Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122--742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770--403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403--221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжалась своими владениями -- судя по имеющимся данным, землю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование. Многие из них переходили в разряд безземельных -арендаторов.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

По преданию, царь Чэн ван (1115--1079 гг. до н. э.) осуществил организацию и укрепление государственного аппарата. Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями -- чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину -- линь, пять таких общин объединялись в деревню -- ли, четыре ли образовывали «клан» цзу, пять цзу образовывали группу -- дан, пять дан составляли округ -- чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель -- цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.

В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения -- Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. В руках служилой знати сосредоточиваются значительные земельные владения. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая -- период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

С момента уничтожения монархии Западного Чжоу единого государства не существовало. Страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу; в процессе которой более слабые государства поглощались более сильными. В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

Эпоха династии Чжоу, длившаяся более 800 лет, является одним из периодов древней истории Китая. Она также носит название Третьей цивилизации. Началом ее принято считать 1045 год до н.э., закат приходится на 249 год до н.э. Это важнейшая эпоха, сыгравшая значительную роль в истории. Основателем династии стал Вень-ван.

Предпосылки образования цивилизации Чжоу

Племена Чжоу в XII веке до н.э. проживали на территории Юго-Восточной и Восточной Азии в бассейне реки Хуанхе. Они занимались скотоводством и земледелием. Как повествует история Китая, правящая династия Шан в результате ослабления была побеждена племенами Чжоу, занявшими ее территорию, на которой было образованно раннефеодальное государство.

Основателем династии Чжоу в Китае принято считать Вень-вана, который реформировал систему племенных отношений, создав на границе Шанского государства мощное княжество. Этому способствовало превращение большой части племен Чжоу из кочевников-скотоводов в оседлых земледельцев, длившееся в течение нескольких предыдущих поколений. Они получали высокие урожаи с использованием ирригационных систем орошения.

Образование государства

Продолжателем дела отца и первым царем Чжоу становится У-ван, который строит государство по подобию Шанского. Он перенес столицу в город Хао, находившийся в районе современного Сианя. На территориях, отвоеванных у династии Шан, новыми правителями строилась социальная структура, которую историками принято называть чжоуский феодализм. Постепенное завоевание территорий и увеличение численности населения приводили к усложнению социальной и административной структуры.

Периоды эпохи династии Чжоу в Древнем Китае

В зависимости от военного и политического влияния чжоуская эпоха делится на два периода, которые принято называть:

1. Западная Чжоу. Именно с этого периода начинается образование нового мощного государства. Занимает период с 1045 по 770 годы до н.э. Это расцвет эпохи, время владения территориями в бассейне средней Хуанхе династией Чжоу. Кратко его можно охарактеризовать как становление и подъем мощного государства. В конце его столица перенесена в Лои (современный Лоян).

2. Восточная Чжоу. Поздний период с 770 по 256 годы до н.э. Время постепенного умаления гегемонии Чжоу и распада единого государства на отдельные царства. Его принято делить на подпериоды:

  • Чуньцю (Весны и осени). Этот период, как гласит предание, был отредактирован самим Конфуцием. Длился в 770-480 годы до н. э. Его можно охарактеризовать следующим образом. Территория Китая была разделена на много мелких царств, которые населяли, как народности Чжоу, так и другие народы. Все они находились под властью правителей династии Чжоу. Постепенно реальная власть дома Чжоу становилась номинальной.
  • Чжаньго (Сражающиеся царства). Длился в 480-256 годы до н.э. Все царства находились как бы в движении. Территории постоянно изменялись, так как шли междоусобные войны, что вело к ослаблению государства и к печальному итогу распада на мелкие царства.

Чжоуский феодализм

Общественная система страны периода династии Чжоу имела ряд отличительных особенностей. Царь (ван) назначал в завоеванные земли (уделы) правителей, которых называли чжухоу. Им даровались титулы хоу и гуна. Зачастую такие должности занимали представители низших линий династии. В случае если царства признавали гегемонию Чжоу, то их правители признавались удельными с обязательными условиями уплаты дани и участия в военных действиях на стороне династии.

Правители постоянно воевали друг с другом, захватывали земли соседей. Правление во многих провинция так же устанавливалось подобным Чжоуским. Это повлекло за сбой то, что многие из них провозглашали себя ваннами, что привело к подрыву стабильности в государстве. Через определенное время с центральной властью уже не считались.

Западное Чжоу

Государственное образование было пестрым по этническому состоянию, разнородным и несовершенным. При захвате территорий в результате военных действий они отдавались в управление чжоуским феодалам либо сохраняли местных правителей, признавших их правление. Для надзора оставлялись наблюдатели от Чжоуского вана. Крепкий контроль за провинциями сохранялся до 772 года до н.э.

В это время произошло событие, когда чжоуский царь Ю-ван выгнал свою жену. Вместо нее была взята наложница. Отец опальной супруги пошел на Ю-вана войной, предварительно заключив союз с кочевыми племенами. После его свержения новым царем был объявлен сын царицы Пин-ван, которого признали ряд уездных авторитетных правителей. Столицей государства стал город Лоян. Именно эти события китайские историки связывают с началом заката династии Чжоу в древнем Китае.

Социально-политическое устройство государства

Большое значение правления династии Чжоу заметно в процессе становления раннефеодального государства. Его признаки можно наблюдать уже на начальных стадиях его формирования. При ранней династии строго соблюдалась иерархическая система рангов. Самый высший ранг - «ван» - мог иметь только один человек. Он передавался старшему сыну по наследству. Остальные дети опускались на ранг ниже и получали наследственные владения. Они также оставляли старшему сыну свой чин, остальные спускались еще ниже. Следующими по рангу были главы крупных семейных кланов. Замыкали эту систему простые люди.

Принадлежность к тому или иному рангу определяла строго регламентированный образ жизни. Это касалось быта, одежды, питания, формы и размера дома, его убранства, церемониала отношений между старшими и младшими рангами. Определенным было даже число деревьев на могилах. Это делалось для того, чтобы можно было определить занимаемое место на иерархической лестнице, которое в династии Чжоу определялось исключительно по происхождению.

Наследники высоких рангов могли стать простолюдинами. Таким образом, все государство было как одна патриархальная община. Ремесла и торговля были уделом простолюдинов. Здесь богатство не могло изменить расположения на иерархической лестнице. Даже очень богатый торговец все равно оставался простолюдином.

Восточное Чжоу

Этот период длился более пятисот лет, и начало его связывают с перенесением столицы. Сделать это вынудил ряд обстоятельств, в частности, защита от племени Жунов, обитающих на севере и северо-западе государства Чжоу. У государства не было возможности противостоять ему, что подорвало его авторитет.

Это негативным образом сказалось на влиянии династии Чжоу. Постепенно от нее стали отходить самостоятельные провинции. В скором времени сохранилась только территория, на которую распространялось влияние домена Чжоу. Он остался в одиночестве, что практически приравняло его к удельным княжествам.

Весна и осень

Это временной отрезок протяженностью с 722 по 480 годы до н.э. в истории Китая нашел свое отражение в сборнике хронологических комментариев «Цзочжуань» и «Чуньцю». Власть Чжоу была еще достаточно крепкой. 15 вассальных провинций признавали главенствующую роль династии Чжоу.

В то же время царства Ци, Цинь, Чу, Цзинь, Чжен были окрепшими и самостоятельными. Они вмешивались во все дела царского двора, диктовали политические условия. Большинство их правителей получили звание ванов, что еще более укрепило позиции. Именно в это время произошли значительные изменения в расстановке сил и изменения в сферах влияния, что в итоге привело к распаду некогда великого государства.

Сражающиеся царства (Чжаньго)

Продолжительность этого периода - с 480 по 221 годы до н.э. По хроникам, он продолжался еще 34 года после распада династии Чжоу. Это были сражения за главенствующую власть. Некогда могущественное государство распалось на три крупных царства - Вэй, Чжао и Хань.

Основное противодействие проходило между 9 царствами, властители которых получили звание вана. Говоря кратко, династия Чжоу уже не имела влияния. В итоге тяжелой и многолетней войны победила династия Ин и наступила эпоха Цинь.

Культурное наследие

Несмотря на постоянные военные конфликты, эпоха Чжоу стала временем культурного и экономического подъема. Значительное развитие получила торговля. Важнейшую роль в этом сыграли построенные каналы. Торгово-экономические связи с другими цивилизациями оказали определенное влияние на развитие государства. Переоценить значение династии Чжоу и ее вклад в китайское культурно-экономическое наследие невозможно.

Именно в эту эпоху повсеместное распространение в Китае получили круглые деньги. Было создано первое образовательное учреждение, которое носило название «Академия Цзися». Предметы декоративно-прикладного искусства, такие как зеркала из бронзы и серебра, различные предметы обихода покрытые лаком, поделки и украшения из нефрита, появились именно в эту эпоху.

Особенное место в культуре династии Чжоу занимало развитие философии, которую представляли различные течения. Это получило в истории название «сто философских школ». Самыми известными ее представителями был Кун-Фу-Цзы, которого мы знаем как Конфуция. Он является основоположником течения конфуцианства. Основоположником еще одного течения даосизма является Лао-Цзы. Основателем моизма был Мо-Цзы.

Следует отметить, что культура эпохи Чжоу зародилась не на пустом месте. Она возникла из шанской культуры, которую мудрые правители не уничтожили, как это нередко бывает в истории, а взяли за основу. Экономическое развитие и особенности социального строя Чжоу дали толчок в формировании многих направлений в культуре нового государства, которая занимает особое место в великом наследии Китая.

Династия Чжоу — эпоха в истории Китая с 1045 до н. э. по 221 до н. э., время правления династии рода Цзи, который сверг правящий дом Шан и установил новую династию. Первым царём династии Чжоу стал У-ван. Он перенёс столицу в город Хао, недалеко от современного Сианя.

Время правления династии Чжоу разделено на два периода: первый, по столице Хао, называется Западным Чжоу , а последующий, когда столицей был город Лоян — Восточным Чжоу . Восточное Чжоу разделяют ещё на два периода: Чуньцю (по названию летописи «Вёсны и осени») и Чжаньго («Воюющих царств»).

Династия Чжоу:

  1. Западный Чжоу (1045 - 770 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ;
  2. Восточный Чжоу (770 - 256 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.
    1. Чуньцю — период Вёсен и Осеней (722 — 481 г.г. до н. э.) — период китайской истории, соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция.
    2. Чжаньго (403 до н. э. — до 221 до н. э.) — период Сражающихся царств длился до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до н. э., хотя сама династия Чжоу закончила свое существование на 35 лет раньше — в 256.

Западный Чжоу

При первых царях династии государство процветало. После смерти У-вана семь лет в качестве регента правил его младший брат — Чжоу-гун, а затем власть перешла к повзрослевшему сыну У-вана — Чэн-вану. При царях Чэн-ване, Кан-ване, Чжао-ване и Му-ване государство процветало, царил порядок, границы раздвигались, покорялись соседние племена. Первые цари щедро раздавали уделы и земли в наследственное владение родственникам и приближённым, закладывая основу для будущей раздробленности. При царях Гун-ване, И-ване Старшем, Сяо-ване, И-ване Младшем и Ли-ване власть царей слабела, а местные князья вели себя всё более независимо. Царь Ли-ван правил настолько жестоко, что в 841 году до н. э. народ сверг его, и 13 лет длилось правление Гунхэ («Общее согласие»), когда страной правили князья Чжао-гун и Чжоу-гун, после чего они посадили на трон сына свергнутого царя — Сюань-вана.

Сюань-ван не заботился об укреплении границ, поэтому чжоусская армия была разбита жунами, и на страну стали совершать набеги кочевые племена. Следующий царь — Ю-ван, полюбил свою наложницу — Бао Сы, и отстранив царицу и наследника, сделал её своей женой. Так как она была грустна, Ю-ван приказал зажечь сигнальные огни, вызывающие подкрепления князей при набегах кочевников. Бао Сы смеялась над встревоженными и растерянными князьями, прибывающими во дворец. Ю-ван и дальше злоупотреблял сигнальными огнями, а когда вместе с жунами царский дворец осадил Шэнь-гун, отец отвергнутой царицы, на зажжение сигнальных огней никто не отозвался. Князья, посовещавшись, посадили на трон Пин-вана — сына законной жены Ю-вана, и под предлогом защиты от кочевников в 771 году до н. э. столица была перенесена в Лоян.

Царями Чжоу была разработана теория «Небесного мандата», по которой Небо вручало мандат на управление Поднебесной самому добродетельному роду. Царь из династии Чжоу имел титул «Сын Неба» и, благодаря Дэ — накопленной доботетелью благодати, был единственным легитимным правителем Китая. Теория «Небесного мандата» настолько хорошо обеспечивала легитимность правящего дома, что ни один из местных князей вплоть до династии Цинь не мог претендовать на титул правителя всего Китая. Официальной религией верхов при династии Чжоу, так же, как и при предыдущей династии Шан, было поклонение умершим предкам.

Династия Чжоу

В XI в. до н. э. с запада на иньскую территорию пришли завоеватели, принадлежавшие к племени чжоу. От этого момента китайская историография начинает отсчет периода династии Чжоу. Чжоусцы по языку были близки к создателям иньской цивилизации и очень быстро освоили их культуру: бронзолитейное производство, иероглифическую письменность, использование легких боевых колесниц.

Древнекитайские мыслители сильно идеализировали порядки, сложившиеся при ранней династии Чжоу (XI–VIII вв. до н. э.). Они искали в глубокой древности такое государственное устройство, которое соответствовало бы их социально-политическим пристрастиям. Согласно их описаниям, при Чжоу установилась строгая система социальных рангов. Лишь один человек – чжоуский ван – имел высший ранг, и он передавал его по наследству старшему сыну. Формально вся земля в государстве (т. е. вся полнота власти в стране) принадлежала вану. Его младшие сыновья получали более низкий ранг знатности: они считались «правителями наследственных владений». Земля (и власть над подданными) распределялась между этими князьями. Лишь старшие сыновья князей наследовали ранг отца и связанные с ними привилегии, посты и доходы, а младшие опускались еще на ранг ниже, являясь руководителями крупных кланов (действовала одна и та же схема). За ними следовали главы больших патриархальных семейств. Наконец, к последнему рангу относились многочисленные простолюдины.

Принадлежность к тому или иному рангу знатности строжайшим образом регламентировала внешний быт человека и его семьи: одежду; размеры и убранство дома, формы взаимных приветствий между старшими и младшими по положению, даже количество деревьев, которые должны быть посажены на могиле.

В этом смысле чжоуские ранги были похожи на индийские касты, для которых одежда, еда, ритуальные церемонии тоже должны были точно соответствовать месту человека в социальной иерархии.

Однако принадлежность к рангу определялась не просто рождением в той или иной семье, а «генеалогическим родством». Потомки вана в младших линиях с каждым поколением опускались на ранг и в конечном счете становились простолюдинами, поскольку ниже уже никого не было. В идеале все государство представлялось китайцам огромной патриархальной семьей, главой и родоначальником которой был сам ван. Можно сомневаться, насколько точно эта информация передает социальную реальность. Но для идеологии и психологии китайцев отождествление порядков в семье и в государстве всегда было очень важным.

Чжоуское общество было строго аристократическим. Знать резко отделяла себя от народа, гордясь не только своим родословием, но и наследственными традициями, культурой, и попасть в этот социальный слой было весьма непросто. Ремесло и торговля считались обслуживающим трудом, и те, кто им занимался, причислялись к простолюдинам. Даже если человеку удавалось разбогатеть коммерческим путем, это никак не могло сказаться на его общественном положении, которое оставалось не престижным.

Простой народ был объединен в территориальные общины. Земля считалась находящейся в общем владении и подлежала регулярным переделам между семьями. Как правило, семьи эти были большими, т. е. взрослые сыновья оставались под патриархальной властью отца (а порой семейное имущество не делилось даже после его смерти).

Принципиальные изменения произошли уже в VIII в. до н. э., когда под давлением западных соседей столицу государства пришлось перенести на восток. Начался период династии Восточной Чжоу, продолжавшийся формально до III в. до н. э. Но фактически чжоуский ван уже с конца VIII в. до н. э. сохранял лишь номинальную власть над князьями. Поэтому даже древнекитайская историография называет конец VIII–VI в. до н. э. периодом «многоцарствия». Речь идет примерно о полутора сотнях крошечных самостоятельных или полусамостоятельных уделов.

Это время совпало со значительными переменами в экономике: в Восточной Азии начинается «железный век». При помощи железных орудий труда осваивались твердые почвы на Великой Китайской равнине, проводились широкие ирригационные работы. Население быстро росло и, видимо, уже тогда исчислялось миллионами человек. Происходила ассимиляция местных народностей, шел процесс становления единой древнекитайской культуры, китайского этноса.

Менялся и характер социальных отношений. Развивались городское ремесло и торговля между различными областями Китая, появилась монета. В древнекитайских государствах монеты имели своеобразную форму: в одних – бронзовой мотыги, в других – меча, в третьих – круглую с квадратным отверстием посередине (их было удобно носить связками). Часть представителей того слоя, который традиционно причислялся к простолюдинам, обогащалась, и, естественно, прежний социальный статус их уже не устраивал.

Общинные связи в деревне ослабевали, земельные наделы уже не перераспределялись, а передавались по наследству: появлялась частная собственность на землю, неизбежным следствием чего становилось расслоение земледельцев на богатых и бедных. Состоятельные люди не прочь были сделать и служебную карьеру, но система наследственных рангов знатности закрывала им путь наверх. Между тем обладание рангом знатности обеспечивало не только почет и привилегии (например, в характере наказаний за проступки), но и – самое главное – известный уровень доходов, поскольку давало власть и право сбора податей с определенной территории.

В результате бесконечных междоусобных войн некоторые знатные роды оскудевали и совсем сходили с исторической сцены. Зато появилась возможность отличиться новым людям. Но старая, аристократическая система занятия государственных должностей не позволяла талантливому и смелому человеку занять то место в государстве, которое ему принадлежало по праву.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

6.6. Дальновидный военачальник Чжоу Яфу При ханьском императоре Цзине (157–141 до н. э.) семеро феодалов подняли восстание и напали на верного императору военачальника Чжоу Яфу (ум. 143 до н. э.); он вынужден был укрыться в городе. Когда войска восставших напали на юго-восточный

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

ЧЖОУ-СИНЬ Чжоу-синь был младшим сыном императора И из династии Шан, но в то время, как старшие братья были рождены от наложниц, его произвела на свет законная супруга государя. Поэтому в 1154 году до Р.Х. после смерти отца именно Чжоу-синь занял престол. По свидетельству всех

автора Коллектив авторов

ЗАПАДНАЯ ЧЖОУ (1027-771 гг. до н. э.) Правление династии Чжоу традиционно разделяется на два периода: Западная Чжоу (1027-771 гг. до н. э.), две столицы которой (Фэн и Хао) располагались в западной части Китая, близь совр. г. Сиань) и Восточная Чжоу (770–221 гг. до н. э.) - эпоха

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ЭПОХА ВОСТОЧНАЯ ЧЖОУ (771–256 гг. до н. э.) ПЕРИОД ЧУНЬ-ЦЮ Эпоха Восточной Чжоу, сменившая Западную Чжоу, традиционно делится на два различающихся подпериода. Название первого - Чунь-цю (букв. «Летопись “Вёсны и осени”») (771–476 гг. до н. э.) - восходит к названию хроники

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Мао и Чжоу - Китайцы нам все долги отдали. Они в свое время, сразу после войны, нам вернули металлами ценными за всю нашу помощь, они очень честные в этом отношении.- Как вам показался Мао Цзэдун?- Чаем поил. И разговаривал насчет того, что вот надо бы встретиться со

Из книги Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Династия Чжоу В XI в. до н. э. с запада на иньскую территорию пришли завоеватели, принадлежавшие к племени чжоу. От этого момента китайская историография начинает отсчет периода династии Чжоу. Чжоусцы по языку были близки к создателям иньской цивилизации и очень быстро

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Западное Чжоу Период Западного Чжоу насчитывает четырнадцать царствований, включая правление «двух гунов» (гун хэ) после свержения одиннадцатого (считая от Вэнь-вана) правителя Ли-вана.В период Восточного Чжоу от Пин-вана (770–720 гг. до н. э.) и до Нань-вана (314–256 гг. до

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

3.7. КИТАЙ В ЭПОХИ ШАН И ЧЖОУ В настоящее время считается, что появление земледелия в Китае относится к V тысячелетию до н. э., и некоторые специалисты полагают, что оно появилось в результате постепенного расселения земледельцев с Ближнего Востока. Обширная долина Хуанхэ

автора

Начало Чжоу Одержав победу, У-ван повел себя на сторонний взгляд довольно странно. Первым делом он совершил обряд не в честь своих предков, а направился в главный храм захваченной столицы и почтил там предков династии Шан – шан-ди. Однако в этом был глубокий смысл: все

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Западное Чжоу Следующий период, названный «Западное Чжоу», царство управлялось из прежнего центра Цзунчжоу, находившегося на исконных племенных чжоуских землях. Дальновидный политик Чжоу-гун хотел, чтобы в качестве столицы утвердился отстроенный им Ло-и – он

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Ю-ван (781-771) и конец Западного Чжоу Конец Западного Чжоу был обозначен, впрочем, не только влиянием процесса децентрализации и феодализации чжоуского государства, но и резким обострением взаимоотношений между Чжоу и окружавшими его варварскими племенами, с которыми шла

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Очередной виток цивилизационного развития Древнего Китая связан с эпохой династии Чжоу (XI в. 256 г. до н.э.). На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского протогосударства обитало воинственное племя чжоу. Создав мощный союз племен, чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Ключевые события произошли в период полувекового правления чжоуского правителя Вэнь-вана и его старшего сына У вана, который в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанской цивилизации приходит цивилизация эпохи Чжоу, в развитии которой традиционно выделяется два этапа Западное Чжоу (XI в. 771 г. до н.э.) и Восточной Чжоу (771 221 гг. до н.э.).

Западночжоуская цивилизация сформировалась на обширной территории от Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от Шеньси на севере до реки Янцзы на юге. Именно здесь было создано сравнительно большое государственное образование, политическое устройство которого в течение нескольких столетий определяло особенности цивилизационного развития этого региона.

После свержения власти Шан во главе нового государственного образования встали равные по статусу шанским правителям наследственные чжоуские правители. И хотя они приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не читалась легитимной. Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского вана завершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т.н. теории Мандата Неба. Согласно ей легитимность правителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной, на управление всем тем, что находилось под властью Неба. Небо из места обитания обожествленных родовых предков династии Шан превратилось в абстрактный символ всего божественного.

Этический аспект взаимоотношений человека с предками и Небом отражало понятие дэ. Дэ как сакральную добродетель, харизму и благодать можно накапливать и утрачивать. Считалось, что если Небо удовлетворено правлением ванов, то оно никак себя не проявляет. Несчастья же были выражением неодобрения высших сил. Реакция Неба определялась особым отношением к шанским и чжоуским правителям. Утративших дэ шанских правителей Небо лишило власти, передав ее чжоуским правителям. Чжоуский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным земным воплощением его, наделенным магической силой дэ. Считалось, что Небо вручило ему землю и подданных, и поэтому он вправе властвовать над ними. Старший Сын Неба считался родоначальником Поднебесной, а все остальные правители, которые принадлежали к той же родовой фамилии, оказывали ему высшие почести.



Таким образом, в эпоху Западной Чжоу начала формироваться уникальная китайская государственность, которая выстраивалась не на религиозной, а на идеологической основе. Божественный характер власти вана внешне выражался в том, что даже высшие чиновники перед лицом правителя должны были совершать троекратный земной поклон. Древние легенды несли представление о сверхъестественном происхождении правителей, живущих в иной сфере, чем обычные люди. Идеология обоготворения власти правителей нашла выражение в культе предков вана, а также в пышных формах придворного этикета.

После завоевания Шан на протяжении первых 75 лет чжоуские правители пытались создать сильное централизованное государство. Первоначально их усилия были направлены на максимальное усвоение наследия шанцев, которых они переселили в район Лои. Здесь шанские мастера построили для чжоуских правителей новую столицу, которая стала местопребыванием многочисленной чжоуской администрации и главным военным центром, хотя ван со своим двором продолжал жить на западе, в районе родовых поселений чжоусцев.

Чжоусцы, используя опыт шанских чиновников, сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Было определено пять высших титулов гун, хоу, бо, цзы, нань. Высшими сановниками и ближайшими советниками вана считались трое гунов, которые стояли во главе трех важнейших ведомств. Один из них начальник множества управлял хозяйственной жизнью Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок на рынках). Второй являлся начальником военного ведомства (военные наборы, военное обучение, снабжение войск, командование армией во время войны). Третий гун начальник общественных работ ведал земельным фондом и руководил водоснабжением государства. Выделение финансовых, военных и судебных ведомств и обособление должностей свидетельствуют об укреплении чжоуской государственности, которая, однако, для такой обширной территории была недостаточно прочна и стабильна. Само Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

Надежды на создание централизованного государства разрушала и система наследственных уделов, которая впоследствии сыграла роковую роль в судьбе цивилизации Западного Чжоу. Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Эта территория не примыкала к резиденциям-столицам, но находилась под непосредственным политическим контролем чжоусцев. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Все они присягали на верность вану. Владельцы наделов, а число их составляло, чуть ли не более тысячи, обязаны были приносить дары чжоускому правителю, предоставлять в его распоряжение военную силу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны и даже могли передавать часть своих владений в управление подчиненным. Высшим должностным лицам при дворе вана поручалось следить за выполнением правителями этих полунезависимых областей их обязательств перед чжоуским домом. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии. Впоследствии утвердилась тенденция сокращения числа уделов с их одновременным укрупнением и усилением. Постепенно они превращались в полунезависимые образования, чья зависимость от вана становилась все менее ощутимой.

Введение системы наделов сказалось и на социальной дифференциации чжоуского общества. Оно делилось на пять социальных групп. Во главе стоял правитель ван. Вторая группа состояла из представителей высшей аристократии чжухоу. Третья включала глав родоплеменных групп дафу, которые представляли население наследственного владения аристократии. Четвертая группа включала глав больших семей ши. Пятую, самую многочисленную, составляли простолюдины. Такое разделение было тесно связано и с системой общинного землепользования, на которую оказывало влияние родовое устройство Западного Чжоу.

Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли, прежде всего, деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один средний община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.

Относительно спокойная эпоха Западного Чжоу продлилась всего 340 лет, когда, сменяя один другого, правили 12 ванов. В бассейне реки Хуанхэ сложилась единая цивилизационная общность Чжунго (срединные государства). Сто родов собственно чжоуского населения, позаимствовав у шанцев культуру и пройдя через создание более совершенной государственности, к VIII в. до н.э. оказались перед катастрофой распада. По мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение усугубляли вторжения в Западное Чжоу кочевых племен жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Ван перенес свою резиденцию в г. Лои, Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации эпоха Восточного Чжоу.

5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу

Когда распалось Западночжоуское государственное образование и чжоусцы, переселившись на восток, образовал в районе г. Лои небольшое царство, Китайская цивилизация вступила в новый этап своего развития, длившийся более 500 лет. С VIII по III вв. до н.э. в среднем течении Хуанхэ и на Великой Китайской равнине завершилось формирование этно-культурной общности хуася, почти все сферы жизни которых были охвачены важными преобразованиями. Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

Первый период (770 481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов. Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточенную борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу. Сложился единый культурно-политический комплекс, получивший название срединные государства Чжунго. Этот термин и в настоящее время служит официальным названием Китая. Основу цивилизационного единства срединных государств составляли общее чжоуское происхождение этих государств и славная история династии Чжоу. В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырех стран света. В сознании древних китайцев (хуася) эти представления стали играть доминирующую роль.

Номинально в этот период продолжала господствовать династия Чжоу, фактически же значение этого дома с VIII в. до н.э. заметно падало. Восточное Чжоу превратилось в небольшое государство в районе города Лои и, занимая скромное место в политической жизни, продолжало почитаться главным образом как культовый центр Поднебесной. Сохраняя престиж и сакральную святость, ван по-прежнему именовался Сыном Неба и этот титул носили только представители династии Чжоу. Правители других государств, входящих в Чжунго, считались подчиненными правителями чжухоу.

Период Чуньцю ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках. Традиция выделяет особый отрезок в истории Восточного Чжоу время владычества Пяти гегемонов. Это были царства Ци, Цинь, Чу, У, Юэ. В обстановке постоянной междоусобной борьбы отдельные царства создавали совместные союзы ради порядка в стране и ради защиты от внешних нападений. Их девиз Почитание вана и отпор варварам. Однако эти коалиции носили временный и непрочный характер. Пять гегемонов, стремившихся к преобладанию, с трудом удерживали равновесие сил. Число пять к тому же имело не буквальный, а, скорее, метафизический смысл соперничавшие правители олицетворяли влияние на судьбу государства пяти природных стихий. Царства-гегемоны были решающей силой, влиявшей на судьбы остальных царств Поднебесной.

Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств. Политическая жизнь эпохи Чуньцю насыщена конфликтами, интригами и постоянной внутренней борьбой. В значительной мере тому способствовала и сложившаяся к этому времени многоступенчатая иерархическая социально-политическая структура.

Вершину иерархической лестницы занимал глава Поднебесной ван. Ему подчинялись правители царств, которые, раздавая уделы своим родственникам и сподвижникам. Сформировали всесильные кланы наследственных властителей. Кланы возглавляли титулованные аристократы цины. Между удельными аристократами-цинами шла постоянная борьба за высокое положение и влияние. Эту же ступень иерархической лестницы занимали дафу т.н. древнекитайские рыцари, которые не имели владений и жили за счет службы. Следующее звено состояло из тех, у кого не было ни титула, ни должности, но кто имел неплохое образование и связи. Здесь могли быть и выходцы из низов, сделавшие успешную карьеру. Эта прослойка верных и преданных правителю людей называлась ши. Дафу и ши жили по законам и нормам аристократической чести, суть которых сводилась к строгому соблюдению иерархии, учету степени кланового родства, преданности своему господину и строгому следованию принятых норм поведения в соответствии с занимаемым статусом. Дафу и ши своеобразный слой китайских дворян. Они играли решающую роль в усилении власти правителей.

Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестьянам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической нестабильности от этой массы простых людей многое зависело. В период Чуньцю оформилось представление, что Поднебесная это страна для всех, где правящие верхи и простой народ составляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности. Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, действуя ненавязчиво, предотвращало образование в Китае замкнутых сословий, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.

Время Чуньцю знаменательно обогащением потомственной знати. Стремлением к роскоши в быту и погребальном обряде. В питании преобладали растительные, мясные и рыбные блюда при полном отсутствии молочных продуктов. Пищу брали руками, а палочки для еды появились значительно позже. Одежда хуася состояла из нескольких слоев юбок и халата. Лишь в IV в. до н.э. у северных кочевников были заимствованы штаны.

Заканчивалась эпоха Чуньцю и в развитии Китайской цивилизации наступило время серьезных политических и духовных перемен.

Второй период Эпохи Восточного Чжоу Чжаньго или Предимперский (481/403 221 гг. до н.э.) сопровождался идейно-ментальной и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. На 500 лет позже других древних цивилизаций китайцы подошли к железному веку, расставаясь с бронзовым. Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ландшафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. С освоением техники литья появился плуг с железным лемехом, который давал возможность делать более глубокую вспашку земли. Что значительно увеличивало урожаи.

Железная лопата облегчала строительство больших каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э. развернулись крупные дренажные и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более интенсивное их использование. Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса Китайской цивилизации.

Основные залежи железа находились на севере, на территории царств Чжао, Хань, Янь и Ци. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообделочного, лакового, металлургического, кораблестроительного.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами. Появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Они имели различную форму квадрата, ножей, мечей и лопат. Отливались и круглые деньги с квадратным отверстием посередине. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок. Именно в этот период сложилась концепция, признававшая землю единственным источником богатства.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выскочки из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.

Чжаньго это почти два столетия заключительного этапа правления Чжоуской династии, наполненные активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода Борющиеся царства. В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших Хань, Вэй, Чжао, Цй, Чу, Янь, Цинь. Централизованные формы правления, профессиональная бюрократия, введенная государством система налогов разрушали отношения, основанные на родоплеменных связях, традициях и обычаях.

В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий рождался новый мир, формировалась ментальность людей Китайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала систему социальных, этических и духовных ценностей. Создала определенную модель государства, претендующую на универсальность. По сути, в эпоху соперничества ста школ обозначились основные тенденции внутренней трансформации Китайской цивилизации. Искали ответы на вопросы: как объединить страну, как сохранить мир, каким должно быть государство, какими качествами должен обладать человек для укрепления и процветания страны. Свои ответы на эти вопросы давали конфуцианство, даосизм, легизм, последователи учений о инь и янь, о Пяти началах, моисты и представители других направлений общественной мысли рационально-прагматичных эпох Чуньцю и Чжаньго.

Наиболее важную для Китайской цивилизации систему взглядов и решения острых проблем предложила школа книжников, возникшая на рубеже VI-V вв. до н.э. Ее родоначальник Конфуций (Кунцзы) (551 479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала (правил поведения). Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, умение соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенствовать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям. Тех, кто не стремился к такому идеалу, он относил к роду людей недостойных.

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.

Конфуцианство, как называли школу книжников, требовало строгой дисциплины и социально-иерархического подчинения. Утверждалось, что структура мира и общества вечна и неизменна, и каждый человек должен знать свое место. Сюньцзы, один из учеников Конфуция, утверждал: Естественно. Что один знатен, другой низок Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, старший брат старшим, младший брат младшим. Земледелец должен быть земледельцем, служилый служилым, ремесленник ремесленником. Торговец торговцем разделение обязанностей источник великой пользы для Поднебесной.

Предопределенное свыше разделение общества выступало основой высоконравственного правления. Считалось, что мудрое правление создает гармонию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблюдения ли Этикета, Ритуала, Обрядности и Церемонии. Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого. Соблюдение пяти принципов или пяти установлений (у цзяо) способствовало сохранению патриархального уклада. Пять установлений это отцовские и сыновние родственные чувства, исполнение долга государем и подданными, распределение обязанностей между мужем и женой, уважение младших к старшим, искренность среди друзей. Конфуцианство ориентировало человека на прошлое, придавая огромное значение культу предков, посмертная слава которых сулила возвышение их потомкам.

Конфуцианство, оправдывавшее социальное неравенство и напоминавшее об обязанностях человека перед государством, подверглось резкой критике и осмеянию в даосизме. Даосизм как система воззрений возник в VI в. до н.э. и его возникновение связано с именем Лао-цзы. Если конфуцианство, помня о Небе, устремляло все помыслы на Землю, то даосизм, помня о Земле, устремлял все помыслы на Небо. Главная идея даосизма это учение о Великом Абсолюте дао (путь). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей. Даосизм утверждал, что Вселенной, природой и человеком управляет некая божественная сила, направляющая жизнь человека в нужное русло, и ему остается лишь соблюдать определенный космический порядок, жить согласно дао. При этом, прежде всего, имеются в виду простота, скромность и естественность.

Один из важных принципов даосизма недеяние как высшее мастерство жизни, т.е. умение в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, чтобы все шло естественным путем без вмешательства человека. Если человек отступал от дао, то нарушалась природная гармония, что вело к конфликту души и тела и возбуждению ненужных страстей. Как идеология даосизм выражал неприятие расколотого общества Чжаньго, осуждал угнетение простого народа богатыми и знатными, провозглашал утопический идеал возврата к первобытной простоте и равенству.

Почти одновременно с конфуцианством и даосизмом сформировался легизм (фа цзя). Настаивая на необходимости объединения Поднебесной, легисты предлагали свою теорию политического и государственного устройства, выдвинув идею фа (закона) как орудия государственного управления. Все легисты были министрами-реформаторами, которые полагали, что культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти правителя. По их мнению, законы это дао государства, в котором государь правит на основании закона. Стоя на позициях этатизма, усиления роли государства во всех областях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязанностей. Сторонники сильного бюрократического государства, они требовали гласности закона: В государстве просвещенного правителя всех обучают закону.

Оригинальную систему взглядов представляло и учение моистов сторонников философа Мо Ди (ок. 480 ок. 390 гг. до н.э.). Выходец из среды бедных ремесленников, Мо Ди предлагал заменить аристократию, обладающую наследственной властью, и поручить государственное управление наиболее способным и деятельным людям. Высшей инстанцией, по учению моистов, являлось Небо, одинаково любящее все сущее и справедливо распределяющее награды и наказания между людьми. Люди, в свою очередь, должны следовать небесному образцу и относиться друг к другу равно с любовью, независимо от социального положения, которому конфуцианцы придавали такое значение. Моисты призывали всех старательно трудиться и быть бережливыми. Осуждая роскошь нарядов, отличавшую знатных, расточительность похорон и даже обрядовую музыку, они выступали не только против аристократов, но и против конфуцианцев, столь ценивших ритуал. Те, кто следовали учению Мо Ди, протестовали против захватнических, крайне разорительных войн, оправдывая оборонительные.

Противоречивая эпоха Восточного Чжоу завершила еще один цикл истории Китайской цивилизации, объединив страну, посеяв в человеке веру в судьбу, в благородного человека, проникнутого уважением к старшим, к предкам, к традиции, к владыке, к существующим правилам поведения.