Сказка в стихах.
«Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!»
Много сказок есть на свете,
Любят их не только дети,
Каждый взрослый рад послушать,
Бог не зря дал людям уши,
Но прошу,друзья,учесть,
В каждой сказке смысл есть.
Быстро все в кружок садитесь,
Да ушами напрягитесь,
Коль понравится вам сказка,
Жду коммент,внизу привязка,
Хоть и поздний уже час,
Всё ж послушайте мой сказ.
Как давно всё было это,
Вас оставлю без ответа,
Но скажу средь всех героев,
Жил да был Аника-воин,
Крепким был,хочу признать,
Муромцу Илье подстать.
Бог в Илье узрел мужчину,
Поднял на ноги детину,
Тот в ногах имел проблему...
Дальше стоп-не наша тема.
Наш герой Аника-воин,
Он сего стиха достоин.
Двадцать лет Анике было,
Дурь гуляла в нём,бесила,
Быть задирой не боялся,
Перед всеми похвалялся,
Часто бил купцов,бояр,
Грабил торги и базар.
Вскоре грабить надоело
Люд простой,скучнОе дело.
И решил Аника-воин,
Местных впредь не беспокоить,
А рвануть в Ерусалим... (на Босфоре)
Вот что дальше было с ним.
Взяв копьё и меч свой грозный,
Сделав вид вполне серьёзный,
Сев на лошадь покрестился,
В стремя ножками вцепился,
И поехал,так сказать,
Божьи церкви разорять.
Долго ль,коротко он ехал-
Не скажу,то есть не к спеху,
Но,однажды,уж под вечер,
Видит он,ему навстречу,
Кто-то движется с косой,
Чёрный плащ на нём,босой.
Говорит Аника-воин:
"Эй ты,чудище чудное,
Кто ты,царь,или царевич,
Иль заморский королевич,
Как тебя мне называть,
Каким рангом величать.
Я совсем тебя не знаю,
Кто такой,или такая,
Твой наряд мне не понятен,
В кровь испачкан,не опрятен,
Ты лицо своё не пряч,
Кто ты друг,или палач"?
"От тебя Аника-воин,
Я лицо своё не скрою,
Я не царь и не царевич,
Не заморский королевич,
Всякий знает кто есть я,
Я,Аника,Смерть твоя".
Тут Аника улыбнулся,
То ли чёртик в нём проснулся,
Стал куражиться над Смертью,
Коль не верите-поверте,
Он мечём ей стал грозить,
Грозны речи говорить:
"Как в народе говорится,
Смерть героя убоится,
Я,как есть,Аника-воин,
Ты не справишся со мною,
Коль рукам я волю дам,
Ляжешь ты к моим ногам".
"Ты,Аника не хвалися,
Прежде Богу помолися,
Не спасёт тебя и сила,
Я таких,как ты косила,
Знай,тебе не устоять,
Смерть не любит отступать".
Тут Аника рассердился,
За копьё,за меч схватился,
Долго с нею он сражался,
На копьё поднять пытался,
Всё же Смерть была хитрей,
Был герой повержен ей.
Страх в Анику поселился,
Он за жизнь свою взмолился:
"Смерть,прошу тебя и очень,
Дай пожить ещё годочек!"
Всё,что грабил,всё раздам
Бедным людям и церквам".
Смерть в ответ:"Аника-воин,
Ты минуты не достоин,
Что ж живя на вольном свете,
Ты не чтил законы эти?
Только грабил,убивал,
Златом погреб набивал.
Нет,не дам тебе пощады,
Знаешь, люди будут рады,
Будут образам молиться,
И по многу раз креститься,
Скажут:"Сгинул супостат",
Будет весел стар и млад.
Ты был храбрым средь убогих,
Нищих грабил у дороги,
Хвастал силою великой,
Ты не воин-трус,Аника,
Надобно тебя казнить,
Чур,не плакать и не выть.
И взмахнув косою острой,
Для неё всё это просто,
Смерть без тени сожаленья,
Отсекла в одно мгновенье,
Круглый,но пустой кочан,
На Аникиных плечах.
Так погиб Аника-воин,
Лучшей смерти был достоин.
Жалко мне,стиха концовка
С грустью вышла,аж неловко,
Но зато в ней есть намёк,
Добрым молодцам урок.
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова аника-воин
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
аника-воин
аники-воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка.
Википедия
Аника-воин
Ани́ка-во́ин - герой русского народного стиха об Анике и Смерти. В переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.
В стихе молодой Аника-воин хвастается своей силой и разоряет беззащитных людей. В пути ему встречается Смерть и упрекает его за хвастовство. Аника-воин нисколько её не боится и вызывает на поединок. Смерть быстро одолевает его и он, раскаявшись о необдуманном слове, начинает умолять её дать ему хоть сколько-нибудь времени, но Смерть убивает его.
Видимо, русский стих восходит к «Повести о прении живота со смертью», которая пришла (не ранее XVI века) на Русь с Запада.
Имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos . Русские переписчики могли посчитать эпитет за имя собственное.
Аника-воин перешёл в поговорку «Аника-воин сидит да воет». Его имя упоминается в сказках, притчах, народной драме (например, в пьесе о «Царе Максимилиане», интермедии «Аника-воин»). Его нередко изображали с кратким изложением «Повести о прении живота со смертью» на лубочных картинках.
Аника-воин
Прост. Ирон. Хвастающий своей силой, задира, драчун. - В кои-то веки я её затащил к себе, а ты уже и разлютовался, Аника-воин эдакий храбрый!
(А. Левитов. Дворянка). Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: - Опять с медалями! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь!
(М. Горький. Детство).
- От имени героя древнерусского народного сказания Аники-воина, который, хвастая своей непобедимостью, вызвал на поединок Смерть и погиб в борьбе с ней.
Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Синонимы :Смотреть что такое "Аника-воин" в других словарях:
Аника-воин - С древнегреческого: Anikitos. Перевод: Непобедимый. Источник выражения один из русских народных «духовных стихов» об Анике воине, который хвалился своей отвагой, хитростью и силой, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Сам этот стих… … Словарь крылатых слов и выражений
Аника воин. - Аника смотрок. Аника воин (см. лубочную картину). См. РУСЬ РОДИНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
АНИКА-ВОИН - АНИКА ВОИН, аники воина (разг. ирон.). Неудачливый вояка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
аника-воин - сущ., кол во синонимов: 2 трус (54) хвастун (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аника-воин - Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия
Аника-воин - а) крыл. сл. В одном из произведений русской народной поэзии, «духовном стихе» об Анике воине, рассказывается о воине, который гордился своей силой и хитростью, но, встретив Смерть, испугался и был побежден ею. Имя «Аника воин» получило… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Аника-воин - ирон. о хвастливом человеке, бахвалящемся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности. Выражение связано с народной поговоркой Аника воин сидит да воет, в которой имя избрано не случайно: греч. а – “не”, nike – “победа”. Видимо, поэтому… … Справочник по фразеологии
Аника-воин - персонаж духовного стиха. Согласно сюжету, А., великий воин, одержавший за долгую жизнь (в разл. вариантах ему от 220 до 390 лет) множество побед и совершивший немало нечестивых поступков, намеревался разорить Иерусалим (по др. версиям готов… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Аника-воин - м. Тот, кто, хвастая своею силою, своими возможностями, терпит поражение, оказывается в невыгодном, неприятном для себя положении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Аника воин - … Википедия
Книги
- Неизданные материалы экспедиции Б. М. и Ю. М. Соколовых. 1926-1928. По следам Рыбникова и Гильфердинга. В 2 томах. Том 1. Эпическая поэзия , . Книга содержит уникальную коллекцию классических духовных стихов (120 текстов) на эпические сюжеты: "Голубиная книга", "Борис и Глеб", "Егорий Храбрый" . "Аника-воин" и др. В книгу вошли и… Купить за 946 руб
- Песни Петера Сьлядека , Г. Л. Олди. Идет по путям-дорогам лютнист Петер Сьлядек, раз за разом обреченный внимать случайным исповедям: пытаются переиграть судьбу разбойник, ученик мага и наивная девица, кружатся в безумном…
Аника-воин, кличка, даваемая ныне всякому хвастуну, храброму лишь на словах…
В стародавние времена жил на Руси витязь Аникей. Не дал ему Бог той силушки, что бы богатырём прозываться, поэтому и слава о нём шла малая. И удал был Аникей, и в бою неистов, и могуч, но так, что бы «мечом махнуть, да сотню ворогов сразить», не мог.
А к тридцати годкам стал наш боец задумываться, а не пора ли ему на покой уходить. Дом поставить, жениться, да малыми детушками обзавестись. Не век же в степи ночевать и ратными делами промышлять. И вот, едет он через лес на коне буланом, думу думает, улыбается про себя. Вдруг, видит, идёт навстречу мужик и огромную змею на плечах несёт.
— Бог в помощь, поздорову ли, серый зверь да не прорыскиват ли?- приветствует его витязь.
— Поздорову, добрый молодец, — степенно отвечает мужик.
— Откуда змей?
— В лесу поймал, — говорит змееносец. – Отнесу домой, зарежу, кожу сниму, да кушак справлю.
Уж незнамо, что на Аникея нашло, но пожалел он аспида.
– Продай его мне, пахарь, — молвит витязь.
Дал мужику денежку серебряную, да и забрал змея. Отъехал вглубь леса, бросил его на траву.
— Ползи домой, подколодный, — говорит. – К жене своей и малым змеёнышам.
— Ай, спасибо, душа-человек, — отвечает змей человеческим голосом. – За добро такое христианское, отплачу сполна. Знай же, удалой боец, что отныне у тебя не одна жизнь, а добрая сотня. Пронзит, ежели, ворог мечом, али копьём, одна жизнь пропадёт, а остальные останутся.
Вот тут и пришла к Аникею слава богатырская. Стал он подвиги вершить, что другим витязям не под силу. В одиночку на целую рать выходит, и смерть его не берёт. Всё ему нипочём, ни орды татарские, ни драконы огнедышащие. Калики перехожие песни о его победах складывают, князья на службу зовут, да по праву рученьку на пиру усаживают. Зажил наш богатырь в стольном городе Рязани. Дом каменный поставил, женился, детишек завёл. А, как беда у ворот, садится богатырь на коня, выезжает во чисто поле, да разит ворогов, сам смерти не боится.
Но время идёт, свой счёт ведёт. И к сорока годам осталась у Аникея последняя жизнь. Не до сражений ему теперь, не до подвигов ратных. Хочется сынов вырастить, да дочерей замуж выдать. А враги, словно догадываются, тут как тут. Кочевники деревни соседские жгут, людей в полон уводят. В лесах разбойники дело злое творят.
Пришли витязи рязанские под окно аникеево.
— Веди нас в бой, богатырь, — зовут. – Возглавь воинство православное.
Молчит Аникей, носа из дома не кажет.
Другой раз соберутся ратнички.
— Помоги, Аникеюшка, — просят, — с разбойничками справится.
— Недосуг мне, — отмахивается тот.
Был богатырь, да весь вышел. Перестал народ за помощью хаживать, перестал и князь на пиры звать.
«Позабыли все его подвиги,
наградили кличкой обидною.
Величают теперь не заступником,
Прозывают Воином-Аникою».
Одни скажут, мол, вольготно богатырём со ста жизнями в запасе жить. Настоящий герой – тот, кто своей головой рискует. Но, ведь, Аникей, своим даром благородно распорядился, не на злые дела, да потехи, а людям на пользу. Поклониться бы рязанцам ему в пояс и в покое оставить. Ан, нет…
Аника-воин и смерть
Аника-воин — так с иронией называют человека, хвастливо изображающего собой грозного, сурового, воинственного, но на самом деле таковым не являющимся.Понятие «Аника» пришло в русскую культуру из византийской повести о непобедимом герое Дигенисе. По-гречески, непобедимый — anikitos. Определение это было воспринято, как имя собственное. Прозвание Аника, anikitos наложилось на перевод одного из немецких диалогов жизни со смертью, оригиналом которого был текст, напечатанный в Германии и перевезенный в Новгород любекским типографом Бартоломеем Готаном в конце XV века. В русской транскрипции рассказ получил название "Прение живота со смертью" и стал в XVI веке одним из популярнейших произведений. Оно неоднократно подвергалось переработкам и изменениям. Например, в результате переработки, сделанной во второй половине XVI века, первоначальная форма чистого диалога заменилась повествованием, а абстрактные образы собеседников персонифицированы. Смерть оказалась представлена в виде безобразной старухи с большим запасом оружия, сидящей на тощем коне. Неопределенный «живот» превратился в удалого воина, похваляющегося своею силой, но в стокновении со смертью напуганного и побеждённого ею.
"Рече же живот: «Госпоже моя смерть, покажи на мне милость свою, отпусти мя ко отцу моему духовному, да покаюся ему, елико согреших».
Рече же ему смерть: «Никако же, человече, не отпущу тя ни на един час. Тем вы прельщаетеся, глаголюще: заутра ся покаю, и бес покаяния наипаче согрешаете, а мене забываете, а ныне как аз пришла, так и возму. Ко всем моя любовь равна есть: какова до царя, такова и до нища, и до святителя, и до простых людей... И тако его поверже с коня на землю, дондеже предаст дух свой богу. Тако сконча воин жизнь свою. Ныне и присно и во веки веком. Аминь "
Применение выражения в литературе
—
«Ничего… Завтра поеду в область. ― Эх ты, Аника-воин! Пойдем, хоть накормлю тебя»
(Борис Можаев «Падение лесного короля»)
—
«На дедушку войной пошел. Ах ты, Аника-воин!.. Уж ежели туго придется ― ко мне беги али меня кричи: выручу»
(Ф. В. Гладков. «Повесть о детстве»)
—
«Ты не буровь дюже, Аника-воин, а то я тебя враз усмирю»
(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
—
«Жребий брошен». ― Ах ты, Аника-воин! ― с горестной насмешкой воскликнула мать»
(С. Т. Григорьев. «Александр Суворов»)
—
«В ответ послышалось дружное ржание всех присутствующих: ― О-го-го! Аника-воин! ― Подожди. Заработаешь!»
(Г. Г. Белых, А. И. Пантелеев. «Республика ШКИД»)
—
«В виде эпизодов являлись и витязь Бармуил, и воин Аника, и какая-то «богиня», сражающаяся с Аникой в чистом поле, и смерть с косой»
(И. С. Аксаков. «Письма родным»)