Дмитрий Верхотуров

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками.

В казахской исторической памяти с войной с джунгарами связано очень многое. В числе событий, память о которых тщательно сохраняется, находится одна из крупнейших побед над джунгарами в местности Кара-Сиыр на берегу реки Буланты в 1728 году, после битвы названной Калмак-Крылган. Сохраняется память о внезапном нападении джунгар и разгроме ряда казахских родов — год великого бедствия – Актабан-Шубырынды, 1723 год.

Сюжеты и герои войны с джунгарами становились персонажами эпоса, сказаний и песен. В советское время историю джунгаро-казахских войн изучали преимущественно по письменным источникам: русским, китайским, монгольским, не уделяя внимания богатому пласту казахских сказаний. В независимом Казахстане уже появились исследования, привлекающие этот материал, но его изучение только начинается.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта война составляет одну из важных основ казахской исторической памяти.

Правда, в связи с казахо-джунгарскими войнами обозначилась тенденция к тому, чтобы опрокинуть реалии более чем двухвековой давности на современность, и использовать эту давно прошедшую войну в качестве идеологического обоснования ненависти к монголам, калмыкам, а также народам, которые были вассалами Джунгарии и воевали на ее стороне.

Иногда война с джунгарами подается как непримиримое столкновение казахов и ойратов, буквально битва насмерть. Разумеется, такие моменты в длинной череде казахо-джунгарских войн бывали во множестве и не раз противостояние доходило до пика взаимного ожесточения. Это ожесточение также часто пытаются опрокинуть на современность и использовать в политических целях.

Сама мысль о том, чтобы постоянно ворошить ненависть войны, закончившейся два с половиной века назад, выглядит более чем странной. Это можно было бы как-то понять, если бы казахи проиграли войну с джунгарами и пытались, условно говоря, «перевоевать» ее ради укрепления национального самосознания. Но на деле, как всем прекрасно известно, все было наоборот: казахи войну с джунгарами выиграли, Джунгария рухнула и исчезла с политической карты Центральной Азии.

Все точки над «ё» давно расставлены: Джунгарии – нет, а Казахстан существует. Казалось бы, что тут еще можно сказать?

Конечно, пусть каждый верит, во что хочет. Но есть упрямые факты. Казахи и ойраты иногда воевали вместе, в одном строю. Джунгары и их бывшие вассалы во множестве попадали в плен в казахам, пополняли ряды толенгутов, в дальнейшем полностью растворившись среди победителей.

Примеры объединения казахов и части ойратов стоит начать с истории, как казахский хан Аблай косвенно участвовал в дворцовых переворотах в Джунгарии, поддерживая одну из противоборствующих сторон.

В начале 50-х годов XVIII века Джунгария ослабла под ударами с двух сторон, с запада от казахов, с востока – от империи Цин. Некогда сильное и грозное государство определенно покатилось к закату. В самой Джунгарии шла ожесточенная борьба между группировками знати, стремящимися захватить ханский престол. В 1749 году Лама-Доржи организовал заговор против Аджа-хана, который увенчался успехом. Аджа-хан был убит, а Лама-Доржи занял джунгарский престол. Это стало сигналом для других группировок, котрые включились в борьбу против узурпатора. В том же году возник заговор знати с целью возвести на трон Цэвэндама, однако он провалился и претендент был вскоре казнен.

Лама-Доржи проявил себя весьма подозрительным и жестоким человеком, не желавшим давать противникам шансов на успех. Угроза расправы нависла над всеми остальными представителями джунгарской знати, имевшими права на ханский титул. Племянник джунгарского хана Галдан-Цэрена (умершего в 1745 году) – Давачи и хойтский князь Амурсана решили воспользоваться покровительством казахов и сбежали в 1751 году из Джунгарии к Аблай-хану. Судя по дальнейшей биографии этих людей, замысел побега был выдвинут Амурсаной, который потом еще неоднократно отличился «перелетами».

Аблай-хан принял джунгарских беглецов, поскольку покровительство им открывало широкие возможности для подчинения изрядно ослабевшего в длительных войнах давнего противника казахов. Давачи и Амурсане были выделены кочевья среди кочевий Среднего жуза.

С этого момента начинается активное участие казахского хана в джунгарских дворцовых переворотах. Лама-Доржи потребовал от Аблай-хана выдачи беглецов, на что был дан решительный отказ. В сентябре 1752 года Лама-Доржи собрал 30-ти тысячную армию и пошел в поход. Но джунгарский хан потерпел сокрушительное поражение от казахского войска, был вынужден отступить обратно в Джунгарию, при этом отказавшись от предложения мира со стороны Аблай-хана.

Зимой 1752 года Давачи и Амурсана предложили Аблаю дерзкий план устранения хана-узурпатора. После разгрома у него начались очень серьезные проблемы. Когда Лама-Доржи был в походе, в Джунгарии состоялся очередной дворцовый переворот, в ходе которого ханом объявил себя дербетский князь Иэмхэжаргал. Он сумел подчинить себе большую часть джунгарских улусов. Разбитый казахами Лама-Доржи не смог выдворить соперника, и жил в почти не охраняемой ставке, на которую можно было напасть небольшим отрядом. Аблай поддержал этот план, выделив им 500 отборных батыров. Еще 150 воинов Давачи и Амурсана смогли тайно набрать в ойратских кочевьях по Или среди противников Лама-Доржи .

В самом начале января 1753 года, казахско-ойратский отряд совершил рейд по Джунгарии и успешно напал на ставку джунгарского хана. Лама-Доржи был захвачен в плен и 12 января 1753 года казнен. Давачи был провозглашен джунгарским ханом.

Давачи удалось расправиться с другими претендентами на джунгарский престол и на короткое время стать полноправным ханом. Однако, интересы бвыших союзников: Давачи и Амурсаны, разошлись. Амурсана не получил той власти, на которую рассчитывал, а Аблай-хан стал поддерживать Давачи, как относительно законного хана Джунгарии.

Тем временем, Цинская империя приготовилась к окончательному сокрушению Джунгарии. В начале 1754 года была объявлена мобилизация, в ходе которой было собрано 150 тысяч лошадей для похода, собрана огромная казна в 3 млн. лян серебра для обеспечения боевых действий. Ударный отряд цинов составили: 10 тысяч воинов из Халха-Монголии, 20 тысяч воинов из Южной Монголии, 10 тысяч знаменных маньчжурских войск, а также 10 тысяч китайских солдат, которые в основном оставлялись в гарнизонах и охраняли обозы с продовольствием.

Было очень тщательно проведено планирование нападения. Были учтены особенности дорог в Джунгарию, были подсчитаны запасы воды вдоль маршрутов, созданы магазины с продовольствием. Армия разделилась на две группировки, и двумя маршрутами двинулась в Джунгарию. Император Хун Ли считал, что силы Давачи истощились и настало время его разбить.

Амурсана, оценив расстановку сил, в августе 1754 года с 4 тысячами своих сторонников переметнулся на сторону цинского императора, получив от него титул цин-вана. По всей видимости, это был человек авантюрного склада характера, стремившийся к власти любой ценой и не особо выбиравший средства.

Цинская армия сосредоточилась на границе Джунгарии. Весной 1755 года начался решающий поход, в ходе которого Джунгария была окончательно разгромлена. Это было полное и сокрушительное поражение джунгар. Уже к июлю 1755 года цинские войска вышли к Или.

Хан Давачи, потерпев полное поражение, с остатками своего войска бежал к границам казахских владений. Аблай-хан дал ему в подкрепление 3 тысячи воинов. Давачи намеревался отбить Кашгарию, но ничего сделать не успел. Передовой отряд цинских войск под командованием Амурсаны, в мае 1755 года настиг хана в его ставке на реке Текес, одном из притоков Или. Давачи бежал, не приняв боя, но 8 июля 1755 года попал в плен. Это был конец Джунгарского ханства, которое 19 июля 1755 года было официально присоединено к Цинской империи. Впрочем, Амурсана недолго был на цинской службе. Вскоре после крушения Джунгарии он поднял мятеж, но достичь успеха не смог.

Разгромленные джунгары частью попали под власть цинского императора, часть из них бежала в Россию, и позднее получила разрешение пройти до Волги, а некоторая часть бежала в казахские степи и осела среди казахов. Ойратские воины участвовали на стороне казахов в быстротечной казахо-цинской войне 1756-1757 годов, когда Аблай-хан два раза разгромил цинские войска: у горы Калмак-Толагай в Семиречье, а затем на реке Аягуз. После этих поражений, империя Цин заключила мир с казахским ханом.

В истории пополнения казахских родов ойратами большую роль сыграл Шанды-Жорык, или «Пыльный поход».

В январе 1771 года ойраты-торгоуты приняли решение откочевать с низовий Волги обратно в Джунгарию. 30909 семей по русским данным, около 170-180 тысяч человек, двинулись в путь. Это переселение русские историки вслед за документами той эпохи называли «торгоутским побегом». После переправы по замерзшей Волге, ойраты рассчитывали пройти через степи Младшего и Среднего жузов, выйти к Балхашу и от него через Семиречье пробиться в Джунгарию.

Однако вскоре ойраты потерпели поражение от хана Младшего жуза Нурали, который захватил множество женщин и детей в плен, и потребовал от остальных возвращеия назад. Ойратские тайджи не подчинились его требованию и продолжали движение в обход кочевий Младшего жуза. Весной ойраты переправились через Тургай и почти без остановок прошли через степь Сары-Арка и остановились на реке Шошил у озера Балхаш.

По пути казахи постоянно нападали на ойратов, отбивая мелкие группы от основного потока, захватывали в плен отставших. Ойраты постоянно теряли людей, скот, имущество. Но при этом казахи не пытались навязать ойратам решающего сражения.

На стоянке у Балхаша ойраты были окружены войском Аблай-хана, собранным заранее для решающего удара по ойратам. После трехдневных переговоров, ойраты внезапно пошли в атаку и прорвали окружение, бросившись вдоль южного берега Балхаша в Джунгарию. Их преследование и получило название Шанды-Жорык.

Небольшая группа под командованием Тинжу-тайджи незаметно выскользнула из-под преследования и двинулась вдоль северного берега Балхаша, по наиболее тяжелому маршруту. Они смогли беспрепятственно пройти почти до самой Джунгарии и были перехвачены только на Или.

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии .

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%.

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

В свете этих фактов, попытки снова поднять ожесточенность эпохи казахо-джунгарских войн, представляют собой, по сути, уточненную форму самоненависти. Ненависть к джунгарам сейчас означает также ненависть к тем ойратским предкам, которые есть у большей части нынешних казахов.

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 101

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 103

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 116

Чимитдоржиев М.Б. Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII-XVIII веках. Улан-Удэ, 2002, с. 105

Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск, 1991, с. 111

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 121

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 123

Магауин М. Азбука казахской истории. Документальное повествование. Алматы, «Казакстан», 1997, с. 126-129

Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. М., «АН СССР», 1963, с. 330

Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата – Москва, 1935, с. 98

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957, с. 163

Арынбаев Ж.О. Казахское общество в XIX веке: традиции и инновации. Караганда, «Полиграфия», 1993, с. 35-36

Многие казахстанцы читали в школьных учебниках о Джунгарском ханстве и его внешней политике. Казахский народ терпел много страданий и разорений от набегов ойратов (джунгар), которые и были гражданами этой поистине огромной империи. Ханство джунгар возникло вследствие распада Монгольской империи, который произошел в 14-м веке. Подробнее о расцвете и падении джунгар - в материале .

Сражение с участием джунгар. Фото: Яик.ру

После распада Монгольской империи ойраты создали в 14-16 веках союз Дербен-Ойрат.

Джунгарское же ханство появилось благодаря успешным войнам союза с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии (включая государства на территории Казахстана).

Карта Джунгарского ханства и соседних государств. Фото: Яик.ру

Территория джунгар была настолько огромна, что она размещалась не только в части Казахстана, но и в таких странах, как Киргизия, Китай, Россия и Монголия.

Ойраты занимали земли от Тибета, и Китая на юге, до Сибири на севере, от Урала и Хивинского, а также Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр.

В годы правления джунгарского хана Цэвана Рабдана участились набеги на казахские земли. Джунгары в начале 18-го века умудрялись вести войну с империей Цин и параллельно делать разорительные набеги на жузы казахов.

Один из этих набегов вошел в историю Казахстана как "Годы великого бедствия" (1723-1727 гг.). По своим разрушительным последствиям эта военная агрессия сравнима лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

Плененные жунгары. Фото: Яик.ру

Джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье, разбив казахское ополчение. Казахи потеряли города Ташкент, Сайрам и Туркестан. В зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом, Андижаном. Далее ойраты (джунгары) захватили Ферганскую долину и установили власть над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом.

В эти времена казахский этнос потерял в боях набегов джунгар более 1 миллиона человек, более 200 тысяч были взяты в плен. В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Многие историки и монголоведы говоря о стойкости джунгарского войска, отмечают факт, что у джунгаров осталась тактика еще со времен Чингисхана "ярко выраженный коллективизм".

Российская империя вела перманентую войну с джунгарами при помощи яицких казаков, башкир и калмыков, проживавших на территории Российской империи.

При этом, как это ни удивительно, Россия помогала джунгарам оружием, поскольку опасалась империи Цин. Таким образом, для России было выгодно существование Джунгарского ханства, являвшегося буферной зоной между ней и китайской империей.

В 1758 империя джунгар перестало существовать. Причиной тому стало тотальное поражение в войне против империи Цин.

Сражение китайцев и джунгар. Фото: Яик.ру

Было убито манчжурцами более 90% тогдашнего населения Джунгарии (геноцид), в основном женщин, стариков и детей.

Один улус - около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжелыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство.

Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и в последствии их потомки приняли ислам.

В настоящее время потомками джунгар считаются ойраты (проживают в России в Республике Калмыкия) и западномонгольские аймаки (Монголия).

Джунгария 46°16′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.267° с. ш. 86.667° в. д.  / 46.267; 86.667 (G) (Я) Координаты : 46°16′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.267° с. ш. 86.667° в. д.  / 46.267; 86.667 (G) (Я) Страна КНР КНР Регион Синьцзян

Между хребтами Джунгарский Алатау , Монгольский Алтай , Тянь-Шань

Площадь 777 000 км²

Джунга́рия (Джунга́рская впадина или Джунга́рская равнина ); устаревшее Джунгария (от монг. Зүүнгар - «левая рука»; калм. Зүн Һар ; каз. Жоңғария ; кирг. Жуңгарстан ; кит. 準噶爾 (Zhǔngáěr ); уйг. Җуңғар ойманлиғи /جۇڭغار ئويمانلىغى) - географическая и историческая область Центральной Азии в северном Синьцзяне на северо-западе Китая . Регион с преимущественно полупустынным и степным ландшафтом.

География

Площадь 777 000 км². Крупная впадина внутреннего стока, часть морского бассейна, существовавшего 280 миллионов лет назад в пермский геологический период . Центральную часть равнины занимает вторая по величине пустыня Китая Дзосотын-Элисун (Курбантонгут или Гурбантюнгют), где расположена самая удалённая от любого моря точка Земли (46°16′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.2800° с. ш. 86.6700° в. д.  / 46.2800; 86.6700 (G) (Я) ) .

В северной и восточной частях Джунгарской пустыни почва состоит из острого щебня и гравия - продуктов разложения местных горных пород. На западе, и в особенности на северо-западе, преобладают залежи лёссовой глины , на юге распространены сыпучие пески , вперемешку с мелкими солёными озёрами и обширными солончаками .

Климат

По своему климату Джунгарская пустыня не отличается от Гоби , главной характеристикой климатических явлений служат: огромная сухость воздуха при малом количестве атмосферных осадков в течение всего года; резкие контрасты летнего жара и зимнего холода; обилие бурь, особенно весной.

Близость Сибири влияет на климат Джунгарии, в результате чего зимние температуры доходят до -20 °C, а влажность колеблется в больших пределах от 76 до 254 мм.

Флора

Растительность Джунгарской пустыни крайне бедна и мало отличается от наиболее бесплодных частей всей Гоби. В горных группах в восточной части пустыни, растительная жизнь несколько богаче. Деревьев в Джунгарской пустыне нигде нет. Из кустарников преобладает саксаул , хвойник , копеечник и джузгун , из трав: полынь , мелкий злак, хармык , золотарник , парнолистник , курчавка скученная и различные солянки, возле редких ключей кое-где растет чий , в распадках холмов - ревень и маленькие тюльпаны.

Фауна

В Джунгарии наиболее характерными могут считаться: антилопа хара-сульта; антилопа сайгак , обитающая лишь в западной части Джунгарской пустыни; два вида песчанок; дикий верблюд, живущий в песках южной части пустыни; три вида однокопытных - джигетай, кулан и дикая лошадь Пржевальского (тахь).

Птиц в Джунгарии около 160 видов, считая пролётных, гнездящихся и оседлых. Но такая значительная цифра относится, главным образом, к горам, в особенности западным и к местностям озера Улюнгур и реки Урунгу . В самой пустыне едва наберётся десяток оседлых видов, из которых более обыкновенны: больдурук, саксаульная сойка , пустынный вьюрок, ворон и рогатый жаворонок , реже встречаются мохноногий сыч и саксаульный воробей .

История

В исторической области Джунгария располагалось Джунгарское ханство .

См. также

Галерея

    China and Japan, John Nicaragua Dower (1844).jpg

    Джунгария в старом атласе. 1844 г.

    Brue Atlas Universel.jpg

    Джунгария в старом атласе. 1875 г.

    EB1911 China.jpg

    Джунгария в старом атласе. 1911 г.

Напишите отзыв о статье "Джунгария"

Литература

– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?

Знала зарождение, расцвет и закат не одной империи. Однако было не так уж много государств, цивилизационной основой которых служила конно-кочевая культура. О трагическом конце последнего государства номадов - Джунгарии – рассказывает известный исследователь-ойратовед Марал Томпиев.

Распад Ойратского союза

Политический термин «джунгары» возник в начале XVII века в результате разделения ойратов (переводится как «жители лесов») на северо-западную и юго-восточную группировки.

Согласно тюрко-монгольской традиции, юг был главной и определяющей стороной света. Если смотреть на юг, то юго-восточная группировка под руководством чороса Хара Хулы окажется слева. Левое крыло у монгол всегда называлось джун-гар – левая рука. Поэтому чоросы как главное племя получили свой политоним – джунгары.

Многие историки ошибочно считают, что джунгары – это левое крыло армии Чингисхана. Торгоуты и часть дербетов из северо-западной группировки, по логике, должны были стать барунгарами – правой рукой. Но уйдя на Жаик и Едиль и попав в сферу влияния России, они стали называться калмаками (по-русски – калмыками). Словом «калмак» исламизированные племена тюрков называли кочевников, которых они считали оставшимися в язычестве (тенгрианстве). Лишь в XVIII веке русские путешественники и историки, чтобы отличать своих «нижних» калмыков на Волге от «верхних» в Тарбагатае, стали называть их зюнгорскими калмыками, а сокращенно – джунгарами.
С середины XVI века ойраты, потерпев поражения от восточных и южных монголов, были вынуждены отойти на север и запад, в верховья реки Хобда, и перебраться через Монгольский Алтай. На широкой пустынной равнине между хребтами Алтайских и Тянь-Шанских гор они и обрели свою главную родину – географическую Джунгарию. Таким образом, ойраты вытеснили из Алтая и Тарбагатая разрозненные казахские племена найманов, кереев, жалаиров, уаков и кипчаков, которые рассеялись в Могулистане и Казахском ханстве, а также кыргызов, вынужденных уйти в горы Тянь-Шаня.

Переселение ойратов на запад объяснялось не желанием повторить походы Чингисхана, а выбором пути наименьшего сопротивления. Таким путем для них оказались земли распавшегося Сибирского ханства, которое состояло в основном из казахских племен. Дербеты и торгоуты, покинув пределы Джунгарии, двумя потоками вдоль Иртыша двинулись на северо-запад, вытесняя дальше на запад и в горную часть Алтая остатки племен кереев, уаков, кипчаков, теленгитов. В итоге западнее Иртыша и южнее линии новых русских городов Тюмень, Тобольск, Тара, Томск обосновалась северо-западная группировка ойратов. Ее возглавили дербетский тайджи Далай Батур (?–1637) и торгоутский тайджи Хо Урлюк (?–1644). Первый был женат на сестре второго, поэтому родственники кочевали вместе и в согласии.

Четыре орды

Внутренние междоусобицы и поражения от Есимхана (1565-1628) привели к разрыву между Далай Батуром и Хо Урлюком. Последний увел своих торгоутов через горы Мугоджары в верховья реки Эмбы и, двигаясь по ее течению, обрушился на ногайские кочевья. Эта война закончилась поражением Ногайской Орды и возникновением в конце 1630-х годов Калмыцкой орды, раскинувшейся от Эмбы до Дона. В Сарыарке же остались дербеты во главе с Далай Батуром и хошоуты во главе с Куйши-тайджи.

В юго-восточной группировке ойратов после смерти Хара Хулы в 1635 году его сын Хото Хоцин принял титул хунтайджи, а Далай-лама присвоил ему девиз Эрдени Батур. Эту дату принято считать рождением Джунгарии как государства. Возможно, это совпадение, но как раз в 1635 году маньчжуры разгромили последнего независимого монгольского хана Ликдена и забрали у него яшмовую печать Чингисхана.
Эрдени Батур продолжил политику своего отца, направленную на объединение ойратов под властью чоросов в одно государство. Началось создание постоянной армии, административного аппарата управления и налогообложения, широко внедрялся буддизм. В южном Тарбагатае, близ современного Чугучака на реке Эмель, Эрдени Батур построил из камня столицу. Вокруг нее он начал развивать земледелие и ремесленное производство, которым стали заниматься сарты и уйгуры. Развалины старой столицы на Эмеле хорошо сохранились – они находятся недалеко от поселка Когвсар (в переводе с ойратского «много оленей») на высоте 1330 метров.

Территория Джунгарии за счет вытеснения разрозненных казахских племен расширилась не только на запад, захватив земли Казахского ханства, но и на восток. Хошоут Туру Байху тайджи со своим улусом в 1636–1637 годах завоевал прилегающие к Тибету земли вокруг озера Кукунор, вытеснив оттуда монголов с тибетцами и создав там отдельное Хошоутское государство.

Таким образом, после 1636 года появились четыре ойратские орды: Калмыцкая на Волге, Джунгарская на Эмеле, Хошоутская на озере Кукунор и Дербето-Хошоутская в Сарыарке. Позже три из них образовали отдельные государства, а вот сарыаркинские ойраты не смогли оформить государственности и были завоеваны Галдан Бошокту ханом.

В это же время маньчжуры завоевали Северный Китай, образовали новую правящую династию Цин и продолжили покорение Монголии. Эрдени Батур перед лицом маньчжурской угрозы начал подготовку общемонгольского хурала, на котором предполагались объединение восточных и западных монгольских племен и принятие общего кодекса наказаний – Ихе Цааж. Хурал состоялся в сентябре 1640 года в урочище Улан бура на юго-востоке Тарбагатайских гор. На него приехало большинство знатных тайджи и нойонов из Джунгарии, Калмыкии, Кукунора, северной Сарыарки и Халха Монголии.

Главной целью Эрдени Батура было прекратить междоусобицы и объединить разные монголоязычные племена для будущей борьбы с общим врагом – Циньским Китаем. Эта цель не была достигнута, и долгосрочного политического объединения халха и ойрат-монголов не произошло. Но в целом принятие законов Ихе Цааж способствовало упорядочиванию социальной структуры общества, более справедливому судопроизводству, усилению милитаризации экономики и дисциплины в войсках, а также укреплению влияния буддизма.

Вторая столица ханства Урдун, основанная Цеван Рабданом, была построена на месте бывшей столицы Чагатайского улуса, под названием Куяш, или Улуг-иф. Сейчас это развалины старой Кульджи, которая находилась между южным берегом Или и Чапчальским рвом и была растянута на 20 км между современными поселками Конохай, Укуршы, Бирушсумул, Алтысумул, Каирсумул и Наймансумул, севернее которого находились ханский дворец и центральная площадь. Летом через Чапчальский ров, который в то время был непроходимым для конницы, бросали с десяток деревянных мостов, которые во время опасности быстро разбирались. Зимой же воду из Чапчала отводили в Или, чтобы по льду не прошла вражеская конница.

Интересный факт: столица Могулистана – Алмалык – раньше была второй столицей Чагатайского улуса. Сын Чагатая – Есу Монке цы перенес ее с юга на северный берег реки (глубоководная и быстрая Или была непроходима для конницы). Там пролегали караванные пути до Каракорума – столицы империи и дальше в Китай и на запад Сарай-Берке – столицу Золотой Орды. Западный путь шел от Алмалыка вдоль северного берега Или и по восточному берегу ее протока Баканаса через городища Акколь, Актам, Карамеген и озеро Балхаш, по реке Токрау в Сарыарку и дальше на Волгу и в Россию. После разгрома ойратами Алмалыка караванный путь и города вдоль Или и Баканаса пришли в упадок, но их развалины хорошо сохранились до наших дней.

По незнанию истории российские власти в 1881 году отдали Китаю Илийский край вместе с четырьмя столицами: Карлукского ханства – Или-балык; Чагатайского улуса – Куяш, Улуг-иф; Могулистана – Алмалык; Джунгарии – Урдун. Это стало причиной амбиций Китая в плане территориальных претензий.

Начало конца

В 1750-х годах на Джунгарию обрушилась череда несчастий, так после смерти Галдан Цэрена среди знати произошел раскол. Некоторые тайджи и нойоны не признали захватившего трон его внебрачного сына – Ламу Доржи. Нойон чоросов Даваци, считавший себя более знатным, в 1751 году со своими сторонниками Амурсаной (1722-1757), нойонами Баньджуром, Батма и Ренже Цэренами бежал от преследований Лама Доржи в казахский Средний жуз к султану Абылаю. А мятежные нойоны дербетов Сарал и Убаши Цэрен ушли к императору Цянь Луню. Таким образом, джунгарская внутренняя междоусобица переросла в международную и послужила для соседних стран сигналом об ослаблении Джунгарии.

Быстрее всех в ситуации сориентировался и повел свою игру по принципу «разделяй и захватывай» глава Среднего жуза султан Абылай. Он не выдал мятежников во главе с Даваци, проигнорировав требования Ламы Доржи. Последний в 1752 году с тремя туменами вторгся в кочевья Среднего жуза в восточной Сарыарке. Однако война приняла затяжной характер, и джунгары, фактически проиграв ее, отступили.
Воспользовавшись сообщениями Толе-би о полном отсутствии джунгарских войск в западном Жетысу (серьезный просчет Лама Доржи), Абылай в декабре 1752 года отправил туда своеобразный десант из 500 казахов и 150 ойратов-сторонников Даваци и Амурсаны. Это войско стремительным марш-броском обошло Балхаш с запада, вдоль южного берега Или, и в начале января 1753 года, не встретив на пути никакого сопротивления, ворвалось в Урдун, где не были разобраны мосты через Чапчальский ров. Лама Доржи попал в плен и 12 января был казнен. При поддержке казахов новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведенной операции Абылай еще больше утвердился в своих планах установить контроль над Джунгарией.

Даваци оказался ограниченным и жадным, что только добавило огня в пожар джунгарских междоусобиц. Претензии Амурсаны на «полцарства» тоже не были удовлетворены. И тогда Амурсана снова обратился за помощью к Абылаю, который безотказно снабдил союзника уже против Даваци необходимым количеством лошадей и даже выделил казахский отряд. В свою очередь Даваци обратился к помощи зайсанов алтайских теленгитов (толенгутов), которые весной 1754 года полностью разбили казахско-джунгарский отряд Амурсаны. Последний с 20 тысячами хойтов бежал в Халку, где, явившись к китайским властям, заявил о желании служить богдыхану Цянь Луну (1711-1799). Его отправили в Пекин. В дальнейшем это обращение с просьбой о помощи послужило беспроигрышным поводом для захвата и уничтожении Джунгарии. Уже с 1753 года Цины начали покорять местных ойратов со стороны Гобийского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Непокорных казнили или выселяли в Южную Монголию (в общей сложности около 40 тысяч семей). Их потомки до сих пор живут во Внутренней Монголии Китая под родовым именем Джангар в племенном объединении Чахар.

Учитывая предыдущий военный опыт, весной 1755 года огромная китайская армия численностью в 50 тысяч человек отправилась на окончательное покорение Джунгарии. Состоявшая из 10 тысяч маньчжур, 10 тысяч халха и 20 тысяч южных монголов, она была разделена на две части. Собственно китайцев (ханьцев) было порядка 10 тысяч, но они в боевых действиях не участвовали. Питавшие отвращение к войне и насилию ханьцы составляли лишь тыловые отряды – они должны были заниматься земледелием на захваченных территориях и создавать военно-пахотные поселения для снабжения продовольствием.

Пехота состояла в основном из маньчжурских племен, тогда как кавалерия, по аналогии с русскими казаками и волжскими калмыками, комплектовалась из монголов, позже ойратов. Для покорения Джунгарии был использован план генерала Арана, который предложил по мере продвижения войск в глубь территории противника строить в тылу вдоль караванных путей крепости с постоянными военными гарнизонами – туюнами. Первые крепости были построены в Кумуле и Барколе в восточном Тянь-Шане.

Джунгария была обречена, поскольку численность ее армии даже вместе с отрядами казахов была в два раза меньше. Это не говоря уже о превосходстве наступавшего войска в количестве артиллерии и массового огнестрельного .

Прибывшая из Монголии северная часть в 20 тысяч сабель под командованием монгольского генерала Пан-ти (в ее авангарде были хойты Амурсаны) приступила к захвату Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Южная часть, пришедшая из Маньчжурии под командованием генерала Юн Чуна (ее проводником и авангардом был другой дербетский нойон – Сарал), захватила Тарбагатай и Джунгарскую равнину. Затем Сарал повел своих воинов южнее озера Эбинор, через хребет Борохор для захвата северной части долины Или. А Амурсана двинулся по южному берегу Или, где Пан-ти практически без боя вошел в Урдун – столицу Джунгарии.

Несмотря на помощь в три тысячи казахских воинов от Абылая, не доверявший им Даваци уклонился от боя в районе Текеса и с небольшим отрядом бежал через перевал Юлдуз в южный Тянь-Шань. Но вскоре был схвачен при помощи уйгурского хакима в Уч Турфане, недалеко от реки Аксу, и отправлен в Пекин. Цянь Лун обошелся с ним гуманно, и в 1759 году он умер своей смертью. Между тем Пан-ти, расположившись в Кульдже в качестве главного китайского наместника, объявил о распаде Джунгарии и назначил новых хунтайджи для каждого из племен Чорос, Дербет, Хошоут и Хойт.

Амурсана, который надеялся, по меньшей мере, на часть Джунгарии, ничего не получил. Чтобы обуздать недовольство бывшего союзника, Пан-ти под конвоем отправил его в Пекин. По дороге Амурсана сбежал в родные кочевья хойтов в Тарбагатае, где при поддержке Абылая вместе с бывшим аманатом аргыном Казак сары поднял восстание против Китая. Собрав остатки войска, осенью 1755 года он ввернулся в Кульджу. Пан-ти, уверенный в победе, неблагоразумно распустил основную часть армии и остался с 500 воинами в полном окружении, был разбит и покончил с собой.

Гибель Джунгарии

После восстановления независимости Джунгарии чоросские тайджи посчитали унизительным для себя подчиняться Амурсане, который был всего лишь хойтским нойоном. Его мать была младшей сестрой Галдан Цэрена, поэтому в глазах Чоросов он считался человеком более низкого происхождения. Из-за этой ошибки правящие чоросы и мятежные хойты почти целиком были истреблены Цинами.
В стане восставших возобновились раздоры и кровавые междоусобицы, которые усугубились опустошительными набегами казахов и кыргызов, почувствовавших слабость бывших тиранов. Дороги Джунгарии были усыпаны трупами, реки краснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших монастырей и кибиток. В период 1753-1755 годов казахи угнали в плен из Или и Эмиля (Джунгарская равнина) более 10 тысяч семей. Амурсана, став хунтайджи, в отместку за поражение в 1754 году казнил 15 алтайских зайсанов и передал Абылаю еще 7 тысяч семей теленгитов. В общей сложности более 100 тысяч ойратов были распределены между казахскими племенами, где они и ассимилировались.

Киргизы из Алая под предводительством Кубатур-би из рода Кушчу захватили долину Таласа, а сарыбагыши – верховье Чу и Иссык-Куль. Сами джунгары стали откочёвывать из центральных районов: дербеты – в Кобдо Халха Монголии, а часть хошоутов – в Кашгарию. Китайцы же с удовлетворением наблюдали за разбродом в стране заклятого врага, стремясь усилить разногласия, радушно принимая беглецов. Таким образом, предчувствуя бессилие джунгарского волка, китайский дракон начал готовиться к последнему и решающему броску.

Весной 1756-го циньская армия под командованием маньчжурского генерала Чао Хуэйя осадила Урумчи и весной следующего года прошла до Эмиля и Тарбагатая. Маньчжуры вместе с 5 тысячами дербетов нойона Сарала двинулись маршем к Кульдже. Амурсана, пытался организовать сопротивление и даже выиграл несколько маленьких сражений. Но в конце концов маньчжуры, использовав численное преимущество и перегруппировав силы, разбили джунгар. Бросив все, Амурсана снова бежал к казахам. Преследуя его, маньчжуры переправились через Иртыш и вышли на земли Среднего жуза.

Это было концом Джунгарии – последней империи кочевников, которая в 1761 году превратилась в Циньское наместничество под названием Синьцзян (новая граница). Округ Кобдо, Тарбагатай, провинция Или и Урдун (Кульджа) были присоединены к Китаю. Джунгары, особенно мятежные племена Чорос и Хойт (тогда как дербеты вовремя покорились и меньше пострадали), были почти полностью истреблены. В борьбу за джунгарское наследство активно включились казахи и кыргызы.

В 1757-58 годах казахские батыры напали на алтайских куба калмаков. Особенно прославились батыры найман Кокжал Барак и кипчак Кошкарбай. Действуя по заданию султана Абылая, они мстили калмыкам за набеги на Средний жуз и за участие в разгроме отряда Амурсаны и Абылая в 1754 году. Перейдя Иртыш и вторгшись в горный и монгольский Алтай, казахские батыры стали наводить страх, забирая мальчиков в толенгуты, женщин и девушек в токалки, а скот присоединяя к своим стадам. Россия, до этого безучастно наблюдавшая за ситуацией, решила тоже присоединиться к дележу Джунгарии. Царица Елизавета Петровна в мае 1756 года издала указ о приеме беглецов в свое подданство, а в июне – указ о присоединении к России территории Горного Алтая.

В противовес переселению казахов в Джунгарию китайцы стали переселять туда маньчжурские племена лучников – Сибе, Дауров и Солонов, также Чахаров и Халха – монголов, Таранчи-Уйгуров из Кашгарии, Дунган из Ган-Су (Кен-су), а также Урянгхайцев (Сойотов) из Тувы. В 1771 году по инициативе китайцев были переселены Торгоуты из Поволжья, которых разместили к югу и востоку от Кульджы в долине Юлдуза и верхнего течения реки Урунгу на пустующих землях их братьев Чоросов и Хойтов.

В 1757-1758 годах Джунгария, последняя империя кочевников, была полностью уничтожена.

Китайский историк Циньской империи Вэй Юань (1794-1857) писал, что численность джунгар к 1755 году составляла не менее 200 тысяч кибиток. Российский историк С.Скобелев считал, что с учетом среднего коэффициента 4,5 человека на кибитку численность населения Джунгарии составляла около 900 тысяч. Поэтому размеры потерь можно представить следующим образом:

Число дербетов (поддержали китайцев и не участвовали в мятежах) – около 150 тысяч, или 20%.
Спаслось в Сибири, в северной Монголии и в Горном Алтае – 60 тысяч.
Спаслось в самой Джунгарии – 40 тысяч.
Увезено в плен казахами и киргизами – 100 тысяч.
Умерли от голода и эпидемии оспы – 200 тысяч.
Погибли от междоусобиц, набегов казахов и киргизов – 50 тысяч.

Если сложить эти цифры и отнять получившуюся сумму от общей численности в 900 тысяч, то количество джунгар (в основном Чоросов и Хойтов), уничтоженных циньскими войсками, составит около 300 тысяч.

Как за 170 лет до этого ослабленное Сибирское ханство было разделено между Россией и сильной Джунгарией, так и ослабленная Джунгария была поделена между соседями.

(Из книги «Шекара шегін айқындау дауірі. Эпоха обретения границ». [email protected])

В нашем обзоре по первоисточникам мы поговорим о Джунгарии, которая составляет часть того, что уйгурские борцы за независимость называют Восточным Туркестаном. В мире Восточный Туркестан больше известен как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (Xinjiang Uygur Autonomous Region). Поговорим здесь и о населении Синьцзян-Уйгурского района, а именно уйгурах и ойратах (джунгарах).

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, или Синьцзян (Xinjiang, в КНР иногда употребляется написание и как Sinkiang) на карте с сайта «Международного радио Китая» english.cri.cn. Как видим, по отдаленной части Синьцзяна проходит и небольшой участок российско-китайской границы.

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район на карте КНР с китайского госсайта russian.china.org.cn.

Запрещенный в КНР Всемирный Конгресс Уйгур (ВУК) называет родину уйгур Синьцзян Восточным Туркестаном, т.е. «страной тюрок». Здесь Восточный Туркестан на карте с сайта ВУК. Синьцзян известен в истории и как Джунгария, по имени также проживавшего здесь монголоязычного народа ойратов, который отличается и от тюрок-уйгур, и от китайцев. Однако многие из ойратов либо покинули бывшую Джунгарию, либо в годы завоеваний были истреблены китайцами. К джунгарам-ойратам относились и откочевавшие в Россию калмыки.

Уйгуры и ойраты

на последней границе

Пейзаж Синьцзян-Уйгурского Автономного Района на территории входящего в его состав Баянгол-Монгольский автономного округа.

Распространение Китая на востоке ныне ограничивается Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Именно здесь в битвах тюрок - уйгур, и при участии западномонгольских племен - ойратов, не являющимися тюрками, - с одной стороны, и империей Цин - с другой, был около 250 лет назад установлен рубеж, разделяющий китайскую цивилизацию и современный тюркский мир.

История могла сложиться и так, что Китай в период установления устойчивых границ нового времени в своей территории продвинулся бы дальше - в Среднюю Азию, либо, наоборот - в нынешнем Синьцзян-Уйгурском районе теперь существовали бы независимые государства с культурой, отличной от китайской.

Однако тюрки-уйгуры и монголы-ойраты проиграли, и Китай к 1760 году получил новую границу, захватив Джунгарию - нынешний Синьцзян (слово Синьцзян на китайском и означает «новый рубеж, граница», в расширительном смысле иногда приводится перевод как приобретенный рубеж, в смысле новая территория). Часть монголов-ойратов, а именно калмыки, ныне нашли новую Родину за пределами Китая - в России, при этом Синьцзян остался регионом этнических меньшинств в Китае - тюрок-уйгур, исповедующих ислам, и, в значительно меньшей степени, ойратов, исповедующих буддизм. А Средняя Азия на некоторый период отошла к России, которая также в свое время воспользовалась слабостью тюркских народов региона.

Одна из причин победы Китая заключалась в том, что тюрки и монгольские этносы нынешнего Синьцзяна боролись между собой, а также существовали большие склоки внутри самих уйгурских родов.

Почему Китай не принимает

название Восточный Туркестан

Ниже фрагмент «Белой книги» - сборника, изданного Министерством иностранных дел КНР по вопросу Синьцзяна, в котором говорится о проблеме названия Синьцзяна и неприятии Китаем независимости региона:

«В средневековье в арабских географических книгах появилось понятие «Туркестан», которое означало «владения тюрков» и подразумевало земли к северу от реки Сир и сопредельные с ними восточные земли Средней Азии. По мере исторической эволюции и самоопределения современных национальностей Средней Азии географическое название «Туркестан» к XVIII веку почти исчезло, в книгах того периода его в основном не использовали. В начале XIX столетия вместе с углублением системы колониализма и экспансии в Средней Азии со стороны империалистических держав вновь появилось и слово «Туркестан».

В 1805 году русский миссионер Димковский в своем отчете о деятельности миссии тоже использовал название «Туркестан», описывая с географической точки зрения Среднюю Азию и Таримскую впадину в Синьцзяне Китая. А так как история, язык и обычаи этих двух районов отличались, и политическая принадлежность у них была разная, то он называл «Восточным Туркестаном» Таримскую впадину в Синьцзяне Китая, находившуюся на востоке от «Туркестана», называя эти земли и «китайским Туркестаном». В середине XIX века Россия аннексировала одно за другим три ханства в Средней Азии - Хивинское, Бухарское и Кокандское, в районе Хэчжун учредила «туркестанское наместничество», поэтому некоторые люди на Западе стали называть этот район «Западным Туркестаном» или «русским Туркестаном», а синьцзянские районы Китая - «Восточным Туркестаном».

В начале XX столетия ничтожное число синьцзянских раскольников и религиозных экстремистов под влиянием мирового религиозного экстремизма и национального шовинизма, основываясь на высказываниях старых колонизаторов, решило политизировать нестандартное географическое название «Восточный Туркестан» и выдумало некую «идейно-теоретическую концепцию» о «независимости Восточного Туркестана».

Ее последователи всюду разглагольствовали о том, что, мол, «Восточный Туркестан» испокон веков является самостоятельным государством, его национальность имеет почти десятитысячелетнюю историю, будто «это наилучшая в истории национальность»; они подстрекали к тому, чтобы все тюркоязычные и исповедующие ислам нации объединились и создали «теократическое» государство; отрицали историю создания великой родины всеми национальностями Китая, призывали «дать отпор всем национальностям нетюркской национальности», уничтожить «иноверцев», они разглагольствовали о том, что Китай «на протяжении трех тысяч лет является врагом Восточного Туркестана», и т. д. и т. п. После появления так называемой концепции о «Восточном Туркестане» раскольники всех мастей затеяли возню вокруг вопроса о «Восточном Туркестане», пытаясь осуществить несбыточные надежды о создании «государства Восточного Туркестана». (Белая книга» МИД КНР «История и развитие Синьцзяна», 2003 г., цитата по официальному сайту ведомства - fmprc.gov.cn).

Очерк истории и географии Синьцзяна с точки зрения правительства КНР см. на этого обзора;

Очерк истории и географии Восточного Туркестана - Синьцзяна с точки зрения уйгурского движения за независимость см. на этого обзора;

Уйгуры

Существование нескольких, а именно трех уйгурских государств на территории нынешнего Синьцзяна, приводило к забавным последствиям. Например, уйгурское государство Караханидов (также известно как государство Илекханов), принявшее ислам, постепенно перетекло на территорию Средней Азии (нынешнего Узбекистана).

Отметим, что позднее Илекханы в Средней Азии были объявлены вассалами монгольского племени каракитаев, а затем разгромлены (1212 год) предками современных тюрок-узбеков. В свою очередь, находящаяся на территории нынешнего Синьцзяна (в Кашгаре), восточная часть осударства Караханидов покорилась в 1212 году монгольскому племени найманов.

Уйгурское буддистское государство Идикутов при Чингисхане вошло в 1209 году в состав Монгольской империи на правах улуса, без войны, при этом эта часть уйгуров тогда дальновидно отказалась принять покровительство соперничавшего с Чингизом монгольского племени каракитаев, или, иначе кара-киданей (черных киданей), вскоре растворившихся в империи Чингисхана.

(Считается, что именно от древних киданей в период существования у них сильного единого государства произошло в русском языке и название Китай. Это название для Китая сохранялось длительное время и в европейских языках. Подробнее об этом см. на нашем сайте ).

После развала Монгольской империи, куда входили земли нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, на этой территории возникли небольшие уйгурские ханства с населением, принявшим ислам.

….ойраты

В свою очередь, в XV веке на севере на севере Уйгурии западные монголы-ойраты, исповедующие буддизм, создали Джунгарское ханство.

Все эти государства прекратили свое существование после наступления китайских войск, о котором мы упоминали выше.

В настоящее время под ойратами понимают монгольскую народность, живущую в Синьцзян-Уйгурском районе Китайской Народной Республики, а также в западной части независимой Монголии.(Об истории и этнографии, и географии Монголии см. на нашем сайте ).

К ойратам относятся и калмыки, которые ныне своим названием как бы отделяются от ойратского относа, т.к. они откочевали очень далеко от своей исторической родины - нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района.

При откочевке в Россию калмыки просили у царя Василия Шуйского защиты от других степных образований - Казахского и Ногайского ханств.

Отметим, что довольно большая часть калмыцких родов (около 125 тыс. чел) в 1771 году вернулась из Российской империи в уже покоренную к тому времени Китаем Джунгарию. Тогда же Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, существовавшее в России с 1657 года. (Подробнее о др. народах степи, когда-то входивших в Монгольскую империю, см. на нашем сайте ).

Джунгары

- враги казахов

Государственный иновещательный спутниковый телеканал Казахстана Caspionet 17/07/2011 показал небольшой исторический очерк под громким названием «Аныракай: место стонов и рыданий врага», в котором рассказывалось о поражении джунгарских войск от ополчения казахских племен в Анракайской битве в 1729 году.

Необходимо отметить, что казахи и ойраты-джунгаре были в тот период непримиримыми врагами, и казахские племена в Анракайской битве спасли себя как этнос, выиграв сражение. И это была одна из последних битв Джунгарии, вскоре ойраты-джунгаре были покорены Цинским маньчжурским Китаем. Канал передавал:

«Надпись на камне 1729, год Петуха. Примерно 20 километров от Алматы. Это одна из самых загадочных битв в истории Казахстана. Ее сравнивают с Бородинским сражением и Куликовской сечью. Победа в этой битве помогла казахскому народу выжить как нации. Но где она проходила, как именно и даже в каком году - на эти вопросы однозначного ответа нет. …место стонов и рыданий врага…

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века.

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века. Малым красным кругом на карте обозначен район столицы Джунгарии города Кульджа, позднее некоторое время удерживающийся Россией. О Кульдже см. на второй странице этого обзора.

Исчезнувшая империя

Это была воинственная страна. Джунгары, по-другому ойраты, союз нескольких монгольских племен. Еще одно название - калмыки. В переводе с тюркского - отступники.

В 14 веке многие монгольские племена приняли ислам. Ойраты отказались, оставшись верными буддизму.

Говорит доктор исторических наук Жанузак Касымбаев:

«В то время население Джунгарии составляло где-то в пределах одного миллиона.

Такая маленькая страна держала в страхе громадный район - всю Центральную Азию».

Столица Джунгарии - Кульджа. 122 года просуществовало ханство. По выражению историка Василия Бертольда, последняя кочевая империя в Центральной Азии. К началу XVIII века мощное военное государство.

Джунгары - ойраты

как осколок Монгольской империи

«Хубилай-хан правил государством Юань 34 года и умер в 1294 году. После его смерти государство монгольской династии Юань просуществовало еще 70 лет пока династия не была свергнута восставшими китайцами в период правления хана Тогон-Тумура. Столица монгольского хана была перенесена обратно в Каракорум.

Другим государством, основанным потомками Чингисхана Джучи и Батыем, была Золотая Орда.

Со временем империя разбилась на несколько маленьких государств. Таким образом, на территории от Алтайских гор до Черного моря появилось много национальностей тюркского корня, такие как башкиры, татары, черкесы, хакасы, ногайцы, кабардинцы, крымские татары и др... Возникший на территории государства Чагадай Маваранахр был могущественным во времена правления Тумур-хана, захватывал территории от Багдада до Китая, но тоже распался. Империя Ильханов Хулагу воспряла ненадолго в период Газан-хана, но вскоре стали возрождаться Персия, Арабское государство, Турция и установилось 500-летнее правление Османской империи. Без сомнения, монголы были доминирующим народом в XIII веке, а Монголия стала известна во всем мире.

После падения династии Юань монголы, жившие там, вернулись на свою родину и жили свободно до захвата маньчжурцами. Это время отмечено в истории Монголии как период малых ханов, когда Монголия была без единого хана и разделилась на отдельные княжества.

Из сорока туменов, или княжеств, существовавших во времена Чингисхана, к тому времени осталось только шесть. Имелись также 4 ойратских тумена. Поэтому всю Монголию иногда называли «сорок и четыре». Ойраты, прежде всего хотели управлять всеми монголами, шла постоянно борьба за власть. Пользуясь этим китайцы регулярно нападали на монголов и однажды дошли до древней столицы Каракорума и разрушили его. В XVI в. Даян-хан вновь объединил монголов, но после его смерти началась борьба за трон. На троне за 10 лет сменилось 5 ханов и государство, в конце концов, прекратило свое существование. Когда младший сын Даян-хана Гэрэсэндзэ захватил власть, за Северной Монголией закрепилось название Халха…

Мандухай-хатун, ставшая женой Даян-хана лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. Значительные усилия Даян-хан прилагал для преодоления сепаратизма монгольских феодалов, не желавших признавать власть монгольского хана.

В очерке казахстанского иновещания Caspionet, который мы приводим также в нашем обзоре, отмечается что джунгары-калмыки бежали из Джунгарии поле разгрома их китайским войсками, Однако необходимо отметить, что та часть ойратов, которую собственно ныне называют калмыками, откочевала из Джунгарии в пределы России (сначала в Сибирь, а потом на Волгу) еще за столетие до того, а собственно ойраты до сих пор проживают в современном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, хотя в очень небольшом количестве.

При этом большинство современного двадцатимиллионного Синьцзяна КНР составляют тюрки- уйгуры (около восьми миллионов человек, что составляет около 45% от общего количества населения), далее - китайцы (около семи миллионов, около 40%), полтора миллиона составляют тюрки-казахи (около 6%), дунгане (китайцы-мусульмане) - около восьмисот тысяч (4,55%), кыргизы - около ста шестидесяти тысяч (0,86%), монголы и калмыки (иначе говоря, ойраты) - около ста восьмидесяти тысяч человек (1,14%). Имеются крохотные, в несколько тысяч, общины маньчжур, русских (потомков лиц, приехавших, когда некоторые земли Синьцзяна на границе с современным Казахстаном принадлежали России, а также белой эмиграции), узбеков, татар, тибетцев. Как видим, собственно джунгар-ойратов в современном Синьцзяне осталось очень мало, чему способствовали войны и откочевья в соседние страны - Россию и Монголию.

(Справка Мониторинга сайт)

Кандидат исторических наук. Эдиге Валиханов:

«Был создан аппарат управления, сильный по своей подготовленности. Чиновничество делилось на двенадцать разрядов. Каждый из малых князей - тайджи должен был постоянно поставлять для всего ханства вооруженных людей в полной амуниции»

Отлично обученные войска и жесткая дисциплина. Примечательно, что сохранение жизни воинов было одной из главных задач военачальников. Провинившихся солдат не били и не истязали…

Эдиге Валиханов:

«(Провинившихся воинов) отодвигали от добычи, не давали возможности забрать женщин, женщины разменной монетой всегда у воинов были».

У джунгарских князей в качестве штрафов за различные правонарушения полагалось забирать сто нагрудных панцирей. С их родственников - пятьдесят. С чиновников, знаменосцев и трубачей по пять.

Эдиге Валиханов:

«Войны надевали кольчуги, которые не должны были мешать при движении. Чтобы железный шлем хорошо сидел, он имел подшлемник из войлока. С левой стороны находилась сабля или меч. Но мечом кочевники пользовались редко, потому что он был не удобен в конном бою»

Вся экипировка кочевника весила примерно килограммов 50 - 70. Вес военной амуниции зависел и от выносливости батыра. Некоторые из кольчуг достигали до 40 кг. Плюс шлем, булава, сабля, колчан со стрелами и лук.

Эдиге Валиханов:

«Силой руки натягивались луки длиною от 70 - 80 до 90 см, а некоторые батыры доходили до 120 сантиметров. Жилы животных составляли тетиву. Сила стрелы была чрезвычайно большой: где-то 150 - 200 метров пробивала кольчугу».

Казахские войны в военно-техническом оснащении проигрывали джунгарам. Кроме холодного оружия у них долгое время ничего не было.

Жанузак Касымбаев:

«Казахи даже не знали, как пользоваться артиллерией».

У джунгар артиллерия была. Основные экспортеры Китай, Персия, Россия. А в начале восемнадцатого века оружие стали делать и в самой Джунгарии. Производство наладил шведский унтер-офицер Йоган Гюстав Ренат. Судьба его удивительна. Во время полтавского сражения он был захвачен в плен российскими войсками, стал служить в российской армии, затем попал в плен к джунгарам, там сделал неплохую военную карьеру, разбогател, женился, причем на своей соотечественнице, и джунгарский правитель Галдан Церен позволил ему вернуться домой.

Жанузак Касымбаев:

«Он настолько был доверенным лицом Галдан Церена, что его назначили главнокомандующим ойратских войск. Несколько раз он участвовал в сражениях против Цинской империи, одерживая победы».

Эдиге Валиханов:

«Он как раз помог построить два-три железоделательных завода, которые делали вооружения. До 2000 мортир, которые ставились на верблюдов или на лошадей».

Джунгарские мушкетеры не носили доспехов и не вели рукопашный бой. В сражении их прикрывали войны с копьями и пиками. Иногда применяли живой щит,- в основном, стада крупного рогатого скота. Но огнестрельное оружие использовалось больше как психологическое. Главной силой все равно была кавалерия.

Эдиге Валиханов:

«Со скоростью 70- 80 километров в час на коротком промежутке времени. Покрывая все это тучей стрел. Ничто не могло противодействовать конной лавине кочевников».

Нашествие

18 век - век рыцарства - определение Чокана Валиханова. Именно в эту пору батыры - профессиональные воины - становятся главной политической силой. Централизованного управления в казахском ханстве не было. Батыры привыкли действовать в одиночку. В большинстве случаев жузы и улусы формировали отряды ополчения независимо друг от друга. Полная военная мобилизация проводилась крайне редко. И поражения следовали одно за другим.

Эдиге Валиханов:

«Поход (джунгар) 1717 года, когда тридцатитысячное казахское ополчение во главе с Кайыпом и Абулхаиром потерпело жесточайшее поражение под Аягузом, при котором они едва избежали плена. Такие же походы повторялись почти ежегодно»

Тотальное джунгарское нашествие началось в 1723 году. Нападение было неожиданным. Аулы собирались откочевать на летнее пастбище, отряды батыров готовились к вторжению на волжских калмыков. Семидесятитысячному джунгарскому войску просто некому было противостоять. Аулы буквально стерли с лица земли.

Жанузак Касымбаев:

«Старший (казахский) жуз опять оказался под оккупацией. Младший - двинулся в сторону башкир. Часть среднего дошла до Самарканда. Таким образом, практически весь Казахстан оказался опустошенным».

«Истерзанный голодный люд добрался до озера и пал, усеяв побережье своими телами. И один старейшина сказал: «Мы должны запомнить великое горе, постигшее нас». И назвал это бедствие «Брели, пока не заболели подошвы. Упав без сил, лежали вокруг озера». (Шакарим. «Родословная тюрок»).

Эдиге Валиханов:

«Ранней весной - огромные разливы рек. Маленькая речушка превращается в непроходимый мощнейший поток. Разразились эпидемии, люди стали гибнуть - от холеры, от голода».

Некоторые даты

из истории ойратов периода

после распада Монгольской империи

1471 - Мандухай, супруга Даян-хана (настоящее имя ее мужа Бату Мункэ, а Даян - прозвище, которое означает «всеобщий», данное за его успешное объединение всех монголов впервые после распада Монгольской империи) взяла крепость западных монголов - ойратов Тас. И принудила их к подчинению. После этого разгрома ойраты больше не претендовали на управление над всей Монголией. 34-летняя Мандухай, овдовевшая и взявшая в мужья вторым браком 19-летнего Даян-хана, за период их совместного правления провела множество военных сражений. Победы позволили на некоторое время объединить монгольские племена, хотя бы в скромных границах исторической Монголии, вернувшись к территориям до начала чингизидовых завоеваний. Это позволило Мандухай стать одной из самых знаменитых монгольских ханш периода после распада империи.

1635 - Союз ойратских племен создает Джунгарское ханство на территории Джунгарии.

1640 - Ойратские владетели провели съезд, на котором приняли Ик Цааджн Бичг (Великое Степное Уложение). Это уложение, среди прочего, отметило у буддизм в качестве религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских родов от междуречья Яика и Волгидо Западной Монголии (ныне Монголия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). В работе съезда принял участие калмыцкий (ойратский) Зая-Пандита Огторгуйн Далай).

1643 - Орбулакская битва закончившаяся поражением джунгарских войск от казахских войск.

1657 - Часть ойратов, ныне известные как калмыки, становятся под сюзеренитет русского царя, ранее откочевав в русские пределы.

1667 - Победа ойратов Джунгарии над монгольской армией Алтан-хана.

1679 - К Джунгарскому ханству присоединена Уйгурия (Восточный Туркестан).

1690 -1697 - Первая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1710 - разорение российского Бикатунского острога.

1715-1739 - Вторая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1723-1727 - очередная джунгаро-казахская война. Вторгнувшись в казахские степи, джунгары захватили Ташкент.

1729 - Поражение джунгарских войск от объединенной казахской армии в Анракайской битве.

1755—1759 - Третья война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем, Джунгарское ханство ликвидировано Цинской империей.

(Вики и справка Мониторинга сайт);

По некоторым данным, во время джунгарского нашествия погибло свыше миллиона казахов. Жизнь в степи остановилась.

Историк Ирина Ерофеева, директор Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов:

«(Были) захвачены города казахские, (среди которых) город Туркестан - это столица Казахского ханства. Здесь мавзолей (мусульманского суфийского проповедника) Ходжа Ахмеда Ясави - та святыня, с которой ассоциировали себя все казахи».

Единственный выход - на время забыть междоусобные распри. В 1726 году представители трех жузов собрались вместе, чтобы избрать главнокомандующего казахской армией. Им стал хан Абулхаир. И через год на берегу реки Буланты джунгарам было нанесено первое крупное поражение. Местность, где проходила битва, получила название «Калмак кырылган» (Место гибели калмыков).

Битва

По преданию, битва началась с традиционного противостояния двух батыров. Со стороны джунгар Чарыш со стороны казахов Абулмансур, будущий хан Абылай.

Жанузак Касымбаев:

«Каждое сражение начиналось с поединков батыров с обеих сторон».

Каждый казахский хан и султан имел свой боевой клич. Так называемый, акар. Его не могли использовать рядовые воины. Боевым кличем могло стать и имя какого-либо аксакала. Абылай - имя деда Абулмансура.

«Абулмансур разогнал коня, издав клич «Абылай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмыки дрогнули, побежали. И были рассеяны казахами». (Шакарим. «Родословная тюрков»).

Предполагаемое место сражения - поселок Анракай.

Местный житель:

«Говорят, что здесь погиб джунгарский полководец по имени Анра. Здесь его убили, захоронили, и осталось это название поселка»

Согласно преданию, первые потери ойраты понесли еще накануне битвы.

Жанузак Касымбаев:

«Перед сражением джунгары потеряли почти половину войск от того, что они напились недоброкачественной воды из озера «Ит-Ичмес» - «собака не станет пить воды из такого озера» (Со времен Тимура озеро называлось «Ит-Ичмес», т.е. «собака не будет пить» т.к. один литр воды в водоеме содержит 8 г соли. Прим. сайт).

Если это то озеро, то за 300 лет оно значительно обмелело и сейчас больше похоже на болото. Караой - черная долина, недалеко от поселка. Интересно, что в 50 годах прошлого века здесь обнаружили урановое месторождение. Шахты - в нескольких метрах от озера. Рядом заброшенные урановые штольни, ржавая гусеница от танка и патрон от пулемета. Еще лет 20 назад здесь был военный полигон. Впрочем, не факт, что анракайское сражение проходило именно здесь.

Ирина Ерофеева:

«Мы подняли все карты XVIII века и нашли, что это имя было только за одним-единственным озером. За западным заливом Балхаша, ныне самостоятельным озером Алаколь, которое так и именовалось ошибочно на картах - «Ит-Ичмес Алаколь».

Значит, и само сражение проходило приблизительно в 100 километрах от места, где ныне установлена стела (в память о сражении). И еще одно уточнение. О нем говорит Ирина Ерофеева:

«Это произошло весной, в апреле, 1730 года».

Саттар Мажитов, доктор исторических наук:

«Все никак не сойдутся либо на дате этого анракайского сражения, либо на его локализации, т.е. месте, где оно происходило».

Согласно некоторым исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Сражение продолжалось от 3 до 40 дней. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч.

Ирина Ерофеева:

«(Воин) кроме своего коня, на котором сидел, еще имел в запасе двух-трех коней. Представьте сколько было нужно коней на вот этом пространстве в 230000 кв. метров. Там не нужно было бы сражения, если бы было 60 - 80 тыс. человек. Пали бы и люди, и кони в один день, без сражения. Потому что (не было) ни травы, ни воды».

Единственное, что остается неоспоримым - это факт победы казахского войска. Но и тут все - не очень понятно. Вроде победили - ну и что?

Саттар Мажитов:

«Когда мы говорим о плодах анракайской битвы, то здесь уже наступает момент молчания. Почему? Действительно победили в этой сложной судьбоносной истории, но где же плоды этой победы?»

Через некоторое время в казахском ханстве опять началась борьба за власть, джунгары вернулись, и часть кочевий отвоевали. Но анракайская битва навсегда осталась в истории великой битвой.

Жанузак Касымбаев:

«Анракайская битва оказалась блестящей победой казахского оружия. Казахи впервые одержали действительно большую, и не только военную, победу».

Ирина Ерофеева:

«Анракайская битва стала итогом этого объединения, высшей точкой подъема народного духа, когда казахи себя почувствовали. Что я не кыпчак, я не найман, я не шапрашты а мы - казахи. Мы единый народ! Это наша земля! Мы сильны, когда мы все вместе!»

(Здесь перечисление племен: кыпчаки - тюркское племя, в русских летописях известны как половцы; найманы - племя монгольского происхождения, некоторые роды которого вошли как в состав казахского тюркского по происхождению народа, так и др. тюркских этносов, включая узбеков; шапрашты - один из родов казахского сташего жуза - одного из трех собраний казахских племен, первоначально старшинство определялось вассалитетом соответственно старшей и младшей ветвям Чингизидов. Прим. сайт).

Аныракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Весной 1756 года китайская империя напала на ойратов. Джунгары, изрядно потрепанные казахскими войсками, не смогли оказать достойного сопротивления.

Саттар Мажитов:

«Для них история обернулась закатом».

Жанузак Касымбаев:

«История вряд ли помнит такой случай, чтобы целое государство в связи с военной кампанией исчезло с политической карты мира. Джунгария исчезла».

«Китайцы истребляли все живое на своем пути. Убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин. Детям разбивали головы о камень или стену. Они перебили до миллиона калмыков..» (китайский историк Шан Юэ).

Часть населения была убита, другие умерли от голода и болезней. Единицам удалось бежать в Сибирь. Так погибла последняя кочевая империя». (Текст исторического телеочерка «Аныракай: место стонов и рыданий врага» государственного иновещательного спутникового телеканала Казахстана Caspionet от 17/07/2011..

На следующей странице: История Восточного Туркестана - Синьцзяна в официальной публикации уйгурского движения за самостоятельность региона ;