Ханко - человек и пароход полуостров и городок (по финским понятиям - город) на западе Финляндии, и вдобавок самая южная ее точка. По-русски Ханко называется, представьте себе, Гангут. Неподалеку произошло знаменитое Гангутское сражение, о котором был мой вчерашний пост .

Вообще эту часть Финляндии обязательно стоит посетить уже хотя бы потому, что она АБСОЛЮТНО НЕПОХОЖА на Финляндию, привычную нам. Климат здесь переходный от морского к умеренно-континентальному и природа в первую очередь заставляет удивиться - изрезанное морем с многочисленными шхерами побережье, сосняки на песчаных дюнах, но главное - дубравы! Многочисленные дубовые леса, определившие и название городка неподалеку - Таммисари, что значит "Дубовый остров".

Но еще примечательнее сам город Ханко, находящийся на одноименном полуострове.

В начале ХХ века мой прадедушка из года в год снимал дачу в Гунгенбурге. Гунгенбург расположен на другой стороне Финского залива и теперь называется Усть-Нарва. Я съездил туда прошлым летом ради интереса и несколько ужаснулся, не понимая, что же хорошего находил там прадедушка. Теперь я думаю, что нынешний Ханко - это некое подобие Усть-Нарвы дореволюционной, не доведенной советской властью до своего нынешнего плачевного состояния. Но об этом надо будет написать отдельный пост.

Впрочем, у Ханко тоже история непростая, и как вопреки обстоятельствам он смог сохранить свой облик курорта XIX века - загадка.

С 1809 по 1917 г. Ханко находился в составе Российской империи, с декабря 1917 принадлежит Финляндии.

3 апреля 1918 года именно в Ханко сошли на берег немецкие войска. Высадка немцев ознаменовала собой победу над красными и конец ГРАЖДАНСКОЙ войны в Финляндии (была и такая, но длилась она недолго - всего 3,5 месяца).

В честь этого события на месте высадки десанта в 1921 году на добровольные пожертвования, собранные по всей Финляндии, поставили памятник. Скульптор Бертель Нильссон создал монумент, на котором был высечен барельеф немецкого солдата, а также следующий текст на шведском, финском и немецком языках: "Немецкие войска высадились в Ханко 3 апреля 1918 года, чтобы помочь нашей стране в ее борьбе за свободу. Пусть и в грядущие времена этот камень напоминает о нашей благодарности". Памятник был торжественно открыт при большом стечении народу.

Но мирному договору, заключенному после Зимней войны в 1940, Ханко, по дипломатичному выражению Большой советской энциклопедии , был "передан Финляндией на 30 лет в аренду СССР, и на нём была создана военно-морская база."

"С начала Великой Отечественной войны 1941-45 по декабрь 1941 гарнизон базы 165 дней героически оборонял Х. и прилегающие к нему острова. Перед нападением на СССР немецко-фашистское командование потребовало от финского командования быстрого захвата Ханко...
В ночь на 1 июля 1941 противник (то есть арендодатель ) пытался внезапным штурмом овладеть Ханко, но был отбит и перешёл к длительной осаде, систематически обстреливая Ханко артиллерийским и миномётным огнем. Противник вел активную оборону, высаживая десанты на ближайшие острова; с 5 июля по 23 октября было очищено от противника 18 островов. ...
По мирному договору 1947 с Финляндией СССР отказался от своих прав на аренду полуострова Ханко".

Граница "арендованной" Советским Союзом территории сохранилась, и в настоящее время у дороги, ведущей в город Ханко, имеется соответствующий музей "Линия фронта".

Но вернемся к памятнику в честь окончания гражданской войны. Судьба его оказалась не такой простой, как у монумента русским морякам, павшим в Гангутском сражении , о котором я писал раньше - финны и шведы сохранили русский памятник, просто поставив рядом свой.

Когда жители Ханко вернулись в город после его освобождения от арендаторов, монумент оказался разобран. К 1943 году его отремонтировали и установили заново. На этот раз на нем написали такой текст:
"Враг осквернил и разрушил памятник в 1940-1941 гг. Он восстановлен в 1943 году в подтверждение нашей непреклонности.

В 1946 году монумент был разобран по требованию советской контрольной комиссии.

Он был возвращен на свое место в 1960 году уже без барельефа, изображающего немецкого солдата, и без прежнего текста. Теперь на нем просто значится "За свободу".

Будем надеяться, что мрачные времена Ханко навсегда в прошлом. Теперь это прелестный курортный городок, раскинувшийся своими деревянными виллами на поросших сосновым лесом песчаных дюнах и гранитных скалах. Город, в котором 30 километров морских пляжей в очаровательных бухтах, разделенных гранитными мысами.

Виллы разбросаны вдоль берега, да и по всему городу.

Многие из них имеют названия, какие-то безымянны. Часто используются под пансионы - во всяком случае можно увидеть объявления о сдаче комнат.

В солнечный день трудно представить себе, что вы всего в нескольких часах езды от Петербурга на... север!

В городке много кафе и ресторанов с открытыми террасами и продают смешные туристические сувениры по несмешным ценам.

Летом на улицах почти и не встретишь народу, кажется - все на пляже, хотя на чистейшем песке полно свободных мест.

В таких бухтах приятно распить бутылочку прохладного белого и провести день в мыслях о вечном. Хотя я бы, пожалуй, начал утро с прохладного брюта.

Но достопримечательности Ханко не ограничиваются вышеописанным монументом. Если прогуляться по берегу вдоль череды вилл и пройти через сосновый лес, можно выйти к еще одному примечательному объекту.

История кафе, стоящего на гранитной скале у моря, связана с именем маршала Карла Густава Маннергейма, с тем периодом его жизни, когда в 1920-х годах он временно удалился от государственных дел.

Процитируем книгу Элеоноры Иоффе "Линии Маннергейма":

"С 1921 года [Маннергейм] арендует, а в 26-м и покупает у муниципалитета остров с постройками в двух километрах от Ханко, ремонтирует и обставляет там дом. На соседнем островке было кафе "Африка", куда наезжали посетители с контрабандным алкоголем в карманах (с1919 по 1932 год в стране царил "сухой закон"). В конце концов Маннергейму наскучила беспокойная разношерстная публика: он арендовал и этот островок вместе в кафе, переименовал заведение в "Избу четырех ветров" и с блеском исполнял роль хозяина, принимая там своих гостей, иногда весьма знатных - например, голландского принца Хенрика. Увлеченный игрой во владельца поместья, Маннергейм пытался разводить цветы, но без особого успеха - на скальном грунте цветы не приживались, и к тому же острова действительно насквозь продувались всеми ветрами.

кстати сказать, закон о запрещении алкогольных напитков Маннергейм и сам несколько раз нарушал. Он даже получил по этому поводу занятное письмо. Просматривая корреспонденцию, генерал часто оставлял пометки - стало быть читал внимательно. Он и на сей раз подчеркнул красным карандашом фразы, содержавшие основной пафос этого анонимного послания, и отметил кульминацию восклицательным знаком:

24.2.1925

Уважаемый Белый Генерал

Прочитав сегодня, что присутствие Белого Генерала на вечере Инвалидов вызвало восхищение среди бывших воинов, не могу не сожалеть об обстоятельстве, из-за которого мы, матери Финляндии, не можем, как мы того горячо желали бы, сделать Вас идеалом национального достоинства для наших сыновей.
А именно: общеизвестно, что Вы не чтите некоего установленного народом закона, но появляетесь на общественных мероприятиях настолько растроганным крепкими напитками, что публика это явно замечает. (!)
Наши сыновья нуждаются в идеальных личностях, примеру которых они хотели бы следовать в жизни, и родители тоже в них нуждаются, но они не могут в нынешней ситуации сказать сыновьям: примите Белого Генерала за свой жизненный идеал - именно по вышеназванной причине.
Возможно ли изменение в этом поистине достойного сожаления деле?

Желание побывать на Ханко появилось у меня довольно давно. Еще в далеком детстве была прочитана книга В. Рудного "Гангутцы" об обороне ВМБ Ханко - пожалуй, единственная группировка РККА и ВМФ, в первые месяцы ВОВ не уступившая ни пяди советской территории. Примерно в то же время в ленинградском Военно-морском музее были тщательно просмотрены экспонаты и материалы по знаменитому Гангутскому сражению (на прошлой неделе был 300-летний юбилей этого сражения).

Для исполнения этого желания было необходимо 1) обрушить железный занавес (справились без меня) и 2) наличие свободного времени. Со вторым пунктом были определенные проблемы, но и они были решены - для проведения акции были выделены 2 дня и 3 ночи. После тщательного изучения всех возможных вариантов десантирования был выбран ночной автобус до Хельсинки и забронировано авто напрокат из Х. до Ханко и обратно. Возвращение в Питер было запланировано более интересным путем, но это к делу уж не относится. Поддержку в пути оказывал специально подготовленный друг (в хорошем смысле этого слова).

Утро в Хельсинки. До открытия автопроката еще 3 часа... Прошу прощения за качество фоток - Нокиа Ц7 это такая Нокиа...


В порту Х. все спокойно.

Забрали машину и за 1,5 часа доехали до Фронтового музея (Hanko Front Museum / Hangon Rintamamuseo) - наша основная цель. На карте он отмечен большой красной точкой (в районе перешейка, рядом с городком Лаппвик - на бывшей границе и, в последствии, линии фронта).

У входа стоит довольно древняя пушка, калибр на уставший глаз: 152 мм. Местные вандалы оставили свои секретные знаки на стволе.

Местность около музея вполне фронтовая.

Противотанковая оборона у финнов. У гарнизона нашей ВМБ действительно было несколько танков.

Сам музей представляет из себя аккуратный барак, набитый интересными артефактами. Видно, что делом занимаются местные энтузиасты. Посетителей немного.

На стенах кустарные плакаты на тему советско-финско-германских отношений. Судя по всему финны недовольны, что их страну отнесли тогда к советской зоне влияния (согласно пакту Молотова-Риббентропа).

Много фотографий наших бойцов и моряков.


Схема боя у маяка Бенгтшер (один из немногих успехов финнов в островных операциях около Ханко). Финнам тогда удалось подвезти подкрепления на остров почти одновременно с нашим десантом и уничтожить его, а также нанести урон охранению. Вот рассказ о том бое .

Советская "секретная" карта с обозначениями частей.

Модель железнодорожной артиллерийской установи ТМ-3-12, принимавшей участие в обороне Ханко. Фины её захватили, починили (потратили кучу сил и средств), а потом внезапно наступило лето 1944 г., и установку попросили обратно. Пришлось отдать - без единого выстрела. Теперь оригинал стоит в питерском Музее железнодорожной техники.

В музее есть множество стендов, напрямую не имеющих отношения к Ханко или даже к Финляндии. Например, стенд о линкоре "Марат", серьезно поврежденном 23 сентября 1941 г. в результате немецкого авианалёта. Согласно немецкой историографии, он был уничтожен - что скорее верно, ибо плавучая орудийная платформа с оставшимися тремя башнями уже не являлась линкором.

Сильно подозреваю, что часть стендов готовили местные школьники в качестве заданий по истории. Тем не менее, музей интересен и я рекомендую его посетить.

Адрес: Hankoniementie, 10820 Hanko.
Как добраться: на электричке из Хельсинки или на машине.
Время работы: обычно летом, в этом году с 18 мая по 31 августа, ежедневно с 11.30 до 18.30.
Цена билета: 4 Евро.
Официальный сайт: www.frontmuseum.fi (не работает уже несколько нет, возможно, никто этого пока еще не заметил - финны же).

На следующий день мы осмотрели советское военное кладбище недалеко от города. Моё ожидание найти там могилы защитников острова не оправдалось - это было кладбище военнопленных, умерших на полуострове после того, как фины организовали там лагерь военнопленных. Состояние кладбища весьма ухоженное, спасибо финнам и, вероятно, соответствующим договорам с РФ/СССР.

Сам городок Ханко (одноимённый с полуостровом) просто идиллический. Вид на гавань.

Множество симпатичных бухточек с дачами.

Питерская погода на Ханко (это было на второй день нашего путешествия, перед отъездом).

Памятник немецким участникам Фрайкорпс (Немецкий балтийский дивизион), которые высадились в апреле 1918 года в порту для участия в подавлении Красной Финляндии (подавили успешно, как и свою Баварскую республику, о чём финны до сих пор не жалеют). В 1941 году советские политработники посильно отомстили: скинули львов в море. После эвакуации нашей ВМБ финны их, видимо, подняли и опять поставили на законное место.

Расстановка сил сторон

СССР

С началом войны перед базой Ханко (командир гарнизона базы генерал-майор (с 16 сентября генерал-лейтенант береговой службы) С. И. Кабанов , военком бригадный комиссар А. Л. Расскин) была поставлена задача обороны и отражения атак противника для обеспечения свободных действий Балтийского флота в этом районе.

Для отражения морского и воздушного десанта территория базы была разбита на два боевых участка, контролируемых манёвренными группами сухопутных войск. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко , один из которых был обращён фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны.

Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны. Общая численность гарнизона базы составляла 25 300 человек, также на Ханко находилось около 4500 советских гражданских лиц.

На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка: 270-й и 335-й стрелковые полки по 2700 бойцов каждый, 343-й артиллерийский полк (36 орудий)), 297-й танковый батальон (33 танка Т-26 и 11 танкеток), 204-й зенитный артиллерийский дивизион, сапёрный батальон, батальон связи. Сектор береговой обороны располагал 2 железнодорожными артиллерийскими батареями (3 сверхтяжёлых орудия ТМ-3-12 калибра 305 мм и 4 тяжёлых орудия ТМ-1-180 калибром 180 мм), 10 стационарными батареями (после начала войны их число возросло до 15) с орудиями калибром от 45 до 130 мм, 10 вспомогательных катеров. Противовоздушную оборону базы осуществлял участок ПВО: 3 зенитных артиллерийских дивизиона (12 76-мм батарей, в которые входило 48 орудий), 2 зенитно-пулемётные роты (26 пулемётов), 2 прожекторные роты.

Кроме того, на Ханко находились строительные части - 4 строительных батальона, 1 инженерный батальон, 1 дорожно-восстановительный батальон, 1 сапёрный батальон, 1 отдельная строительная рота. Было значительное количество мелких частей: 8 пограничный отряд НКВД Прибалтийского пограничного округа, морской пограничный отряд (4 катера «малый охотник»), 81-я отдельная эскадрилья гидросамолётов (9 гидросамолётов МБР-2 , 3 буксировочных катера), комендатура с подчинённой отдельной местной стрелковой ротой, управление военной железной дороги с подчинённым железнодорожным батальонов, 2 госпиталя.

Военные действия

Первые дни войны

На Балтике для поддержки группы армий «Север» и действий против советского Балтийского флота немецким командованием было выделено около 100 кораблей, в том числе 28 торпедных катеров , 10 минных заградителей , 5 подводных лодок , сторожевые корабли и тральщики .

События в Ханко стали разворачиваться сразу же после начала «Барбароссы». Вечером 21 июня на Ханко был получен сигнал наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова , после чего все части немедленно выведены из казарм на оборонительные позиции, зенитные части подготовлены к отражению воздушной атаки, в море выведены корабельные дозоры, выполнено полное затемнение. С 22 по 25 июня, до вступления в войну Финляндии, боевые действия против Ханко вела Германия. Её военно-воздушные силы бомбардировали Ханко уже 22 июня вечером в 22:30 (в налёте участвовало 20 самолётов) и во второй половине дня 23 июня (30 самолётов), тогда как финны лишь наблюдали за происходившим со стороны. Аналогичной активностью в период так называемого «трёхдневного нейтралитета» Финляндии (22-25 июня) отличались вокруг Ханко и немецкие военно-морские силы. Оба отряда германских торпедных катеров каждую ночь бороздили воды Финского залива, совершенно не принимая во внимание дипломатическое положение Финляндии.

Оборона базы вынудила и без того небольшие военно-морские силы Финляндии разделиться на две части, препятствуя сквозным сообщениям финнов в Финском заливе.

ВМБ Ханко подвергалась ежедневным артиллерийским обстрелам врага (в день на её территории разрывалось от 2000 до 6000 снарядов). К обстрелам базы привлекались и самые крупные корабли финского флота - броненосцы береговой обороны «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен» . Периодически базу бомбила финская авиация.

С первого момента существования базы она строилась со значительными сухопутными укреплениями из-за своего расположения на территории потенциального противника. Географические и навигационно-гидрографические особенности района военно-морской базы Ханко определили и формы её обороны, свойственные шхерно-островной позиции. В меру возможностей, путём постановки минных заграждений, был стеснён манёвр неприятельских кораблей на шхерных фарватерах. Захват 18 островов значительно усилил оборону полуострова. Безуспешные попытки прямых штурмов с суши вынудили противника перейти к долговременной осаде базы и к потере возможности нападать с флангов (занятых к тому времени советскими морскими пехотинцами). Подрыв и гибель на советском минном заграждении финского броненосца береговой обороны «Ильмаринен » 13 сентября заставил финнов отказаться от обстрелов базы со стороны моря.

Обороне Ханко благоприятствовало сохранение на полуострове аэродрома. Даже относительно небольшое число самолётов-истребителей и разведчиков, которыми располагало командование военно-морской базы, в значительной степени способствовало успешности стрельбы береговой артиллерии, высадкам десантов на острова и отражению налётов самолётов противника. Важную роль в обороне Ханко сыграла авиация базы. В исключительно трудных условиях она поддерживала действия войск и высадку десантов, вела разведку, наносила удары по кораблям, батареям и аэродромам противника. В период с 22 июня по 28 августа авиация базы уничтожила 24 вражеских самолёта без потерь от противника в воздухе. Один самолёт (И-153) и два лётчика были потеряны в результате несчастных случаев. Особенно успешно воевали лётчики-истребители А. К. Антоненко (11 побед, в том числе 5 личных), П. А. Бринько (над Ханко - 10 побед, в том числе 4 личных), Г.Д Цоколаев (за период боев за Ханко - 2 личные и 4 групповые победы), А. Ю. Байсултанов (в период боев за Ханко - 1 личная и 2 групповые победы). Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза .

Сражения на сухопутном фронте в июле

1 июля база подверглась первой атаке с сухопутной линии фронта. После мощной артиллерийской подготовки в атаку перешёл усиленный разведотряд (2 роты шюцкоровцев , шведский добровольческий батальон) атаковали стык обороны советских батальонов у станции Лаппвик с целью расчистить путь ударной группировке финнов. Им удалось вклиниться в советскую оборону, но после 6-часового боя и удара советской артиллерии нападающие были отброшены в исходное положение с потерями . В этот же день финская полурота пыталась захватить остров Крокан (гарнизон - 22 бойца), но была отбита, потеряв 9 убитых.

В ночь на 7 июля и 8 июля были предприняты ещё две сильные атаки финнов на сухопутном фронте. В их отражении решающую роль сыграла сильная советская артиллерия. По советским данным, в бою 7 июля финские потери составили до двух рот пехоты. После этого активные боевые действия на сухопутном фронте прекратились. Вместо масштабных боёв велись ежедневные артиллерийские дуэли и снайперская борьба (лучший советский снайпер краснофлотец Григорий Михайлович Исаков уничтожил 118 солдат врага).

Борьба за острова

С середины июля основная тяжесть борьбы переместилась на прилегающие к базе многочисленные острова. Для расширения зоны обороны Ханко и ухудшения условий для артобстрела Ханко было решено путём высадки морских десантов овладеть наиболее важными островами. Для десантных операций был назначен батальон под командованием капитана Гранина Б. М. Десанты высаживались обычно силами одной роты с использованием катеров, реже - шлюпок. После захвата острова немедленно укреплялись, на них назначались гарнизоны из числа личного состава базы. Всего путём высадки десантов было захвачено 18 островов, в том числе:

Эвакуация базы

Командир ВМБ С. И. Кабанов ещё в начале августа 1941 года поставил перед командованием Балтийского флота вопрос о целесообразности обороны Ханко. Своё мнение он мотивировал тем, что Ханко с начала войны фактически является не военно-морской базой, а гарнизоном окружённого порта. Кроме того, задача сковывания у Ханко крупных сил противника не была решена - с суши гарнизону к тому времени противостояли один пехотный полк и несколько батальонов финнов. Он предложил эвакуировать личный состав и вооружение в Таллин для усиления его обороны. Но тогда его предложение было отвергнуто.

Оборона Ханко. Часть II

Великая Отечественная война

Немецкое командование ставило перед собой задачу: как можно быстрее захватить полуостров. С этой целью в июне 1941 г. была организована ударная группа «Ханко». Атаки противник начал 26 июня мощным артобстрелом и попыткой высадки десанта. В этот же день президент Финляндии Ристо Хейкки Рюти заявил, что «Советские военные части на Ханко — это важнейшие силы на суше… Ханко — это пистолет, направленный прямо в сердце Финляндии!».

Как вспоминал в своих мемуарах Сергей Иванович Кабанов:

Вечером 24 июня я получил радиограмму начальника штаба КБФ контр-адмирала Ю. А. Пантелеева. Он сообщил мне приказ командующего флотом: утром 25 июня прикрыть истребителями Ханко налёт скоростных бомбардировщиков военно-воздушных сил флота на аэродромы Турку. К этому времени на наш аэродром сели ещё шесть самолётов — пушечные И-16 под командой капитана Леоновича. Начальнику штаба базы я приказал выполнить приказ командующего и поднять утром в воздух все наши истребители. Коменданту сектора береговой обороны — открыть 25 июня в 8.00, то есть одновременно с бомбёжкой, артиллерийский огонь и уничтожить на островах Моргонланд и Юссаарэ наблюдательные вышки. Зенитным батареям участка ПВО майора Г. Г. Мухамедова и батареям 343-го артиллерийского полка 8-й бригады майора И. О. Морозова было приказано сбить вышки на сухопутной границе и соседних островах, с которых контролировался каждый наш шаг, на перешейке и далеко за ним.

Наступило 25 июня. И вот около трёх часов ночи мне принесли оповещение по флоту о начале войны с маннергеймовской Финляндией. Оповещение было помечено: 02 часа 37 минут. Теперь всё ясно.

Одновременно с бомбёжкой мы нанесли артиллерийский удар. С мыса Уддскатан батарея лейтенанта Брагина открыла огонь по вышке финнов на острове Моргонланд. После третьего залпа вышка была сбита. Одновременно мы увидели и услышали взрыв большой силы: похоже, наши снаряды попали в склад боезапаса на острове. Потом выяснилось, что действительно снаряд угодил в склад мин, сосредоточенный финнами на Моргонланде.

Батареи 30-го дивизиона открыли в это же время огонь по вышке на острове Юссааре. Вышка рухнула и загорелась. Артиллеристы, видя, что финны пытаются горящие бревна растащить, усилили огонь и не дали погасить пожар.

Зенитчики и артиллеристы 8-й бригады сбили все наблюдательные вышки на островах и на границе. Противник был на первых порах ослеплён.

Первые бои с финнами на Ханко состоялись 1 июля. Финны провели разведку боем на переднем крае линии обороны советских войск на перешейке полуострова. После открытия по ним огня двух советских артиллерийских батарей - финны отступили.

7 июля финны вновь атаковали советские позиции на перешейке, на этот раз подразделениями 55-го пехотного полка финской армии. Эта атака также была отбита.

26 июля в порт Ханко пришёл транспорт с боеприпасами и продовольствием. Огнём финской артиллерии транспорт был сильно повреждён. В августе продолжались бои за островки вокруг полуострова - с переменным успехом и потерями обеих сторон. На полуострове была сооружена вторая линия обороны, включавшая 90 дзотов. Было начато строительство третьей линии обороны, в середине полуострова.

29 августа на базу Ханко прибыл из базы Палдиски (захваченной накануне немцами) транспорт со строительным батальоном (1100 человек) на борту, а также канонерка «Лайне» (вооружённая двумя 75 мм орудиями и пулемётами). 2 сентября финны вновь провели разведку боем на перешейке, мелкими группами, но по всей протяжённости фронта (около 3 км). Эта разведка была отбита огнём советской артиллерии.

Поскольку подвоз на базу Ханко продовольствия, боеприпасов, горючего и прочего прекратился, с 1 сентября был введён режим строгой экономии. Так, ежедневная порция мяса была сокращена до 33 граммов на человека.

18 октября ежедневный паёк на базе Ханко был вновь сокращён. Теперь в него входило 750 грамм хлеба, 23 грамма мяса, 60 грамм сахара. Также усилилась экономия боеприпасов и горючего для самолётов и автомобилей.

20-22 октября на базу Ханко были эвакуированы остатки советских войск с эстонского острова Хийумаа - 570 человек.

25 октября на базу Ханко из Кронштадта прибыли три тральщика и три катера МО. Они доставили небольшое количество снарядов для 130 мм орудий, бензина и продовольствия, а также приказ эвакуировать с базы Ханко один стрелковый батальон. Этот батальон (499 человек), а также старший командный состав из числа эвакуированных с острова Хийумаа, был доставлен 28 октября на Ораниенбаумский плацдарм.

Финские солдаты в атаке на Ханко

Количество артударов по базе возрастало с каждым днём, в особо ожесточённые дни финские артиллеристы расстреливали до 8000 мин и снарядов. При этом защитники в связи с дефицитом могли расходовать не более 100 снарядов в сутки. Как и опасались перед войной, база оказалась под перекрёстным обстрелом. За 164 дня героической обороны по ней было выпущено около 800 тыс. мин и снарядов — свыше 40 на каждого человека.

Для того, чтобы уменьшить эффективность огня противника, командованием было принято решение о захвате прилегающих к Ханко островов, на которых располагались наблюдательные посты и огневые позиции. С этой целью был сформирован десантный отряд под командованием капитана Гранина Бориса Митрофановича - опытного офицера, удостоенного ордена Красного знамени ещё во время финской кампании.

«Дети капитана Гранина» - так десантники называли сами себя. За период с июля по октябрь благодаря грамотным совместным действиям береговой артиллерии и авиации была произведена высадка 13 десантов, которыми были захвачены 19 островов. Наступательный дух защитников Ханко был удивителен, поскольку, находясь фактически в глубоком тылу противника, люди рвались в бой.

Для усиления противодесантной обороны возле Ханко были произведено свыше 350 минных постановок.

Менее удачной оказалась операция по захвату маяка на о. Бенгштер. С острова и особенно из башни маяка финны могли спокойно наблюдать за передвижением наших кораблей в фарватере Финского залива. 26 июля группа десантников из числа пограничников под командованием старшего лейтенанта Курилова была высажена на остров с целью его захвата, уничтожения гарнизона и взрыва маяка.

Для этого на катере МО №113 находилась группа проводников и две глубинные бомбы, которыми после захвата острова должны были взорвать маяк. Готовясь к операции, в штабе ВМБ Ханко не учли, что противник, озабоченный действиями против других островов, усилил оборону на Бенгтшере. На остров был переправлен неполный взвод егерей лейтенанта Лютера, установлена 20-мм зенитная пушка и проволочные заграждения. И ходя десантникам удалось высадиться и даже захватить нижнюю часть здания маяка, ход боя сложился не в их пользу. Высадившийся отряд был окружён и о последних часах пограничников Курилова известно главным образом из финских документов.

Маяк на о. Бенгштер, сфотографирован после боя

Советский сторожевой катер ПК-237 типа МО-2 у Ханко. Малый охотник ПК-237 входил в состав Отдельного отряда береговой охраны Ханко морской пограничной охраны, с началом Великой Отечественной войны вошёл в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Военно-морской базы Ханко

Тактико-технические данные катеров типа МО-2

Водоизмещение:

нормальное 50 тонн, полное 52 тонны.

Длина наибольшая:

Ширина наибольшая:

Высота борта на миделе:

Осадка по корпусу:

Силовая установка:

3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с.,
3 винта ФШ, 3 руля

Электроэнергетическая
система:

2 динамомашины ПН-28,5 по 2 кВт
постоянный ток 115 В

Скорость хода:

полная 26 узлов, экономическая 16 узлов

Дальность плавания:

450 миль при 16 узлах

Мореходность:

до 4 баллов

Автономность:

Вооружение:

артиллерийское:

2х1 45-мм полуавтомата 21-К,
2х1 12,7-мм пулемёта ДШК

противолодочное:

2 бомбосбрасывателя, 20 бомб МБ-1

4 мины КБ-3

гидроакустическое:

1 шумопеленгатор "Посейдон"

навигационное:

1 магнитный компас, лаг

16 человек (2 офицера, 2 мичмана)

Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 27 единиц.

Для командования ВМБ Ханко эта операция стала крупной неудачей - был потерян «морской охотник» со всем экипажем и десантный отряд из пограничников. Тем не менее, операции против островов продолжились.

Важную роль в обороне Ханко сыграла и авиация базы. Задачей лётчиков была воздушная разведка вражеских тылов в регионе Таллинн-Хельсинки-Турку-Моонзундские острова. Находившиеся на острове истребители перехватывали финские и немецкие самолёты, штурмовали наземные цели.

Летчик 13-го истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского флота лейтенант П. А. Бринько и воентехник 1-го ранга Ф. А. Рубцов на аэродроме в перерыве между вылетами

Попытка уничтожить советских лётчиков оказалась для финнов неудачной, а после боя 5 ноября, где они потеряли двоих лучших пилотов, было принято решение прекратить дальнейшие бои в небе. Деятельность авиагруппы существенно ослабила воздушную опасность, заставив противника держаться на значительном расстоянии от базы.

После захвата немецкими войсками Таллинна положение на Ханко усугубилось. Прекратилась поставка боеприпасов, горючего и продовольствия. Приближение зимы создавало трудности как для обороны самой базы, так и для связи её с внешним миром. В конце октября было принято решение об эвакуации гарнизона. Последний корабль ушёл из Ханко 2 декабря. На самой базе было взорвано всё оборудование и вооружение. В Ленинград и соседние города было доставлено свыше 22 тыс. человек.

Приказом Народного комиссара ВМФ от 10 декабря 1941 г. военно-морская база Ханко была расформирована, её части переданы в другие формирования флота.

Оборона полуострова позволила отвлечь часть финских войск от наступления на Ленинград, а также затруднила проникновение вражеского флота в Финский залив. Оборона Ханко вошла в историю как пример грамотной, умелой и самоотверженной борьбы в шхерно-островном районе. После выхода в 1944 г. Финляндии из войны, Советский Союз отказался от аренды полуострова (подтверждено в мирном договоре СССР с Финляндией 1947 г.).

ЭВАКУАЦИЯ ХАНКО

(ноябрь 1941 года)

В ноябре 1941 года Балтийский флот провел операцию по эвакуации Ханко (Гангута) — арендованной у Финляндии.


Советские потери за 165 дней «героической обороны» составили 797 человек убитыми и около 1200 ранеными, потери противника — «огромные». Эвакуации подлежали почти 28 тысяч бойцов и командиров с полуострова Ханко и острова Осмуссар.

План эвакуации предусматривал два этапа: на первом предстояло несколькими отрядами кораблей вывезти части вторых эшелонов, тылы, технику и запасы продовольствия, на втором — войска передовой линии обороны. Материальную часть и объекты, не подлежащие эвакуации, надлежало уничтожить. Ввиду утопления в ходе «успешного» Таллинского прорыва большинства мобилизованных транспортов и изначального отсутствия в составе флота специальных судов, войсковые перевозки решили осуществлять на боевых кораблях. Путь почти в 140 миль между Гогландом и Ханко рекомендовалось преодолевать в темное время суток, поскольку истребительное прикрытие на переходе не предусматривалось.

Руководство операцией было возложено на командующего отрядом легких сил вице-адмирала Валентина Петровича Дрозда.

За прикрытие отхода войск с оборонительных рубежей, посадку на корабли, снятие гарнизона с острова Осмуссар отвечал генерал Кабанов. На Гогланде разворачивался аварийно-спасательный отряд под командованием И.Г. Святова.

Главную опасность по-прежнему представляли немецкие, финские и советские мины, которыми был нашпигован Финский залив. Германские линкоры продолжали оставаться головной болью наших флотоводцев: осень они посвятили созданию новой минно-артиллерийской позиции на подступах к Кронштадту. Всего балтийцы в 1941 году вывалили в море более 12 тысяч мин, почти все имевшиеся на складах запасы. Немцы в это время продолжали безнаказанно минировать среднюю часть Финского залива. Достоверных данных о минной обстановке штаб Трибуца не имел, тральной разведки и систематического траления не организовывал, не имея такой возможности. Наставление по боевой деятельности тральных сил для надежной проводки одного отряда кораблей требовало привлекать наряд из девяти базовых тральщиков, в составе Балтийского флота их осталось всего семь, из них только пять могли выйти в море. Маршрут движения, конечно же, проложили через «хорошо знакомое» заграждение «Юминда».

Наступивший период штормов и появление льда также не способствовали проведению операции.

Финские войска эвакуации не мешали.

Первый контингент войск был вывезен 26 октября. Отряд кораблей в составе трех тральщиков в сопровождении трех катеров МО под командованием капитана 3 ранга Василий Петрович Лихолетова ради экономии времени (!) следовал на Ханко без тралов.

В итоге в районе острова Кери подорвался и затонул Т-203 «Патрон». Остальные доставили в Ораниенбаум батальон 270-го стрелкового полка с легкой артиллерией. Это позволило командованию флота доложить Военному совету Ленинградского фронта о готовности к проведению операции. 31 октября было получено «добро» на начало эвакуации.

К этому времени в Кронштадте сформировали отряд под командованием адмирала Дрозда в составе эскадренных миноносцев «Стойкий» и «Сильный», минного заградителя « Марти », пяти базовых тральщиков, шести сторожевых и трех торпедных катеров.

Тактико-технические данные

«Стойкий»

Водоизмещение нормальное, т

Водоизмещение полное, т

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Осадка максимальная, м

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

Винтов, шт

Скорость хода полная, узлов

Скорость хода экономическая, узлов

Дальность плавания экономическим ходом, миль

Топливо (нормальный запас), т мазута

Топливо (наибольший запас), т мазута

Экипаж в мирное время, чел.

Артиллерийское вооружение на 1941 г.: 4 - 130/50-мм Б-13 - 2с, 2 - 76,2-мм 34К, 3 - 45/46-мм 21 К; 4 - 5 - 7,62-мм пулеметов. На 1944 г.: 4 - 130/50-мм Б-13 - 2с, 2 - 76,2-мм 34К, 2 - 45/46-мм 21 К, 2 - 37-мм 70К; 4 - 20-мм Эрликон; 3 - 12,7-мм ДШК, 1 - 12,7-мм Кольт спаренный. 1 - 7,62-мм М-1, 4 - 7,62-мм ДП.

Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1 -Н серии 2. Запас торпед, шт. = 12

Мины, принимает на палубу 96 мин обр. 1912 г. и 1908 г. или 60 мин КБ или обр. 1926 г., 2 бомбомета БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Бомбы: Б-1 - 20, М-1 - 30 шт.

Основные характеристики

минзага “ Марти “

Двигатели

котломашинная двухвальная

14 узлов,
18,6 узла — максимальная

390 человек

Вооружение

4 × 130-мм,
7 × 76,2-мм универсальных орудий,
2 спаренных пулемета (первоначально — 8 × 47-мм орудия)

320 больших якорных мин

Для оперативного обеспечения переходов на позициях в устье Финского залива находились подводные лодки С-9 и Щ-324, а в районе Таллина — С-7. В ночь на 2 ноября отряд кораблей двумя группами начал движение к Ханко. Основные силы совершили переход благополучно и приняли на борт 4246 командиров и красноармейцев и два дивизиона полевой артиллерии. Задержавшаяся и вышедшая отдельно группа из тральщика, трех торпедных и двух сторожевых катеров была атакована немецкими самолетами. В результате все торпедные катера — ТКА-72, ТКА-88 и ТКА-102 — были потоплены, а поврежденный «охотник» отбуксирован на остров Лавансаари. Отряд Дрозда прибыл в Кронштадт 4 ноября без потерь, доставив 4246 человек.

Еще до его возвращения начал переход на Ханко отряд капитана 2 ранга Василий Михайлович Нарыкова в составе эсминцев «Суровый» и «Сметливый», четырех торпедных и четырех сторожевых катеров в обеспечении трех базовых тральщиков. Он без происшествий прибыл к месту назначения, принял более 2000 человек и вечером 4 ноября отправился в обратный путь. Возле острова Найсаар эсминец «Сметливый» вышел из протраленной полосы и захватил параванами сразу две мины. От их взрывов на корабле сдетонировал боезапас, и он затонул, погиб командир капитан 2 ранга В.И. Маслов и около 400 офицеров, красноармейцев и краснофлотцев. С эсминца удалось снять 80 членов экипажа и 233 человека из числа эвакуированных. Их на тральщике Т-205 «Гафель» и трех морских охотниках вернули обратно в Ханко. Остальные корабли отряда прибыли на Гогланд, доставив 1263 человека.

9 ноября тем же маршрутом отправился третий отряд под водительством командира линкора «Октябрьская революция» контр-адмирала Михаил Захарович Москаленко.

В состав отряда входили лидер «Ленинград», эсминец «Стойкий», минный заградитель «Урал», транспорт «Жданов», пять базовых тральщиков и четыре малых «охотника».

Переход начался в сложных погодных условиях, ветер усилился до семи баллов, корабли часто теряли друг друга из виду и не могли следовать за тралами. Два тральщика столкнулись, один из них получил серьезные повреждения. Командир отряда принял решение вернуться на рейд острова Гогланд. Вечером 11 ноября корабли вновь вышли курсом на Ханко в сопровождении только трех тральщиков, причем самые крупные единицы — «Урал» и «Жданов» — не имели параванов-охранителей.

В ночь с 11 на 12 ноября лидер «Ленинград» захватил охранителем две мины. От их взрыва корабль получил повреждения корпуса и встал на якорь. Остановился и следовавший ему в кильватер транспорт «Жданов» водоизмещением 3869 тонн. Адмирал Москаленко, не дойдя до Ханко 65 миль, повернул отряд на обратный курс для оказания помощи «Ленинграду». В это время командир лидера принял решение самостоятельно возвращаться в базу. Транспорт был поставлен лидирующим, а «Ленинград», на котором вышел из строя гирокомпас, лег ему в кильватер. В результате вскоре не располагавший никакими средствами защиты «Жданов» наткнулся на мину и через 8 минут затонул, его команду успел снять подоспевший «охотник».

После ночных мытарств уцелевшие корабли вновь сосредоточились у Гогланда.

Вечером 13 ноября отряд Москаленко после переформирования снова вышел на Ханко. Теперь в его составе были эсминцы «Гордый» и «Суровый», минзаг «Урал», шесть катеров МО и четыре тральщика.

Водоизмещение полное 5560 т Мощность дизельной установки 2200 л. с. Скорость хода 12 узлов. Размеры: Длина наибольшая 104 м, ширина 14,6 м, среднее углубление 5,8 м. Бортовые номера 288 и 88.

Вооружение: четыре 100-мм пушки; четыре 45-мм зенитки; два 12,7-мм пулемета; 264 мины;

Экипаж: Капитан 1-го ранга Н. И. Мещерский

К конвою присоединились следовавшие на боевые позиции подводные лодки Л-2 и М-98. Сразу после полуночи на траверзе мыса Юминда подорвался тральщик Т-206 «Верп». Спасая его команду, погиб на мине катер МО-301. Затем дважды подорвалась и подлодка Л-2, с нее спаслись три-человека. От взрыва в параване тяжелые повреждения получил флагманский эсминец «Суровый», его пришлось затопить. Адмирал Москаленко перешел на борт сторожевого катерами в охранении двух тральщиков вернулся на Гогланд. В командование оставшимися кораблями вступил командир дивизиона минных заградителей капитан 1 ранга Николай Иосфович Мещерский. По его приказанию отряд возглавил эсминец «Гордый» в обеспечении одного тральщика. Подводная лодка М-98 отделилась и пошла в район позиции самостоятельно. Через час она погибла со всем экипажем. Наконец, в 3.26 подорвался на двух минах и затонул эсминец «Гордый». В итоге утром 14 ноября на рейд Ханко прибыли только «Урал», тральщик Т-215 и три малых «охотника».

Гибель третьего отряда кораблей несколько стимулировала мыслительную деятельность адмиралов, которые решили все-таки изменить маршрут и воспользоваться северным фарватером, хоть и проходившим близко к финским шхерам, зато позволявшим обогнуть заграждение «Юминда». Ввиду низкой активности вражеской авиации к эвакуации были привлечены мелкосидящие транспортные средства, переоборудованные траулеры и малотоннажные суда. До 29 ноября три отряда вывезли с Ханко около 9200 человек, 18 танков Т-26, 720 тонн продовольствия и 250 тонн боеприпасов. Одновременно производилась переброска на Ханко гарнизона острова Осмуссар. Из 29 кораблей и судов, участвовавших в перевозках в этот период, были потеряны на минах сетевой заградитель «Азимут» и два переоборудованных тральщика с 728 эвакуированными. На полуострове осталось около 12 тысяч человек.

Для эвакуации последнего эшелона войск на Ханко 30 ноября прибыл отряд под флагом адмирала Дрозда в составе эсминцев «Стойкий» и «Славный», шести тральщиков, семи сторожевых катеров и турбоэлектрохода «Иосиф Сталин». На следующий день подошел последний отряд под командованием капитан-лейтенанта П.В. Швецова, в который входили канонерская лодка «Волга», сторожевик «Виртсайтис», два тральщика, два катера МО и транспорт № 538. В ночь с 1 на 2 декабря был начат отвод войск с оборонительных позиций и посадка их на корабли. Последними отходили части прикрытия и саперы, минировавшие дороги и объекты базы. Финны никаких препятствий не оказывали. Тральщик «Гафель» снял с острова Осмуссар последних 340 его защитников.

С наступлением темноты 2 июня покинули Ханко тихоходные суда Швецова, взявшие на борт около 3000 человек. Отряд относительно благополучно дошел до Гогланда, потеряв на минах сторожевой корабль «Виртсайтис», с которого удалось снять людей.

В 22 часа ликвидированную базу оставил отряд Дрозда. Корабли были загружены сверх всякой нормы. «Иосиф Сталин» принял на борт 5589 человек, 1200 тонн продовольствия, эсминцы — около 600 человек каждый, на тральщиках — по 300 человек и более. Во втором часу ночи 3 декабря на подходе к острову Найссаар «Иосиф Сталин» подорвался на двух минах.

Судно, лишившееся хода и управления, начало дрейфовать на минном поле, и вскоре раздался третий взрыв. Попытка эсминца «Славный» взять турбоход на буксир успехом не увенчалась.

Вдобавок по конвою открыла огонь 305-мм финская батарея с острова Мякилуото. Корабли отряда сняли с транспорта 1740 человек и продолжили переход. Оставшихся на «Сталине» людей предполагалось снять силами отряда Святова, но спасатели, не имея тральных средств, пробиться к судну не смогли. Командующему флотом проели плешь намеками, что судно с таким названием не должно попасть в руки врага, однако сделать уже ничего была нельзя, и Трибуц доложил, что «Иосиф Сталин» погиб в результате тяжелых повреждений от подрыва на минах и детонации боезапаса. Брошенный полузатопленный турбоход сел на мель у полуострова Сурупи и был захвачен противником. По утверждению немецкого адмирала Фридриха Руге, в трюмах «Сталина» было обнаружено «несколько тысяч трупов и живых людей».

Лайнер «Иосиф Сталин», использовавшийся как военный транспорт «ВТ-521», подорвавшийся 3 декабря при эвакуации Ханко на мине и захваченный немцами

В общей сложности в операции по эвакуации военно-морской базы Ханко участвовали 88 кораблей и судов, из них погибли 25 (в том числе 3 эсминца, 1 сторожевик, 5 тральщиков, 2 ледокола, 5 торпедных и 7 сторожевых катеров), главным образом на минах. Потери на переходе составили около 5000 человек, в том числе 500 моряков. В Кронштадт и Ленинград было доставлено 22 822 человека, 26 танков, 14 самолетов, 72 орудия, 56 минометов, 854 пулемета, около 20 тысяч винтовок, 1000 тонн боеприпасов и 1700 тонн продовольствия. Операция считается весьма «успешной».

«Несмотря на большие потери, — докладывали в Москву Хозин и Жданов, — считаем, что результат превзошел все ожидания».

8-я стрелковая бригада вошла в состав 23-й армии и заняла оборону на Карельском перешейке.

По решению сухопутного командования без какого-либо давления со стороны противника были эвакуированы гарнизоны с островов восточной части Финского залива — Большой и Малый Тютерс, Бьерке, Гогланд, Соммерс. С них было вывезено около 10 тысяч человек, которых сразу бросили в окопы. До окончания эвакуации с Ханко на Гогланде оставалось около 400 человек, 11 декабря их тоже сняли. При этом льдами были раздавлены ТКА-12 и ТКА-42.

На Ораниенбаумском «пятачке» в январе прибавилась 168-я стрелковая дивизия, 2-я и 5-я бригады морской пехоты стали 48-й и 71-й стрелковыми. На базе 3-го полка морской пехоты была сформирована 50-я стрелковая бригада.

В ходе эвакуации базы Ханко было потеряно 4.987 бойцов и командиров гарнизона.

Приказом НК ВМФ от 10.12.1941 г. ВМБ Ханко была расформирована.

Результаты функционирования базы Ханко

Первоначальная задача: оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции на входе в Финский залив и оборона самой базы с моря, суши и воздуха.

· оборонять вход в Финский залив база не могла, поскольку большинство её морских и воздушных сил были выведены ещё до начала войны и в первые дни войны. При этом ещё до вывода эти силы были весьма ограниченными. Кроме того, немецкий флот не стал заходить в Финский залив, поэтому стрелять по нему, а также бомбить или торпедировать - не было никакой возможности.

· оборонять базу с моря, суши и воздуха практически не пришлось, поскольку на неё практически не нападали. Финские войска (один пехотный полк и подразделения пограничников и ополченцев) вели только разведку боем на перешейке. Морские силы финнов (два броненосца береговой обороны) в июле четырежды обстреляли территорию полуострова Ханко, выпустив в общей сложности 160 снарядов калибра 254 мм по площадям, однако ответный огонь артиллерия базы не вела, поскольку не видела целей. Авиация у финнов в районе близ Ханко практически отсутствовала.

Последующая задача (поставленная 10 июля 1941): «оттянуть на себя как можно больше войск противника, своей активностью заставить врага усилить противостоящую Ханко группировку».

· эта задача не была выполнена, поскольку финское командование сочло, что для блокирования перешейка полуострова Ханко достаточно одного полка, и пограничников с ополченцами. Больше двух батальонов одновременно на том участке фронта финны просто не могли поместить - места не хватало.

· насчёт «активности» - генерал Кабанов прикидывал проведение акции силами танкового батальона по вторжению вглубь финской территории, но счёл (вполне разумно), что это не будет иметь практической пользы.

В итоге - обладание этой базой не принесло СССР никакой военной выгоды. Только расходы. Очевидно, поняв это, руководство СССР после войны больше не стало эксплуатировать базу Ханко, хотя срок её существования по договору с Финляндией от 1940 года истекал лишь в 1970.

Начало смотрите на сайте: ВОВ - Сражения - Оборона Ханкю. Часть I

Hачало героической обороны (26 июня – 2 декабря 1941 г .) военно-морской базы Ханко.

Оборона военно-морской базы Ханко (ГАНГУТ) вошла в историю советского военно-морского искусства как пример героической и умелой борьбы в шхерно-островном районе. Вместе с ней вошли в историю военно-морского искусства не менее героические и не менее искусные действия сил Краснознаменного Балтийского флота по эвакуации гарнизона этой базы. С началом войны перед военно-морской базой Ханко (командир базы генерал-майор С. И. Кабанов, военком бригадный комиссар А. Л. Расскин) была поставлена задача обороны северного фланга Центральной минно-артиллерийской позиции и самой базы с суши, моря и воздуха{73}. Для отражения морского и воздушного десанта территория базы была разбита на два боевых участка, контролируемых маневренными группами сухопутных войск{74}. Сухопутную оборону базы составляли система заграждений на границе арендованной зоны, два оборудованных оборонительных рубежа и два рубежа непосредственной обороны самого города Ханко, один из которых был обращен фронтом к морю и фактически являлся рубежом противодесантной обороны. Размеры территории базы исключали возможность достижения достаточной глубины всей оборонительной системы, но позволяли создать значительную плотность обороны.

На полуострове к началу войны находилась 8-я стрелковая бригада, усиленная артиллерийским полком, зенитным артиллерийским дивизионом, танковым и саперным батальонами, а также батальоном связи. Сектор береговой обороны располагал несколькими железнодорожными и стационарными батареями с орудиями калибром от 305 до 45 мм. Противовоздушная оборона базы состояла из 12 76-мм батарей и авиаэскадрильи (11 самолетов И-156 и И-15). В охране водного района базы имелось 3 сторожевых катера «МО-4» и несколько малых катеров. Общая численность гарнизона базы составляла 25300 человек{75}. В финском плане войны, согласованном с планом «Барбаросса», захват Ханко рассматривался как особая задача финских вооруженных сил, для выполнения которой была создана ударная группа «Ханко», состоявшая из 17-й финской пехотной дивизии с частями усиления и сильной артиллерийской группировки с орудиями калибром до 305 мм (всего 103 орудия){76}. Финская авиация сама по себе не представляла серьезной угрозы, но наличие в Финляндии большого количества аэродромов и посадочных площадок создавало возможность широкого использования против базы немецких самолетов. Само собой разумеется, из глубины шхер и на опушке их могли действовать финские канонерские лодки и катера. Действия против Ханко финны начали 29 июня.

На следующий день они пытались прорвать оборону на перешейке (сухопутная граница базы), но были отброшены в исходное положение и понесли большие потери. В последующем, согласуя свои действия с наступлением немецко-фашистских войск на Ленинград, финны неоднократно, но так же безуспешно пытались различными способами прорвать фронт обороны Ханко, а гитлеровцы - овладеть о. Осмуссар. Противник рассчитывал до начала зимы ослабить оборону базы, чтобы с наступлением ледостава захватить полуостров. После ухода основных сил КБФ из Таллина в условиях приближавшегося зимнего периода Центральная минно-артиллерийская позиция теряла свое прежнее оперативное значение.

Надвигавшийся ледостав мог сделать сухопутный фронт обороны Ханко круговым. Для организации обороны его база не имела достаточных сил и средств. Все это, вместе взятое, а также нецелесообразность обороны в сложившейся обстановке устья Финского залива предопределило решение Ставки Верховного Главнокомандующего об эвакуации гарнизона Ханко{77}. Оборона военно-морской базы Ханко характерна некоторыми особенностями. Быстрая ликвидация военно-морской базы Ханко предусматривалась планом стратегического развертывания противника, так как она, препятствуя сквозным сообщениям в Финском заливе, заставляла дробить и без того незначительные военно-морские силы Финляндии на две части. К тому же база оттягивала на себя значительное количество сухопутных частей. С момента организации на протяжении всего существования базы противник угрожал ей с севера, северо-востока и северо-запада. Именно это и послужило причиной заблаговременного оборудования сухопутного фронта обороны Ханко, что не было сделано ни у одной из других передовых баз. Относительно ровная, местами лесистая местность позволяла противнику средствами оптического наблюдения с наблюдательных вышек и постов непрерывно просматривать территорию базы на значительную глубину. Географические и навигационно-гидрографические особенности района военно-морской базы Ханко определили и формы ее обороны, свойственные шхерно-островной позиции. Увеличение глубины обороны шхерных флангов такой позиции было достигнуто захватом группы островов к востоку и северо-западу от Ханко (всего 19 островов). В меру возможностей путем постановки минных заграждений был стеснен маневр неприятельских кораблей на шхерных фарватерах. Все это помешало финнам использовать несомненные преимущества, обусловленные характером шхерного района. Потратив время на неудачные попытки штурмом овладеть наиболее устойчивой сухопутной позицией базы, они упустили иные возможности и позволили советским морякам захватить инициативу на наиболее уязвимых шхерных флангах обороны. Подрыв на советском минном заграждении финского броненосца береговой обороны «Ильмаринен» заставил противника остерегаться огневого воздействия на береговые батареи базы со стороны шхер.

Обороне Ханко благоприятствовало сохранение на полуострове аэродрома. Даже относительно небольшое число самолетов-истребителей и разведчиков, которыми располагало командование военно-морской базы, в значительной степени способствовало успешности стрельбы береговой артиллерии, высадкам десантов на острова и отражению самолетов противника. Исключительная роль принадлежала береговой артиллерии, которая, по существу, являлась основой обороны военно-морской базы. Надводные силы, базировавшиеся на Ханко, выполняли задачи, связанные с повседневной боевой деятельностью в пределах границ базы. Все эти обстоятельства и высокий боевой дух защитников Ханко благоприятствовали активным действиям сил обороны. Они сумели вырвать инициативу из рук противника и продолжительное время удерживали ее. После неудачных попыток наступления командование финской ударной группы «Ханко» убедилось, что имевшимися в его распоряжении силами оно не сможет захватить советскую военно-морскую базу. Обстановка, складывавшаяся под Ленинградом и на Севере, не позволяла ему рассчитывать на подкрепление. Борьба за Ханко приняла позиционный характер для финнов, которые в течение предвоенного двадцатилетия готовились к активным действиям в шхерных районах. Овладение Ханко оказалось не такой простой задачей, как это предполагало финское командование. Воздавая должное успешным активным действиям гарнизона Ханко, нельзя не сказать о неудачной высадке десанта на о. Бенгшер, которая привела к гибели десанта, разрушению маяка, служившего удобным ориентиром для советских кораблей, и имела отрицательные последствия для обороны базы. По-видимому, успешные высадки предшествовавших десантов послужили причиной недооценки сил и возможностей противника. Близлежащие к Бенгшеру острова оказались вне воздействия сил военно-морской базы Ханко, тогда как противник использовал их для блокирования и уничтожения высаженного десанта. Некоторая недооценка значения миноносной авиации для постановки активных минных заграждений в шхерных районах, существовавшая у нас в 30-х годах, с одной стороны, и вынужденное использование авиации КБФ на сухопутных направлениях - с другой, помешали реализации потенциальных возможностей надежно засорить минами шхерные фарватеры и узлы. Такое засорение (преимущественно против малых кораблей) могло предельно снизить активность финских военно-морских сил в Финском заливе и пресечь их минную деятельность. В целом действия разнородных сил, оборонявших Ханко, свидетельствуют о высоком уровне боевой подготовки, отваге, самоотверженности и стойкости личного состава военно-морской базы, показавшего в исключительно трудной обстановке свою беспредельную преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. Почти полгода силы этой передовой базы вели упорную борьбу на дальних подступах к Ленинграду с моря, немало способствуя устойчивости его обороны.

Героические действия Краснознаменного Балтийского флота при эвакуации гарнизона Ханко неразрывно связаны с обороной этой базы. В основу замысла эвакуации гарнизона и некоторых средств военно-морской базы Ханко был положен последовательный вывоз личного состава и ценных грузов. Скрытность отхода войск и доставки их средств к пунктам посадки на корабли обеспечивалась рядом маскировочных мероприятий, в том числе и мерами активной маскировки (перемежение «часов молчания» с контрбатарейной стрельбой при попытках активных действий противника). Осуществлению замысла эвакуации способствовала обстановка на сухопутном фронте обороны базы, создавшаяся со второй половины октября, когда противник оказался вынужденным перебросить часть своих сухопутных сил для усиления войск на Карельском перешейке. Менее благоприятно складывалась обстановка на море, где противник, используя свои возможности, безнаказанно производил минные постановки в средней части Финского залива (в западной части Гогландского плеса и в районе Юминда), наращивая прежние и выставляя новые заграждения с малых надводных заградителей и катеров. Широкие возможности, которыми в то время располагал противник в Финском заливе, позволяют утверждать, что минная опасность в этом районе, учитывая его навигационные и гидрографические особенности, была наибольшей за все время Великой Отечественной и второй мировой войн. Однако не только минная опасность определяла исключительную сложность обстановки на море. Организуя эвакуацию гарнизона Ханко, Военному совету КБФ приходилось серьезно считаться с береговой артиллерией противника, которая имела возможность обстреливать корабли на нескольких участках возможных маршрутов при переходе от Ханко до о. Гогланд. Не менее серьезную угрозу советским кораблям и транспортам представляла и немецкая авиация. Ночью опасность противодействия береговой артиллерии и авиации уменьшалась, но возрастала минная угроза, вследствие трудностей ночного траления.

Природные и навигационно-гидрографические особенности района перехода, наступивший период штормовой погоды и появление в заливе льда также усложняли обстановку на море. Все эти неблагоприятные факторы, а также крайне ограниченное число транспортов и полное отсутствие сколь-нибудь современных десантнотранспортных средств или хотя бы быстроходных транспортов малого тоннажа резко затрудняли осуществление эвакуации. Однако задача эта была решена, и трудности, которые пришлось преодолевать, выполняя ее, делают операцию эвакуации военно-морской базы Ханко одним из примечательных боевых событий на море, заслуживающих особого места в истории советского военно-морского искусства. Одна из характерных особенностей этой операции состояла в том, что войсковые перевозки морем осуществлялись преимущественно на боевых кораблях. Закономерность такой формы войсковых перевозок в сложных условиях, предусматривавшаяся советскими военно-морскими теоретиками в предвоенные годы, подтвердилась. Вместе с тем опыт эвакуации гарнизона Ханко показал необходимость иметь в составе Краснознаменного Балтийского флота специальные десантно-транспортные корабли, построенные для действий в тесных и мелководных районах. Другой особенностью этой операции являлось вынужденное повторение переходов конвоев, которое скрыть было невозможно. Это обстоятельство влекло за собой ряд последствий, и прежде всего дальнейшее увеличение минной опасности, поскольку противник ставил дополнительные минные банки на выявленных им маршрутах движения конвоев. Между тем некоторые конвои, в особенности первые, хотя промежутки времени между ними составляли около десяти суток, двигались почти одинаковыми маршрутами. Третья особенность операции по эвакуации гарнизона Ханко, не имевшей прецедента в истории военно-морского искусства, состояла в переходе последних конвоев в ледовых условиях под проводкой ледокола «Ермак». Практически это еще более усиливало минную опасность, так как ледовая обстановка исключала противоминное охранение, затрудняла маневр для уклонения от воздушных атак, равно как и противоартиллерийский зигзаг.