    Истоки фотографии восходят к концу XV века, когда художники, в том числе и Леонардо да Винчи, использовали камеру - обскуру для проектирования изображения на бумагу или холст, которое затем зарисовывали.

    Фотография же в собственном смысле слова возникла намного позже. Прошло более трехсот лет, прежде чем появились сведения о светочувствительности некоторых веществ и возникли приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах под действием света. В числе первых светочувствительных веществ в XVIII веке были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 году Т. Уэджвуд в Великобритании получил изображение на слое азотнокислого серебра (AgNO 3), но не смог его закрепить.

    Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Д.Ф. Араго (1786 – 1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л.Ж.М. Дагером (1787 – 1851) практически приемлемого способа фотографии, названного им дагеротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж.Н. Ньепса (1765 – 1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Так, первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры - обскуры, был получен им в еще 1826 году. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. В 1827 году он направил в Британское Королевское общество «Записку по гелиографии», в которой сообщал о своем изобретении, и образцы своих работ. В 1829 году Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс - Дагер» для совместной работы над усовершенствованием их способа. Дагер, продолжая разработки Ньепса, открыл в 1835 году способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 году уже зафиксировал видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

    Расцвет дагеротипии относится к 40 - 60 - м годам XIX века. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный У.Г.Ф. Талбот (1800 – 1877). К фотографическим опытам он приступил в 1834 году и в 1835 году получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 году. В январе 1839 года, узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла
    21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование.

    Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве фотослоя. В остальной технологии способы сильно различались: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив,
    с помощью которого можно было делать любое число отпечатков. Т.е. способ Талбота, представляющий двухстепенную негативно - позитивную последовательность процесса, стал прототипом современной фотографии.

    Во времена Ньепса, Дагера и Талбота еще не было термина «фотография». Это понятие получило право на существование только в 1878 году, когда было внесено в «Словарь Французской академии». Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые использован англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 году. Однако существует и иное мнение: впервые этот термин был использован немецким астрономом Иоганном фон Мадлером (25 февраля 1839 года.).

    Наряду с разработкой химико - фотографических процессов Дагер, Талбот и другие ученые работали над созданием и развитием фотографических аппаратов. Первые фотокамеры, разработанные ими, имели значительные размеры и массу. Так, камера Л.Ж.М. Дагера весила более 50 кг. Ф. Талбот, применяя объективы с более коротким фокусным расстоянием, смог изготовить камеры меньших размеров. Француз А. Селье в 1839 году сконструировал фотокамеру со складывающимся мехом, а также штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент, укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа.

    В 1841 году в Германии П.В.Ф. Фойхтлендер изготовил первую металлическую фотокамеру, оснащённую светосильным объективом И. Петцваля. Таким образом, конструкция большинства фотоаппаратов того периода представляла собой бокс - камеру, состоявшую из ящика с тубусом, в который был встроен объектив (фокусировка производилась выдвижением объектива), или камеру, состоявшую из двух ящиков, перемещавшихся один относительно другого (объектив устанавливался на передней стенке одного из ящиков). Дальнейшая эволюция фототехники для съёмок была связана с широким интересом к фотографии, что привело к разработке более лёгкого и транспортабельного фотоаппарата, получившего название дорожного, а также фотокамер разных типов и конструкций.

    Одновременно с модернизацией и совершенствованием фотографической техники шло развитие и химической технологии фотографии. Дагеротипия и талботипия уходят в прошлое. В 60 - 70 - х годах XIX века получает широкое распространение мокрый коллодионный процесс, который был предложен в 1851 году английским скульптором Ф.С. Арчером (1813 – 1857). Суть его состояла в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Однако малая светочувствительность фотослоя, необходимость приготовления его непосредственно перед съёмкой, а также то, что такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, являлись существенными недостатками метода, к тому же применение его ограничивалось портретными работами в павильонах.

    Активные разработки по повышению светочувствительности и созданию сухих фотослоев привели к появлению сухих броможелатиновых пластинок. Это открытие сделал английский врач Р.Л. Мэддокс (1816 – 1902), опубликовавший в 1871 году статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего компонента для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на два этапа: изготовление фотослоев и использование готовых фотоматериалов для получения негативных и позитивных изображений.

    80 - е годы стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значительной мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла шесть часов, дагеротипии – тридцать минут, калотипии – три минуты, мокром коллодионном процессе – десять секунд, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 секунды.

    Важную роль в развитии фотографии на галогенсеребряных фотослоях сыграло открытие в 1873 году немецким учёным Г. Фогелем (1834 – 1898) оптической сенсибилизации (от лат. sensibilis – чувствительный ). Он установил, что расширение спектральной области чувствительности слоев можно достичь введением в них красителей, поглощающих свет более длинных волн, чем галогениды серебра, которые избирательно чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам, т.е. коротковолновым лучам. Фогель показал, что добавление в эмульсию жёлто - красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам. Спектральная сенсибилизация позволила не только улучшить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. Таким образом, к концу XIX века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластичной, лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

    Американский фотолюбитель Г.В. Гудвин (182 – 1900) стал изобретателем фотоплёнки. В 1887 году подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Создание фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854 – 1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически. Это изобретение имело очень большое будущее. Так,
    к 70 - м годам ХХ века около 90% всех выпускаемых AgHal - фотоматериалов составляли фотоплёнки. В современном ассортименте фотоматериалов плёнки обычно являются негативными, бумаги – позитивными.

    В современной фотографии распространение получил также и вариант черно - белой фотографии на AgHal - слое, основанный на процессе с «диффузионным переносом». В нашей стране этот процесс реализован в фотосистеме «Момент», за рубежом такие системы впервые разработала фирма «Поляроид» (США). Система включает крупноформатную (размер кадра 9 х 12 см) камеру, негативную AgHal - фотоплёнку, обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования, и приёмный, позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному слою при той же перемотке. Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.

    Особую группу процессов на AgHal - фотослоях составляют процессы цветной фотографии. Их первоначальные этапы те же, что и в черно - белой фотографии, включая возникновение скрытого изображения и его проявление. Однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количество которых на каждом участке фотослоя контролируются проявленным серебром, само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в черно - белой фотографии, здесь существуют как раздельный негативно - позитивный процесс с печатью позитивов либо на специальной цветной фотобумаге, либо на плёнке, так и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фото-
    материалах.

    Цветная фотография стала крупным шагом в развитии фотографических технологий. Первым, кто еще в1861 году указал на возможность применения цветовоспроизведения в фотографии, был английский физик
    Дж. К. Максвелл. Опираясь на трёхкомпонентную теорию цветового зрения, он предложил получать тот или иной заданный цвет. Согласно Максвеллу, любая многоцветная картинка может быть подвергнута цветоделению на синий, зелёный и красный диапазоны видимого спектра. Затем аддитивным синтезом указанные лучи могли быть спроецированы на экран. Результаты проведенных экспериментов показали, что, например, свет с преобладанием синих и зелёных лучей образует на экране голубой цвет, синих и красных – пурпурный, зелёных и красных – жёлтый, синие, зелёные и красные лучи равной интенсивности при смешении дают белый цвет.

    Цветоделение и аддитивный синтез (по Максвеллу) осуществлялись следующим образом. Объект снимали на три черно - белых негатива через синее, зелёное и красное стекло. Затем печатали на прозрачной основе черно - белые позитивы и пропускали через эти позитивы лучи того же цвета, что и применявшиеся при съёмке светофильтры, проецировали на экран три частичных (одноцветных) изображения, совмещением которых по контуру получали цветное изображение объекта съёмки. Аддитивные процессы нашли некоторое применение, например в первых вариантах цветного кино. Однако из-за громоздкости съёмочных и проекционных камер и сложности совмещения частичных изображений они постепенно утратили практическое значение.

    Более удобным оказался так называемый растровый метод. Окрашенные в синий, зелёный и красный цвета зёрна крахмала наносились на растры, которые располагались между стеклом или плёнкой и светочувствительным слоем. При съёмке окрашенные элементы растра служили цветоделящими микросветофильтрами, а в позитивном изображении, полученном путём обращения, – элементами цветовоспроизведения. Первые растровые фотоматериалы, так называемые автохромные пластинки, были выпущены в 1907 году фирмой «Люмьер» (Франция). Однако из - за плохой резкости полученных изображений, недостаточной яркости растровая цветная фотография уже
    в 30 - е годы ХХ века уступила место методам, основанным на так называемом субтрактивном принципе синтеза цвета.

    В этих методах используется тот же, что и в аддитивных процессах, принцип цветоделения, а цветовоспроизведение осуществляется вычитанием из белого света основных цветов. Это достигается смешением на белой или прозрачной основе различных количеств красителей, цвета которых являются дополнительными к основным – соответственно жёлтого, пурпурного, голубого. Так, смешением пурпурного и голубого красителей получают синий цвет (пурпурный из белого цвета вычитает зелёный цвет, а голубой – красный), жёлтого и пурпурного красителей – красный цвет, голубого и жёлтого – зелёный. Смешением равных количеств всех трех красителей получают чёрный цвет. Впервые (1868–1869) субтрактивный синтез цвета осуществил французский изобретатель Л. Дюко дю Орон.

    Наибольшее распространение в современной любительской и профессиональной кино - и фотосъёмке и цветной печати получили субтрактивные процессы на многослойных цветофотографических материалах. Первые такие материалы были выпущены в 1935 году американской фирмой «Истмен Кодак» и в 1938 году германской фирмой «Агфа». Цветоделение в них достигалось путём избирательного поглощения основных цветов тремя галогенсеребряными светочувствительными слоями, размещенными на единой основе, а цветное изображение – в результате так называемого цветного проявления с использованием органических красителей, основы которого были заложены немецкими химиками Б. Гомолька и Р. Фишером в 1907 и 1912 гг., соответственно.

    Цветное проявление осуществляется с помощью специальных проявителей на основе цветных проявляющих веществ, которые в отличие от черно - белых проявляющих веществ, не только превращают галогенид серебра в металлическое серебро, но и участвуют вместе с присутствующими в эмульсионных слоях цветными компонентами в образовании органических красителей.

    Наряду с широким распространением «серебряных» фотоматериалов
    в фотопроизводстве применяют и бессеребряные технологии, которые основаны на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. В них используют фотохимические процессы в веществе, растворённом в связующей среде, фотоэлектрические процессы на поверхности тонкого слоя электризованного полупроводника, фотохимические процессы непосредственно в полимерных плёнках и тонких поликристаллических слоях.

    Достоинством бессеребряных фотоматериалов является одно- или двухстадийная обработка, короткое время получения на них изображения, высокая разрешающая способность, дешевизна (в 4 раза дешевле черно - белых галогенидосеребряных). К недостаткам бессеребряных материалов относят низкую светочувствительность по сравнению с галогенидосеребряными фотоматериалами. Большинство из них чувствительны к свету только
    в УФ - области спектра, они плохо передают полутона. По этой причине они не применяются для прямой фотосъёмки, на них невозможно или трудно получать цветные изображения. Тем не менее бессеребряные фотоматериалы используются при микрофильмировании, копировании и размножении документов, отображении информации и других областях.

    Таким образом, последовательность действий при получении фотографии включает несколько стадий. Первая стадия состоит в создании на поверхности светочувствительного слоя распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу. Под действием света в светочувствительном слое происходят химические или физические изменения, различные по силе в разных его участках. Интенсивность этих проявлений определяется экспозицией, действовавшей на каждый участок светочувствительного слоя. Вторая стадия связана с усилением произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором. На третьей стадии происходит стабилизация возникших или усиленных изменений, которая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для просмотра, анализа, извлечения информации из полученного изображения.

    Список работ, которые необходимо выполнить до того момента, как Ваш заказ отправится на печать, во многом зависит от степени готовности предоставленных нам материалов.

    Как при проведении процесса печати, так и при подготовке к этому процессу, очень важен профессиональный и ответственный подход. Наиболее оптимальный вариант изготовления печатного изделия -заказывать дизайн, допечатную подготовку и печать в одной компании. В этом случае специалисты компании-изготовителя могут и должны отвечать за результат на всех этапах подготовки изделия, а также за качество конечного продукта печати. К сожалению, так случается нечасто. Обычно приносят уже готовый макет изделия, который специалистам по допечатной подготовке приходится дорабатывать и приспосабливать к особенностям конкретного производства. Однако, в любом случае мы идем навстречу пожеланиям заказчика: готовим к выпуску изделии , удовлетворяющие самым разным их требованиям, оптимизируем уже имеющиеся макеты для создания печатного продукта.

    Любая печатная продукция готовится в три этапа:

    1) Допечатная подготовка , включая изготовление печатных форм - все эти операции, связаны с компьютерной обработкой изображения, изготовлением фотоформ (пленок) и, собственно, печатных форм (клише, пластин, трафаретов).

    2) Печать тиража . Это основной этап изготовления печатной продукции. Основными способами печати на данный момент являются и . Для изготовления упаковки и этикетки используется способ флексографии. Существуют также и другие способы печати, каждый из которых предназначен для решения определенного класса задач. Но здесь мы остановимся только на двух основных способах печати.

    Оперативная полиграфия незаменима при изготовлении печатной продукции до 1000 экземпляров. В этом случае Вы сэкономите не только время, но и деньги. Пользуясь услугами оперативной полиграфии, можно распечатать бланки, листовки, буклеты, каталоги, брошюры, открытки, календари, наклейки, плакаты, визитки и т.д., то есть все, что не только поможет в работе, но и будет рекламировать вашу деятельность.

    При печати больших тиражей более экономичным является офсетный способ печати . Офсетный способ печати, как никакой другой, обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции.

    3) Послепечатная обработка и отделка . Послепечатная обработка включает в себя: брошюровку, фальцовку, биговку, переплетные работы, высечку и др. Послепечатная обработка включает также специальные отделочные работы, направленные на улучшение внешнего вида готового продукта печати: , склейка, и др. Отделочные работы придадут Вашей печатной продукции индивидуальность и неповторимость.


    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.



    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Технологическая цепочка выпуска печатного издания, зависит от его типа. Как правило, современные редакции располагают собственными выводными устройствами - фотонаборными автоматами или лазерными принтерами - и доставляют в типографию готовые фотоформы. Если редакция располагает специально выделенным каналом связи, то в типографию отправляется файл печати, с которого изготавливаются негативы или диапозитивы.

    Формные процессы

    Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

    Многостраничные издания обязаны предоставлять типографиям спусковой макет - эталон сверстанных полос издания с раскладкой их на печатном листе.

    Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос, но, к сожалению, в России эта технология до сих пор по многим причинам «не прижилась». Ситуация абсурдная: во время допечатных процессов редакции стараются экономить минуты и даже секунды, затрачивая материальные ресурсы на приобретение самого современного оборудования и на высококвалифицированных (а следовательно, и высокооплачиваемых) специалистов, а в типографии во время монтажа полос теряются часы, так как данная операция производится по устаревшей технологии:

    Первоначально фотоформы обрезают с четырех сторон на резаке;

    Согласно спусковому макету делают разметку на миллиметровой бумаге;

    Перфорируют прозрачную монтажную основу (астралоновые листы), накладывают ее на миллиметровку, чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки;

    Далее астралон надевают на штифты монтажного стола и при помощи клейкой ленты (скотча) начинают склеивать фотоформы; после монтажа фотоформ для одной краски (если издание полноцветное) вся процедура повторяется для каждой последующей краски.



    Произвести одинаково монтаж фотоформ для четырех красок невозможно, поэтому эффект «несовмещения» при ручном монтаже неизбежен. Применение электронного монтажа полос представляет собой еще один «своеобразный» этап макетирования: вместо отдельной страницы верстается целиком печатный лист. Если все параметры настроены правильно, эффект несовмещения исключается, кроме того, временные затраты на подготовку спуска полосы значительно сокращаются.

    Для получения печатных форм смонтированные фотоформы размещаются на покрытой светочувствительным слоем печатной пластине. Засвечивание происходит в копировальной раме мощным источником света. Далее печатная пластина подвергается химической обработке.

    Большинство изданий в настоящее время печатаются офсетным способом. В качестве формного материала обычно применяются алюминиевые, предварительно покрытые светочувствительным слоем пластины. Технология «Компьютер- печатная форма»

    Первые опыты по экспонированию печатных форм лазерным лучом (СТР технологии) начались еще в 1981 г

    Для того чтобы получить полиграфическую продукцию офсетным способом печати, должны быть осуществлены следующие операции

    1. Набор текста.

    2. Сканирование и обработка изобразительного материала.

    3. Верстка.

    4. Вывод цветоделенных фотоформ на фотонаборный автомат (экспонирование сверстанных полос с последующей химико-фотографической обработкой фотоматериала).

    5. Получение цветопробных аналоговых отпечатков.

    6. Монтаж фотоформ.

    7. Изготовление печатных форм (засветка очувствленных" металлических пластин через фотоформы в копировальной раме.).

    8. Печать тиража.

    9. Послепечатные процессы.

    Технология «Компьютер - печатная форма» позволяет исключить операции 4-6, так как лазерный луч воздействует непосредственно на печатную форму.

    Очевидные преимущества технологии «Компьютер - печатная форма» заключаются в том, что оперативность подготовки печатной продукции существенно повышается из-за сокращения технологической цепочки производимых операций. В то же время качество оттисков возрастает

    Печатные процессы

    Получение идентичных оттисков с печатной формы на воспринимающей поверхности называется печатным процессом. Типографская краска наносится на печатную форму и, в зависимости от способа печати, прямо или косвенно переходит на бумагу под воздействием печатного цилиндра, оказывающего давление.

    Для получения полиграфической продукции оптимального качества большое значение имеет правильный подбор полиграфических материалов: при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. В редакциях СМИ при подготовке сверстанных изданий на выводное устройство необходимо правильно заложить параметры точки растискивания, которая напрямую будет зависеть от впитывающей способности бумаги, чтобы растровые печатные элементы имели на оттиске заданную величину. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приведет к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

    Для каждого из способов печати применяются определенные краски и типы бумаг, все печатные СМИ стремятся к достижению оптимального результата при одновременном снижении себестоимости тиражной продукции, поэтому знание свойств полиграфических материалов, возможностей печатных машин и соответствующих этому характеристик допечатной подготовки необходимы руководству и техническим службам изданий всех типов для успешной работы в условиях рыночной экономики.