Мы живем в удивительном и красочном мире! Нас окружает калейдоскоп оттенков и цветов - игривая мозаика света и тени проявляется в каждом образе и явлении.

Каждый день мы окунаемся в цвета современного мира и живые картины естественной природы.

Если говорить о том, как мы воспринимаем цвета, то точнее будет сказать, что цвет-это именно то, что видят наши глаза. Это определенное преломление света, и как следствие - восприятие разных цветовых форм.

То, каким выглядит наше собственное жизненное пространство, полностью зависит от каждого из нас. Мы окружаем себя вещами и предметами определенного цвета и оттенка, порой совсем не задумываясь, на чем основан наш выбор.

Так в чем значение цвета в нашей жизни?

Из статьи вы узнаете, почему мы выбираем определенные цвета, и как можно использовать цвет в своей жизни.

Уделять внимание значению цвета люди начали уже с древних времен. В использовании различных ритуалов и обрядов часто отдавали предпочтение определенному цвету, каждый из которых имел определенный смысл. Сегодня же мы изучим общие тенденции значения цвета в нашей жизни.

Белый цвет

Белый означает спектральное «слияние» всех существующих цветов, он состоит из одинаковых по длине световых волн. Предметы, которые мы видим белыми, полностью отражают от своей поверхности все другие цвета. Таким, например, мы видим ослепительный белый снег.

Это уникальный цвет, который в повседневной жизни может использовать каждый человек. Он является одновременно и началом всех спектров и их соединением. Белый символизирует чистоту, честность, доброту и открытость сердца. Он ассоциируется с легкими облаками и дневным светом.

В одежде белый цвет означает стремление человека к легкости и радости, указывает на именно такое эмоциональное состояние в данный момент. Это и цвет свадебного платья, - надевая его, невеста говорит о своей честности и готовности вступать в новую жизнь

Когда человеку нравится окружать себя предметами, это может говорить о его духовном развитии, познании себя и легкости, которую он обретает на своем пути. Белый цвет говорит о единстве человека с его жизнью.

Но также, чрезмерность белого цвета может означать безэмоциональность, непринятие красок жизни, перфекционизм и чрезмерную внешнюю педантичность. В таком случае мы увидим человека далекого от легкости жизни, стремящегося внедрить себя в рамки «все должно быть чисто и правильно».

Черный цвет

Черный цвет - это отсутствие света как такового. «Темнота –это то место, где нет света» - таким будет образное объяснение физического смысла черного цвета. Именно поэтому черные одежды в основном символизируют траур и скорбь. Преобладание черного в одежде может означать стремление человека уйти в темноту, скрыться. Это говорит о подавленном эмоциональном состоянии, меланхолии.

Но также - черный цвет в предметах и одежде -традиционный признак элегантности и классического стиля. Мы видим черные костюмы на официальных встречах и в деловом интерьере, и не говорим, что это траур и печаль.

Поэтому, чтобы носить одежду черного цвета и не выглядеть при этом мрачно и отпугивающее, необходимо иметь соответствующее внутреннее душевное состояние, и как следствие - изящные манеры и элегантность. Это состояние «наполненности», мудрости, чувство собственного достоинства.

Серый цвет

Серый цвет и все «оттенки серого» означают приглушение белого цвета. Заметьте: если поместить белый лист бумаги в темную комнату, он станет серым, красный же лист бумаги снизит свою цветность, но не будет казаться серым.

То есть, серый цвет означает угнетение эмоциональных процессов, желание не проявляться активно, быть тихим и незаметным. Это не говорит о том, что нужно полностью избегать серого цвета в своей одежде. Иногда эмоциональное состояние и в самом деле далеко от активности, и есть желание побыть «ниже травы».

Довольно часто серый цвет присутствует в официальном стиле одежды. И здесь можно найти альтернативу: «разбавить» гардероб яркими аксессуарами. Это не нарушит общего стиля и принесет в деловой и скучный костюм частичку цвета и яркости.

В интерьере серый добавляет спокойствие и тишину. Хорошо подойдет для гостиных, столовых, а в сочетании с яркими аксессуарами может отлично смотреться и в других комнатах.

Красный цвет

Яркий, страстный, эмоциональный, живой цвет. В разных культурах он означает цвет жизни, огня. Это цвет первой чакры Муладхары, которая отвечает за базовую жизненную энергию и инстинкты. Он символизирует страсть, активность, движение, жизнь.

Использование в интерьере красного цвета повышает энергетический тонус человека, увеличивает работоспособность и физическую активность. Но чрезмерное присутствие может и истощить нервную систему, поэтому не рекомендуется использовать его в спальном месте или комнатах отдыха. Но умеренное присутствие, например, в качестве постельного белья для романтических ночей добавит свой компонент страсти и сексуальности.

Умелое использование красного цвета в одежде проявляет жизненную силу человека, целеустремленность. Чрезмерное же количество (когда весь гардероб состоит из красных вещей) может выражать как яркое желание проявить свою сексуальность, так и символ протеста, обращенный к миру, долю некоторой агрессии.

Желтый цвет

Цвет солнца, лучистой энергии и радости. Он активизирует умственную деятельность, повышает настроение, способствует общению между людьми и выражению своих эмоций. Это цвет третьей чакры Манипуры, которая отвечает за жизненное проявление, активность и целеустремленность.

В одежде желтому цвету отдают предпочтение оптимистичные, активные, творческие люди, которые с легкостью идут на контакт и открыты для новых устремлений. Если человек отвергает этот цвет, возможно, он разочарован в своих идеях и жизненных планах и чувствует себя изолированным от других.

При использовании в интерьере желтый цвет повышает жизненную энергию, но при избыточном присутствии может привести к раздражению и эмоциональной усталости. Поэтому не рекомендуется использовать яркий желтый цвет в комнатах отдыха. Но вы можете дополнить свое рабочее место деталями желтого цвета, что повысит рабочее настроение и работоспособность в целом.

Зеленый цвет

Зеленый образован от слияния холодного синего и теплого желтого цветов, поэтому является цветом гармонии и равновесия. Зеленый - это цвет самой природы, ведь именно в таком цвете мы видим богатый растительный мир. Он успокаивает нервную систему и благотворно влияет на зрительное восприятие.

Зеленый цвет имеет и сердечный центр - чакра Анахата, что также говорит о нем, как о цвете, который открывает возможность обрести духовное равновесие. Зеленый цвет помогает проявить человеку свое истинное духовное Я, контролировать свои эмоции и побуждения.

Одежду зеленого цвета выбирают люди, обладающие умением быть сдержанными, адаптироваться в разных жизненных обстоятельствах и с оптимизмом воспринимающие окружающий мир. Это люди, умеющие проявлять и отстаивать свое мнение, не прибегая к дискуссиям и конфликтам. Стремление одеваться в зеленое также может возникнуть при подсознательном желании гармонизировать свои внутренние процессы или же для того, чтобы утвердить свои жизненные позиции. В любом случае, зеленый цвет оказывает балансирующее воздействие на материальную и духовную стороны жизни.

Использование в интерьере зеленого цвета способствует выравниванию эмоционального состояния, придает ощущение защищенности и стабильности. Используя светло-зеленые тона в интерьере, можно повысить свое стремление начинать новые дела и проекты.

Оранжевый цвет

Цвет жизнерадостности и энергичности. Также как и желтый, он стимулирует процесс общения, способствует эмоциональной открытости людей. Но оранжевый – более теплый и чувственный цвет, он обладает большей насыщенностью и концентрацией.

Оранжевый цвет имеет вторая чакра - Свадхистана, которая отвечает за чувственное удовольствие, проявление женственности и сексуальности. И это относится и к самому цвету - он способствует раскрытию чувственности и к возможности получать удовольствие от жизни. Он также помогает в состоянии подавленности и депрессии, повышает настроение и жизненный тонус.

Благоприятно использовать оранжевый цвет в интерьере помещений, где происходит активное общение и творческие процессы. Оранжевый также повышает аппетит и ускоряет обменные процессы. В одежде оранжевому цвету отдают предпочтение яркие и творческие люди, открытые для общения и жизни.

Синий цвет

Синий – цвет мудрости, «глубины», стабильности и независимости. Синий цвет способствует улучшению интеллектуальных процессов, открывает возможность познавать себя и окружающий мир. Об этом говорит влияние синего цвета на лобные доли головного мозга, и недаром именно синий цвет имеет шестая чакра Аджна, которая еще называется «третьим глазом».

Синий воспринимается как «холодный», поэтому не стоит придерживаться темных тонов синего цвета в одежде, если вы не хотите произвести впечатление отталкивающего и закрытого человека.

Синий цвет выбирают уверенные в себе люди, не зависящие от чужого мнения. И также желание одеться в синее может означать некоторое подавленное состояние и необходимость на время погрузиться «в себя».

В интерьере синий цвет также носит несколько холодное восприятие. Потому синяя спальная комната не будет создавать ощущение тепла и уюта. Большое количество синего цвета в помещении может угнетающе действовать на эмоциональное состояние человека.

Но довольно удачно его можно использовать в комнатах, которые выходят на солнечную сторону дома - здесь присутствие синей прохлады будет только уместно. Также можно «разбавить» его белым цветом, что придаст легкости интерьеру комнаты.

Коричневый цвет

Коричневый - цвет консерватизма и уверенности, цвет Земли. Теплые тона коричневого цвета, особенно в сочетании с золотистыми оттенками создают ощущение земного тепла и уюта.

Это цвет почвы и коры деревьев, именно поэтому его можно назвать «земным» цветом. Он символизирует домашнее тепло, позволяет обратить внимание на земные дела, «заземлиться» - почувствовать почву под ногами. Коричневый цвет хорошо использовать, когда хочется почувствовать тепло родного дома и семейный уют.

В одежде коричневый цвет выбирают люди, для которых важна стабильная и спокойная жизнь, они ценят семейные отношения и физический комфорт.

В интерьере коричневый цвет – признак элегантности и классического стиля. Создает атмосферу домашнего очага, уюта, спокойствия и комфорта. Не вызывает угнетения эмоциональной сферы, особенно если сочетать коричневый с более светлыми оттенками или другими цветами.

Розовый цвет

Розовый – цвет нежности и романтики. Часто такой цвет выбирают мечтательные, легкоранимые люди. Это «взрослые дети», и чаще всего- конечно, именно девушки и женщины.

Желание надеть что-то розовое может возникать в моменты легкости и нежности, когда хочется почувствовать тепло и заботу других людей. Переполненный «розовый гардероб» может означать наивность, «детскость», постоянное желание чьей-то поддержки извне, личную незащищенность.

В одежде розовый цвет следует использовать в соответствии с той обстановкой, где вы будете находиться, и также гармонично сочетать с другими цветами. Например, нежно розовый хорошо сочетается с голубым, белым, светло-серым цветами. И, наиболее удачно, безусловно, смотрится в летнее время и солнечную погоду.

В интерьере розовый цвет также говорит о проявлении нежности и мечтательности, поэтому чаще всего используется в детских, и также, например, в ванной комнате, где он будет символизировать заботу и любовь к своему телу. А при умелом использовании даже розовый цвет может смотреться в интерьере достаточно серьезно и элегантно.

Бордовый цвет

Бордовый – изысканный и стильный цвет. Его выбирают люди, которым важны глубокие чувства. Такие люди видят не только то, что находится «на поверхности» обыденных дел, а склонны философски подходить к жизненным вопросам. Они часто интересуются загадочными и таинственными сторонами жизни.

В одежде – это признак элегантности, но также символизирует сдержанную страсть, которая по каким-то причинам не может найти свое полное выражение.

При умелом использовании в интерьере бордовый придает эффект богатства и изысканности. Чрезмерное же употребление приводит к угнетению эмоционального состояния в таком помещении и оказывает давящее влияние.

Голубой цвет

Это «сложение» глубокого синего и ослепительного белого. Символизирует небесную чистоту и морские просторы. Также голубой - это цвет пятой чакры Вишудхи. Она отвечает за творчество и самовыражение. Это цвет спокойствия, эмоциональной легкости и подъема.

В одежде его часто выбирают откровенные, доверчивые люди, склонные к духовным поискам и пониманию своих истинных чувств. Но при чрезмерном использовании может говорить о сложности принимать собственное решение и выполнять самостоятельные действия.

В интерьере голубой цвет также приносит легкость, воздушность и нежость. Особенно хорошо использовать в солнечных комнатах, где он принесет ощущение свежести и прохлады.

Фиолетовый цвет

Он сочетает в себе эмоциональные эффекты красного и синего цветов. Этот цвет связан с духовным и глубоким пониманием жизни, часто его соотносят с мистическими и волшебными проявлениями реальности. Фиолетовый также считается «королевским» цветом, так как он не часто встречается в живой природе. Это цвет «коронной» седьмой чакры Сахасрары, которая является связью с космической энергией и открывает понимание жизни как духовного опыта. Фиолетовый способствует лучшему пониманию чувств.

Люди, выбор которых останавливается на фиолетовом, - творческие личности, часто они склонны к сентиментальности и потребности в идентификации с кем-то. Они полностью отдаются своим чувствам.

Этот цвет отвергается из-за боязни потерять независимость, у таких людей присутствует рациональный контроль и критичный взгляд на собственные эмоции и действия.

В интерьере также можно удачно использовать фиолетовый цвет. Он придает эффект стиля, глубины и изящества. Также можно использовать в помещениях, где проводятся медитативные практики или психологические занятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Человеческому глазу доступны 40.000 цветов и их оттенков. Кроме цвета, размеров и формы, занимаемых тем или иным цветом, человек ничего не видит.

Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем превратить их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив их в соответствующие цвета.

Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

Проблемами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология - процесс восприятия цвета человеческим глазом и превращения его в цвет, психология - проблему восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биология - значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения носит название научного цветоведения.

Живописное изображение предмета, объектов и явлений природы основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. Результат восприятия этого цвета определяется как объективными (существующими в природе цветовыми качествами предметов и явлений природы), так и субъективными факторами - психологией и физиологией зрительного восприятия формы, светлоты и цвета.

Знание закономерностей цветовых явлений полезно дизайнеру.

1. Цвет и объекты, изучаемые теорией цвета

Действие на органы зрения излучений, длины волн которых находятся в диапазоне 390-710 нм, приводит к возникновению зрительных ощущений. Эти ощущения различаются количественно и качественно.

Их количественная характеристика называется светлотой, качественная - цветностью.

Физические свойства излучения - мощность и длина волны - тесно связаны со свойствами возбуждаемого им ощущения. С изменением мощности изменяется светлота, а с изменением дли волны цветность.

Первоначальное представление о светлоте и цветности можно проиллюстрировать, поместив окрашенную поверхность частично на прямой солнечный свет, а частично - в тень. Обе части ее имеют одинаковую цветность, но разную светлоту.

Совокупность этих характеристик обозначается термином «цвет». По Шредингеру (1920 г.), цвет есть свойство спектральных составов излучений, не различаемых визуально.

В связи с ролью цветовых ощущений в жизни и деятельности человека возникла наука о цвете - теория цвета, или цветоведение. Она изучает круг вопросов, связанных с оптикой и физиологией зрения, психологией восприятия цвета, а также теоретические основы и технику измерения и воспроизведения цветов.

Так как причиной возникновения цветового ощущения является действие света, то один из разделов теории цвета - физики цвета - рассматривает свойства света, главным образом распределение светового потока по спектрам испускания и отражения, а также способы получения этих спектров, аппаратуру и приемники излучения.

Действие излучений на глаз, причины возникновения зрительного ощущения, зрительный аппарат и его работа - содержание части, называемой физиологией цвета.

Соотношения между физическими характеристиками излучения и ощущениями, вызываемыми действиями излучений, - предмет психологии цвета.

Метрология цвета - раздел теории цвета, изучающий методы измерения цвета. Метрология устанавливает способы численного выражения цветов, основы их классификации, методы установления цветовых допусков.

Закономерности, найденные физикой, физиологией, психологией и метрологией цвета, используются в теории воспроизведения цветного объекта. Она служит основой техники получения цветных изображений в полиграфии, кинематографии и телевидении.

2. Природа цветового ощущения

Характер цветового ощущения связан со спектральным составом действующего на глаз света и со свойствами зрительного аппарата человека.

Влияние спектрального состава следует из таблицы, в которой цвета излучений сопоставлены с занимаемыми ими спектральными интервалами.

Фиолетовый 400-450 нм

Синий 450-480 нм

Голубой 480-510 нм

Зеленый 510-565 нм

Желтый 565-580 нм

Оранжевый 580-620 нм

Красный 620-700 нм

Вместе с тем задача оценки цвета не решается простым измерением распределения энергии излучения по спектру, как можно предположить на основании таблицы.

По интервалу, занимаемому излучением, цвет можно указать вполне однозначно: если тело излучает или отражает в пределах 565-580 нм, то цвет его всегда жёлтый.

Однако обратное заключение верно не всегда: по известному цвету излучения невозможно уверенно указать его спектральный состав или длину волны. Например, если излучение желтое, то это не значит, что оно занимает названный интервал или его часть. Желтой выглядит и смесь монохроматических излучений, находящихся вне этого интервала: зеленого (l 1 =546 нм) с красным (l 2 =700 нм) при определенных соотношениях их мощностей.

В общем случае видимое тождество световых пучков не гарантирует их тождества по спектральному составу. Неразличимые по цвету, пучки могут иметь как одинаковый состав, так и разный. В первом случае их цвета называются изомерными, во втором - метамерными.

Практика воспроизведения цветных объектов требует получения цвета, зрительно неотличимого от воспроизводимого. При этом не имеет значения, метамерны или изомерны оригинальный цвет и цвет-копия.

Отсюда возникает потребность воспроизводить и измерять цвет, не зависимо от спектрального состава излучения, вызывающего данное цветовое ощущение. Для специалиста, использующего или воспроизводящего цвет, безразличен спектральный состав света, отражаемого образцом.

Для него существенно, чтобы копия была действительно, например желтой, как образец, а не желто-зеленой или желто-оранжевой. Теория цветового зрения объясняет, почему участок спектра, находящийся в пределах 400 - 700 нм, оказывает световое действие и по какой причине мы видим излучения в диапазоне 400 - 450 нм фиолетовым, 450 - 480 - синим и т.д.

Сущность теории состоит в том, что светочувствительные нервные окончание, находящиеся в одной из оболочек глаза и называемые фоторецепторами, реагируют только на излучения видимой части спектра.

Глаз содержит три группы рецепторов, из которых одна наиболее чувствительна к интервалу 400 - 500 нм, другая - 500 - 600 нм, третья - 600 - 700 нм. Рецепторы реагируют на излучения в соответствии с их спектральной чувствительностью, и ощущения всех цветов возникают в результате комбинации трех реакций.

3. Общие сведения о зрительном аппарате

Глаз - орган зрения (рис.1), весьма сложный орган чувств, воспринимающий действие света. Глаз человека раздражается лучами определенной части спектра. На него действуют электромагнитные волны длиной приблизительно от 400 до 800 нм, что при поступлении афферентных импульсов в зрительный анализатор головного мозга вызывает зрительные ощущения. Функции глаза весьма разнообразны. Посредством глаза определяется форма предметов, их величина, расстояние от глаза, направление, в котором они движутся, их неподвижность, степень освещенности, цветность, окрашенность.

Так как важнейшая часть глаза - сетчатая оболочка со зрительным нервом - развивается непосредственно из мозговой ткани, то глаз является частью мозга, выдвинутой на периферию.

Преломляющие среды.

Глаз состоит из двух систем:

1) оптической системы светопреломляющих сред и

2) рецепторной системы сетчатки.

К светопреломляющим средам глаза относятся: роговица, водянистая влага передней камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело. Каждая из этих сред имеет свой показатель преломления лучей. Показатель преломления роговицы - 1,37; водянистой влаги и стекловидного тела - 1,33; наружного слоя хрусталика - 1,38; ядра хрусталика - 1,40. ясное видение существует только при условии прозрачности преломляющих сред глаза.

Чем короче фокусное расстояние, тем больше преломляющая сила оптической системы, которая выражается в диоптриях. Диоптрия - это преломляющая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м. Преломляющая сила оптической системы глаза равна (в диоптриях) : роговицы - 43; хрусталика при взгляде вдаль - 19; при максимальном приближении предмета к глазу - 33. преломляющая сила всей оптической системы глаза равна для дали - 58; а при максимальном приближении предмета - 70.

Светоощущение.

При действии света на сетчатку в ней происходят:

1) фотохимические процессы;

2) химические изменения;

3) электрические явления;

4) ретино-моторные явления.

Фотохимические процессы заключаются в обесцвечивании родопсина и йодопсина. Однако скорость распада родопсина значительно больше скорости распада йодопсина и поэтому возбудимость палочек к свету примерно в 1000 раз больше, чем колбочек. Палочки более возбудимы к действию коротких волн, а колбочки - длинных. В красной части спектра палочки невозбудимы. Скорость обесцвечивания родопсина в лучах спектра имеющих разную длину волны, неодинакова. Поглощение родопсином волн спектра разной длины также неодинаково. Но кривые обесцвечивания родопсина, поглощения им лучей света и ощущения яркости света почти совпадают друг с другом. Это вещество, которое, разлагаясь на свету, дает возможность видеть в сумерки, при слабом освещении, когда цвета предметов неразличимы.

Фотохимическая реакция распада родопсина и йодопсина при действии света вызывает возникновение импульсов в волокнах зрительного нерва и, следовательно, является начальным моментом зрительных восприятий. Различная скорость обесцвечивания эти веществ при действии лучей разной длины волны вызывает различную импульсацию в волокнах зрительного нерва.

Окончание зрительного нерва нашего глаза состоит из двух типов светочувствительных приемников- колбочек и палочек.(рис.2).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Волны светового излучения,воспринимаемые ими,вызывают то или иное цветовое ощущение.При ярком свете зрение осуществляется только колбочками, а при слабом действуют палочки.

На перестройку зрения и переход от колбачек к палочкам требуется время. Это знает каждый, кто попадает с яркого света в темное помещение.В этом случае,чтобы что-то увидеть,надо «присмотреться» в темноте.

Обработка сетчатки раствором квасцов предохраняет родопсин и йодопсин от дальнейшего распада и поэтому фиксирует изображение предмета на сетчатке, или оптограмма, получается благодаря тому, что эти вещества больше изменяются в месте действия лучей, исходящих от сильно освещенных частей предмета, и меньше - в местах действия лучей, исходящих от слабо освещенных частей предмета.

Распад и восстановление родопсина, как и йодопсина, совершается в темноте и на свету, но восстановление усиливается в темноте. Обязательное условие восстановления этих веществ - соприкосновение сетчатки с клетками пигментного эпителия. Сам пигмент роли не играет, так как это восстановление происходит и у людей, у которых в сетчатке глаза нет пигмента.

Родопсин на свету распадается на белок опсин и на пигмент ретинен, который является производным витамина А. На свету и особенно в темноте витамин А превращается в ретинен, который соединяется с опсином и образует родопсин. Поэтому в темноте в сетчатке содержатся ничтожные количества витамина А, а на свету, особенно ярком, обнаруживается значительное количество свободного витамина А. Следовательно, витамин А - источник образования родопсина.

Недостаток в пище витамина А сильно нарушает образование родопсина, что вызывает резкое ухудшение сумеречного зрения, или гемералопию.

Обмен веществ в сетчатке сходен с обменом веществ в головном мозге. В сетчатке обнаруживаются электрические явления. Потенциалы сетчатки - одно из проявлений фотохимических процессов распада зрительного пурпура. Запись потенциалов сетчатки обозначается как электроретинограмма.

Расстройства зрения.

Существуют различные расстройства ахроматических и хроматических ощущений. Наиболее часто встречается гемералопия. Причинами гемералопии нередко является недостаток в пище витамина А и длительная работа при чрезмерно ярком освещении.

Цветная слепота проявляется в следующих формах:

1) общем ослаблении цветоощущений;

2) потери ощущений определенных цветов;

3) полной потере цветоощущений.

Общее ослабление светоощущений проявляется в том, что цвета различаются только при более сильных раздражениях глаза, при большей их светлоте и насыщенности и при более продолжительном действии на глаз. Цветовая адаптация наступает быстрее.

Потеря ощущений определеных цветов чаще всречается в виде потери различать красный и зеленый цвета. Вся красно-оранжево-желто-зеленая часть спектра видна как желтая, а голубовато-сине-фиолетовая - как голубая. В области голубовато-зеленого места имеется ахроматическое место. В этой группе различаются протанопы и девтеранопы. Протанопы не отличают светло-красный от темно-зеленого, а пурпурный и фиолетовый от синего. Протанопией страдал химик Дальтон. Поэтому ее называют еще дальтонизмом. Девтеранопы не различают светло-зеленый от темно-красного и фиолетовый от голубого. Гораздо реже встречаются тританопы, которые не различают желтовато-зеленый от синевато-зеленого и пурпурный от оранжево-красного. Страдающий полной цветной слепотой различает цвета лишь по светлоте. Весь мир для него бесцветен. Цветная слепота встречается приблизительно у 8-10 % мужчин и у 0,5 % женщин. Дальтонизм встречается приблизительно у 4-5 % всех мужчин. В большинстве случаев цветная слепота врожденная.

Зрительные контрасты.

После длительного рассматривания определенного цветного предмета и перевода взора на белый фон можно на этом фоне видеть тот же предмет, но окрашенный в дополнительный цвет. Например, после рассматривания красного предмета на белом фоне виден зеленый предмет, после рассматривания синего - желтый, белого - черный (последовательные цветные и бесцветные образы).

При длительном рассматривании цветного предмета, находящегося на белом фоне, вокруг него виден дополнительный цвет. Например, при длительном рассматривании красного квадрата на белом фоне вокруг него отчетливо виден зеленый, а вокруг синего виден желтый. При рассматривании белого квадрата на сером фоне вокруг него серый фон становится более темным. Эти явления основаны не только на процессах, происходящих в сетчатке, но главным образом на явлениях последовательной и одновременной индукции в больших полушариях, в зрительном анализаторе.

Теории цветного зрения.

Большинством признается трехкомпонентная теория цветного зрения Юнга - Гельмгольца. Основы этой теории были изложены М. В. Ломоносовым (1756).

Согласно этой теории, в сетчатке есть три вида колбочек, каждый из которых содержит особое цветореактивное вещество. Благодаря содержанию различных цветореактивных веществ одни колбочки обладают повышенной возбудимостью к насыщенному красному цвету, другие - к насыщенному зеленому, третьи - к насыщенному сине-фиолетовому.

Предполагается, что существуют колбочки, реагирующие только на действие световых волн определенной (модуляторы) и на волны более широкого диапазона (доминаторы), а восприятие красного, зеленого и сине-фиолетового - результат совместной реакции трех группировок разных модуляторов (Р. Гранит, 1955).

В зрительном нерве существуют три особые группы нервных волокон, каждая из которых проводит афферентные импульсы от одной из групп колбочек. В естественных условиях свет действует не на одну из групп колбочек, а на две или даже три группы, при этом волны различной длины возбуждают их в различной степени.

Характер цветового ощущения обуславливается физиологическими процессами в зрительном анализаторе. При отведении потенциалов от отдельных волокон зрительного нерва наибольшая электрическая активность обнаружена на участках оранжевого, зеленого и сине-фиолетового. Трехкомпонентная теория подтверждается электрофизиологическими исследованиями. Доказано, что возбудимость зелено- и синереактивных элементов сетчатки возрастает при увеличении тонуса симпатической системы, а возбудимость краснореактивных элементов возрастает при увеличении тонуса парасимпатической системы. Анэлектрон изменяет цветовую возбудимость также, как симпатикотропные вещества и ионы кальция, а катэлектрон - как паросимпатикотропные и ионы калия. Колбочки, содержащие зеленореактивное вещество, содействуют возбуждению содержащих синереактивное вещество и снижают возбуждение содержащих краснореактивное (С. В. Кравков, 1947).однако недавно выдвинута двухкомпонентная теория на том основании, что все цветоощущения получаются при совмещении на экране двух позитивов: желтовато-зеленого и оранжево-красного (Э. Лэнд).

По мнению П.Л. Лазарева, цветоощущения возникают при достаточной концентрации ионов, которые образуются при фотохимическом распаде трех светореактивных веществ, имеющих различные спектры поглощения. При воздействии белого цвета концентрация ионов, образовавшихся из всех трех веществ, одинаково велика. Цветоощущения возникают при неодинаковой концентрации ионов.

Вторая теория цветоощущения - Э. Геринга (1872) - исходит из особенностей восприятия цветов спектра. Согласно этой теории существуют простые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Основные зрительные ощущения являются результатом процессов диссимиляции и ассимиляции, происходящих в трех светореактивных веществах.

При вызываемой действием световых лучей диссимиляции этих веществ возникают ощущения белого, красного и желтого. При действии других световых лучей происходит ассимиляция этих веществ, что дает ощущения черного, зеленого и синего. Когда два дополнительных цвета одновременно вызывают ассимиляцию и диссимиляцию, они уравновешивают друг друга и остаются только химические процессы в бело-черном веществе, то есть серый цвет. При действии на каждый глаз различных цветов получается бинокулярное смешение цветов. Этот факт указывает на то, что основную роль в возникновении цветоощущений играют процессы, протекающие в зрительном анализаторе больших полушарий.

Рис. 1. Треугольник смешения цветов (по Максвеллу)

Цветовое зрение.

Согласно современным представлениям, то, что мы видим как цвет, "представляет собой комбинированное воздействие: 1) спектрального распределения светового потока из дающего энергию источника света; 2) физических и / или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза); 3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение; 4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте.

Процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом.

Согласно традиционному подходу, свет представляет собой сложную смесь предпосылок для восприятия цветных лучей. Пока свет от источника или отражающей поверхности не достиг рецепторов цветового зрения сетчатки (колбочки), считается, что цвета нет. Колбочки избирательно чувствительны к синей, зеленой и желто-красной частям спектра. Кроме этого существует "палочковая" система рецепторов, совместно с колбочками реагирующая на освещенность и обеспечивающая сумеречное зрение.

Процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней. На уровне рецепторов сетчатки механизм цветоразличения хорошо описывается в известной "трехкомпонентной теории" Юнга-Гельмгольца. Последняя объясняет необходимость и достаточность триады основных цветов (красного, зеленого и синего) для получения цветов видимого спектра путем аддитивного смешения (Педхем, Сондерс, 1978). На этом основана технология получения цвета в кинескопе. Трихроматическая теория оказалась полезной в качестве основы для различных процессов воспроизведения цвета и была развита с помощью законов Гроссмана в метод колориметрии МКО (CIE - в английской транскрипции).

От "первичных детекторов" сетчатки возбуждение передается далее на группу "градуальных нейронов", составляющих второй детекторный уровень. В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной) , хотя существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех.Это связано с выявлением в структуре процесса цветоразличения не только анализатора яркости, но и так называемого "униполярного темнового механизма", т.е. анализатора "белизны", что соответствует ощущению насыщенности цветового тона. Как бы то ни было, на этом уровне характер обработки цветового раздражения хорошо укладывается в "теорию оппонентности" Эвальда Геринга.

Эта теория основывается на существовании уже не трех, а четырех основных цветов: красного, зеленого, желтого и синего, остающихся неизменными по цветовому тону при различных стимульных условиях и субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. На основании первой части теории Геринга была разработана современная Натуральная цветовая система (NCS) .

Дальнейшая обработка информации в цветовом анализаторе предполагает процесс сличения раздражителя с "узкополосным эталоном" , позволяющий идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. Существует также гипотеза о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти.

Пройдя весь сложный путь от глаза до зон цветового анализатора в коре, электромагнитные колебания бесцветного света "превращаются" в то, что мы воспринимаем как Цвет. Этот путь в настоящее время может быть представлен как последовательная "сортировка" количественных данных (частот спектра) на некие все более дробные "качества" в форме специфических реакций полей детекторов или ансамблей нейронов.

Таким образом, данные классических и современных исследований позволяют мыслить Цвет не только в форме электромагнитных колебаний, но и в терминах спайковой (т.е. в конечном итоге тоже электромагнитной) активности строго определенных нейронных структур мозга. До сего дня не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена.

Последовательные образы.

Зрительное ощущение возникает не сразу с началом раздражения, а через некоторый скрытый период раздражения, который в среднем равен 0,1 сек.

Зрительное ощущение не исчезает также одновременно с прекращением раздражения светом, а остается в течение некоторого времени. Ощущение, которое продолжается после прекращения действия на глаз светового раздражителя, называется последовательным образом. Последовательный образ продолжается в течение времени, необходимого для исчезновения из сетчатки раздражающих ее продуктов распада светореактивных веществ и их восстановления. При быстром вращении в темноте зажженной папиросы видны не отдельные вспышки света, а огненный круг. На явлении последовательных образов основано кино. Кинолента состоит из отдельных кадров, но промежутки между ними глазом не различаются, а наблюдается непрерывное движение.

Существуют положительные последовательные образы, которые по своей светлоте и цветности соответствуют первоначальному раздражению, и отрицательные последовательные образы, которые представляют собой негативные изображения предмета.

После удаления рассматриваемого предмета наблюдаются несколько очень быстро следующих друг за другом образов, которые отделены друг от друга долями секунды.

Эти последовательные образы представляют собой постепенное затухание зрительного ощущения. У некоторых людей последовательные образы необычайно ярки.

Слияние мельканий в ощущение ровного непрерывающегося света происходит при некоторой большой частоте мельканий света. При этом частые световые ощущения благодаря последовательным образам сливаются в одно световое ощущение.

Наименьшая скорость смены отдельных вспышек света, при которой они вызывают слитное ощущение, называется критической частотой слияния мельканий.

Эта частота зависит от интенсивности света и от адаптации.

У человека и кошки критическая частота слияния мельканий достигается при частоте вспышек света около 50 в 1 сек.

При просмотре кинофильмов пропускается 24 кадра в 1 сек, что превышает критическую частоту слияния мельканий при данном освещении экрана.

У некоторых людей, чаще у детей, после исчезновения рассматриваемого предмета он очень ярко виден со всеми деталями и только постепенно исчезает из поля зрения.

Этот случай необыкновенно четкой и длительной зрительной памяти называется эйдетизмом. У детей эйдетизм связан с изменением функции щитовидной или паращитовидных желез

4. Световая и спектральная чувствительность глаза

Способность глаза реагировать на возможно малый поток излучения называется световой чувствительностью. Она измеряется, как величина, пороговой яркости.

Пороговой называется та наименьшая яркость объекта, например светового пятна, при которой оно может быть обнаружено с достаточной вероятность на абсолютно черном фоне.

Вероятность обнаружения зависит не только от яркости объекта, но и от угла зрения, под которым он рассматривается, или, как говорят, от его углового размера.

С возрастанием углового размера растет число рецепторов, на которое проецируется пятно.

Практически, однако, с увеличением угла зрения более чем на 50°чувствительность перестаёт изменяться.

В соответствии с этим световая чувствительность S п. определяется как величина, обратная пороговой яркости B п. , при условии, что угол зрения aі 50°:

S п. =(1 / В п.) aі 50°

Световая чувствительность очень велика.

Так, по данным Н. И. Пинегина, для отдельных наблюдателей минимум энергии, необходимый для появления зрительного эффекта, составляет 3-4 кванта.

Это значит, что в благоприятных условиях палочковая световая чувствительность глаза близка к предельной, физически мыслимой.

Колбочковая световая чувствительность, обеспечивающая цветовые ощущения, намного ниже «ахроматической», палочковой.

По Н.И. Пинегину, для возбуждения колбочкового зрения необходимо, чтобы на одну колбочку в среднем упало не менее 100 квантов.

Монохроматические излучения действуют на глаз по-разному. Его реакция максимальна на среднюю часть спектра.

Чувствительность к монохроматическим, определяемая как относительная, называется спектральной.

Реакция глаза, выражающаяся в возникновении светового ощущения, зависит, во-первых, от потока излучения Ф l ,упавшего на сетчатку, а во-вторых, -от той доли потока, которая воздействует на рецепторы.

Эта доля есть спектральная чувствительность k l .

Иногда для обозначения того же понятия применяется термин спектральная эффективность излучения.

Произведение k l . Ф l , определяет характеристику потока излучения, связанную с уровнем его светового действия называемую световым потоком F l .

F l = Ф l k l . (1)

Следовательно, абсолютное значение спектральной чувствительности определяется отношением

k l =F l / Ф l .

Глаз имеет наибольшую спектральную чувствительность к излучению l=555 нм, относительно которой определяются все другие значения этой величины.

При световых измерениях значениеk l в формуле(1) принято заменять произведением k 555 v l , где v l -относительное значение спектральной чувствительности, называемое относительной спектральной световой эффективностью излучения (видностью):

v l =k l / v 555 .

В таб. 1 даны значения относительной спектральной световой эффективности некоторых излучений.

Наименование цвета световых потоков

Длина волны, нм

Относительная спектральная световая эффективность

Синевато-пурпурный (фиолетовый) (bP)

Пурпурно-синий (сине-фиолетовый) (bP)

Зеленовато-синий (gB)

Сине-зелёный (BG)

Синевато-зелёный (bG)

Зелёный (G)

Желтовато-зелёный (yG)

Желто-зелёный (YG)

Зеленовато-желтый (gY)

Желтый (Y)

Желтовато-оранжевый (yO)

Оранжевый (O)

Красновато-оранжевый (rO)

Красный (R)

5. Субъективные характеристики цвета

Характер цветового ощущения зависит как от суммарной реакции цветочувствительных рецепторов, так и от соотношения реакций каждого из трёх типов рецепторов. Суммарная реакция определяет светлоту, а соотношение ее долей - цветность.

Когда излучение раздражает все рецепторы одинаково (единица интенсивности раздражения - «доля участия в белом»), его цвет воспринимается как белый, серый или как черный. Белый, серый и черный цвета называются ахроматическими. Эти цвета не различаются качественно. Разница в зрительных ощущениях при действии на глаз ахроматических излучений зависит только от уровня раздражения рецепторов. Поэтому ахроматические цвета могут быть заданы одной психологической величиной - светлотой.

Если рецепторы разных типов раздражены неодинаково, возникает ощущение хроматическое цвета. Для его описания нужны уже две величины светлота и цветность. Качественная характеристика зрительного ощущения, определяемая как цветность, двумерна: складывается из насыщенности и цветового тона.

В тех случаях, когда, когда все рецепторы раздражены почти одинаково, цвет близок к ахроматическому: качество цвета едва выражено. Это, в частности, белый с синим оттенком, синевато-серый и т.д. Чем больше перевес в раздражении рецепторов одного из двух типов, тем сильнее ощущается качество цвета, его хроматичность. Когда, например, возбуждены только красночувствительные рецепторы, мы видим чисто красный цвет. Весьма далекий от ахроматического.

Степень отличия хроматического цвета от ахроматического называется насыщенностью.

Светлота и насыщенность - характеристики, недостаточные для полного определения цвета. Когда говорят «насыщенный красный» или «малонасыщенный зелённый», то кроме насыщенности, упоминается цветовой тон цвета Это то его свойство, которое подразумевают в обыденной жизни, когда называют цвет предмета. Несмотря на очевидность понятия, общепризнанного определения термина «цветовой тон» нет. Одно из них дается в такой форме: цветовой тон - это характеристика цвета, определяющая его сходство с известным цветом (неба, зелени, песка и т. д.) и выражаемая словами «синий, зеленый. Желтый и т. д.».

Цветовой тон определяется рецепторами, дающими наибольшую реакцию. Если цветовое ощущение формируется в результате одинакового раздражения рецепторов двух типов при меньшем вкладе третьего, то возникает цвет промежуточного тона. Так, голубой цвет ощущается при одинаковых реакциях зеленочувствительных и синечувствительных оболочек. цвет спектральный чувствительность ахроматический

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу.

Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание.

Ахроматические - безцветные:

серый(оттенки) ;

Хроматические - цветные три признака (отличие)

цветовой тон;

насыщенность;

светлота или яркость

Ахроматические:

Хроматические:

Интенсивный цвет - это значит зависит от насыщенности и светлости.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Различная степень выразительности зелёного цвета. Эмоциональное воздействие цвета на человека и его использование в искусстве. Взаимосвязь цвета и личности. Значение зелёного цвета в одежде, в дизайне интерьеров, в брендах ведущих торговых марок.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2014

    Цвет как элемент дизайна. Психофизиологическая реальность цвета, цветовое воздействие на восприятие человека. Понятия и термины теории цвета: эффективная работа с цветами. Применение цвета: реклама, дизайн интерьера, ландшафтный и промышленный дизайн.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Природа цвета и окраски предметов. Роль световых волн в восприятии цветов. Природные свойства. Значение цвета и основные направления цветов в живописи. Эффекты цветовой перспективы и рефлекса. Категории цветов: хроматические, цветные и ахроматические.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2009

    Цвет как свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от длины световой волны солнечного спектра. Знакомство с основными закономерностями восприятия цвета. Анализ способов восприятия красок природы без завесы константности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2016

    Цветовая палитра, изменение окружающего мира. Яркие краски сна "смешного человека" и цвета счастья "смешного человека". Символика цвета очень важна в произведениях.При анализе художественного мира рассказа, мы видим, героя и мысли героя пестрят красками.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Значение цвета в декоративной композиции как изобразительного и выразительного средства. Основные свойства цветов, их психологическое восприятие. Историческое развитие колористических тенденций, особенности гармоничных цветовых сочетаний в костюме.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2011

    Исследование и анализ семантической связи цвета в народном орнаменте дохристианской Руси. Отражение связи орнамента с обрядами как неотъемлемой составляющей жизни древних славян. Анализ смысла стилизации цвета и орнамента: борецкая и шенкурская роспись.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Цвет и магия у первобытных народов. Символика цвета в странах востока. Цветовая символика ислама. Символика цвета в христианской западной Европе и общественной жизни. Цветогармонические ряды новой эпохи. Цветовой круг Гете. Цветовые триады Рунге.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2011

    Значение ритма как организующего начала композиции, особенности ее построения в искусстве разных исторических периодов. Пространственное воздействие и виды контрастных проявлений цвета. Понятие художественного образа, его создание в графическом дизайне.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Цветовое воздействие на человека. Значение цвета в психологии рекламы. Особенности гармоничного цветового решения в экспозиции выставки. Исследование оформления выставочных пространств. Анализ эскиза торгового выставочного стенда "Золотой стандарт".

Живопись - краска, цвет, она заложена внутри нашего организма. Её вспышки бывают велики и требовательны.
Казимир Северинович Малевич

Радужная психология

Все мы в детстве радовались появлению радуги на небе после прошедшего дождя. Все пытались заучивать количество и последовательность цветов радуги. Кто из нас не помнит такие веселые фразы, как:
  • К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан.
  • К ак О днажды Ж ак-З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь.
  • И другие варианты.
Где первые буквы слов означают соответствующее название цвета:
  • К аждый - красный;
  • О хотник - оранжевый;
  • Ж елает - жёлтый;
  • З нать - зелёный;
  • Г де - голубой;
  • С идит - синий;
  • Ф азан - фиолетовый.


Но мы и не думали в то время, что каждый цвет влияет на нас, на наш характер и нашу жизнь в той или иной степени.
И, вот, став уже взрослыми, мы можем проследить психологическую связь определенного, предпочитаемого нами, цвета с той или иной чертой нашего характера.

У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма.

Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его.

Красный цвет наиболее предпочитаем подростками.

Желтый Символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность.

Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.

Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест.

Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол/аура Христа или Будды).

Зеленый Цвет природы, естества, самой жизни, весны.

Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей.

Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.

Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный.

Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Синий Цвет неба, покоя, расслабления.

Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.

В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.

Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления.

При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Черный Цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни.

Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы.

Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов).

Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается.

Серый Любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение.

Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации.

Видео: Фестиваль цвета в Индии

Заключение

А какому из цветов вы больше всего симпатизируете? Какой цвет Ваш самый любимый?

В опросе ниже выберите 2-3 варианта наиболее нравящихся вам цвета в жизни, а затем, внимательнее прочтите в статье, что значат выбранные вами цвета в психологии личности.

Если твоя жизнь потеряла цвет, раскрась ее сам! Она того стоит.
Автор неизвестен

Цель : Рассказать о цвете и его значении в жизни человека; развивать творческие способности; воспитать умение видеть прекрасное в повседневной жизни.

Оборудование : Мультимедийный проектор, экран, карточки.

Ход занятия

1. Вступительная лекция
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает.

По исследованиям ученых человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой - становится нормальным а в синей - замедляется.

Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Возраст тоже сказывается на цветовосприятии: до 20-25 оно возрастает, затем постепенно снижается. Таким образом, цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние.

2. Беседа
- Назовите пожалуйста Ваш любимый цвет? (…)
- Вы знаете, что он обозначает?(…)(про цвет)
- А какой цвет влияет на ваше настроение? (…) (про цвет)
- Как ваше имя? Как вы думаете, какого цвета ваше имя?

Цвета

  • белый -является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
  • черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
  • серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира.
  • красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же - альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм.
  • коричневый - выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям.
  • желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.
  • синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете.
  • зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.
  • оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.
  • розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.
  • фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости

3. Сейчас я предлагаю провести вам небольшое исследование «Цвет имени», где вы узнаете какого цвета Ваше имя и некоторые особенности вашей личности.
(объясняю по слайду «Определи цвет имени своего» ,

  • Поднимите руки у кого цвет имени красный?
  • Я попрошу Вас… (зачитывают значения)

4. Работа в парах. (выборочно)

  • Вы получили результаты исследования и теперь каждый из вас знает какого цвета ваше имя, а сейчас мы проведем творческую минутку,работая в парах. На экране (слайд С) ключевые слова, характеризующие ваше имя по цвету.
  • Вы находите в таблице цвет своего соседа и его ключевые слова.

Задание:
Составьте мини рассказ о своем соседе, используя эти слова.
- Послушаем, что у Вас получилось.
- Вам понравилось? Вот как интересно можно исследовать каждое имя с помощью цвета и узнать о себе и о окружающих вас людях.

5. Предлагаю поработать в группах.

Задания для групп на слайде
1 группа. В названиях, каких художественных произведений присутствует цвет. («Белый Бим, черное ухо» , «Красное и Черное»- Стендаль; Сказки Братьев Гримм «Золотой гусь» , «Синяя свечка», «Золотой ключик» Алексей Ник. Толстой, «Белый пудель» А.И. Куприн)
2 группа. Исполните строки из песен, в которых говорится о цвете.(«В траве сидел кузнечик»; «Оранжевая мама», «Черный кот»)
3 группа. Назовите фамилии известных людей, которые звучат как цвет. (Саша Черный, Александр Беляев – писатель фантаст)
- Вы, каждый в своей группе выполняли задание, связанные с цветом. Эти задания показывают, что цвет присутствует в нашей жизни повсеместно.

6. - Сейчас я проведу тест на ваше внимание «Запомни по цвету»
Задание

  • Вашему вниманию поочередно будет предложено 3 рисунка с интервалом в 3 секунды
  • На слайде - геометрическая фигура, состоящая из 5 квадратов, каждый из которых имеет свой цвет. За 3 секунды, вы должны запомнить их точное расположение и воспроизвести на бумаге: фигуру и цвета. (до слайда)
  • На следующем слайде – вы увидите дерево. За 3 секунды должны запомнить сколько листьев зелёного цвета.
  • На экране вам будет предложены треугольники разного цвета. За это же время определите не обозначая количество треугольников, треугольников какого цвета больше (Например: из 20:4 красных, 5 желтых,6 оранжевых, 5 розовых)
  • Проведем самопроверку. Посмотрите на экран и проверьте себя.
  • Проверьте 1 задание, 2 задание и 3 задание
  • Поднимите руки у кого нет ошибок?
  • Вы очень внимательные люди и хорошо чувствуете цвет
  • У кого 1-2 ошибки? Вы менее внимательны.

7. Рефлексия.

  • Что нового для себя сегодня узнали?
  • Я хочу вас поблагодарить за активную работу, за помощь мне и на память раздать памятки о цвете Вашего имени. (раздаю)